Применение международных стандартов финансовой отчетности в РФ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Применение международных стандартов финансовой отчетности в РФ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Действующие стандарты бухучёта предполагают преимущественное проведение расчёта оценки страховых договоров на основе имевшихся в начале периода покрытия и исторических данных — МСФО 17 требует ориентированной на будущее оценки, уделяющей максимум внимания доходности портфелей.

2. Организация должна применять настоящий стандарт МСФО при составлении:

(a) своей первой финансовой отчетности по МСФО; и

(b) каждого промежуточного финансового отчета, если таковые составляются, который она представляет в соответствии с МСФО (IAS) 34 «Промежуточная финансовая отчетность» за часть периода, охватываемого ее первой финансовой отчетностью по МСФО.

3. Первой финансовой отчетностью по МСФО для организации является первая годовая финансовая отчетность, для составления которой организация принимает к использованию Международные стандарты финансовой отчетности и подтверждает это включением в указанную финансовую отчетность явного и однозначного заявления о ее соответствии МСФО. Финансовая отчетность, подготовленная в соответствии с МСФО, является для организации первой финансовой отчетностью по МСФО, если организация, например:

(a) представила свою финансовую отчетность за самый последний предшествующий период:

  • (i) согласно национальным правилам, которые не во всех отношениях соответствуют МСФО;

  • (ii) соответствующую требованиям МСФО во всех отношениях, кроме того обстоятельства, что данная финансовая отчетность не содержала явного и однозначного заявления о ее соответствии МСФО;

  • (iii) содержащую явное и однозначное заявление о том, что она соответствует некоторым, но не всем МСФО;

  • (iv) согласно национальным правилам, которые не соответствуют МСФО, но использовала при этом некоторые отдельные МСФО для учета статей, по которым отсутствовало регулирование в национальной системе требований; или

  • (v) согласно требованиям национальной системы, с включением сверки некоторых сумм с суммами, определенными согласно МСФО;

Приложение C. Освобождения для ситуаций объединения бизнесов

Данное приложение является неотъемлемой частью настоящего МСФО. Изложенные далее требования организация должна применять к тем объединениям бизнесов, которые были ею признаны до даты перехода на МСФО. Данное приложение должно применяться исключительно к тем случаям объединения бизнесов, которые попадают в сферу применения МСФО (IFRS) 3 «Объединения бизнесов».

C1. Организация, впервые применяющая МСФО, может решить не применять МСФО (IFRS) 3 ретроспективно к прошлым случаям объединения бизнесов (объединения бизнесов, произошедшие до даты перехода на МСФО). Однако если организация, впервые применяющая МСФО, осуществит пересчет любого объединения бизнесов для достижения соответствия МСФО (IFRS) 3, то она должна пересчитать все последующие объединения бизнесов, а также начать применение МСФО (IFRS) 10 с той же самой даты. Например, если организация, впервые применяющая МСФО, решит пересчитать данные по объединению бизнесов, произошедшему 30 июня 20X6 года, то она должна пересчитать данные по всем объединениям бизнесов, произошедшим между 30 июня 20X6 года и датой перехода на МСФО, а также применять МСФО (IFRS) 10 с 30 июня 20X6 года.

C2. Организации нет необходимости применять МСФО (IAS) 21 «Влияние изменений валютных курсов» ретроспективно к корректировкам до справедливой стоимости и гудвилу, возникшим в рамках сделок по объединению бизнесов, которые произошли до даты перехода на МСФО. Если эта организация не применяет МСФО (IAS) 21 ретроспективно к таким корректировкам до справедливой стоимости и гудвилу, то она должна учитывать их как активы и обязательства организации, а не как активы и обязательства объекта приобретения. Следовательно, указанные гудвил и корректировки до справедливой стоимости либо уже выражены в функциональной валюте организации, либо являются немонетарными валютными статьями, которые отражаются в отчетности в пересчете по обменному курсу валют, использование которого предусматривалось ранее применявшимися ОПБУ.

C3. Организация может применить МСФО (IAS) 21 ретроспективно к корректировкам до справедливой стоимости и гудвилу, возникающим в рамках:

(a) либо всех объединений бизнесов, произошедших до даты перехода на МСФО;

(b) либо всех тех объединений бизнесов, которые организация решает пересчитать для достижения соответствия МСФО (IFRS) 3, как разрешено указанным выше пунктом C1.

C4. Если организация, впервые применяющая МСФО, не применяет МСФО (IFRS) 3 ретроспективно к одному из прошлых объединений бизнесов, то последствия для указанного объединения бизнесов будут следующими:

(a) Организация, впервые применяющая МСФО, должна классифицировать его точно так же (а именно как приобретение юридическим приобретателем, как обратное приобретение юридическим объектом приобретения или как объединение интересов), как оно было классифицировано в финансовой отчетности данной организации согласно ранее применявшимся ОПБУ.

(b) Организация, впервые применяющая МСФО, должна признать по состоянию на дату перехода на МСФО все свои активы и обязательства, которые были приобретены или приняты на себя в рамках прошлого объединения бизнесов, кроме:

  • (i) некоторых финансовых активов и финансовых обязательств, признание которых было прекращено согласно ранее применявшимся ОПБУ (см. пункт B2); и

  • (ii) активов, включая гудвил, и обязательств, которые не были признаны приобретателем в консолидированном отчете о финансовом положении в соответствии с ранее применявшимися ОПБУ и которые также не подлежали бы признанию согласно МСФО в отдельном отчете о финансовом положении объекта приобретения (см. подпункты (f)–(i) ниже).

Читайте также:  Как настроить аванс в программе 1С:Зарплата и управление персоналом ред. 3.1?

Стандарты разрабатываются и корректируются на международном уровне на протяжении последних 50 лет. Сейчас по международным соглашениям МСФО используют более 100 государств, причем их перечень постоянно увеличивается. В большинстве этих стран действует обязательное оформление отчетности по данным стандартам.

Не перешли на МСФО такие ведущие экономические державы как США, Япония, Канада. Они используются собственные модели и схемы для подготовки финансовой отчетности. Однако и для этих государств ситуация меняется. Например, с 2002 года США входит в Норволкское соглашение, которое предусматривает поэтапную интеграцию МСФО и американскую систему отчетности US GAAP.

Россия начала следовать международным стандартам финансовой отчетности с 1998 года, когда началась реформа в сфере бухучета. С 2005 года обязанность оформлять документы по МСФО была возложена на кредитные организации. В 2011 года Минфин РФ издал Приказ № 160н, которым ввел международные стандарты для применения в России.

Сейчас на портале Минфина РФ размещены тексты стандартов и интерпретаций на русском языке. Также там можно найти обучающие материалы, которые можно использовать при переходе на международные правила.

Трансформация отчетности под требования МСФО

В список основных документов по финансовой отчетности, согласно МСФО, входит:

  • отчет о финансовом положении (баланс);
  • отчет о совокупном доходе (может делиться на отдельные отчеты по доходам, убыткам);
  • отчет об изменении капитала (показывает изменение прибыли за определенный период);
  • отчет о движении средств (показывает финансовые операции компании с группировкой по инвестициям, финансированию, другим показателям).

Также к перечисленным отчетам готовятся приложения под свою учетную политику. Обычно при раскрытии отчетности прикладываются документы за предыдущий финансовый период. Это позволяет проверить изменения в показателях работы компании.

МСФО предусматривает оформление отчетности с использованием метода трансформации. Суть его заключается в следующем:

  1. разрабатывается учетная политика компании;
  2. определяется функциональная валюта для заполнения отчетов;
  3. выполняет насчет начальных балансов, активов;
  4. определяется модель (способ) трансформации;
  5. проводится анализ и оценка структуры компании (учитываются все филиалы, дочерние компании, совместные и аффилированные организации);
  6. собирается и анализируется информация для расчета корректировок при трансформации;
  7. проводится реклассификация, перегруппировка и трансформация под требования международного стандарта;
  8. заполняются отчеты.

Из чего состоит отчётность МСФО: список форм

В отчётность по правилам МСФО входят следующие формы:

Отчёт о финансовом положении на дату окончания периода

В нём отражается стоимость активов, обязательств и собственного капитала предприятия на отчётные даты. Это основной отчёт в системе МСФО. Его аналог в российской системе бухучёта — бухгалтерский баланс.

Отчёт о совокупном доходе за период

В этом отчёте содержится величина прибылей, убытков и изменений прочего совокупного дохода за отчётный период. Составление и представление отчёта о совокупном доходе регулируется МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчётности». В нём указан минимальный перечень статей доходов и расходов, которые нужно отразить в отчёте. Предприятие должно их расшифровывать, если это необходимо для понимания его финансовых результатов.

Отчёт об изменениях в капитале за период

В нём отражается величина каждого компонента собственного капитала на отчётные даты и изменение этих компонентов. Составление и представление отчёта об изменениях в капитале регулируется МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчётности». Структура отчёта включает в себя информацию о собственном капитале на начало периода, операциях за период и размере капитала на конец периода.

Отчёт о движении денежных средств

В этом отчёте отражается поступление и выбытие денежных средств и их эквивалентов за отчётный период. Составление и представление отчёта о движении денежных средств регулируется одноимённым МСФО (IAS) 7. Этот отчёт представляют все предприятия.

Примечания к отчётности

Примечания состоят из краткого обзора основных принципов учётной политики и прочей пояснительной информации.

Согласно МСФО (IAS) 1, в примечаниях должна быть указана следующая информация:

  • раскрытие учётной политики: основы оценки и каждый конкретный вопрос учётной политики, имеющий значение для правильного понимания финансовой отчётности;
  • раскрытие информации по каждому элементу финансовой отчётности в соответствии с МСФО;
  • обеспечение дополнительной информации, которая не представлена в самой финансовой отчётности, но необходима для достоверного представления.

Кто в России должен придерживаться МСФО

В практике отечественного предпринимательства составление отчетов по требованиям МСФО регулируется Федеральным законом РФ №208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» от 27 июля 2010 года.

Согласно тексту этого акта нужно предоставлять систематизированные данные относительно динамики и финансового результата деятельности организаций, или, как они обозначаются в международной терминологии, групп. К таким группам закон РФ относит:

  • банковские организации;
  • страховые компании (кроме предприятий по обязательному медстрахованию);
  • ипотечные фирмы;
  • коммерческие пенсионные фонды;
  • инвестиционные компании;
  • акционерные общества с акциями, принадлежащими государству (по перечню Правительства РФ);
  • компании, чьи ценные бумаги значатся в официальных котировках.
Читайте также:  Выплаты малоимущим семьям в 2023 году

КРОМЕ ТОГО, знание стандартов МСФО обязательно для следующих категорий:

  • бухгалтеры;
  • аудиторы;
  • экономические консультанты;
  • преподаватели экономических дисциплин высших учебных заведений.

Порядок проведения оценки

Порядок проведения оценки включает различные этапы. Сначала происходит заключение договора на оказание услуг по проведению независимой оценки. После этого составляются задания на оценку. Специалисты собирают информацию, анализируют ее. Далее происходит осмотр объекта оценки. Потом определяются предпосылки и ограничения, с учетом которых производится процедура. Анализируется рынок объектов-аналогов, а также местоположения объекта. Специалисты выбирают метод оценки и расчета стоимости. После этого выбранными методами определяют стоимость. Результат оценки специалисты обосновывают, определяют справедливую стоимость.

На заключительном этапе составляется отчет об оценке и правильно оформляется. Составляется и оформляется заключение об оценке. Но при необходимости данный порядок действий может быть изменен.

Риск доступности ресурсов

Это один из тех рисков, который уже реализовался в ряде европейских стран, где к реализации проекта перехода на МСФО 17 приступили одновременно многие страховщики. Причем, там это происходило дисциплинированно и заранее, как свойственно менталитету тех стран.

Квалифицированные ресурсы, как в сфере методологии, так и в сфере автоматизации, достаточно быстро оказались разобраны, поэтому начались задержки в сроках проектов у тех, кто не успел вовремя законтрактоваться. В условиях, когда впереди у рынка было более 3-х лет, страховщики получили хотя и не критичные последствия, но ощутимые неудобства и повод понервничать.

Сейчас до «запуска» осталось как раз столько времени, чтобы сделать переход на МСФО 17 плавно: без перманентного аврального режима, перегрузки команды внутри компании, высокого риска срыва сроков и снижения качества отчетности на выходе. Однако, при этом наблюдается дефицит ресурсов, разбирающихся в тонкостях МСФО 17, с опытом внедрения МСФО 9 и других смежных тем. Именно это может привести к реализации проекта в самом негативном «пожарном» варианте, когда компании в 2021 году наконец-то решат стартовать проект.

Как застраховаться от этого риска? Первыми забирать самые профессиональные ресурсы на рынке. Это под силу и страховщикам, и негосударственным пенсионным фондам.

Опрос был необходим, чтобы узнать мнение рынка о данной отчетности, так как в последнее время получает предложения пересмотреть госполитику в отношении МСФО, говорится в письме. Отдельные лица (не уточняется, кто именно) высказывают мнение, что в нынешних условиях нецелесообразно продолжать применять МСФО как стандарт составления консолидированной отчетности и основу разработки российских стандартов бухучета.

Некоторые организации в принципе ставят под сомнение необходимость «в российских условиях» консолидированной финотчетности организаций, в том числе и системно значимых. Они касаются, в том числе потребности бизнеса в МСФО, а также допустимости применения разных концептуальных основ составления бухгалтерской отчетности разными секторами российской экономики.

Принцип дисконтирования

Дисконтирование или определение стоимости денег с учетом временного фактора в российских стандартах практически не используется, за исключением учета долгосрочных оценочных обязательств. В международной практике применяется повсеместно – при оценке активов, при отсрочке платежей, при учете финансовых инструментов. Как пример: покупатель получает отсрочку платежа за отгруженный товар. В РСБУ стоимость у компании-продавца товара отразится в выручке и дебиторской задолженности по номинальной стоимости. При отсрочке платежа от покупателей в МСФО выручка будет равна дисконтированной величине всех будущих поступлений, то есть цене договора, увеличенной на ставку дисконтирования — % за использование отсрочки. Это регламентируется стандартом МСФО 18 «Выручка»: «п 9. Выручка должна оцениваться по справедливой стоимости полученного или подлежащего получению возмещения».

В случае значительной суммы операции и условии длительной отсрочки платежа актив или обязательство в отчете по российским и международным стандартам могут существенно отличаться из-за разных подходов в оценке.

Нюансы отражения выручки в учете по МСФО

Общие принципы учета выручки в МСФО просты, сформулированы четко. Несмотря на это, концепция выручки достаточно сложна. При этом МСФО (IAS) 18 не содержит детальных требований. При современной деловой практике это становится его недостатком. Помимо стандартов, вопросам учета выручки посвящено также несколько разъяснений: КРМФО (IFRIC) 18 «Передача активов от клиентов»; КРМФО (IFRIC) 15 «Соглашения на строительство объектов недвижимости»; КРМФО (IFRIC) 13 «Программы лояльности клиентов»; КРМФО (IFRIC) 12 «Концессионные соглашения на предоставление услуг»; ПКР (SIC) 27 «Анализ сущности сделок, имеющих юридическую форму аренды»; ПКР (SIC) 31 «Выручка — бартерные операции, включающие рекламные услуги».

В МСФО для определения прироста экономического благосостояния компании в ходе повседневной экономической деятельности используется термин revenue. В данном контексте его следует переводить как «выручка». Выручка, составляя существенную часть совокупного дохода компании (income), является не только основным элементом отчетности, но и важнейшим показателем для оценки результатов деятельности компании. Учет ее в некоторых ситуациях довольно сложен. В момент признания возможны трудности. Как их избежать, рассмотрим в данной статье.

Читайте также:  Правила регистрации брака в 2023 году

Задача МСФО — дать возможность сравнивать финансовые показатели компаний разных стран. Но в мире множество стран со своими особенностями налоговой политики, и нельзя ожидать, что все системы финансового и бухгалтерского учета могут стать совершенно одинаковыми. Из-за этого МСФО — именно система принципов сопоставимого учета, а не жесткий единый регламент ведения финансовых документов.

В силу этого основа МСФО — приоритет экономического смысла над строгой формальностью при ведении финансового учета.

Как пример и следствие главенства смысла нужно назвать такие важные принципы МСФО, как:

  • допущение о непрерывности;
  • принцип начисления.

Имущественный и земельный налоги

В 2023 году по налогам на имущество и землю предусмотрены такие корректировки:

  • имущественный и земельный налоги будут рассчитывать на основании кадастровой стоимости на 01.01.2022 г., если она на 01.01.2023 г. увеличится. Исключение в данном случае — ситуация, когда стоимость недвижимого объекта или земельного участка выросла в связи с изменением характеристик;
  • отменят обязанность сдавать декларацию по налогу на имущество по объектам, которые облагаются налогом на основании кадастровой стоимости. Не нужно будет сдавать эту декларацию по итогам 2022 года и позже. ИФНС будет присылать сообщение о начисленной сумме налога. Налогоплательщики будут сдавать налоговикам заявление на льготы (при их наличии), а также сами считать и платить авансы и годовой налог, регулировать расхождения информации с базой ИФНС;
  • поскольку декларацию по «кадастровой» недвижимости отменят, будет использоваться новая форма декларации по налогу на имущество — ее нужно будет подавать, начиная с итогов 2022 года.

Какие организации сейчас обязаны отчитываться по МСФО

С 2016 г. Законом от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон № 57-З) определен перечень общественно значимых организаций, обязанных составлять годовую консолидированную отчетность в соответствии с МСФО, проходить ее обязательный аудит, размещать отчетность на своих сайтах в сети Интернет. В этот перечень входят:

– ОАО, имеющие дочерние организации;

– банки;

– страховые организации;

– акционерные инвестиционные фонды;

– управляющие организации инвестиционных фондов.

То есть практика обязательной отчетности по МСФО существует уже за шесть периодов. По мнению Минфина, прежний подход к выбору круга общественно значимых организаций не оправдал себя. Прежде всего это касается ОАО. Основной собственник в этих обществах – государство, их банкротство сведено к минимуму.

Сравним: в Европе толчком явилось обязательное применение (с 2005 г.) МСФО для компаний, акции которых обращаются на бирже, а в Беларуси биржевой рынок в классическом понимании не развит.

В обязательном списке присутствуют убыточные ОАО, не имеющие возможности готовить такую отчетность, мелкие общества, попавшие по формальному признаку – наличие дочерних предприятий, сельскохозяйственные ОАО, а также компании, находящиеся под санкциями. ОАО специально избавляются от «дочек», чтобы не готовить отчеты по МСФО, что не способствует здоровому корпоративному развитию организаций.

Организации несут большие затраты на составление отчетности по МСФО, есть дефицит кадров, владеющих знаниями по его применению, поступают жалобы от руководства ОАО на целесообразность подготовки отчетности. До 30% компаний игнорируют требования по обязательной подготовке отчетности по МСФО, т.к. она не востребована.

Поэтому регулятор предложил оставить обязанность в подготовке МСФО финансовому сектору – банкам и страховым организациям, сфере, где данная отчетность востребована пользователями. Так, банки не видят смысла в отчетности по национальным стандартам и планируют полностью перейти на МСФО, отказавшись от НСБУ. Также устанавливается обязанность составления индивидуальной бухгалтерской отчетности в соответствии с МСФО для страховых организаций и управляющих организаций инвестиционных фондов. Их деятельность связана с привлечением средств неограниченного круга лиц, поэтому Минфин считает необходимым обеспечить доступность достоверной информации о финансовом состоянии этих юрлиц.

Таким образом, из числа общественно значимых организаций планируется исключить ОАО, имеющие дочерние организации. Взамен к общественно значимым будут относиться организации, ценные бумаги которых допущены к торгам в торговой системе организатора торгов путем включения этих ценных бумаг в котировальный лист.

Дополнительно Совмин должен определить перечень организаций с участием государства, которые также обязаны будут составлять отчетность по МСФО. Возможно, в этот перечень войдут ряд компаний, которые ранее были обязаны составлять отчетность по МСФО, возможно, добавятся новые. Но однозначно, если ранее, по данным Минфина, было 235 ОАО с дочерними организациями, то теперь их станет на порядок меньше.

При таком подходе выбор круга общественно значимых организаций не будет искусственно-формальным. Начнет развиваться рынок ценных бумаг, ОАО станут включаться в котировальные листы. Тогда и объективно появится необходимость в отчетности по МСФО.

В то же время в Законе № 57-З закрепят обязанность составления консолидированной отчетности по НСБУ, т.е. те же ОАО будут обязаны составлять консолидированную отчетность, но уже не по МСФО, а по НСБУ.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *