«Курганский государственный университет» (КГУ)

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: ««Курганский государственный университет» (КГУ)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


На организацию и деятельность военных судов полностью распространимо действие всех и каждого из принципов правосудия: осуществления правосудия только судом, принципа гласности, состязательности и равноправия сторон, презумпции невиновности, осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом, обеспечения подсудимому права на защиту, принципа самостоятельности судов, независимости судей и подчинения их только закону, национального языка судопроизводства и др.

Подсудность военных судов различных звеньев

В первой инстанции гарнизонные военные суды рассматривают все подсудные военным судам гражданские, административные и уголовные дела, не отнесенные федеральным конституционным законом и (или) федеральным законом к подсудности Военной коллегии Верховного Суда РФ или окружного (флотского) военного суда, а также материалы о совершении военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, грубых дисциплинарных проступков, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест.

Кроме того, гарнизонный военный суд рассматривает гражданские дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений и определений, принятых им и вступивших в силу.

Исходя из положений, содержащихся в ч. 2 ст. 29 УПК, гарнизонный военный суд также принимает перечисленные выше при разъяснении полномочий военного суда процессуальные решения на стадии предварительного расследования, которые отнесены законом к компетенции суда.

Гарнизонным военным судом по делам, отнесенным к его подсудности, рассматриваются жалобы на действия (бездействие) и решения органов и должностных лиц, осуществляющих досудебное производство.

Окружным (флотским) военным судам, в свою очередь, подсудно рассмотрение в первой инстанции гражданских дел, связанных с государственной тайной, уголовных дел, отнесенных к компетенции данного военного суда УПК, и дел по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным гарнизонным военным судам.

Согласно ч. 3 ст. 31 УПК окружным (флотским) военным судам подсудны те же уголовные дела, что и верховному суду республики, краевому или областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области, суду автономного округа.

Ими также в апелляционном порядке рассматриваются дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу. Помимо того, им в кассационном порядке разрешаются дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, вступившие в силу, а также на определения и постановления, принятые окружным (флотским) военным судом в апелляционной инстанции. По новым или вновь открывшимся обстоятельствам окружной (флотский) военный суд рассматривает гражданские дела в отношении вступивших в силу собственных решений, определений и постановлений, а ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств — уголовные дела в отношении приговоров, определений, постановлений гарнизонного военного суда.

Причем Президиум окружного (флотского) военного суда рассматривает дела в кассационном порядке и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. А Судебные коллегии — по первой и апелляционной инстанции. По новым или вновь открывшимся обстоятельствам Судебные коллегии окружного (флотского) военного суда проверяют законность и обоснованность собственных вынесенных по гражданским делам решений.

Понятие «судебное звено» и его особенности

Суды работают в рамках единой судебной системы, поэтому они имеют организационную и функциональную связь.

Любые организационные связи относятся к понятию «судебное звено», которое представляет собой элемент судебной системы. В нее включены суды идентичных территориальных образований, которые обладают равной компетенцией. Категория «звено» судоустройственная. С ее помощью определяется однотипность некоторой части судов, значение и место в судебной системе.

Что касается однотипности, судов одного звена, то она заключается в равной территориальной дислокации, структуре, компетенциях и составе. Компетенция здесь представляет собой территориальную подсудность (все категории дел рассматривает только суд этого звена) и судебные инстанции (полномочия).

Общее правило гласит, что, чем выше «располагается» суд в судебной иерархии, тем более сложные виды дел он может рассматривать.

Пример 1

Мировые судьи занимаются решением уголовных дел, которые предусматривают до 3 лет лишения свободы). Районными судами решаются дела о преступных деяниях, для которых характерна средняя степень тяжести, а областными и соответствующими судами дела о тяжких и особенно тяжелых преступных деяниях.

В любой стране судебная система включает несколько звеньев. Это дает возможность оспаривать решения нижестоящих судов в вышестоящих судах.

Суды отличаются от других органов страны тем, что не имеют отношений подчинения. Так, мировые судьи не должны подчиняться районному суду. Он же, в свою очередь, не должен подчиняться областному, краевому и верховному суду республики.

Основы организации и подсудности военных судов

Система (подсистема) военных судов, как отмечалось, строится с учетом организации и дислокации войск и других воинских структур. По сравнению с подсистемой гражданских судов общей юрисдикции она является намного более компактной — в 2004 г. она должна состоять из 13 военных окружных (флотских) и почти 140 гарнизонных судов с общим числом военных судей немногим более 900 человек.

Подобно системе (подсистеме) гражданских судов общей юрисдикции она, как отмечено выше, тоже состоит их трех звеньев.

Основное звено образуют гарнизонные военные суд. Им подсудно по первой инстанции подавляющее большинство уголовных, гражданских и административных дел, подведомственных военным судам.

Из числа уголовных дел такого рода они должны рассматривать по первой инстанции все дела, кроме тех, которые подсудны военным судам среднего звена, и тех, которые при определенных условиях могут быть приняты к рассмотрению Военной коллегией Верховного Суда РФ.

Им приходится принимать решения и по большинству вопросов, возникающих при производстве по уголовным делам на досудебных стадиях процесса.

Гарнизонные суды уполномочены также пересматривать свои вступившие в силу решения по гражданским делам ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств.

По первой инстанции разбирательство конкретного дела в этом суде, как и в гражданском районном суде, осуществляется, как правило, единолично судьей-профессионалом. Коллегиальный суд (три судьи-профессионала) может быть сформирован при наличии заявленного подсудимым ходатайства.

Состоят военные суды этого уровня обычно из председателей и нескольких судей, а также из аппаратов судов, выполняющих вспомогательные функции. Полномочия председателей весьма сходны с полномочиями председателей районных судов, о которых сказано выше. В судах с большим объемом работы могут быть введены должности заместителей председателей.

Среднее звено военных судов образуют окружные (флотские) военные суды. Их общее количество зависит в основном от числа соответствующих военных структурных образований этого уровня (военных округов, флотов), каждое из которых располагается на территории одного или нескольких субъектов Федерации. На них возлагается выполнение функций первой, второй (кассационной) судебных инстанций, а также судебной инстанции, призванной осуществлять проверку законности и обоснованности приговоров и иных судебных решений в порядке надзора и ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств.

Окружные (флотские) военные суды уполномочены рассматривать:

  • по первой инстанции — уголовные дела о преступлениях, которые отнесены к ведению верховных судов республик, краевых, областных и приравненных к ним гражданских судов (см. § 1 предыдущей главы учебника), и воинских преступлениях, за совершение которых может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 15 лет, пожизненного лишения свободы или смертной казни (ч. 1 ст. 14 Закона о военных судах и ч. 3 и 6 ст. 31 УПК). Они уполномочены также рассматривать гражданские дела, связанные с государственной тайной;
  • в качестве второй (кассационной) инстанции — дела по кассационным жалобам и (или) по представлениям государственных обвинителей или вышестоящих прокуроров на не вступившие в силу решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, вынесенные ими в первой инстанции (ч. 2 ст. 14 Закона и ч. 4 ст. 355 УПК);
  • дела по проверке в надзорном порядке законности, обоснованности и справедливости (см. § 3 гл. III учебника) вступивших в законную силу приговоров, решений по гражданским делам, определений и постановлений гарнизонных военных судов, а также определений и постановлений, принятых окружным (флотским) военным судом во второй инстанции (ч. 3 ст. 14 Закона, п. 3 ч. 2 ст. 402 УПК, ч. 2 ст. 377 ГПК);
  • дела о проверке ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств вступивших в законную силу приговоров военных гарнизонных судов, а также вынесенных самими окружными (флотскими) судами решений по гражданским делам (ч. 4 ст. 14 Закона, п. 6 ч. 1 ст. 417 УПК и ст. 393 ГПК).

Военный суд среднего уровня состоит из председателя, его заместителей (в крупных судах допускается введение и должности первого заместителя), других судей. Основные структурные подразделения этих судов — президиумы, а также образуемые с учетом объема работы конкретного суда и количества назначенных в него судей судебные коллегии и (или) судебные составы.

Президиум образуют председатель данного суда, его заместители, председатели судебных коллегий и (или) судебных составов. На него возлагается:

  • проверка законности, обоснованности и справедливости вступивших в силу решений, приговоров, определений и постановлений гарнизонных военных судов, а также определений и постановлений, принятых во второй инстанции судебной коллегией или судебным составом данного окружного (флотского) военного суда;
  • рассмотрение вопросов организации работы и осуществление координации деятельности судебных коллегий и судебных составов;
  • утверждение председателей судебных коллегий и судебных составов по представлению председателя суда;
  • определение численности судебных коллегий и судебных составов по представлению председателя суда;
  • рассмотрение вопросов организации работы аппарата суда, утверждение по представлению председателя суда структуры и штатного расписания аппарата суда, численности его работников и положения об аппарате суда.

Заседание президиума правомочно, если на нем присутствует более половины его членов. Решения принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов президиума.

Основные функции судебной коллегии и (или) судебного состава окружного (флотского) военного суда определены в ст. 18 Закона о военных судах.

Они включают в себя разбирательство:

  • в первой инстанции дел, отнесенных к подсудности окружного (флотского) военного суда;
  • дел по жалобам и протестам (представлениям) прокуроров на не вступившие в силу решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, принятые ими в первой инстанции;
  • дел о проверке ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств своих вступивших в силу решений по гражданским делам.
Читайте также:  Увольнение по уходу за ребенком до 14 лет

При разбирательстве конкретных дел по первой инстанции окружной (флотский) военный суд может состоять:

  • по гражданским или административным делам — как правило, из одного судьи;
  • по уголовным делам — из одного судьи, а при наличии ходатайства обвиняемого — из трех судей-профессионалов либо из судьи-профессионала и двенадцати присяжных заседателей.

Рассмотрение кассационных жалоб и (или) представлений на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных судов осуществляется коллегиями, состоящими из трех судей окружного (флотского) военного суда.

Права и обязанности у председателя военного суда среднего звена в основном те же, что и у председателей аналогичных гражданских судов общей юрисдикции. Во многом похожи военные суды на соответствующие гражданские суды своими вспомогательными аппаратами и организацией работы. Основное отличие заключается, пожалуй, в том, что помощники председателей судов и судей, администраторы, консультанты, секретари и некоторые другие работники должны быть военнослужащими.

Высшей судебной инстанцией по отношению ко всем военным судам является Верховный Суд РФ, в составе которого образуется, как отмечалось выше, Военная коллегия.

Эта коллегия тоже уполномочена выполнять функции всех судебных инстанций.

В качестве суда первой инстанции она рассматривает:

  • гражданские дела об оспаривании ненормативных актов Президента РФ, нормативных актов Правительства РФ, Министерства обороны РФ, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в тех случаях, когда такие акты касаются прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы;
  • уголовные дела о преступлениях, в совершении которых обвиняется судья военного суда или состоящий на военной службе депутат Федерального Собрания, если им заявлено соответствующее ходатайство, а также иные уголовные дела о преступлениях особой сложности или особого общественного значения, которые Военная коллегия вправе принять к своему производству при наличии ходатайства обвиняемого (подсудимого).

В роли суда второй (кассационной) инстанции она выступает по отношению к военным судам среднего звена, а в роли инстанции, проверяющей законность, обоснованность и справедливость вступивших в законную силу приговоров и иных судебных решений, — по отношению ко всем военным судам. Она вправе также проверять свои вступившие в силу приговоры и решения ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.

Для разбирательства дел в Военной коллегии допускается образование различных составов суда:

  • по первой инстанции гражданское или административное дело может рассматриваться единолично судьей или коллегией, состоящей из трех судей, а уголовное дело — одним судьей, коллегией, состоящей из трех судей, либо судом присяжных (один судья и двенадцать присяжных заседателей). Составы судов по конкретным делам и в Военной коллегии формируются по общим правилам;
  • при рассмотрении дела в качестве кассационной инстанции или инстанции, проверяющей законность, обоснованность и справедливость вступивших в силу приговоров и иных судебных решений, образуется коллегия из трех судей.

Законность, обоснованность и справедливость не вступившего в силу решения по гражданскому делу или приговора, постановленных по первой инстанции Военной коллегией, проверяется Кассационной коллегией Верховного Суда РФ. Проверка вступившего в силу приговора или иного судебного решения Военной коллегии в предусмотренных законом случаях может быть предпринята Президиумом Верховного Суда РФ.

Полномочия председателя Военной коллегии, который одновременно является и одним из заместителей Председателя Верховного Суда РФ, во многом похожи на полномочия других председателей судебных коллегий и заместителей Председателя Верховного Суда РФ.

Статус военных судей всех уровней в основном определен Законом о статусе судей. Но есть и некоторые особенности, обусловленные отмеченной выше спецификой организации и деятельности военных судов: военным судьей может стать не любой гражданин, достигший 25-летнего возраста и получивший высшее юридическое образование, а тот, который состоит на военной службе по контракту и имеет офицерское звание; кандидаты на должности военных судей сдают квалификационные экзамены комиссиям при военных судах округов или флотов; военный судья, в отличие от судьи гражданского суда, подлежит увольнению со своей должности по достижении предельного возраста для пребывания на военной службе:; он может быть переведен без его согласия в другой военный суд, если этот суд находится за пределами территории Российской Федерации или действует в местностях, где введено чрезвычайное положение и т. д. (подробнее см. ст. 26—31 Закона о военных судах).

Принципы организации и деятельности военных судов

На организацию и деятельность военных судов полностью распространимо действие всех и каждого из принципов правосудия: осуществления правосудия только судом, принципа гласности, состязательности и равноправия сторон, презумпции невиновности, осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом, обеспечения подсудимому права на защиту, принципа самостоятельности судов, независимости судей и подчинения их только закону, национального языка судопроизводства и др.

Они закреплены в Конституции РФ, УПК и ГПК. Между тем в Федеральном конституционном законе “О военных судах Российской Федерации” вновь продублирована и уточнена правовая основа двух из них: принципа независимости судей и подчинения их только закону (ст. 5) и национального языка судопроизводства (ст. 6).

Правосудие военные суды осуществляют не только независимо, но и самостоятельно, подчиняясь только Конституции РФ, федеральным конституционным законам и федеральным законам. Суды и судьи военных судов в своей деятельности по осуществлению правосудия никому не подотчетны.

Недопустимо какое-либо вмешательство в деятельность судей военных судов по осуществлению правосудия.

Своеобразие компетенции военных судов отражается на форме реализации в их деятельности принципа национального языка судопроизводства. В военных судах как судопроизводство, так и делопроизводство ведутся только на государственном языке Российской Федерации – русском языке.

Где бы ни располагался суд, какой бы национальности население не проживало на данной территории, судопроизводство (делопроизводство) в военных судах не может вестись на каком-либо ином помимо русского языке.

По общему правилу участвующим в деле лицам, не владеющим русским языком, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.

Система военных судов. Порядок их формирования

Судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других вой­сках, воинских формированиях и федеральных органах испол­нительной власти, в которых федеральным законом предусмот­рена военная служба, осуществляют военные суды.

Военные суды относятся к третьему звену судебной си­стемы, хотя и сами подразделяются на три уровня, которые в совокупности и взаимосвязи образуют систему военных судов. Первый составляют гарнизонные военные суды. Ко второму относятся окружные (флотские) военные суды и к третьему — Военная коллегия Верховного Суда РФ.

Гарнизонные военные суды действует на территории, где дис­лоцируются один или несколько военных гарнизонов. Они обра­зуются в составе председателя, его заместителей и других судей.

Окружные (флотские) военные суды действуют на террито­рии одного или нескольких субъектов Российской Федерации, где дислоцируются воинские части и учреждения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Они состоят из председателя, его заместителей, а также других судей. Возможна должность первого заместителя председателя. Здесь всегда есть президиум окружного (флотского) военного суда; могут быть образованы судебные коллегии и(или) судеб­ные составы.

Военная коллегия Верховного Суда РФ является частью Верховного Суда РФ со всеми вытекающими из этого обстоя­тельства последствиями, связанными с ее полномочиями и порядком назначения судей.

Количество военных судов и численность судей устанавли­ваются Верховным Судом РФ. Все военные суды создаются по месту дислокации воинских частей и учреждений Воору­женных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов (территориальный принцип). Когда воинская часть, предприятие, учреждение или организация Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов дисло­цируются за пределами Российской Федерации, по месту их дислокации могут быть созданы военные суды, если это пред­усмотрено международным договором Российской Федерации.

Создаются и упраздняются военные суды федеральным за­коном. Никакой военный суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.

Председатель военного суда

Полномочия председателя военного суда распространяются на организацию деятельности возглавляемого им учреждения и различаются в зависимости от того, о каком военном суде идет речь.

Так, председатель гарнизонного военного суда вправе:

  • участвовать в рассмотрении дел гарнизонным военным судом и председательствовать в судебных заседаниях;
  • представлять суд в государственных органах, обществен­ных объединениях и органах местного самоуправления;
  • осуществлять иные полномочия.

На него возложен ряд обязанностей:

  • организовывать деятельность суда;
  • распределять обязанности между судьями;
  • контролировать работу администратора и аппарата суда, назначать на должность и освобождать от должности работни­ков аппарата суда, не состоящих на военной службе, утвер­ждать положение об аппарате суда.

Соответственно председателю окружного (флотского) воен­ного суда законом предоставлена возможность:

  • приносить протесты на решения, приговоры, определе­ния и постановления соответствующих гарнизонных и окруж­ных (флотских) военных судов, вступившие в силу;
  • участвовать в рассмотрении дел окружным (флотским) военным судом и председательствовать в судебных заседаниях;
  • решать вопросы о передаче дел из одной судебной колле­гии (судебного состава) в другую, а также о привлечении судей одной судебной коллегии (судебного состава) для рассмотрения дел в составе другой;
  • представлять суд в государственных органах, обществен­ных объединениях и органах местного самоуправления;
  • готовить представление о присвоении воинских званий (за исключением высших воинских званий) судьям военных судов;
  • осуществлять иные полномочия.

На него возложены обязанности:

  • организовывать деятельность суда;
  • созывать заседания президиума суда и вносить на его рассмотрение вопросы, требующие решения, председательство­вать на заседаниях президиума;
  • распределять обязанности между своими заместителями;
  • контролировать работу администратора и аппарата суда, назначать на должность и освобождать от должности работни­ков аппарата суда, не состоящих на военной службе.

Аналогичны права и обязанности председателя Военной коллегии Верховного Суда РФ, который уполномочен на:

  • принесение протестов в Президиум Верховного Суда РФ на решения, приговоры, определения и постановления Воен­ной коллегии Верховного Суда РФ, вступившие в законную силу;
  • принесение протестов в Военную коллегию Верховного Суда РФ и президиумы окружных (флотских) военных судов на решения, приговоры, определения и постановления воен­ных судов, вступившие в законную силу;
  • участие в рассмотрении дел Военной коллегией Верхов­ного Суда РФ и председательствование в ее судебных заседа­ниях;
  • решение вопроса о передаче дела из одного судебного состава в другой;
  • осуществление иных полномочий.

Председатель Военной коллегии Верховного Суда РФ должен:

  • организовать деятельность Военной коллегии;
  • осуществлять контроль работы аппарата Военной колле­гии, являющегося структурным подразделением аппарата Вер­ховного Суда РФ, назначать на должность и освобождать от должности работников этого аппарата;
  • исполнять обязанности, возложенные на него Председа­телем Верховного Суда РФ.

Понятие и особенности организации военных судов в Российской Федерации

Исходя из особого правового статуса военнослужащих и приравненных к ним лиц, в рамках современной судебной системы Российской Федерации сформирована самостоятельная группа элементов, под общим обозначением «военные суды».

Читайте также:  Основания приостановления исполнительного производства

Военные суды – это составная часть отечественной судебной системы, приравненная к федеральным судам общей юрисдикции, сфера компетенции которых представлена отправлением правосудия в Вооруженных силах РФ, а также в иных войсках, воинских формированиях и органах государственной власти, в которых законом предусматривается несение военной службы.

При этом проводя характеристику военных судов необходимо отметить, что несмотря на некоторую схожесть с системой федеральных судов, рассматриваемую группу юрисдикционных органов отличает наличие ряда особенностей:

Правоведение для чайников — 18. Судебная система: основные термины и принципы

Продолжаю серию заметок «Правоведение для чайников». Прошу моих читателей — «нечайников» указывать на существенные ошибки, а также дополнять текст своими мыслями или интересными примерами. Заметки рассчитаны на людей без юридического образования, которые хотят больше узнать о правовой сфере, а также на школьников, которые готовятся к сдаче ЕГЭ по обществознанию.

Предыдущие части: «1. Что такое право?», «2. Правоотношения, юридические факты и правосубъектность», «3. Нормативные правовые акты как источники права», «4. Другие источники права», «5. Система права (часть 1)», «6. Система права (часть 2)», «7. Публичное и частное право», «8. Что такое правонарушение?», «9. Правонарушения и юридическая ответственность», «10. Ещё немного о правонарушениях», «11. Правоприменение», «12. Каучуковые нормы», «13. Что такое государство?», «14. Формы правления», «15. Формы государственно-территориального устройства», «16. Политические режимы», «17. Ещё немного о государстве».

Суд – это государственный орган, который разрешает правовые споры между гражданами или организациями (в том числе самим государством). Все вместе российские суды образуют судебную систему России.

Суд не должен ловить преступников или искать доказательства чьей-то правоты – это делают полиция, прокуратура, адвокаты и другие люди. Также суд не исполняет свои решения – это делают Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) и Федеральная служба судебных приставов (ФССП). Суд должен лишь изучить аргументы сторон и доказательства, свериться с законом и решить, кто прав в конкретном споре.

«Курганский государственный университет» (КГУ)

Военные суды представляют собой официальный подвид судов общей юрисдикции. Однако, они имеют отдельную структуру и отличаются особой сферой деятельности. В основном в военных судах разбирают споры, связанные с прохождением военной службы.

Система военных судов состоит из трех звеньев:

  • первое (основное) звено составляют гарнизонные военные суды;
  • второе (среднее) звено — окружные (флотские) военные суды;
  • третье (высшее) звено образует Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации.

Стоит отметить, что в системе военных судов нет мировых судей, в связи с чем, дела, подсудные мировым судьям, рассматриваются гарнизонными военными судами.

Подчеркнем, что районные и гарнизонные военные суды относятся к звену федеральных судов общей юрисдикции, так как ими рассматривается большинство судебных дел.

Арбитражные суды разрешают споры с участием субъектов хозяйственной деятельности (юридические лица), которые возникают из гражданских, административных правоотношений, а также другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, а также дела о банкротстве.

Арбитражные суды РФ подразделяются на четыре звена.

Первое (основное) звено образуют федеральные арбитражные суды в субъектах Российской Федерации. Они рассматривают подсудные им дела в экономической сфере, а также дела, связанные с осуществлением предпринимательской иной экономической деятельности только по существу.

Второе звено составляют арбитражные суды апелляционной инстанции. Они создаются на определенной экономико-географической территории соседних субъектов РФ.

Основное полномочие этих судов заключается в проверке законности и обоснованности решений арбитражных судов субъектов Федерации, которые не вступили в законную силу.

Третье звено представлено арбитражными судами округов (кассационная инстанция). Полномочие данного вида судов состоит в проверке законности вступивших в законную силу решений нижестоящих арбитражных судов.

Четвертое звено образует Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. Это высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассмотренных арбитражными судами.

Он осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью нижестоящих судов и дает разъяснение по вопросам судебной практики.

Исключительное место среди арбитражных судов занимает Суд по интеллектуальным правам. Данный суд занимается рассмотрением по существу подсудных ему дел, а также проверяет законность и обоснованность вступивших в законную силу решений, принятых им самим, в том числе по делам о защите интеллектуальных прав, рассмотренным судами субъектов РФ и апелляционными судами.

Судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации представляет собой орган судебной системы, создаваемый субъектом федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта, нормативно-правовых актов органов государственной власти субъекта и органов местного самоуправления субъекта конституции (уставу) субъекта Российской Федерации.

Также Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации призван толковать конституцию (устав) субъекта Российской Федерации.

