Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как внести изменения в проект дома на этапе строительства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
По законодательству порядок аннулирования, замены или внесения корректировок в проектную документацию регулируется ДСТУ Б А.2.4-4:2009. В роли инициатора таких процедур выступает заказчик. Именно он принимает предварительное решение о необходимости корректировок по причине появления иных вариантов проектных решений или же в случае изменений в законодательном секторе. При этом внесение и оформление таких работ — задача проектировщика. После выполнения всех процедур вносятся соответствующие корректировки и в реестр.
Зачем вносить изменения?
Если коротко — чтобы ввести объект в эксплуатацию при завершении строительства или реконструкции существующего здания. Для этого требуется получить ЗОС (заключение о соответствии). Согласно «Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 24.04.2020), Статья 55:
3. Для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы: 9) заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора в соответствии с частью 1 статьи 54 настоящего Кодекса) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации (включая проектную документацию, в которой учтены изменения, внесенные в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса)
«Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 24.04.2020), Статья 54:
Государственный строительный надзор осуществляется при: 1) строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса; 2) реконструкции объектов капитального строительства, в том числе при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия, затрагивающих конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства, в том числе указанных работ по сохранению объектов культурного наследия, подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.
Отдельного внимания заслуживает ситуация, связанная с изменениями в ТНПА. В этом случае проектная документация не может быть скорректирована. Кроме того, внесение правок не обязательно и в следующих случаях:
- При уменьшении затрат на выполнение строительных работ при условии, что технические и экономические параметры сооружения остались неизменными.
- В случае внесения корректировок в условия возведения объекта, не влияющих на повышение общих сроков выполнения строительных работ и на конечную смету. При этом остается требование, связанное с сохранением безопасности объекта на всех уровнях — противопожарном и экологическом.
- При замене заказчиком или застройщиком материалов из-за соответствующих результатов торгов. Здесь внесение изменений не обязательно, если упомянутые корректировки не влияют на безопасность объекта, а также на условия работников с позиции охраны труда.
- В случае приемки сооружения в эксплуатацию при условии, что порядок возведения объекта был в полной мере соблюден.
1) В соответствии с частью 5 статьи 48 ГрК РФ лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, может являться застройщик, иное лицо (в случае, предусмотренном частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи) либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор подряда на подготовку проектной документации… Застройщик, иное лицо (в случае, предусмотренном частями 1.1 и 1.2 данной статьи) вправе выполнить подготовку проектной документации самостоятельно при условии, что они являются членами саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования, либо с привлечением иных лиц по договору подряда на подготовку проектной документации.
В связи с отнесением проектной документации к объектам авторских прав (пункт 1 статьи 1259 ГК РФ) на нее распространяется право на неприкосновенность произведения: не допускается внесение изменений в проектную документацию без согласия ее автора (пункт 1 статьи 1266 ГК РФ). Соответственно, по умолчанию правом на внесение изменений в проектную документацию обладает разработчик этой документации. Если разработчик проектной документации передал право на внесение изменений заказчику, последний может передать указанное право другой проектной организации.
2) Изменения в проектную документацию вносятся лицом, осуществляющим подготовку проектной документации (т.е. разработчиком проектной документации, либо иным лицом — в случае, если разработчик проектной документации передал право на внесение изменений заказчику, а последний передал указанное право другой проектной организации) по правилам раздела 7 ГОСТ Р 21.101-2020 «Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации».
В соответствии с частью 3 статьи 55.5-1 ГрК РФ к должностным обязанностям специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования относятся:
1) подготовка и утверждение заданий на подготовку проектной документации объекта капитального строительства;
2) определение критериев отбора участников работ по подготовке проектной документации и отбору исполнителей таких работ, а также по координации деятельности исполнителей таких работ;
3) представление, согласование и приемка результатов работ по подготовке проектной документации;
4) утверждение проектной документации;
5) утверждение в соответствии с частью 15.2 статьи 48 ГрК РФ подтверждения соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.8 статьи 49 ГрК РФ.
3) Цитирую пункт 10 названного вами письма Минстроя России:
Выбор Застройщиком процедуры внесения изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы проектной документации, в форме Проектного (в порядке, предусмотренном частью 3.8 статьи 49 ГрК РФ) или Экспертного (в порядке, предусмотренном частью 3.9 статьи 49 ГрК РФ) сопровождения — это право застройщика.
При этом в случае использования Проектного сопровождения — изменения в проектную документацию должны соответствовать требованиям, установленным частью 3.8 статьи 49 ГрК РФ, а при Экспертном сопровождении Застройщик получает возможность вносить любые изменения в проектную документацию.
«Подводные камни» внесения изменений в проект
При КПД могут возникнуть сложности, отсутствие связи между разделами, частями проекта. Эти недочеты легко выявят эксперты.
Например, несогласованность между законодательной базой и санитарными требованиями не позволит собственнику получить документ, в котором указано соответствие сооружения техническому регламенту (ГрК, статья 52, часть 7). Застройщик хочет построить котельную, а санитарные требования, например, не установлены. Тогда необходимо рассчитывать уровень возможного загрязнения воздуха при эксплуатации объекта. И только на основании этих обосновывающих расчетов могут быть приняты решения об актуализации строительства. Среди сложностей можно отметить:
- изменение в одном разделе повлечет за собой внесение рабочих корректировок в другие;
- в ранее разрешенные показатели строительства внесена дополнительная графа ограничений;
- необходимость корректировки возникла, когда большая часть сооружения уже возведена;
- нет соответствия между исходными данными и новыми нормативами (ГОСТ, СП);
- изменены основные объемно-планировочные решения (этажность, площадь, высота объекта).
Экспертное сопровождение
«Сопровождение» проекта экспертной организацией после прохождения экспертизы подается законодателем как способ уменьшить сроки строительства, сократив лишнюю «бюрократию». Смысл нововведения — возможность застройщику или техническому заказчику заключить договор с экспертной организацией сроком на 1 год с возможностью его пролонгации об экспертном сопровождении. За время действия договора у застройщика появляется право на согласование в экспертизе изменений проектной документации неограниченное число раз. Сведения о таком заключении подлежат включению в Единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства (ЕГРЗ).
Это стало возможным после внесения изменений в Статью 49 «Градостроительного кодекса Российской Федерации» от 29.12.2004 N 190-ФЗ:
3.9. Оценка соответствия изменений, внесенных в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы проектной документации (в том числе изменений, не предусмотренных частью 3.8 настоящей статьи), требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям к безопасному использованию атомной энергии, требованиям промышленной безопасности, требованиям к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требованиям антитеррористической защищенности объекта, заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, результатам инженерных изысканий по решению застройщика или технического заказчика может осуществляться в форме экспертного сопровождения органом исполнительной власти или организацией, проводившими экспертизу проектной документации, которые подтверждают соответствие внесенных в проектную документацию изменений указанным в настоящей части требованиям. (часть 3.9 введена Федеральным законом от 27.06.2019 N 151-ФЗ)
Застройщик или технический заказчик не ограничен в количестве изменений, вносимых в рамках экспертного сопровождения в проектную документацию, и их объеме. Плата за проведение экспертного сопровождения взимается за год в размере 30 процентов размера платы за проведение первичной государственной экспертизы, рассчитанной на дату заключения договора об экспертном сопровождении.
Таким образом, при однократном внесении изменений застройщик не выигрывает в деньгах, но очевидно выигрывает во времени. Если же таких изменений будет несколько в ходе разработки рабочей документации или даже внесения изменений в документацию в процессе строительства — то это становится ещё и экономически выгодным.
Альтернативой повторному прохождению экспертизы проектной документации является Экспертное и Проектное сопровождение проекта. Выбор между Экспертным и Проектным сопровождением — за заказчиком. В случае, если требуется заменить вендора инженерной системы — более дешевым и простым вариантом является Проектное сопровождение. Но при этом решение не должно увеличить сметную стоимость, если финансирование ведется из бюджетов любого уровня. Нужно выполнить ряд требований:
- изменения не должны противоречить заданию на проектирование, либо в задание на проектирование застройщик / технический заказчик должен внести соответствующие изменения
- смета должна соответствовать выделенным бюджетным ассигнованиям (при гос. финансировании) или увеличиться менее чем на 10% (при частном финансировании) или согласовать доп. смету (при частном финансировании)
- изменения не должны нарушать требования технических регламентов
- изменения должны быть подтверждены проектной организацией с СРО и аттестованным ГИПом, находящимся в национальном реестре специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования
- изменения должны быть внесены в рабочую и проектную документацию
- о принятом решении нужно уведомить органы государственного надзора не позднее 10 рабочих дней
- для этого требуется по-новой загрузить ИРД + решение застройщика + подтверждение ГИПа + откорректированную проектную документацию на портале ИСОГД и получить новый регистрационный номер ИСОГД
Когда вносятся экспертизы в проект
Изменения проектной документации не являются исключением из правил. Градостроительный кодекс нашей страны требует изменения документации в случае, если в процессе выполнения работ по возведению объекта были выявлены ее недостатки либо несоответствие указанных данных фактическим. Это требование отражено в ст. 52.
Тот же градостроительный кодекс указывает, что после внесения корректив в проект они должны быть проверены в процессе проведения экспертизы. Исключения из этого правила допускаются в двух случаях:
- Если после внесения изменений уже проводилась экспертиза и специалист вынес положительное заключение;
- Если вносимые изменения не касаются конструктивных характеристик объекта, которые влияют на его надежность и безопасность.
Внесение изменений в проект после прохождения первоначальной экспертизы требует повторной проверки и согласно Постановлению Правительства №145, принятому в 2008 году. Этот документ требует назначения экспертного исследования в случае, если ранее проверенный проект был изменен и правки коснулись технических решений, влияющих на надежность и безопасность.
Проблемные моменты и способы их решения
Основная сложность заключается в необходимости сбора положительных заключений от всех проверяющих служб, при отказе одного из членов комиссии ЗОС не выдается. Проблемы могут возникнуть:
• При любых отклонениях параметров постройки от разрешенных и жилых. Отклонение размеров дома от заявленных или проектных не должны превышать 10-15 см по длине и 5-10 см по высоте.
• При обнаружении признаков незавершенного строительства (вплоть до отсутствия отмостки, дорожки к дому при ведении работ в городской зоне, лесов или строительном мусоре на участке). Исключение допускается лишь при поэтажном вводе постройки в эксплуатацию, но в любом случае у инспекторов не должно быть поводов для придирки.
• При наличии в доме цокольного этажа или подвала с высотой стен более 2,1 м (этаж считается жилым со всеми вытекающими последствиями). Избежать нарушения в таких случаях помогает засыпка полов в подвале песком или грунтом.
• При отсутствии заземления у домов с металлической кровлей, актов обработки деревянных конструкций антипиренами или нарушениях в расстоянии между возгораемыми конструкциями и дымоходами и отопительными агрегатами. Единственным способом избежание проблемы считается соблюдение норм на этапе строительства и найм фирм, имеющих лицензию на противопожарную обработку.
Правки в проектной документации: законодательство
П. 7 ст. 52 ГрК предписывает внести в проект правки, если в процессе застройки обнаружились расхождения с теорией в проектной документации.
Согласно п.15 ст. 48 после внесения правок в проектную документацию до утверждения застройщик или заказчик должен направить проект на экспертизу.
Экспертиза не требуется согласно п. 3 ст. 49, если:
- исправленная проектная документация уже проходила экспертизу и получила положительную резолюцию;
- поправки, которые внесли в проект, не коснулись конструктивных и подобных характеристик надежности и безопасности объекта;
- изменения не увеличили смету на строительство;
- п. 44 Постановления Правительства от 05.03.2007 № 145 предписывает направлять документацию на повторную экспертизу, если поправки коснулись технических решений, влияющих на конструктивную надежность и безопасность объекта капстроительства;
- при этом п. 44 Постановления № 145 оставляет выбор о прохождении повторной экспертизы за заказчиком, если суть модификации позволяет не проходить экспертизу повторно.
Изменения в крыше на этапе строения дома
Если клиент решил внести изменения на этапе установки крыши, например, ее формы или поменять запланированные кровельные материалы на другие, то должны быть проведены тщательные расчеты. Чтобы дом в дальнейшем не дал трещины в фундаменте или не подвела стропильная система, архитектор должен вычислить вес и нагрузку новой крыши.При этом обязательно должны быть заменены материалы, идущие на стропила или хотя бы их толщина, а так же перепланирована вся конструкция. Если этого не сделать, то будет нарушен не только внешний вид крыши, но и ее геометрия, и она со временем просядет.На все изменения необходимо составить новую документацию с подробными расчетами и сметой. Она должна быть утверждена, и только после этого можно венчать дом новой крышей.
Порядок проведения повторной экспертизы
В соответствии с п. 44 Постановления № 145, повторная экспертиза может осуществляться неограниченное количество раз (2 и более). При этом, каждая последующая экспертиза проводится в том порядке, который предусмотрен законодательством для проведения первичной госэкспертизы. Между тем, оцениваться экспертами будет:
- та часть проектных документов, в которую были внесены правки;
- совместимость модифицированной части проекта с остальной проектной документацией, по которой ранее был проведен экспертный анализ.
Таким образом, для проведения повторной экспертизы заказчик должен предоставить пакет документов по списку, указанному в п. 13 Положения, утвержденного Постановлением № 145, в том числе:
- Заявление на экспертизу.
- Проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы ранее.
- Копию положительного заключения.
- Задание на внесение корректив в проектную документацию.
- Справку о внесенных в проект поправок.
7.1.1. На основании положений раздела 7 настоящего стандарта могут быть разработаны стандарты организаций, учитывающие особенности внесения изменений в проектные документы в зависимости от объема документации, условий документооборота и используемых САПР и СЭД.
7.1.2. Изменением документа, ранее переданного заказчику, является любое исправление, исключение или добавление в него каких-либо данных без изменения обозначения этого документа.
Обозначение документа допускается изменять только в случае, когда разным документам ошибочно присвоены одинаковые обозначения или в обозначении документа допущена ошибка. Внесение изменений в расчеты не допускается.
7.1.3. Если изменение документа неприемлемо, то должен быть выпущен новый документ с новым обозначением.
7.1.4. Любое изменение в документе, вызывающее какие-либо изменения в других документах, должно одновременно сопровождаться внесением соответствующих изменений во все взаимосвязанные документы.
7.1.5. Изменения вносят в подлинник документа.
7.1.6. Информацию о факте изменения документа указывают:
— в бумажных документах — в основной надписи этих документов и/или в таблицах регистрации изменений;
— в ДЭ — в реквизитной части этих документов;
— в графе «Примечание» документов и ведомостей, предназначенных для учета документов.
7.4.1 Изменения в документы вносят рукописным, машинописным или автоматизированным способом.
7.4.2 Изменения в бумажные подлинники документов вносят:
— зачеркиванием,
— подчисткой (смывкой);
— закрашиванием белым цветом;
— введением новых данных;
— заменой листов или всего документа;
— введением новых дополнительных листов и (или) документов;
— исключением отдельных листов документа.
При этом учитывают физическое состояние подлинника.
7.4.3 Изменения в сметную документацию осуществляют заменой всего документа.
7.4.4 Внесение изменений в электронный проектный документ производят путем выпуска новой версии документа с внесенными изменениями.
7.4.5 При внесении изменений автоматизированным способом, а также в случаях, когда при внесении изменений рукописным способом недостаточно места для внесения изменений или возможно нарушение четкости изображения при исправлении, изготовляют новый подлинник с учетом вносимых изменений и сохраняют его прежнее обозначение.
Если заменяют или добавляют один или несколько листов подлинника, то на них сохраняют инвентарный номер, присвоенный подлиннику.
При замене всех листов подлинника ему присваивают новый инвентарный номер.
7.4.6 После внесения изменений подлинники должны быть пригодны для изготовления копий документации надлежащего качества способами репрографии.
7.4.7 Изменяемые размеры, слова, знаки, надписи и т.д. зачеркивают сплошными тонкими линиями и рядом проставляют новые данные.
7.4.8 При изменении изображения (части изображения) его обводят сплошной тонкой линией, образующей замкнутый контур, и крестообразно перечеркивают сплошными тонкими линиями в соответствии с рисунком 16.
Что значит сдача дома по проектной декларации
Статья 19. Проектная декларация
Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 19
1. Проектная декларация включает в себя информацию о застройщике и информацию о проекте строительства и определяет объем прав застройщика на привлечение денежных средств граждан и юридических лиц для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, указанных в такой проектной декларации. Проектная декларация является официальным документом, удостоверяющим факты, влекущие за собой юридические последствия для застройщика.
(часть 1 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 304-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Проектная декларация, информация о соответствии физического лица, определенного в части 4 статьи 3.2 настоящего Федерального закона, требованиям указанной статьи до заключения застройщиком договора с первым участником долевого строительства многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости направляются застройщиком через его личный кабинет в единой информационной системе жилищного строительства в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, указанный в части 2 статьи 23 настоящего Федерального закона, с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи путем заполнения электронной формы проектной декларации.
(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 304-ФЗ, от 29.07.2017 N 218-ФЗ, от 01.07.2018 N 175-ФЗ, от 27.06.2019 N 151-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.1. Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, указанный в части 2 статьи 23 настоящего Федерального закона, в срок не более тридцати дней со дня получения проектной декларации осуществляет подготовку и выдачу застройщику заключения о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям, установленным частями 1.1 и 2 статьи 3, статьями 20 и 21 настоящего Федерального закона, или отказ в выдаче такого заключения. В целях подтверждения соответствия застройщика требованиям частями 1.1 и 2 статьи 3 настоящего Федерального закона уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, указанный в части 2 статьи 23 настоящего Федерального закона, запрашивает в органах государственной власти, органах местного самоуправления, иных организациях необходимые сведения в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
(часть 2.1 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 304-ФЗ; в ред. Федерального закона от 01.07.2018 N 175-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.1-1. Заключение о соответствии застройщика и проектной декларации требованиям, установленным частями 1.1 и 2 статьи 3, статьями 3.2, 20 и 21 настоящего Федерального закона, или отказ в выдаче такого заключения выдается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, указанным в части 2 статьи 23 настоящего Федерального закона, с использованием единой информационной системы жилищного строительства в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной подписью.
(часть 2.1-1 введена Федеральным законом от 27.06.2019 N 151-ФЗ)
2.2. В выдаче указанного в части 2.1 настоящей статьи заключения отказывается в случае выявления уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, указанным в части 2 статьи 23 настоящего Федерального закона, фактов несоответствия застройщика требованиям, установленным частями 1.1 и 2 статьи 3, статьей 3.2 настоящего Федерального закона, и (или) несоответствия проектной декларации требованиям, установленным статьями 20 и 21 настоящего Федерального закона. Отказ в выдаче указанного в части 2.1 настоящей статьи заключения по иным основаниям не допускается.
(часть 2.2 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 304-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 01.07.2018 N 175-ФЗ, от 27.06.2019 N 151-ФЗ, от 13.07.2020 N 202-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.3. В случае, если уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации отказал в выдаче застройщику указанного в части 2.1 настоящей статьи заключения либо если в течение шестидесяти дней со дня выдачи застройщику такого заключения застройщиком не поданы документы на государственную регистрацию договора с первым участником долевого строительства многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, проектная декларация подлежит повторному направлению в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, указанный в части 2 статьи 23 настоящего Федерального закона, для получения указанного в части 2.1 настоящей статьи заключения в порядке, установленном частью 2 настоящей статьи.
(часть 2.3 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 304-ФЗ)
2.4. Форма проектной декларации устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, указанным в части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
(часть 2.4 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 304-ФЗ)
3. Утратил силу. — Федеральный закон от 27.06.2019 N 151-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Застройщик обязан вносить в проектную декларацию с использованием единой информационной системы жилищного строительства изменения, касающиеся сведений о застройщике и проекте строительства, фактов внесения изменений в проектную документацию, ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным. Внесение изменений в проектную декларацию не требуется после размещения в единой информационной системе жилищного строительства сведений о вводе в эксплуатацию всех предусмотренных проектом строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости. Если проект строительства предусматривает строительство нескольких многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, после размещения в единой информационной системе жилищного строительства сведений о вводе в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости внесение изменений в проектную декларацию о введенном в эксплуатацию объекте не требуется.
Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством
Правила внесения изменений в проект
1.1 Изменение документа (в том числе его аннулирование) выполняют на основании разрешения на внесение изменений (далее — разрешение), составленного по формам 9 и 9а приложения Л.
Приложение Л, форма 9 — Разрешение на внесение изменений (первый лист):
Приложение Л, форма 9А — Разрешение на внесение изменений (последующие листы):
1.2 Разрешение утверждает руководитель организации-разработчика документа или другое уполномоченное должностное лицо.
Разрешение является основанием для получения подлинников документов и внесения в них изменений.
Допускается отправка заказчику вместе с копиями измененной документации
копии разрешения.
1.3 Изменения на каждый документ (например, основной комплект рабочих чертежей, спецификацию оборудования, изделий и материалов) оформляют отдельным разрешением.
Допускается составлять одно общее разрешение на изменения, вносимые одновременно в несколько документов, если изменения взаимосвязаны или одинаковы для всех изменяемых документов.
Возможно вас заинтересует: «Этапы проектирования в строительстве».
Что такое сдача дома: получение разрешения и срок ввода в эксплуатацию
Для получения разрешения на ввод дома в эксплуатацию, должны быть завершены все основные строительные работы, соответствующие проектной документации: возведены стены, перекрытия, обустроены инженерные коммуникации и т.д. К этому времени должны быть произведены обмеры органами БТИ, получен технический паспорт, присвоен почтовый адрес, заключены контракты с поставщиками энергоресурсов.
Что делать, если претензия осталась без ответа при вводе дома в эксплуатацию?
Если деньги не поступят на счет дольщика до обозначенной даты, то можно обращаться в суд. Кроме уплаты неустойки и возмещения расходов, по закону «О защите прав потребителей», в исковое заявление включаются следующие требования:
- компенсация морального вреда;
- взыскание 50% штрафа от всей суммы искового заявления;
- оплата юридических и других услуг, задействованных в рамках рассмотрения данного дела;
- издержки дольщика на судебные расходы.