Что делать, если ребёнка травят в школе

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что делать, если ребёнка травят в школе». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Попадая в новый, уже сформированной коллектив, человек сразу оказывается на нижней ступени общественной иерархии — будь то школа, университет или офис: в отношении “чужака” у нас включаются естественные механизмы защиты, которые на первых порах обычно проявляются в осторожном игнорировании новичка.

Как понять, что ребенка обижают в школе?

Если ребенок открыто говорит о школьных обидах и травле, вы можете оперативно отреагировать и принять меры. Но к сожалению, дети часто молчат о проблеме, и у этого может быть несколько причин:

  • Стыд за то, что ребенок не справляется с ситуацией сам. В процессе воспитания мы часто требуем от мальчиков уметь постоять за себя, а от девочек — уметь улаживать любые конфликты. Иногда родители неверно реагируют на “первые звоночки”, например, шутят, стыдят или критикуют ребенка. В итоге он замыкается и замалчивает ситуацию.
  • Если вы склонны защищать ребенка везде и всегда, ребенок может опасаться, что ваше поведение сделает ситуацию еще более проблемной. Например, если вы пойдете выяснять отношения в школу, его будут звать ябедой и будут дразнить еще больше.
  • Ребенок также может молчать, если он считает, что вы ожидаете от него безупречного и самостоятельного поведения. Страх разочаровать родителей также мешает ребенку открыться.

В итоге ребенок может страдать молча, и вам нужно быть внимательней и обращать внимание на косвенные признаки травли.

  • В первую очередь – к учителю! Все школьные проблемы начинают решать только с него. Потом, если не помогло – к заучу. Затем, если снова не помогло – к директору.
  • Травлю нельзя «лечить» на уровне (примитивном) жертва-обидчик. Чтобы исправить ситуацию, необходима работа со всем коллективом «свидетелей» сразу.
  • Проанализируйте причину травли. Естественно, на поводу у обидчиков идти не нужно, но если в ваших силах придать ребенку уверенности – ищите способы. Ребенок слишком хрупкий и слабый – отдайте его в секцию, где он станет более уверенным в себе. Не умеет отвечать обидчикам? Научите ребенка «держать удар» (психологически) и быть «на коне» в любой ситуации. Проблемы с дикцией? Отведите к логопеду. И т.д. Превращайте все слабые стороны чада — в сильные.
  • Неплохим вариантом может стать показательно-демонстративный «разбор полетов» с учителем, директором и родителями всех сторон. На подростков, для которых еще не все потеряно (угрозы были мнимыми, гонор напускным), перспектива вылететь из школы или даже попасть на учет в детской комнате милиции может стать отличным стимулом усмирить свои амбиции и поменять поведение.
  • Если имеет место применение насилия – здесь прямой путь к директору через учителя, а далее – в прокуратуру, и проч. Ни один факт насилия остаться без реакции родителей не должен – даже мелкая шалость в виде подзатыльника однокласснику или подставленной подножки может привести к серьезным последствиям.
  • Учите чадо действовать так, как обидчики и не ожидают: спокойно отвечать на ругань, пропускать мимо ушей колкости, и проч. Конечно, в случае, когда начинается более серьезная травля, порча вещей ребенка, когда ему не дают прохода, когда начинаются серьезные оскорбления и применение силы, терпеть нельзя – нужно действовать, причем сразу и жестко. Опять же – не самостоятельно, а через педагогов, директора и родителей обидчиков.
  • Найдите способ подружить ребенка с обидчиками. Таким способом может совместный выезд куда-либо (всем классом) – на экскурсию, на пикник и пр., общие игры и хобби, кружки, можно также позвать детей в гости на день рождения. Естественно, враги сразу не превратятся в друзей, но все-таки станут менее опасными, а кто-то и перейдет в союзники. Речь, конечно же, не о том, чтобы подкупить обидчиков! Это самое худшее решение, которое может найти родитель.
  • Помогите ребенку преодолеть страх. Иногда достаточно просто перестать бояться обидчиков, чтобы они прекратили травлю.
  • Помогите ребенку самоутвердиться, если таких возможностей в школе для него нет. Пусть найдет себя в спорте или в хобби: обязательно найдите для ребенка занятие, которое повысит его уверенность в себе и самооценку.
  • Оградите свое чадо от хулиганов, насколько можете: встречайте из школы и провожайте, пока ситуация не утихнет сама собой. Как правило, большая часть издевательств в процессе травли одноклассников происходит после школы за пределами ее территории. А в самой школе – слишком много свидетелей.
  • Купите ребенку специальное техническое устройство, которое поможет вам быть в курсе, как текущей ситуации, так и местонахождения ребенка.
Читайте также:  Временная регистрация несовершеннолетних

Эти советы хороши для ситуаций, которые не зашли слишком далеко.

