Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Когда нужно переходить на летнюю резину с зимней по новому закону?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В ГИБДД не рекомендуют ездить на зимней резине летом. Так, предназначенные для холодного времени года покрышки теряют эластичность и сцепные свойства даже на сухом асфальте, при температуре больше +15 °C начинается усиленный износ более мягкой зимней резины. При этом летняя резина дубеет в холод, теряет сцепление с дорогой, но размягчается при повышении температуры.
Можно ли ездить на зимней резине летом
«Зимние шины плохо сцепляются с асфальтом в теплую погоду и увеличивают тормозной путь. А еще сильнее изнашиваются и приводят к повышенному расходу топлива. В теплое время года летние шины лучше держат автомобиль при положительных температурах как на сухом, так и на мокром асфальте», — регулярно предупреждают в департаменте транспорта столицы.
Требования к летней резине в 2023 году
Требования к летним шинам на 2023 год приведены в Приложении 8, раздел 5 Технического регламента ТС 018/2011.
- Транспортные средства должны быть оснащены шинами, рекомендованными производителем.
- Размер шин должен соответствовать размеру колесного диска.
- По категории скорости и индексу нагрузки шины должны соответствовать максимальным скоростям и допустимым весам на шину, указанным в технической папке (например, шина 82H указывает, что она может быть установлена на транспортное средство с максимальной скоростью. 210 км/ч без нагрузки, превышающей 475 кг); и
- глубина протектора летних шин должна превышать 1,6 мм (для легковых автомобилей, грузовиков до 3, 500 кг, буксировщиков до 3, 500 кг), 2 мм для автобусов, 0,8 мм для легковых автомобилей и 1 мм для всех остальных (1 мм для грузовиков и прицепов свыше 3, 500 кг); и
- отсутствие повреждений на шине (отверстий любого вида, диффузных и интерпретированных надрезов), обнажающих корд или трещины в каркасе, боковинах и герметизирующем слое.
Замена зимней резины на летнюю для грузовиков
Совсем недавно владельцы грузовых автомобилей должны были заменять свои шины при тех же условиях, что и владельцы легковых автомобилей, мотоциклов, автобусов и т.д..
Это означает, что если зимой у вас стоят неэтилированные шины, у вас есть время до 31 мая (или раньше), чтобы заменить их на летние. А если у вас липучки, то вы можете продолжать ездить круглый год, вообще не заменяя их.
Однако с 11 ноября 2018 года вступила в силу поправка к техническому регламенту ТР ТС 018/2011, позволяющая владельцам всех категорий транспортных средств, кроме М1 и N1, ездить зимой на любых шинах.
- В любое время года …
- ‘Липучка’,.
- Лето,.
- Зима.
Владельцы грузовиков категорий N2 (от 3500 до 12000 кг) и N3 (свыше 12000 кг) могут ездить круглый год без необходимости переобуваться, просто купив летние шины. Однако владельцам автомобилей категории N1 (грузовики до 3500 кг) необходимо установить зимние шины, специально разработанные для грязных или обледенелых дорожных покрытий.
Это означает, что если у владельца грузовика установлены шипованные шины, их необходимо снять до 31 мая. Езда летом с такими шинами запрещена. Нешипованные шины можно заменить 1 сентября; владельцы шин N1, N2 и N3 могут ездить на всех остальных шинах без ограничений в июне, июле и августе.
Зимняя резина летом можно ли ездить
Текущее российское законодательство не запрещает ездить в летнее время на зимних шинах (кроме тех, что оснащены шипами).
Запрещается эксплуатация транспортных средств, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения в летний период (июнь, июль, август).
Но, не рекомендуется ездить на зимней резине летом. Зимняя резина обычно имеет мягкий резиновый состав, который обеспечивает лучшее сцепление на снегу и льду при низких температурах. Однако в жаркую летнюю погоду, этот мягкий состав может стать слишком мягким и быстро изнашиваться на асфальте, что приведет к уменьшению сцепления и увеличению расхода топлива.
Кроме того, зимняя резина имеет более глубокий протектор, который может ухудшить управляемость и устойчивость автомобиля на сухой и мокрой дороге, особенно на поворотах. Это может повысить риск аварии и необходимость замены шин.