Помимо вышепредставленной градации судов в судебной системе России, суды разделяются по их процессуальной компетенции на:

  • суды первой инстанции;
  • суды второй инстанции (суд апелляционной инстанции);
  • суды кассационной инстанции;
  • суды надзорной инстанции.

Любой правовой спор сначала попадает в суд первой инстанции. Как правило, это суды нижних звеньев судебной системы. Суд первой инстанции должен рассмотреть дело в рамках судебного заседания и вынести решение.

Затем сторонам-участникам процесса дается время на обжалование вынесенного судом первой инстанции решения. Если решение не было обжаловано в установленный срок, то оно вступает в законную силу и подлежит исполнению.

В случае неудовлетворения одной из сторон решением суда первой инстанции она может подать апелляционную жалобу. В этом случае вступление в законную силу вынесенного ранее решения суда откладывается, и дело переходит в суд второй инстанции или суд апелляционной инстанции.

Понятия судебное звено и судебная инстанция

Фе­де­раль­ные су­дьи, су­дьи субъ­ек­тов РФ, а так­же су­дьи, пре­кра­тив­шие пол­но­мо­чия в свя­зи с по­чёт­ным ухо­дом в от­став­ку, об­ра­зу­ют су­дей­ское со­об­ще­ст­во РФ, при­зван­ное со­дей­ст­во­вать со­вер­шен­ст­во­ва­нию су­деб­ной сис­те­мы и су­до­про­из­вод­ст­ва, за­щи­те прав и за­кон­ных ин­те­ре­сов су­дей, уча­стию в ор­га­ни­за­ци­он­ном и ре­сурс­ном обес­пе­че­нии су­деб­ной дея­тель­но­сти. Ор­га­на­ми су­дей­ско­го со­об­ще­ст­ва яв­ля­ют­ся: Все­рос­сий­ский съезд су­дей; кон­фе­рен­ции су­дей субъ­ек­тов РФ; Со­вет су­дей РФ; со­ве­ты су­дей субъ­ек­тов РФ; об­щие со­б­ра­ния су­дей су­дов; Выс­шая ква­ли­фи­ка­ци­он­ная кол­ле­гия су­дей РФ; ква­ли­фи­ка­ци­он­ные кол­ле­гии су­дей субъ­ек­тов РФ. В Выс­шую ква­ли­фи­ка­ци­он­ную кол­ле­гию вхо­дят пред­ста­ви­те­ли Вер­хов­но­го су­да РФ, Выс­ше­го ар­бит­раж­но­го су­да РФ, су­дов субъ­ек­тов РФ, во­ен­ных су­дов; 10 чле­нов кол­ле­гии – пред­ста­ви­те­ли об­ще­ст­вен­но­сти, из­би­рае­мые Со­ве­том Фе­де­ра­ции, один член – пред­ста­ви­тель Пре­зи­ден­та РФ. Ква­ли­фи­ка­ци­он­ные кол­ле­гии при­ни­ма­ют ре­ше­ния о на­зна­че­нии су­дей на долж­ность, о при­ос­та­нов­ле­нии и пре­кра­ще­нии пол­но­мо­чий су­дей, о на­ло­же­нии на су­дей дис­ци­п­ли­нар­ных взы­ска­ний, о со­гла­сии на воз­бу­ж­де­ние уго­лов­но­го де­ла в от­но­ше­нии су­дьи или при­вле­че­ние его в ка­че­ст­ве об­ви­няе­мо­го, о со­гла­сии на за­клю­че­ние су­дьи под стра­жу или про­из­вод­ст­во у не­го обы­ска, о при­свое­нии судь­ям ква­ли­фи­ка­ци­он­ных клас­сов, о пред­став­ле­нии су­дей к гос. на­гра­дам и др.

Су­деб­ная власть функ­цио­ни­ру­ет при дея­тель­ном уча­стии про­ку­ра­ту­ры и ад­во­ка­ту­ры.

Про­ку­ра­ту­ра – еди­ная фе­де­раль­ная цен­тра­ли­зо­ван­ная сис­те­ма, осу­ще­ст­в­ляю­щая от име­ни РФ над­зор за ис­пол­не­ни­ем за­ко­нов. По­ря­док ор­га­ни­за­ции и дея­тель­но­сти про­ку­ра­ту­ры оп­ре­де­лён Фе­де­раль­ным за­ко­ном «О про­ку­ра­ту­ре РФ» (1992, в ред. 1995). Выс­шее зве­но сис­те­мы – Ге­не­раль­ная про­ку­ра­ту­ра РФ. В её струк­ту­ру на пра­вах под­раз­де­ле­ния вхо­дит глав­ная во­ен­ная про­ку­ра­тура. Ге­не­раль­ный про­ку­рор РФ на­зна­ча­ет­ся Со­ве­том Фе­де­ра­ции по пред­став­ле­нию Пре­зи­ден­та РФ на 5 лет. Все ос­таль­ные про­ку­ро­ры на­зна­ча­ют­ся Ге­не­раль­ным про­ку­ро­ром РФ. Ор­га­ны про­ку­ра­ту­ры уч­ре­ж­да­ют­ся в Фе­де­ра­ции (Ге­не­раль­ная про­ку­ра­ту­ра РФ и про­ку­ра­ту­ры в се­ми фе­де­раль­ных ок­ругах), в субъ­ек­тах РФ, рай­онах и го­ро­дах.

В боль­шин­ст­ве субъ­ек­тов РФ име­ют­ся толь­ко про­ку­ра­ту­ры го­ро­дов и рай­онов. Од­на­ко в ря­де рес­пуб­лик, кра­ёв, об­лас­тей, ав­то­ном­ных ок­ру­гов об­ра­зо­ва­ны меж­рай­он­ные про­ку­ра­ту­ры.

Про­ку­ро­ром или сле­до­ва­те­лем мо­жет быть гра­ж­да­нин РФ не мо­ло­же 25 лет, имею­щий выс­шее юри­ди­че­ское об­ра­зо­ва­ние, по­лу­чен­ное в выс­шем об­ра­зо­ва­тель­ном уч­ре­ж­де­нии, имею­щем гос. ак­кре­ди­та­цию. Про­ку­рор­ским ра­бот­ни­кам при­сваи­ва­ют­ся класс­ные чи­ны.