Но что делать, если обидчик – настоящий агрессор, на которого не могут найти управу ни учителя, ни директор, ни сами родителя агрессора?

В этом случае действуйте жестко и быстро! Конечно, на пустом месте вы организовать защиту не сумеете, но если уже есть факты воздействия на вашего ребенка, то не ждите, пока директор перестанет бояться огласки (они так боятся «шума», что готовы принести школьников в жертву этим малолетним негодяям).

Ответственность за буллинг

Большинство подростков, которые совершают противоправные (в том числе и с моральной точки зрения) действия относительно своих одноклассников, полагают, что не понесут за это ответственность. Но, так не считает Уголовный Кодекс РФ. Начиная с 14 лет, подросток может отвечать уже по таким статьям:

  • Статья 111 – умышленное причинение вреда здоровью, в том числе и психологическому.
  • Статья 213 часть – хулиганство.
  • Статья 112 – причинение вреда здоровью средней тяжести.
  • Статья 158 – кража
  • Статья 161 – грабеж.
  • Статья 162 – разбой.
  • Статья 163 – вымогательство.
  • Статья 167 часть 2 – умышленное повреждение чужого имущества.

Причины травли подростка в школе – почему именно вашего ребенка бьют, унижают и т.д.?

Травля в школе – это не просто временное безобидное явление, которое ребенок может перетерпеть.

Травля опасна серьезными последствиями, среди которых не просто потеря сна, обретение комплексов и падение самооценки ребенка, но гораздо более опасные – психические срывы и даже попытки суицида.

И — не обязательно, чтобы травля была физической. Гораздо более изощренными и разрушительными становятся именно психологические атаки.

Ни один ребенок не забудет травли. И не каждый из тех, кто травлю прошел, перенесет ее без последствий. Поэтому, чтобы наши дети, взрослея, не бегали по школам с автоматами в попытках отомстить обидчикам (как нередко показывают сегодня в новостях), нужно быть внимательными к ним не просто сегодня, а практически еще вчера.

Ребёнка обижают в школе — что делать?

Взрослые — провокаторы?

Воспитание для школы — задача третьестепенная: главное для администрации — чтобы ученики хорошо сдали ЕГЭ. Поэтому учителя в процесс общения учеников не вмешиваются, мол, «моя хата с краю»: пусть родители своих детей воспитывают. Директор одной из челябинских школ после появления в Интернете видео с участием её учеников отмела все претензии родителей и журналистов: мол, у ребёнка нет повреждений, это обычные детские шалости, к тому же всё произошло не на территории школы.

​«Оставшаяся с советской школы привычка некоторых педагогов пристыдить, высмеять недостатки ребёнка — плохие оценки, неаккуратность или медлительность — при всём классе, дабы он быст­рее исправился, делает из этих учеников потенциальных жертв насмешек и травли», — говорит Татьяна Нестерова, руководитель социально-психологической службы московской школы № 1173. «Не заметить, что кого-то из детей в классе постоянно унижают, невозможно, — уверена Елена Женодарова. — Учитель несёт ответст­венность за то, чтобы пресекать такие ситуации на корню. Какой бы ни был ребёнок «ненормальный», это никому не даёт права бить и унижать его. Но некоторые взрослые ситуа­цию травли поддерживают, чтобы выстраивать иерархическую структуру в классе — так детьми легче управлять. Или считают, что дети сами виноваты и самостоятельно должны справиться с проблемой. Родители часто спрашивают: надо ли учить давать сдачи? Надо! Надо учить ребёнка постоять за себя. Если обидчик сильнее, попросить помощи у взрослых. Хуже, если ребёнок будет просто беспомощно плакать, это ещё больше распаляет преследователей. Ещё один совет — развивать у ребёнка навыки общения со сверстниками и взрослыми».

Читайте также:  Выходные и праздничные дни в сентябре 2023 года

Статья по теме

Сажать или воспитывать? Как помочь школьникам не совершить преступление

Как понять, что ребёнка атакуют?

Дети часто молчат о своих проблемах: боятся, что вмешательство взрослых обострит конфликт, что взрослые не поймут и не поддержат. Есть несколько признаков, по которым можно заподозрить буллинг.

  • Синяки и царапины, которые ребёнок не может объяснить.
  • Ложь в ответ на вопрос, откуда взялись повреждения: ребёнок не может придумать объяснение, говорит, что не помнит, как появились кровоподтёки.
  • Часто «теряющиеся» вещи, сломанная техника, пропавшие украшения или одежда.
  • Ребёнок ищет повод не ходить в школу, притворяется больным, у него часто внезапно заболевает голова или живот.
  • Изменение пищевого поведения. Особенно нужно обратить внимание на случаи, когда ребёнок не ест в школе.
  • Ночные кошмары, бессонница.
  • Испортившаяся успеваемость, потеря интереса к занятиям.
  • Ссоры со старыми друзьями или одиночество, низкая самооценка, постоянная подавленность.
  • Побеги из дома, самоповреждение и другие виды деструктивного поведения.

Какие признаки могут указывать на буллинг

Иногда ребенок открыто не говорит о том, что его обижают. Сочетание следующих факторов может навести вас на подозрения:

  • Пропало желание идти в школу, мысль об этом вызывает панику или слезы. Возможно, учителя сообщают вам о прогулах.

  • Пропадают личные вещи: ребенок стал возвращаться домой без шапки, сменки, учебников. Заметили, что одежда выглядит потрепанной, в неряшливом состоянии.

  • Ребенок замкнулся, перестал общаться со сверстниками.

  • На вопрос «Как дела в школе?» отвечает односложно, не хочет делиться подробностями, замыкается в себе.

  • Чешет руки, теребит волосы, постоянно поправляет одежду.

  • Ребенок перестал есть в школе, либо у него чрезмерно снизился/повысился аппетит.

Если ребенка обижают в школе: советы психолога

Нередко в жизни надо действовать на опережение. Чтобы вашего ребенка не обижали в школе, старайтесь с раннего детства максимально его социализировать и правильно вести себя в сложных ситуациях:

  • Чаще водите ребенка на разные выставки, новогодние представления, где он будет иметь возможность знакомиться с другими детьми.
  • Запишите его на какие-то кружки или в спортивные секции. Пусть он растет всесторонне развитой личностью. Кроме того, в других детских коллективах малыш заведет себе новых товарищей, приобретет дополнительный опыт общения.
  • Пытайтесь научить свое чадо грамотно выходить из конфликтных ситуаций, игнорировать дразнилки со стороны одноклассников и не формировать из себя «жертву». Объясните, что лучше не плакать, а сделать вид, что ему наплевать на насмешки. Учите его не терять собственную индивидуальность, отстаивать свою позицию и правильно выражать эмоции.
  • Создайте малышу комфортную и спокойную атмосферу дома, поддерживайте его в самых разных начинаниях. Чаще хвалите его и проводите больше времени вместе.

Если ребенка обижают в школе — советы психолога

Проблему проще предотвратить, чем решить, когда она уже имеет место:

  • Воспитывайте в ребенке самоуважение и уверенность в себе. По статистике дети, у которых есть эти черты характера, крайне редко становятся объектами насмешек, издевок, унижений со стороны сверстников и старшеклассников.
  • Выстраивайте доверительные отношения со своим сыном или дочерью. Дайте им понять, что они могут прийти к вам с любой проблемой. Для этого всегда во всех ситуациях будьте на стороне ребенка. Даже если он тысячу раз неправ, найдите способ конструктивно объяснить, что он поступил плохо, но прямо не вините его.
  • Учите защищать себя и тех, кто слабее. В этом смысле хороший результат дают занятия спортом, творческие увлечения.
  • Научите правильно реагировать на неприятные ситуации: не брать на свой счет обидные высказывания, не выяснять отношения силой и применять её только когда нужно защищаться. Развивайте в нем чувство юмора и с его помощью снимать напряжение в конфликтных ситуациях.

Если ребенок стал жертвой буллинга, покажите ему, что он не один. Не дайте поверить, что он плохой и поэтому его обижают. Посмотрите вместе фильмы, посвященные школьной травле. Например, «Чучело», «Кэрри», «13 причин почему», «Или ты, или тебя», «Клуб «Завтрак»». В них ребенок сможет со стороны увидеть ситуацию, похожую на ту, в которой он оказался, и понять, что проблема не в нем, а в тех, кто инициирует издевательства.

Привлеките психолога. Психологическая работа с проблемой поможет ребенку разобраться в происходящем, найти сильные стороны своего характера, восстановить психическое равновесие, а, возможно, и наладить отношения с одноклассниками.

Читайте также:  Сколько месяцев нужно быть на больничном чтобы получить инвалидность

Как понять что ребенка обижают

Дети, особенно несмелые и спокойные, не придут и не расскажут родителям правду, они все утаивают, и переживают. Вот поэтому нужно чаще общаться с ребенком, чаще спрашивать, и уделять ему время. Занятые родители могут спросить, все ли хорошо у тебя в школе, и получив положительный ответ, начать заниматься своими делами.

Если ребенка обижают, он чаще всего ищет предлоги, чтобы не идти в школу, чтобы остаться дома. Или начинает систематически прогуливать школу, становится замкнутым и задумчивым.

Иногда все срабатывает на уровне психосоматики (начинает болеть голова, зуб, возникает расстройство пищеварения, головокружение).

На теле могут появляться синяки и ссадины, вещи могут быть испорчены. Причем ребенок придумывает всякие истории, будто бы он сам упал, споткнулся и прочие истории.

Как понять, что у ребенка проблемы в школе?

К сожалению, не у всех детей и родителей создаются доверительные отношения, а потому при конфликтных ситуациях в школе или просто между сверстниками, ребенок, скорее всего промолчит.

Ситуацию может усугублять и сам родитель – «это просто школьный конфликт, ребенок должен решить его сам, если я вмешаюсь, будет только хуже» или же «есть учитель, пусть он и разбирается». К чему все это в итоге может привести подробно расскажет детский психолог.

Явными признаками того, что оскорбляют ребенка в школе может быть следующее:

  • Ребенок не хочет идти в школу, причем ранее такого за ним не замечалось. Школьник может искать любой повод, лишь бы остаться дома.
  • Ребенок приходит из школы в дурном настроении, подавленном состоянии.
  • Резко ухудшилась успеваемость.
  • Часто «теряет» личные вещи, в том числе и карманные деньги.
  • Не редкими становятся случаи, когда ребенок приходит из школы в порванной, грязной одежде, могут присутствовать и ссадины.

В домашней обстановке поведение школьника также меняется: могут появляться черты характера, которые ранее ему были не свойственные, он становится замкнутым, молчаливым, на вопросы «как дела в школе» отвечает не охотливо.

Как поговорить с ребенком

Если родитель подозревает, что над ребенком издеваются, для начала нужно поговорить с ним об этом, а не бежать в школу и закатывать скандал. Нельзя спрашивать ребенка в лоб, давить и устраивать допросы — так он закроется еще больше.

В разговорах о травле важно учитывать возраст ребенка. Если он учится в начальной школе, можно разузнать всё через игру, например через сказку с договариванием. Имя главного героя должно быть созвучно с именем ребенка, чтобы ему было легче ассоциировать себя с ним. Например, ребенка зовут Вася, а персонажа сказки — Ваня. Сказка должна звучать примерно так:

  • Теплым осенним утром мальчик Ваня идет в школу, и думает о том, что… По пути в классный кабинет Ваня встречает одноклассника Диму, и мальчишки… Когда Ваню вызвали к доске на уроке математики, учитель сказал ему, что… На перемене Ваня…

Для начала можно попытаться поговорить с родителями обидчика. Если они не воспринимают проблему всерьез и считают, что их ребенок — ангел, стоит заручиться поддержкой школы и поговорить с классным руководителем. Делать это нужно вежливо и спокойно, потому что главная цель — решить проблему ребенка, а не выплеснуть свой гнев. В разговоре с учителем важно обговорить стратегию: конкретные шаги и сроки.

Неправильно Правильно
Вы вообще в курсе, что у вас в классе происходит?!

Как вы такое допустили, какой из вас педагог! Мы доверили вам своего ребенка, а вы что?

У меня ребенок не ест, не спит, постоянно плачет, а все потому, что кто-то не может нормально делать свою работу!

Моя дочка сказала, что ее обижает одноклассница, а другие девочки просто смотрят. Вы знали об этом?

Что вы делаете для того, чтобы решить проблему?

Я видела, что эта девочка создала Вконтакте группу, куда выкладывает фотографии моей дочери со всякими обидными надписями. Фото сделаны на уроке и во время перемен. Что вы планируете делать с этим?


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *