Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что делать если не устраивает сумма страховой выплаты». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Часто бывает так, что автосервис, не получив достаточную для ремонта сумму, требует доплаты с владельца машины. Но это незаконно, страхователь не должен нести расходы по восстановлению ТС, если он не виновен в происшествии.
Шаг №2: Независимая экспертиза со стороны потерпевшего
Важно! При подаче указанного выше заявления о разногласиях потребителям финансовых услуг не обязательно проводить независимую экспертизу машины и прикладывать отчет к заявлению. В стандартной форме заявления необходимо указать только размер требований имущественного характера. Если вы его точно не знаете, то указывайте лимит в 400 000 рублей, не ошибётесь.
Экспертизу, конечно же лучше провести и иметь на руках экспертное заключение, но это, в первую очередь, нужно самому потерпевшему, чтобы понимать и адекватно оценивать обоснованные он требования предъявляет к страховщику или нет. Но весь вопрос в том, что если в дальнейшем по данному спору будет принято решение финансовым уполномоченным, то стоимость такой экспертизы он не возместит.
Если же решение финансового уполномоченного не устроит, то при обращении в суд вы должны будете обосновать свои требования и тут-то сделанная ранее экспертиза и пригодится, а расходы на её проведение, в случае положительного решения по делу, будут подлежать возмещению.
Получать или нет заниженную сумму страхового возмещения?
Очень часто у страхователей возникает вопрос получать или нет заниженную страховую сумму от страховой компании. Ответить на этот вопрос однозначно нельзя.
Тут есть 2 варианта:
Вариант 1. Вам просто предлагаю получить сумму страхового возмещения и все или просят реквизиты для перечисления данной суммы на счет в этом случае отказываться смысла нет. Если вы примете эту сумму никаких негативных правовых последствий это не повлечет. Оставшуюся сумму вы будете получать руководствуясь алгоритмом изложенным выше/
Вариант 2. Вам предлагают получить заниженную сумму, но при этом требуют подписать соглашение по которому вы признаете сумму достаточной и не имеете более претензий к страховой. В этом случае получать заниженную сумму нельзя, а нужно любым способом (свидетелями, видео) зафиксировать то, что вам предлагают выплатить деньги только при условии подписания данного соглашения.
Случай № 1: намеренное занижение страховой суммы
В подобной ситуации нужно предпринять следующие действия.
- Запросить у СК копию акта о страховом случае. В нем должны быть указаны все обстоятельства автопроисшествия. Документ выдается по письменному ходатайству страхователя в течение 3-х дней с момента получения заявления (если акт уже составлен) или с момента оформления акта, если запрос подан до его готовности.
- Проверить правильность расчетов. Для этого можно воспользоваться справочником на сайте РСА. Если стоимость деталей уменьшена, значит, и страховая сумма рассчитана неверно. Важно учитывать, что подобная проверка является только предварительной оценкой перспективности спора со страховщиком и не заменяет профессиональной экспертизы.
- Получить независимую оценку ущерба. Для этого нужно обратиться в организацию или к отдельному мастеру, выполняющему подобные работы, при условии, что он внесен в общий реестр и имеет право на данную деятельность. Стоимость услуги зависит от региона, а квалификацию работника можно проверить на официальном сайте Министерства юстиции РФ.
- Направить досудебную претензию страховщику. Это обязательный этап перед подачей искового заявления (ч. 1 ст. 16.1 № 40–ФЗ). В течение 10 дней компания рассмотрит обращение, выплатит недостающую сумму либо отправит официальный отказ в удовлетворении требований. Если за это время не получен ответ, можно готовить исковое заявление в суд. Претензия составляется в свободной форме с указанием реквизитов сторон, обстоятельств ДТП, требований к страховщику, даты и подписи заявителя.
- Обращение в суд. В исковом заявлении нужно указать те же факты, что и в претензии. Также следует дополнить его информацией о попытке досудебного урегулирования вопроса, требованиями о возмещении издержек и неустойки за каждый день просрочки (1% от разницы в положенной и полученной компенсации и/или 0,05% за каждый день несоблюдения сроков письменного ответа на претензию).
Порядок выплат по ОСАГО
Чтобы получить выплаты по ОСАГО, необходимо уведомить страховую компанию о происшедшем событии, которое стало причиной ущерба. Основанием для компенсации является заявление на возмещение, к которому нужно приложить пакет бумаг, подтверждающих факт наступления страхового случая, а также детализирующих его объемы и характеристики. В перечень документов входит:
- паспорт собственника;
- водительское удостоверение;
- заявление о страховом возмещении;
- справка о ДТП и постановление;
- ПТС или СТС (можно в виде копии);
- постановление или протокол или определение об отказе в возбуждении административного дела на виновника аварии, если ДТП оформлено не по европротоколу.
