Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Разница между налогами и сборами». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Главным условием, сопровождающим уплату сбора, и одновременно признаком, отличающим процесс сбор от налога, является совершение по отношению к плательщику (чаще всего, в его роли выступает какой-либо частный субъект) со стороны государственного органа юридически значимых деяний. Под определенными значимыми деяниями юридической направленности необходимо понимать разновидность юридических фактов, которые в свою очередь являются закрепленными в гипотезах правовых норм конкретных жизненных обстоятельств, наступление которых влечет за собой юридические последствия в виде появления, изменения или прекращения отношений правового порядка.
Виды и примеры налогов и сборов
- Если делить налоги по месту их конкретизации, то можно выделить:
- федеральные – к ним относится НДС, НДФЛ, единый социальный, на прибыль организаций, акцизные сборы и т.д.
региональные – налог на имущество фирм и т.д.; - местные – налог на имущество физлиц, на рекламу, земельный и др.
- федеральные – к ним относится НДС, НДФЛ, единый социальный, на прибыль организаций, акцизные сборы и т.д.
- Беря во внимание способ взимания, разделяют:
- прямые налоги – связанные с получением дохода и других выгод, в том числе предполагаемых;
- косвенные – зависят от расходования тех или иных благ (налоги на расходы), связаны с реализацией товаров, услуг, работ, например, налог с продаж, сбор за недропользование и пр.
- По принципу пополнения того или иного бюджета:
- закрепленные (пополняющие только федеральный бюджет) – например, таможенные сборы;
- регулирующие – распределяются между бюджетами разных уровней для недопущения дефицита.
-
По субъекту платы:
- запланирован для оплаты только физическими лицами;
- платят исключительно организации (юридические лица);
- предназначен одновременно для представителей обеих организационно-правовых форм.
Сходства и различия платежей
Мы собрали отличия и общие черты налога, сбора и пошлины в таблице для наглядности.
Признак |
Сбор |
Пошлина |
Налог |
---|---|---|---|
Плательщики |
Физические и юридические лица |
||
Цель взимания |
Обеспечение деятельности как государственных структур, так и отдельных отраслей хозяйства |
Обеспечение деятельности государственной машины на всех уровнях — федеральном, региональном, местном |
|
Наличие базы для исчисления |
Нет |
Есть |
|
Обязательность уплаты |
Уплата относительно добровольная |
Обязательность уплаты установлена законодательно |
|
Периодичность |
Уплачивается единоразово |
Периодический платеж, периодичность установлена законодательно |
|
Размер |
Фиксированный. Единый размер для всех плательщиков |
Нефиксированный. Определяется расчетным путем исходя из показателей ФХД предприятия |
Очевидно, что сходством налога, сбора и пошлин является лишь то, что уплачивают их и физические, и юридические лица. Пошлина близка по своим характеристикам к сбору, а страховой взнос имеет ряд признаков налога.
Отличие налога от сбора: законодательная база
Основные признаки налога:
- Налог является обязательным платежом согласно статье 57 Конституции РФ. То есть, в том случае, когда государство утверждает необходимость оплаты налога, организация или физическое лицо обязаны уплатить его не зависимо от собственного желания;
- Налог является персонально безвозмездным, ведь налогоплательщик не получает ничего взамен. Относительно же общества в целом, налоги – это финансовый ресурс для осуществления различных практических мероприятий, направленных на улучшение условий всего населения налогоплательщиков;
- Смысл налога в том, чтобы обеспечивать государству и его субъектам возможность исполнять возложенные на них функции и задачи;
- Налог является отчуждением денежных средств от одного субъекта к другому.
Основные признаки сбора:
- Сбор – это обязательный взнос. Обязательность утверждается все той же статьей 57 Конституции РФ, а формулировка «сбор» подчеркивает единоразовость платежа;
- Сбор считается одним из требований для осуществления юридически значимых действий, выполняемых по отношению к плательщику сбора.
