Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила перевозки детей в автомобиле — инструкция от ГИБДД». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В настоящее время актуальным остается вопрос о правилах перевозки детей в такси. Должны ли исполнители услуги иметь в транспортном средстве детские удерживающие устройства и должен ли исполнитель уточнять у заказчика информацию о перевозке несовершеннолетних детей? Более подробно на этих вопросах мы остановимся в настоящей статье.
Штраф за перевозку детей без кресла
В рамках вопроса транспортировки малышей в машинах описанные выше приоритеты выражаются в использовании разнообразных административных мер ответственность для физических лиц и организаций.
Перевозка малышей в машине без специальных кресел предполагает меры ответственности. Наиболее распространенной мерой представляется штраф 3000 рублей (для физических лиц).
Отдельно стоит отметить ответственность за оставление малыша в авто. За такое деяние также накладывается штраф в соответствии с действующим законодательством.
Отсутствие автокресла является признаком состава преступления, квалифицирующим применение ч. 1 ст. 238 УК РФ. Это касается водителей такси, перевозящих малышей без специализированного оборудования. В эту же группу нарушений относят транспортировку пассажиров на транспортных средствах, имеющих неисправности тормозной или рулевой системы.
Какой штраф за перевозку ребенка без автокресла
Согласно статистике, 70-80% аварий на автомобиле с участием детей заканчиваются смертельным исходом как раз из-за отсутствия автокресла.
И поэтому, чтобы избежать таких страшных цифр, в РФ существует свод законов, регламентирующих защиту несовершеннолетних в транспортном средстве.
Рассмотрим в статье, какие существуют правила перевозки детей в салоне авто, а также какие санкции возлагаются на тех, кто их не соблюдает.
Правила перевозки несовершеннолетних описываются в ПДД. Согласно пункту 22.9, водитель обязан обеспечить ребенку безопасные условия передвижения, исключающие риск получения травм и повреждений. В числе требований прописан выбор специального сидения, которое подбирается с учетом возраста пассажира.
Так, по требованию закона, новорожденные и дети до 7 лет обязаны сидеть в автокресле. С 7 до 11 лет можно сажать ребенка на заднее сиденье без специальных приспособлений. Достаточно ремня безопасности.
Можно ли сажать ребенка вперед
В российских правилах дорожного движения нет запрета на перевозку детей в автокреслах и бустерах на переднем пассажирском сиденье. Если водитель хочет посадить ребенка рядом с собой, ему придется установить детское удерживающее устройство, а также внимательно прочитать инструкцию в графе рекомендаций по работе подушек безопасности. Некоторые производители автокресел и автолюлек рекомендуют отключать переднюю пассажирскую подушку безопасности, потому что она в случае аварии может травмировать ребенка. Чаще всего такое требование встречается в инструкциях автолюлек для грудных детей, которые устанавливаются против хода автомобиля.
Некоторые автомобили даже оснащаются креплениями системы ISOFIX на переднем сиденье (например, почти все модели Skoda), что значительно упрощает установку детского кресла, лучше его фиксирует, тем самым повышая безопасность ребенка спереди. Все остальные методы перевозки детей на переднем кресле, будь то люлька от коляски, различные переноски и конверты, недопустимы и могут привести не только к штрафу для водителя, но и к серьезным травмам ребенка.
Какое автокресло использовать?
Для перевозки детей в автомобиле по ПДД 2023 года может использоваться ряд специализированных устройств, предполагающих усиленную фиксацию тела в правильном положении.
Это может быть стандартное автомобильное кресло или же автолюлька. Конструкции крепятся внутри салона при помощи ремешков или скоб. Крепежи всегда должны размещаться перпендикулярно направлению перемещения авто.
Крепежи выбираются по росту, возрасту и весу пассажира. Автолюльки традиционно принято использовать до 6 месяцев. Люльки гарантируют комфорт и безопасность младенца, надежно поддерживая голову и при этом не деформируя позвоночник. Крепится устройство при помощи прочных ремешков к сидению на заднем ряду. В качестве основного недостатка автолюлек принято выделять габаритность решения.
В возрасте от 6 месяцев до 7 лет обязательным элементом будет традиционное детское автомобильное кресло. С 7 до 11 лет безопасность обеспечивается тем же автокреслом или специализированной фиксирующей системой.
Автокресло может устанавливаться на заднем или на переднем ряду кресел. Во втором случае обязательно стоит позаботиться об отключении соответствующих подушек безопасности, так как в случае их срабатывания высок риск ударить малыша. На пассажиров старше 12 лет ростом более 150 см это правило не распространяется. Для них активированная подушка безопасности при перемещении на переднем сидении является одним из условий.
Можно ли сажать ребенка вперед
В российских правилах дорожного движения нет запрета на перевозку детей в автокреслах и бустерах на переднем пассажирском сиденье. Если водитель хочет посадить ребенка рядом с собой, ему придется установить детское удерживающее устройство, а также внимательно прочитать инструкцию в графе рекомендаций по работе подушек безопасности. Некоторые производители автокресел и автолюлек рекомендуют отключать переднюю пассажирскую подушку безопасности, потому что она в случае аварии может травмировать ребенка. Чаще всего такое требование встречается в инструкциях автолюлек для грудных детей, которые устанавливаются против хода автомобиля.
Некоторые автомобили даже оснащаются креплениями системы ISOFIX на переднем сиденье (например, почти все модели Skoda), что значительно упрощает установку детского кресла, лучше его фиксирует, тем самым повышая безопасность ребенка спереди. Все остальные методы перевозки детей на переднем кресле, будь то люлька от коляски, различные переноски и конверты, недопустимы и могут привести не только к штрафу для водителя, но и к серьезным травмам ребенка.
Правила перевозки детей в такси: обязательно ли в автокресле?
Порядок перевозки детей на транспортных средствах прописан в Правилах дорожного движения, которые утверждены постановлением правительства “О Правилах дорожного движения”.
Когда в нашем такси появятся автокресла?
Для решения этого вопроса необходим законодательный акт, который обяжет оборудовать все автомобили такси детскими автокреслами. Либо, как минимум, обяжет службы такси иметь в наличии достаточное их количество. Отдельно стоит отметить ответственность и контроль со стороны властей.
С какого возраста можно перевозить ребенка без дополнительных устройств?
Однозначный ответ только один — с 12 лет. С этого возраста ребенка можно сажать и на заднее, и на переднее кресло автомобиля, пристегивая только штатным ремнем безопасности. Однако следует учесть индивидуальные данные несовершеннолетнего пассажира.
Если его рост меньше 150 см, лучше использовать бустер. Дело в том, что ремни безопасности в автомобилях рассчитаны на пассажиров и водителей ростом от полутора метров, и, если пристегивать ребенка, при ДТП ремень может навредить.
На заднем сиденье ребенка без кресла можно перевозить уже с 7 лет, пристегивая только ремнем. Однако для безопасности маленького пассажира лучше использовать как минимум адаптер.
Если ребенку меньше 12 лет, но его рост выше 150 см, его можно сажать и на переднее сиденье автомобиля без детского автокресла. Автомобиль имеет ремни безопасности, которых будет достаточно. Бояться штрафа не стоит: сотрудники ГИБДД всегда оценивают внешний вид и рост ребенка перед тем, как спрашивать о возрасте.
Можно ли использовать бустер в каком возрасте ребёнка?
Возвращаемся к нашему главному вопросу о возможности посадить ребёнка в бустер – со скольки лет это можно делать по ПДД в 2023 году? Для ответа нам нужно понять, что такое бустер по закону. И Правила отсылают нас к Техническому регламенту.
Заглянув в последний, понимаем, что детское удерживающее устройство должно соответствовать Правилам ЕЭК ООН №44-04 (Приложение №10 – «Перечень требований к типам компонентов транспортных средств»). Если Ваш бустер соответствует этим требованиям, то перевозить ребёнка в бустере можно.
Узнать о таком соответствии достаточно просто: на этикетке на самом бустере должна быть соответствующая маркировка. При этом, возможны 2 варианта представления обозначений:
- бустеры российского производства имеют, как правило, маркировку «ЕЭК ООН №44-04» или «ГОСТ Р 41.44-2005» (последний ГОСТ – российский вариант Правил ЕЭК ООН),
- импортные бустеры чаще всего маркируются как «ECE R44/04» – это также значит, что устройство соответствует требованиям Европейской экономической комиссии.
Относительно нарушения ПДД по перевозке детей в Кодексе административных нарушений предусмотрен штраф (Часть 3 ст. 12.23 КоАП РФ). Сумма варьируется в зависимости от виновного лица.
При причинении вреда здоровью или смерти пассажира предусмотрена уголовная ответственность. Более подробную информацию приведем в виде таблицы.
Таблица. Размеры штрафов за нарушение правил провоза детей в такси по России.
Категория нарушителей | Цена, руб. |
Физические лица | 3000 |
Должностные лица | 25 000 |
Юридические лица | 100 000 |
Таксисты, являясь юридическими лицами, должны выполнять ПДД и учитывать требования к маленьким пассажирам. Без кресла они имеют право везти ребенка только при его фиксации ремнями безопасности и при достижении семилетнего возраста (на заднем ряду пассажирских сидений).
Не стоит удивляться вопросу диспетчера о том, будут ли ехать дети и их возраст, ведь в таком случае они обязаны предоставить автомобиль с нужным оснащением или отказать в поездке. Не выполнение требований для них чревато штрафом (смотрите выше).
Ещё одно важное требование к любому ДУУ
Помните, выше мы перечисляли в числе нужных нам нормативных актов Техрегламент? Именно он содержит главное условие для возможности перевозки детей в любом удерживающем устройстве, без соблюдения которого ДУУ равносильно отсутствию.
Итак, согласно регламенту детская система должна быть сертифицирована по ГОСТу или Правилам ЕЭК ООН. Это значит, что на этикетке кресла или бустера должно быть одно (любое) из обязательных обозначений:
- ЕЭК ООН №44-04 либо ГОСТ Р 41.44-2005 – для отечественных автокресел и бустеров,
- ECE R44/04 – европейский стандарт для импортных ДУУ.
С какого возраста ребенок может поехать в такси один?
На днях у подруги возникла ситуация, при которой пришлось отправить ребенка 10 лет одного (без сопровождения взрослых) на такси к бабушке. При обычных обстоятельствах она бы на такое не решилась, но в тот день все сложилось так, что иного выхода не было.
Времени было не очень много, но мы попытались выяснить как регламентируется перевозка несовершеннолетнего пассажира в такси без сопровождения взрослого. С какого возраста ребенок может ехать в такси без взрослого? Кто отвечает за несовершеннолетнего во время перевозки? Есть ли какие-то гарантии безопасности? Может ли водитель отказаться от заказа, если увидит, что пассажиру не исполнилось 18 лет?
Так много вопросов и пока никаких ответов.
Правила перевозки пассажиров в такси регулируется целым рядом нормативных документов, но там ответа на свой вопрос мы не нашли.
Пришлось обратиться со всеми этими вопросами в службу поддержки одного из крупных агрегаторов такси, работающих по всей России. И хочу вам сообщить, что ответы нас не порадовали. Далее приводятся ответы представителя агрегатора (с нашими комментариями). Итак.
С какого возраста можно отправлять ребенка на такси без взрослого?
Допускается перевозка ребенка с рождения. Ничто не запрещает таксисту принять заказ, даже если единственный пассажир – новорожденный.
Может ли таксист отказаться от выполнения заказа, если узнает, что единственный пассажир – несовершеннолетний?
Может. Надо договариваться с водителем.
Кто отвечает за ребенка в процессе поездки?
Водитель отвечает за безопасную езду вне зависимости от возраста пассажира. При этом водитель не выполняет функции сопровождающего для ребенка.
В любом случае, ответственность за жизнь и здоровье ребенка несет его родитель (законный представитель), который посадил его в такси.
Необходимо ли предъявлять какие-то документы или писать расписку об ответственности?
Нет, не требуется предъявлять никаких документов и писать расписок.
Хотя, возникает вопрос – если водителя такси остановит сотрудник ДПС и поинтересуется – что это за ребенок, на основании чего и куда он собственно его везет, что водитель должен ответить? Он не знает ни имени ребенка, ни имени того, кто его отправил, ни того, кто его должен встретить. Выглядит как детективная история с намеком на киднеппинг.
Какими локальными нормативными документами регламентируется перевозка несовершеннолетних без сопровождения?
У агрегатора нет никаких регламентов или правил перевозки детей без сопровождения взрослых.
Определены только общие правила безопасности, обязывающие перевозить детей в легковом транспорте с использованием специальных удерживающих устройств (автокресел, бустеров) в зависимости от возраста и веса.
Что в итоге?
После каждого нашего вопроса представитель службы поддержки агрегатора настойчиво напоминал: несмотря на то, что прямого запрета на перевозку несовершеннолетнего пассажира без сопровождения взрослого нет, отправлять ребенка одного с посторонним человеком крайне не рекомендуется. «Ребенка вы отправляете одного с водителем на свой страх и риск» — эта фраза была сказана за разговор раз, наверное, десять.
Кто же спорит? Все понимают, что, например, в Москве деятельность такси регламентирована кое-как. Большинство водителей – гости из ближнего зарубежья, не всегда хорошо говорящие по-русски. Да и правила дорожного движения водители такси соблюдают далеко не всегда.
Удивляет, что порядок перевозки детей без сопровождения взрослых никак не определен в службе такси. Обо всем надо договариваться УСТНО с водителем. А вы готовы доверить жизнь и здоровье собственного ребенка «под честное слово» незнакомому водителю? Возможно собственные правила есть у отдельных таксопарков, но ни законодательство, ни агрегатор не устанавливают никаких ограничений.
Ребенок благополучно доехал к бабушке, но это были очень тревожные 25 минут в жизни мамы. Надеемся, что повторять такое не придется.
Комментарий «Яндекс Go»
Ситуацию для Onlíner прокомментировали в пресс-службе «Яндекс Go».
— Главным приоритетом для нашего сервиса является безопасность. Мы рекомендуем водителям партнеров не совершать поездки с детьми, если в машине нет удерживающего устройства. В приложении «Яндекс Go» можно заказать автомобиль с креслом или бустером — для этого есть «Детский» тариф или опция в комментарии к заказу в зависимости от города. Это гарантирует, что приедет машина, оснащенная для перевозки детей, — пояснили там.
Кстати, ранее публиковались данные Всемирной организации здравоохранения, в соответствии с которыми детские автокресла на 71% снижают риск летального исхода при ДТП с младенцами и на 54% с детьми в возрасте от 1 до 4 лет. Бустеры снижают вероятность получения тяжелых травм детьми 4—8 лет на 45%.
— В сфере перевозки детей в Беларуси важно правильно настроить регулирование. Со своей стороны мы готовы делиться накопленным опытом по этому вопросу с государственными органами, — добавили в пресс-службе «Яндекс Go».
Требования к автобусу
С учетом всех изменений в правилах о перевозке школьников к автобусами предъявляют следующие требования:
- Скорость не более 60 км/ч.
- Проблесковый маячок желтого или оранжевого цвета.
- Опознавательный знак “Перевозка детей” спереди и сзади автобуса, а на боковых сторонах надписи “Дети”.
- Ремни безопасности.
- Тахограф.
- Спутниковая навигация ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
Требования к сопровождающему
Задача сопровождающих группы — следить за поведением детей, их питанием, состоянием здоровья, за соблюдением своими подопечными правил безопасного проезда в автобусе и посадке-высадке из него. Также в случае необходимости сопровождающий корректирует маршрут.
Аварийная сигнализация должна быть включена:
при посадке детей в транспортное средство, имеющее опознавательные знаки «Перевозка детей» и высадке из него.Пункт 7.1 ПДД
Согласно правилам перевозки организованных групп детей, количество сопровождающих может быть любым, минимум — 1 взрослый на 20 детей. Если в путь отправляются несколько автобусов — сопровождающие должны быть в каждом, а минимальное их число должно равняться количеству дверей. При этом при посадке-высадке детей взрослый должен быть у открытой двери.
Почему это важно? Для безопасности юных пассажиров. Например, при отсутствии контроля ребенок может выскочить из автобуса и побежать на проезжую часть. Или затеряться в толпе людей, которые идут в этот момент по тротуару.
При подаче уведомления в ГИБДД всех сопровождающих необходимо включить в список пассажиров.