Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Чем грозит езда без страховки?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
По закону страховой полис необходимо иметь при себе во время управления транспортным средством. Если нет страховки на машину, но при этом она оформлена, это также является нарушением. Ответственность за езду без ОСАГО указана в части 2 статьи 12.3 КоАП. В соответствии с законодательством сотрудник ДПС имеет право оштрафовать нарушителя или ограничиться предупреждением.
Что делать, если страховка оформлена, но полиса при себе нет
Штраф ГИБДД за отсутствие ОСАГО при себе в 2023 году составляет 500 рублей.
Обратите внимание, что можно избежать штрафа, если водитель предоставит сотруднику ДПС серию и номер страхового полиса для проверки наличия страховки в базе.
Те, кто оформил электронный полис ОСАГО, также должны иметь подтверждающий документ при себе. Например, его можно распечатать или же скачать на смартфон e-ОСАГО. В противном случае за отсутствие ОСАГО на легковой автомобиль можно получить штраф.
А нужно ли вообще ОСАГО сегодня?
Да, это так. Например, в отличие от КАСКО в России страхование Ктео является обязательным. Обязанность приобретения страховки для каждого автомобилиста в нашей стране определена частью 4 статьи 4 одноименного Федерального закона.
Из этого правила есть несколько исключений. Вы не обязаны приобретать страховой полис, если
- проектная скорость вашего автомобиля не превышает 20 км/ч
- у вас есть техника, не предназначенная для движения по дорогам общего пользования (например, питбайки, квадроциклы можно водить без ОСАГО); и
- ваш автомобиль отсортирован в другой стране, и ваша гражданская ответственность уже застрахована там, и
- речь идет об автомобильных прицепах, которые
- а также о небольшом количестве других случаев, предусмотренных статьей 6 Закона.
А теперь поговорим обо всех нововведениях, направленных на повышение ответственности.
Сколько стоит в 2023 году оформить ОСАГО?
Стоимость страхования основывается на заранее установленных ценах на различные суммы. В частности, получается базовая ставка, которую страховая компания имеет право определять по своему усмотрению, затем применяются различные коэффициенты, такие как территория водителя (регион или город), возраст, стаж, двигатель двигатель, двигатель и безаварийная история, среди прочего. Эти коэффициенты (в большинстве случаев) увеличивают или уменьшают стоимость страховки.
Однако в данном виде наиболее важную роль играет базовая ставка, которая является первоначальной суммой. А она в 2023 году значительно варьируется. Для автотранспортных средств этот показатель варьируется от 1646 до 7535.
Страховые компании получили возможность определять цены для того, чтобы регулировать отношения между страховщиками и хорошими или плохими водителями. Но оказалось — на практике большинство страховых компаний при расчете полиса либо определяют максимальный процент, либо близкий к максимальному.
Все тарифы и сборы можно посмотреть в специальном указании Банка России, там есть разные виды расчетов. Это позволяет получить окончательную стоимость договора.
Для примера рассмотрим самый наглядный пример расчета для Kia Rio, 123 л.с., модельный год 2020, 22 года, с четырехлетним стажем вождения. Официальный сайт страховой компании. И получаем стоимость страховки — 21, 457 рублей. И даже если такие новые санкции будут введены, это всего лишь четыре штрафа по 5, 000 рублей каждый.
Снимают ли государственные регистрационные знаки, если нет ОСАГО, в 2022 году?
До 15-го ноября 2014-го года применялась такая мера административного воздействия, как запрещение эксплуатации автомототранспортного средства за отсутствие ОСАГО.
Оно заключалось в снятии ГРЗ (государственных номерных знаков) должностным работником ГИБДД (п. 144 Приказа МВД РФ № 185 от 2-го марта 2009-го года, ныне утратил свою законную силу). Изъятые знаки хранились в территориальном подразделении ГИБДД.
В течение 1 суток на машине без номеров можно было доехать до места устранения причины запрета эксплуатации (например, до офиса страховщика с целью оформления полиса ОСАГО). По истечении 1 суток движение машины без ГРЗ возможно было только при помощи другого ТС (например, эвакуатора).
В 2022-м году за отсутствие страховки, а также за иные нарушения в области автодорожного движения, снятие номеров не производится.
В 2023 году будут актуальными штрафы за отсутствие страховки, принятые в сентябре 2018.
Изменения в законодательстве о ПДД вызваны введением автоматической фиксации. Камеры видеонаблюдения начали осуществлять проверку ТС по номерам на предмет наличия страховки. Установлена взаимосвязь баз РСА и ГИБДД.
Итак, проверять наличие ОСАГО теперь уполномочены патрульные ДПС и камеры. Пока система фотофиксация на этапе внедрения, сотрудники ГАИ будут контролировать и проверять показания автоматики.
Законом определены виды штрафов за отсутствие страховки по причинам:
- неоформление документа;
- езда на чужой машине водителя, не вписанного в страховку;
- отсутствие бумажного варианта электронного полиса;
- фальшивый бланк;
- вождение вне срока действия ОСАГО;
- непредъявление действующей страховки;
- просроченный страховой полис.
Для забывчивых граждан в 2023 году предусмотрен штраф за езду на автомобиле без страховки ОСАГО, но иногда сотрудники ГИБДД ограничиваются только предупреждением. Если инспектор не может проверить наличие полиса у остановленного шофера по базе РСА, он имеет право назначить штраф 500 рублей.
Важно! Сегодня денежное взыскание – единственная мера воздействия на автомобилистов, которые забывают полис дома или не оформляют его совсем. Проще говоря, стражи дорожного порядка теперь не имеют права снимать с транспортных средств номерные знаки или отправлять авто на штрафную стоянку.
Тем, кто периодически забывает бланк «автогражданки» дома, рекомендуется оформить электронный полис и сделать несколько распечаток. Одну из них следует хранить в машине, чтобы избежать штрафов и неприятных бесед с работниками ДПС.
Разъяснение Верховного Суда РФ
Еще одним «пруфом» в пользу езды на машине без ОСАГО в 10-дневный срок с момента заключения ДКП является мнение Верховного Суда. Речь идёт о решении ВС РФ № АКПИ12-205, от 17.04.2012 года, в котором рассматривался вопрос о признании части пунктов ПДД недействующими.
Вот выдержка из данного решения:
Пункт 2 статьи 4 данного Федерального закона обязывает владельца транспортного средства застраховать свою гражданскую ответственность до регистрации транспортного средства, но не позднее чем через десять дней после возникновения права владения им. Следовательно, до истечения десятидневного срока, отведенного владельцу транспортного средства для заключения договора страхования гражданской ответственности, водитель такого транспортного средства имеет право управлять им без соответствующего страхового полиса, что непосредственно вытекает из оспариваемой нормы Правил, предусматривающей обязанность водителя иметь при себе данный страховой полис лишь в случаях, установленных федеральным законом.
Как видно, Высшая инстанция подтверждает законную возможность ездить на автомобиле без полиса ОСАГО, если с момента заключения ДКП еще не прошло десяти дней. Следовательно, в этот период к новому владельцу машины не могут применяться меры наказания за отсутствие страховки.
А есть ли новый закон?
Да, есть. Как мы уже отметили выше, депутаты Госдумы придумали внести изменения в действующий Административный кодекс по части ужесточения ответственности за езду без страхового полиса вплоть до лишения права управления.
Что же это за новый закон? Действительно, это самый настоящий Федеральный закон – если быть точнее, его проект, который приобретёт статус ФЗ, когда его примут, чего пока не случилось. Но давайте обо всём по порядку!
19 июня 2019 года законодатели внесли на обсуждение в Госдуму законопроект о внесении изменений в статью 12.37 КоАП, которая как раз и отвечает за наказания в сфере ОСАГО. В 1 её части ответственность за невписанных водителей, во второй – за отсутствие страховки.
Езда без страховки, штраф в 2021 году [с доп. от 01.01.2021]
Однажды остановил меня сотрудник ГИБДД, представился и попросил полис ОСАГО для проверки, я говорю, да нет проблем и открываю бардачок, чтобы достать документы, смотрю и меня аж пот прошиб, документов нет – я их забыл дома и права, и полис ОСАГО, и свидетельство о регистрации.
И хорошо, что сотрудник ГИБДД пошел на встречу и дал возможность родственникам привести документы. Иначе штрафа за езду без страховки мне бы не избежать, да, что лукавить, эвакуировали бы мое авто и пришлось бы мне потом побегать. Документов — то не было вообще никаких.
Но даже если при Вас есть документы на авто и права на управление транспортным средством, но отсутствует страховка, штрафа все равно не избежать. Размер его зависит от вида правонарушения.
Другие случаи взыскания штрафов за езду без страхового полиса:
- Лицо, управляющее транспортным средством, не застраховано. Каждый водитель автомобиля должен быть указан в страховом полисе. В противном случае вы даете инспектору возможность взыскать с вас штраф. К сожалению, эта схема все еще работает, даже если на пассажирском месте находятся и водитель, и зарегистрированный в ОСАГО владелец.
- Время, проведенное за рулем автомобиля, не покрывается страховкой. Например, срок действия полиса истек, и вы не продлили его вовремя.
- В худшем случае это фиктивный страховой полис. Это преступление, наказуемое лишением свободы на срок до 6 месяцев и штрафом до восьмидесяти тысяч рублей. Ведь это статья 327 УК РФ («Подлог, изготовление и распространение подложных документов)
Нужно ли вписывать каждого человека в ОСАГО по закону?
Однако прямого ответа на этот вопрос вы не найдете в самом главном законе об автостраховании. В нем просто нет упоминания об обязанности водителя быть в числе тех, кто уполномочен вести страховой полис. Также и лицо, передающее управление транспортным средством, не обязано включать его в страховой полис.
Однако в 2023 году такая обязанность существует, что вытекает из следующего документа
- Статья 4(1) Закона об ОСАГО обязывает владельца транспортного средства не только приобрести страховку на транспортное средство, но и сделать это на условиях и в порядке, предусмотренных для выполнения этой обязанности.
- Кроме того, статья 32(3) того же закона предусматривает запрет на управление транспортным средством в случае невыполнения этого обязательства.
- В то же время статья 2 гласит, что Закон о страховании автогражданской ответственности устанавливается не только данным законом, но и изданными во исполнение его нормативными актами, в том числе актами Центрального банка.
- И здесь мы подходим к самому главному! В пункте 1.1 Правил страхования, а именно такой нормативный акт издал Центральный банк, сказано, что полисы ОСАГО заключаются для лиц, имеющих водительское удостоверение (за исключением полисов без ограничений).
Поэтому единственный случай, когда водитель может управлять транспортным средством без страховки КТЭО, — это наличие действующего страхового полиса с неограниченным количеством не уполномоченных на управление данным транспортным средством лиц. Во всех остальных случаях водитель должен быть застрахован (графа 3 полиса).
Если вышеуказанные рамки отмечены в первом поле, водитель может управлять автомобилем, не будучи вписанным в страховой полис. Если они находятся в нижнем поле (ограниченные лица), то все импортеры должны быть зарегистрированы в таблице.
Что будет, если виновник ДТП не вписан в полис ОСАГО
Если виновник аварии не застрахован, но у владельца есть доверенность на управление транспортным средством, он оформляет документы на возмещение ущерба. Страховщик владельца автомобиля возместит ущерб пациенту. Однако в этом случае страховая компания имеет право на апелляцию.
Это означает, что после возмещения ущерба пострадавшему страховая компания может обратиться в суд и потребовать сумму, выплаченную виновником аварии, которая не включена в полис ОСАГО.
Если постоянное лицо не имеет представительства для управления транспортным средством и не включено в полис, страховщик может отказать в выплате. Тогда пострадавшее лицо может оценить сумму ущерба и обратиться за компенсацией к виновнику аварии. Если виновная сторона отказывается добровольно урегулировать претензию, пострадавший может рассчитывать на правосудие для возмещения ущерба.
Езда без страховки и техосмотра: штраф в 2022 году
Президентом нашей страны подписан закон, отменяющий обязательный техосмотр для владельцев личных легковых машин и мотоциклов. Диагностическая карта требуется при постановке на учет в органах Госавтоинспекции только тем автомобилям, чей возраст составляет свыше 4 лет.
Инспекторы ГИБДД на дороге не будут проверять состояние транспортного средства, если водитель предъявит документ о техосмотре. Но обнаружение визуальной неисправности, которая может создать дорожно-транспортную ситуацию, не спасет водителя от ответственности.
Для коммерческого транспорта прохождение технического осмотра остается обязательным. Это касается, в том числе, тех, кто использует личное ТС для заработка, например, курьеров или развозчиков пиццы. Новый законопроект должен вступить в силу после 1 марта 2022 г., в нем и будут прописаны поправки об отмене штрафов.