Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие законы о недвижимости заработают в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
По общему правилу отраженному в пп.6 п.2 ст. 39.3 ЗК РФ земельные участки предоставляются (продаются) без торгов собственникам зданий или сооружений расположенных на таких арендуемых земельных участках. Для того чтобы в полной мере отвечать данной норме права, необходимо иметь завершенный объект строительства, то есть жилой дом введенный в эксплуатацию на основании акта органа исполнительной власти. Если вашим договором не предусмотрены специальные условия по предоставлению арендуемого участка в собственность, а также региональное законодательство не содержит каких-либо иных требований, к примеру к площади застройки участка, то когда вы зарегистрируете здание — вы будете вправе выкупить данный участок по ставке установленной субъектом федерации.
Сложности, которые могут возникнуть или почему лучше обратиться к специалистам
Главная сложность возникает в виде неожиданного отказа в приобретении давно арендуемого земельного участка, ставшего для вас родным. Причинами отказа выступают ошибки, допущенные в представленных бумагах или недостоверные сведения, изложенные в них.
Предотвратить сложности можно осуществить путём привлечения опытных специалистов.
Обращение к ним позволит:
- Оперативно и своевременно собрать и оформить документы, обеспечившие надёжность перевода в индивидуальную собственность дорогого вам земельного участка
- Сэкономить время, деньги и нервы, затрачиваемые на соблюдение большого числа формальностей, без выполнения которых нет надежды на получение положительного решения
- Получить 100% гарантию положительного результата перехода арендуемого участка в собственность
Земля под зданием, чья она?
На самом деле на написание статьи с подобной тематикой натолкнул звонок человека, обратившегося за консультацией, который полагал, что ему необходимо (далее терминология соблюдена) отмежевать земельные участки, привязать строения к данным наделам и будет ему счастье в виде права собственности на все это богатство.
После небольшого опроса обращающегося всплыли некие детали: если в двух словах без подробностей, то оказалось, что участки давно уже «отмежеваны», но находятся в собственности муниципалитета, а права на строения зарегистрированы, но сами здания на учете не стоят. В конце разговора консультируемый искренне, вопрошал: «но ведь по закону под здания положена земля, значит после привязки зданий к участкам, земля будет наша?». От такого неожиданного вывода (как оказалось только для меня), я порядком опешила, но потом вспомнила, что несмотря на то, что закон один, даже сотрудники органов государственной власти трактуют, казалось бы, очевидные вещи «кто во что горазд», молчу уже про Росреестр (кто знает, тот поймет).
Отвечая на поставленный вопрос, скажу: «Нет, не будет!». Действительно, по закону, здания, строения, сооружения не могут «висеть в воздухе», земля под ними должна быть оформлена, однако право собственности на объекты капитального строительства (далее – «ОКС») не дает права собственности на землю под ними, это не прямая зависимость. Разберемся со всем по порядку.
Почему чиновники имеют возможность подменять аренду на собственность?
Причина проста – дыра в законодательстве.
Вернее сказать – недостаточно четкое описание рамок, в которых должны действовать чиновники.
В частности, подпункт 2 пункта 2 статьи 39.18 ЗК РФ обязывает чиновников указать в извещении информацию о возможности проведения аукциона по аренде или продаже участка, но при этом ни слова о том, что эта информация должна соответствовать виду права, который указан в заявлении о предварительном согласовании.
Иными словами, законодатель, как и положено, определяет 2 возможных варианта (аренда или продажа), но не уточняет, что выбор чиновников должен соответствовать тому виду права, который вы указали в заявлении.
Похожая конструкция содержится в подпункте 2 пункта 7 статьи 39.18 ЗК РФ.
В ней установлена обязанность чиновников принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка.
Мы видим, что чиновники должны выбрать один из 2-х возможных видов аукциона, но нигде не сказано, что выбираемый вид аукциона должен соответствовать поданному заявлению о предварительном согласовании.
Другими словами, исходя из формулировок статьи 39.18 ЗК РФ, складывается ощущение, что, чиновники вправе по своему усмотрению выбирать аренду или собственность, невзирая на вид права, который заявитель указал в заявлении.
Данное ощущение, на мой взгляд, является ложным, поскольку опровергается следующими обстоятельствами.
Для сведения.
Многие не знают, что существует более 53-х оснований, когда земельный участок предоставляют без торгов.
Не одно, не два, и даже не десять, а 53 основания.
Без торгов земельный участок можно получить:
- в собственность бесплатно — 9 оснований;
- обственность за плату — 10 оснований;
- в аренду — 16 оснований;
- в безвозмездное пользование — 14 оснований;
- в постоянное (бессрочное) пользование — 4 основания.
Алгоритм заключения договора
Чтобы заключить договор использования надела, необходимо обратиться в органы местного самоуправления.
Процедура проводится в несколько этапов:
- Гражданин должен найти незанятый участок земли, обратившись к карте на сайте Росреестра.
- На кадастровом плане указывается расположение будущего надела, принадлежащего пользователю. Кадастровый инженер поможет составить схему, за что придется заплатить 500–2000 рублей.
- В муниципалитет подается заявление о согласовании. К нему прилагается схема, а также копия паспорта. Через месяц органы самоуправления передают гражданину постановление.
- Для оформления кадастрового паспорта, межевого дела и постановки на учет участка нужно обратиться к инженеру. В течение 10 дней все действия будут проведены. Заплатить придется около шести тысяч рублей.
- В муниципалитет направляется заявление об аренде надела.
- С органами местного самоуправления заключается соответствующее соглашение. В нем прописываются основные характеристики надела, сведения о сторонах, а также права и обязанности каждой из них. Договор подписывается участниками сделки, после чего арендатор оплачивает аренду за полгода вперед.
- Для вступления договора в силу потребуется его регистрация. Она проводится в Росреестре. Обратиться с полным пакетом документов можно лично или через почту.
Пошаговая инструкция оформления аренды земли без торгов
Для оформления необходимо обращаться в муниципалитет. Процедура включает семь этапов. Рассмотрим каждый.
Этап 1. Поиск участка. Необходимо найти свободную землю, которая не стоит на кадастровом учете. Для поиска рекомендуется воспользоваться публичной картой Росреестра. Искать придется вручную. Еще один вариант – спросить о свободных наделах в муниципалитете или территориальном отделении Росреестра.
Этап 2. Составление схемы. Потребуется создать схематическое изображение, которое будет отображать расположение земельного участка на кадастровом плане. Для этого потребуется обратиться к кадастровому инженеру. Составление схемы – платная услуга. Она стоит примерно 1000-2000 рублей.
Этап 3. Подача заявления на согласование. Когда схема будет уже на руках, необходимо выяснить, к какому муниципалитету относится интересующий земельный надел. На имя главы муниципалитета нужно написать заявление о предварительном согласовании предоставления участка. В заявлении прописывается:
- кадастровый квартал;
- цель, для которой потребовался земельный участок;
- суть запроса – просьбу предоставить надел без проведения аукциона;
- дата и подпись.
К составленному заявлению прикладывается схема, полученная у кадастрового инженера, и копия общегражданского паспорта (разворот с фото и пропиской). Заявление будет рассматриваться в течение 30 дней.
За это время муниципальный орган опубликует информацию о предоставлении земли на официальном сайте. Если никто из граждан или организаций не изъявит желания принять участия в торгах, а иных причин для отказа нет, то глава муниципалитета издаст соответствующее постановление.
В тексте постановления будет написано, что предоставление земельного участка в аренду без проведения аукциона предварительно согласовано, а кадастровая схема утверждена.
Этап 4. Постановка на учет. Для этого потребуется схема от кадастрового инженера и постановление от главы муниципалитета. Эти документы необходимы для предоставления в Росреестр. В отношении участка будет выполнен межевой план и технический паспорт. Эти документы требуются для постановки на учет. Процедура займет около двух недель и обойдется вам в 6-10 тысяч рублей.
Как составить заявление о предоставлении земли без торгов?
Заявление о предоставление земли без торгов, составляется в простой письменной форме. Заявителю не требуется нотариальное удостоверение заявление.
В заявлении должны быть указаны следующие сведения:
- Наименование получателя заявления. Таковым является орган по распоряжению земельными участками.
- Данные о заявители. Дополнительно необходимо указать все возможные каналы связи. Так для целей ускорения обменом информации, госорганы зачастую предварительно направляют решения по поданным заявлениям на электронную почту.
- Сведения о земельном участки. Здесь необходимо указать адрес, а также кадастровый номер земельного участка, предполагаемого для передачи в аренду;
- Основания предоставления земельного участка. Земельное законодательство содержит исчерпывающий перечень оснований предоставления земли без торгов.
Документы для получения аренды земельного участка без торгов
Опять же в зависимости от оснований предоставления земельного участка без торгов, пакет необходимых документов, будет отличаться. Рассмотрим каждое основание и необходимый под него комплект документов в отдельности:
Предоставление аренды участка, на котором расположены Ваши здание и сооружения:
- Заявление о предоставлении земельного участка
- Выписка из ЕГРН в отношении участка, на котором расположено строение
- Правоудостоверяющий документ на объект недвижимости. Таковым документом является свидетельство о государственной регистрации права или выписка из ЕГРН
При предоставлении земли без проведения торгов для стройки:
- Заявление
- Выписка из ЕГРН на земельный участок
Но что делать, если земельный участок не сформирован и не стоит на кадастровом учете? А предполагаемое место строительства, Вы выбрали произвольно, исходя из понравившейся Вам местности? В таком случае перед подачей заявления на предоставление земельного участка, Вам необходимо представить орган:
- Заявление о предварительном согласовании земельного участка
- Схему расположения земельного участка. Указанная схема оформляется кадастровым инженером
Существующие ограничения для аренды земельного участка
Для аренды физическим и юридическим лицам недоступны земельные участки, изъятые или ограниченные в обороте. К таким землям, например, относятся:
- Земли особо охраняемых природных территорий, например заповедники, национальные парки. На них запрещена любая деятельность, которая не связана с сохранением и изучением природных объектов.
- Земли лесного фонда.
- Земельные участки, на территории которых находятся водные объекты федеральной или муниципальной собственности.
- Земли, предназначенные для обеспечения обороны и безопасности.
- Земли, загрязненные опасными отходами и радиоактивными веществами. Такие земли переводятся в земли запаса. Выращивание сельскохозяйственной продукции на них запрещено.
- Земли, отнесенные к первому и второму поясу зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения.
- Иные земли.
Продление договора аренды
В соответствии с п. 2 ст. 621 ГК РФ, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на неопределенный срок.
При этом арендатор, продолжающий пользоваться имуществом, не несет перед арендодателем никакой материальной ответственности за несвоевременный возврат имущества.
Вместе с тем, до сих пор ряд арбитражных судов признают такие договоры прекратившими свое действие, а действия арендаторов – незаконными, взыскивая с них пени, штрафы и неустойки. В частности, в праве на продление арендных договоров суды отказывают в следующих случаях:
- при установлении в тексте договора срока его действия;
- при установлении в договоре условия об обязательном возврате имущества по истечении срока действия договора;
- при наличии в договоре условия о неустойке за несвоевременный возврат имущества по окончании срока действия договора.
Условия выкупа земельного участка
Трехлетняя аренда учитывается как последним, так и предыдущими контрактами, заключенными подряд с одним арендатором. Далее перед продажей органы земнадзора проверят деятельность на наличие либо отсутствие нарушений по эксплуатации участка.
Кроме того, одним из требований является наличие постройки. При этом здание необязательно должно быть жилым. Законодательство разрешает построить дом, баню, гараж, теплицу, летнюю кухню или сарай. Главное требование к сооружению ─ капитальность, госрегистрация в кадастровой палате и наличие здания в списке ЕГРН. Также постройка должна принадлежать покупателю.
Однако Минсельхоз запрещает полностью застраивать участок жилыми площадями, так как у земли есть прямое назначение ─ ведение с/х деятельности.
Условия предоставления земельных участков без проведения торгов
Часть вторая статьи 39.6 Земельного кодекса РФ отмечает возможность предоставления надела без проведения конкурса. В норме прописывается более тридцати условий, которые должны быть соблюдены заявителем. Их можно поделить на несколько групп в зависимости от оснований.
Законодательно предусматривается список граждан, которые могут стать арендаторами. К ним относят как физических, так и юридических лиц. Среди последних выделяют КФХ, религиозные организации и казачьи общества.
Также определяются категории наделов и цели их использования.
Среди основных направлений отмечают:
- строительство объектов, ранее не завершенных;
- садоводство;
- огородничество;
- сельскохозяйственная деятельность;
- охоту;
- освоение участков и т.д.
Возможно ли предоставление земельного участка без торгов
То есть «без торгов» это лишь условно? Основание предоставления зу без торгов — ИЖС. При аренде без торгов цена аренды определяется законом субъекта (участок неразграничен), а в случае аукциона — цена рыночная. Наверняка, подаются левые заявки, и большинство участков идут на аукцион? Или я неправильно понимаю?
1) земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного в аренду для комплексного освоения территории, лицу, с которым в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации заключен договор о комплексном освоении территории, если иное не предусмотрено подпунктами 2 и 4 настоящего пункта;
1.1) земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного по договору аренды или договору безвозмездного пользования в целях комплексного освоения территории, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2021 года N 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства»;
(пп. 1.1 введен Федеральным законом от 23.06.2021 N 221-ФЗ)
2) земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства (за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования), членам этой некоммерческой организации или, если это предусмотрено решением общего собрания членов этой некоммерческой организации, этой некоммерческой организации;
КонсультантПлюс: примечание.
С 1 января 2021 года Федеральным законом от 29.07.2021 N 217-ФЗ подпункт 3 пункта 2 статьи 39.3 излагается в новой редакции.
3) земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства (за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования), членам этой некоммерческой организации;
4) земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства и относящегося к имуществу общего пользования, этой некоммерческой организации;
КонсультантПлюс: примечание.
С 1 января 2021 года Федеральным законом от 29.07.2021 N 217-ФЗ подпункт 5 пункта 2 статьи 39.3 признается утратившим силу.
5) земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка, предоставленного юридическому лицу для ведения дачного хозяйства и относящегося к имуществу общего пользования, указанному юридическому лицу;
6) земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса;
7) земельных участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, указанным юридическим лицам, за исключением лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 настоящего Кодекса;
8) земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;
9) земельных участков, предназначенных для ведения сельскохозяйственного производства и переданных в аренду гражданину или юридическому лицу, этому гражданину или этому юридическому лицу по истечении трех лет с момента заключения договора аренды с этим гражданином или этим юридическим лицом либо передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка этому гражданину или этому юридическому лицу при условии отсутствия у уполномоченного органа информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка в случае, если этим гражданином или этим юридическим лицом заявление о заключении договора купли-продажи такого земельного участка без проведения торгов подано до дня истечения срока указанного договора аренды земельного участка;
(в ред. Федерального закона от 03.07.2021 N 336-ФЗ)
КонсультантПлюс: примечание.
С 1 января 2021 года Федеральным законом от 29.07.2021 N 217-ФЗ в подпункт 10 пункта 2 статьи 39.3 вносятся изменения.
10) земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса;
11) земельных участков гражданам в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
(пп. 11 введен Федеральным законом от 01.05.2021 N 119-ФЗ)
3. Если единственная заявка на участие в аукционе по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, подана лицом, которое соответствует указанным в извещении о проведении аукциона требованиям к участникам аукциона и заявка на участие в аукционе которого соответствует указанным в извещении о проведении аукциона условиям аукциона, либо если только один заявитель признан единственным участником аукциона или в аукционе принял участие только один его участник, продажа такого земельного участка осуществляется указанному лицу.
В Астраханской области земельные участки инвесторам будут предоставлять в аренду без торгов
Инвесторам, готовым вкладывать средства в развитие объектов социальной инфраструктуры, власти Астраханской области теперь предоставляют земельные участки в аренду без проведения торгов. Соответствующий региональный закон был принят и вступил в силу в конце 2021 года по инициативе губернатора Александра Жилкина.
Как пояснила руководитель агентства по управлению государственным имуществом Астраханской области Наталья Москвитина, речь в первую очередь идёт о предоставлении земли без торгов юридическим лицам для размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, предусмотренных региональной стратегией социально-экономического развития, государственными программами Астраханской области, а также инвесторам, реализующим на территории области масштабные инвестиционные проекты.
Должны предоставлять участки сельскохозяйственных земель, которые находятся в государственной или муниципальной собственности
- гражданам.
- в (частной) эксплуатации сельской местности для осуществления своей деятельности.
Гражданину, занимающемуся сельским (или сельскохозяйственным) бизнесом, земельный участок должен быть предоставлен в порядке, определенном Земельным кодексом.
- Земельный кодекс РФ (ст. 39. 18), 316-ФЗ, с учетом реквизитов, предусмотренных законом.
- Закон, определяющий максимальные размеры участков:.
- Федеральный закон «О переводе земель сельскохозяйственного назначения» № 10 1-ФЗ от 24. 07. 2002) — ст.
- Федеральный закон «О сельском хозяйстве в отношении сельского (частного) хозяйства» № 74 от 11. 06. 2003 — ст. 12 (пункт 6. 1 и пункт 7).
- Законы Российской Федерации — напр.
- Закон № 118 ирбис Ленинградской области Закон № 2015 от 13. 11. 115
- Республики Сака (Якутия) № 888-З № 673-IV от 15. 12. 2010:.
- Статья 16. сейлих для ведения личного подсобного хозяйства и сдачи в аренду без проведения конкурсов сельскохозяйственных концессий участков из земель сельскохозяйственного назначения.
- Статья 24. Выделение земли для удаленного или кочевого сельского хозяйства
- Статья 29. максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий.
- Статья 31.2. Предельные (максимальные и минимальные) размеры участков или муниципалитетов, предоставляемых в сельском (сельскохозяйственном) хозяйстве для осуществления его деятельности
- Закон Московской области № 252/2017-оз от 27. 12. 2017 г.
- Закон Сербинского района «О территориальных отношениях» № 154-ЗО от 31 марта 2015 года: 154.
- Статья 5.5. предельные (минимальные и минимальные) размеры земельных участков, находящихся в областной или муниципальной собственности, предоставляются сельским (фермерским) хозяйствам для осуществления их деятельности
Предоставление участков осуществляется соответствующим органом аккредитации в зависимости от того, принадлежит ли участок государству или муниципалитету
- или исполнительным органом государственной власти
- Местные органы власти (ОТА)
Чтобы приобрести землю в аренду, заявитель должен подать соответствующее заявление (Земельный кодекс, § 39.18, п. 1).
- Заявления о предполагаемых концессиях гражданских или сельских (сельскохозяйственных) предприятий
- Заявление о выделении земли фермерскому (сельскохозяйственному) предприятию для осуществления его деятельности.
Заявления о предоставлении участков рассматриваются в порядке поступления. В течение 30 дней после регистрации заявления аккредитационный орган принимает одно из следующих решений
- Предоставить участок в аренду на срок до пяти лет
- Заключить договор аренды
- Отказать в предоставлении — установив причины.
Закон № 316-ФЗ разъясняет, что заявителю на получение земли сельскохозяйственного назначения может быть отказано по причинам, указанным в статье 39.16 Земельного кодекса РФ, а также при наличии одного из двух дополнительных оснований, установленных законом. :.
- несоблюдение предельных размеров участков, предоставляемых сельской (сельскохозяйственной) организации для осуществления ее деятельности, установленных законодательством органов государственной власти субъектов Российской Федерации
- площадь участка, указанная в заявлении
- площадь участков, предоставленных гражданам или сельским предприятиям для осуществления их деятельности, с учетом заговоров, указанных в заявлении.
- испрашиваемый КУ уже был предоставлен другому лицу (гражданину или сельскому хозяйству) в рамках того же заявления