Чем пошлина отличается от налогов, сборов и взносов
Мы собрали все отличия и общие черты налога, сбора и пошлины в таблице:
№ п/п |
Признак |
Налог |
Сбор |
Пошлина |
---|---|---|---|---|
1 |
Плательщики |
Физические и юридические лица |
||
2 |
Цель взимания |
Обеспечение деятельности государственной машины на всех уровнях — федеральном, региональном, местном |
Обеспечение деятельности как государственных структур, так и отдельных отраслей хозяйства |
|
3 |
Наличие базы для исчисления |
Есть |
Нет |
|
4 |
Обязательность уплаты |
Установлена законодательно |
Относительно добровольная |
|
5 |
Периодичность |
Периодический платеж |
Единоразовый платеж |
|
6 |
Размер |
Нефиксированный. Определяется расчетным путем, исходя из показателей ФХД предприятия |
Фиксированный. Единый размер для всех плательщиков |
Из данных таблицы видно, чем отличается сбор налогового характера от налога, — эти различия предопределяют разный подход к установлению и исчислению этих платежей. Также, отталкиваясь от данных таблицы, делаем вывод, в чем сходство налога, сбора и пошлин: уплачивают их и физические, и юридические лица.
Отличия от прямого налога
На объектах налогообложения налоги разделены на следующие группы:
налоги на доход (доход, прибыль, зарплата, процент, дивиденды, аренда);
налоги на добавленную стоимость продуктов, работ, услуг;
налоги на имущество (предприятия и граждане);
налоги на определенные типы деятельности и операций (например, сделки с ценными бумагами);
налоги для природных ресурсов использования.
Принимающие во внимание различия в формирующихся налогах механизма делятся на два типа: прямые и косвенные налоги. Прямой налог представляет прямое снятие от дохода или стоимости имущества
Налоги на прибыль, налоги на прибыль, сборы в фондах социального страхования, налогах на имущество (земельный налог, налог на здания, на прирост капитала), на операции с ценными бумагами, на наследовании и пожертвовании касаются ему.
Косвенный налог представляет скрытое снятие дохода посредством его включения в цены проданных товаров. Рассматривайте этот тип: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины, налог на покупки и продажи. Косвенный налог, таким образом, появляется как фактор ценообразования
Прямой налог представляет прямое снятие от дохода или стоимости имущества. Налоги на прибыль, налоги на прибыль, сборы в фондах социального страхования, налогах на имущество (земельный налог, налог на здания, на прирост капитала), на операции с ценными бумагами, на наследовании и пожертвовании касаются ему.
Косвенный налог представляет скрытое снятие дохода посредством его включения в цены проданных товаров. Рассматривайте этот тип: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины, налог на покупки и продажи. Косвенный налог, таким образом, появляется как фактор ценообразования.
У каждого из этих типов налога есть достоинства и недостатки с точки зрения как государство, заинтересованное получением налогов и обслуживанием экономической и социальной стабильности в обществе и плательщиках, которые не чувствуют специального удовольствия от уплаты налогов.
Главное преимущество прямых налогов состоит в том, что они предоставляют довольно стабильные поступления в государственном бюджете. Кроме того, они весьма эффективны как средства целеустремленного влияния на совокупный спрос и как фактор перераспределения дохода и обеспечения социальной стабильности.
Недостатки прямых налогов связаны с их открытостью. Плательщики хорошо видят акцию и размер дохода, снятого от них и если сумма значительна, стремитесь избегать так или иначе его включая укрывательством дохода.
Чем отличается налог от сбора
Таблица 1. Налоги и сборы: общие и отличительные черты.
Физические и юридические лица
Физические и юридические лица
Природа возникновения обязательства
Является индивидуально безвозмездным платежом
Является условием совершения юридически значимых действий
Обязанность по уплате
Обязателен в силу закона
Обеспечение деятельности государства, региона или муниципального образования
Обеспечение деятельности государства, региона или муниципального образования
Из анализа определений мы видим, что есть у этих двух терминов как общие характеристики (плательщики и конечная цель), так и отличительные (причины взимания и степень добровольности). Но этим суть вопроса не ограничивается.
Регламентирующие правовые акты
Все требования и условия, которые касаются предпринимательских отчислений в бюджеты, зафиксированы в главном правовом акте фискальной службы – Налоговом Кодексе Российской федерации.
В частности, он содержит положение о том, что отдельные вопросы, касающиеся налогообложения, могут быть решены на уровнях региональных или местных властей. Это значит, что на той или иной территории могут быть приняты собственные правила и нормы для особенностей уплаты некоторых отчислений. При этом в самом Налоговом Кодексе выписываются основные нормы, а местные законы их конкретизируют.
Таким образом, любой вид отчислений может быть отнесен к одной из трех категорий:
ВАЖНО! Если законодательство вводит новый вид налога или сбора, он будет отнесен к одному из этих трех типов, отсюда станет ясно, кто сможет вносить изменения в налоговые ставки, отчетные периоды, сроки уплаты и другие конкретные моменты, касающиеся формирования платежа.
Налог и сбор: сходства и различия
Разница между налогом и сбором:
- Налог – это платеж, он выражен в денежном эквиваленте, в то время как сбор – это взнос, который может быть осуществлен не только деньгами;
- Налоговые платежи подразумевают некую периодичность, тогда как сбор является единоразовым обязательством;
- В отличие от сбора, налог является не фиксированным платежом. Суммы налога рассчитываются по нормам законодательства исходя из финансового положения налогоплательщика. Величина сбора одинакова для каждого;
- Считается, что отличие налога от сбора также выражается в безвозмездности первого, в то время как за сбор, по сути, получают какое-либо ответное действие. Чаще всего размер сбора существенно отличается в стоимостном выражении от величины ответной услуги государства. Поэтому теория налогового права сходится в том, что сбор так же, как и налог, является безвозмездным;
- За неуплату сбора плательщик всего лишь не получит необходимую ему услугу, в то время, как за неуплату налога полагается административная и даже уголовная ответственность;
- Налог может быть не выплачен ошибочно на основании неправильных бухгалтерских расчетов. Сбор же может быть не уплачен только умышленно. Плательщик заведомо знает о необходимости внесения сбора и о возможных последствиях отказа в этом.
Сходства между налогом и сбором:
- И налог, и сбор являются обязательными (статья 57 Конституции РФ);
- И налог, и сбор взимаются с организаций и физических лиц;
- Безвозмездность, которой отличаются налог и сбор. Сходства и различия данных понятий включают в себя этот признак, так как в некоторых случаях сбор все же считают возмездным взносом.
Вот чем отличается налог от сбора, хотя в определение сбора входит еще одно понятие. Пошлина – это один из видов сбора, утверждаемый только на федеральном уровне и применяемый именно за совершение действий от государственных органов власти. К примеру, за регистрацию права собственности, за осуществление нотариальных услуг и т. д. Тогда как сбор включает в себя также плату за обладание особенным правом на что-либо.
Рассматриваемые понятия характеризуются рядом схожих признаков. К ним относят следующее:
- законодательно закреплены в НК РФ;
- средства от уплаты поступают в государственную казну;
- любой из платежей может конкретизироваться на местном или региональном уровне.
При этом рассматриваемые виды платежей отличаются друг от друга по ряду критериев. Они зафиксированы в таблице:
Критерий | Налог | Сбор |
Цель уплаты | Лишен целевого предназначения. | Обеспечивает работу государственных органов, которые предоставляют предпринимателям конкретные услуги или права. |
Законодательная регламентация | Считается действующим, если в законе установлены его плательщики, база, ставка и прочие обязательные составляющие. | Элементы устанавливаются индивидуально. Это зависит от характера сбора. |
Регулярность уплаты | Платится с регулярностью, систематичностью и периодичностью, установленной законом. | Отличается разовым характером и платится в определенных ситуациях, в которых заинтересован непосредственно плательщик. |
Время уплаты | Характеризуется привязкой к конкретному периоду – налоговому и отчетному. Он представляет собой необходимый элемент. При этом крайние сроки четко регламентируются. | Не имеет привязки к конкретному временному периоду и связан с потребностью бизнесмена получить услугу или начать правовые отношения с органом власти. |
Завершение платежей | Пока организация существует, предпринимателю требуется платить установленные суммы. | Выплачивается однократно. |
Определение суммы | Рассчитывается как произведение налоговой базы на фиксированную ставку. При этом могут использоваться специальные режимы в виде льгот. | Сумма фиксируется и является одинаковой для всех. |
Отношение законодателей | При введении ставок учитываются реальные возможности налогоплательщиков. При этом может устанавливаться дифференцированный подход. | Размер не зависит от индивидуальных особенностей предпринимателя и характера его деятельности. Сбор представляет собой твердую стоимость услуги. |
Последствия уплаты | Гарантирует отсутствие неприятных последствий. В остальном действие является безвозмездным. | Подразумевает индивидуальную возмездность. После перечисления сбора плательщик приобретает конкретное право. |
Последствия неуплаты | Недостающую сумму требуется взыскать принудительно. Также возможна пеня за просрочку или проблемы с декларацией. | Государственный орган не совершает действие, которое требуется плательщику. |
Форма | Только денежная. | Возможны разные варианты. Они регламентируются законодательством. |
Налоги и сборы представляют собой платежи, которые устанавливаются на государственном уровне и уплачиваются в бюджет. При этом между ними существует целый ряд отличий, которые требуется принимать во внимание.
Понятие сбора: сходство и отличие от налога.
Понятие и признаки сборов
В ст. 8 НК сбор определяется как обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Основные отличия сборов от налогов. 1. Индивидуальная определенность. Налоги индивидуально безвозмездны; встречное удовлетворение для частного лица не предусматривается. Сборы уплачиваются в связи с оказанием их плательщику государством некоторых публично-правовых услуг, в которых плательщик индивидуально заинтересован
(выдача лицензий, регистрационные действия, обеспечение правосудием, совершение нотариальных действий).
2. Свобода выбора. При уплате сборов большое значение имеют свободное усмотрение плательщика, его мотивация, стремление вступить в публично-правовые отношения с государством.
3. Компенсационный характер. Налог уплачивается для финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований. Целевое назначение сбора – компенсировать дополнительные издержки государства
на оказание плательщику индивидуально-конкретных услуг публично-правового характера.
4. Ограниченный состав элементов. Налог считается установленным лишь тогда, когда исчерпывающе определены налогоплательщики и все перечисленные в НК элементы налогообложения (объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка и т.д.). При установлении сборов согласно НК их плательщики и элементы обложения определяются применительно к конкретным сборам. КС РФ указал, что вопрос о том, какие именно элементы обложения сбором должны быть закреплены в законе об этом сборе, решает сам законодатель, исходя из характера данного сбора.
5. Разовый характер уплаты. Уплата налога предполагает определенную регулярность, систематичность, периодичность. Сборы носят разовый характер, уплачиваются в строго определенных ситуациях.
6. Предварительный характер уплаты. Если объект налога как юридический факт особого рода возникает у налогоплательщика до исполнения налоговой обязанности, то объект сбора как право на юридически значимые действия со стороны государства – уже после уплаты сбора.
7. Соразмерность масштабам оказываемых публичных услуг. Размер налога зависит от платежеспособности налогоплательщика; с изменением налоговой базы он изменяется. Размер сбора одинаков для всех плательщиков, в отношении которых государством совершаются одинаковые действия. Этот размер определяется не индивидуальными характеристиками объектов обложения, а масштабом оказываемых услуг.
8. Отсутствие штрафных санкций. Неуплата налога влечет за собой принудительное изъятие недоимки и пени, а также привлечение налогоплательщика или иных субъектов к налоговой ответственности. При неуплате сбора государство отказывает плательщику в совершении юридически значимых действий без применения какого-либо рода санкций.
Виды налогов.
Согласно положениям Налогового кодекса РФ и Конституции страны, оба платежа образуют общий предмет правоотношений, их размер с порядком отчисления закреплены официально.
Чем отличается налог от сбора по пунктам представлено ниже.
Наименование | Налог | Сбор | |
Законодательное обоснование | Считается введенным, если в статьях законодательства установлены плательщики, есть база, размер ставки и другие элементы. | Элементы сбора выявляются индивидуально, зависит от характера платежа. | |
Субъект обложения | Физические / юридические лица. | ||
Возникновение обязательств | Индивидуальный безвозмездный вид платежа. | Необходимое условие успешного выполнения лицом юридически значимых процедур. | |
Обязательность уплаты | Определяется законом. | Добровольный (относительно). | |
Цель | Изымаемые средства используются для обеспечения государственных нужд. Определенной цели нет. | Обеспечение деятельности ряда государственных органов, оказывающих услуги и предоставляющих права. | |
Постоянство внесения платежей | Устанавливается НК РФ для каждого вида налогов. Есть периодичные платежи, единичные и обусловленные ситуацией. | Возникает при необходимости выполнить действие / получить право. Носит разовый характер, сам плательщик является заинтересованной стороной. | |
Время оплаты | Привязано к периоду, определенному инспекцией — отчетному или налоговому. Регламентированы периодичность и крайние сроки внесения средств. | Не имеет расписания или графика, обусловлен возникшей у юрлица потребностью в получении услуги от государственного органа. | |
Окончание платежей | Платить налоги придется все время ведения деятельности / владения имуществом / получения дохода. | Один раз. | |
Расчет суммы | Производится на основании налоговой базы и установленной ставки, могут применяться льготы. | Фиксированная сумма, одинаковая для всех. | |
Подход властей | С помощью налогов государство старается учесть финансовые возможности населения, устанавливая дифференциальный подход. | Сумма сборов не зависит от прибыли предпринимателей и их деятельности. Это одна цена за оказываемую услугу. | |
Куда поступают | Бюджет государства (федеральный, региональный или местный) | ||
Последствия оплаты | Отсутствие наступления неприятных для плательщика последствий. | Получение индивидуальной награды — определенного права или услуги. | |
Последствия неуплаты | Недостающая сумма будет взыскана принудительно через суд. Начисление пени и штрафа, проблемы со сдачей декларации. | Государственный орган откажется выполнить услугу или оформить документ в случае несогласия платить. | |
Форма | Только денежная. | Денежная и возможно иная. | |
Порядок начисления | Регламентирован законодательством. | ||
Отличие налога от сбора
Актуально на: 28 февраля 2021 г.
Для того, чтобы найти отличия налога от сбора, нужно, в первую очередь, проанализировать их понятия, раскрываемые в НК РФ.
Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денег в целях финансового обеспечения деятельности государства, а также муниципальных образований (п. 1 ст. 8 НК РФ).
А сбор – это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого (п. 2 ст. 8 НК РФ):
- либо является одним из условий совершения в отношении плательщика сбора уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий);
- либо обусловлена ведением отдельных видов предпринимательской деятельности в пределах территории, на которой введен сбор.
Какие же между налогом и сбором сходства и различия? Сразу можно заметить, что и налог, и сбор:
- являются обязательными к уплате;
- взимаются с организаций и физических лиц.
А вот дальше начинаются отличия.
Налог
– определенная сумма денежных средств, которая уплачивается как юридическими, так и физическими лицами в бюджет государства. Такая плата является обязательной и безвозмездной, то есть субъект налогообложения не получает ничего взамен. Деньги эти расходуются на государственные нужны, как федерального, так и регионального, и местного значения. Можно сказать о том, что государство принудительно изымает часть средств у хозяйствующих субъектов и населения для обеспечения своей деятельности. В основном расчет суммы налога напрямую зависит от налогооблагаемой базы.
Сбор
представляет собой платеж, который необходимо произвести юридическому или физическому лицу с целью получения какой-либо услуги от государственных органов. Таким образом, подобного рода оплата носит единовременный характер и осуществляется на добровольной основе. Но если услуга очень необходима, придется за нее заплатить, поскольку такое сотрудничество между хозяйствующими субъектами и государством имеет под собой законодательную основу. В основном сбор имеет фиксированное значение суммы денежных средств, необходимых для платы за определенную услугу.
Особенности установления обязанностей по уплате
Закон требует, чтобы новые налоги были введены в форме дополнений или изменений в НК РФ. Принятие законодательного акта в другой форме не допускается.
Важны и сроки внедрения изменений. По общему правилу, поправки не могут вступать в силу ранее 1-го месяца с даты опубликования. Кроме того, они не могут вступить в силу ранее следующего налогового периода.
Другим важным правилом служит полная определенность налога. Принятые правила требуют следующий перечень: объект налогообложения базу, ставку, налоговый период, порядок исчисления (расчет) и порядок уплаты. Если отсутствует хотя бы один из этих элементов, налог считается неустановленным и налогоплательщик имеет право не вносить платеж в доход бюджета.
При этом, льготы не являются обязательным элементом этого платежа. Их установление зависит от конкретной ситуации. Часто льготы предоставляется пенсионерам и инвалидам, позволяя им получать дополнительные доходы.
Установление сбора (пошлины) предполагает определение плательщика и часть элементов налога. В частности, отсутствует налоговый период.
Налоги и сборы чем отличаются
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
2. Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), либо уплата которого обусловлена осуществлением в пределах территории, на которой введен сбор, отдельных видов предпринимательской деятельности.
(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 29.11.2014 N 382-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.
Для целей настоящего Кодекса страховыми взносами также признаются взносы, взимаемые с организаций в целях дополнительного социального обеспечения отдельных категорий физических лиц.