Какую ответственность несут члены ликвидационной комиссии?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какую ответственность несут члены ликвидационной комиссии?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Законодательство устанавливает короткий период на уведомление налоговиков о создании ЛК. На это действие отводится всего 3 рабочих дня с момента принятия соответствующего решения.
Просрочка передачи в этот период Р15001 в инспекцию обойдется в 5000 рублей по ч.3 ст.14.25 КоАП РФ (некоторую вероятность отделаться предупреждением в расчет не принимаем).
Необходимо понимать, что в процессе деятельности ЛК форма Р15001 подается дважды.

Гражданско-правовая ответственность в случае принудительного банкротства

Помимо административной, члены ЛК рискуют понести гражданско-правовую ответственность. Так, действующее законодательство устанавливает обязанность ЛК инициировать дело о банкротстве ООО при выявлении признаков несостоятельности. При этом, с момента введения конкурсного управления, ЛК утрачивает свои полномочия и обязана в течение 3 суток передать всю документацию и активы конкурсному управляющему.

Игнорирование этого правила может повлечь признание причинной связи бездействия ЛК и невозможности погашения требований, если в результате затрудняется взыскание задолженности из-за проблем с определением конкурсной массы ввиду непредставления документации по ней. Такой вывод сделал Верховный суд РФ в процессе рассмотрения дела № А33-17721/13 (Опр. № 302-ЭС17-9244 от 16.10.2016 г.).

Судьи отметили, что безосновательное игнорирование ЛК необходимости передачи документации, принадлежащей должнику, свидетельствует о недобросовестном поведении ликвидатора, направленном на незаконное сокрытие информации об имеющемся у должника имуществе, за счет которого должны быть исполнены обязательства кредиторам. Поэтому непосредственно на ликвидатора суд возложил бремя доказывания отсутствия связи между неисполнением обязанности и последствиями.

Гражданско-правовая ответственность перед кредиторами

Ликвидатору необходимо учитывать, что именно к нему будут предъявлены финансовые претензии со стороны недовольных результатом распределения имущества кредиторов и участников ликвидированного ООО. И если в ходе судебного процесса ими будет доказано, что именно по вине ЛК их требования не были надлежащим образом учтены в промежуточном балансе, в результате чего они понесли убытки, то членам ЛК придется возмещать им материальные потери за счет собственных средств (нормы 53.1 и 64.1 ГК РФ).

Аналогичным образом будут привлечены в качестве ответчиков все члены ЛК, если они вели процедуру ненадлежащим образом (неразумно либо недобросовестно), в нарушение типичных условий гражданского оборота или предпринимательского риска, а также если при выявлении ими у ликвидируемого Общества признаков банкротства ими не было подано соответствующее заявление в суд.

Субсидиарная ответственность за невозможность полного погашения требований кредиторов

Под действиями (бездействием) контролирующего лица, приведшими к невозможности погашения требований кредиторов (статья 61.11 Закона о банкротстве) следует понимать такие действия (бездействие), которые явились необходимой причиной банкротства должника, то есть те, без которых объективное банкротство не наступило бы.

Суд оценивает существенность влияния действий (бездействия) контролирующего лица на положение должника, проверяя наличие причинно-следственной связи между названными действиями (бездействием) и фактически наступившим объективным банкротством.

Неправомерные действия (бездействие) контролирующего лица могут выражаться, в частности?:

  • в принятии ключевых деловых решений с нарушением принципов добросовестности и разумности, в том числе согласование, заключение или одобрение сделок на заведомо невыгодных условиях или с заведомо неспособным исполнить обязательство лицом («фирмой-однодневкой» и т.п.)
  • дача указаний по поводу совершения явно убыточных операций, назначение на руководящие должности лиц, результат деятельности которых будет очевидно не соответствовать интересам возглавляемой организации
  • создание и поддержание такой системы управления должником, которая нацелена на систематическое извлечение выгоды третьим лицом во вред должнику и его кредиторам
  • и т.д.

Является ли значимая сделка существенно убыточной?

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 61.11 Закона о банкротстве презумпция доведения до банкротства в результате совершения сделки (ряда сделок) может быть применена к контролирующему лицу, если данной сделкой (сделками) причинен существенный вред кредиторам.

Читайте также:  Госпошлина за регистрацию права собственности: как и сколько платить

К числу таких сделок относятся, в частности, сделки должника, значимые для него (применительно к масштабам его деятельности) и одновременно являющиеся существенно убыточными.

При этом следует учитывать, что значительно влияют на деятельность должника, например, сделки, отвечающие критериям крупных сделок (статья 78 Закона об акционерных обществах, статья 46 Закона об обществах с ограниченной ответственностью и т.д.).

Рассматривая вопрос о том, является ли значимая сделка существенно убыточной, следует исходить из того, что таковой может быть признана в том числе сделка, совершенная на условиях, существенно отличающихся от рыночных в худшую для должника сторону, а также сделка, заключенная по рыночной цене, в результате совершения которой должник утратил возможность продолжать осуществлять одно или несколько направлений хозяйственной деятельности, приносивших ему ранее весомый доход.

Составление промежуточного ликвидационного баланса

Промежуточный ликвидационный баланс, содержащий сведения о составе имущества ликвидируемого ООО и перечне кредиторских требований составляется после окончания срока, указанного в публикации в «Вестнике» (не менее двух месяцев).

О составлении такого баланса нужно снова сообщить в налоговую инспекцию по форме № P15016. Если при первой подаче формы в разделе 2 указывалась причина подачи заявления «3», то для уведомления о составлении промежуточного баланса надо вписать цифру «4». Кроме уведомления в налоговую сдают решение об утверждении промежуточного ликвидационного баланса, сам баланс и копию листа «Вестника» с публикацией или подтверждающие документы.

После утверждения промежуточного ликвидационного баланса комиссия начинает производить расчеты с кредиторами. Требования удовлетворяют в порядке очередности, установленной статьей 64 ГК РФ:

  1. требования граждан, перед которыми ликвидируемое ООО несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, а также требования о компенсации морального вреда;
  2. расчеты по выплате зарплаты и выходных пособий работников, принятых по трудовому договору и по выплате авторских вознаграждений;
  3. расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
  4. расчеты с другими кредиторами.

Если денежных средств ликвидируемого ООО не хватает для погашения всех задолженностей, то имущество общества должно быть продано с публичных торгов.

Энциклопедия решений. Ликвидационная комиссия в ООО

Ликвидационная комиссия в ООО

Общее собрание участников ООО принимает решение о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) по предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества, исполнительного органа или участника общества. Решение о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) принимается большинством от общего числа голосов участников ООО, если необходимость большего числа голосов не предусмотрена уставом (п. 3 ст. 62 ГК РФ, пп. 12 п. 2 ст. 33, абзац третий п. 8 ст. 37, абзац второй п. 2 ст. 57 Закона об ООО).

При принятии судом решения о ликвидации общества суд может возложить обязанность по ликвидации юридического лица на участников (учредителей) общества или общее собрание участников. При неисполнении этой обязанности для проведения ликвидации общества суд может назначить арбитражного управляющего, осуществляющего ликвидацию за счет имущества общества (п. 5 ст. 61, п. 5 ст. 62 ГК РФ).

В случае если участником ликвидируемого общества является Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование, в состав ликвидационной комиссии включается представитель федерального органа по управлению государственным имуществом, специализированного учреждения, осуществляющего продажу федерального имущества, органа по управлению государственным имуществом субъекта РФ продавца государственного имущества субъекта РФ или органа местного самоуправления (п. 4 ст. 57 Закона об ООО).

В остальных случаях законодательство не устанавливает требований к составу ликвидационной комиссии, поэтому общество вправе само предусмотреть их в уставе общества, например: указать число членов комиссии, требования к их квалификации, навыкам (можно предусмотреть в составе комиссии бухгалтера, участника общества и т.д.).

В отсутствие таких положений в уставе количественный и персональный состав комиссии определяются общим собранием участников ООО при назначении ликвидационной комиссии. Например, требования к ликвидатору и членам ликвидационной комиссии могут соответствовать требованиям, предъявляемым к исполнительным органам общества.

Также необходимо утвердить руководителя комиссии (на практике им часто назначается единоличный исполнительный орган ликвидируемого общества) и секретаря.

О назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) необходимо уведомить регистрирующий орган. Уведомление подается по форме N P15001, утвержденной приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ и заполняемой в соответствии с требованиями, установленным названным приказом.

Читайте также:  Купля продажа квартиры без нотариуса с 1 августа в 2023 году

С 30.03.15 о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора должен уведомить сам руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) (п. 3 ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Ранее данная обязанность возлагалась на учредителей (участников) ООО или орган, принявший решение о ликвидации.

Законодательством РФ не установлен порядок оплаты работы членов ликвидационной комиссии, поэтому данный вопрос должен решаться общим собранием участников ООО при назначении ликвидационной комиссии самостоятельно с учетом финансовых возможностей общества. Законодательством не урегулирован и вопрос о правовой природе отношений, возникающих между ликвидируемым юридическим лицом и членами ликвидационной комиссии. На практике, с руководителями ликвидационной комиссии и ее членами заключают как трудовые, так и гражданско-правовые договоры.

С момента назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами общества (п. 4 ст. 62 ГК РФ, п. 3 ст. 57 Закона об ООО). Руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) вправе подписывать от имени ликвидируемого юридического лица исковые заявления и совершать другие юридические действия, связанные с ликвидацией юридического лица, исходя из решений, принимаемых комиссией в пределах ее компетенции (п. 12 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.01.2000 N 50 «Обзор практики разрешения споров, связанных с ликвидацией юридических лиц (коммерческих организаций)»).

Кто такой председатель ликвидационной комиссии и кого можно назначить на эту должность

Ни в одном из используемых в настоящее время в части ликвидации юридических лиц, в том числе по причине банкротства, не содержится указаний на то, каким должен являться состав такой комиссии. На основании имеющейся практики известно только то, что руководить такой комиссией должен председатель или руководитель.

При этом, также на основании имеющейся практики, можно сказать о том, что в качестве руководителя ликвидационной комиссии необязательно следует рассматривать только одного человека, который все ключевые решения принимает самостоятельно. На сегодняшний день нередки случаи, когда руководство такой комиссией возлагается на коллегиальный орган, назначенный, например, из числа ключевых акционеров компании. Кроме того, нередки случаи, когда руководитель такой комиссии назначается путем приглашения специалиста со стороны.

Кто может выступать в роли ликвидатора?

Данную должность может занимать:

— учредитель либо участники общества. Это может быть как физическое, так и юридическое лицо;

— третье лицо, имеющее необходимые права и полномочия;

— орган, который принял решение о ликвидации организации.

Назначать ликвидатора по своему выбору можно только в случае добровольного решения о прекращении действия общества. В условиях, когда организация обанкротилась, ликвидатора назначает суд. Лицо, назначенное судом, является арбитражным управляющим. Этот человек должен быть гражданином Российской Федерации, а также членом саморегулируемой организации. Ответственность ликвидатора при ликвидации ООО очень серьезная, поэтому не каждый сотрудник, назначенный учредителями, соглашается на такую работу.

Другие важные обязанности ликвидатора:

  • Разрабатывать план ликвидации пошагово.
  • Провести инвентаризацию всех имеющихся материальных ценностей на балансе общества, включая все имущество организации.
  • Провести анализ задолженностей (кредиторской и дебиторской).
  • Разработать и провести мероприятия для погашения долгов.
  • Подготовить документы в суд для признания общества банкротом.
  • Составить промежуточный, а после ликвидационный балансы. Предоставить все эти документы в налоговую службу в указанные сроки.
  • Оплатить государственные пошлины за регистрацию прекращения деятельности общества, получить выписку из ЕГРЮЛ, убедиться в удалении данных об обществе из выписки.

Задача ликвидатора тщательно проконтролировать всю процедуру поэтапно, а также проследить, чтобы все выполнялось в соответствии с действующим законодательством.

Смена председателя ликвидационной комиссии

Законодательство не содержит требование об однократности назначения председателя ликвидационной комиссии и требования, чтобы весь период ликвидации был бессменный председатель. Тем более что процесс ликвидации может затянуться на несколько лет, ведь до 1 сентября 2017 г. максимальный срок не ограничен. Кроме того, у председателя могут быть причины личного характера или причины, от него не зависящие, например, болезнь.

Процедура замены зависит от того, как оформлены полномочия – трудовым договором или гражданско-правовым. Законодательство не регламентирует, как должны быть оформлены отношения между организацией и ликвидатором.

Читайте также:  Выплаты вдовам участников ВОВ в 2023 году к дню победы

Если заключен трудовой договор, то председатель ликвидационной комиссии может в любой момент уведомить в письменной форме об увольнении, согласно Трудовому кодексу достаточно волеизъявления работника (ст. 80 ТК РФ).

Если заключен гражданско-правовой договор, то расторжение производится по условиям договора или согласно п. 2 ст. 782 ГК РФ.

Инициаторами смены председателя могут быть и собственники организации, не удовлетворенные работой председателя. Поэтому возможность контроля и замены председателя желательно предусмотреть на стадии заключения договора.

Причины смены председателя для регистрационного органа не имеют значения. Важно уведомить о замене председателя ликвидационной комиссии, так как это лицо, которое действует от имени компании в период ликвидации. Подается заявление при смене председателя ликвидационной комиссии по форме Р14001. Подписывает его новый председатель.

При возникновении ситуации, когда ликвидатор (ликвидационная комиссия) нанес убытки учредителям предприятия, кредиторам своими действиями (или бездействием), на него возлагается обязанность по возмещению суммы причиненного ущерба. Данная ситуация может возникнуть при невключении заявленных кредиторов в список предъявленных требований или неотражении их в промежуточном балансе. Сумма причиненного ущерба распределяется между членами ликвидационной комиссии в равных долях (ст. ст. 64.1, 53.1 ГК РФ).

Субсидиарную ответственность несет ликвидационная комиссия (ликвидатор) в соответствии с Гражданским кодексом (ст. 399 ГК РФ) и Закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»), если были выявлены явные признаки банкротства ликвидируемого лица, но не приняты мероприятия по возбуждению дела о банкротстве в арбитражном суде. В данном случае при недостаточности имущества ликвидируемого предприятия для покрытия задолженности кредиторы могут выставить требование об осуществлении взыскания за счет личного имущества ликвидатора.

Согласно УК РФ при ликвидации ООО ответственность у ликвидатора возникает и в случае умышленного сокрытия информации о явных признаках, свидетельствующих о банкротстве предприятия (ст. 195 УК РФ). К такой информации относятся сведения о:

  • имуществе ликвидируемого предприятия;
  • обязанностях и имущественных правах;
  • месторасположении и др.

Уголовная ответственность ликвидатора наступает в случае умышленного уничтожения или фальсификации бухгалтерской и другой документации (ст. 195 УК РФ).

Условия и порядок ликвидации ООО

Законодательство предусматривает несколько видов ликвидации компании (ст. 61 ГК РФ и ст. 57 закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об ООО»):

  • по решению суда, если выявлены грубые нарушения требований закона (порядка регистрации, правил лицензирования и т.п.);
  • в рамках процедуры банкротства;
  • добровольно по решению собственников.

Кроме того, если компания не ведет фактическую деятельность в течение года (отсутствуют операции хотя бы по одному банковскому счету и не сдается налоговая отчетность) и более, то регистрирующий орган может ликвидировать ее самостоятельно (ст. 21.1 закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации…»).

Добровольная ликвидация предполагает ряд обязательных этапов:

  1. Решение о ликвидации.
  2. Уведомление регистрирующего органа.
  3. Назначение ликвидатора.
  4. Публикация сообщения в СМИ.
  5. Получение информации о требованиях кредиторов.
  6. Промежуточный ликвидационный баланс.
  7. Расчеты с кредиторами.
  8. Окончательный ликвидационный баланс.
  9. Распределение активов между собственниками.
  10. Внесение сведений о ликвидации в госреестр.

Выплаты ликвидационной комиссии

Ликвидационная комиссия работает не бесплатно. Ее члены получают вознаграждение за свой труд, но его размер не закреплен законодательно. Обычно величина положенных выплат определяется на собрании собственников с учетом финансового положения компании и оглашается в момент формирования состава комиссии. Именно из средств ликвидируемой компании производятся выплаты членам ликвидационной комиссии.

Штатные сотрудники в составе комиссии обычно продолжают работать в рамках действующих трудовых договоров и получают выплаты в прежнем размере в виде зарплаты. Законом это не возбраняется. Зарплата членам комиссии облагается всеми налогами и сборами.

В последний день работы члены комиссии должны получить зарплату, компенсацию за неиспользованный отпуск и выходное пособие.

Но по их желанию трудовые договора могут быть расторгнуты и вместо них оформлены гражданско-правовые договора. В них может быть прописан новый механизм расчета вознаграждения. Такой вариант нежелателен: контролирующие инстанции могут посчитать, что расторжение трудового договора имело целью уклонения от выплаты положенной компенсации при ликвидации.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *