Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как бизнесу уплачивать налог на транспорт». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Организации, являющиеся плательщиками транспортного налога, обязуются вносить ежеквартальные авансовые платежи. Крайний срок оплаты определен 15 числом в мае, августе и ноябре. Итоговый платеж, вносимый по окончании налогового года, организации перечисляют до 15 февраля. Оплата производится в налоговый орган по месту учета транспорта. Традиционно таковым считают подразделение ФНС, в котором стоит на учете юридическое лицо.
Пример расчёта налога за 2022 год для легкового авто (задачка в три действия)
Дано: вам необходимо уплатить налог на легковой автомобиль, с объёмом двигателя 2300 см³.
|
|
|
|
|
Как считать налог на транспорт в Казахстане?
Давайте на несколько примерах разберемся в тонкостях расчета налога на транспортные средства в 2023 году.
Пример 1. У нас автомобиль с объемом двигателя 1400 куб.см. Это достаточно простой вариант расчета. И здесь нам потребуется только первая таблица. Согласно указанным там данным, в нашем случае применяется ставка 2 МРП. Это значит, что сумма налога на транспорт за 2022 год составит 6 126 тенге.
Пример 2. У нас автомобиль с объемом двигателя 2000 куб.см. Этот вариант уже будет посложнее, поскольку объем превышает 1500 куб.см, а значит надо применять дополнительные коэффициенты. Базовый расчет по первой таблице показывает, что у нас будет 3 МРП. То есть это 9 189 тенге. Но это еще не все. Также мы должны посчитать по 7 тенге за каждый кубический сантиметр от нижней границы в их группе. В нашей первой таблице мотор объемом 2 литра попадает в группу от 1500 до 2000 куб.см. Наш мотор от нижней границы до своего фактического размера имеет 500 лишних куб.см. Значит, мы 500 умножаем на 7 тенге и получаем 3 500 тенге. Осталось сложить эту цифру и 9 189 тенге. На выходе получаем размер налога за 2022 год на уровне 12 689 тенге.
Пример 3. У нас есть солидный внедорожник с объемом двигателя 3600 куб.см. Данный автомобиль был привезен в Казахстан после 31 декабря 2013 года. При наличии таких условий мы должны считать налог уже по второй нашей таблице. Там базовый расчет покажет, что мы должны заплатить 66 МРП или 202 158 тенге. Но поскольку двигатель превышает установленные 1,5 литра опять применяются дополнительный коэффициент. Наш мотор по второй таблице попадает в группу от 3500 до 4000. От нижней границы до своего фактического размера двигатель имеет лишние 100 куб.см. За каждый нужно дополнительно заплатить по 7 тенге, то есть всего 700 тенге. Эту сумму добавляем к 202 158 тенге и получаем сумму транспортного налога за 2022 год на уровне 202 858 тенге.
Сводная таблица налога на транспорт РК
Объект налогообложения | Налоговая ставка (МРП) |
Легковые автомобили со следующей градацией по объему двигателя (куб. см): | |
до 1 100 включительно | 1 |
свыше 1 100 до 1 500 включительно | 2 |
свыше 1 500 до 2 000 включительно | 3 |
свыше 2 000 до 2 500 включительно | 6 |
свыше 2 500 до 3 000 включительно | 9 |
свыше 3 000 до 4 000 включительно | 15 |
свыше 4 000 | 117 |
Грузовые, специальные автомобили со следующей градацией по грузоподъемности (без учета прицепов): | |
до 1 тонны включительно | 3 |
свыше 1 тонны до 1,5 тонны включительно | 5 |
свыше 1,5 до 5 тонн включительно | 7 |
свыше 5 тонн | 9 |
Тракторы, самоходные сельскохозяйственные, мелиоративные и дорожно-строительные машины и механизмы, специальные машины повышенной проходимости и другие автотранспортные средства, не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования | 3 |
Автобусы со следующей градацией по количеству посадочных мест: | |
до 12 посадочных мест включительно | 9 |
свыше 12 до 25 посадочных мест включительно | 14 |
свыше 25 посадочных мест | 20 |
Мотоциклы, мотороллеры, мотосани, маломерные суда со следующей градацией по мощности двигателя: | |
до 55 кВт (75 лошадиных сил) включительно | 1 |
свыше 55 кВт (75 лошадиных сил) | 10 |
Катера, суда, буксиры, баржи, яхты со следующей градацией по мощности двигателя (в лошадиных силах): | |
до 160 включительно | 6 |
свыше 160 до 500 включительно | 18 |
свыше 500 до 1 000 включительно | 32 |
свыше 1 000 | 55 |
Летательные аппараты | 4% от МРП с каждого киловатта мощности |
Железнодорожный тяговый подвижной состав, используемый: для вождения поездов любых категорий по магистральным путям; для производства маневровой работы на магистральных, станционных и подъездных путях узкой и (или) широкой колеи; на путях промышленного железнодорожного транспорта и не выходящий на магистральные и станционные пути |
1% от МРП с каждого киловатта общей мощности транспортного средства |
Моторвагонный подвижной состав, используемый для организации перевозок пассажиров по магистральным и станционным путям узкой и широкой колеи, а также транспортные средства городского рельсового транспорта | 1% от МРП с каждого киловатта общей мощности транспортного средства |
Реквизиты для уплаты налога на транспорт в 2021 г.
Срок уплаты транспортного налога для юрлиц в 2021 году:
- за 2020 год — не позднее 1 марта 2021 года
- за 1 квартал 2021 года — не позднее 15 мая 2021 года
- за 2 квартал 2021 года (6 месяцев) — не позднее 15 августа 2021 года
- за 3 квартал 2021 года (9 месяцев) — не позднее 15 ноября 2021 года
- за 4 квартал и весь 2021 год — не позднее 1 марта 2022 года
Налог на транспорт (Казахстан): рассчитать, оплатить, проверить в 2020–2021 году
Объем двигателя, куб. см |
Ставка в месячных расчетных показателях |
3 000 – 3 200 |
35 |
3 200 – 3 500 |
46 |
3 500 – 4 000 |
66 |
4 000 – 5 000 |
130 |
Свыше 5 000 |
200 |
Рынок не ограничивается только легковыми автомобилями. Многие жители нашей страны имеют в собственности грузовые машины, сельскохозяйственную технику, автобусы, мотоциклы. Для этих транспортных средств существуют свои налоговые ставки, которые могут зависеть от грузоподъемности авто, числа посадочных мест, мощности двигателя и иных параметров.
Есть ли прямая корреляция между налогом на транспорт и состоянием автопарка в Казахстане?
С одной стороны, государство предпринимает определенные меры, чтобы казахстанский рынок не заполонил откровенный автохлам. К примеру, сборы за первичную регистрацию автомобилей возрастом до трех лет составляют 50 МРП (около 153 тыс. тенге), 0,25 МРП – за машины, сошедшие с заводского конвейера менее двух лет назад. Однако для авто старше трех лет придется уплатить сразу 500 МРП. Сумма утильсбора варьируется от 230 тыс. до 1,8 млн тенге, в зависимости от объема двигателя.
С другой стороны, сегодня половина автопарка страны — автомобили старше 20 лет. То есть около 2 млн легковых машин – самое настоящее старье, которое в ближайшее время истлеет на казахстанской земле. Доля легковых автомобилей старше 10 лет составляет 70,6% от всего отечественного автопарка.
В заключение отметим, что ознакомиться с размером налога на транспорт и оплатить его можно с помощью различных онлайн-платформ государственных органов и банковских мобильных приложений.
Сводная таблица налога на транспорт РК
Объект налогообложения | Налоговая ставка (МРП) |
Легковые автомобили со следующей градацией по объему двигателя (куб. см): | |
до 1 100 включительно | 1 |
свыше 1 100 до 1 500 включительно | 2 |
свыше 1 500 до 2 000 включительно | 3 |
свыше 2 000 до 2 500 включительно | 6 |
свыше 2 500 до 3 000 включительно | 9 |
свыше 3 000 до 4 000 включительно | 15 |
свыше 4 000 | 117 |
Грузовые, специальные автомобили со следующей градацией по грузоподъемности (без учета прицепов): | |
до 1 тонны включительно | 3 |
свыше 1 тонны до 1,5 тонны включительно | 5 |
свыше 1,5 до 5 тонн включительно | 7 |
свыше 5 тонн | 9 |
Тракторы, самоходные сельскохозяйственные, мелиоративные и дорожно-строительные машины и механизмы, специальные машины повышенной проходимости и другие автотранспортные средства, не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования | 3 |
Автобусы со следующей градацией по количеству посадочных мест: | |
до 12 посадочных мест включительно | 9 |
свыше 12 до 25 посадочных мест включительно | 14 |
свыше 25 посадочных мест | 20 |
Мотоциклы, мотороллеры, мотосани, маломерные суда со следующей градацией по мощности двигателя: | |
до 55 кВт (75 лошадиных сил) включительно | 1 |
свыше 55 кВт (75 лошадиных сил) | 10 |
Катера, суда, буксиры, баржи, яхты со следующей градацией по мощности двигателя (в лошадиных силах): | |
до 160 включительно | 6 |
свыше 160 до 500 включительно | 18 |
свыше 500 до 1 000 включительно | 32 |
свыше 1 000 | 55 |
Летательные аппараты | 4% от МРП с каждого киловатта мощности |
Железнодорожный тяговый подвижной состав, используемый: для вождения поездов любых категорий по магистральным путям; для производства маневровой работы на магистральных, станционных и подъездных путях узкой и (или) широкой колеи; на путях промышленного железнодорожного транспорта и не выходящий на магистральные и станционные пути |
1% от МРП с каждого киловатта общей мощности транспортного средства |
Моторвагонный подвижной состав, используемый для организации перевозок пассажиров по магистральным и станционным путям узкой и широкой колеи, а также транспортные средства городского рельсового транспорта | 1% от МРП с каждого киловатта общей мощности транспортного средства |
Налоговые ставки для легковых авто
Объем двигателя, куб. см |
Ставка в месячных расчетных показателях |
До 1 100 |
1 |
1 100 – 1 500 |
2 |
1 500 – 2 000 |
3 |
2 000 – 2 500 |
6 |
2 500 – 3 000 |
9 |
3 000 – 4 000 |
15 |
Свыше 4 000 |
117 |
Казахстанцы должны стать автомобильной нацией
Известный экономист и автолюбитель Рустем Жансеитов предлагает изменить систему налогообложения на транспорт и пересмотреть ценообразование продукции автопрома. В частности, он считает оптимальной формулу, при которой налог на транспорт входит в стоимость топлива.
«Думаю, самый справедливый подход в формировании транспортного налога – это включение обязательных платежей в стоимость бензина. Тот, кто больше ездит, больше тратит горючего, должен и платить больше. Это мотивировало бы автовладельцев пересесть на более экономичные модели авто. А это очень актуально для нашей страны. Мне, вообще, обидно, что в то время, когда в Европе к 2035 году полностью планируют прекратить производство автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС), Казахстан продолжает превращаться в свалку старых машин, ухудшая и без того сложную экологическую обстановку в республике. Смысл внутреннего производства автомобилей всегда в том, чтобы цены на них были ниже мировых. У нас этого нет, хотя на поддержку отечественного автопрома ежегодно тратятся многомиллиардные бюджетные средства. И это какой-то абсурд. Нужно пересмотреть всю схему ценообразования автомобилей и методику расчета суммы первичной регистрации, утильсбора и всех других видов обязательных платежей в сторону снижения, потому что у нас очень дорогие машины», – отметил он.
При наличии огромной территории казахстанцы, по словам Рустема Жансеитова, давно уже должны были стать автомобильной нацией, как американцы или канадцы.
Актуально для всех автовладельцев
Официально «транспортный сбор» в РК является одним из источников доходов государства и направляется на финансирование дорожного строительства и ремонта, а также на обеспечение безопасности на дорогах. Налог можно платить как ежегодно, так и однократно (при регистрации). Размер сбора зависит от МРП, зафиксированного на начало актуального года. Для справки: МРП используется для расчета большого количества платежей: от этого показателя зависит размер стипендии, штрафов и социальных выплат.
Чтобы проверить налог на транспорт, вы можете обратиться в налоговую инспекцию или воспользоваться специальными онлайн-калькуляторами на официальных сайтах государственных органов. Учитывайте, что в 2024 году, по прогнозам, будет введен налог на роскошь: это значит, что сбор для владельцев люксовых авто с ориентировочной стоимостью от $100 тыс. будет выше.
Кто обязан уплачивать налог на ТС?
Вопросы налогообложения и уплаты налога на транспорт в Казахстане регулируются разделом 13 НК РК (ст.490-496). Поскольку транспортный налог относится к местным налогам, его уплата производится в местный бюджет по месту регистрации авто.
Согласно ст.490 НК РК, обязанность по уплате транспортного налога несут:
- физлица, на которых зарегистрировано ТС;
- юридические лица, имеющех ТС на праве собственности, управления или хозяйственного ведения;
- структурные подразделения юридических лиц, если головная компания своим решением признала их самостоятельными плательщиками по ТС, зарегистрированным на данное подразделение;
- лизингополучатели, если ТС получено по договору финансового лизинга.
Также НК РК определены категории лиц, которые освобождены от уплаты налога:
- юридические лица –производители сельхозпродукции (только по технике, включенной в перечень, утвержденный Приказом №86.2 от 23.02.2018 г.);
- крестьянские хозяйства (применяющие спецрежим) по ТС, которые используются в деятельности, но в количестве не более лимита, установленного пп.2 п.3 ст.490 НК РК. Если количество ТС превышает лимит, по дополнительным ТС придется уплатить налог;
- госучреждения;
- общественные объединения инвалидов (1 авто до 3 тыс. куб.см. и 1 автобус).
Физические лица, которые освобождены от обязанности по уплате налога, перечислены в пп.5 и пп.6 п.3 ст.490 НК РК:
- участники ВОВ;
- многодетные матери;
- инвалиды.
Как рассчитывается налог на транспорт
Граждане РК должны самостоятельно посчитать сумму транспортного налога, который следует отдать государству. Перерасчет производят каждый год.
Размер транспортного налога зависит от следующих показателей:
-
объема двигателя авто;
-
года выпуска и места производства ТС;
-
времени его регистрации в РК;
-
расчетного показателя, установленного государством.
Ставкой для исчисления размера платежа является месячный расчетный показатель (МРП), который правительство установило на 1 января. Значение его пересматривается в зависимости от бюджетного планирования и предполагаемой инфляции на финансовый год.
В 2020 г. МРП для транспортного налога составляет 2651 тенге. Апрельское повышение не учитывается.
При расчете руководствуемся статьей 492 Налогового Законодательства РК, где зафиксирована величина налоговой ставки в зависимости от особенностей технической характеристики машины:
-
Для легковых авто за основную единицу берут объем двигателя в кубических сантиметрах.
-
Для грузовых – грузоподъемность без учета прицепа.
-
Автобусы облагаются налогом в зависимости от числа мест.
-
Для мототранспорта и водных судов учитывают лошадиные силы.
Минимальное значение в 1 МРП предусмотрено для машин, с объемом двигателя до 1100 куб см. Далее ставка растет следующим образом:
-
2 МРП за авто до 1500;
-
3 показателя – от 1500 до 2000 куб. см;
-
9 МРП заплатят владельцы легковых авто, с объемом двигателя выше 3000;
-
117 МРП должны отдать в казну владельцы ТС, если их объем двигателя от 4000 куб. см.
Если налогоплательщик не успел вовремя оплатить положенный фискальный сбор, то налог на транспортное средство ему будет начислен на основании сведений, указанных при регистрации ТС.
Расчет за фактическое время владения производится следующим образом:
-
считаем сумму за год;
-
результат делим на 12;
-
полученное значение умножаем на число месяцев с начала года до момента продажи.
Изменения для юридических лиц-резидентов
В подпункты 2 и 4 п. 2 ст. 441 и в подпункт 5 п. 1 ст. 307 НК внесены изменения, начинающие действовать с 01. 01. 2023 г. Так, исключена норма по неиспользованию корректировки общего годового дохода по КПН непосредственно в части дивидендов, которые выплачиваются юрлицом, производящим снижение исчисленного КПН на 100% по той деятельности, по которой предусмотрено данное снижение. При этом из СГД исключены дивиденды по ценным бумагам, которые размещены на таких биржах, как МФЦА, KASE, если за конкретный налоговый период были осуществлены активные торги на бирже (текущие критерии определяются Правительством РК). Если же в налоговый период на бирже не осуществлялись активные торги указанными бумагами, то дивиденды по ним облагаются КПН в качестве дохода, облагаемого у непосредственного источника выплаты.