В целом, для безопасности и экономии денег, рекомендуется использовать летнюю резину в летний период и зимнюю резину в зимний период.
В этой связи нельзя упускать из виду исконно отечественных производителей. В России сейчас трудятся несколько крупных шинных предприятий. Нижнекамский комплекс Kama Tyres производит автошины брендов Kama Tyres и Viatti. АО «Кордиант» выпускает продукцию под брендом Cordiant и Tunga, включает две производственные площадки в Омске и одну в Ярославле с совокупным объемом производства 8 миллионов шин в год.
Также в число лидеров российской шинной индустрии входит АО «Волтайр-Пром» из Волгоградской области, которое производит шины под разный вид транспорта под брендом VOLTYRE.
Не сбрасывают со счетов и барнаульское производство. Несмотря на серьезный пожар в декабре, шинный завод «Нортек» продолжает выпускать продукцию, в том числе, коммерческие автошины под маркой Forward и Nortec.
Проблем с популярными размерами шин для легковых автомобилей возникнуть не должно: мощностей отечественных заводов достаточно и уровень качества российских шин вполне на уровне. Но вот с диаметром колес от R19 могут возникнуть трудности. А из-за проблем с их доступностью, вероятно, возрастет и цена.
Параллельный импорт в некоторой степени поддерживает разнообразие ассортимента. Теоретически поправить ситуацию может продукция из дружественных стран. Одни только белорусы поставили в 2022 году около 2 млн шин популярной в России марки Belshina. Постепенно на шинный рынок заходит Узбекистан и его бренд Bars.
В конце концов, и Китай не упускает удобной возможности закрепиться в этом секторе. В прошлом году за первые пять месяцев поставки в Россию китайских автошин увеличились на 9,6%. Тогда как интерес к ним у наших автолюбителей умножился втрое. По данным портала «Дром», цифра запросов на резину из КНР возросла до 33%. И, кстати, отзывы говорят о том, что значительно улучшилось мнение потребителей по поводу качества китайской шинной продукции. Главным преимуществом остается ее доступная цена.
При какой температуре меняют зимнюю резину на летнюю
При повышении среднесуточной температуры более +5 С° рекомендуется сменить зимнюю резину на летнюю. В таких условиях смеси, из которых изготовлены летние шины уже начинают «работать» и выполнять свои функции. По сравнению с зимними шинами летние экономят своему владельцу не только топливо, но и финансы. Ведь зимние шины тяжелее и сильнее изнашиваются при положительных температурах.
Так нужно ли менять шины сразу после того, как растаял снег? Конечно же нет! Важно набраться терпения и дождаться не только устойчивой плюсовой температуры днём, но и отсутствия вполне возможных в нашем климате ночных кратковременных заморозков. В этом смысле, как говорится, лучше «переездить».
Особенно это касается тех, кто перемещается по загородным второстепенным дорогам, так как городские улицы и магистрали с шоссе активно обрабатывают противогололёдными реагентами.
Штраф за неправильное использование резины в 2022 году
В 2021 году Глава 12 КоАП не содержит ссылок на Технический регламент Таможенного союза. Т.е. штраф за отсутствие зимней резины наложен быть не может. Однако проект подобного штрафа существует. Узнать о нем подробнее можно в этой статье.
Тем не менее существует штраф за использование изношенной зимней резины — 500 рублей (или предупреждение). Данный штраф может быть наложен на водителя, эксплуатирующего зимнюю резину (с маркировкой M+S и т.п.), у которой глубина протектора на самом изношенном месте составляет менее 4 мм. Отмечу, что штраф накладывается только при эксплуатации автомобиля на обледеневшем или заснеженном дорожном покрытии.
Подведем итоги данной статьи:
- По закону менять резину на зимнюю можно с сентября по ноябрь.
- На практике выбор конкретной даты для замены нужно делать с учетом погодных условий. Однако я не рекомендую менять резину позже 15 ноября — неофициального дня смены летней резины.
- Штраф за использование летней или всесезонной резины в зимние месяцы в 2021 и 2022 году не накладывается.
Когда менять шины на зимние в 2022 году
Каждый осенний период любители автомобилей задаются одним и тем же вопросом — когда менять летнюю резину на зимнюю. Общая рекомендация такова: когда среднесуточная температура достигает +5 градусов по Цельсию. Именно поэтому на многих современных транспортных средствах при понижении температуры до +4 градусов на панели приборов появляется предупреждение в виде мигания этого самого значения, сопровождаемое звуковым сигналом.
Если вы по тем или иным причинам оказываетесь со своим автомобилем в зоне действия такой температуры, особенно на трассе, пора задуматься о том, что нужно смонтировать зимние шины. В населенных пунктах на летней резине удается передвигаться и до первых заморозков. Рекомендовать такое эксперты не могут, но как вынужденная мера — это вполне себе нормальный вариант.
Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств 018/2011, в частности пункт 5,5 предписывает — запрещается эксплуатация транспортных средств, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения в летний период — июнь, июль и август».
Сроки запрета эксплуатации могут быть изменены в сторону увеличения региональными органами государственного управления государств — членов Таможенного союза.
Когда лучше переходить на зимнюю резину?
Нет никаких требований ГИБДД относительно таких условий, как:
- при какой температуре переобуваться,
- с какого числа до начала официальной зимы (декабря) менять шины,
- наличие наледи на дорожном покрытии.
Есть только обязанность эксплуатировать машину с зимними покрышками в декабре, январе и феврале.
Но по опыту автолюбителей можно выделить 2 основных этапа переходящих на зиму:
- те, кто переобувается сразу после первого снегопада – это рационально делать, если Вы часто ездите по трассе, Ваш автомобиль не очень устойчив в поворотах и/или летняя резина уже изрядно изношена; также есть смысл, если у Вас липучки – они, после того, как первый снег оттает, не испортятся на чистом асфальте,
- те, кто переобувается, когда начнётся настоящая зима – если Вы ездите преимущественно по городу, у Вашего авто полный привод, то этот подход для Вас.
Что нужно обязательно взять в машину водителям для дальних поездок зимой?
Согласно ПДД, остаточная глубина протектора летних легковых шин должна быть не менее 1,6 мм, а зимних – не менее 4 мм. Проверить этот параметр можно самостоятельно, достаточно лишь посмотреть на индикаторы износа протектора. В соответствии с ГОСТ производители шин гарантируют отсутствие производственных дефектов на протяжении пяти лет от даты выпуска. Но это только при условии, что продукцию хранили правильно.
«Главное, чтобы на шинах не было дефектов, грыж, трещин и был не слишком высокий процент износа протектора», – отмечает эксперт.
Чем меньше глубина протектора, тем хуже будет сцепление с дорогой. Риск проколоть колесо увеличивается в разы: покрышка становит тоньше и все гвозди и саморезы на дороге – ваши. А ещё утрачивается функция водоотведения.
«Летом, когда автомобиль на шинах с минимальной глубиной протектора заезжает на воду, возникает эффект аквапланирования. Вода из пятна контакта не успевает выходить и управляемость транспортным средством теряется. Это очень опасно», – объясняет Ержан Акпаев.
Если после осмотра своего старого комплекта вы обнаружили грыжу, колесо можно отремонтировать, говорит эксперт. Но он акцентирует внимание, что это небезопасно, так как уже повреждено строение шины.
«Если комплект покупали недавно, можно купить одно новое колесо. Если проездили уже четыре года и остаточная глубина протектора 4 мм или меньше, лучше сразу покупать пару или четыре новых колеса. Дело в том, что у новой шины глубина протектора в зависимости от производителя составляет 8-10 мм. То есть высота протектора у нового и старого колеса будет отличаться в два раза, а значит, при эксплуатации шины будут по-разному отрабатывать, а это влияет на управляемость автомобилем и безопасность», – объясняет директор.
Как подготовить машину к весне – советы автоэксперта
С наступлением весны владельцам машины стоит позаботиться не только о том, во что «обута» их «ласточка», но и учесть много других нюансов, связанных с временем года. Автоэксперт, главный редактор журнала «За рулём» Максим Кадаков рассказал, на что нужно обратить внимание.
Он составил список из нескольких пунктов, которые помогут автолюбителям легче пережить межсезонье и сохранить машину в хорошем состоянии во время непогоды:
- Когда погода нормализуется и станет достаточно сухо, рекомендуется помыть машину от химии, которой были посыпаны дороги зимой и во время гололеда. Внимание стоит обратить как на сам кузов, так и на днище, чтобы избежать коррозии.
- В случае обнаружении сколов после «генеральной уборки» кузова стоит сразу же их подлатать.
- В салоне обязательно тщательно вымыть и просушить коврики. В период повышенной влажности в межсезонье в них постоянно стоит влага и может возникнуть неприятный запах и порча покрытия из-за ненадлежащего ухода.
- В апреле-мае самый благоприятный период для замены масла, если пришло время, то стоит этим заняться именно в этот период.
- Также не помешает замена стеклоочистителей – в период снега и холодов «дворники» сильно изнашиваются и часто приходят в негодность.
- Стоит промыть топливный бак, или хотя бы слить с него все топливо. Такая нужда возникает, потому что зимой и при перепадах температуры влага активно конденсируется и остается в баке. Если такой возможности нет, стоит хотя бы поменять топливный фильтр.
Что касается смены шин, Кадаков рекомендует не торопиться. По его мнению, лучше немного переездить на шипах, нежели в гололед оказаться на дороге на летней резине.
Шины какой фирмы купить
На сегодняшний день одними из лучших считаются изделия следующих производителей шин:
- Итальянская компания Pirelli выбрала в качестве основного вида деятельности производство шин для гоночных автомобилей. Однако среди ее продукции имеется немало моделей, которые отлично себя зарекомендовали на дорогах общего пользования. Шины данного производителя отличаются устойчивостью на высоких скоростях и высокими показателями управляемости.
- Шины Continental относятся к изделиям премиум-класса. Далеко не каждый автовладелец может позволить себе покупать данную резину. Однако, покупая продукцию «Континенталь» можно быть уверенным в ее безупречном качестве, впечатляющих тягово-сцепных свойствах и достойном уровне комфорта при езде.
- Концерн Michelin является вторым производителем шин в мире. Продукция этого бренда заслужила много хороших отзывов. Она обеспечивает высокий уровень комфорта во время поездок по любым дорогам. Отличной рекламой может послужить факт участия изделий этого концерна во многих гоночных состязаниях, включая «24 часа Ле-Ман».
- Японская компания Bridgestone с 2007 года является лидером по производству шин. При этом она не ограничивается продукцией только для легкового транспорта. Среди выпущенных ей изделий имеются шины для грузового транспорта, легких грузовиков и внедорожников. Отличительными особенностями шин данного бренда можно назвать устойчивость к повреждениям, управляемость и высокое качество изготовления.
- Компания Goodyear является мультинациональным холдингом, выпускающим шины для всех сезонов и на все типы колесной техники. Эти шины отличаются выносливостью и эксплуатационными характеристиками. Качество шин Goodyear сильно зависит от страны, где они выпущены. Наиболее качественными считаются изделия, произведенные в Западной Европе. Выпущенные в странах Балтии шины довольно хорошие, но уже хуже. Самыми непопулярными являются изделия, выпущенные на территории Российской Федерации.
Виды шин, которые зимой можно использовать на дорогах РБ
К зимним шинам относятся покрышки, выполненные из фрикционной резины или не фрикционной — шипованные шины, предназначенные для эксплуатации при низкой температуре на обледеневших и заснеженных дорогах. Рисунок протектора фрикционных покрышек имеет множество глубоких прорезей – ламелей, которые обеспечивают сцепление с дорогой, в народе такие шины называют «липучки».
Зимние покрышки разработаны из специального материала, который сохраняет эластичность в мороз и обеспечивает лучшее сцепление с дорогой. У зимней резины, как показывают тесты, сцепление с заснеженной и ледяной дорогой на 50-60% выше, чем у всесезонной. При эксплуатации шипованных покрышек на авто сзади должен быть прикреплен соответствующий знак, установленного ПДД образца, также автомобили на шинах с шипами не допускаются к прохождению техосмотра на диагностических центрах, так как на ролики тормозных стендов нанесен специальный состав, для лучшего сцепления с резиной, а шипы могут его повредить.
Если планируете поездку в Польшу, то имейте в виду, что польское законодательство запрещает использование шипованной резины.
Покрышки маркируется специальными символами, как научиться понимать, что написано на колесах, читайте далее.
Общие рекомендации, когда менять резину на летнюю
Все рекомендации, когда менять резину на летнюю, сводятся к следующему — при повышении среднесуточной температуры более +5 С°. В таких условиях смеси, из которых изготовлены летние шины, уже начинают «работать», то есть в полной мере могут выполнять свои функции. Одновременно, по сравнению с зимними шинами, летние экономят своему владельцу не только топливо, но и ресурс. Ведь они тяжелее и сильнее изнашиваются при положительных температурах.
Означает ли это, что менять шины надо сразу как растаял снег? Нет! Важно набраться терпения и дождаться не только устойчивого «плюса» днём, но отсутствия вполне возможных в нашем-то климате ночных (а порой и суточных) кратковременных заморозков. В этом смысле, как говорится, лучше «переездить».
Особенно это касается тех, кто перемещается по загородным второстепенным дорогам (и обледенелым дворам). Ибо городские улицы и магистрали с шоссе активно обрабатывают противогололёдными реагентами.
Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» 018/2011, в частности, пункт 5.5, предписывает:
«Запрещается эксплуатация транспортных средств, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения в летний период (июнь, июль, август).
Запрещается эксплуатация транспортных средств, не укомплектованных зимними шинами, удовлетворяющими требованиям пункта 5.6.3 настоящего приложения в зимний период (декабрь, январь, февраль). Зимние шины устанавливаются на всех колесах транспортного средства.
Сроки запрета эксплуатации могут быть изменены в сторону увеличения региональными органами государственного управления государств — членов Таможенного союза».
Формально, следуя букве закона, менять зимнюю резину на летнюю в 2023 году обязаны владельцы только ошипованных шин и только с наступлением июня. Однако, учитывая повышенный износ зимних шин при положительных температурах, больший расход топлива и посредственные тормозные качества, переобуть «зиму» на «лето» лучше своевременно. Машины, оснащённые зимними шинами без шипов, могут эксплуатироваться круглый год. Но, по описанным выше причинам, делать этого не советую. Автор этих строк имел печальный опыт. Колеса с остатком протектора в 5-6 мм сносились практически за лето. При этом машина заметно «плавала» на скоростях более 100 км/ч и забортной температуре более +20 С. Конечно ощущения будут разными от управления «четверками» «Жигулей» и БМВ. Хороший автомобиль нивелирует негативные последствия применения несоответствующих сезону шин. По моим личным ощущениям, правильно подобранная резина позволяет не только обеспечить безопасность, например, на той же «семерке» от АВТОВАЗа, но в полной мере раскрыть потенциал S7 от AUDI, заряженной более чем 400 лошадиными силами.
Однако вернемся к срокам замены. В более южном тёплом регионе власти могут запретить использование зимних шин, например, с марта по ноябрь. Или в северных районах — предписать использовать зимние шины с сентября по май. При этом власти на региональном уровне не могут ограничить срок запрета, действующего на «союзной» территории: с декабря по февраль автомобили на всей территории Таможенного союза должны использовать только зимние шины, а с июня по август – только летние.
Таким образом, если исходить строго из сроков, указанных в Техническом регламенте, получается:
- Летние шины (без маркировки М&S) могут использоваться с марта по ноябрь
- Зимние ошипованные шины (с маркировкой М&S) могут использоваться с сентября по май
- Зимние неошипованные шины (с маркировкой М&S) могут использоваться круглый год
Получается в итоге, если у вас колеса с летней и зимней ошипованной шинами, то произвести замену зимних на летние весной потребуется в течение трех весенних месяцев: с марта по май. А перед зимой — с сентября по ноябрь.
Еще много споров вокруг утверждения: «Лучше иметь колеса в сборе, чем каждый сезон осуществлять шиномонтаж». Возможна деформация бортовой зоны и корда боковины. В теории верно – дешевле, проще и полезней менять колеса в сборе: когда шина смонтирована на колесо (в обиходе – «диск»). На практике опыт показал: ничего криминального с шинами не происходит, если сотрудники шиномонтажа имеют необходимый и достаточный опыт.