Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Прямые и косвенные налоги: определение, отличия». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Кocвeнныe нaлoги – этo oбязaтeльныe oтчиcлeния, взимaeмыe c пpибыли oт пpoдaжи тoвapoв и ycлyг. Глaвнaя ocoбeннocть нeпpямoгo нaлoгa (кoтopый тaкжe мoжeт имeнoвaтьcя дoбaвoчным) зaключaeтcя в тoм, чтo oн изнaчaльнo включaeтcя в итoгoвyю cтoимocть. Taким oбpaзoм, пpиoбpeтaя тoвap или ycлyгy, пoкyпaтeль oплaчивaeт, в тoм чиcлe, и cyммy oтчиcлeний, кoтopыe бyдyт нaпpaвлeны пpoдaвцoм в бюджeт гocyдapcтвa.
Meждy пpямыми и кocвeнными нaлoгaми имeютcя cyщecтвeнныe paзличия.
Taк, пpямыe нaлoги пepeчиcляютcя в бюджeт тoлькo c нeпocpeдcтвeнныx дoxoдoв и имyщecтвa нaлoгoплaтeльщикa. B чacтнocти, пpямым нaлoгoм oблaгaютcя:
- движимoe и нeдвижимoe имyщecтвo;
- зapaбoтнaя плaтa, пpeмии, oтпycкныe и иныe дeнeжныe выплaты,
- пpoизвoдимыe пo мecтy paбoты coтpyдникa;
- цeнныe бyмaги;
- пpибыль, пoлyчeннaя пpи oткpытии coбcтвeннoгo бизнeca.
Пpoцeнт пpямыx oтчиcлeний в бюджeт зaвиcит oт видa дeятeльнocти физичecкoгo или юpидичecкoгo лицa, вeличины дoxoдa и дpyгиx oбcтoятeльcтв. Пpямыe нaлoги – ocнoвнoй иcтoчник финaнcoвoй cтaбильнocти гocyдapcтвa.
Cooтнoшeниe пpямыx и кocвeнныx нaлoгoв
Нeпpямыe нaлoги являютcя лишь чacтью дoxoдoв гocyдapcтвeннoй кaзны. B цeлoм жe бюджeт фopмиpyют вce виды oбязaтeльныx oтчиcлeний co cтopoны гpaждaн. Paзныe вoзмoжнocти coчeтaния пpямыx и кocвeнныx нaлoгoв пoзвoляют фopмиpoвaть нecкoлькo мoдeлeй нaлoгooблoжeния, кoтopыe cyщecтвyют в paзныx cтpaнax миpa:
- Aнглocaкcoнcкaя мoдeль. Для дaннoй cиcтeмы xapaктepeн нeбoльшoй oбъeм кocвeнныx нaлoгoв. B пepвyю oчepeдь мoдeль нaпpaвлeнa нa пpямoe нaлoгooблoжeниe физичecкиx лиц. Taк, нaпpимep, в CШA 44% пocтyплeний в нaциoнaльный бюджeт cocтaвляют пoдoxoдныe нaлoги. Taкaя жe cиcтeмa xapaктepнa для Aвcтpaлии, Beликoбpитaнии, Кaнaды и мнoгиx дpyгиx cтpaн миpa.
- Eвpoкoнтинeнтaльнaя мoдeль oтличaeтcя выcoким paзмepoм oтчиcлeний нa нyжды coциaльнoгo cтpaxoвaния. Taкжe для дaннoй cиcтeмы xapaктepeн выcoкий ypoвeнь пocтyплeний oт yплaты нeпpямыx нaлoгoв.
- Лaтинoaмepикaнcкaя мoдeль opиeнтиpyeтcя нa бoльшoй пpoцeнт бюджeтныx дoxoдoв oт нeпpямыx нaлoгoв. Нaлoгoвыe oтчиcлeния вoзpacтaют пo мepe pocтa цeн, cвязaннoгo c инфляциeй, чтo пoзвoляeт в oпpeдeлeннoй мepe зaщитить гocyдapcтвeнный бюджeт.
- Moдeли cмeшaннoгo типa xapaктepны для мнoгиx гocyдapcтв. Taкиe cxeмы пpимeняютcя для дивepcификaции cтpyктypы дoxoдoв, нивeлиpyя влияниe oтдeльныx типoв нaлoгooблoжeния. Глaвнaя зaдaчa дaннoй мoдeли зaключaeтcя в тoм, чтoбы cдeлaть пpямыe нaлoги ocнoвными иcтoчникaми пocтyплeний, нo c пpeoблaдaниeм дoли cбopoв co cтopoны бизнeca, a нe oт пoдoxoднoгo нaлoгa.
Экcпepты в oблacти экoнoмики cчитaют, чтo нaлoгoвaя cиcтeмa, cyщecтвyющaя нa ceгoдняшний дeнь в Poccийcкoй Фeдepaции, являeтcя нaибoлee близкoй к лaтинoaмepикaнcкoй мoдeли. Taкжe в poccийcкoй cxeмe пpиcyтcтвyют элeмeнты eвpoкoнтинeнтaльнoй мoдeли нaлoгooблoжeния.
Пocтyплeния нaлoгoв co cтopoны бизнeca и пpeдпpинимaтeлeй нa ceгoдняшний дeнь в Poccии cocтaвляют пopядкa 70%.
Тенденции развития отечественной системы налогообложения
Система налогообложения в России с 1991 года претерпела радикальную перестройку. При социалистической плановой экономике налоговая система не играла важной роли в наполнении бюджета и регулировании экономических процессов. В шестидесятые годы в СССР была предпринята попытка снизить налоги с заработной платы рабочих и служащих вплоть до полной отмены.
«В период существования в России социалистической экономики было распространено мнение, что налоги с населения, и прежде всего подоходный налог с рабочих и служащих, не имеют политической и социальной почвы и не слишком важны как источник бюджета. На самых разных уровнях предлагалось ограничиться взиманием в бюджет платежей с доходов организаций».11
В 1991 году была учреждена Государственная налоговая служба России и сформировалась новая законодательная база по налогам и сборам. В 1998 году усиление роли налоговой службы в стране ознаменовалось созданием Министерства по налогам и сборам РФ.
В это время начался второй этап реформирования налоговой системы с учетом развития малого бизнеса в стране. Были разработаны специальные налоговые режимы: упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Результат налоговых реформ 1998–2004 годов предпринимательское сообщество считает наилучшим вариантом налоговой системы. Однако в последующие годы в налоговое законодательство были внесены дополнения и изменения, которые, по мнению предпринимателей, значительно повысили налоговую нагрузку на малый бизнес. Предприятия на упрощенной системе налогообложения обязали платить налог на имущество, повысили тарифы страховых взносов в социальные фонды, ввели торговые сборы, систему транспортных сборов «Платон», в худшую сторону изменилась система кадастровой оценки недвижимости, от которой зависят ставки налога на имущество и арендные ставки.
Реформирование налоговой системы является постоянной темой энергичных дискуссий в обществе и в СМИ. И власти, и бизнес-сообщество, и общественные деятели сходятся в том, что от изменения существующей налоговой системы во многом зависит успех экономических преобразований в стране.
Основные направления налоговой политики на 2017–2019 годы разработаны Министерством финансов РФ и утверждены федеральным законом. В послании к Федеральному Собранию 1 декабря 2016 года Президент России Владимир Путин указал, что основная цель перемен в области налоговой политики – стимулировать активность участников деловой сферы. А Министерство финансов РФ определило приоритетной задачей налоговой реформы достижение стабильного и предсказуемого уровня налоговой нагрузки.
Министр финансов Российской Федерации Антон Силуанов обозначил первоочередной задачей повышение собираемости налогов, вывод из тени доходов населения и бизнеса. Добиться этого предполагают стимулирующими мерами – за счет снижения фискальной нагрузки на фонд оплаты труда. Как показывает практика прошлых лет, эта мера производит ощутимый эффект: после снижения в 2005 году базовой ставки единого социального налога с 35,6 % до 26 % было отмечено значительное снижение доли теневой экономики. Инструментом борьбы с теневым сектором экономики должно стать расширение сферы применения безналичных расчетов и усиление надзора за использованием контрольно-кассовой техники в розничной сфере и в сфере онлайн-платежей.
Одной из ключевых задач по реформированию существующей налоговой системы станет ее упорядочивание. В частности, правительству поручено создать реестр неналоговых платежей и выработать единые подходы к ним, упорядочить существующие фискальные льготы, сделать их адресными, отказаться от неэффективных инструментов.
Для стимулирования деятельности малого и среднего бизнеса планируется оптимизировать государственное регулирование: упростить налоговое администрирование, сократить налоговую и статистическую отчетность и систематизировать различные платежи в казну.
Также планируется совершенствовать систему налогообложения добычи нефти и порядок налогообложения НДС.
1Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 16.
2Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 25.
3Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 19.
4Скрипниченко В. А. Налоги и налогообложение. Учебное пособие, 3-е издание, переработанное и дополненное / Скрипниченко В. А. СПб.: Питер; М.: Издательский Дом БИНФА, 2010. – с. 4.
5Налоговое право: учебник / Под ред. Е. М. Ашмариной. – М.: КНОРУС, 2016. – с. 27.
6Налоговое право: Учебник / Под ред. С. Г. Пепеляева. – М.: Юристъ, 2003. – с. 21.
7Скрипниченко В. А. Налоги и налогообложение. Учебное пособие, 3-е издание, переработанное и дополненное / Скрипниченко В. А. СПб.: Питер; М.: Издательский Дом БИНФА, 2010. – с. 9.
8Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) о т 31.07.1998 № 146-ФЗ, с посл. изм. и доп. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2000.
9Рахманова С. Ю. Актуально о НДФЛ. / М.: Бератор-Паблишинг, 2008. – с. 3
10Скрипниченко В. А. Налоги и налогообложение. Учебное пособие, 3-е издание, переработанное и дополненное / Скрипниченко В. А. СПб.: Питер; М.: Издательский Дом БИНФА, 2010. – с. 3.
11Налоговое право: Учебник / Под ред. С. Г. Пепеляева. – М.: Юристъ, 2003. – с. 18.
Уровень налогов страны часто измеряется как общая доля налогов в валовом внутреннем продукте (ВВП).
Под фактической налоговой нагрузкой на экономику понимают долю реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства в ВВП страны.
Разница между номинальной и фактической нагрузкой характеризует степень уклонения от налогов. Чем выше номинальная нагрузка — тем выше уклонение.
Под налоговой нагрузкой на предприятие следует понимать отношение суммы налогов и отчислений, реальным плательщиком которых является предприятие, к сумме прибыли предприятия.
Реальным плательщиком налога является тот субъект, который является:
-
владельцем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает при самом факте существования или возникновения объекта налогообложения;
-
пользователем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает только при нахождении объекта в определённых условиях пользования.
Представление о прямых и косвенных налогах
Взимаемые с налогоплательщиков налоги можно разделить на следующие виды:
Подробнее см. в этой статье.
Система налогообложения Российской Федерации построена с использованием сочетания прямых и косвенных налогов. Взимание прямых налогов производят непосредственно с получаемого дохода или стоимости имущества налогоплательщика. Такие налоги поступают в соответствующий бюджет сразу после перечисления. Для них законом определен процент изъятия дохода. По ряду прямых налогов предусмотрены льготы по оплате, а иногда и полное освобождение.
Косвенными налогами облагаются товары и услуги. В стоимость вводят либо весь налог, либо его часть. Продающий товары или услуги собственник получает эти суммы налога, которые затем возмещает государству. Тем самым косвенные налоги практически оплачивает покупатель, а продавец является посредником при оплате косвенного налога, но именно с него спрашивают о своевременности и правильности его перечисления. Косвенные налоги связаны с потреблением товаров или услуг.
Прямые налоги легче рассчитывать и контролировать (в отличие от косвенных). При этом косвенные налоги позволяют гибко распределять налоговую нагрузку.
Виды косвенных налогов
Акциз — налог, включенный в цену определенных товаров, перечень которых утвержден государством. Как правило, налог составляет фиксированную сумму для конкретного количества товара — литра, одной единицы и т. п.
В России, например, акцизы включены в стоимость сигарет, алкоголя, топлива. Единой ставки по акцизам нет, ее устанавливают индивидуально для каждой группы товаров.
НДС — самый распространенный налог. В России на его долю приходится почти треть всех бюджетных доходов. Налог на добавленную стоимость устанавливают почти на все виды товаров, работ или услуг.
Ставка НДС в России может иметь три значения:
Расчет НДС. НДС — это налог не с прибыли и не с выручки, а именно на добавленную стоимость. Вот как его считают.
НДС делится на исходящий — тот, который продавец выставляет покупателю и получает от него. Еще есть входящий НДС — тот, который сами продавцы платят своим поставщикам, когда закупают у них товар или услуги. Входящий НДС при правильно оформленных документах принимают к вычету — уменьшают на него сумму исходящего НДС. В бюджет нужно заплатить только разницу, то есть налог не со всей суммы выручки, а только с добавленной стоимости конкретного товара или услуги.
Так сделает каждый продавец в цепочке. Получится, что все они платят только часть общей суммы НДС в конечной цене — то есть процент только от своей добавленной стоимости, а не от всей цены товара. А весь налог заплатит последний покупатель товара.
За что платятся прямые налоги?
На практике физлицо или юрлицо может становиться плательщиком прямого налога, если оно:
- Владеет (распоряжается) каким-либо налогооблагаемым объектом при том, что такое владение (распоряжение) возникло как результат того или иного юридического действия, которое условно можно назвать «транзакцией».
Такими налогооблагаемыми объектами могут быть:
- недвижимость (появившаяся во владении или распоряжении вследствие транзакции — заключения договора купли-продажи);
- доход от продажи товаров и услуг (как результат транзакций — сделок по поставке товаров или услуг).
Таким образом, типичные примеры прямых налогов — налог на прибыль или на имущество.
- Обладает статусом, который влечет образование налогооблагаемого объекта.
Например, таким объектом может быть вмененный доход. Он образуется, как только фирма получает статус плательщика налога по ЕНВД, приобретенный вследствие транзакции — подачи документов на получение права работать по ЕНВД в ФНС.
- Пользуется (имеет возможность пользования) теми или иными ресурсами.
Например, полезными ископаемыми, биологическими ресурсами.
Фактический и юридический плательщик любого прямого налога — само физлицо или юрлицо. Оно единолично отвечает за результаты транзакций, которые инициирует. Оно несет прямую налоговую нагрузку, которую нельзя ни на кого переложить, и это основной критерий отнесения уплачиваемых им налогов к «прямым».
Платежи в региональные и местные бюджеты: есть ли среди них косвенные налоги?
Наименование налога |
Какой он? |
Почему? |
Региональные |
||
На имущество юрлиц |
Прямой |
Уплачивает собственник имущества |
На игорный бизнес |
Уплачивает собственник объектов в игровой зоне |
|
Транспортный |
Уплачивает собственник транспорта |
|
Местные |
||
Земельный |
Прямой |
Уплачивает собственник участка |
На имущество физлиц |
Уплачивает владелец недвижимости |
|
Торговый сбор |
Уплачивает хозяйствующий субъект как пользователь торгового объекта |
Понятие налога и виды налогов в РФ
Определение 1
Налог – это финансовое обязательство физического или юридического лица перед государством, которое должно быть исполнено в установленные законом сроки.
Налогообложение решает вопросы распределения доходов между государством, юридическими и физическими лицами. Налоги отображают обязанность юридических и физических лиц принимать участие в создании финансовых ресурсов государства и, выступая инструментом перераспределения, способствуют устранению возникающих нарушений в системе распределения финансовых средств, сдерживают или стимулируют развитие определенной формы деятельности.
В современных условиях налоги выступают эффективным и важным звеном финансовой политики правительства.
Что относят к косвенным налогам
Косвенные налоги относятся к таковым потому, что взимаются они не с производителя, а с конечного покупателя. Косвенный налог включают в стоимость товара или услуги. Применение этих налогов позволяет собирать значительные средства на государственные расходы. Косвенные налоги используют для обложения товаров повышенного спроса.
К косвенным налогам относятся:
- налог на добавленную стоимость;
- акцизы.
Косвенные налоги в виде НДС обеспечивают более 35% всех поступлений в бюджет страны. Это федеральный налог, суть которого заключается в том, что им облагается не вся стоимость произведенного товара или услуги, а только добавленная, появляющаяся на разных стадиях производства.
Данным налогом облагают реализацию большинства товаров и услуг. Налог не взимается со следующих категорий товаров и услуг (ст. 149 НК РФ):
- с некоторых товаров и услуг медицинского назначения (подп. 1 п. 2);
- при предоставлении в аренду помещений для иностранных организаций (п. 1);
- с услуг по медицинскому уходу за гражданином, имеющим соответствующее медзаключение (подп. 3 п. 2);
- с услуг организаций, осуществляющих дошкольное воспитание детей (подп. 4 п. 2);
- с продуктов питания столовых в организациях медицинского и образовательного характера (подп. 5 п. 2);
- с услуг, оказываемых архивными учреждениями (подп. 6 п. 2);
- при перевозке пассажиров в городе или другом поселении (подп. 7 п. 2);
- при оказании ритуальных услуг (подп. 8 п. 2);
- с других видов услуг (подп. 9–34 п. 2).
Список товаров, реализация которых освобождена от НДС, приведен в п. 3 ст. 149 НК РФ. При наличии операций, облагаемых и не облагаемых НДС, фирма обязана осуществлять их раздельный учет. Это же необходимо и в случае использования различных ставок обложения НДС. Используемые для обложения НДС ставки (ст. 164 НК РФ) следующие: 0, 10 и 20%.
Таблица прямых и косвенных налогов
Все виды налогов можно свести в таблицу:
Вид налога | Наименование налога | Бюджеты |
федеральный | региональный | местный |
Прямые налоги | Для физических лиц | |
НДФЛ | v | |
Налог на имущество | v | |
Транспортный налог | v | |
Земельный налог | v | |
Водный налог | v | |
Для юридических лиц | ||
Налог на прибыль | v | |
НДФЛ с работников | v | |
Налог на имущество | v | |
Транспортный налог | v | |
Земельный налог | v | |
НДПИ | v | |
Налог на игорный бизнес | v | |
Водный налог | v | |
Торговый сбор | v | |
Косвенные налоги | НДС | v |
Акциз | v |
Виды налогов (прямые и косвенные налоги)
Прямые налоги взимаются с имущества плательщика и его доходов. В качестве имущества выступают те объекты, которыми владеет плательщик – участки земли, недвижимые и движимые объекты, бумаги ценного характера, в качестве доходов – выплаты физлицам сотрудникам (например, в виде зарплаты), прибыль юрлиц, %-ты от различных операций.
То есть прямыми налогами облагается то, что имеется у плательщика. Считаются они в зависимости от стоимостного показателя имущества или величины дохода и подлежат перечислению в государственную казну плательщиком. Данный тип налоговой нагрузки представляет собой стабильное пополнение госбюджета, что составляет его основное достоинство.
Главным недостатком является их открытость для плательщика, что влечет за собой желание последних скрыть реальное положение дел путем занижения налоговой базы и скрытия доходов.
Косвенные налоги – это добавки к реализуемым ценностям, услугам различного характера и произведенным работам. При продажных операциях продавец выставляет покупателю стоимость, увеличенную на сумму дополнительного налога (акцизы, пошлины, НДС). Покупатель оплачивает всю предъявленную стоимость продавцу, в свою очередь, продавец осуществляет перечисления налога государству. Получается, что налоговая нагрузка приходится на конечного потребителя, но в бюджет налог перечисляется через продавца (поставщика), то есть косвенно через посредника.
Скачать налоговые пояснения по налоговым ставкам для акцизов
Скачать налоговые пояснения объекта налогообложения акцизами
Скачать налоговые пояснения “Налогоплательщики акцизов”
Скачать налоговые пояснения “Список подакцизных товаров”
Скачать налоговые пояснения про товары не подлежащие налогообложению акцизом
Скачать налоговые пояснения про “Налоговый вычет по подакцизным товарам”
Главным достоинством косвенных налогов можно назвать их закрытость для лиц, на которых возложено данное налоговое бремя. Потребители покупают товары, оплачивают услуги, уплачивая при этом косвенные налоги, зачастую даже не подозревая и не задумываясь об этом
Такая скрытость имеет важное значение в плане социального и политического положения в стране
Недостаток косвенных налогов в несправедливости распределения налоговой нагрузки среди слоев населения с различным уровнем дохода. Так, граждане с низкими доходами ощущают сильнее повышение цен на величину косвенных налогов, в то время как для богатых граждан это не так значительно. Справедливым было бы применять пониженные ставки в отношении товаров широкого потребления и не облагать налогом вовсе товары, ориентированные на бедные слои населения. Одновременно с этим товары, предназначенные для обеспеченных граждан, нужно облагать более высокими ставками. Частично это и выполняется путем применения различных налоговых ставок (от 0 до 18%).
Еще одним недостатком можно назвать прямую зависимость величины добавляемого косвенного налога от текущей инфляции в стране. Рост цен влечет за собой и повышение налоговой нагрузки.