Налог на транспорт в Казахстане — 2023. Как считать?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налог на транспорт в Казахстане — 2023. Как считать?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Житель Астаны, автовладелец с 11-летним стажем, Егор Серегин отмечает, что МРП – величина непостоянная. Но даже если учитывать автопарк в Казахстане, который представлен автомобилями в общей массе с объемом двигателя до 2 л, то, в целом, повышение МРП не так сильно сказывается на бюджете автовладельцев.

Налоговые ставки на легковые авто в Казахстане

Объем двигателя, куб.см

Налоговая ставка в МРП

До 1 100 включительно

1

От 1 100 до 1 500 включительно

2

От 1 500 до 2 000 включительно

3

От 2 000 до 2 500 включительно

6

От 2 500 до 3 000 включительно

9

От 3 000 до 4 000 включительно

15

От 4 000

117

Ежегодные налоговые платежи на транспорт нельзя назвать завышенными

«К примеру, у меня автомобиль объемом двигателя 1,5 л и в этом году я заплачу налог в 6126 тенге. Между тем, эта сумма меньше, чем стоимость полной заправки моей машины АИ-92. То есть для казахстанцев, владеющих машинами с объемом двигателя до 2 л, транспортный налог не будет превышать 10 тыс. тенге. Если смотреть на автомобили с объемами двигателей больше 2 л, здесь налоги уже гораздо выше. Однако и они не являются неподъемной суммой. Но если, предположим, вы владеете автомобилем премиум-сегмента с объемом двигателя 4,7, то вы заплатите в этом году около 360 тыс. тенге. И это уже достаточно внушительная цифра. Но если вы покупаете подобную машину, то, разумеется, вы должны понимать, что расходы на более мощное авто будут больше».Автовладелец Егор Серегин

Другие опрошенные корреспондентом Zakon.kz автовладельцы с транспортными средствами объемом двигателя менее 3 л уверены в том, что ежегодные налоговые платежи на транспорт нельзя назвать завышенными. В особенности для тех, в чьей собственности автомобили средней и малой мощности.

«У меня малолитражка Daewoo Damas. За год я плачу не более 10 тыс. тенге. Думаю, подобная сумма по плечу каждому владельцу железного коня, конечно, если объем двигателя небольшой. Но даже для любителей огромных джипов и пикапов ежегодный налог на транспорт не является чем-то неподъемным, потому что градация автомобилей по мощности объема определена совершенно корректно. Меньше объем – меньше налог».Автовладелец и предприниматель Даулет Мухамеджан

В свою очередь автолюбитель и основатель автомобильного клуба «Mitsubishi club Astana» Дмитрий Попов тоже отмечает, что в Казахстане адекватные налоговые ставки, которые составляют лишь малую часть расходов семейного бюджета. Однако, по его словам, при расчете налога на транспорт в Казахстане необходимо учитывать еще и возраст транспорта.

«По моему субъективному мнению, в нашей стране невысокие налоговые ставки. В большинстве развитых стран при расчете транспортного налога главным параметром выступает экологичность автомобиля. Было бы хорошо, если в Казахстане тоже учитывали возраст. Ведь современные машины оборудованы катализаторами, которые снижают выброс CO². При этом считаю не нужной привязку налога к топливу. Объем двигателя, класс экологичности и, может быть, мощность двигателя. Мне кажется наиболее логичным, если эти характеристики авто будут взяты во внимание в первую очередь при расчете транспортного налога», – рассуждает Дмитрий Попов.

Он напомнил, что, к примеру, в Европе очень накладно владеть старой машиной из-за строгого техосмотра и налогообложения, учитывающего экологичность. Там легко можно получить запрет на эксплуатацию неисправного авто до приведения его в надлежащее техническое состояние. Тогда как в Казахстане зачастую для прохождения техосмотра можно даже не выходить из дома.

Есть ли прямая корреляция между налогом на транспорт и состоянием автопарка в Казахстане?

С одной стороны, государство предпринимает определенные меры, чтобы казахстанский рынок не заполонил откровенный автохлам. К примеру, сборы за первичную регистрацию автомобилей возрастом до трех лет составляют 50 МРП (около 153 тыс. тенге), 0,25 МРП – за машины, сошедшие с заводского конвейера менее двух лет назад. Однако для авто старше трех лет придется уплатить сразу 500 МРП. Сумма утильсбора варьируется от 230 тыс. до 1,8 млн тенге, в зависимости от объема двигателя.

Читайте также:  Льготное протезирование зубов для пенсионеров в Москве в 2023 году

С другой стороны, сегодня половина автопарка страны — автомобили старше 20 лет. То есть около 2 млн легковых машин – самое настоящее старье, которое в ближайшее время истлеет на казахстанской земле. Доля легковых автомобилей старше 10 лет составляет 70,6% от всего отечественного автопарка.

В заключение отметим, что ознакомиться с размером налога на транспорт и оплатить его можно с помощью различных онлайн-платформ государственных органов и банковских мобильных приложений.

Льготы по налогу на авто

Согласно пункту 3 статьи 365 Налогового кодекса не являются плательщиками налога на транспортные средства:

  1. государственные учреждения;
  2. общественные объединения инвалидов, – по одному легковому автотранспорту с объемом двигателя не более 3000 кубических сантиметров и одному автобусу;
  3. инвалиды по имеющимся в собственности мотоколяскам и автомобилям — по одному автотранспортному средству, являющемуся объектом обложения налогом;
  4. участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица, лица, награжденные орденами и медалями бывшего Союза ССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны, а также лица, проработавшие (прослужившие) не менее шести месяцев с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года и не награжденные орденами и медалями бывшего Союза ССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны, герои Советского Союза и герои Социалистического Труда, лица, удостоенные званий «Халық қаhарманы», «Қазақстанның Еңбек Epi», награжденные орденом Славы трех степеней и орденом «Отан», многодетные матери, удостоенные звания «Мать-героиня» или награжденные подвеской «Алтын алқа» либо «Күмiс алқа», – по одному автотранспортному средству, являющемуся объектом обложения налогом;
  5. физические лица — по грузовым автомобилям со сроком эксплуатации более семи лет, полученным в качестве пая в результате выхода из сельскохозяйственного формирования;
  6. юридические лица – производители сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства), а также глава и (или) члены крестьянского или фермерского хозяйства по используемой в процессе собственного производства сельскохозяйственной продукции специализированной сельскохозяйственной технике, включенной в перечень, установленный Правительством Республики Казахстан;
  7. юридические лица – производители сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства), налогооблагаемый доход которых облагается по ставке, установленной пунктом 2 статьи 147 Налогового Кодекса, применяющие общеустановленный порядок налогообложения, а также глава и (или) члены крестьянского или фермерского хозяйства по легковым и грузовым транспортным средствам в пределах нормативов потребности, установленных Правительством Республики Казахстан.

Сроки уплаты транспортного налога в 2022 году

Воспользуйтесь персональным календарем бухгалтера от программы БухСофт. Узнайте актуальные сроки сдачи отчетности, перечисления налогов и страховых взносов, а также выплат работникам. Вы можете сформировать календарь для себя. Тогда программа пришлет напоминания о важных датах на адрес вашей электронной почты. Попробуйте бесплатно:

  • из мощности двигателя в лошадиных силах (исключение — транспорт с реактивным двигателем);
  • валовой вместимости в регистровых тоннах (по этому показателю рассчитывают платеж по некоторым видам водных транспортных средств;
  • тяга реактивного двигателя в килограммах силы (по этому критерию считают налог по самолетам);
  • одна единица транспорта — по остальным транспортным средствам.

Сколько нужно заплатить?

Чтобы рассчитать и оплатить сумму сбора за 2022 год, следует опираться на ставку МРП в размере 3,063 тыс. тенге. По сравнению с 2021 годом налог вырос на 5% (тогда МРП равнялся 2,917 тыс. тенге). Впрочем, если автовладелец испытывает финансовые сложности, оформление онлайн-кредита с 18 лет поможет вовремя внести нужную сумму без значительных переплат.

Чтобы рассчитать налог на транспорт 2023 (который нужно будет внести в следующем году), ориентируйтесь на МРП 3,450 тыс. тенге. То есть, размер сбора в 2024-м будет больше примерно на 12%.

Ставка сбора для владельцев легковушек зависит в первую очередь от объема мотора, а в ряде ситуаций — от года выпуска или регистрации транспортного средства. Если объем мотора легковушки составляет меньше 3 литров, ключевым фактором является год выпуска транспортного средства или ввоза его на территорию государства: 1–9 МРП (сумма за 2022 год — от 3,063–27,567 тыс. тенге, за 2023-й — 3,450–31,050 тыс. тенге). Для сравнения, минимальная пенсия в 2023 году составляет 24,341 тыс. тенге.

Размер сбора для машин с мотором свыше трех «кубов» зависит от даты регистрации.

Налоговые ставки для иных транспортных средств

Транспортное средство

Ставка в месячных расчетных показателях

Грузовое авто с грузоподъемностью до 1 тонны

3

Грузовое авто с грузоподъемностью 1-1,5 тонны

5

Грузовое авто с грузоподъемностью 1,5-5 тонн

7

Грузовое авто с грузоподъемностью более 5 тонн

9

Тракторы, дорожно-строительные машины

3

Автобусы – не более 12 посадочных мест

9

Автобусы – от 12 до 25 посадочных мест

14

Автобусы – более 25 посадочных мест

20

Мотоциклы, мотороллеры до 55 кВт (75 л.с.)

1

Мотоциклы, мотороллеры свыше 55 кВТ (75 л.с.)

10

Читайте также:  Единый платеж и перерасчет пенсии: новое в 2023 году

До начала 2023 года транспортный налог будут считать по-старому

Чтобы посчитать транспортный налог для любой машины, налоговая ставка умножается на мощность двигателя. В случае роскошных моделей эта сумма умножается еще на один показатель — коэффициент стоимости автомобиля.

1,1 –для автомобилей средней стоимостью от 3 до 5 млн руб., с года выпуска которых прошло не более трех лет; (действует в течение первого года владения, в последующие 2 года — 1);

2 — при средней стоимости автомобилей от 5 до 10 млн руб. и не более пяти лет с года выпуска;

3 — при средней стоимости автомобилей от 10 до 15 млн руб. и менее 10 лет с года выпуска, а также для автомобилей средней стоимостью от 15 млн руб. не старше 20 лет.

Значение имеет и возраст автомобиля. Согласно формуле, модели в категории 3-5 млн руб. облагаются повышенным налогом только первый год после приобретения, 5-10 млн — 5 лет, а 10-15 млн — 10 лет, а от 15 млн — 20 лет после даты производства.

Транспортный налог будут начислять по новым правилам

Придет злой налоговый инспектор и сделает атата. Ну а если серьезно, то за каждый день просрочки уплаты налога будет начисляться пеня (см. сроки уплаты). Рассчитать пеню можно с помощью калькулятора на сайте КГД — http://kgd.gov.kz/ru/calc/fine

В случае если должник и дальше будет упорствовать, то налоговая вручит ему уведомление о налоговой задолженности (во всяком случае должна).

Если через *1 — 30 дней после вручения уведомления задолженность не будет погашена, то налоговая имеет право:

  • заблокировать расходные операции на банковских счетах должника (ст. 118 НК РК);
  • наложить ограничение на пользование имуществом (ст. 120 НК РК).

*Сроки наложения санкций зависят от категории риска, к которой отнесен должник. Существует система управления рисками — с ее помощью налоговая рассчитывает вероятность сокрытия, неуплаты налогов, нарушения налогового законодательства и т.д. Это тема целой отдельной статьи, поэтому пока вот так кратко.

Платежи осуществляют владельцы следующих видов транспорта:

  • автомобили (грузовики и легковые);
  • автобусы;
  • мотоциклы;
  • мотороллеры;
  • квадрокоптеры весом свыше 30 кг;
  • воздушный и водный транспорт;
  • самоходные и гусеничные машины.

Изменения для нерезидентов

Подпункт 3 п. 9 ст. 645 и подпункт 3 ст. 654 НК дополнены условием, на основании которого освобождение доходов нерезидентов в качестве дивидендов от обложения непосредственно КПН и ИПН применяется исключительно к дивидендам, начисленным по тем ценным бумагам, по которым за активный налоговый период проводились торги на бирже.

Исключены подпункты 4 и 5 п. 9 ст. 645 и подпункт 4 п. 9 ст. 654 НК, предусматривающие тотальное освобождение доходов нерезидентов в качестве дивидендов.

Дополнена пунктами 4 и 5 ст. 646 НК, где предусмотрена льготная ставка налога на дивиденды нерезидентов, составляющая 10% при выполнении предусмотренных в перечисленных пунктах условий.

  • Вводится ограничение использования вычетов по нематериальным услугам, которые оказываются аффилированными лицами-нерезидентами, но не больше 3% от налогооблагаемого дохода (например, юридические, консалтинговые, управленческие и иные услуги). Установлены ограничения по расходам на покупку «нематериальных» услуг у определенных аффилированных лиц-нерезидентов.

Сводная таблица налога на транспорт РК

Объект налогообложения Налоговая ставка (МРП)
Легковые автомобили со следующей градацией по объему двигателя (куб. см):
до 1 100 включительно 1
свыше 1 100 до 1 500 включительно 2
свыше 1 500 до 2 000 включительно 3
свыше 2 000 до 2 500 включительно 6
свыше 2 500 до 3 000 включительно 9
свыше 3 000 до 4 000 включительно 15
свыше 4 000 117
Грузовые, специальные автомобили со следующей градацией по грузоподъемности (без учета прицепов):
до 1 тонны включительно 3
свыше 1 тонны до 1,5 тонны включительно 5
свыше 1,5 до 5 тонн включительно 7
свыше 5 тонн 9
Тракторы, самоходные сельскохозяйственные, мелиоративные и дорожно-строительные машины и механизмы, специальные машины повышенной проходимости и другие автотранспортные средства, не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования 3
Автобусы со следующей градацией по количеству посадочных мест:
до 12 посадочных мест включительно 9
свыше 12 до 25 посадочных мест включительно 14
свыше 25 посадочных мест 20
Мотоциклы, мотороллеры, мотосани, маломерные суда со следующей градацией по мощности двигателя:
до 55 кВт (75 лошадиных сил) включительно 1
свыше 55 кВт (75 лошадиных сил) 10
Катера, суда, буксиры, баржи, яхты со следующей градацией по мощности двигателя (в лошадиных силах):
до 160 включительно 6
свыше 160 до 500 включительно 18
свыше 500 до 1 000 включительно 32
свыше 1 000 55
Летательные аппараты 4% от МРП с каждого киловатта мощности
Железнодорожный тяговый подвижной состав, используемый:
для вождения поездов любых категорий по магистральным путям;
для производства маневровой работы на магистральных, станционных и подъездных путях узкой и (или) широкой колеи; на путях промышленного железнодорожного транспорта и не выходящий на магистральные и станционные пути
1% от МРП с каждого киловатта общей мощности транспортного средства
Моторвагонный подвижной состав, используемый для организации перевозок пассажиров по магистральным и станционным путям узкой и широкой колеи, а также транспортные средства городского рельсового транспорта 1% от МРП с каждого киловатта общей мощности транспортного средства
Читайте также:  Применяется ли срок исковой давности к задолженности по коммунальным услугам

Проверка базы 1С на ошибки со скидкой 50%

Предоставим письменный отчет по ошибкам. Анализируем более 30 параметров

  • Неправильное указание НДС в документах;
  • Ошибки во взаиморасчетах («красные» и развернутые сальдо по документам расчетов или договоров на счетах 60, 62, 76.);
  • Отсутствие счетов-фактур, проверка дублей;
  • Неправильный учет ТМЦ (пересорт, неверная последовательность прихода и расхода);
  • Дублирование элементов (номенклатура, валюты, контрагенты, договоры и счета и т.д.);
  • Контроль заполнения реквизитов в документах (контрагенты, договоры);
  • Контроль (наличие, отсутствие) движений в документах и другие;
  • Проверка корректности договоров в проводках.

Физические лица, обязанные платить транспортный налог, вносят его до конца налогового периода, т.е. до 31 декабря за текущий год. Организациям надлежит внести требуемую сумму до 5 июля.

Если плательщики не укладываются в срок, за каждый день просрочки начисляется неустойка в виде пеней. При условии, что сумма задолженности превысит 2 тыс.525 тенге, Департамент госдоходов направляет дело судебным исполнителям, которые рассчитывают сумму пеней и посылают должнику уведомление о необходимости погасить долг с предупреждением.

Если в течение срока, указанного в уведомлении долг не будет погашен, судебный исполнитель может принять решение об аресте автомобиля или иного имущества должника. Прецеденты такого отчуждения в КР уже имеются.

В качестве дополнительных мер воздействия в отношении неплательщиков используют:

  • Установление ограничений на осуществление банковских операций. Если налоговые органы направят в банк предписание, он будет обязан до полного погашения долга приостановить обслуживание счетов должника.
  • Наложение запрета на выезд за границу. Такая ситуация возможна при размере задолженности от 50 тыс. 500 тенге.

Сама система оплаты транспортного налога в КР очень проста. Нужную сумму можно внести:

  • Через банковские кассы и терминалы.
  • Онлайн на сайте Комитета госдоходов и на специализированных сайтах государственных услуг, например: kz.

До начала 2023 года транспортный налог будут считать по-старому

Для расчета транспортного налога на автомобили, вошедшие в перечень роскошных, применяется особая формула. За основу взята действующая схема расчета транспортного налога от 2003 года: количество лошадиных сил автомобиля умножается на налоговую ставку, которая привязана к мощности. Причем ставку каждый регион выбирает сам. Например, в Москве минимальная ставка пошлины составляет 12 руб. за 1 лошадиную силу — она применяется к машинам мощностью менее 100 лошадиных сил. С повышением мощности мотора растет и ставка. Автомобили мощнее 250 л. с. облагаются ставкой в 150 руб. за 1 л. с., машины мощностью от 225 до 250 л. с. имеют ставку 75 руб., а модели мощностью от 175 до 225 л. с. — ставку 65 руб. за 1 силу.

Чтобы посчитать транспортный налог для любой машины, налоговая ставка умножается на мощность двигателя. В случае роскошных моделей эта сумма умножается еще на один показатель — коэффициент стоимости автомобиля.

1,1 –для автомобилей средней стоимостью от 3 до 5 млн руб., с года выпуска которых прошло не более трех лет; (действует в течение первого года владения, в последующие 2 года — 1);

2 — при средней стоимости автомобилей от 5 до 10 млн руб. и не более пяти лет с года выпуска;

3 — при средней стоимости автомобилей от 10 до 15 млн руб. и менее 10 лет с года выпуска, а также для автомобилей средней стоимостью от 15 млн руб. не старше 20 лет.

Значение имеет и возраст автомобиля. Согласно формуле, модели в категории 3-5 млн руб. облагаются повышенным налогом только первый год после приобретения, 5-10 млн — 5 лет, а 10-15 млн — 10 лет, а от 15 млн — 20 лет после даты производства.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *