Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как пройти техосмотр в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Стоимость ТО автомобиля устанавливается каждым оператором технического осмотра самостоятельно, но органы власти ограничивают максимальную цену на услуги. Верхнюю планку рассчитывает каждый регион РФ по методике Федеральной службы по тарифам.
Сколько стоит техосмотр машины в 2023 году
Стоимость техосмотра в 2023 году зависит не только от типа транспортного средства, но и от региона (субъекта федерации), где проводится процедура осмотра.
Например, цена техосмотра легкового автомобиля находится в пределах 300 — 700 рублей, стоимость техосмотра грузовиков 600 — 1000 рублей.
Эта сумма уплачивается непосредственно организации, проводящей осмотр автомобиля. Платить дополнительную госпошлину за техосмотр в 2023 году не требуется.
Поэтому чтобы узнать, сколько стоит техосмотр на территории Вашего региона, рекомендую обратиться к выбранному оператору технического осмотра (позвонить по телефону).
Оплатить техосмотр можно в отделении банка или через специальные платежные терминалы. Для этого нужно выбрать пункт, в котором Вы будете проходить технический осмотр, и узнать его реквизиты для оплаты. Также можно заплатить и в кассе организации.
Что не будут проверять на техосмотре
Согласно опубликованному документу, на техосмотре не будут проверять:
- каплепадение масел и рабочих жидкостей из двигателей, коробок передач, бортовых редукторов, заднего моста, сцепления, аккумулятора и кондиционера;
- наличие аптечки;
- наличие огнетушителя;
- наличие знака аварийной остановки;
- коррозии и механические повреждения трубопроводов и шлангов;
- уровень шума выхлопной системы;
- работу штатного противоугонного устройства;
- подача стеклоомывателем жидкости на лобовое стекло (работу дворников проверять будут по-прежнему);
- вместо остаточной глубины рисунка протектора будут измерять его высоту.
Проверок стало меньше
С 1 сентября 2022 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 9 марта 2022 г. № 306. Документ изменил регламент проведения технического осмотра – проверок стало меньше. Теперь в списке 55 пунктов, против 82-х, которые были раньше. Не будут, например, контролировать:
- наличие коррозии элементов тормозной системы;
- наличие повреждений тормозных трубопроводов;
- наличие мест для установки государственного регистрационного знака;
- уровень шума выпускной системы;
- наличие каплепадения масла и других жидкостей из двигателя, коробки передач, мостов, аккумуляторов;
- наличие аптечки, огнетушителя, знака аварийной остановки;
- способность стеклоомывателя подавать жидкость на лобовое стекло;
- работу штатного противоугонного устройства.
Также отменены и некоторые другие требования к проверке автомобиля. При этом закон по-прежнему запрещает самостоятельно вносить изменения в конструкцию авто. С явными переделками конструкции и дополнительным оборудованием, которые не внесены в регистрационные документы, пройти осмотр не получится. Аптечку и огнетушитель, которые не проверяют по новым правилам при техосмотре, обязательно нужно иметь в автомобиле. Это требование ПДД, которое никто не отменял.
Освобождает ли отмена ТО от ответственности?
Хотя технический осмотр в целом ряде случаев становится необязательным, это не освобождает владельцев транспорта от ответственности и обязанности поддерживать автомобиль в исправном состоянии. Согласно п. 2.3.1 ПДД, водитель обязан перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства.
Поэтому рекомендуется все же обращаться к техническим специалистам и для ремонта, и для регулярной проверки исправности всех деталей и функций.
Отмена обязательного ТО не препятствует регулярному прохождению этой процедуры. У тех, кто все же решит проводить технический осмотр своего транспорта, будет преимущество. Например, их не смогут заставить проходить ТО «на месте» при остановке транспортного средства сотрудником ДПС (проверить наличие действующей диагностической карты должностное лицо может в электронной базе данных).
По меньшей мере для старых автомобилей регулярные проверки могут быть лучшим решением. Однако за отсутствие свежего ТО штрафовать перестанут, что стало хорошей новостью для всех автовладельцев.
Новый формат диагностических карт: нужно ли менять старую карту?
Также с 1 марта 2021 года автовладельцы могут получить диагностические карты ТО в электронном виде. Карта будет оформляться всё в той же системе ЕАИСТО и храниться не менее пяти лет. Дополнительно оплачивать электронную версию диагностической карты автолюбителям не нужно.
Введение новых правил вовсе не сигнализирует о полном отказе от бумажных диагностических карт. При желании автовладелец имеет полное право получить у оператора технического осмотра бумажную версию диагностической карты. Она должна быть заверена подписью технического эксперта, проводившего техническое диагностирование, и печатью оператора технического осмотра.
Таким образом менять бумажную диагностическую карту на электронную не нужно. Оба формата являются действительными.
Итак, процедура техосмотра вновь стала обязательной для всех видов транспорта, за исключением ТС легче 3,5 тонн и выпуском до 3-х лет. Проводить оценку технического состояния водитель вправе только на СТО аккредитованного оператора и с установленной законом периодичностью. Стоимость услуг эксперта регулируется нормативной базой региона.
- паспорт или иной документ для подтверждения личности заявителя;
- свидетельство ТС или его паспорт.
Техосмотр не обязателен, но…
Начнем с того, что с 30 декабря прошлого года процедура прохождения технического осмотра стала добровольной, но только для легковых автомобилей и мотоциклов, используемых в личных целях. Это указано в пунктах 7-9 ст. 15 Федерального закона от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Получать диагностическую карту для приобретения полиса ОСАГО больше не нужно, независимо от возраста машины. Для легковых автомобилей, которые принадлежат юридическим лицам или используются для работы, а также для грузовиков и автобусов техосмотр остался обязательным мероприятием. Его регулярность зависит от категории транспортного средства, вида его использования и возраста.
Автовладельцам-частникам придется проходить техосмотр и получать диагностическую карту только для проведения регистрационных действий с автомобилями старше четырех лет. Также диагностическая карта понадобится при выезде на машине за границу.
Какие правила техосмотра автомобиля сохранились
Вопрос о том, нужно ли пройти техосмотр, даже не стоит, поскольку ответ очевиден – конечно, нужно. Но новые правила 2022 года внесли свои коррективы в рассматриваемую практику. Но нечто знакомое все же осталось. В частности, техническая часть, которая практически никак не изменилась. Были внесены только небольшие поправки в процесс, но они незначительные.
Например, есть не совсем новое правило – оператор должен особо пристальное внимание обратить на то, как работают тормоза. Они в обязательном порядке должны быть полностью исправными, чтобы водитель мог вовремя остановиться. Также очень важным является исправность рулевого управления. Логично, что это нужно, чтобы не возникало проблем по части задавания направления автомобилю. Очень важный аспект – исправность мотора. Помимо двигателя обязательно обращается внимание на работу его систем.
Обязательно должны быть исправными световые приборы, поскольку они делают легковойавтомобиль заметным на дороге и помогают безопасно передвигаться в темное время суток. Стеклоочистители и омыватели гарантируют, что водитель сможет видеть дорогу, даже если лобовое стекло будет запачкано. Шины и колеса также проверяются. Например, резина должна соответствовать сезону и не быть изношенной.
Ещё одно правило на тему передних стекол заключается в том, что они не должны закрываться тонированными пленками. Это снижает видимость, и пройти техосмотр не выйдет. И обязательно должны быть исправными ремни безопасности. К звуковым сигналам также выдвигаются свои требования, главным из которых является исправность.
Легковой автомобиль должен соответствовать требованиям по безопасности, что использовались на момент его производства. Это значит, что если производитель не предусматривал ремней безопасности, дополнительно ставить их на машину не потребуется. Обычно это касается раритетных автомобилей. Таковыми могут признать машины, которые выпускались 30 лет назад и раньше.
Оператор должен проверять, соответствует ли автомобиль всем этим требованиям, но придумывать свои он не имеет права. Потому если все нормы соблюдены, а специалист отказывается утверждать диагностическую карту, несмотря на успешное прохождение процедуры, для него могут быть последствия. Кроме того, сотрудник ГИБДД не может аннулировать диагностическую карту по придуманному поводу. Потому вы в любом случае получите ОСАГО.
Старые действующие документы на автомобиль, несмотря на новые правила, отменять не будут. Если диагностическая карта все ещё работает, она будет продолжать это делать без прохождения повторной процедуры. Если же сроки истекают, оформление техосмотра будет проходить уже по новым правилам. Другими словами, большинство водителей почувствуют изменения уже с октября текущего года, поскольку большинство СТО пока не успели подготовиться к новым условиям. Если оформляете ОСАГО, это нужно учитывать.
Получить юридическую помощь по вопросам техосмотра автомобиля можно на нашем сайте.
По истечении 3-летнего срока с момента выпуска заводом, мопеды, мотоциклы, скутеры, легковые и грузовые автомобили должны пройти процедуру техосмотра.
Законом регламентирован период обязательного ТО для каждого типа транспорта:
Категория ТС | Срок с даты выпуска, лет | Частота ТО |
«А», «В», «С», автоприцепы до 3,5 тонн | до з | нет |
3–7 | 1 раз в 2 года | |
более 7 | 1 раз в год | |
«С», «D» и прицепы более 3,5 тонн | любой | 1 раз в год |
«С», «D» перевозящие опасные грузы | 1 раз в 6 месяцев | |
Такси, автобусы категории «Е», ТС для перевозки от 8 человек и более | 1 раз в 6 месяцев | |
Сельхозтехника, башенные краны и другие строительные авто | За 15 дней до каждого использования | |
Спецтранспорт с проблесковыми маячками и сиреной | 1 раз в год |
Техосмотр в 2023 году: новые правила для владельцев авто
Согласно принятому в конце прошлого года 494-ФЗ Закону № 494, правила проведения технических осмотров уже изменены с 2023 года. Теперь эта процедура является добровольной для владельцев личных автомобилей и мотоциклов. Владельцы такси, автобусов и грузовиков в обязательном порядке проходят техосмотр.
Кроме того, обязательный осмотр применяется в следующих ситуациях:
- Если владелец регистрирует транспортное средство, год выпуска которого превышает четыре года, включая год выпуска.
- При смене собственника автомобиля, с года выпуска которого прошло четыре года, включая год выпуска.
- При изменении конструкции автомобиля или основных агрегатов — например, при установке газового оборудования.
- Если сотрудник ГИБДД визуально обнаружил признаки технической неисправности автомобиля и счел это угрозой безопасности движения.
- При выезде за границу на автомобиле в любом возрасте на границе потребуется документ российского образца.
Купить полис ОСАГО на автомобили можно без карты техосмотра и диагностики.
Как происходит осмотр автомобиля
Перед началом осмотра и по окончании процедуры операторы пункта должны сфотографировать машину. Требования следующие: На изображениях должны быть видны не только номерной знак, марка, модель и цвет автомобиля, но и информация о времени записи и географические координаты места проведения диагностики. Фотографии вместе с результатами осмотра загружаются в единую базу данных — ЕАИСТО. Из-за этого невозможно пройти техосмотр без фактического осмотра машины. Это означает, что больше невозможно купить диагностические карты онлайн.
Перед осмотром лучше помыть машину. С января 2023 года наличие в автомобиле аптечки, огнетушителя и знака аварийной остановки не будет проверяться при техосмотре, но они по-прежнему требуются ПДД. За их отсутствие сотрудники ГИБДД могут быть оштрафованы на 500 рублей.
Технический осмотр транспортных средств
Закон №170-ФЗ постоянно видоизменяется и дополняется, что вносит путаницу. К примеру, по новым правилам автовладелец не обязан оформлять диагностическую карту, если использует авто в личных целях. Это значит, что даже для получения страхового полиса ТО проходить не нужно. Если конструкция транспортного средства не менялась, документ о техническом осмотре никто не потребует. Не нужна проверка исправности и для мотоблоков.
Обратите внимание! ТО проходят в обязательном порядке при смене основных агрегатов, к примеру, установке газобалонного оборудования.
Однако был принят новый закон о постановке на учет авто старше 4-х лет. Теперь возникает вопрос: при сделке купли-продажи кто обязан пройти техосмотр – продавец или покупатель? Если учитывать временной промежуток в 10 дней для регистрации приобретенного авто, то забота о проверке исправности всех узлов возлагается на покупателя. При просроченной диагностической карте или ее отсутствии авто на учет не поставят.
Обратите внимание! ГИБДД не проверяет при регистрации авто, кто получал диагностическую карту – бывший владелец или новый. Нужно ее наличие.
Если владелец изменил конструкцию машины, он обязан подтвердить безопасность «усовершенствований» в СТО.
В 2023 году расширен перечень критериев соответствия автомобиля параметрам безопасности.
Специалист организации, уполномоченной проводить ТО, будет проверять машину по следующим требованиям:
- Исправные осветительные приборы должны быть окрашены в один цвет, располагаться симметрично и испускать уровень излучения в соответствии с регламентом Таможенного союза;
Автомобиль не пройдет ТО с тонировкой, пленкой, декором, рисунком или наклейкой на фарах!
- Не допустима течь гидроусилителя руля, моторного или трансмиссионного масла и других жидкостей;
- В автомобиле не должно быть изменений конструкции ТС, установленной заводом-изготовителем;
Этапы проведения техосмотра
Процедура диагностики технического состояния автомобиля предполагает простую последовательность действий.
Алгоритм такой:
- Удостовериться в работоспособности всех проверяемых узлов агрегата и укомплектованности необходимыми для осмотра автомобиля атрибутами.
- Подготовить пакет документов (паспорт или доверенность, ПТС и СТС).
- Записаться на станцию.
- Приехать на чистой машине и предоставить бумаги на проверку оператору.
- Оплатить услуги станции.
- Загнать авто на площадку.
- Дождаться завершения осмотра.
- Получить диагностическую карту.
Для прохождения техосмотра и получения разрешительного заключения специалистов, к процедуре ТО нужно готовиться заранее.
Сначала нужно проверить исправность автомобиля:
- фары, противотуманки и все осветительные приборы;
- шины;
- ГУР;
- систему торможения;
- стеклоочистительные моторчики и патрубки;
- наличие аварийного знака, аптечки и огнетушителя с действующими сроками годности;
- паспорт на ГБО (при наличии).
Какие авто должны проходить техосмотр
Список авто, для которых техосмотр является обязательным, регламентируется статьей 15 закона № 170 «О техосмотре». Там детально описывается, кому из водителей требуется получать диагностические карты, а кто освобождается от этого. Периодичность осмотра определяется видом автомобиля, его владельцем и годом выпуска. Конкретный список машин, которым обязательно нужно проходить ТО, приводится в таблице:
Тип транспорта | Владелец | Год выпуска | Периодичность проведения |
Легковые автомобили | юридическому лицу | от 4 до 10 лет | каждые 24 месяца |
Легковые машины | юридическому лицу | 10 лет и старше | ежегодно |
Легковое авто, используемое в любом виде деятельности за исключением такси | физическому лицу (гражданину) | старше 4 лет и до 10 лет | каждые 24 месяца |
Легковой автомобиль, используемый в любом виде деятельности, кроме такси | физлицу | от 10 лет | раз в 12 месяцев |
Легковые такси | неважно | до 5 лет | один раз в год |
Легковые такси | неважно | от 5 лет и старше | каждые 6 месяцев |
Грузовики, массой до 3,5 тонн | неважно | 4-10 лет | раз в 24 месяца |
Грузовой транспорт с разрешенной массой до 3,5 тонн | неважно | свыше 10 лет | ежегодно |
Грузовики, чья масса свыше 3,5 тонн | неважно | до 5 лет | раз в год |
Грузовые машины с массой более 3,5 тонн | неважно | более 5 лет | каждые 6 месяцев |
Грузовые авто, предназначенные для перевозки людей с числом мест от 8 и более (не считая места водителя) | неважно | до 5 лет | каждые 12 месяцев |
Грузовики для перевозки людей с числом мест свыше 8 | неважно | старше 5 лет | раз в полгода |
Грузовой автотранспорт, оборудованный и перевозящий опасные грузы | неважно | неважно | один раз в 12 месяцев |
Автобусы | неважно | до 5 лет | ежегодно |
Автобусы | неважно | старше 5 лет | каждые 6 месяцев |
Прицепы или полуприцепы грузовиков, массой свыше 3,5 тонн | юридическому лицу | от 4 до 10 лет | один раз в 24 месяца |
Те же прицепы и полуприцепы | юрлицу | от 10 лет и старше | каждые 12 месяцев |
Также стоит учитывать, как требуется вести отсчет с момента выпуска авто. Правильно делать это с года, когда техническое средство было произведено на заводе. Если авто используется для работы в такси и выпущено 20 ноября 2021 года, ближайший технический осмотр требуется пройти в 2024 году. Это означает, что год выпуска машины автоматически включается в расчет.
Почему стоимость техосмотра увеличилась
Главным поводом к изменению цен на техосмотр стали многочисленные жалобы, поступающие к сотрудникам Федеральной антимонопольной службы (ФАС) от операторов. Последние на протяжении нескольких лет настаивали на том, что текущие тарифы не позволяют им получить никакой выгоды от предоставления данной госуслуги.
Очередным толчком к осуществлению перемен стала и реформа системы техосмотра, в ходе которой практически упразднили обязательное оформление диагностических карт для частников. Тогда операторы снова напомнили о себе и в очередной раз заявили о необходимости поднять цены минимум до уровня стоимости нормо-часа на услуги СТО в регионе. Помимо этого, они требовали индексировать цены с учётом инфляции, так как во многих регионах тарифы не обновляли уже более 10 лет. Ведь все помнят о том, что это право принадлежит именно региональным субъектам, а не операторам.
В итоге с опорой на предоставленную информацию и с учётом инфляции ФАС решила ввести новую методику расчёта стоимости прохождения техосмотра. Это решение было опубликовано в виде отдельного приказа, который вступил в силу уже 4 октября 2022 года.
Кратко обозначим главное из этого документа:
-
Единые минимальные цены на техосмотр зависят от категории транспорта.
Минимальная стоимость ТО в зависимости от категории транспортного средства:
- Категория М1 — 913 руб.;
- Категория М2 — 1 563 руб.;
- Категория М3 — 1 888 руб.;
- Категория N1 — 999 руб.;
- Категория N2 — 1 821 руб.;
- Категория N3 — 1 966 руб.;
- Категория O1,2 — 753 руб.;
- Категория O3,4 — 1 272 руб.;
- Категория L — 321 руб.;
Следовательно, техосмотр 2023 для легковых автомобилей (самой массовой категории ТС) вырастет на 57%.
-
Максимальные значения по-прежнему индивидуально устанавливаются на региональном уровне.
Они имеют право либо индексировать на уровень инфляции, либо повышать стоимость ТО с учётом затрат операторов. В последнем случае властям придётся собирать данные с участников отрасли. Это значит, что для соответствующего обоснования информацию о собственных расходах должны предоставить не менее 50% действующих операторов.
- Новая методика начинает действовать с 1 января 2023 года.