Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Камеральная таможенная проверка». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Проверка таможенной стоимости товара в рамках таможенного контроля таможенной стоимости может быть проведена как ДО выпуска товара, так и ПОСЛЕ выпуска товара. При этом, после выпуска товара таможенный орган имеет право провести таможенную проверку в течение трех лет после даты выпуска. Согласно статистике, с каждым годом количество таможенных проверок снижается, но важно понимать, что возрастает удельный вес таможенных платежей, доначисляемых участникам ВЭД.
Выездная таможенная проверка
Выездные таможенные проверки проводятся таможенными органами значительно реже, чем камеральные, однако их последствия для бизнеса могут оказаться более серьезными. Для минимизации данных последствий необходимо привлечь опытного таможенного юриста.
До 01 октября 2020 г. действовал мораторий на внеплановые выездные таможенные проверки. Внеплановые выездные таможенные проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, приостановленные из-за пандемии коронавируса, возобновились в России с 1 октября 2020 года.
Таможенный Юрист поможет подготовить необходимые ответы, возражения, письменные пояснения, аргументировать позицию. Юристы таможенной карты смогут при необходимости присутствовать при проведении выездной таможенной проверки и скоординировать действия участника ВЭД.
Правомерность истребования информации и документов при камеральной таможенной проверке
По факту организации проверки таможенная служба имеет право организовать запрос информации от юридического лица, чья деятельность в данный момент рассматривается инспектором. Обычно это необходимо при выявленных ошибках или пробелов в документах, которые уже находятся в службе. Существуют определённые нюансы, которые необходимо знать организациям, которые получили запрос на информацию от таможенной службы.
- Требование, направленное по почте, должно быть отправлено с уведомлением о получение, в среднем считается, что почта доходит в течение 6 рабочих дней.
- В течение 6 дней юридическое лицо обязано направить ответ в таможенную службу. В случае если по каким-то причинам организация не успевает собрать всю необходимую информацию, должен быть направлен запрос о продление срока.
- Юридическое лицо имеет право направить информацию, как по почте, так и в электронном виде. Носитель для электронного файла может быть выбран на усмотрение самой организации.
- Предоставлять оригиналы документов нет никакого смысла, таможенной службе достаточно официально заверенных копий.
Что такое камеральная таможенная проверка
Согласно Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее — ТК ЕАЭС), это форма ТП, проводимая с неограниченной периодичностью по месту нахождения ТО без выезда к проверяемому лицу (далее — ПЛ).
Справка. ТП пришла на смену существовавшей ранее таможенной ревизии, но если таможенная ревизия контролировала факт выпуска товаров и достоверность сведений, представленных при декларировании, то цели ТП значительно шире.
В соответствии с п. 1 ТП нацелена на содействие соблюдению требований, установленных таможенным и другими законодательными актами стран ЕАЭС.
ТП может проводиться в отношении лиц:
- зарегистрированных участников в области таможенного дела;
- напрямую или косвенно участвовавших в сделках с товарами, помещенными под таможенную процедуру;
- в текущий момент или в прошлом (по информации ТО) владевших или пользовавшихся товарами с нарушением международных договоров и актов, регулирующих правовые нормы таможенного и других законов государств ЕАЭС, в том числе товарами, незаконно перемещенными через таможенную границу ЕАЭС (ст. 331 ТК ЕАЭС).
Основанием для ее проведения является информация, имеющаяся в распоряжении ТО, о товарах, незаконно ввезенных или находящихся на таможенной территории ЕАЭС (п. 8 ).
Права проверяемых организаций
В положениях ст. 135 ТК ТС зафиксированы права лиц, подлежащих камеральной таможенной проверке:
- право на запрашивание у органов таможни информации, касающейся положений законов государств, входящих в ТС, в которых определен порядок проведения соответствующих проверок;
- право на предоставление всех документов и сведений, подтверждающих, во-первых, факт выпуска товаров, а во-вторых, соблюдение требований таможенных законов ТС и законодательства государств, входящих в ТС;
- право на обжалование решений, совершенных действий либо бездействия сотрудников таможенных органов в соответствии с порядком, который установлен законами государств, входящих в ТС;
- право на пользование иными правами, которые предусмотрены законодательством ТС и государства, входящего в ТС.
Сведения, проверяемые при таможенной процедуре
Во время камеральной таможенной проверки таможенными органами проверяются следующие сведения:
- помещен ли товар под таможенную процедуру,
- достоверны ли сведения о товаре в декларации и прочих документах,
- соблюдаются ли ограничения по использованию товара, который был выпущен условно,
- соблюдались ли требования, лицами, которые осуществляют деятельность в таможенной сфере,
- соответствуют ли всем условиям лица, которым присвоен статус уполномоченного представителя,
- соблюдение таможенных процедур, при помещении под которые товары не приобретают статус товаров,
- иные требования, которые предусмотрены ТК
Во время проверки сопоставляют данные которые содержатся на предоставленных документах и прочих документах, предоставленных таможенным органам с бухгалтерской отчетностью, счетами компании и другой информацией, полученной в установленном порядке. Помимо этого, таможенными органами могут использоваться и иные формы контроля.
Помимо таможенных органов в камеральной таможенной проверке могут участвовать и другие контролирующие органы.
По итогам камеральной проверки производится принятие решения по выявленным результатам. Если в ходе проверки были выявлены нарушения, то таможенными органами применяются соответствующие меры. Акт о проведенной таможенной проверке выписывается в двух экземплярах, второй высылается проверяемому лицу и должен там хранится в течении установленного срока.
Камеральная таможенная проверка
Эта проверка проводится для анализа и изучения сведений, внесенных в таможенную декларацию или другие документы проверяемого лица; сведений от контролирующих госорганов; другой информации, находящейся в распоряжении таможенных структур о работе указанного лица.
Не производится предварительное оформление акта для назначения проверки, а также выезд по месту нахождения организации/ИП. Для уточнения данных может направляться требование проверяемому субъекту с указанием срока, необходимого для представления информации. Запрещается проводить камеральную проверку дважды по одному и тому же товару. Истребованию подлежат сертификаты, отчеты, счета-фактуры и накладные, договора, прочая документация. При отказе дать пояснения проверяемая компания может быть привлечена к административной ответственности и последующей выездной проверке.
Выездная таможенная проверка
Данную проверку проводят с осуществлением выезда по фактическому адресу юридического лица либо ИП. Она может проводиться в соответствии с планом либо внепланово.
Если проверку проводят на основании плана, для нее необходимо решение, принятое таможенным органом. Плановые проверки обычно профилактического характера, их цель – контролировать соблюдение законодательства.
Внеплановые проверки же проводят, чтобы выявить нарушение.
Основанием для ее назначения могут быть:
- Официальная информация, поступившая от гос. органов;
- Информация, которая поступила от вышестоящих таможенных органов;
- Другая официальная информация;
- Результаты камеральных проверок.
Прежде чем начнется проверка, сотрудники таможенной службы проводят анализ всей имеющейся информации. Для этого действует специальное подразделение по аналитике. Также исследуется стоимость всех товаров, подлежащих декларированию.
Иногда для вынесения решения об административном наказании достаточно только аналитического этапа. Если же данных явно недостаточно, назначается административное расследование либо выездная проверка.
Если выездная проверка является плановой, проверяемому юрлицу направляется извещение, с уведомлением, подтверждающим факт получения. Если заказное письмо вернется (адресат отсутствует) это не причина для отмены проверки.
Также лицу нужно вручить решение о проведении проверочных мероприятий.
Перед тем как начать проверку, сотрудники обязаны предъявить свои служебные удостоверения.
Если документ подписан лицом, которое не имело права этого делать, сотрудников на территорию компании можно не допускать.
Если проверка камеральная, то таможенники только изучают документацию.
А если выездная, то вполне могут:
- Осмотреть товары;
- Осмотреть помещения и территорию;
- Провести ревизию;
- Арестовать и изъять товары;
- Отбирать пробы;
- Истребовать информацию и документы;
Все мероприятия, которые планируется провести, должны быть перечислены в решении о ее проведении.
Основная цель проверок – обеспечение полного и своевременного поступления таможенных платежей в бюджет. Таможенная проверка – это одна из законодательно установленных форм таможенного контроля. Кроме нее применяются: проверка документов и сведений о товаре, получение объяснений, различные виды таможенного осмотра и досмотра. Таможенная проверка считается основной формой контроля.
Общий смысл таможенной проверки хорошо определен ст. 331 ТК ЕАЭС. В ходе ее сопоставляются сведения из таможенной декларации, документов, предоставленных таможенному органу, со сведениями, содержащимися в бухгалтерском учете и отчетности, счетах, иных аналогичных документах.
Список вопросов, которые могут задаваться в ходе проверки, законодательство содержит в целом. На практике они могут быть конкретизированы. Проверяются:
- достоверность задекларированных сведений;
- исполнение ограничений по товарам, выпущенными условно;
- соблюдение ответственными лицами в сфере ВЭД своих обязанностей;
- соблюдение таможенных процедур и др.
Сведения и источники их получения контролирующими органами также не ограничены каким-то закрытым списком. При проверке определенного лица, участника ВЭД, контролирующие органы, как правило, обращаются ко многим его контрагентам. Среди них:
- участники товарных сделок, деловые партнеры;
- обслуживающие банки;
- транспортные фирмы;
- складские компании.
Под проверяемыми лицами законодатель понимает не только декларанта и перевозчика товара, но и целый ряд других лиц, занятых в указанной сфере (п. 4 ст. 331).
Существует два основных вида таможенной проверки: камеральная и выездная.
На заметку! Таможенная проверка проводится с использованием иных форм и мер таможенного контроля, в комплексе с ними (осмотр помещений, получение объяснений).
Как вести себя предпринимателю
Любая проверка заставляет предпринимателя нервничать, даже если скрывать ему нечего. Поговорим о том, как себя вести, если к вам пришли проверяющие, в частности, таможенники и какие последствия могут быть у неправомерного поведения обеих сторон.
В самом начале общения стоит обратить внимание на документы (удостоверение), которые демонстрируют сотрудники таможенных органов. Если документация в порядке, ваша обязанность пустить инспектора на территорию. Если этого не сделать, сотрудники вправе проникнуть на территорию с применением физической силы. Если доходит до такого, то в присутствии понятых об этом уведомляется прокурор в срок 24 часа.
За препятствие проведению проверки, предпринимателю грозит штраф. Предприниматель или руководитель компании будет оштрафован на 2-4 тысячи рублей, другие работники на 500-1000 рублей.
Обязанность проверяющего – вручить вам копию решения о назначении проверки. Вы знакомитесь с ним, задаете вопросы, если что-то непонятно.
Вы, как проверяемое лицо, имеете следующие права:
- Без предъявления документов не пропускать проверяющих на территорию;
- Отказать в предоставлении информации по вопросам, которые не указаны в решении;
- Потребовать разъяснения ваших прав и полномочий;
- Отказать в доступе на территорию тем инспекторам, которые не значатся в решении о проверке.
Объекты и субъекты проверки
Учитывая, что главная задача подобных мероприятий – выявить нарушения, связанные с транспортировкой, оформлением и хранением различных грузов, под контроль попадает довольно широкий круг лиц и практически вся документация, связанная с этими грузами. В частности, проверять могут:
- Перевозчика, который осуществляет транспортировку груза через границу в рамках Таможенного союза.
- Владельца перевозимого имущества.
- Юридическое или физическое лицо, которое осуществило передачу прав на груз на различных условиях.
- УЭО (уполномоченный экономический оператор).
- Любых других лиц, которые косвенно или напрямую связаны с перевозкой груза через границу, а также владельцев временных складов, магазинов беспошлинной торговли и т.д.
Статья 228. Камеральная таможенная проверка
Учитывая экономическую значимость результатов проверки, можно утверждать, что качество отбора, в конечном счете, определяет полноту сборов таможенных платежей, налогов, акцизов и пеней, а также штрафов.
В основе процедуры отбора лица на таможенную проверку лежит субъекто-ориентированный подход, формируемый системой управления рисками Федеральной таможенной службы России. ФТС оценивает вероятность нарушения таможенного законодательства и в дальнейшем применяет меры таможенного контроля, соответствующие уровню риска компании.
Основные причины выбора лица для проведения проверки:
- Наличие сумм задолженности перед таможенными органами, неуплаченные административные штрафы;
- Непредставление документов;
- Реорганизация или ликвидация компании;
- Небольшой размер уставного капитала участника ВЭД;
- Значительные отклонения основных показателей таможенного декларирования (вес, стоимость) в меньшую сторону от средних значений по аналогичным товарам;
- Значительная доля товарооборота с офшорными зонами;
- Поставка товаров из страны, не являющейся страной происхождения;
- Привлечение к административной ответственности, а также возбуждение уголовных дел.
На основе полученной информации определяется искомое количество участников ВЭД, которые имеют наибольшие риски причинения возможного экономического ущерба и которые целесообразно включить в план проведения таможенных проверок.
Камеральная таможенная проверка проводится по месту нахождения таможенного органа путем изучения и анализа сведений, содержащихся в таможенных декларациях и (или) коммерческих, транспортных (перевозочных) и иных документах, представленных проверяемым лицом при совершении таможенных операций и (или) по требованию таможенных органов.
Таможенные органы обязаны уведомлять лицо о начале проверки. Проверки проводятся без ограничений периодичности их проведения. Срок проверки – 90 календарных дней с момента направления уведомления, в отдельных случаях может быть продлен на 120 календарных дней.
Этапы проведения:
Подготовительный – происходит сбор сведений и данных, принимается решение о необходимости проведения проверки;
Основной – происходит непосредственная проверка имеющихся документов. Во время камеральной таможенной проверки таможенными органами проверяются следующие сведения:
- помещен ли товар под надлежащую таможенную процедуру;
- достоверность сведений о товаре в декларации и прочих документах;
- соблюдение запретов и ограничений по использованию товара;
- соблюдение требований лицами, осуществляющими деятельность в таможенной сфере;
- иные требования, предусмотренные таможенным законодательством.
Дополнительный – таможенным органом могут быть запрошены документы, необходимые для осуществления проверки. Кроме того, в ходе камеральной проверки таможенные органы могут провести таможенный осмотр и досмотр.
Заключительный – составляется акт о завершении камеральной таможенной проверки с описанием полученных выводов и результатов.
По результатам проверки лицо, в отношении которого проводилась проверка, имеет право знакомиться с материалами проверки, а так же представить возражения относительно выводов.
Выездная таможенная проверка проводится таможенным органом с выездом в место (места) нахождения юридического лица, место (места) осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) место (места) фактического осуществления деятельности проверяемыми лицами.
Выездные таможенные проверки подразделяются на следующие виды:
– проводится на основании планов проверок, разрабатываемых таможенными органами
Плановые выездные таможенные проверки в отношении одного и того же проверяемого лица проводятся таможенными органами не чаще 1 раза в год. Плановые выездные таможенные проверки в отношении уполномоченных экономических операторов проводятся таможенными органами не чаще 1 раза в 3 года.
Выбор лиц, в отношении которых проводится плановая выездная таможенная проверка, производится с использованием информации, полученной из следующих источников:
- результаты проведения таможенного контроля до и после выпуска товаров;
- информационные ресурсы таможенных органов;
- результаты предыдущих таможенных проверок;
- банки, небанковские кредитные (кредитно-финансовые) организации и организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций, государств-членов;
- таможенные и (или) иные государственные органы государств-членов;
- средства массовой информации;
- иные источники информации.
Перед началом проведения плановой выездной таможенной проверки таможенные органы обязаны направить проверяемому лицу уведомление о проведении проверки. Кроме того, на сайте ФТС России таможенными органами публикуются планы проверок юридических лиц на ближайшие годы.
Одним из основных нарушений при проведении плановой выездной проверки является нарушение срока проверки.
Пример из судебной практики (до введения ТК ЕАЭС):
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19.11.2014 по делу № А43-3032/2014.
Требования: ООО «ИСТКОН У» обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконными действий Нижегородской таможни выразившихся в истребовании у Общества документов и сведений после истечения сроков проведения плановой таможенной проверки.
Решение: требования Общества удовлетворены судом первой инстанции, решение оставлено без изменения судами апелляционной и кассационной инстанции.
Выводы суда: таможенным органом был нарушен срок проведения проверки и отсутствовали законные основания для продления срока приостановления проверки, в связи с чем действия таможенного органа по истребованию у заявителя документов и сведений после истечения сроков проведения плановой таможенной проверки по требованиям являются незаконными. Действия Нижегородской таможни по истребованию у заявителя документов и сведений после истечения сроков проведения плановой таможенной проверки по требованиям совершены ответчиком в нарушение требований части 12 статьи 132 Таможенного кодекса Таможенного союза.
Проводится на основании данных, свидетельствующих о возможном нарушении лицом таможенного законодательства, либо иные обстоятельства, с которыми закон связывает проведение указанного вида проверки.
Внеплановые выездные таможенные проверки проводятся без ограничений периодичности проведения таких проверок.
Основаниями для назначения внеплановых выездных таможенных проверок могут являться:
- данные, полученные в результате анализа информации, содержащейся в информационных ресурсах таможенных органов и иных государственных органов государств-членов, и свидетельствующие о возможном нарушении международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов;
- информация, свидетельствующая о возможном нарушении международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства государств-членов;
- заявление лица о включении в реестр уполномоченных экономических операторов;
- обращение (запрос) компетентного органа государства, не являющегося членом Союза, о проведении проверки лица, совершавшего сделки, связанные с перемещением товаров через таможенную границу Союза, с иностранным лицом;
- поручение (запрос) органов предварительного расследования (органов уголовного преследования) государств-членов по материалам проверки сообщения о преступлении или по возбужденному уголовному делу;
- поручение таможенного органа одного государства-члена, данного таможенному органу другого государства-члена, о проведении выездной таможенной проверки и др.
(полный перечень оснований указан в ст. 333 ТК ЕАЭС, ст.229 ФЗ № 289)
Так же, одним из основных нарушений при проведении плановой выездной проверки является нарушение срока проверки, а так же запрос документов, не относящихся к предмету проверки.
Кому ждать проверки таможенников?
1. Храните таможенные декларации и товаросопроводительные документы в течение трех лет с даты выпуска товара.
2. Предоставляйте документы и сведения таможенному органу при проведении камеральной таможенной проверки.
3. Проявляйте должную осмотрительность и запрашивайте копии ДТ у контрагентов, а также проверяйте информацию о выпуске товаров на сайте ФТС России.
4. Лучше заранее готовиться к проведению таможенных проверок, если у компании есть условно выпущенные товары, товары, ввезенные со льготами, преференциями; если вы подали заявление на получение статуса УЭО.
Срок проведения камеральной таможенной проверки ограничен действующим законодательством и составляет 90 календарных дней со дня направления проверяемому лицу уведомления о проведении проверки.
Такое ограничение срока установлено частью 5 статьи 228 Закона № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ» от 03 августа 2018 г.
Важно отметить, что при исчислении 90-дневного срока не учитывается период с момента отправки соответствующего требования до момента получения на него ответа таможней.
Нормами этой же статьи предусмотрена возможность пролонгации 90-дневного срока. Законодательно установленный срок продления составляет 120 календарных дней.
При этом продление срока проведения проверки возможно только при наличии ограниченного перечня оснований, например, таких, как необходимость проведения экспертизы или подача соответствующих запросов в релевантные учреждения и организации.
В соответствии с установленным порядком проверяемое лицо должно быть надлежащим образом извещено о принятом решении продлить срок проведения проверки, при этом возможна лишь однократная пролонгация срока.
По завершению проведённой проверки таможенный орган направляет утверждённый акт камеральной таможенной проверки. Срок утверждения акта начальником таможенного органа или его заместителем – 3 рабочих дня с даты его составления.
Законодатель предусмотрел право для проверяемого лица подготовить и подать мотивированные возражения на акт камеральной проверки.
Срок подачи мотивированных возражений на акт составляет 15 рабочих дней со дня получения акта.
Указанный срок закреплён положениями статьи 237 Федерального закона №289-ФЗ «О таможенном регулировании в РФ».
Этой же статьёй установлены и следующие сроки процедур завершения камеральной проверки:
- 5 рабочих дней – на вручение под роспись и отправке второго экземпляра акта проверяемому лицу;
- 6-й рабочий день считается днём вручения второго экземпляра акта проверяемому лицу, если в таможню не поступила информация от Почты РФ об иной дате вручения направленного заказным письмом акта;
- 5 рабочих дней отводится на формирование выписки из акта, если по итогам проверки будет установлена необходимость вынесения решений в сфере таможенного дела (например, решений о классификации, решений о внесении изменений в ДТ и проч.);
- 5 рабочих дней предусмотрено на отправку или вручение выписки из акта представителю таможенного брокера;
- 10 рабочих дней – крайний срок для рассмотрения таможней полученных мотивированных возражений на акт камеральной таможенной проверки
В случае если таможней будут приниматься решения в сфере таможенного дела, сроки их принятия установлены пунктом 29 статьи 237 ФЗ-289.
Исчисление сроков проведения и завершения проверки является важным процессуальным элементом.
Юристы нашего Центра рекомендуют крайне внимательно проверять соблюдение таможней установленных сроков проверки и при выявлении их нарушения использовать такие ошибки для усиления позиции и нивелировании результатов проверки.
Камеральная таможенная проверка
Зона таможенного контроля (ЗТК) – это отделенная, огороженная от прочего пространства, охраняемая территория, где осуществляются мероприятия по ТК. На территории ЗТК располагаются площадки для хранения грузов под открытым небом, парковки грузового транспорта, склады, административные здания, здание таможни. Доступ граждан и транспорта осуществляется только через организованные пункты пропуска. Зоны ТК бывают постоянными (ПЗТК) и временными (ВЗТК). ПЗТК имеются в крупных аэропортах, пунктах пропуска на границе (автомобильных и ж/д), на складах (таможенных и СВХ), свободных экономических зонах. ВЗТК учреждаются для контроля ввоза и вывоза сезонных товаров, а также опасных или крупногабаритных (транспортировка до ПЗТК проблематична/невозможна).
В ЗТК инспекторы могут останавливать транспорт, досматривать груз, совершать др. действия. За пределами ЗТК инспекторы тоже правомочны останавливать транспорт, но в сопровождении сотрудников ГИБДД.
На территории ЗТК таможенные органы уполномочены осуществлять любые формы контроля.
Формы таможенного контроля:
- Запрос и получение объяснений от участников ВЭД;
- Проверка документов и сведений;
- Таможенный осмотр товаров и транспорта;
- Таможенный досмотр товаров и транспорта;
- Личный таможенный досмотр;
- Осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля;
- Таможенная проверка.
Получение объяснений. Инспектор правомочен запрашивать дополнительно информацию, получать объяснение у физлиц и юрлиц чтобы уточнить сведения, указанные в ДТ. Если опрашиваемый владеет интересующей инспектора информацией, то он должно предоставить ее инспектору.
Проверка документов и сведений. Инспектору требуется установить, что:
- При декларировании соблюдены все формальности;
- Имеются все печати и штампы, и они сравнимы с образцами;
- Предоставленные на номерных бланках документы не похищены, не аннулированы и действительны (инспектор может делать запросы через систему межведомственного взаимодействия с другими ведомствами (СМЭВ) на поиск интересующих документов в базах данных);
- В ДТ и товаросопроводительных документах отсутствуют следы незаверенных исправлений, подчисток, добавлений текста, подделки печати или подписи.
При необходимости инспектор вправе мотивированно запрашивать у декларанта допсведения. Полученные документы направляются на верификацию (срок может составлять от нескольких часов до одного месяца).
Таможенный осмотр (ТО) и таможенный досмотр (ТД). ТК заключается в визуальном осмотре товаров, багажа, ТС, почты и документов к ним. Отличия между ТО и ТД: при осмотре вскрытия грузового отсека транспорта, контейнера, багажа не происходит, а при досмотре они вскрываются, а товар вынимается. Следовательно, ТД является более полной формой ТК. Зачем же тогда таможня использует столь несовершенный метод контроля, как осмотр? Причина заключается в том, что ТД более трудоемкая и дорогостоящая форма ТК. Досматривать весь товаропоток нецелесообразно.
Цель ТО – удостовериться, что данные, заявленные в ДТ, действительно описывают товар, предъявленный таможне. Если на контейнере, багаже, другой транспортной таре присутствуют таможенные пломбы, то инспектор должен удостовериться в их целостности, груз не вскрывался (нет следов разборки, демонтажа).
При ТО инспекторы часто используют технические средства таможенного контроля (ТСТК) разных классов (от простейших до сложных). К сложным ТСТК относятся рентгеновские установки, газоанализаторы, инспекционно-досмотровые комплексы (ИДК). Несколько слов об ИДК. С их помощью осуществляется осмотр транспортной тары, багажа, грузовых отсеков автомобилей. Это делается для того, чтобы исходя из анализа полученных рентгеновских снимков установить количество товара в контейнере, его характер, и при наличии посторонних вложений выявить их (основная масса товара и посторонние вложения изготовлены из разных материалов, имеют разные габариты, разную плотность, а значит на рентгеновском снимке будут отличаться друг от друга), выявить тайники и закладки контрабанды.
Присутствие декларанта при ТО не обязательно. ТД товаров происходит только в присутствии участника ВЭД.
Степени таможенного досмотра
- Пересчет грузовых мест с выборочным вскрытием;
- Взвешивание (полное или выборочное);
- Пересчет количества предметов в грузовых местах выборочно;
- Пересчет грузовых мест со вскрытием всех грузовых мест;
- Измерение и определение характеристик товаров (с частичной или полной разборкой):
- Без взятия проб и образцов;
- С взятием проб и образцов;
- Пересчет количества предметов во всех грузовых местах.
Степень и глубина ТД определяется начальником таможни. Но, если это необходимо, инспектор может увеличить ее. Уменьшать объем и степень ТД недопустимо.
Что может стать причиной проведения ТД? Попробуем рассказать о некоторых из них.
- Прежде всего это результаты ТО. Если инспектором были обнаружены поврежденные пломбы, следы от вскрытия опечатанного контейнера, а осмотр с помощью ИДК выявил в автомобиле посторонние вложения, то он может направить в адрес начальника поста служебную записку о проведении ТД вызвавшего подозрение груза с указанием глубины досмотра.
- Подозрения в достоверности предъявленных декларантом на таможне документов, допущенные в них ошибки.
- Еще один фактор – срабатывание определенного профиля риска в системе управления рисками (СУР). О работе СУР мы расскажем несколько позже.
Итогом является акт, оформляемый инспектором (экземпляр вручается участнику ВЭД).
Личный таможенный досмотр — это исключительная форма контроля, потому что при досмотре затрагиваются личные права и свободы гражданина. Однако сотрудники таможни вынуждены прибегать к выборочному досмотру граждан, так как все еще нередки случаи, когда правонарушители пытались скрытно провезти через государственную границу товары на своем теле, в одежде, либо среди личных вещей. Во всяком случае практически каждый из нас видел сводки криминальных новостей, где периодически рассказывается о задержании на границе физлиц, пытавшихся скрытно провезти контрабанду.
Что необходимо знать об особенностях личного досмотра граждан?
Как проходит проверка
В процессе выездной проверки таможенники могут: осматривать товары, помещения и территорию фирмы, проводить инвентаризацию товаров по правилам, аналогичным для налоговых инспекций, арестовывать и изымать товары, получать пояснения, проверять маркировку, назначать экспертизу товаров, привлекать специалистов, брать образцы и пробы, а так же использовать средства для идентификации товаров.
Имейте в виду: каждое из этих действий таможенники вправе провести не только в рамках проверки, но и отдельно. Мероприятия, планируемые инспекторами, должны быть перечислены в решении о проведении выездной проверки. Правильно оформленные результаты ревизии суд может признать доказательствами по уголовным и административным делам (ст. 134 Таможенного кодекса ТС).
В ходе контрольного мероприятия таможенники могут потребовать от сотрудников фирмы письменные пояснения (ст. 113 ТК ТС). Имейте в виду: речь идет не о показаниях в рамках административного или уголовного дела, а о том, чтобы уточнить, прояснить какие-то нюансы, возникающие в процессе проверки. Если же инспекторы начнут задавать вам вопросы об обстоятельствах нарушения или преступления, вы можете им отказать. Для сбора такой информации существуют свои процедуры, установленные в КоАП РФ и УПК РФ. Помните, что вы вправе не свидетельствовать против самого себя и своих близких (ст. 51 Конституции РФ).
Суд вправе использовать пояснения как доказательства в уголовном или административном деле (ст. 171 Закона о таможенном регулировании в РФ). За отказ от дачи пояснений предусмотрен штраф для предпринимателей и должностных лиц фирмы в размере от 300 до 500 рублей, для других сотрудников – от 100 до 300 рублей (ст. 19.7 КоАП РФ).
Цели таможенного контроля
Главная стратегическая цель таможенного контроля – эта защита национальных экономических интересов; обеспечение экономического роста России и её союзников; создание благоприятных условий для иностранных инвестиций; защита интересов национальных производителей.
Цели таможенного контроля:
- Контроль за перемещением товаров в соответствии с указанной в декларации таможенной процедурой;
- Контроль за использованием товаров в соответствии с процедурами;
- Контроль за достоверностью сведений, заявленных декларантом в таможенной декларации;
- Контроль за соблюдением всех условий и ограничений по пользованию и (или) распоряжением условно выпущенных товаров;
- Контроль за законностью действий лиц, осуществляющих таможенное оформление.