Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Жизнь без барьера: как государство помогает людям с инвалидностью». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Порядок осуществления выплат по линии ЕНПФ определяет, что получателю должны отчислять ежемесячную ПВЕ в сумме не меньшей чем 54% от ПМ. На 2021 г. данный минимум рассчитывается с учетом действительного ПМ (29 698 тенге).
Льготы для инвалидов в Казахстане в 2022 году
- получить бесплатно медикаменты;
- оформить раз в год путевку в санаторий, в том числе для сопровождающего инвалида;
- получить в больнице, находящейся на государственном финансировании, подгузники, мочеприемники и другие необходимые средства личной гигиены;
- воспользоваться разными оздоровительными мероприятиями при получении лечения в стационаре или амбулаторно;
- больные вправе претендовать на бесплатное получение кресло-коляски;
- изготовление протезов по типу костылей, тростей, ходунков, помогающих человеку передвигаться;
- ортопедическая обувь, назначение должен выписать лечащий врач;
- выдача бесплатного слухового аппарата для улучшения слуха;
- для того чтобы плохо слышащий инвалид 1-й, 2-й или 3-й группы мог вести более-менее полноценный образ жизни, ему предлагается специальный телефон, который позволяет принимать и отсылать текстовые сообщения;
- часы, разработанные для использования глухими или слепыми гражданами Казахстана;
- передача в собственность видеокомпьютера – это нововведение вступило в действие для инвалидов в 2022 году;
- глюкометр, тонометр, которые можно применять лицам со слабым зрением или полной слепотой.
- Возможность не оплачивать подоходный налог. Льгота распространяется не только на инвалидов 1-й, 2-й и 3-й группы, но также на детей-инвалидов и их опекунов. Подоходные налоговые отчисления не взимаются в границах 55-кратной минимальной величины заработка за год.
- Транспортный взнос. Если на больного приходятся 1 мотоколяска и 1 машина объемом двигателя до 4000 куб. см, оплачивать их использование нет необходимости.
- Земельные выплаты могут не оплачиваться, если они связаны с участками, которые входят в жилищный фонд, придомовой территорией, участками, предоставленными для ведения домашнего хозяйства, огородничества, строительства дачи, сюда также относят земли, отведенные под постройки, гаражи.
- Отчисления за регистрацию прав на недвижимость, если с имуществом совершаются сделки.
- То же самое касается операций, связанных с движимым имуществом.
- Инвалидам 1-й, 2-й и 3-й группы, проживающим в Казахстане, не нужно вносить средства за государственную регистрацию авторства на произведения искусства, картины, музыкальные композиции и другие виды творческой деятельности.
- Не оплачивают больные государственную пошлину при подаче иска в суд, при этом нет значения, какое дело рассматривают.
Государственные базовые соцпособия по инвалидности: категория льготников и новые суммы выплат
Данный вид соцвыплат (далее по тексту сокращенно — ГБСП) предусмотрен гражданам с инвалидностью, постоянно проживающим в Республике Казахстан. По сути, главным основанием для их назначения является наличие казахской прописки и подтверждение факта установления инвалидности. Размер данного вида соцпособий зависит от группы инвалидности, категории льготника.
Основные категории льготников |
Группа инвалидности |
Размер ГБСП с 01.01.2023 (тенге) |
Инвалиды общего заболевания |
Первая | 57021 |
Вторая | 45438 | |
Третья | 30886 | |
Военнослужащие—срочники,
ликвидаторы последствий радиационных, техногенных и тому подобных катастроф, которым установлена инвалидность |
Первая | 83452 |
Вторая | 71276 | |
Третья | 59693 | |
Военные (кроме срочников), сотрудники силовых структур, которые получили инвалидность при исполнении | Первая | 102162 |
Вторая | 78700 | |
Третья | 59693 | |
Дети с ограниченными возможностями до 16 л. | — | 41578 |
Дети с инвалидностью от 16 до 18 л., в том числе с детства | Первая | 57021 |
Вторая | 47220 | |
Третья | 35638 |
Размер ГБСП определяется применительно к действующему прожиточному минимуму. Как было отмечено выше, величина ПМ на 2023 год равна 29698 тенге. Примечательно, по сравнению с предыдущим 2018 годом суммы ГБСП заметно увеличились.
Формат документов для оформления выплат по линии ЕНПФ
При подготовке комплекта документов для подачи в ЕНПФ, по сути, фигурируют только две типовые формы и те касаются только заявлений. Одна из них предусмотрена непосредственно для получателя ПВЕ, а другая — для его поверенного лица. Оба варианта утверждены Приказом АО»ЕНПФ» № 492 от 18.12.2015.
И первый, и второй бланк фактически идентичны и включают персональные сведения о получателе ПВЕ. Но тот из них, который предназначен специально для поверенного лица, предполагает занесение его личных данных. Для сравнения:
Как обращает внимание ЕНПФ, заполнять представленные бланки следует печатными буквами. Шаблоны, как уже было отмечено выше, размещены на портале. Их можно найти также в Прил. 2 к Приказу № 492.
Еще один документ, который требует отдельного внимания, это доверенность на представление интересов получателя в АО «ЕНПФ». Она составляется по форме, представленной на портале фонда.
Правильно составленная доверенность предполагает включение следующих обязательных данных: место (город) и дату составления, личные данные получателя ПВЕ и его будущего представителя (как минимум ФИО, дом. адрес).
Религия в Казахстане
Религия | Количество последователей | Процент от общей численности населения |
---|---|---|
Ислам | 13 842 954 | 70.4 % |
Христианство | 4 876 495 | 24.8 % |
Нерелигиозные и атеисты | 825 858 | 4.2 % |
Народные верования | 58 990 | 0.3 % |
Буддизм | 39 327 | 0.2 % |
Другие | 19 663 | 0.1 % |
Пособие по потере кормильца
В Казахстане семьям умерших кормильцев оказывается материальная поддержка в виде государственного социального пособия по случаю потери кормильца в зависимости от целого ряда факторов, а также от величины прожиточного минимума.
В 2023 году вырастет прожиточный минимум, это значит, что и пособие по потере кормильца также будет повышено — на — 8,5 процента
Размеры пособий по случаю потери кормильца с 1 января 2023 года составят:
- при наличии 1 нетрудоспособного члена семьи — в размере 0,86 ПМ, или 34 888 тенге;
- при наличии 2 – 1,49 ПМ, или 60 445 тенге на всех нетрудоспособных членов семьи;
- при наличии 3 – 1,85 ПМ, или 75 049 тенге на всех нетрудоспособных членов семьи;
- при наличии 4 – 1,96 ПМ, или 79 512 тенге на всех нетрудоспособных членов семьи;
- при наличии 5 – 2,03 ПМ, или 82 352 тенге на всех нетрудоспособных членов семьи.
Какие налоговые льготы есть у инвалидов 3 группы
Стоит отметить, что каждый работодатель несет ответственность за граждан с инвалидностью, о чем в свою очередь было прописано в законодательной базе РФ. Также, закон гласит о том, что каждый работодатель обязан трудоустроить инвалида в компании, непосредственно в которой он и потерял свою трудоспособность.
Для того чтобы получить надлежащую льготу на оплату коммунальных услуг, жилой недвижимости и приобретаемого топлива инвалиды, а также семьи, которые имеют детей-инвалидов, должны обратиться в соответствующие органы. Последние же проводят сбор платежей за оплату топлива, жилья и за услуги коммунальных структур. Документ, подтверждающий инвалидность станет прямым доказательством для оформления положенной льготы. При условии, если все-таки был вынесен отказ, то наиболее результативный способ защиты своих прав – это обращение в прокуратуру.
Пособия по инвалидности
Инвалиды общего заболевания, военнослужащие и сотрудники органов внутренних дел в зависимости от группы инвалидности будут получать от 35 675 до 65 860 тенге. Ранее размер этого пособия составлял от 33 975 до 62 723 тенге.
Дети-инвалиды до 16 лет будут получать 48 023 тенге, было — 45 736 тенге.
Размер пособия для инвалидов с детства и детей-инвалидов с 16 до 18 лет в зависимости от группы инвалидности увеличится до 41 163-65 860 тенге. Ранее они получали от 39 202 до 62 723 тенге.
Военнослужащие срочной службы, ликвидаторы ядерных аварий, инвалиды вследствие экологического воздействия с 2021 года будут получать 68 948-96 389 тенге в зависимости от группы инвалидности.
Размер пособий для военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, которые стали инвалидами, исполняя служебный долг, увеличился до 68 948-117 999 тенге.
Пособия по уходу за ребенком-инвалидом до 16 лет и инвалидом первой группы с детства вырастут до 48 023 тенге. Столько же будут платить матери или отцу, опекуну, воспитывающему ребенка-инвалида.
Размер базовой пенсии с 2018 года зависит от стажа работы и продолжительности участия в пенсионной системе. Ее размер составляет от 60% до 100% в 2023 году от прожиточного минимума (ПМ). Прожиточный минимум (ПМ) в 2023 году – 40 567 тенге. Таким образом, в 2023 году сумма базовой пенсионной выплаты варьируется от 24 320,2 (60%) до 40 567 тенге (100% от ПМ при стаже работы от 30 лет и выше). Таким образом, за каждый полный год трудового стажа сверх 10 лет базовая выплата увеличивается на 2%, но не более 100% от ПМ в 2023 году.
Даже если нет трудового стажа вообще — все равно вы получите 60% от ПМ (это минимальный уровень).
Последние новости 2023. В рамках реализации послания Президента Министерство труда и соцзащиты РК разработал Социальный кодекс, в котором предусмотрено поэтапное повышение уровня пенсионного обеспечения в период с 2023 по 2027 годы:
— Поэтапное доведение размеров минимальной базовой пенсии с 54% до 70% от величины прожиточного минимума (ПМ), максимальной — со 100% до 120% от величины ПМ% к 2027 году:
-
2023 год — от 60% до 100% ПМ,
-
2024 год — от 65% до 105% ПМ,
-
2025 год — от 70% до 110% ПМ,
-
2026 год — от 70% до 118% ПМ,
-
2027 год — от 70% до 120% ПМ.
За этот период прогнозируется повышение базовой пенсии в среднем до 51%. При этом ежегодно пенсия будет расти примерно на 13%. И это повышение коснется всех пенсионеров в Казахстане.
Согласно последним изменениям в пенсионном законодательстве РК, размер назначенной государственной базовой пенсионной выплаты ежегодно будет пересчитываться, потому, что с 1 января 2024 года – при наличии 10 и менее лет стажа участия в пенсионной системе либо его отсутствии базовая выплата уже устанавливается в размере 65% от величины прожиточного минимума, но не более 105% от ПМ и так каждый год пока до 2027 года.
Расчет солидарной пенсии
При расчете солидарной пенсии учитывается трудовой стаж до 1 января 1998 года, среднемесячный доход за любые 3 года начиная с 1 января 1998 года, ряд коэффициентов, а также размер МРП (в 2023 году — 3 450 тенге).
Среднемесячный доход за три года (36 месяцев) не должен превышать 55 МРП (189 750 тенге в 2023 году). Какой период работы в 36 месяцев подавать — выбирает сам гражданин. В доход за заявленный период включаются и премии, и отпускные. Доход должен быть обязательно подтвержден перечислениями в ЕНПФ в указанные периоды. Нужно выбрать период с самым высоким уровнем дохода и перечислениями в ЕНПФ. Период работы за 3 года (36 месяцев) должен быть непрерывным, независимо от того все ли месяцы вы проработали, например, с 1 января 2015 года по 31 декабря 2017 года включительно.
Если у гражданина есть требуемый трудовой стаж до 1998 года — у мужчины был 20 лет, у женщин (1962 года рождения) — 18 лет, то пенсия будет составлять 60% от среднемесячного дохода. Согласно Закону РК «О пенсионном обеспечении» размер пенсионных выплат по возрасту за каждый полный отработанный год до 1 января 1998 года сверх требуемого трудового стажа увеличивается на 1%, но не более 75% от дохода, учитываемого для исчисления пенсионных выплат по возрасту. Если стаж меньше, изменяется и пенсия.
Поэтому обратите внимание, что если у вас будет выполнен норматив по трудовому стажу до 1 января 1998 года — то тогда вы получите 60% от своего среднемесячного дохода за 36 месяцев. Если норматив не будет выполнен — получите меньше, если больше норматива проработали — то к среднемесячному доходу за каждый полный год будет добавляться еще по 1% от него.
С каждым годом требуемый трудовой стаж до 1 января 1998 года сокращается, потому, что на пенсию выходят граждане, родившиеся позже. И требуемый норматив берется не «с потолка». Вот, например, для граждан, родившихся в 1975 году — требуемый трудовой стаж до 1 января 1998 года будет 5 лет. Как рассчитывается? Граждане, рожденные в 1975 году, окончили школу (все 10 классов) в 1992 году. Вот с 1992 года по 1 января 1998 год — 5 лет выходит. Это и есть норматив трудового стажа, в который входит и годы обучения в техникуме, университете, годы работы, военная служба и т.д. Если гражданин ушел из школы после 9 класса и пошел учиться в училище или начал работать — у него трудовой стаж будет уже больше норматива. Соответственно, согласно Закону, размер пенсионных выплат по возрасту увеличивается на 1% за каждый отработанный год сверх норматива. Конечно, трудовой стаж должен быть подтвержден записями в трудовой книжке, дипломами и т.п.
Статья 15 Закона о пенсионном обеспечении: «Размер пенсионных выплат по возрасту за каждый полный отработанный год до 1 января 1998 года сверх требуемого трудового стажа увеличивается на 1 процент, но не более 75 процентов от дохода, учитываемого для исчисления пенсионных выплат по возрасту.
Для начисления солидарной части пенсии необходимо иметь трудовой стаж на 1 января 1998 года не менее шести месяцев.»
Появилась в Законе «О пенсионном обеспечении» еще такое дополнение: «По желанию заявителя месяцы действия в Республике Казахстан чрезвычайного положения, ограничительных мероприятий исключаются при определении среднемесячного размера дохода и заменяются другими месяцами, непосредственно предшествовавшими указанному периоду или следовавшими за ним». Если нужно будет — воспользуйтесь этим дополнением.
Льгота по уплате налога на землю
Владельцы участков земли также обязаны уплачивать налог на земельные наделы. При этом освобождение от таких выплат предоставляется:
- гражданам с инвалидностью любой группы;
- одному из родителей ребенка-инвалида с детства.
Они могут не производить выплаты, если владеют участками земли:
- отданными под жилищный фонд (любые постройки при нем тоже не облагаются налогом);
- находящимися при доме;
- на которых ведется личное (подсобное) хозяйство, находится сад или строится дача (в том числе земли, отданные под постройку);
- на которых расположены гаражи.
Инвалиды относятся к социально незащищенной категории граждан, поскольку в связи с их болезнями или увечьями они в той или иной степени ограничены в способности к полноценной работе, и поэтому они зачастую испытывают значительные материальные трудности, поскольку единственным их доходом являются пенсионные выплаты. Также это обусловлено тем, что большинство нарушений здоровья, послуживших причиной получения инвалидности, требуют значительных финансовых затрат на медикаменты, дополнительные медуслуги, которые они не могут получить бесплатно по социальным программам, а также на санаторно-курортное лечение, усиленное питание и др.
Именно по этим причинам они нуждаются в уменьшении финансовой нагрузки, возникающей в результате налогообложения, и освобождаются от обязанностей по уплате части налогов, которые часто серьезно уменьшают их бюджет.
При этом нередки случаи, когда граждане, не имея нарушений здоровья, пытаются добиться статуса инвалидов для необоснованного получения государственных пособий и льгот. Именно по этой причине, для того, чтобы предоставить помощь действительно нуждающимся в ней, получение инвалидности сопровождается сложной процедурой многоступенчатого медицинского обследования с привлечением врачей разных специализаций.
Сколько регионы получат из республиканского бюджета
Основными донорами республиканского бюджета по-прежнему останутся четыре региона. Атырауская и Мангистауская области, а также города Нур-Султан и Алматы пополнят главную казну страны на 451 млрд тенге:
- Атырауская область – 213 млрд тенге;
- Алматы – 190 млрд тенге;
- Нур-Султан – 34 млрд тенге;
- Мангистауская область – 13 млрд тенге.
Из областных бюджетов в республиканскую казну должны поступить 200 млрд тенге.
В свою очередь республиканский бюджет выделит регионам 2,1 трлн тенге:
- Акмолинской области – 144 млрд тенге;
- Актюбинской – 110 млрд тенге;
- Алматинской – 190 млрд тенге;
- Восточно-Казахстанской – 217 млрд тенге;
- Жамбылской – 193 млрд тенге;
- Западно-Казахстанской – 75 млрд тенге;
- Карагандинской – 134 млрд тенге;
- Кызылординской – 176 млрд тенге;
- Костанайской – 135 млрд тенге;
- Павлодарской – 54 млрд тенге;
- Северо-Казахстанской – 141 млрд тенге;
- Туркестанской – 391 млрд тенге;
- Шымкенту – 138 млрд тенге.
Чему равен МРП в Казахстане в 2021 году
Согласно пункту 4 статьи 9 Закона РК от 02.12.2020г. №379-VI «О республиканском бюджете на 2021-2023 годы», с 1 января 2021 года месячный расчетный показатель для исчисления пособий и иных социальных выплат, а также применения штрафных санкций, налогов и других платежей в соответствии с законодательством Республики Казахстан устанавливается в размере 2 917 тенге.
Таким образом, размер 1 МРП в Казахстане на 2021 год составляет 2917 тенге. По сравнению с 1 января 2020 года, размер МРП увеличился на 10% (с 2 651 тенге до 2 917 тенге).
МРП 2021 = 2 917 тенге
Также, указанной нормой установлены следующие размеры иных показателей в Казахстане на 2021 год (с 1 января):
- МЗП (минимальный размер заработной платы) – 42 500 тенге;
- минимальный размер государственной базовой пенсионной выплаты – 18 524 тенге;
- минимальный размер пенсии равен 43 272 тенге;
- величина прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат – 34 302 тенге.
В таблице собраны исторические данные — сколько составлял 1 МРП в Казахстане в прошлые годы.
Год | Размер 1 МРП |
2021 год | 2 917 тенге |
2020 год (с 1 апреля) | 2 778 тенге |
2020 год (с 1 января) | 2 651 тенге |
2019 год | 2 525 тенге |
2018 год | 2405 тенге |
2017 год | 2 269 тенге |
2016 год | 2 121 тенге |
2015 год | 1 982 тенге |
2014 год | 1 852 тенге |
2013 год | 1 731 тенге |
2012 год | 1 618 тенге |
2011 год | 1 512 тенге |
Как правило, размер МРП применяется с 1 января и обычно действует один год. Исключением был 2020 год. Тогда размер МРП 2020 менялся дважды: с 1 января и с 1 апреля.
Новые подходы к регулированию бизнеса
В январе 2023 года в республике заработает Реестр обязательных требований в сфере предпринимательства – механизм, обеспечивающий на постоянной основе пересмотр государственных регуляторных актов. Если в Реестре отсутствуют какие-то требования либо по ним имеется срыв срока пересмотра, то субъекты бизнеса освобождаются от административной ответственности за их нарушение.
С 1 января отменены проверки, проводимые по особому порядку. Таким образом, осуществляется переход от проверок и наказаний к профилактике нарушений. Вместе с тем в действие введена норма по автоматизации системы управления рисками, что позволит исключить человеческий фактор при формировании графиков проведения проверок и профилактического контроля.
При отсутствии такой автоматизации теперь допускается осуществлять контроль только в отношении 5 процентов от общего количества подлежащих ему субъектов. Это позволит сфокусировать органы надзора на проблемных субъектах бизнеса и снизить административное давление на законопослушных предпринимателей.
Кроме того, с начала года введен запрет требовать от бизнеса отчетности, по которой не обеспечена автоматизация механизмов ее предоставления. Также на один год продлен мораторий на проведение проверок и профилактического контроля с посещением субъектов малого и микропредпринимательства.