Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: ««Курганский государственный университет» (КГУ)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
На организацию и деятельность военных судов полностью распространимо действие всех и каждого из принципов правосудия: осуществления правосудия только судом, принципа гласности, состязательности и равноправия сторон, презумпции невиновности, осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом, обеспечения подсудимому права на защиту, принципа самостоятельности судов, независимости судей и подчинения их только закону, национального языка судопроизводства и др.
Подсудность военных судов различных звеньев
В первой инстанции гарнизонные военные суды рассматривают все подсудные военным судам гражданские, административные и уголовные дела, не отнесенные федеральным конституционным законом и (или) федеральным законом к подсудности Военной коллегии Верховного Суда РФ или окружного (флотского) военного суда, а также материалы о совершении военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, грубых дисциплинарных проступков, за совершение которых может быть назначен дисциплинарный арест.
Кроме того, гарнизонный военный суд рассматривает гражданские дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений и определений, принятых им и вступивших в силу.
Исходя из положений, содержащихся в ч. 2 ст. 29 УПК, гарнизонный военный суд также принимает перечисленные выше при разъяснении полномочий военного суда процессуальные решения на стадии предварительного расследования, которые отнесены законом к компетенции суда.
Гарнизонным военным судом по делам, отнесенным к его подсудности, рассматриваются жалобы на действия (бездействие) и решения органов и должностных лиц, осуществляющих досудебное производство.
Окружным (флотским) военным судам, в свою очередь, подсудно рассмотрение в первой инстанции гражданских дел, связанных с государственной тайной, уголовных дел, отнесенных к компетенции данного военного суда УПК, и дел по заявлениям о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным гарнизонным военным судам.
Согласно ч. 3 ст. 31 УПК окружным (флотским) военным судам подсудны те же уголовные дела, что и верховному суду республики, краевому или областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области, суду автономного округа.
Ими также в апелляционном порядке рассматриваются дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу. Помимо того, им в кассационном порядке разрешаются дела по жалобам и представлениям на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, вступившие в силу, а также на определения и постановления, принятые окружным (флотским) военным судом в апелляционной инстанции. По новым или вновь открывшимся обстоятельствам окружной (флотский) военный суд рассматривает гражданские дела в отношении вступивших в силу собственных решений, определений и постановлений, а ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств — уголовные дела в отношении приговоров, определений, постановлений гарнизонного военного суда.
Причем Президиум окружного (флотского) военного суда рассматривает дела в кассационном порядке и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. А Судебные коллегии — по первой и апелляционной инстанции. По новым или вновь открывшимся обстоятельствам Судебные коллегии окружного (флотского) военного суда проверяют законность и обоснованность собственных вынесенных по гражданским делам решений.
Понятие «судебное звено» и его особенности
Суды работают в рамках единой судебной системы, поэтому они имеют организационную и функциональную связь.
Любые организационные связи относятся к понятию «судебное звено», которое представляет собой элемент судебной системы. В нее включены суды идентичных территориальных образований, которые обладают равной компетенцией. Категория «звено» судоустройственная. С ее помощью определяется однотипность некоторой части судов, значение и место в судебной системе.
Что касается однотипности, судов одного звена, то она заключается в равной территориальной дислокации, структуре, компетенциях и составе. Компетенция здесь представляет собой территориальную подсудность (все категории дел рассматривает только суд этого звена) и судебные инстанции (полномочия).
Общее правило гласит, что, чем выше «располагается» суд в судебной иерархии, тем более сложные виды дел он может рассматривать.
Мировые судьи занимаются решением уголовных дел, которые предусматривают до 3 лет лишения свободы). Районными судами решаются дела о преступных деяниях, для которых характерна средняя степень тяжести, а областными и соответствующими судами дела о тяжких и особенно тяжелых преступных деяниях.
В любой стране судебная система включает несколько звеньев. Это дает возможность оспаривать решения нижестоящих судов в вышестоящих судах.
Суды отличаются от других органов страны тем, что не имеют отношений подчинения. Так, мировые судьи не должны подчиняться районному суду. Он же, в свою очередь, не должен подчиняться областному, краевому и верховному суду республики.
Основы организации и подсудности военных судов
Система (подсистема) военных судов, как отмечалось, строится с учетом организации и дислокации войск и других воинских структур. По сравнению с подсистемой гражданских судов общей юрисдикции она является намного более компактной — в 2004 г. она должна состоять из 13 военных окружных (флотских) и почти 140 гарнизонных судов с общим числом военных судей немногим более 900 человек.
Подобно системе (подсистеме) гражданских судов общей юрисдикции она, как отмечено выше, тоже состоит их трех звеньев.
Основное звено образуют гарнизонные военные суд. Им подсудно по первой инстанции подавляющее большинство уголовных, гражданских и административных дел, подведомственных военным судам.
Из числа уголовных дел такого рода они должны рассматривать по первой инстанции все дела, кроме тех, которые подсудны военным судам среднего звена, и тех, которые при определенных условиях могут быть приняты к рассмотрению Военной коллегией Верховного Суда РФ.
Им приходится принимать решения и по большинству вопросов, возникающих при производстве по уголовным делам на досудебных стадиях процесса.
Гарнизонные суды уполномочены также пересматривать свои вступившие в силу решения по гражданским делам ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств.
По первой инстанции разбирательство конкретного дела в этом суде, как и в гражданском районном суде, осуществляется, как правило, единолично судьей-профессионалом. Коллегиальный суд (три судьи-профессионала) может быть сформирован при наличии заявленного подсудимым ходатайства.
Состоят военные суды этого уровня обычно из председателей и нескольких судей, а также из аппаратов судов, выполняющих вспомогательные функции. Полномочия председателей весьма сходны с полномочиями председателей районных судов, о которых сказано выше. В судах с большим объемом работы могут быть введены должности заместителей председателей.
Среднее звено военных судов образуют окружные (флотские) военные суды. Их общее количество зависит в основном от числа соответствующих военных структурных образований этого уровня (военных округов, флотов), каждое из которых располагается на территории одного или нескольких субъектов Федерации. На них возлагается выполнение функций первой, второй (кассационной) судебных инстанций, а также судебной инстанции, призванной осуществлять проверку законности и обоснованности приговоров и иных судебных решений в порядке надзора и ввиду новых и вновь открывшихся обстоятельств.
Окружные (флотские) военные суды уполномочены рассматривать:
- по первой инстанции — уголовные дела о преступлениях, которые отнесены к ведению верховных судов республик, краевых, областных и приравненных к ним гражданских судов (см. § 1 предыдущей главы учебника), и воинских преступлениях, за совершение которых может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 15 лет, пожизненного лишения свободы или смертной казни (ч. 1 ст. 14 Закона о военных судах и ч. 3 и 6 ст. 31 УПК). Они уполномочены также рассматривать гражданские дела, связанные с государственной тайной;
- в качестве второй (кассационной) инстанции — дела по кассационным жалобам и (или) по представлениям государственных обвинителей или вышестоящих прокуроров на не вступившие в силу решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, вынесенные ими в первой инстанции (ч. 2 ст. 14 Закона и ч. 4 ст. 355 УПК);
- дела по проверке в надзорном порядке законности, обоснованности и справедливости (см. § 3 гл. III учебника) вступивших в законную силу приговоров, решений по гражданским делам, определений и постановлений гарнизонных военных судов, а также определений и постановлений, принятых окружным (флотским) военным судом во второй инстанции (ч. 3 ст. 14 Закона, п. 3 ч. 2 ст. 402 УПК, ч. 2 ст. 377 ГПК);
- дела о проверке ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств вступивших в законную силу приговоров военных гарнизонных судов, а также вынесенных самими окружными (флотскими) судами решений по гражданским делам (ч. 4 ст. 14 Закона, п. 6 ч. 1 ст. 417 УПК и ст. 393 ГПК).
Военный суд среднего уровня состоит из председателя, его заместителей (в крупных судах допускается введение и должности первого заместителя), других судей. Основные структурные подразделения этих судов — президиумы, а также образуемые с учетом объема работы конкретного суда и количества назначенных в него судей судебные коллегии и (или) судебные составы.
Президиум образуют председатель данного суда, его заместители, председатели судебных коллегий и (или) судебных составов. На него возлагается:
- проверка законности, обоснованности и справедливости вступивших в силу решений, приговоров, определений и постановлений гарнизонных военных судов, а также определений и постановлений, принятых во второй инстанции судебной коллегией или судебным составом данного окружного (флотского) военного суда;
- рассмотрение вопросов организации работы и осуществление координации деятельности судебных коллегий и судебных составов;
- утверждение председателей судебных коллегий и судебных составов по представлению председателя суда;
- определение численности судебных коллегий и судебных составов по представлению председателя суда;
- рассмотрение вопросов организации работы аппарата суда, утверждение по представлению председателя суда структуры и штатного расписания аппарата суда, численности его работников и положения об аппарате суда.
Заседание президиума правомочно, если на нем присутствует более половины его членов. Решения принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов президиума.
Основные функции судебной коллегии и (или) судебного состава окружного (флотского) военного суда определены в ст. 18 Закона о военных судах.
Они включают в себя разбирательство:
- в первой инстанции дел, отнесенных к подсудности окружного (флотского) военного суда;
- дел по жалобам и протестам (представлениям) прокуроров на не вступившие в силу решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, принятые ими в первой инстанции;
- дел о проверке ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств своих вступивших в силу решений по гражданским делам.
При разбирательстве конкретных дел по первой инстанции окружной (флотский) военный суд может состоять:
- по гражданским или административным делам — как правило, из одного судьи;
- по уголовным делам — из одного судьи, а при наличии ходатайства обвиняемого — из трех судей-профессионалов либо из судьи-профессионала и двенадцати присяжных заседателей.
Рассмотрение кассационных жалоб и (или) представлений на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных судов осуществляется коллегиями, состоящими из трех судей окружного (флотского) военного суда.
Права и обязанности у председателя военного суда среднего звена в основном те же, что и у председателей аналогичных гражданских судов общей юрисдикции. Во многом похожи военные суды на соответствующие гражданские суды своими вспомогательными аппаратами и организацией работы. Основное отличие заключается, пожалуй, в том, что помощники председателей судов и судей, администраторы, консультанты, секретари и некоторые другие работники должны быть военнослужащими.
Высшей судебной инстанцией по отношению ко всем военным судам является Верховный Суд РФ, в составе которого образуется, как отмечалось выше, Военная коллегия.
Эта коллегия тоже уполномочена выполнять функции всех судебных инстанций.
В качестве суда первой инстанции она рассматривает:
- гражданские дела об оспаривании ненормативных актов Президента РФ, нормативных актов Правительства РФ, Министерства обороны РФ, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в тех случаях, когда такие акты касаются прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы;
- уголовные дела о преступлениях, в совершении которых обвиняется судья военного суда или состоящий на военной службе депутат Федерального Собрания, если им заявлено соответствующее ходатайство, а также иные уголовные дела о преступлениях особой сложности или особого общественного значения, которые Военная коллегия вправе принять к своему производству при наличии ходатайства обвиняемого (подсудимого).
В роли суда второй (кассационной) инстанции она выступает по отношению к военным судам среднего звена, а в роли инстанции, проверяющей законность, обоснованность и справедливость вступивших в законную силу приговоров и иных судебных решений, — по отношению ко всем военным судам. Она вправе также проверять свои вступившие в силу приговоры и решения ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.
Для разбирательства дел в Военной коллегии допускается образование различных составов суда:
- по первой инстанции гражданское или административное дело может рассматриваться единолично судьей или коллегией, состоящей из трех судей, а уголовное дело — одним судьей, коллегией, состоящей из трех судей, либо судом присяжных (один судья и двенадцать присяжных заседателей). Составы судов по конкретным делам и в Военной коллегии формируются по общим правилам;
- при рассмотрении дела в качестве кассационной инстанции или инстанции, проверяющей законность, обоснованность и справедливость вступивших в силу приговоров и иных судебных решений, образуется коллегия из трех судей.
Законность, обоснованность и справедливость не вступившего в силу решения по гражданскому делу или приговора, постановленных по первой инстанции Военной коллегией, проверяется Кассационной коллегией Верховного Суда РФ. Проверка вступившего в силу приговора или иного судебного решения Военной коллегии в предусмотренных законом случаях может быть предпринята Президиумом Верховного Суда РФ.
Полномочия председателя Военной коллегии, который одновременно является и одним из заместителей Председателя Верховного Суда РФ, во многом похожи на полномочия других председателей судебных коллегий и заместителей Председателя Верховного Суда РФ.
Статус военных судей всех уровней в основном определен Законом о статусе судей. Но есть и некоторые особенности, обусловленные отмеченной выше спецификой организации и деятельности военных судов: военным судьей может стать не любой гражданин, достигший 25-летнего возраста и получивший высшее юридическое образование, а тот, который состоит на военной службе по контракту и имеет офицерское звание; кандидаты на должности военных судей сдают квалификационные экзамены комиссиям при военных судах округов или флотов; военный судья, в отличие от судьи гражданского суда, подлежит увольнению со своей должности по достижении предельного возраста для пребывания на военной службе:; он может быть переведен без его согласия в другой военный суд, если этот суд находится за пределами территории Российской Федерации или действует в местностях, где введено чрезвычайное положение и т. д. (подробнее см. ст. 26—31 Закона о военных судах).
Принципы организации и деятельности военных судов
На организацию и деятельность военных судов полностью распространимо действие всех и каждого из принципов правосудия: осуществления правосудия только судом, принципа гласности, состязательности и равноправия сторон, презумпции невиновности, осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом, обеспечения подсудимому права на защиту, принципа самостоятельности судов, независимости судей и подчинения их только закону, национального языка судопроизводства и др.
Они закреплены в Конституции РФ, УПК и ГПК. Между тем в Федеральном конституционном законе “О военных судах Российской Федерации” вновь продублирована и уточнена правовая основа двух из них: принципа независимости судей и подчинения их только закону (ст. 5) и национального языка судопроизводства (ст. 6).
Правосудие военные суды осуществляют не только независимо, но и самостоятельно, подчиняясь только Конституции РФ, федеральным конституционным законам и федеральным законам. Суды и судьи военных судов в своей деятельности по осуществлению правосудия никому не подотчетны.
Недопустимо какое-либо вмешательство в деятельность судей военных судов по осуществлению правосудия.
Своеобразие компетенции военных судов отражается на форме реализации в их деятельности принципа национального языка судопроизводства. В военных судах как судопроизводство, так и делопроизводство ведутся только на государственном языке Российской Федерации – русском языке.
Где бы ни располагался суд, какой бы национальности население не проживало на данной территории, судопроизводство (делопроизводство) в военных судах не может вестись на каком-либо ином помимо русского языке.
По общему правилу участвующим в деле лицам, не владеющим русским языком, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения, а также пользоваться услугами переводчика.
Система военных судов. Порядок их формирования
Судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, осуществляют военные суды.
Военные суды относятся к третьему звену судебной системы, хотя и сами подразделяются на три уровня, которые в совокупности и взаимосвязи образуют систему военных судов. Первый составляют гарнизонные военные суды. Ко второму относятся окружные (флотские) военные суды и к третьему — Военная коллегия Верховного Суда РФ.
Гарнизонные военные суды действует на территории, где дислоцируются один или несколько военных гарнизонов. Они образуются в составе председателя, его заместителей и других судей.
Окружные (флотские) военные суды действуют на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, где дислоцируются воинские части и учреждения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Они состоят из председателя, его заместителей, а также других судей. Возможна должность первого заместителя председателя. Здесь всегда есть президиум окружного (флотского) военного суда; могут быть образованы судебные коллегии и(или) судебные составы.
Военная коллегия Верховного Суда РФ является частью Верховного Суда РФ со всеми вытекающими из этого обстоятельства последствиями, связанными с ее полномочиями и порядком назначения судей.
Количество военных судов и численность судей устанавливаются Верховным Судом РФ. Все военные суды создаются по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов (территориальный принцип). Когда воинская часть, предприятие, учреждение или организация Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов дислоцируются за пределами Российской Федерации, по месту их дислокации могут быть созданы военные суды, если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.
Создаются и упраздняются военные суды федеральным законом. Никакой военный суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.
Председатель военного суда
Полномочия председателя военного суда распространяются на организацию деятельности возглавляемого им учреждения и различаются в зависимости от того, о каком военном суде идет речь.
Так, председатель гарнизонного военного суда вправе:
- участвовать в рассмотрении дел гарнизонным военным судом и председательствовать в судебных заседаниях;
- представлять суд в государственных органах, общественных объединениях и органах местного самоуправления;
- осуществлять иные полномочия.
На него возложен ряд обязанностей:
- организовывать деятельность суда;
- распределять обязанности между судьями;
- контролировать работу администратора и аппарата суда, назначать на должность и освобождать от должности работников аппарата суда, не состоящих на военной службе, утверждать положение об аппарате суда.
Соответственно председателю окружного (флотского) военного суда законом предоставлена возможность:
- приносить протесты на решения, приговоры, определения и постановления соответствующих гарнизонных и окружных (флотских) военных судов, вступившие в силу;
- участвовать в рассмотрении дел окружным (флотским) военным судом и председательствовать в судебных заседаниях;
- решать вопросы о передаче дел из одной судебной коллегии (судебного состава) в другую, а также о привлечении судей одной судебной коллегии (судебного состава) для рассмотрения дел в составе другой;
- представлять суд в государственных органах, общественных объединениях и органах местного самоуправления;
- готовить представление о присвоении воинских званий (за исключением высших воинских званий) судьям военных судов;
- осуществлять иные полномочия.
На него возложены обязанности:
- организовывать деятельность суда;
- созывать заседания президиума суда и вносить на его рассмотрение вопросы, требующие решения, председательствовать на заседаниях президиума;
- распределять обязанности между своими заместителями;
- контролировать работу администратора и аппарата суда, назначать на должность и освобождать от должности работников аппарата суда, не состоящих на военной службе.
Аналогичны права и обязанности председателя Военной коллегии Верховного Суда РФ, который уполномочен на:
- принесение протестов в Президиум Верховного Суда РФ на решения, приговоры, определения и постановления Военной коллегии Верховного Суда РФ, вступившие в законную силу;
- принесение протестов в Военную коллегию Верховного Суда РФ и президиумы окружных (флотских) военных судов на решения, приговоры, определения и постановления военных судов, вступившие в законную силу;
- участие в рассмотрении дел Военной коллегией Верховного Суда РФ и председательствование в ее судебных заседаниях;
- решение вопроса о передаче дела из одного судебного состава в другой;
- осуществление иных полномочий.
Председатель Военной коллегии Верховного Суда РФ должен:
- организовать деятельность Военной коллегии;
- осуществлять контроль работы аппарата Военной коллегии, являющегося структурным подразделением аппарата Верховного Суда РФ, назначать на должность и освобождать от должности работников этого аппарата;
- исполнять обязанности, возложенные на него Председателем Верховного Суда РФ.
Понятие и особенности организации военных судов в Российской Федерации
Исходя из особого правового статуса военнослужащих и приравненных к ним лиц, в рамках современной судебной системы Российской Федерации сформирована самостоятельная группа элементов, под общим обозначением «военные суды».
Военные суды – это составная часть отечественной судебной системы, приравненная к федеральным судам общей юрисдикции, сфера компетенции которых представлена отправлением правосудия в Вооруженных силах РФ, а также в иных войсках, воинских формированиях и органах государственной власти, в которых законом предусматривается несение военной службы.
При этом проводя характеристику военных судов необходимо отметить, что несмотря на некоторую схожесть с системой федеральных судов, рассматриваемую группу юрисдикционных органов отличает наличие ряда особенностей:
Правоведение для чайников — 18. Судебная система: основные термины и принципы
Продолжаю серию заметок «Правоведение для чайников». Прошу моих читателей — «нечайников» указывать на существенные ошибки, а также дополнять текст своими мыслями или интересными примерами. Заметки рассчитаны на людей без юридического образования, которые хотят больше узнать о правовой сфере, а также на школьников, которые готовятся к сдаче ЕГЭ по обществознанию.
Предыдущие части: «1. Что такое право?», «2. Правоотношения, юридические факты и правосубъектность», «3. Нормативные правовые акты как источники права», «4. Другие источники права», «5. Система права (часть 1)», «6. Система права (часть 2)», «7. Публичное и частное право», «8. Что такое правонарушение?», «9. Правонарушения и юридическая ответственность», «10. Ещё немного о правонарушениях», «11. Правоприменение», «12. Каучуковые нормы», «13. Что такое государство?», «14. Формы правления», «15. Формы государственно-территориального устройства», «16. Политические режимы», «17. Ещё немного о государстве».
Суд – это государственный орган, который разрешает правовые споры между гражданами или организациями (в том числе самим государством). Все вместе российские суды образуют судебную систему России.
Суд не должен ловить преступников или искать доказательства чьей-то правоты – это делают полиция, прокуратура, адвокаты и другие люди. Также суд не исполняет свои решения – это делают Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) и Федеральная служба судебных приставов (ФССП). Суд должен лишь изучить аргументы сторон и доказательства, свериться с законом и решить, кто прав в конкретном споре.
«Курганский государственный университет» (КГУ)
Военные суды представляют собой официальный подвид судов общей юрисдикции. Однако, они имеют отдельную структуру и отличаются особой сферой деятельности. В основном в военных судах разбирают споры, связанные с прохождением военной службы.
Система военных судов состоит из трех звеньев:
- первое (основное) звено составляют гарнизонные военные суды;
- второе (среднее) звено — окружные (флотские) военные суды;
- третье (высшее) звено образует Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации.
Стоит отметить, что в системе военных судов нет мировых судей, в связи с чем, дела, подсудные мировым судьям, рассматриваются гарнизонными военными судами.
Подчеркнем, что районные и гарнизонные военные суды относятся к звену федеральных судов общей юрисдикции, так как ими рассматривается большинство судебных дел.
Арбитражные суды разрешают споры с участием субъектов хозяйственной деятельности (юридические лица), которые возникают из гражданских, административных правоотношений, а также другие дела, возникающие при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности, а также дела о банкротстве.
Арбитражные суды РФ подразделяются на четыре звена.
Первое (основное) звено образуют федеральные арбитражные суды в субъектах Российской Федерации. Они рассматривают подсудные им дела в экономической сфере, а также дела, связанные с осуществлением предпринимательской иной экономической деятельности только по существу.
Второе звено составляют арбитражные суды апелляционной инстанции. Они создаются на определенной экономико-географической территории соседних субъектов РФ.
Основное полномочие этих судов заключается в проверке законности и обоснованности решений арбитражных судов субъектов Федерации, которые не вступили в законную силу.
Третье звено представлено арбитражными судами округов (кассационная инстанция). Полномочие данного вида судов состоит в проверке законности вступивших в законную силу решений нижестоящих арбитражных судов.
Четвертое звено образует Высший Арбитражный Суд Российской Федерации. Это высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассмотренных арбитражными судами.
Он осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью нижестоящих судов и дает разъяснение по вопросам судебной практики.
Исключительное место среди арбитражных судов занимает Суд по интеллектуальным правам. Данный суд занимается рассмотрением по существу подсудных ему дел, а также проверяет законность и обоснованность вступивших в законную силу решений, принятых им самим, в том числе по делам о защите интеллектуальных прав, рассмотренным судами субъектов РФ и апелляционными судами.
Судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.
Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации представляет собой орган судебной системы, создаваемый субъектом федерации для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта, нормативно-правовых актов органов государственной власти субъекта и органов местного самоуправления субъекта конституции (уставу) субъекта Российской Федерации.
Также Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации призван толковать конституцию (устав) субъекта Российской Федерации.
Помимо вышепредставленной градации судов в судебной системе России, суды разделяются по их процессуальной компетенции на:
- суды первой инстанции;
- суды второй инстанции (суд апелляционной инстанции);
- суды кассационной инстанции;
- суды надзорной инстанции.
Любой правовой спор сначала попадает в суд первой инстанции. Как правило, это суды нижних звеньев судебной системы. Суд первой инстанции должен рассмотреть дело в рамках судебного заседания и вынести решение.
Затем сторонам-участникам процесса дается время на обжалование вынесенного судом первой инстанции решения. Если решение не было обжаловано в установленный срок, то оно вступает в законную силу и подлежит исполнению.
В случае неудовлетворения одной из сторон решением суда первой инстанции она может подать апелляционную жалобу. В этом случае вступление в законную силу вынесенного ранее решения суда откладывается, и дело переходит в суд второй инстанции или суд апелляционной инстанции.
Понятия судебное звено и судебная инстанция
Федеральные судьи, судьи субъектов РФ, а также судьи, прекратившие полномочия в связи с почётным уходом в отставку, образуют судейское сообщество РФ, призванное содействовать совершенствованию судебной системы и судопроизводства, защите прав и законных интересов судей, участию в организационном и ресурсном обеспечении судебной деятельности. Органами судейского сообщества являются: Всероссийский съезд судей; конференции судей субъектов РФ; Совет судей РФ; советы судей субъектов РФ; общие собрания судей судов; Высшая квалификационная коллегия судей РФ; квалификационные коллегии судей субъектов РФ. В Высшую квалификационную коллегию входят представители Верховного суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ, судов субъектов РФ, военных судов; 10 членов коллегии – представители общественности, избираемые Советом Федерации, один член – представитель Президента РФ. Квалификационные коллегии принимают решения о назначении судей на должность, о приостановлении и прекращении полномочий судей, о наложении на судей дисциплинарных взысканий, о согласии на возбуждение уголовного дела в отношении судьи или привлечение его в качестве обвиняемого, о согласии на заключение судьи под стражу или производство у него обыска, о присвоении судьям квалификационных классов, о представлении судей к гос. наградам и др.
Судебная власть функционирует при деятельном участии прокуратуры и адвокатуры.
Прокуратура – единая федеральная централизованная система, осуществляющая от имени РФ надзор за исполнением законов. Порядок организации и деятельности прокуратуры определён Федеральным законом «О прокуратуре РФ» (1992, в ред. 1995). Высшее звено системы – Генеральная прокуратура РФ. В её структуру на правах подразделения входит главная военная прокуратура. Генеральный прокурор РФ назначается Советом Федерации по представлению Президента РФ на 5 лет. Все остальные прокуроры назначаются Генеральным прокурором РФ. Органы прокуратуры учреждаются в Федерации (Генеральная прокуратура РФ и прокуратуры в семи федеральных округах), в субъектах РФ, районах и городах.
В большинстве субъектов РФ имеются только прокуратуры городов и районов. Однако в ряде республик, краёв, областей, автономных округов образованы межрайонные прокуратуры.
Прокурором или следователем может быть гражданин РФ не моложе 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, полученное в высшем образовательном учреждении, имеющем гос. аккредитацию. Прокурорским работникам присваиваются классные чины.
Прокуроры осуществляют надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, военного управления, органами контроля, должностными лицами. Прокурор приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, или направляет представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые правомочны устранить допущенные нарушения. При отказе выполнить требование, содержащееся в протесте или представлении, прокурор вправе обратиться в вышестоящий орган или в суд. Прокурорский надзор не распространяется на нормативные акты Президента РФ и Правительства РФ.
Прокурор осуществляет надзор за законностью при производстве предварительного следствия и дознания: ни одно уголовное дело не может быть возбуждено без согласия прокурора. Прокурор обращается в суд за получением судебного решения об избрании подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу, о продлении срока содержания под стражей, о помещении подозреваемого или обвиняемого на экспертизу в медицинское учреждение, о производстве обыска, выемки или осмотра жилища, о прослушивании телефонных переговоров, аресте и выемке корреспонденции и в ряде др. случаев. Прокурор вправе самостоятельно провести предварительное следствие или поручить его проведение следователю при соблюдении правил о подследственности. Прокурор осуществляет надзор за законностью и соблюдением прав человека в местах лишения свободы, за исполнением законов судебными приставами, администрациями органов и учреждений уголовно-исполнительной системы. Прокуратура осуществляет уголовное преследование, а также координирует деятельность правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Прокурор вправе участвовать в рассмотрении уголовных и гражданских дел в суде. По делам публичного обвинения участие прокурора в суде обязательно. Прокурор поддерживает в суде гос. обвинение. По гражданским делам прокурор вправе предъявить или поддержать иск в пользу лица, которое вследствие тяжёлого заболевания или по др. причинам не в состоянии самостоятельно защищать свои интересы (по его просьбе или с его согласия). Участие прокурора в суде не является способом надзора за судом и др. участниками процесса – прокурор является стороной в состязательном судебном процессе.
Адвокатура – институт, предназначенный для защиты прав человека в суде, других государственных и иных учреждениях. Адвокатура не входит в систему органов гос. власти и местного самоуправления. Порядок её организации и деятельности определён Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» (2002). Статус адвоката может приобрести лицо, имеющее высшее юридическое образование и стаж работы по специальности не менее 2 лет (кроме стажёров). Решение о присвоении статуса адвоката принимает квалификационная комиссия при адвокатской палате после сдачи абитуриентом вступительного экзамена. На основании решения комиссии территориальный орган Мин-ва юстиции РФ выдаёт адвокату удостоверение и вносит сведения об адвокате в региональный реестр. В течение 6 мес после получения удостоверения адвокат должен выбрать ту или иную форму адвокатского сообщества, где он намерен работать. Адвокат, принявший решение осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально, учреждает адвокатский кабинет, не являющийся юридическим лицом. Два и более адвоката вправе учредить коллегию адвокатов – некоммерческую организацию со своим уставом и учредительским договором – юридическое лицо, которое может иметь свои филиалы; они вправе учредить адвокатское бюро, действующее на основании партнёрского договора. Если на территории одного судебного округа общее число адвокатов составляет менее двух на одного федерального судью, адвокатская палата учреждает юридическую консультацию, которая является некоммерческой организацией в форме учреждения. Лицо получает статус адвоката пожизненно, но может быть лишено его в случаях совершения преступления или недостойного поведения, порочащего честь адвокатуры.
Система военных судов состоит из 3 звеньев.
Первое звено – гарнизонные военные суды.
Второе звено – окружные (флотские) суды.
Третье звено – Военная коллегия Верховного Суда РФ.
Гарнизонный военный суд действует на территории, на которой дислоцируются один или несколько военных гарнизонов. Его процессуальные полномочия аналогичны процессуальным полномочиям суда первого звена. Он рассматривает дела в качестве суда первой инстанции в отношении военнослужащих и граждан проходящих военные сборы. Дела подсудные мировым судьям так же рассматриваются в данном суде, так как мировых судей нет в воинских формированиях.
Окружные (флотские) военные суды. Его процессуальные полномочия аналогичны процессуальным полномочиям суда второго звена. Они рассматривает дела в первой, второй (кассационной) и надзорной инстанциях.
В качестве суда надзорной инстанции военный суд второго звена рассматривает:
— решение военного суда первого звена вступившее в законную силу;
— кассационное решение военного суда второго звена.
Военная коллегия Верховного Суда РФ имеет полномочия по рассмотрению дел в качестве суда первой, кассационной и надзорной инстанций, как и другие судебные коллегии Верховного Суда (по уголовным и гражданским делам).
В качестве суда надзорной инстанции военный суд третьего звена рассматривает:
— решение военного суда первого звена вступившее в законную силу; кассационное решение военного суда второго звена, если они обжаловались в порядке надзора в президиум военного суда второго звена;
— решение военного суда второго звена, если они не были предметом рассмотрения ВС РФ в кассационном порядке;
— решение президиума военного суда второго звена.
3. Заключение – 5 мин.
Преподаватель, подводя итог занятию, делает обобщенный вывод по теме лекции, сообщает о том, рассмотрены ли в достаточной для конспектирования мере вопросы лекции, обращает внимание на вопросы, которые необходимо доработать при самоподготовке.
Рекомендуемая литература:
1. Правоохранительные органы России: учебник / В.П. Божьев. – 2-изд. – М.: Высшее образование, 2008.Уголовный процесс: учебник / В. П. Божьев. — М.: Высшее образование. — 2008.
2. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник / М.А. Шапкин, Ю.А. Дмитриев. – М.: Эксмо, 2004. – 416 с.
3. Правоохранительные органы: Учебник / Под общ. ред. Н.А. Петухов и Г.И. Загорского. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИТК «Дашков и К», 2005.—576 с.
Нормативно – правовая:
1. Конституция РФ. – М.: Элит. – 2004.
2. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации». // Российская газета.— 1997.— № 3.
3. Закон РФ «О статусе судей в РФ» от 26.06.1992г. № 3132-1 с изм. и доп. – ИПС «Гарант».
Дополнительная литература:
1. Краткий курс лекций по курсу «Правоохранительные органы» / Г.Х. Шаутаева. – 122 с.
2. Правоохранительные органы в схемах с комментариями: Учебное пособие. – М.: Эксмо, РАП, 2004. – 304 с.
Понятие судебной инстанции
Судебная инстанция — суд (или его структурное подразделение), выполняющий (или выполняющее) конкретную судебную функцию, связанную с разрешением судебных дел (принятие решения по существу дела, проверка законности, обоснованности и справедливости решения, вступившего или не вступившего в законную силу).
Вышестоящая инстанция или вышестоящий суд — суды или их структурные подразделения, занимающие более высокую ступень. Как отмечено в ч. 2 ст. 36 Закона о судебной системе, “суды, рассматривающие дела в апелляционном или кассационном порядке, считаются вышестоящими по отношению к судам первой инстанции. Суды, рассматривающие дела в порядке надзора, считаются вышестоящими по отношению к судам, принимавшим ранее решения по делу”.
Пользуются также весьма созвучным термином “высшая судебная инстанция”. Этот термин является синонимом наименований Верховного Суда РФ, а иногда — и Конституционного Суда РФ.
Суд первой инстанции уполномочен принимать решение по существу тех вопросов, которые являются основными для данного дела. По уголовным делам — это вопросы о виновности или невиновности подсудимого в совершении преступления, а в случае признания виновным — и о применении или неприменении уголовного наказания, об определении конкретной его меры. По гражданским делам существо дела обычно составляет вопрос о доказанности или недоказанности предъявленного иска и о тех юридических последствиях, которые должны наступить. В отношении гражданских и уголовных дел судами первой инстанции могут быть почти все суды в пределах предоставленных им полномочий, которые более или менее четко определены в законе. Исключение составляют арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды) и арбитражные апелляционные суды: им не дано право быть судами первой инстанции (см. Федеральный конституционный закон от 28.04.1995 N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации»). .
Суд второй (апелляционной или кассационной) инстанции призван проверять законность, обоснованность и справедливость приговоров и других судебных решений, как вступивших, так и не вступивших в законную силу:
- р ешения суда первой инстанции, не вступившие в законную силу , могут быть обжалованы в апелляционном порядке (ст. 320 ГПК РФ);
- вступившие в законную силу судебные постановления, за исключением судебных постановлений Верховного Суда Российской Федерации, могут быть обжалованы в суд кассационной инстанции (ст. 376 ГПК РФ).
В системе судов общей юрисдикции функция апелляционной инстанции возложена на следующие суды (ст. 320.1 ГПК РФ):
- районный суд — на решения мировых судей;
- верховный суд республики, краевым, областным судом, судом города федерального значения, судом автономной области, судом автономного округа, окружным (флотским) военным судом — на решения районных с удов, решения гарнизонных военных судов;
Апелляционные жалобы по экономическим спорам рассматривает в порядке апелляционного производства арбитражный суд апелляционной инстанции (ст. 258 АПК РФ).
Согласно ст. 10 Федерального конституционного закона от 05.02.2014 N 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ также рассматривает в пределах своих полномочий в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации дела в апелляционном и кассационном порядке, однако помните, что согласно ст. 3 ФКЗ от 28.04.1995 N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» она не входит в систему арбитражных судов в РФ.
Одна из основных особенностей разбирательства судебных дел в апелляционной инстанции заключается в том, что оно (разбирательство) представляет собою полное или частичное повторное рассмотрение дела с возможным непосредственным исследованием всех или части доказательств, которое может завершиться постановлением нового (апелляционного) приговора либо решения по гражданскому делу.
Кассационные жалоба, представление подаются (ст. 377 ГПК РФ):
- в президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автон омной области, суда автономного округа;
Кассационные жалобы в порядке кассационного производства рассматривают (ст. 273, 274 АПК РФ):
- арбитражный суд кассационной инстанции (арбитражный суд округа);
- Суд по интеллектуальным правам.
Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ также рассматривает кассационные жалобы в пределах своих полномочий, однако помните, что согласно ст. 3 ФКЗ от 28.04.1995 N 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» она не входит в систему арбитражных судов в РФ.
На кассационные инстанции возлагается проверка законности, обоснованности и справедливости вступивших в законную силу всех приговоров по уголовным делам, решений, выносимых в результате рассмотрения по первой инстанции гражданских дел , а также большинства иных судебных решений. Они же проверяют вступившие в законную силу приговоры и другие решения апелляционных инстанций .
Широкое признание получил термин “надзорная инстанция”. В системе гражданских и военных судов общей юрисдикции в таком качестве могут выступать:
- в системе судов общей юрисдикции — Президиум Верховного Суда РФ (ст. 391.1 ГПК РФ);
- в системе арбитражных судов — Президиум Верховного Суда РФ (ст. 308.1 АПК РФ).
Основная задача надзорных инстанций — проверка приговоров и иных судебных решений, вступивших в законную силу . Именно этим существенно отличается проверка судебных решений в надзорных инстанциях от проверки в апелляционных инстанциях, которые, как отмечено выше, имеют дело с приговорами и иными судебными решениями, не вступившими в законную силу.
Главное отличие военных от гражданских заключается в том, что первые наделены особыми правами и обязанностями, сущность которых предопределена прохождением ими службы в вооруженных силах государства.
Военные имеют звания, делающие возможным отдавать распоряжения в адрес солдат и офицеров званием ниже и в то же время обязующие подчиняться военнослужащим с более высоким званием. В гражданской среде подобная субординация отсутствует.
Военнослужащий должен быть готов к участию в боевых действиях — в том числе и за рубежом. Гражданин в общем случае является субъектом мирной жизни и при отсутствии всеобщей мобилизации населения даже при участии страны в вооруженном конфликте не вступает в боевые действия.
Военнослужащие обычно имеют больший объем социальных преференций, предоставляемых государством. Вместе с тем у них есть не характерные для гражданских лиц ограничения, в частности, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
У военных и гражданских может существенно различаться образ жизни. Первые значительную часть своего времени тратят на боевую подготовку, освоение различных видов техники и вооружений, изучение тактик ведения войны. Гражданские же могут заниматься совершенно иными видами деятельности.
Определив, в чем разница между военными и гражданскими, зафиксируем выводы в таблице.
Судебная система на территории РФ представлена в определенной иерархии. Каждая ветвь отвечает за решение вопросов определенного вида: уголовной ответственности, гражданского или семейного права. Каждый орган имеет свои функции, обязательства и полномочия, отличающиеся друг от друга.
Это специфический государственный орган , деятельность которого полностью независима от законодательной и исполнительной власти . Основная функция — регулирующая отношения общественных субъектов на основании принятых законодательных проектов, а также решает конфликтные ситуации между сторонами путем вынесения официального решения или составления правовых актов .