Не ФАСом единым: куда еще можно жаловаться на заказчиков

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Не ФАСом единым: куда еще можно жаловаться на заказчиков». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Структуры финконтроля функционируют в исполнительных органах власти субъектов (муниципалитетов). Например, в структуре правительства Москвы действует Главное контрольное управление, в правительстве Санкт-Петербурга — Комитет государственного финансового контроля. Основным направлением их деятельности является контроль за расходованием бюджетных средств: расчет НМЦК, планирование, обоснование закупки, расчеты и учет по заключенным контрактам.

Как обратиться в прокуратуру

В отличие от контрольных органов, которые проводят проверки в соответствующих их роду деятельности сферах, прокуратура осуществляет универсальный надзор соблюдения законности.

Поставщик может обратиться в прокуратуру в случаях:

  • ограничения конкуренции;
  • коррупционной составляющей;
  • нарушений при расходовании бюджетных средств;
  • других случаях нарушения закона.

Обращения можно направить устно и письменно. Для устного обращения в прокуратуру организован прием граждан. Письменные направляются на адрес прокуратуры или через сервис «Электронная приемная». Прокуроры работают с обращениями в соответствии с законом № 59-ФЗ и Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан от 30.01.2013 № 45. Срок рассмотрения — 30 дней с даты регистрации.

По результатам работы с жалобой прокурор может:

  • возбудить производство по административному или уголовному правонарушению;
  • выдать заказчику представление об устранении нарушений;
  • направить ответственным лицам предостережение о недопустимости нарушения;
  • составить протест на правовой акт.

Уполномоченные действуют в соответствии с законом от 07.04.2013 № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации».

Система уполномоченных состоит из:

уполномоченный при Президенте РФ — защищает права российских и иностранных предпринимателей на территории России;

уполномоченные в субъектах РФ — рассматривают жалобы организаций, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта, а также поставщиков, права которых нарушены на территории субъекта.

Поставщик может обратиться к уполномоченному, если нарушены его права на этапе проведения тендера (нарушен порядок определения победителя, есть признаки ограничения конкуренции) или после заключения контракта (задержки оплат, создание препятствий при выполнении работ, предъявление необоснованных претензий по качеству и т. п.).

Подать жалобу можно в письменном виде, выслав по почте или в электронном виде на электронный адрес или через сервис «Электронная приемная».

В жалобе указываются Ф.И.О. заявителя, реквизиты организации, обратный адрес, четкое описание проблемы, при наличии — подтверждающие документы.

Срок принятия решения о рассмотрении или отказе — 10 дней.

Уполномоченные имеют право:

разъяснять заявителю, как он может самостоятельно защитить свои права;

Жалоба на действия ФАС в прокуратуру

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) — государственный институт, основная функция которого — недопущение развития монополий в той или иной сфере предпринимательства и обеспечение условий для честной конкуренции.

Благодаря работе этого органа на рынке создаются благоприятные условия для малого и среднего бизнеса.

ФАС также отвечает за законодательное оформление частных компаний на государственный тендер в сфере обеспечения товарами, услугами и работами для обеспечения муниципальных и государственных потребностей и пресекает антиконкурентные вмешательства других органов власти и самоуправления в ведение рыночных отношений.

Однако, как и любой государственный орган, ФАС может допускать ошибки в своей работе.

Не исключено и пособничество со стороны работников ФАС в пользу третьих лиц, выражающееся в игнорировании тех или иных фактов создания монополии, превышении полномочий, злоупотреблении должностными обязательствами или в приписывании несуществующих на самом деле экономических нарушений юридическим лицам.

Что должен содержать документ с жалобой на действия ФАС?

В целом он может иметь вольную форму, но должен быть написан официально-деловым стилем языка, подкреплять сведения ссылками на документы или на Закон, содержать только обоснованные обвинения, следует подкреплять претензии фактами.

Обязательными для жалобы являются такие пункты:

  1. Официальное название органа или службы, в которые подается документ. Для прокуратуры это «Генеральная прокуратура Российской Федерации».
  2. Информация о предпринимательстве жалующегося; сведения о должности, которое занимает лицо, подающее жалобу.
  3. Конкретные претензии к решениям ФАС с указанием, в чем именно оно было неправомерно.
  4. Ссылки на законодательство и нормативные факты РФ, которые не были соблюдены ФАС или иным способом указывают на правоту жалующегося.
  5. Документы, обосновывающие жалобу; они должны быть приложены к ней в оригинале, либо же необходимо использовать нотариально заверенные копии.
  6. Жалоба должна быть подана в прокуратуру не позднее трех месяцев после принятия ФАС решения. Срок может быть восстановлен по положительной причине.
Читайте также:  Предъявление листа в банк — как не ошибиться

Обжалование решения ФАС: пошаговый алгоритм действий

Взаимоотношения между заказчиками и поставщиками во время закупочного процесса регулируют антимонопольные органы. ФАС – это государственная структура, уполномоченная контролировать все этапы торгов. Ведомство вправе рассматривать дела о нарушении контрактного законодательства, выносить постановления и налагать штрафные санкции на виновных лиц.

Однако случается, что ФАС сами допускают ошибки. Законодательство позволяет ставить под сомнение вынесенные антимонопольными органами решения и дает возможность обжаловать их в установленном порядке. Кроме того, заявитель сам может выбрать место, куда направить свое обращение: вышестоящий государственный орган ФАС или суд. Но перед тем как обжаловать действия или бездействие ФАС, следует понимать все тонкости этого процесса:

  • в течение какого времени нужно уложиться;
  • какие документы подавать вместе с жалобой;
  • в какой вышестоящий орган ФАС или суд будет обжаловано решение ведомства или постановление о нарушении норм закона.

В новой статье разбираемся с особенностями и скрытыми возможностями.

Как расшифровывается ФАС? Ответ на вопрос — в названии организации. Это Федеральная антимонопольная служба.

Является федеральным органом исполнительной власти, что осуществляет целый ряд функций:

  • Принятие нормативных, правовых актов в области антимонопольного законодательства.
  • Контроль за соблюдением данного законодательства.
  • Контроль за соответствием российскому законодательству деятельности в области естественных монополий и рекламы.
  • Контроль за осуществлением вложений иностранными инвесторами в хозяйствующие объекты, что имеют стратегическое значение для российской обороны и отечественной безопасности.
  • Надзор в нише государственных оборонных заказов, области закупок, работ, товаров и услуг для муниципальных и госнужд.
  • Согласование использования закрытых способов определения подрядчиков, поставщиков, исполнителей.

Чем занимается антимонопольная служба? Рассмотрим ее самые главные задачи в РФ:

  • Контроль за соблюдением российского антимонопольного законодательства. В главной мере: в области электроэнергетики, использования земельных участков, природных, водных ресурсов, полезных ископаемых и проч.
  • Надзор за соблюдением законодательных актов в сфере естественной монополии.
  • Контроль за соблюдением законодательства о рекламной деятельности.
  • Контроль в сфере закупок продукции, услуг, товаров, призванных обеспечить муниципальные и государственные нужды.
  • Надзор за соблюдением российских законов в сфере оборонных госзаказов.
  • Контроль за вложениями иностранных инвесторов в компании, организации, что имеют стратегическое значение для обеспечения безопасности России.

Рассмотрение дела по существу

Слушания являются наиболее важным этапом антимонопольной процедуры. Антимонопольное бюро рассматривает дела об антимонопольных нарушениях в течение трех месяцев со дня принятия решения о передаче дела на рассмотрение. В случае недостаточности информации, орган может продлить срок до шести месяцев и должен уведомить об этом стороны. Комиссия может приостановить или отложить рассмотрение, если необходима временная приостановка. Если необходимо собрать доказательства, приостановление применяется в тех случаях, когда в ходе разбирательства установлено, что ответчик совершил действия, свидетельствующие о нарушении правил конкуренции. С другой стороны в отличие от нарушений, в которых замешана сторона, ставшая причиной разбирательства. Отсрочка применяется, когда антимонопольный орган, суд или трибунал рассматривает отдельное дело или экспертное заключение о нарушении антимонопольного законодательства (раздел 45 Закона о защите конкуренции).

Как обратиться в прокуратуру

В отличие от контрольных органов, которые проводят проверки в соответствующих их роду деятельности сферах, прокуратура осуществляет универсальный надзор соблюдения законности.

Поставщик может обратиться в прокуратуру в случаях:

  • ограничения конкуренции;
  • коррупционной составляющей;
  • нарушений при расходовании бюджетных средств;
  • других случаях нарушения закона.

Обращения можно направить устно и письменно. Для устного обращения в прокуратуру организован прием граждан. Письменные направляются на адрес прокуратуры или через сервис «Электронная приемная». Прокуроры работают с обращениями в соответствии с законом № 59-ФЗ и Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан от 30.01.2013 № 45. Срок рассмотрения — 30 дней с даты регистрации.

По результатам работы с жалобой прокурор может:

  • возбудить производство по административному или уголовному правонарушению;
  • выдать заказчику представление об устранении нарушений;
  • направить ответственным лицам предостережение о недопустимости нарушения;
  • составить протест на правовой акт.

Заказчиком в проведении госзакупок является государство, которое может организовать их через правительственные учреждения, специальные организации, отдельных чиновников или электронные площадки (ЭП) в сети интернет. В зависимости от того, какие организации принимают в них участие, правоотношения в этой сфере регулируются:

  1. № 44-ФЗ «О контрактной системе…», если заказы поступают от органов власти (федеральных, муниципальных, бюджетных и казенных учреждений, корпораций Росатом и Роскосмос, органов управления внебюджетными госфондами.
  2. №223-ФЗ «О закупках товаров…», если заказы поступают от предприятий с долей государственного уставного капитала более 50%, естественных монополий (РЖД и пр.), организаций, занимающихся регулируемыми видами деятельности (водо-, электроснабжением), бюджетных организаций, ведущих закупки за внебюджетные средства (гранты, собственные доходы).
Читайте также:  Привлечение к субсидиарной ответственности и как его избежать

при этом право обжаловать действия/бездействие касается самого заказчика, а также иных лиц и организаций, имеющих непосредственное отношение к закупке:

  • членов закупочных комиссий;
  • должностных лиц контрактной службы;
  • контрактных управляющих;
  • операторов ЭП и пр.

Как правильно подать жалобу в ФАС по 44-ФЗ: пошаговая инструкция

Если кратко, то, чтобы обратиться в антимонопольную службу, нужно:

  • выбрать основания для обжалования;
  • собрать доказательства нарушения норм закона;
  • подготовить обращение;
  • передать бумаги в ФАС.

Шаг 1. Определите основания для обжалования.

В первую очередь вам нужно понять:

  • какие ваши права нарушены в процессе торгов;
  • какие действия заказчика или оператора площадки были неправомерными;
  • не завершился ли срок, установленный для обжалования подобных действий.

Основания и сроки подачи обращений, имеющих отношения к незаконным действиям организатора тендера, можно уточнить в ч. 4 ст. 105 44-ФЗ. Если вы считаете, что ваши права были нарушены оператором ЭТП, изучите положения ч. 5 ст. 105 44-ФЗ.

Шаг 2. Соберите доказательную базу.

Во время подготовки жалобы в ФАС по 44-ФЗ, помните, что в обращении необходимо подробно описать действия или решения госзаказчика/оператора, которые не являются законными. Все выводы необходимо подкрепить документами. В качестве аргументов может использоваться информация из:

  • закона о контрактной системе, Закона 135-ФЗ и других ФЗ;
  • подзаконных актов: постановлений правительства, приказов, распоряжений;
  • разъяснительных писем Минфина, Минэкономразвития, ФАС;
  • судебной практики: решений и постановлений;
  • опубликованных решений УФАС – особенно убедительными для комиссии оказываются решения, вынесенные их коллегами в том же УФАС.

Сроки для обжалования

Знать эти временные промежутки важно. Если не успеть обжаловать нарушение в срок, то в дальнейшем нужно будет обращаться в суд. Чтобы не «размазывать» тему сроков подачи жалобы по всей статье, мы систематизировали ее в отдельном пункте.

Ознакомьтесь с таблицей ниже:

Что обжалуется? Кто может обжаловать? Сроки
Положения документации о госзаказе до окончания приема заявок. Любой участник, общественное объединение. До конца срока подачи заявок.
Положения документации о госзаказе после окончания приема заявок. Только участник, направивший заявку. В 5-дневный срок с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, протокола запроса предложений. А если исполнителя отбирают путем закрытой процедуры, со дня подписания соответствующего протокола.
Решение комиссии, указанное в протоколе проведения закупки. Только участник, направивший заявку. В 5-дневный срок со дня размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок, протокола запроса предложений. А если поставщика выбирают путем закрытого мероприятия, с даты подписания соответствующего протокола.
На аукционе при рассмотрении вторых частей заявок — до заключения контракта.
Незаконные действия, произошедшие после признания победителя торгов на стадии заключения контракта. Участник, с которым заключается контракт. До совершения сделки
Порядок аккредитации оператором ЭТП. Заявитель 30 дней от даты отказа.
Неправомерные действия, связанные с проведением электронной процедуры, вызванные некорректной работой ЭТП. Участник закупки 5 дней со дня размещения на ЭТП протокола проведения аукциона.

Все жалобы хранятся в реестре ЕИС. На сайте единой информационной системы можно посмотреть количество обращений в ФАС по тому или иному субъекту, заполнив соответствующие поля в фильтре: по закупке, заказчику, дате или номеру документа. У обращения может быть несколько статусов.

Жалоба не принята:

  • обращение не соответствует требованиям ФЗ № 44 или № 223;
  • документ не подписан или заверен не уполномоченным на то лицом;
  • истёк срок подачи обращения;
  • уже есть судебное решение.

Жалоба принята и удовлетворена:

  • заказчику предписывается изменить данные о закупках;
  • отменяется протокол выбора победителя;
  • подписанные договора с заказчиком по тендеру аннулируются.

Если решение ФАС по существу обращения никоим образом не повлияет на результаты выбора победителя, то предписание может не выдаваться.

Жалоба принята, но отклонена:

  • отсутствуют веские доводы со стороны поставщика;
  • недостаточно материалов для принятия решения по заказчику.

Если поставщик не согласен с решением антимонопольной службы, то он вправе его обжаловать в этой же инстанции, либо обратиться в суд.

Читайте также:  Пенсионеры могут бесплатно ездить на электричках с 1 мая в Иркутской области

Как можно обжаловать решение ФАС по жалобе?

Решение или предписание антимонопольного органа может быть обжаловано в арбитражном суде в течение 3 месяцев со дня принятия антимонопольной службой решения или выдачи предписания. Для этого необходимо обратиться с исковым заявлением в арбитражный суд по месту нахождения отделения ФАС, выдавшего обжалуемое предписание.

Как и сама жалоба, исковое заявление должно быть составлено по правилам делового письма, кратко, лаконично и обоснованно. Лучше всего придерживаться следующей последовательности изложения:

  • шапка документа с указанием наименования суда, реквизитами истца и ответчика;
  • описательная часть заявления, раскрывающая обстоятельства дела;
  • мотивировочная часть, содержащая обоснование доводов и требований истца, в том числе ссылки на нормы закона;
  • просительная часть с указанием конкретных требований в отношении ответчика.

После подачи заявления в арбитражный суд исполнение предписания антимонопольного органа приостанавливается до вступления решения суда в законную силу.

Для физического лица размер госпошлины при обращении в арбитражный суд составит 300 рублей.

Первое, что сделает ФАС, получив вашу жалобу – это сообщит о ней в электронную информационную систему. Это делается для регистрации вашего обращения в течение 2 рабочих дней. Также, в этот срок устанавливается, где и каким образом будет рассмотрена ваша жалоба. После этих действий у заказчика будет некоторое время, чтобы возразить вам через ФАС – обычно, возражения перестают приниматься за два дня до фактического рассмотрения вашего обращения.

После этого формируется комиссия – ваша жалоба будет рассматриваться именно в коллегиальном порядке в течение 5 дней с момента ее регистрации в системе. При этом ФАС может остановить процесс определения поставщика до вынесения своего решения с продлением срока заключения дальнейшего контракта на то время, пока ваше обращение рассматривалось. Результатами могут быть как решение об обоснованности жалобы, так и постановление о необоснованности ваших претензий в адрес заказчика. Если же нарушения были зафиксированы, ФАС вправе выпустить предписание, которое обяжет заказчика устранить нарушение в установленный коллегией срок. При этом также формируется протокол об административном нарушении прав. Результаты коллегии службы направляются всем сторонам возникшего спора в ближайшие три дня после принятия окончательного решения по вопросу. Также, данная информация дублируется в реестре обращений и жалоб единой информационной системы.

ФАС не будет рассматривать такие жалобы:

  • Претензии насчет оценки заказчиком заявок о функциональности, качественности или экологичности закупки;
  • Претензии насчет оценки заказчиком квалификации, финансовых ресурсов, опыта или репутации исполнителя.

Решения службы подлежат обжалованию только судом не позднее трех месяцев с даты их вынесения. Если какие-то другие органы власти уже рассматривали вашу жалобу, и их решение противоречит выданному ФАС, то действия в отношении заказчика будут производиться именно по решению антимонопольной службы.

На что можно жаловаться

В отличие от 44-ФЗ список причин для жалоб по 223-ФЗ ограничен. Жаловаться можно, если заказчик проводит закупку с нарушением 223-ФЗ или своего положения о закупке:

  • Не разместил в ЕИС положение о закупке, правки в него, информацию о закупке, о договорах или опубликовал документы с нарушением сроков.
  • Провел закупку, не включенную в план-график.
  • Предъявил к участникам закупки требования, которых не было в его положении о закупках.
  • Не разместил отчет об объеме закупок у малого и среднего предпринимательства.

Обязательного шаблона жалобы нет, в документе просто указывают:

  • Информацию о заявителе и заказчике (название, контакты),
  • Номер извещения о закупке,
  • Собственно суть жалобы,
  • Список приложений, если они есть.

Для чего пользователю искать решения антимонопольной службы

База документов ФАС содержит в открытом доступе все принятые Антимонопольной службой документы по результатам плановых и внеплановых проверок. Ресурс полезен во множестве ситуаций и для разных целей:

  • лица, участвующие в разбирательстве, с помощью ресурса контролируют ход дела и получают информацию об итогах рассмотрения — решения ФАС по жалобам 44-ФЗ тоже публикуются;
  • с помощью ресурса организации собирают информацию друг о друге, например, потенциальный участник закупки проверяет историю жалоб того или иного заказчика и решает, имеет ли смысл участвовать в его тендере;
  • организации, которые ведут разбирательства, собирают информацию об имеющейся практике по аналогичным спорам — ресурс содержит документы всех управлений Антимонопольной службы по всей России, поэтому аналогичный прецедент найдется почти наверняка. Имея перед глазами пример разрешенной определенным образом ситуации, сторона спора вправе корректировать свою аргументацию.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *