Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Несостоявшийся аукцион: причины и последствия». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если заявку подал только один претендент, аукцион не состоится, потому что нельзя проводить торги с единственным участником. Получите у оператора обе части заявки и документы участника. Оператор отправит их не позднее следующего рабочего дня после того, как закончится срок для подачи заявок. В этот же срок оператор уведомит участника.
Какие последствия для электронного аукциона
В случае с аукционом порядок действий заказчика зависит от основания, по которому торги признали несостоявшимися:
- Если поступило только одно предложение — действуйте в соответствии с ч. 2 ст. 52 Федеральной контрактной системы. То есть надо обработать документы от оператора, составить и опубликовать итоговый протокол, заключить госконтракт с единственным поставщиком.
- Если только одна заявка соответствует требованиям извещения, то заключите контракт с таким участником как с единственным поставщиком (ч. 5 ст. 42 ФКС).
- Если на аукцион не подали ни одного предложения или же комиссия отклонила все заявки, то проведите новую закупку или заключите контракт с единственным поставщиком по п. 25 ч. 1 ст. 93 Федеральной контрактной системы (ч. 8 ст. 52). И обязательно сформируйте итоговый протокол, в котором признайте аукцион несостоявшимся. Отправьте протокол оператору электронной площадки для размещения в ЕИС. Точно так же действуйте, если все участники уклонились или вы сами отказались от заключения контракта с единственным допущенным исполнителем.
Пример: никто не подал заявку на аукцион
Ситуация: по какой цене заключить контракт с единственным участником электронного аукциона
Основание 2. Комиссия допустила к аукциону только одного участника или не допустила ни одного
Допустим, комиссия рассмотрела первые части заявок и допустила только одного претендента или не допустили никого. Тогда укажите в протоколе, что аукцион не состоялся. Если не допустили участника к аукциону, объясните почему.
Опубликуйте протокол в ЕИС и направьте оператору электронной площадки не позднее даты, в которую закончится срок рассмотрения первых частей заявок. Если допустите только одного претендента, оператор в течение часа направит вам вторую часть заявки и документы. В этот же срок оператор уведомит участника. В течение трех рабочих дней после того, как получите вторую часть заявки, рассмотрите ее и отправьте оператору протокол с подписями членов комиссии. Заключите контракт с едпоставщиком по пункту 25.1 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.
Пример: комиссия одобрила только одну заявку
Основание 5. Победитель и второй участник уклонились от заключения контракта
Если победитель и второй претендент не заключат контракт, внесите изменения в план-график и при необходимости в план закупок. Затем проведите закупку запросом предложений в электронной форме согласно пункту 5 части 2 статьи 83.1 Закона № 44-ФЗ. При этом менять объект закупки нельзя.
Заказчик не обязан проводить электронный запрос предложений, когда электронный аукцион не состоялся, можно выбрать любой другой способ закупки. Если выбрали другой способ определения поставщика, вы вправе изменить объект закупки.
Если не получили ни одной заявки или отклонили все первые и вторые части заявок, также измените план-график и проведите новую процедуру. Такой вывод следует из части 4 статьи 71 Закона № 44-ФЗ.
Причины несостоявшихся закупок по 223-ФЗ
Все причины для признания тендера по 223 ФЗ несостоявшимся по закону нужно предусмотреть заранее и перечислить возможные причины в положении о закупке. В нормативно-правовых актах нет прямого указания действий заказчика при несостоявшихся торгах, а определение несостоявшейся закупки из Гражданского кодекса подходит только к аукционам и конкурсам, где принял участие единственный поставщик.
Заказчики по 223 ФЗ часто берут за эталон аналогичные тезисы 44 ФЗ, но стараются сделать правила не такими жесткими, как в оригинале. Подрядчикам рекомендуем опираться на следующие нормативы и законы:
- положение заказчика о закупке;
- нормы ГК Российской Федерации;
- положения закона о защите конкуренции.
Основание 1: для участия заявился только один участник
Если для участия в торгах заявилась только одна компания, то аукцион не может состояться. Для таких случаев ФЗ-44 утверждена следующая инструкция:
- Оператор ЭП (электронной площадки) направляет заказчику 2 части заявки, электронные документы, а также информацию о торгах.
- Оператор ЭП направляет участнику соответствующее уведомление. Оно должно дойти до адресата за сутки после окончания срока приема заявок.
- На протяжении трех рабочих суток комиссия аукциона рассматривает единственную заявку и выявляет, соответствует ли она установленным требованиям.
- Аукционная комиссия направляет оператору ЭП протокол, в котором отражает свое решение о соответствии регламентированным правилам единственной заявки.
Несостоявшийся в связи с отсутствием допущенных участников что это значит
С 01.01.2022 ст. 71 утрачивает силу (ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ).
Статья 71. Последствия признания электронного аукциона несостоявшимся
1. В случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся по основанию, предусмотренному частью 16 статьи 66 настоящего Федерального закона в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в таком аукционе подана только одна заявка на участие в нем:
1) оператор электронной площадки не позднее рабочего дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе, направляет заказчику обе части этой заявки, а также информацию и электронные документы, предусмотренные частью 11 статьи 24.1, частью 8.2 статьи 66 настоящего Федерального закона;
(в ред. Федеральных законов от 31.12.2017 N 504-ФЗ, от 01.05.2019 N 71-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) оператор электронной площадки в течение срока, указанного в пункте 1 настоящей части, обязан направить уведомление участнику такого аукциона, подавшему единственную заявку на участие в таком аукционе;
3) аукционная комиссия в течение трех рабочих дней с даты получения единственной заявки на участие в таком аукционе и документов, указанных в пункте 1 настоящей части, рассматривает эту заявку и эти документы на предмет соответствия требованиям настоящего Федерального закона и документации о таком аукционе и направляет оператору электронной площадки протокол рассмотрения единственной заявки на участие в таком аукционе, подписанный членами аукционной комиссии. Указанный протокол должен содержать следующую информацию:
а) решение о соответствии участника такого аукциона, подавшего единственную заявку на участие в таком аукционе, и поданной им заявки требованиям настоящего Федерального закона и документации о таком аукционе либо о несоответствии данного участника и поданной им заявки требованиям настоящего Федерального закона и (или) документации о таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений настоящего Федерального закона и (или) документации о таком аукционе, которым не соответствует единственная заявка на участие в таком аукционе;
б) решение каждого члена аукционной комиссии о соответствии участника такого аукциона и поданной им заявки требованиям настоящего Федерального закона и документации о таком аукционе либо о несоответствии указанного участника и поданной им заявки на участие в таком аукционе требованиям настоящего Федерального закона и (или) документации о таком аукционе;
4) контракт заключается с участником такого аукциона, подавшим единственную заявку на участие в нем, если этот участник и поданная им заявка признаны соответствующими требованиям настоящего Федерального закона и документации о таком аукционе, в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона в порядке, установленном статьей 83.2 настоящего Федерального закона.
(в ред. Федеральных законов от 31.12.2017 N 504-ФЗ, от 27.12.2019 N 449-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. В случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся по основанию, предусмотренному частью 8 статьи 67 настоящего Федерального закона в связи с тем, что аукционной комиссией принято решение о признании только одного участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, его участником:
1) оператор электронной площадки в течение одного часа после размещения на электронной площадке протокола, указанного в части 6 статьи 67 настоящего Федерального закона, обязан направить заказчику вторую часть заявки на участие в таком аукционе, поданной данным участником, а также информацию и электронные документы данного участника, предусмотренные частью 11 статьи 24.1, частью 8.2 статьи 66 настоящего Федерального закона;
(в ред. Федеральных законов от 31.12.2017 N 504-ФЗ, от 01.05.2019 N 71-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) оператор электронной площадки в течение срока, указанного в пункте 1 настоящей части, обязан направить уведомление единственному участнику такого аукциона;
3) аукционная комиссия в течение трех рабочих дней с даты получения заказчиком второй части этой заявки единственного участника такого аукциона и документов, указанных в пункте 1 настоящей части, рассматривает данную заявку и указанные документы на предмет соответствия требованиям настоящего Федерального закона и документации о таком аукционе и направляет оператору электронной площадки протокол рассмотрения заявки единственного участника такого аукциона, подписанный членами аукционной комиссии. Указанный протокол должен содержать следующую информацию:
а) решение о соответствии единственного участника такого аукциона и поданной им заявки на участие в нем требованиям настоящего Федерального закона и документации о таком аукционе либо о несоответствии этого участника и данной заявки требованиям настоящего Федерального закона и (или) документации о таком аукционе с обоснованием указанного решения, в том числе с указанием положений настоящего Федерального закона и (или) документации о таком аукционе, которым не соответствует эта заявка;
б) решение каждого члена аукционной комиссии о соответствии единственного участника такого аукциона и поданной им заявки на участие в нем требованиям настоящего Федерального закона и документации о таком аукционе либо о несоответствии этого участника и поданной им заявки на участие в таком аукционе требованиям настоящего Федерального закона и (или) документации о таком аукционе;
4) контракт с единственным участником такого аукциона, если этот участник и поданная им заявка на участие в таком аукционе признаны соответствующими требованиям настоящего Федерального закона и документации о таком аукционе, заключается в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона в порядке, установленном статьей 83.2 настоящего Федерального закона.
В каких случаях закупка может не состояться?
Случаи признания открытой конкурентной закупки несостоявшейся собраны в ст.52 44-ФЗ (п. 1-6):
- в адрес комиссии заказчика поступила только одна заявка;
- только одна заявка была признана комиссией соответствующей требованиям закупки;
- заказчику не поступило ни одной заявки до завершения срока подачи заявок;
- все поступившие заявки были отклонены комиссией;
- все участники уклонились от оформления договора.
Также торги могут не состояться по воле заказчика, который отказался заключить договор с компанией:
- которая направила заявку, и она оказалась единственной;
- чья заявка оказалась единственной соответствующей требованиям закупки.
Если аукцион признан несостоявшимся — что дальше?
Если предложений не поступило или всех участников отклонили, то заказчик вносит изменения в план-график и проводит процедуру заново или по согласованию с ФАС проводит закупку у единственного поставщика.
Если подана только одна заявка или допущен только один поставщик, с ним могут заключить контракт как с единственным поставщиком.
Проанализировав ст. 71 Закона 44-ФЗ, можно выделить две причины, по которым электронный аукцион не состоялся:
- не подана ни одна заявка;
- подана одна заявка.
Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:
От причины, по которой конкурентную процедуру признали несостоявшейся, будут зависеть дальнейшие действия контрактных управляющих:
- если нет заявок – проводить новую закупку;
- если подана одна заявка – оформлять госконтракт с участником, её предоставившим.
ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ АРГУМЕНТЫ
Вместе с тем такая на первый взгляд вполне логичная позиция нашла и оппонентов (надо сказать, немногочисленных), которые отмечали, что несостоявшиеся торги все-таки могут быть опровергнуты.
Руководствуясь этим выводом, судьи, придерживающиеся данного подхода, указывали на то, что восстановление нарушенных прав потенциального участника торгов, неправомерно признанных несостоявшимися, возможно лишь путем оспаривания самих торгов.
Обратимся к практике.
ЗАО предъявило иск, в рамках которого оспаривались торги, а также государственный контракт, заключенный вследствие признания их несостоявшимися.
В ходе разбирательства ЗАО (возможно, изучив практику по аналогичным спорам) частично изменило предмет иска: вместо требования о недействительности торгов ЗАО просило признать незаконным решение о признании их несостоявшимися.
Что важно знать о несостоявшихся закупках?
Такие правила установлены частях 6 и 7 статьи 67 и в части 2 статьи 71 Закона № 44-ФЗ.
Пример: комиссия допустила к аукциону одного участника
Ситуация: вправе ли заказчик не заключать контракт с едпоставщиком, а провести закупку повторно, если только одна заявка отвечает требованиям аукционной документации
Основание 3. В течение 10 минут после начала аукциона ни один участник не предложил цену контракта
После начала аукциона у претендентов есть 10 минут, чтобы сделать первое предложение о цене контракта. Если за это время ни один участник не предложит цену, то аукцион не состоится. Оператор в течение получаса разместит на электронной площадке протокол о несостоявшихся торгах. В течение следующего часа направит протокол, вторые части заявок и документы участников заказчику. В это же время уведомит претендентов.
Рассмотрите заявки и документы в течение трех рабочих дней после того, как получите. В этот же срок направьте оператору подписанный членами комиссии протокол подведения итогов аукциона. В документе укажите решение комиссии и ее членов по каждой заявке. Если решили, что заявка не отвечает требованиям, объясните причину.
с участником, который подал заявку первым, – если вторые части нескольких заявок отвечают требованиям закона и документации;
с единственным участником – если вторая часть только одной заявки отвечает требованиям Закона № 44-ФЗ и документации.
Пример: ни одни участник аукциона не предложил цену контракта
Внимание: в обоих случаях заключайте контракт с едпоставщиком по пункту 25.1 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.
Если отклоните все заявки, измените план-график и проведите новую закупку. Такие правила описаны в части 3 статьи 71 Закона № 44-ФЗ.
- Если не состоялся первый запрос котировок или конкурс, заказчик продлевает срок подачи заявок на 4 или 10 дней соотвественно. Если предложений не будет снова, заказчик внесет изменения в план-график и через день может провести повторную закупку указанным выше способом.
- Если не состоялся повторный конкурс, первый электронный аукцион заказчик проводит запрос предложений.
Если вы оказались единственным участником или только ваша заявка соответствует всем требованиям, то после подведения итогов закупки вам нужно подписать контракт.
- По максимальной цене, если никто из допущенных участников не подал ценовое предложение во время электронного аукциона. Например, как в этом аукционе.
- По вашей цене, если вы оказались единственным поставщиком, чья 2-я часть заявки соответствовала требованиям.
Единственный поставщик-победитель обязан подписать контракт в срок, иначе он попадет в реестр недобросовестных поставщиков. Например, как это произошло в этой закупке.
В закупках по 223-ФЗ действия заказчика определяются его положением о закупках.
Если предложений не поступило или всех участников отклонили, то заказчик вносит изменения в план-график и проводит процедуру заново или по согласованию с ФАС проводит закупку у единственного поставщика.
Если подана только одна заявка или допущен только один поставщик, с ним могут заключить контракт как с единственным поставщиком.
Проанализировав ст. 71 Закона 44-ФЗ, можно выделить две причины, по которым электронный аукцион не состоялся:
- не подана ни одна заявка;
- подана одна заявка.
Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:
От причины, по которой конкурентную процедуру признали несостоявшейся, будут зависеть дальнейшие действия контрактных управляющих:
- если нет заявок – проводить новую закупку;
- если подана одна заявка – оформлять госконтракт с участником, её предоставившим.
Несостоявшийся электронный аукцион 2021 г.
Список недвижимости и различных предметов очень большой. Среди наиболее популярных:
- ценные бумаги физических и юридических лиц;
- автомобили, мотоциклы, фургоны, другой автопром и оборудование, в том числе специализированное;
- сами организации;
- бытовая техника;
- предприятия, заводы — бизнес;
- товарные знаки;
- разнообразные помещения, жилые и коммерческие;
- материальные и внеоборотные активы;
- земли, независимо от назначения;
- права требования.
Существует довольно много мест, где предлагают приобрести подержанные активы банкротов, электронные и реальные. Вот 5 наиболее популярных среди них:
- ЕФРСБ. На сайте собрали максимум информации о лотах и местах, размещают ее заблаговременно. Можно подготовиться и изучить предлагаемые объекты.
- Сбербанк АСТ. Сайт с понятным интерфейсом и возможностями. Недостаток только в том, что размещают далеко не все торги. Основные предлагаемые продукты — недвижимость и права компаний, которые взяли займы и не могут их гасить.
- Фабрикант. Здесь можно найти почти все проходящие мероприятия, самая широкая база.
- ЭТП. Один из самых молодых, но активно развивающихся сервисов. Функционал понятный и удобный, регулярные обновления базы.
- Центр реализации. Указывают все фирмы, кого официально признали банкроты и чьё имущество будет распродано.
Все площадки, которые есть, можно разделить на 3 крупных группы:
- Торговые. В задачи входит организовать и провести их в интернете.
- Официальные сайты. Регистрируют всю необходимую информацию по закону. Наиболее яркие представители — Федресурс и Коммерсант по субботам.
- Агрегаторы. Порталы, которые берут из сети все сведения о предстоящих действиях, а затем публикуют их у себя.
Весь процесс — не сложный, главное — просто соблюдать законодательство и последовательно проходить все этапы, чтобы получить желаемое. Давайте разберем все шаги подробнее. Так называют специальный набор символов, который позволяет идентифицировать пользователя. Хранится на флешке или похожем на нее устройстве. С ее помощью можно вести документооборот, не выходя из офиса и без бумажных экземпляров. Применяется не везде. Прежде чем обращаться в структуры и заказывать оформление ЭЦП, стоит ознакомиться с требованиями портала и уточнить, понадобится ли этот способ подтверждения личности.
Для этого может потребоваться ЭЦП и загрузка перечня бумаг, желательно в формате сканов. Физические лица фотографируют и загружают паспорта, юридические лица — учредительные документы. Важно проверить список бланков, которые пригодятся, на страницах сайта, чтобы вовремя подготовить их. Проверка и авторизация занимает обычно от 3 до 5 дней. Помните, что не обязательно выполнять это на всех серверах одновременно. Достаточно пройти все мероприятия на той системе, где будут реализовывать интересующий вас предмет.
Если при проведении конкурса госзакупка признана несостоявшейся, 44-ФЗ предусматривает два случая дальнейшего развития событий: провести новую или повторную, либо закупить у единственного поставщика.
Отличие новой госзакупки от повторной заключается в том, что если не изменятся объект, объем, требования к участникам, то есть все условия остаются прежними (за исключением срока исполнения условий договора, который продляется на необходимый для проведения повторного заказа, а также начальной цены, которая может быть увеличена не более чем на 10%), то заказ является повторным, в ином случае — новым.
Когда отсутствуют поданные заявки или они признаны несоответствующими, проводится повторная процедура. Публикация извещения в Единой информационной системе по повторной процедуре осуществляется не менее чем за 10 дней до даты вскрытия конвертов (не 20 дней, как при обычной).
Если же в дальнейшем не состоится повторный конкурс по этим же причинам (ч. 2 ст. 55), то заказчик вправе провести процедуру путем запроса предложений в целях сокращения срока подачи заявок до 5 рабочих дней или же иным способом на усмотрение заказчика.
Если закупка не состоялась, единственный поставщик заключает контракт, если его заявка соответствует требованиям закона и документации. При этом заказчику необходимо получить согласование с ФАС (п.25 ч.1 ст. 93).
В эту группу не попадет случай, когда по результатам предквалификационного отбора двухэтапного конкурса только один участник признан соответствующим требованиям (ч. 10 ст. 57). Заказчик проводит закупку снова, ввиду того, что не имеется возможности провести обсуждение характеристик объекта заказа с несколькими поставщиками.
Основания для признания закупки несостоявшейся
В большинстве случаев, при оглашении фразы «закупка не состоялась», у участников складывается мнение, что либо отсутствуют предложения на тендер, либо все заявки на его участие отклонены. Однако, случаев, когда закупка признана несостоявшейся гораздо больше.
Рассмотрим это для разных этапов процедуры.
Все основания собраны в таблице.
Подача заявок | Рассмотрение | Заключение контракта |
---|---|---|
1. Отсутствуют предложения.
2. Подана только одна заявка.
О порядке проведения аукционов по банкротству
Имущество должника (земельные участки, недвижимость, автомобили ценные бумаги) реализуется в течении двух месяцев с момента, когда объект перешел к организаторам торгов . При этом организаторы обязуются провести своего рода рекламную компанию лота, то есть разместить объявления в средствах массовой информации и сети Интернет. Таким образом, привлекается большее количество потенциальных покупателей, а следовательно косвенно увеличивается активность будущей борьбы на мероприятии и вероятность более выгодной продажи возрастает.
Примечательно, что далеко не каждая организация может заниматься реализацией имущества должника.
Современное законодательство устанавливает некоторые критерии, которыми должна обладать фирма-организатор торгов:
- наличие положительного опыта в данной деятельности;
- хорошая репутация;
- возможность самостоятельной оценки имущественных объектов различной категории;
- высококвалифицированные работники;
- наличие финансовых средств для обеспечения обязательств по реализации имущества должника.
На торгах присутствует определенный порядок действий. Данная последовательность регламентируется Кодексом РФ, постановлениями Правительства РФ, а также Федеральными законами .
В общем случае имущество должника реализуется в три этапа:
- первичные торги;
- повторные торги;
- торги на публичном предложении.
Каждый последующий этап наступает, если предыдущий не состоялся. Отметим, что повторные торги, а также торги посредством публичного предложения характеризуются снижением цены и являются наиболее выгодными для покупателя. Продажа на первичных торгах в большей степени выгодна для должника.
Но все же самой низкой ценой объект будет обладать на публичном предложении. Для покупателей это золотая жила, где порой имущественные ценности продаются по ценам в 10 раз ниже рыночной.
Последствия признания аукциона несостоявшимся
Проанализировав ст. 71 Закона 44-ФЗ, можно выделить две причины, по которым электронный аукцион не состоялся:
- не подана ни одна заявка;
- подана одна заявка.
Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:
От причины, по которой конкурентную процедуру признали несостоявшейся, будут зависеть дальнейшие действия контрактных управляющих:
- если нет заявок — проводить новую закупку;
- если подана одна заявка — оформлять госконтракт с участником, её предоставившим.
Аукцион не состоялся, не подано ни одной заявки
Тогда извещение о повторном аукционе или запросе предложений может быть опубликовано на сайте не ранее, чем 12 ноября 2016 года. Что касается повторного размещения заказа, то это может быть вновь электронный аукцион или, на основании пункта 8 части 2 статьи 83 — запрос предложений.
Частью 3 этой статьи определен регламент проведения закупки таким способом, в том числе и сроки. В любом случае, у исполнителя, который хотел принять участие в электронном аукционе, впоследствии признанном несостоявшимся из-за отсутствия заявок, но по каким-либо причинам не успел, достаточно времени для того чтобы решить все проблемы и стать участником повторно размещенной закупки.