Про­ку­ро­ры осу­ще­ст­в­ля­ют над­зор за ис­пол­не­ни­ем за­ко­нов фе­де­раль­ны­ми ми­ни­стер­ст­ва­ми и ве­дом­ст­ва­ми, пред­ста­ви­тель­ны­ми (за­ко­но­да­тель­ны­ми) и ис­пол­ни­тель­ны­ми ор­га­на­ми субъ­ек­тов РФ, орга­на­ми ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния, во­ен­но­го управ­ле­ния, ор­га­на­ми кон­тро­ля, долж­но­ст­ны­ми ли­ца­ми. Про­ку­рор при­но­сит про­тест на про­ти­во­ре­ча­щий за­ко­ну пра­во­вой акт в ор­ган или долж­но­ст­но­му ли­цу, ко­то­рые из­да­ли этот акт, или на­прав­ля­ет пред­став­ле­ние об уст­ра­не­нии на­ру­ше­ний за­ко­на в ор­ган или долж­но­ст­но­му ли­цу, ко­то­рые пра­во­моч­ны уст­ра­нить до­пу­щен­ные на­ру­ше­ния. При от­ка­зе вы­пол­нить тре­бо­ва­ние, со­дер­жа­щее­ся в про­тес­те или пред­став­ле­нии, про­ку­рор впра­ве об­ра­тить­ся в вы­ше­стоя­щий ор­ган или в суд. Про­ку­рор­ский над­зор не рас­про­стра­ня­ет­ся на нор­ма­тив­ные ак­ты Пре­зи­ден­та РФ и Пра­ви­тель­ст­ва РФ.

Про­ку­рор осу­ще­ст­в­ля­ет над­зор за за­кон­но­стью при про­из­вод­ст­ве пред­ва­ри­тель­но­го след­ст­вия и доз­на­ния: ни од­но уго­лов­ное де­ло не мо­жет быть воз­бу­ж­де­но без со­гла­сия про­ку­ро­ра. Про­ку­рор об­ра­ща­ет­ся в суд за по­лу­че­ни­ем су­деб­но­го ре­ше­ния об из­бра­нии по­доз­ре­вае­мо­му ме­ры пре­се­че­ния в ви­де за­клю­че­ния под стра­жу, о про­дле­нии сро­ка со­дер­жа­ния под стра­жей, о по­ме­ще­нии по­доз­ре­вае­мо­го или об­ви­няе­мо­го на экс­пер­ти­зу в ме­ди­цин­ское уч­ре­ж­де­ние, о про­из­вод­ст­ве обы­ска, вы­ем­ки или ос­мот­ра жи­ли­ща, о про­слу­ши­ва­нии те­ле­фон­ных пе­ре­го­во­ров, аре­сте и вы­ем­ке кор­рес­пон­ден­ции и в ря­де др. слу­ча­ев. Про­ку­рор впра­ве са­мо­стоя­тель­но про­вес­ти пред­ва­ри­тель­ное след­ст­вие или по­ру­чить его про­ве­де­ние сле­до­ва­те­лю при со­блю­де­нии пра­вил о под­след­ст­вен­но­сти. Про­ку­рор осу­ще­ст­в­ля­ет над­зор за за­кон­но­стью и со­блю­де­ни­ем прав че­ло­ве­ка в мес­тах ли­ше­ния сво­бо­ды, за ис­пол­не­ни­ем за­ко­нов су­деб­ны­ми при­ста­ва­ми, ад­ми­ни­ст­ра­ция­ми ор­га­нов и уч­ре­ж­де­ний уго­лов­но-ис­пол­ни­тель­ной сис­те­мы. Про­ку­ра­ту­ра осу­ще­ст­в­ля­ет уго­лов­ное пре­сле­до­ва­ние, а так­же ко­ор­ди­ни­ру­ет дея­тель­но­сть пра­во­ох­ра­ни­тель­ных ор­га­нов по борь­бе с пре­ступ­но­стью.

Про­ку­рор впра­ве уча­ст­во­вать в рас­смот­ре­нии уго­лов­ных и гра­ж­дан­ских дел в су­де. По де­лам пуб­лич­но­го об­ви­не­ния уча­стие про­ку­ро­ра в су­де обя­за­тель­но. Про­ку­рор под­дер­жи­ва­ет в су­де гос. об­ви­не­ние. По гра­ж­дан­ским де­лам про­ку­рор впра­ве предъ­я­вить или под­дер­жать иск в поль­зу ли­ца, ко­то­рое вслед­ст­вие тя­жё­ло­го за­бо­ле­ва­ния или по др. при­чи­нам не в со­стоя­нии са­мо­стоя­тель­но за­щи­щать свои ин­те­ре­сы (по его прось­бе или с его со­гла­сия). Уча­стие про­ку­ро­ра в су­де не яв­ля­ет­ся спо­со­бом над­зо­ра за су­дом и др. уча­ст­ни­ка­ми про­цес­са – про­ку­рор яв­ля­ет­ся сто­ро­ной в со­стя­за­тель­ном су­деб­ном про­цес­се.

Ад­во­ка­ту­ра – ин­сти­тут, пред­на­зна­чен­ный для за­щи­ты прав че­ло­ве­ка в су­де, дру­гих го­су­дар­ст­вен­ных и иных уч­ре­ж­де­ни­ях. Ад­во­ка­ту­ра не вхо­дит в сис­те­му ор­га­нов гос. вла­сти и ме­ст­но­го са­мо­управ­ле­ния. По­ря­док её ор­га­ни­за­ции и дея­тель­но­сти оп­ре­де­лён Фе­де­раль­ным за­ко­ном «Об ад­во­кат­ской дея­тель­но­сти и ад­во­ка­ту­ре в РФ» (2002). Ста­тус ад­во­ка­та мо­жет при­об­ре­сти ли­цо, имею­щее выс­шее юри­ди­че­ское об­ра­зо­ва­ние и стаж ра­бо­ты по спе­ци­аль­но­сти не ме­нее 2 лет (кро­ме ста­жё­ров). Ре­ше­ние о при­свое­нии ста­ту­са ад­во­ка­та при­ни­ма­ет ква­ли­фи­ка­ци­он­ная ко­мис­сия при ад­во­кат­ской па­ла­те по­сле сда­чи аби­ту­ри­ен­том всту­пи­тель­но­го эк­за­ме­на. На ос­но­ва­нии ре­ше­ния ко­мис­сии тер­ри­то­ри­аль­ный ор­ган Мин-ва юс­ти­ции РФ вы­да­ёт ад­во­ка­ту удо­сто­ве­ре­ние и вно­сит све­де­ния об ад­во­ка­те в ре­гио­наль­ный ре­естр. В те­че­ние 6 мес по­сле по­лу­че­ния удо­сто­ве­рения ад­во­кат дол­жен вы­брать ту или иную фор­му ад­во­кат­ско­го со­об­ще­ст­ва, где он на­ме­рен ра­бо­тать. Ад­во­кат, при­няв­ший ре­ше­ние осу­ще­ст­в­лять ад­во­кат­скую дея­тель­ность ин­ди­ви­ду­аль­но, уч­ре­ж­да­ет ад­во­кат­ский ка­би­нет, не яв­ляю­щий­ся юри­ди­че­ским ли­цом. Два и бо­лее ад­во­ка­та впра­ве уч­ре­дить кол­ле­гию ад­во­ка­тов – не­ком­мер­че­скую ор­га­ни­за­цию со сво­им ус­та­вом и уч­ре­ди­тель­ским до­го­во­ром – юри­ди­че­ское ли­цо, ко­то­рое мо­жет иметь свои фи­лиа­лы; они впра­ве уч­ре­дить ад­во­кат­ское бю­ро, дей­ст­вую­щее на ос­но­ва­нии парт­нёр­ско­го до­го­во­ра. Ес­ли на тер­ри­то­рии од­но­го су­деб­но­го ок­ру­га об­щее чис­ло ад­во­ка­тов со­став­ля­ет ме­нее двух на од­но­го фе­де­раль­но­го су­дью, ад­во­кат­ская па­ла­та уч­ре­ж­да­ет юри­ди­че­скую кон­суль­та­цию, ко­то­рая яв­ля­ет­ся не­ком­мер­че­ской ор­га­ни­за­ци­ей в фор­ме уч­ре­ж­де­ния. Ли­цо по­лу­ча­ет ста­тус ад­во­ка­та по­жиз­нен­но, но мо­жет быть ли­ше­но его в слу­ча­ях со­вер­ше­ния пре­сту­п­ле­ния или не­дос­той­но­го по­ве­де­ния, по­ро­ча­ще­го честь ад­во­ка­ту­ры.

Читайте также:  Инвалидов могут освободить от уплаты транспортного налога

Система военных судов состоит из 3 звеньев.

Первое звено – гарнизонные военные суды.

Второе звено – окружные (флотские) суды.

Третье звено – Военная коллегия Верховного Суда РФ.

Гарнизонный военный суд действует на территории, на которой дислоцируются один или несколько военных гарнизонов. Его процессуальные полномочия аналогичны процессуальным полномочиям суда первого звена. Он рассматривает дела в качестве суда первой инстанции в отношении военнослужащих и граждан проходящих военные сборы. Дела подсудные мировым судьям так же рассматриваются в данном суде, так как мировых судей нет в воинских формированиях.

Окружные (флотские) военные суды. Его процессуальные полномочия аналогичны процессуальным полномочиям суда второго звена. Они рассматривает дела в первой, второй (кассационной) и надзорной инстанциях.

В качестве суда надзорной инстанции военный суд второго звена рассматривает:

— решение военного суда первого звена вступившее в законную силу;

— кассационное решение военного суда второго звена.

Военная коллегия Верховного Суда РФ имеет полномочия по рассмотрению дел в качестве суда первой, кассационной и надзорной инстанций, как и другие судебные коллегии Верховного Суда (по уголовным и гражданским делам).

В качестве суда надзорной инстанции военный суд третьего звена рассматривает:

— решение военного суда первого звена вступившее в законную силу; кассационное решение военного суда второго звена, если они обжаловались в порядке надзора в президиум военного суда второго звена;

— решение военного суда второго звена, если они не были предметом рассмотрения ВС РФ в кассационном порядке;

— решение президиума военного суда второго звена.

3. Заключение – 5 мин.

Преподаватель, подводя итог занятию, делает обобщенный вывод по теме лекции, сообщает о том, рассмотрены ли в достаточной для конспектирования мере вопросы лекции, обращает внимание на вопросы, которые необходимо доработать при самоподготовке.

Рекомендуемая литература:

1. Правоохранительные органы России: учебник / В.П. Божьев. – 2-изд. – М.: Высшее образование, 2008.Уголовный процесс: учебник / В. П. Божьев. — М.: Высшее образование. — 2008.

2. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник / М.А. Шапкин, Ю.А. Дмитриев. – М.: Эксмо, 2004. – 416 с.

3. Правоохранительные органы: Учебник / Под общ. ред. Н.А. Петухов и Г.И. Загорского. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИТК «Дашков и К», 2005.—576 с.

Нормативно – правовая:

1. Конституция РФ. – М.: Элит. – 2004.

2. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации». // Российская газета.— 1997.— № 3.

3. Закон РФ «О статусе судей в РФ» от 26.06.1992г. № 3132-1 с изм. и доп. – ИПС «Гарант».

Дополнительная литература:

1. Краткий курс лекций по курсу «Правоохранительные органы» / Г.Х. Шаутаева. – 122 с.

2. Правоохранительные органы в схемах с комментариями: Учебное пособие. – М.: Эксмо, РАП, 2004. – 304 с.

Понятие судебной инстанции

Судебная инстанция — суд (или его струк­турное подразделение), выполняющий (или выполняющее) конкретную судебную функцию, связанную с разрешением судебных дел (принятие решения по существу дела, проверка законности, обоснованности и справедливости решения, вступившего или не вступившего в закон­ную силу).

Вышестоящая инстанция или вышестоящий суд — суды или их структурные подразделения, занимающие более высокую ступень. Как отмечено в ч. 2 ст. 36 Закона о судебной систе­ме, “суды, рассматривающие дела в апелляционном или кассацион­ном порядке, считаются вышестоящими по отношению к судам пер­вой инстанции. Суды, рассматривающие дела в порядке надзора, счи­таются вышестоящими по отношению к судам, принимавшим ранее решения по делу”.

Пользуются также весьма созвучным термином “высшая судебная инстанция”. Этот термин является синонимом наименований Вер­ховного Суда РФ, а иногда — и Конституционного Суда РФ.

Суд первой инстанции уполномочен принимать решение по существу тех вопросов, которые являются ос­новными для данного дела. По уголовным делам — это вопросы о ви­новности или невиновности подсудимого в совершении преступления, а в случае признания виновным — и о применении или неприменении уголовного наказания, об определении конкретной его меры. По граж­данским делам существо дела обычно составляет вопрос о доказанно­сти или недоказанности предъявленного иска и о тех юридических последствиях, которые должны наступить. В отношении гражданских и уголовных дел судами первой инстанции могут быть почти все суды в пределах предоставленных им полномочий, которые более или ме­нее четко определены в законе. Исключение составляют арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды) и ар­битражные апелляционные суды: им не дано право быть судами пер­вой инстанции (см. Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»). .

Суд второй (апелляционной или кассационной) инстанции при­зван проверять законность, обоснованность и справедливость приго­воров и других судебных решений, как вступивших, так и не вступивших в законную силу:

  • р ешения суда первой инстанции, не вступившие в законную силу , могут быть обжалованы в апелляционном порядке (ст. 320 ГПК РФ);
  • вступившие в законную силу судебные постановления, за исключением судебных постановлений Верховного Суда Российской Федерации, могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции (ст. 376 ГПК РФ).

В системе судов общей юрисдикции функция апелляционной ин­станции возложена на следующие суды (ст. 320.1 ГПК РФ):

  1. районный суд — на решения мировых судей;
  2. верховный суд республики, краевым, областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области, судом автономного округа, окружным (флотским) военным судом — на решения районных с удов, решения гарнизонных военных судов;

Апелляционные жалобы по экономическим спорам рассматривает в порядке апелляционного производства арбитражный суд апелляционной инстанции (ст. 258 АПК РФ).

Согласно ст. 10 Федерального конституционного закона от 05.02.2014 N 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ также рассматривает в пределах своих полномочий в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации дела в апелляционном и кассационном порядке, однако помните, что согласно ст. 3 ФКЗ от 28.04.1995 N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» она не входит в систему арбитражных судов в РФ.

Одна из основных особенностей разбирательства судебных дел в апелляционной инстанции заключается в том, что оно (разбиратель­ство) представляет собою полное или частичное повторное рас­смотрение дела с возможным непосредственным исследованием всех или части доказательств, которое может завершиться постановлени­ем нового (апелляционного) приговора либо решения по гражданско­му делу.

Кассационные жалоба, представление подаются (ст. 377 ГПК РФ):

    в президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автон омной области, суда автономного округа;

Кассационные жалобы в порядке кассационного производства рассматривают (ст. 273, 274 АПК РФ):

  1. арбитражный суд кассационной инстанции (арбитражный суд округа);
  2. Суд по интеллектуальным правам.

Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ также рассматривает кассационные жалобы в пределах своих полномочий, однако помните, что согласно ст. 3 ФКЗ от 28.04.1995 N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» она не входит в систему арбитражных судов в РФ.

На кассационные инстан­ции возлагается проверка законности, обоснованности и справедли­вости вступивших в законную силу всех приговоров по уголовным делам, решений, выносимых в результате рассмотрения по первой ин­станции гражданских дел , а также большинства иных судебных реше­ний. Они же проверяют вступившие в законную силу приговоры и другие решения апелляционных инстанций .

Широкое признание получил термин “надзорная инстанция”. В системе гражданских и военных судов общей юрисдикции в таком качестве могут выступать:

  • в системе судов общей юрисдикции — Президиум Верховного Суда РФ (ст. 391.1 ГПК РФ);
  • в системе арбитражных судов — Президиум Верховного Суда РФ (ст. 308.1 АПК РФ).

Основная задача надзорных инстанций — проверка приговоров и иных судебных решений, вступивших в законную силу . Именно этим существенно отличается проверка судебных решений в надзорных ин­станциях от проверки в апелляционных инстанци­ях, которые, как отмечено выше, имеют дело с приговорами и иными судебными решениями, не вступившими в законную силу.

Главное отличие военных от гражданских заключается в том, что первые наделены особыми правами и обязанностями, сущность которых предопределена прохождением ими службы в вооруженных силах государства.

Военные имеют звания, делающие возможным отдавать распоряжения в адрес солдат и офицеров званием ниже и в то же время обязующие подчиняться военнослужащим с более высоким званием. В гражданской среде подобная субординация отсутствует.

Военнослужащий должен быть готов к участию в боевых действиях — в том числе и за рубежом. Гражданин в общем случае является субъектом мирной жизни и при отсутствии всеобщей мобилизации населения даже при участии страны в вооруженном конфликте не вступает в боевые действия.

Военнослужащие обычно имеют больший объем социальных преференций, предоставляемых государством. Вместе с тем у них есть не характерные для гражданских лиц ограничения, в частности, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

У военных и гражданских может существенно различаться образ жизни. Первые значительную часть своего времени тратят на боевую подготовку, освоение различных видов техники и вооружений, изучение тактик ведения войны. Гражданские же могут заниматься совершенно иными видами деятельности.

Определив, в чем разница между военными и гражданскими, зафиксируем выводы в таблице.

Судебная система на территории РФ представлена в определенной иерархии. Каждая ветвь отвечает за решение вопросов определенного вида: уголовной ответственности, гражданского или семейного права. Каждый орган имеет свои функции, обязательства и полномочия, отличающиеся друг от друга.

Это специфический государственный орган , деятельность которого полностью независима от законодательной и исполнительной власти . Основная функция — регулирующая отношения общественных субъектов на основании принятых законодательных проектов, а также решает конфликтные ситуации между сторонами путем вынесения официального решения или составления правовых актов .


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *