Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто такой судебный пристав: что входит в его права и обязанности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Приставы могут применять различные меры, но обычно они начинают производство с самых легких процедур. Взыскание по исполнительному листу начинается с выяснения финансового положения должника. Пристав пытается выяснить, сколько денег есть у человека, сколько он зарабатывает.
Полномочия судебных приставов
Судебные приставы наделены достаточно широкими полномочиями, которые позволяют более эффективно реализовывать поставленные цели и контролировать исполнение должником судебного решения.
Судебный пристав в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:
— осуществляет исполнительное производство по принудительному исполнению судебных актов и актов других органов;
— обеспечивает установленный порядок деятельности судов, охрану зданий и помещений судов, а также пропускной режим в зданиях и помещениях судов;
— применяет меры принудительного исполнения и иные меры на основании соответствующего исполнительного документа;
— организует:
-
розыск должника, его имущества, розыск ребёнка, в том числе во взаимодействии с органами и организациями в соответствии с их компетенцией;
-
участие судебных приставов-исполнителей в исполнении решений комиссий по трудовым спорам;
-
хранение и принудительную реализацию арестованного и изъятого имущества;
Помощник судебного пристава по закону № 118-ФЗ «О судебных приставах»
В связи с тем, что на сегодняшний день на каждого пристава-исполнителя приходится огромное количество производств (порядка нескольких сотен), введена новая должность — помощника судебного пристава, на плечи которого легли обязанности по ведению делопроизводства, а также получение информации, которая необходима для своевременного и качественного ведения дел. Важно подчеркнуть, что помощник пристава не имеет права выносить постановления, накладывать аресты, объявлять розыск, а также выполнять иные функции, относящиеся исключительно к ведению судебного пристава.
Так что в настоящее время еще одним лицом, непосредственно осуществляющим функцию по исполнению судебных решений, является помощник судебного пристава. Его права и обязанности несколько отличаются от прав и обязанностей судебного пристава-исполнителя.
Обязанности судебного пристава отличаются от обязанностей помощника тем, что в задачу помощника входит создание благоприятных условий для продуктивного выполнения приставом-исполнителем его должностных функций.
Помощники судебного пристава-исполнителя находятся в подчинении у приставов и выполняют данные последними поручения. При этом важно подчеркнуть, что никакого процессуального значения помощники не имеют, а их работа регламентируется только общими положениями законодательства о государственной службе.
Федеральным законом «О судебных приставах» такая должность вообще не предусмотрена.
Федеральная служба судебных приставов (ФССП) является органом исполнительной власти, основная задача которой – обеспечивать вступление в силу и исполнение судебного постановления. ФССП находится в ведомстве Министерства юстиции РФ.
Во главе организации стоит директор ФССП – главный судебный пристав РФ. 29 декабря 2008 года на этот пост был назначен Артур Олегович Парфенчиков. Первым заместителем директора в настоящее время является Сергей Владимирович Сазанов.
В подчинении у центрального аппарата Службы находятся территориальные органы ФССП, расположенные во всех субъектах федерации. Во главе территориальных подразделений стоят главные судебные приставы субъектов РФ, в их подчинении находятся уже самые мелкие структурные ячейки – районные отделы ФССП. Судебные приставы обычно относятся к тому или иному отделу ФССП.
Что входит в правовые обязанности судебных приставов
При взаимодействии с должником пристав-исполнитель согласно российскому законодательству может:
- осуществлять действия для своевременной реализации судебных решений;
- работать с персональной информацией граждан;
- получать сведения об имуществе и финансовом состоянии должников, в том числе с помощью обращения в его трудовую организацию;
- осматривать помещения, которые принадлежат заемщику;
- арестовывать и распродавать имущество гражданина для того, чтобы погасить его долг;
- замораживать банковские счета гражданина;
- разыскивать должника, его имущество, детей, если есть исковое требование вернуть или отобрать ребенка;
- использовать автомобиль заемщика для перевозки его имущества;
- исполнение дел по административным правонарушениям;
- отказываться от ведения дела в случае своей личной заинтересованности в нем.
Полномочия пристава в исполнительном производстве
Федеральным законом № 229-ФЗ приставы наделены полномочиями по ведению исполнительных производств. По отношению к должнику специалисты ФССП вправе осуществлять любые законные исполнительные действия, позволяющие взыскать долг, удерживать текущие платежи, изъять и передать имущество. К основным полномочиям приставов в исполнительном производстве относится:
- возбуждение, окончание, прекращение и приостановление производства;
- издание постановлений по всем процессуальным вопросам – об аресте имущества и счетов, о запретах и ограничениях, о розыске, по другим вопросам;
- проведение исполнительных действий – выезд на место, опись и арест имущества, изъятие вещей и предметов, оценка, розыскные мероприятия;
- реализация мер обеспечения к должнику и имуществу;
- дознание по уголовным делам, входящим в компетенцию ФССП;
- привлечение к административной ответственности по статьям КоАП РФ.
Можно выделить:
- взыскание: алименты, долгов, исполнительный лист;
- принятые в работу постановления суда.
Остановимся более подробно на перечисленном:
- не допускается ущемление прав участников процедуры, согласно полномочиям судебных приставов по взысканию долга исходя из законодательства;
- конфиденциальность частных тайн;
- исключается личная заинтересованность, при строгом исполнении необходимых действий по ходу процесса;
- соблюдение служебных, моральных этических правил;
- надлежащее принятие мер.
Обязанности судебного пристава-исполнителя по взысканию долга регламентируются ФЗ №118, согласно которому СПИ обязан:
- качественно, правильно решать вопросы, указанные делопроизводством;
- рассматривать поступающие от сторон заявления, касательно всех вопросов, разъяснять детали, выносить соответствующие распоряжения;
- сообщать ССП о правонарушениях при исполнении поставленных перед специалистами задач;
- взять самоотвод;
- предоставлять выписки, наряду с копиями документов, по заявлениям от участников делопроизводства;
- получать, обрабатывать персональную информацию;
- по законодательству осуществлять необходимые действия в процессе об административных правонарушениях.
Полномочия пристава по взысканию долга строго регламентированы принятыми ФЗ. При работе с исполнительным листом:
- уведомлять стороны на каждом этапе;
- посещать должника в установленные часы (запрещено беспокоить по выходным, праздничным дням);
- взыскивать только на основании соответствующего решения суда;
- арестовывать имущество и/или собственность исключительно в его присутствии;
- предметы (объекты), не подлежащие аресту, конфисковать нельзя;
- предупреждать заранее о возможности и/или намерениях прибегать к строгим мерам по взысканию долга.
Все действия СПИ регламентируются ФЗ №229, согласно которому обязан:
- вызывать участников делопроизводства на прием посредством повестки, телефонного звонка или иным законным методом;
- запрашивать и получать необходимые сведения;
- добиваться разъяснений, требовать справки, любую другую информацию, которая позволит досконально разобраться в каждой конкретной ситуации;
- проводить проверки финансовой деятельности;
- выносить установленные поручения, согласно исполнительному документу;
- при наличии письменного разрешения старшего судебного пристава, посещать должника с целью исполнения служебных обязанностей;
- накладывать арест на имущество, изымать, оценивать, реализовывать на предмет дальнейшего погашения задолженности;
- объявлять в розыск неплательщика и его собственность;
- рассматривать заявления всех участников процесса;
- накладывать ограничения на выезд должника за границы государства.
При списании средств в счет погашения долга учитывается размер просроченных выплат, но, обычно, не более 50 % от всей суммы, в некоторых случаях, учитывая тяжесть правонарушения, моральных аспектов, нанесенного вреда, списывается до 70%.
Кроме денежных средств, СП наделены полномочиями арестовать недвижимость (исключая единственное жилья должника и его семьи), транспортное средство, банковские счета (в том числе кредитные).
Должностные обязанности по ОУПДС
Обеспечивают установленный порядок деятельности судов СП, согласно действующему законодательству:
- поддерживают безопасность; перемещение вещественных доказательств к месту проведения заседания (по отдельному требованию);
- выполняют каждое поручение председателя суда;
- исходя из постановления, разыскивают уклоняющихся от явки граждан;
- по распоряжению ССП защищают должностных лиц ФССП;
- предупреждают, пресекают при необходимости правонарушения, передают возмутителей спокойствия местным отделениям (ОВД);
- сообщают обо всех выявленных противозаконных действиях старшему судебному приставу;
- взаимодействуют с сотрудниками полиции РФ, воинскими подразделениями, на этапах осуществления конвоирования под стражу;
- оказывать содействие работникам ОВД при задержании тех, кто скрывается или находится в розыске;
- по распоряжению ССП (заместителя), оказывают содействие СП или дознавателю при осуществлении делопроизводства или дознания.
Основные обязанности судебного пристава-исполнителя заключаются в исполнении решений, которые чаще всего связаны с взысканием денег или арестом имущества, подлежащего реализации для получения необходимых финансов.
Взыскание — наложение ареста с последующим изъятием средств как наличных, так и безналичных (находящихся на виртуальных или банковских счетах человека с задолженностью). После ареста имущества следует его продажа (реализация), а средства, вырученные в этом случае, используются для погашения долга.
Кроме того, мерами, стимулирующими к погашению долга, могут выступать: запрет на выезд за границы РФ, выдачу загранпаспорта, запрет отчуждения движимого или недвижимого имущества. Также под запрет подпадают плоды интеллектуальной деятельности.
После того, как получено решение суда и дело запущено в производство, действия судебных приставов подвергаются четкой структуре:
- принимается исполнительный лист;
- возбуждается производство по исполнению решения;
- должнику предоставляют срок, в течение которого он добровольно может погасить задолженность;
- в ГИБДД, Госреестр отправляются соответствующие запросы, которые подтверждают или опровергают данные о задолженности;
- выдается постановление, в котором указаны меры принудительного взыскания;
- заключаются меры в наложении ареста или другом ограничении имущества в целях исполнения производства;
- выпускается постановление об исполнительном сборе. Это решение выдается только после того, как официально установлено, что данное имущество принадлежит должнику;
- выпускается постановление, которое говорит о завершении исполнительного производства. Данное постановление утверждает, что все принудительные меры были осуществлены и гражданин не имеет более задолженностей;
- постановление о снятии мер. Данное постановление наиболее важное. После выполнения необходимых мероприятий с гражданина и его имущества снимаются все ограничения, наложенные ранее. Должно быть осуществлено в течение 3 дней с момента вынесения.
ГЛАВА 3.ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ СУДЕБНЫМ ПРИСТАВОМ-ИСПОЛНИТЕЛЕММЕР ПРИНУДИТЕЛЬНОГО ИСПОЛНЕНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Радикальные перемены в государственном устройстве нашего общества и экономические преобразования: развитие предпринимательской деятельности, изменение форм владения, пользования и распоряжения собственностью, появление новых субъектов экономических и правовых отношений, возникновение и развитие рыночной экономики привело к резкому росту количеств исковых заявлений и соответственно взысканий. Вследствие чего, возникла необходимость организации новой системы принудительного исполнения, вступивших в законную силу судебных решений, что в свою очередь, гарантировало бы реализацию предписаний правовых норм и авторитета судебной власти. Кроме того, к исполнению судебных решений добавилась необходимость обеспечения специальными силами действенного порядка в залах судебного заседания, реальных гарантий безопасности судьям, заседателям, всем участникам процесса, выполнения целого ряда других операций по обеспечению установленного порядка деятельности судов.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», задача по реструктуризации Министерства юстиции Российской Федерации и созданию подведомственных ему федеральных служб завершена. В соответствии с данным указом проведена реорганизация службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации в Федеральную службу судебных приставов. Под руководством Министра юстиции Российской Федерации Ю.Я. Чайки реализована задача по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с новой структурой, задачами и функциями федеральных органов исполнительной власти в сфере юстиции.
Востребованность службы судебных приставов ни у кого не вызывает сомнений, зарекомендовав себя как достаточно действенная правоохранительная структура. Следует учесть, что служба судебных приставов находится в процессе совершенствования. Осуществляются меры по наиболее эффективному и полному исполнению судебных актов и актов других органов, обеспечению установленного порядка деятельности судов. В данный момент служба судебных приставов с указанными задачами успешно справляется.
В целях реализации указанных задач 06 ноября 1997 года была создана служба судебных приставов в системе органов Министерства юстиции Российской Федерациикоторой переданы функции по обеспечению исполнения решений судов и других органов, установленного порядка деятельности судов, за исключением функций по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности.
Возрождение института судебных приставов позволило значительно укрепить гарантии защиты прав граждан и организаций, а также явилось эффективным методом пополнения бюджетов всех уровней.
Значительным шагом вперед стало принятие Федеральных законов от 21 июля 1997 г. №118-ФЗ « «О судебных приставах», и от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Названные законы четко определили цели, задачи и правовую основу деятельности судебных приставов, установили требования, предъявляемые к лицам, назначенным на должность судебного пристава, порядок назначения и освобождения их от должности, обязанности и права судебных приставов, порядок обжалования их действий в суд, гарантии правовой и социальной защиты судебных приставов.
Законодательство, регулирующее деятельность судебных приставов нуждается в дальнейшем развитии и дополнении, увязке с другими федеральными законами с целью совершенствования правового положения судебных приставов и условий реализации ими своих функций, развития специализации, поиска более совершенных форм и методов управления Федеральной службой судебных приставов, взаимодействия с органами государственной власти, формирования профессионального ядра службы судебных приставов.
В настоящее время данная тема является весьма актуальной, так как в связи с большим ростом числа законов и других нормативно — правовых актов все более и более на первый план стала выходить проблема реализации законодательства. В обществе появилось понимание того вопроса, что исполнение представляет собой важнейший участок правовой практики, отражающий эффективность всего механизма правового регулирования и способность права воздействовать на мотивацию поведения человека. Если предписания правовых норм не реализуется в действиях участников гражданского оборота и публично — правовых отношений, то такое право, по сути дела, не является действующим и существующим. Кроме того, плохая система принудительного исполнения напрямую снижает эффективность и авторитет органов судебной власти, поскольку судебное решение, которое не может быть реализовано, не имеет реальной юридической ценности.
В связи с вышесказанным изучение правового положения судебного пристава-исполнителя в Российской Федерации является актуальным как с теоретической, так и с практической точки зрения.
Целью исследования выпускной квалификационной работы является — исследование правового положения судебного пристава-исполнителя в исполнительном производстве.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть исторический аспект формирования и развития института судебных приставов в России.
2.Исследовать права и обязанности судебного пристава-исполнителя как государственного служащего, а так же специальноеположение судебного пристава-исполнителя.
3.Определить место и роль судебного пристава-исполнителя в исполнительном производстве.
4.Рассмотреть меры принудительного исполнения применяемые судебным приставом-исполнителем при осуществлении своих должностных обязанностей.
5.Выявить пробелы законодательства, регламентирующего организацию и деятельность службы судебных приставов.
Задачи работы заключаются в изучении, во-первых, понятия службы судебных приставов и их основных признаков; во-вторых, собственно юридическое положение судебного пристава; в-третьих, организации деятельности Федеральной Службы судебных приставов Министерства юстиции РФ, субъекта РФ, организации деятельности территориального отдела Федеральной Службы судебных приставов. Разработка проблем, связанных с правовым положением определяет актуальность данной темы.
Методологическую основу дипломной работы составляет системный подход к изучению данной темы, также используется сравнительный, статистический, исторический, а также функциональный методы исследования.
Правовую основу исследования составили: Конституция РФ, Федеральный закон «О судебных приставах», Федеральный закон «Об исполнительном производстве», Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другие нормативные правовые акты затрагивающие правовоеположение судебного пристава-исполнителя.
В работе были проанализированы труды различных ученых правоведов: В.А.Гуреева,А.П.Иващенко, И.Б.Морозовой, А.М.Треушникова, Н.А.Винниченко, А.Ф.Смирнова, С.А.Савченко, И.М. Аставской.и др.
Нормативно — правовая база состоит из Федерального закона « О судебных приставах» от 21 июля 1997 г. № 118- ФЗ (ред. от 25.11.2009) // «Собрание законодательства РФ», 28.07.1997, N 30, ст. 3590, Федерального закон «О системе государственной службы в Российской Федерации» № 58-ФЗ от 27.05.2003(ред. от 01.12.2007)// «Российская газета», N 104, 31.05.2003, Федерального закона «О государственной гражданской службе» от 27.04.2004 № 79-ФЗ (ред. от 14.02.2010)// «Парламентская газета», N 140-141, 31.07.2004, Федерального закон «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 27.09.2009, с изм. от 17.12.2009)// «Собрание законодательства РФ», 08.10.2007, N 41, ст. 4849.
Выпускная квалификационная работа включает в себя введение, три раздела, разбитых на параграфы, заключение и список используемых источников.
Основные права и обязанности судебного пристава-исполнителя
Основные должностные права и обязанности судебного пристава-исполнителя определены законами о судебных приставах и об исполнительном производстве, именно они определяют его должностной статус и отличают от других государственных служащих.
Необходимо отметить, что как представитель государственной власти должностное лицо, непосредственно осуществляющее государственные функции, основным предназначением которого являются дела публичные, общее благо в установленной сфере деятельности в рамках предоставленной компетенции, судебный пристав-исполнитель наделен правами для исполнения своих обязанностей. В связи с этим, хотя законодатель все же дифференцирует права и обязанности судебного пристава-исполнителя, целесообразно рассматривать их в совокупности, т.е. вести речь о его полномочиях.
Их можно классифицировать по различным основаниям:
- по степени обязательности применения;
- по характеру воздействия;
- по направлениям деятельности;
- по степени самостоятельности принятия управленческих решений.
I. По степени обязательности применения полномочия судебного пристава-исполнителя подразделяются на: 1) обязательные — те, что установлены нормами о должном поведении судебного пристава-исполнителя, невыполнение которых влечет нарушение прав и законных интересов граждан и организаций и неблагоприятные последствия в виде установленной законом ответственности для судебного пристава-исполнителя: и 2) дискреционные — устанавливающие возможное поведение судебного пристава-исполнителя в конкретных условиях, предоставляющие ему право выбора того или иного варианта поведения (действия, бездействия).
К обязательным полномочиям, закрепленным в Законе об исполнительном производстве, судебного пристава-исполнителя относятся такие, как: а) возбуждение исполнительного производства в установленный срок (ч. 1 и 8 ст. 30); б) направление копий постановления о возбуждении исполнительного производства в установленный срок сторонам исполнительного производства, в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ (ч. 17 ст. 30): в) предупреждение определенных законом лиц об уголовной ответственности, предусмотренной ст. 315 УК РФ за неисполнение судебного акта, а равно воспрепятствование его исполнению (ч. 18 ст. 30); г) извещение об исполнительных действиях и о мерах принудительного исполнения лиц, участвующих в исполнительном производстве, или вызов их к судебному приставу-исполнителю либо на место совершения исполнительных действий (ч. 1 ст. 24); д) отмена назначенных мер принудительного исполнения в постановлении о прекращении исполнительного производства (ч. 1 ст. 44); е) приглашение не менее двух понятых при совершении исполнительных действий и применении мер принудительного исполнения, связанных со вскрытием жилых, нежилых помещений и хранилищ, занимаемых должником, осмотром имущества должника, наложением на него ареста и т.д. (ч. 1 ст. 59); и др.
Дискреционные полномочия предоставляют право выбора действий из числа установленных законодателем и позволяют применять или не применять, использовать либо не использовать те или иные из них для выполнения конкретной задачи. К ним относятся, например, такие полномочия, как: а) поручение другому судебному приставу-исполнителю совершить исполнительные действия на той территории, на которую не распространяются его собственные полномочия, и на время исполнения данного поручения приостановить основное исполнительное производство (ч. 6 ст. 33 Закона об исполнительном производстве); б) обращение в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении его положений, способа и порядка его исполнения (ч. 1 ст. 32 Закона об исполнительном производстве); в) приостановление исполнительного производства полностью или частично в случаях нахождения должника на лечении в стационарном лечебном учреждении, розыска должника-гражданина или розыска ребенка и т.д. (ч. 2 ст. 40 Закона об исполнительном производстве) и др.
Кто такой судебный пристав
Не буду изобретать новое определение. Википедия дает его
Но это определение содержит неточность. Оно отражает только одну сторону профессии. А есть еще и другая. Дело в том, что действия судебных приставов регламентируются двумя федеральными законами: № 118 и 229.
Первый из них разъясняет:
- задачи и требования,
- права и обязанности,
- полномочия и др.
Второй закон подробно останавливается на вопросах исполнительного производства:
- документы и участники,
- сроки,
- меры принудительного исполнения и др.
Так вот, согласно закону № 118 есть 2 вида судебных приставов:
- По обеспечению установленного порядка деятельности судов. Если объяснять работу этих людей простыми словами, то они обеспечивают порядок в суде и за его пределами, безопасность всех участников процесса.
- Судебные приставы-исполнители – это люди, которые исполняют решение суда по делам об административных правонарушениях.
Более подробно права и обязанности двух категорий госслужащих разберем в отдельном разделе статьи.
Главным органом, который берет на себя функции охраны и обеспечения безопасности в судах, принудительного исполнения судебных решений, является Федеральная служба судебных приставов (ФССП). Часто можно встретить аббревиатуры УФССП России, где под “У” скрывается “управление”, и РОСП – это значит районный отдел судебных приставов. Министерство юстиции организует и контролирует деятельность судебных приставов.
История становления этого института уходит к XII веку. Уже тогда люди, которые доставляли ответчиков в суд, обеспечивали охрану и порядок, взыскивали задолженность, наделялись широкими полномочиями. И никогда эта служба не была частной структурой, только государственной. А руководитель ФССП сегодня назначается Президентом РФ.
Обязанности судебного пристава-исполнителя по взысканию долга
В процессе работы пристава-исполнителя, имеются определенные обязательства, без которых качественной работы не будет:
- при совершении действий исполнительного характера получать необходимые сведения, проверять факты, наводить справки;
- входить в помещения, хранилища, офисы, которые занимает должник, осматривать их, вскрывать хранилища, если это необходимо;
- арестовывать и изымать арестованное имущество, налагать арест на денежные средства;
- объявлять должника в розыск, а также его имущества;
- вызывать граждан и должностных лиц по документам исполнительного значения, которые находятся в производстве.