Страховщику законом выделяется 20 рабочих дней для проведения внутреннего расследования происшествия, необходимого для того, чтобы корректно рассчитать сумму ущерба. По истечении этого срока на счет потерпевшего должна поступить сумма возмещения.
Чтобы ваши действия после дорожного происшествия не стали причиной занижения выплаты и вы не думали, что делать, если не устраивает сумма страховой выплаты по ОСАГО, следуйте простым рекомендациям:
- вызывайте на месте ДТП представителя дорожной службы для фиксирования страхового случая и не поддавайтесь уговорам виновника происшествия оформить его по европротоколу;
- соблюдайте сроки подачи заявления в страховую компанию — они составляют 5 дней;
- не ремонтируйте авто до урегулирования вопроса со СК, для этого возможно понадобиться повторная экспертиза;
- заберите с ремонтной мастерской документы, подтверждающие факт проведения восстановительных работ и их объемы — если вы уже отремонтировали поврежденных транспорт до завершения делопроизводства.
Выплата по соглашению – это ловушка?
Наша задача – рассказать, что делать, когда страховщик выплатил меньше, чем необходимо на ремонт. Ведь для потерпевшего нет разницы, по какому основанию он получит деньги по ОСАГО, важно, что их мало.
Водителям нужно знать, что не все способы одинаково «полезны». Самый легкий вариант получить деньги по ОСАГО – это заключить соглашение. Подписать такое предлагают почти всем потерпевшим. Но соглашаясь на его подписание, есть риск остаться без доплаты.
Одним из условий соглашения будет пункт о том, что данной выплатой страховщик исполняет все свои обязанности перед потерпевшим. Иными словами, сумма, указанная в соглашении, окончательная и изменению не подлежит.
Страховая компания предлагает добровольно выплатить деньгами лишь часть ущерба, к примеру, по закону размер ущерба от ДТП с учетом износа составит 130 000 – 140 000 рублей, а соглашение предложат подписать лишь на 90 000. Но бывают случаи и более невыгодных сделок со страховыми компаниями.
Поэтому, прежде чем соглашаться с выплатой, убедитесь, что знаете точную сумму ущерба.
Но что делать, если вы подписали, и вам в итоге выплатили мало. В таком случае необходимо сперва обращаться в СК с заявлением о расторжении такого соглашения, а если досудебно решить не получится (включая обращение к финансовому уполномоченному), обращаться в суд для оспаривания данного соглашения и взыскании недоплаченного страхового возмещения.
Однако, расторгнуть будет очень сложно, ведь придется доказать, что сделка заключалась под влиянием заблуждения.
Стоимость нормо-час ов
Стоимость самого ремонта как услуги рассчитывается по фиксированным расценкам стоимости нормо-час ов. Их устанавливает Центральный банк. Они зависят от многих факторов: какая работа будет востребована, в каком регионе она находится, какая марка автомобиля и так далее. Расчет ведется для конкретной машины на основе выбранных параметров с использованием методов математической статистики.
Автовладельцу, имеющему право на денежную выплату по ОСАГО, придется найти адекватную СТО для ремонта своего автомобиля. А оплаты может не хватить на ремонт, так как нормо-час на выбранной автомобилистом СТО может стоить больше расчетной фиксированной ставки.
Со стороны СТО это не является нарушением закона, поскольку они вправе устанавливать стоимость своих услуг в индивидуальном порядке, не ориентируясь на методику расчета ЦБ.
Почему существует практика занижения выплат по ОСАГО
Величина компенсации определяется объемом повреждений и стоимостью запасных частей. Если масштаб ущерба заранее предположить невозможно, то установить расходы на детали сложнее.
С 2014 года страховые компании рассчитывают стоимость восстановления поврежденного автотранспорта на основе единой методики ЦБ РФ. Бывают случаи, когда в справочнике РСА указана более низкая цена на запчасти — по сравнению со среднерыночной. В новых условиях регулятор изменил правила, и теперь расчет ведется в отношении как оригинальных, так и неоригинальных изделий. Справочник РСА включает вместе с розничными и оптовые цены, влияющие на конечную стоимость деталей. Этим часто пользуются страховщики.
С 19 октября 2022 года действует обновленный справочник оценки средней цены запчастей. Изменения в справочник вносятся примерно раз в квартал. В 2022 году это происходило трижды — в марте, июне и октябре. Две последние версии документа учитывают динамичный рост цен на детали, новые логистические схемы и уход с российского рынка ряда зарубежных автопроизводителей. Это частично защищает владельцев авто от ситуации, когда страховая мало выплачивает по ОСАГО. По информации РСА, средняя стоимость запчастей в новых условиях выросла на 29%. Такие цифры называют и некоторые эксперты авторынка.
В случае получения выплаты деньгами принимается во внимание износ деталей. Это делает более выгодным ремонт в партнерском автосервисе. Здесь при восстановлении всегда устанавливаются новые запчасти.
Среди других факторов, приводящих к неполной выплате:
- Занижение расчета утраты товарной стоимости (УТС) или его отсутствие.
Методика определения УТС отличается большой сложностью. Работу выполняют эксперты посредством компьютерной программы. В среднем показатель оценивается в 8-10% от стоимости ТС, однако реальные суммы нередко занижают. Для получения выплаты УТС нужно подавать заявление, иначе можно остаться без компенсации.
- Квалификация экспертов.
Уровень профессионализма отдельного специалиста может быть недостаточным для точного определения величины ущерба.
- Игнорирование скрытых повреждений.
Представители страховых компаний часто проводят поверхностный осмотр, не позволяющий установить скрытые дефекты. Их тщательный поиск невыгоден, поэтому такие повреждения могут игнорироваться. В автосервисе они будут обнаружены и включены в стоимость ремонта, но автовладельцы часто платят за них сами.
- Условия проведения экспертизы.
Если осмотр выполняется при плохом освещении, автомобиль грязный, то внешние дефекты плохо видны или незаметны.
- Действия с деталью.
Иногда поврежденная в ДТП запчасть требует замены, однако страховщик настаивает на ее восстановлении.
- Погрешность экспертов (до 10%).
Досудебная претензия по ремонту ОСАГО
При возникновении каких-либо разногласий со страховой компанией по ОСАГО обязательным условием для обращения в суд является составление письменной досудебной претензии.
Ранее разногласия между сторонами возникали в основном из-за размера выплат. Поскольку ремонт по ОСАГО рассчитывается по установленным ЦБ показателям, оспорить сумму вряд ли будет возможно. Однако при просрочке срока ремонта вы вправе направить дело в суд.
Также не стоит забывать, что вы все еще имеете право получить денежную компенсацию. Поэтому если ваш случай попадает под один из описанных выше, но страховая фирма отказывается возмещать ущерб деньгами, вы также вправе обратиться в суд.
Прежде, чем отправлять претензию, вам может понадобиться провести независимую экспертизу. Официально делается это за счет страховой компании. Однако если она отказывается оплачивать расходы и вы платите из своего кармана, то при дальнейшем обращении в суд и положительном исходе дела затраты вам должны возместить.
Почему страховщик не доплачивает?
Нередки случаи обращения в суд по причине значительного занижения компенсаций. Происходит это из-за убыточности страхового бизнеса. Сегодня на дорогах выросло количество транспорта и неопытных водителей. В результате, выросла частота обращений за выплатами по ОСАГО после ДТП.
Это толкает страховые организации на нарушение договорных обязательств. Как правило, для отказа бывают использованы формальные поводы либо спорные обстоятельства дела, которые могут трактоваться по-разному.
Не стоит думать, что специалист, проводящий оценку ущерба, не может осуществить реальный расчет стоимости ремонта поврежденного авто.
Заниженные суммы появляются в результате взаимодействия эксперта и страхового агента. Это делается с расчетом, что из всей многочисленной массы недовольных клиентов до судебных разбирательств дойдут только единицы.
Водители редко идут в суд, так как не верят, что смогут отстоять свою позицию либо думают, что сумма доплаты не превысит судебные траты. Но аналитика судебных дел показывает, что только 2% от общего количества исков составляют требования, в которых разница между ценой, установленной оценщиком, и суммой, определяемой независимым экспертом, не превышает 10 000 рублей.
Доплаты, если не хватило ОСАГО, возможны. Но придётся постараться
Споры, связанные с взысканием ущерба в результате ДТП, достаточно сложны. Вот почему так важно двигаться по определённому алгоритму и знать нюансы. Во-первых, ущерб, причинённый машине, возмещается страховой компанией с учётом износа. При этом разницу между фактическими расходами и выплатой можно взыскать с виновника аварии.
Во-вторых, сумма убытков в первую очередь взыскивается со страховщика. Пока не выбран лимит в 400 тысяч рублей либо не произведено восстановление машины (нет заключения эксперта), предъявлять претензии виновнику ДТП бесполезно. Оптимальный вариант для взыскания расходов – проведение ремонта на легальной СТО, где будет полное отражение всех затрат. Но в этом случае нужно сначала оплатить ремонт, а потом – взыскивать расходы.
Возможен и другой вариант, при котором убытки в сумме, превышающей лимит ОСАГО, возмещаются на основании заключения эксперта. Однако предъявить можно лишь сумму фактических расходов (то есть без НДС и прочего). Если вы оказались в такой ситуации, советуем обратиться за правовой помощью – самостоятельно решить вопрос едва ли получится.
Отметим, что на данный момент чаще всего компенсация осуществляется в натуральной форме (то есть страховщик сам ремонтирует авто, которое попало в ДТП). Сейчас это распространенная практика, так как лимитов по выплатам зачастую не хватает.
Досудебное решение спора, если не хватило выплаты по ОСАГО на ремонт
Собственник автомобиля может самостоятельно разработать претензию, однако лучше получить помощь квалифицированного юриста. В документе должны быть кратко и по-существу описаны факты, которые доказывают, что величина ущерба была определена не точно. При обнаружении недочётов работы страховщика это тоже нужно обозначить.
Важно! При отказе страховой компании она обязана оповестить заявителя о принятом решение на протяжении 10 дней. Ответ должен быть подан в письменном виде.
В ответе должны быть указаны ссылки на законодательные акты, на основе которых страховщик аргументирует отказ на претензии пострадавшего автомобилиста. Многие хотят знать: что делать, если не хватило выплаты по ОСАГО, а страховщик ответил на претензию отказом? В такой ситуации можно подать судебный иск.
Методика расчета ущерба по ОСАГО
В 2022 году страховые компании исчисляют компенсации, пользуясь Единой методикой расчета ущерба (ЕМРУ), разработанной Министерством транспорта РФ, Центробанком и Российским союзом автостраховщиков.
Страховщики проводят расчет ущерба по следующей формуле: стоимость ремонта + стоимость материалов + стоимость подлежащих замене деталей. При этом дополнительно учитывается множество факторов, в частности износ запчастей.
Что нужно знать о ЕМРУ:
- В ходе расчета страховщик обязан учитывать среднюю рыночную стоимость работ и материалов, недопустимы отклонения более чем на 10% от показателей.
- Подсчет проводится на основании нормативных актов, при нем учитываются только повреждения, полученные вследствие конкретного происшествия.
- При расчете учитывается множество сопутствующих факторов, в частности регион, в котором произошло ДТП.
- Сумма возмещения во многом зависит от износа деталей – его расчет проводится с применением поправочного коэффициента.
При этом лимит возмещения не зависит от проведенного расчета. По закону максимальная сумма покрытия при компенсации ущерба имущественного характера не может быть выше 400 тыс руб. Но даже эти деньги страховщики часто отказываются выплачивать, ссылаясь, в частности, на сильный износ деталей.
Что ж, к завершению статьи вы поняли, что недоплаты по ОСАГО явление частое, но исправимое. Результат зависит от целей: при желании вы можете остаться при своем или с неплохим «наваром» – главное действовать обстоятельно и стараться не нарушать правила, а тем более законы.
Были ли у вас случаи недоплат страховщика по ОСАГО? Если есть желание, вы можете описать проблему и то, как вы ее решали в комментариях – это поможет начинающим автомобилистам. А если у кого-то возникли вопросы по теме статьи, то не стесняйтесь – задавайте их там же, я обязательно отвечу всем.
Ну ка, расскажите ка мне свою историю выбивания недостающих денег из страховой! Вопросы по теме также задавайте — отвечу.
Видео-бонус: 10 желанных профессий прошлого. Уверен, что на каком-то этапе подумаете: «не может быть!
Срок ремонта по ОСАГО в 2022 году
В 2022 году пострадавший заинтересован как можно раньше поставить в известность страховую компанию по ОСАГО о произошедшем ДТП и произвести осмотр автомобиля. В течение 20 дней с этого момента страховщик должен произвести расчет стоимости деталей и работ и выписать направление в автосервис. Если по согласию со страховой компании восстановление авто проводит сторонняя станция технического обслуживания, то ждать направления придется 30 дней.
На восстановление дефектов в 2022 году законодатель отводит не более 30 дней. Срок может быть увеличен при сложных повреждениях, но только по согласованию с владельцем машины. Если работы затягиваются, страхователя обяжут заплатить неустойку в размере 0,5% от суммы за каждый день.
Транспортное средство не подлежит ремонту
Страховые компании признают под полной гибелью машины две ситуации:
- машина настолько разбита, что отремонтировать её не получится;
- автомобиль отремонтировать можно, но стоимость ремонта превысит стоимость самой машины на дату аварии или будет равна ей.
Если машина после ДТП не подлежит восстановлению, страховщик выплатит её стоимость на момент аварии, но в пределах лимитов, установленных 40-ФЗ. Есть ряд особенностей при таком страховом случае:
- Страховщик имеет право оставить поврежденное транспортное средство у себя. Однако он может сделать это только после выплаты компенсации.
- Потерпевший может оставить себе годные детали автомобиля (например, для продажи), но тогда их стоимость будет вычтена из размера страховой выплаты.
Полная гибель транспортного средства может быть установлена только экспертом после осмотра. В ходе экспертизы специалист отмечает все повреждения и оценивает стоимость ремонта, эти сведения обязательно отражаются в заключении эксперта. На следующем этапе изучается рынок автомобилей и определяется стоимость машины. Полученные цифры сопоставляются и выносится заключение.