Должностные инструкции классного руководителя начальных классов

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Должностные инструкции классного руководителя начальных классов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В своей работе педагоги должны руководствоваться положениями Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.02.2006 № 21 «Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений». Этот Приказ определяет, что входит в еженедельные обязанности классного руководителя. Любая дополнительная работа, требующая больших усилий и временных затрат (походы, экскурсии, творческие клубы и т. д.), несмотря на то, что входит в обязанности классного руководителя по факту, по договоренности с администрацией может быть оплачена отдельно.

Классный руководитель имеет следующие должностные обязанности:

3.1. Ведет журнал успеваемости обучающихся.

3.2. Ведет «личные дела» обучающихся и следит за их оформлением.

3.3. Организует классный коллектив: распределяет поручения, работает с активом класса, организует коллективное творчество, формирует обязанности дежурных.

3.4. Организует дежурство по классу, школе, столовой и другим общественным помещениям, дежурство по которым закреплено в уставе общеобразовательной организации.

3.5. Организует порядок питания обучающихся.

3.6. Формирует финансовое обеспечение классных нужд и контролирует его исполнение (классный фонд, оплата различных услуг и т. д.).

3.7. Осуществляет контроль за посещаемостью занятий.

3.8. Работает с ученическими дневниками, контактирует с родителями по поводу успеваемости обучающихся.

3.9. Создает условия для развития познавательных интересов, расширения кругозора обучающихся (участие в олимпиадах, конкурсах, смотрах, викторинах, посещение кружков, факультативных занятий, организация экскурсий, походов в театр, на выставки и т. д.).

3.10. Способствует благоприятному микроклимату в классе, формирует межличностные отношения обучающихся, корректирует и регулирует их.

3.11. Оказывает помощь обучающимся в процессе адаптации к обучению.

3.12. Проводит тематические классные часы периодичностью [значение] раз в месяц, собрания, беседы с обучающимися.

3.13. Обеспечивает защиту и охрану прав обучающихся, особенно уделяя внимание «трудным» детям и детям, оставшимся без попечения родителей, активно сотрудничая с социальным педагогом.

3.14. Выявляет и ведет учет детей социально незащищенных категорий, детей из неблагополучных семей.

3.15. Осуществляет профориентационную работу, способствующую самостоятельному и осознанному выбору обучающимися дальнейшей профессии.

3.16. Организует и проводит родительские собрания периодичностью [значение] раз в четверть.

3.17. Осуществляет свою деятельность на высоком профессиональном уровне в соответствии с утвержденной рабочей программой.

3.18. Соблюдает правовые, нравственные и этические нормы, следует требованиям профессиональной этики.

3.19. Уважает честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.

3.20. Развивает у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формирует гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формирует у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни.

3.21. Применяет педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания.

3.22. Учитывает особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдает специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействует при необходимости с медицинскими организациями.

3.23. Систематически повышает свой профессиональный уровень.

3.24. Проходит аттестацию на соответствие занимаемой должности.

3.25. Проходит в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя.

3.26. Проходит обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.

3.27. Соблюдает Устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.

3.28. [Другие должностные обязанности].

Классный руководитель несет ответственность:

5.1. За нарушение Устава общеобразовательной организации.

5.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося.

5.3. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

5.4. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

5.5. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Права классного руководителя

В этом разделе отображаются те права, которыми наделяется классный руководитель для беспроблемного исполнения своих должностных обязанностей. Практически во всех учебных учреждениях классный руководитель может:

  • присутствовать на уроках учителя-предметника, проводимых в подконтрольном классе, но при этом нельзя прерывать занятие или делать во время урока замечания учителю;
  • изучать, как проходит воспитательный процесс на уроках, проводимых учителем-предметником;
  • привлекать к дисциплинарной ответственности учеников из своего класса согласно документам школы, регулирующим данный процесс;
  • поощрять учеников из своего класса согласно нормативным документам школы;
  • активно сотрудничать с коллегами, участвовать в педагогическом совете школы, вносить предложения по улучшению процесса обучения;
  • сотрудничать с медицинскими работниками, работниками соцслужб и инспекций по делам несовершеннолетних;
  • повышать свою квалификацию.

Это не исчерпывающий перечень прав, он может при необходимости быть расширен или видоизменен.

Функциональные обязанности классного руководителя

В процессе организации воспитательной работы в классе классный руководитель осуществляет следующие функции:

  • изучение личности учащихся
  • анализ, координации и коррекции образовательного процесса и взаимоотношений в классе ( учащихся между собой в классе и с учащимися других классов, учащихся и учителей…)
  • организация планирования, подготовки, проведения и подведения итогов периодов жизнедеятельности классного коллектива и классных мероприятий: классных часов, мнут информации и общения, КТД, огоньков, конкурсов и т.д.
  • социальная защита учащихся ( совместно с социальным педагогом)
  • работа с родителями учащихся
  • педагогическое обеспечение деятельности ученического самоуправления в классе
  • организация, ведение классного журнала и дневников учащихся осуществляется свои функции, классное руководство.

Должностные обязанности

Независимо то того, в какой параллели работает педагог (младшей, средней или старшей), он, как классный руководитель образовательного учреждения выполняет определенные должностные обязанности:

  1. Планирует деятельность в классе на учебный год, отдельную четверть. Составленный план утверждает заместитель руководителя школы по воспитательной работе.
  2. Обеспечивает безопасные условия осуществления воспитательного и образовательного процесса, в случае необходимости сообщает о несчастном случае администрации, принимает меры по оказанию первичной медицинской помощи.
  3. Организует изучение учащимися правил дорожного движения, охраны труда, организует инструктажи по ПДД, ТБ с обязательной их записью в журнал инструктажей.
  4. Способствует мотивации к образовательному процессу каждого ребенка, изучает его индивидуальные и возрастные особенности для стимулирования познавательного интереса.
  5. Следит за успеваемостью класса, своевременно выявляет причины низкой успеваемости, предпринимает действия для изменения сложившейся ситуации.
  6. Соблюдает свободы и права учащихся.
  7. Создает благоприятные условия для разностороннего творческого развития личности, нравственного и духовного становления.
  8. Вместе с органами самоуправления учащихся осуществляет пропаганду здорового образа жизни, организует и проводит спортивные, массовые, оздоровительные мероприятия, способствующие укреплению психологического и физического здоровья подрастающего поколения.
  9. Обеспечивает взаимосвязь между воспитательным воздействием на ребенка школы и семьи, осуществляет работу с родителями, подключает для защиты прав детей компетентные органы.
  10. Создает позитивный микроклимат внутри классного коллектива.

Особенности должностных обязанностей классного руководителя

Высокая ответственность работы сопряжена и с определенными трудностями, с которыми сталкивается педагог при выполнении обязанностей классного руководителя в школе по ФГОС.

Одной из ключевых трудностей является то, что в должностной инструкции указаны формы, методы и виды работы педагога, однако не упоминаются затраты времени, необходимые для такой работы. Поэтому зачастую классруки страдают от нехватки времени, в то время как по трудовому договору классное руководство выступает дополнительной обязанностью, которая выполняется в рабочее время. Однако временные затраты зачастую оказываются обратно пропорциональными прибавке к зарплате за ведение классного руководства. Чтобы выполнять функции классного руководителя с большей эффективостью, рекомендуем пройти дистанционный курс повышения квалификации:

Как показывает практика, полноценное классное руководство нельзя совмещать с основной деятельностью. Что входит в обязанности классного руководителя и почему оно требует 35–40 часов в неделю? Это:

  • проверка дневников и дисциплины – не менее часа каждый день;
  • ведение школьной документации, организация творческой и трудовой деятельности – не менее часа в день;
  • участие в конкурсах, соревнованиях, уборке и пр.

Привычной практикой является назначение на должность классного руководителя учителя-предметника. Однако в некоторых учебных заведениях с классного руководителя полностью или частично снимается учебная нагрузка. При этом педагога называют классным наставником, тьютором, куратором.

Второй видимой проблемой, которая всплывает при анализе функциональных обязанностей классного руководителя, является размытость формулировок инструкции, а также введение в отдельных учреждениях таких обязанностей, которые снижают мотивацию педагогов. Например, сбор денег, разглашение личной информации и пр.

Некоторые трудности могут возникнуть и при взаимоотношениях с администрацией школы и коллегами, когда:

  • классный руководитель в соответствии должностными обязанностями по ФГОС и внутренним порядком школы заменяет отсутствующих коллег;
  • разрабатывает и согласовывает учебный план на год или четверть;
  • отчитывается перед администрацией о проделанной работе.

Как видно, классный руководитель выполняет такие функции, как мотивация, организация, контроль воспитательно-учебного процесса в пределах вверенного ему класса, создание гармоничных отношений с детьми, педагогами и семьями, организация внеурочной деятельности детей. Однако для успешного выполнения таких функций, деятельность сотрудника должна быть грамотно организована и справедливо оплачена.

Читайте также:  Минтруд разработал особый порядок выплат пенсий для новых регионов

Тематика информационных часов на I полугодие 2022/2023 учебного года

развернуть

Дата

Класс

Тема

01.09

Первое воскресенье сентября – День белорусской письменности

1-4

«Мой родной язык – моя гордость»

5-9

«День белорусской письменности»

10-11

«З вытокаў беларускай мовы»

08.09

Белорусский республиканский

союз молодёжи – 20 лет вместе

1-11

«Детские и молодёжные организации в Республике Беларусь»

15.09

Профилактика незаконного оборота наркотиков среди несовершеннолетних и молодёжи

1-11

«Наркотик – наш враг»

22.09

21 сентября — Международный день мира

1-4

«Мы за счастливое, мирное детство!»

5-8

«Ради мира на Земле»

9-11

«Беларусь – символ мира»

29.09

27 сентября-

Всемирный день туризма,

1 октября — Международный день пожилых людей

1-4

«Их морщинки как солнечные лучики»

5-7

«Беларусь туристическая» Обзорный информационный час «Опыт и мудрость они нам несут…»

8-11

ШАГ «Гордость за Беларусь. Активное лето активного гражданина» (проект «Поезд памяти», День всенародной памяти жертв Великой Отечественной войны и геноцида белорусского народа, День Независимости Республики Беларусь, трудовое лето – 2022, летние оздоровительные лагеря, проект «Шаг к успеху» и др.).

06.10

6 октября – Всемирный день учителя

1-4

«Учитель – наш друг и наставник»

5-8

«Это гордое имя – учитель!»

9-11

«Учитель перед именем твоим…»

13.10

14 октября — День матери

1-4

«Самое дорогое слово – мама!»

5-8

«Мир прекрасен уже потому, что в нем есть мама»

9-11

«Защита материнства и детства в Республике Беларусь»

20.10

2-я неделя октября

1-11

Обзорный информационный час «Мой любимый Минский район: факты, события, люди»

27.10

К Международному дню энергосбережения

1-4

«Азбука Берегоши»

5-7

«Быть бережливым — помогать стране»

8-11

«Гордость за Беларусь. Государственная система правовой информации» (обеспечение права граждан на получение полной, достоверной и своевременной правовой информации)

28.10

Безопасное детство

1-7

«Безопасность – осознанный выбор!»

8-11

ШАГ «Гордость за Беларусь. Здоровье каждого из нас – главная ценность» (о достижениях здравоохранения, фармацевтики)

10.11

21 ноября – Всемирный день некурения

1-4

«Быть здоровым – быть счастливым!»

5-8

«Школа – территория, свободная от курения»

9-11

«Беларусь без табака. За здоровую нацию»

17.11

20 ноября –

Всемирный день ребёнка

1-4

«Я хочу быть счастливым. Всемирный день ребенка»

5-8

«Права ребенка в Беларуси» (с использованием материалов Детского правового сайта)

9-11

«Защита прав несовершеннолетних в Республике Беларусь» (с использованием материалов Детского правового сайта)

24.11

День прав человека

1-4

«Милосердие – радость твоего сердца»

5-8

«О праве человека на жизнь, личную безопасность и неприкосновенность»

9-11

ШАГ «Гордость за Беларусь. Наша промышленность – надежный фундамент независимости» (развитие машиностроения, химической и нефтехимической промышленности, производство калийных удобрений)

01.12

1 декабря — Всемирный день борьбы со СПИДом

1-4

«Сохраним здоровье с детства»

5-11

«СПИД – угроза будущему»

08.12

8 декабря

22 года со дня подписания Договора о создании Союзного государства

1-7

«Союзное государства Республика Беларусь и Российская федерация»

8-11

«Правовая культура граждан – основа процветания государства»

15.12

17 декабря –

День белорусского кино

1-4

«Белорусские фильмы о детях и для детей»

5-11

«Что мы знаем о белорусском кино?» (история и современность)

22.12

Привет, каникулы

1-7

«Безопасность на зимних каникулах»

8-11

ШАГ «Гордость за Беларусь. Храним прошлое, ценим настоящее, строим будущее» (итоги Года исторической памяти).

О статусе классного руководителя – рекомендации Минпросвещения России

Для всех должностей, которые есть в штатном расписании школы, разрабатываются должностные инструкции. При этом структура у всех должностных инструкций унифицированная. За основу можно взять следующий вариант, когда инструкция состоит из разделов, посвященных:

  • общим положениям,
  • должностным обязанностям,
  • правам,
  • ответственности.

При разработке должностной инструкции классного руководителя такая структура документа вполне допустима. Далее в статье расскажем, какую информацию стоит помещать в каждый раздел.

Этот раздел должностной инструкции может содержать в себе следующие должностные обязанности, возлагаемые на классного руководителя:

  • вести журнал успеваемости;
  • оформлять личные дела учеников;
  • организовывать классный коллектив, что проявляется в выдаче поручений, работе с активом класса, формировании обязанностей дежурных, организации творческих мероприятий;
  • организовывать дежурства;
  • организовывать порядок питания учеников;
  • формировать денежный фонд для обеспечения классных нужд и распоряжаться средствами из него;
  • контролировать посещаемость, выяснять причины пропусков;
  • работать с дневниками учеников;
  • создавать условия для расширения кругозора учеников, круга их интересов;
  • способствовать формированию благоприятного климата в коллективе, укреплению дружественных отношений;
  • помогать адаптироваться ученикам в начале учебного процесса;
  • проводить классные часы;
  • обеспечивать защиту прав учеников, их интересов;
  • проводить профориентационную работу с учениками старших классов;
  • проводить классные собрания с родителями.

Уставом школы или другими документами на классного руководителя могут возлагаться и другие обязанности, тогда этот раздел инструкции корректируется.

Раздел, где вкратце перечисляются виды ответственности, к которым может быть привлечен классный руководитель, и основания для этого. Стандартно здесь прописывают, что классного руководителя могут:

  • за несоблюдение должностной инструкции, нарушение школьных правил, невыполнение распоряжения директора школы и другие нарушения – привлечь к дисциплинарной ответственности;
  • за применение физического или морального насилия к ученикам – освободить от должности, что не считается мерой дисциплинарной ответственности;
  • за причинение ущерба имуществу школы – привлечь к материальной ответственности по правилам гражданского или трудового законодательства.
  • Аттестация педагогических кадров
  • Документы, приложения, рекомендации
  • Курсовая подготовка
  • Экспериментальная деятельность
  • Наставничество
  • Школьный уполномоченный по правам ребёнка
  • Школьные методические объединения
    • МО естественно-математического цикла
    • МО гуманитарного цикла
    • МО классных руководителей
    • МО учителей начального образования
    • МО учителей иностранного языка
    • МО учителей ОБЖ, физической культуры, технологии
  • Библиотека
    • Документы
    • О библиотеке
    • Рекомендуем прочитать
  • Начальная школа

    Взаимодействие классного руководителя с другими сотрудниками школы

    Деятельность классного руководителя предполагает тесное взаимодействие со следующими специалистами:

    • Преподавателями отдельных дисциплин.

    В ходе совместной деятельности разрабатываются общие педагогические требования и подходы к ученикам в ходе учебно-воспитательного процесса, основанные в соответствии с общими целями учебного заведения, обсуждается вовлечение учеников в систему внеклассной (дополнительной) работы по предметам, участие в предметных кружках, факультативах, тематических вечерах и т.д.

    После общения с предметниками учителю будет проще представлять интересы своих воспитанников на педсовете.

    Функции и обязанности классного руководителя

    Каково значение классного руководителя? Он — основной организатор учебно-педагогического процесса в школе; должностное лицо, которое назначает директор школы для того, чтобы организовать воспитательную работу с учениками.

    Сегодня существует несколько видов классного руководства:

    • педагог-предметник, который одновременно осуществляет классное руководство
    • классный руководитель, который освобождён от других видов деятельности и выполняющий только лишь воспитательную работу с учениками класса
    • куратор в классе, который курирует определённый набор работ в классе
    • тьютор, покровительствующий классу или направляющий учащихся при выполнении ими определённого вида деятельности.

    Значимость воспитательного процесса

    Он направлен на всестороннее развитие подрастающего поколения. Основной задачей классного руководителя является организация, стимулирование, координация всех воспитательных воздействий в своем классе. В рамках своих должностных обязанностей, наставник выполняет комплексный подход к внеучебной работе с детьми. Его педагогическим долгом является забота о сохранении и укреплении психологического и физического здоровья школьников.

    Педагог повышает педагогическую культуру родителей своего класса, добивается взаимосвязи между семейным и школьным воспитанием. Классный руководитель в начальной школе является не только наставником, но и идейным вдохновителем, а также организатором мероприятий во внеурочное время. Педагог, который занимается воспитанием подрастающего поколения, должен стать духовным посредником между ребенком и обществом в освоении опыта, накопленного человечеством. Посредством разнообразных видов деятельности, учитель создает оптимальные условия для саморазвития и самовоспитания каждого школьника, полного раскрытия его творческого потенциала.

    Классный руководитель в пределах своей компетенции имеет право:

    1. Получать сведения о физическом и психологическом состоянии детей.
    2. Осуществлять контроль посещаемости и успеваемости школьников.
    3. Координировать и направлять в нужную сторону работу всех учителей – предметников.
    4. Обеспечивать воспитательную деятельность с обучающимися посредством педагогических консилиумов, «малых педсоветов», иных мероприятий, направленных на достижение поставленной цели.
    5. Выносить на рассмотрение совета образовательного учреждений, администрации школы предложения по улучшению воспитательной деятельности.

    О статусе классного руководителя – рекомендации Минпросвещения России

    Инвариантная часть обязанностей классного руководителя охватывает минимально необходимый состав действий по решению базовых — традиционных и актуальных — задач воспитания и социализации обучающихся, независимо от контекстных условий функционирования общеобразовательной организации (разд. 4 Методических рекомендаций).

    Инвариантная часть содержит следующие блоки:

    1. Личностно ориентированная деятельность по воспитанию и социализации обучающихся в классе (например, содействие повышению дисциплинированности и академической успешности каждого обучающегося, в том числе путем осуществления контроля посещаемости и успеваемости, профилактика наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения, употребления вредных для здоровья веществ, поддержка талантливых обучающихся, в том числе содействие развитию их способностей).

    2. Деятельность по воспитанию и социализации обучающихся, осуществляемая с классом как социальной группой, включая, например, регулирование и гуманизацию межличностных отношений в классе, формирование благоприятного психологического климата, толерантности и навыков общения в полиэтнической, поликультурной среде; профилактику девиантного и асоциального поведения обучающихся, в том числе всех форм проявления жестокости, насилия, травли в детском коллективе.

    3. Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся (например, привлечение родителей (законных представителей) к сотрудничеству в интересах обучающихся, регулярное информирование родителей (законных представителей) об особенностях осуществления образовательного процесса в течение учебного года, основных содержательных и организационных изменениях, о внеурочных мероприятиях и событиях жизни класса).

    4. Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с педагогическим коллективом (например, взаимодействие с администрацией общеобразовательной организации и учителями учебных предметов по вопросам контроля и повышения результативности учебной деятельности обучающихся и класса в целом; взаимодействие с педагогом-психологом, социальным педагогом и педагогами дополнительного образования).

    5. Участие в воспитательной деятельности во взаимодействии с социальными партнерами (например, участие в организации работы, способствующей профессиональному самоопределению обучающихся; участие в организации комплексной поддержки детей из групп риска, находящихся в трудной жизненной ситуации, с привлечением работников социальных служб, правоохранительных органов, организаций сферы здравоохранения, дополнительного образования детей, культуры, спорта, профессионального образования, бизнеса).

    6. Ведение и составление следующей документации:

    1) классного журнала (в бумажной форме) в части внесения в него и актуализации списка обучающихся (если используется электронный журнал, то актуализация списка не требуется);

    2) плана работы в рамках деятельности, связанной с классным руководством, требования к оформлению которого могут быть установлены локальным нормативным актом общеобразовательной организации по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации.

    Вариативная часть деятельности по классному руководству формируется в зависимости от контекстных условий общеобразовательной организации (разд. 4 Методических рекомендаций).

    Так, вариативность может отражать наличие особых целей и задач духовно-нравственного воспитания обучающихся в общеобразовательных организациях субъекта РФ, связанных с трансляцией и поддержкой развития национальной культуры, сохранением родного языка.

    Вариативная часть может отражаться не только в локальном акте общеобразовательной организации, но и в соглашении о выполнении дополнительной работы конкретным педагогическим работником в связи с классным руководством, если предполагается работа в классе с особыми условиями, например с присутствием детей с ограниченными возможностями здоровья, либо в разновозрастном классе-комплекте и т.д. (разд. 4 Методических рекомендаций).

    Поскольку классный руководитель является педагогическим работником, он должен в числе прочего выполнять следующие обязанности (ст. 48 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ):

    1) осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой;

    2) соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики;

    3) уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений;

    4) развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни;

    5) применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания;

    6) учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими орга��изациями;

    7) систематически повышать свой профессиональный уровень;

    8) проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в порядке, установленном законодательством об образовании;

    9) проходить в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя;

    1.1. Исполнение обязанностей классного руководителя осуществляется-на основании приказа директора школы. На период отпуска и временной нетрудоспособности классного руководителя его обязанности могут быть возложены на других педагогических сотрудников. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора школы, изданного с соблюдением требований законодательства о труде.

    1.2. Классный руководитель должен иметь среднее или высшее профессиональное образование, соответствующий опыт работы.

    1.3. Классный руководитель подчиняется непосредственно заместителю директора (воспитательная работа).

    1.4. В своей деятельности классный руководитель руководствуется Конституцией Российской Федерации, законом Российской Федерации «Об образовании», «Типовым положением об общеобразовательном учреждении», семейным кодексом Российской Федерации, законом Российской Федерации «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», указами Президента Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации и решениями Правительства Региона и органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся; административным, трудовым и хозяйственным законодательством; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом и локальными правовыми актами школы (в том числе Правилами внутреннего трудового распорядка, приказами и распоряжениями директора, настоящей должностной инструкцией), трудовым договором (контрактом). Классный руководитель соблюдает Конвенцию о правах ребенка.

    Основными направлениями деятельности классного руководителя являются:

    2.1. Организация воспитательного процесса в классе, руководство им и контроль развития этого процесса.

    2.2. Содействие созданию благоприятных условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности обучающихся в классе.

    Классный руководитель выполняет следующие должностные обязанности:

    3.1. Анализирует проблемы, ход, развитие и результаты воспитательного процесса в классе.

    3.2. Прогнозирует:

    ■ тенденции изменения ситуации в обществе и в образовании для корректировки плана воспитательной работы в классе;

    ■ последствия запланированной воспитательной работы в классе.

    3.3. Планирует и организует:

    ■ воспитательный процесс во время проведения мероприятий с обучающимися класса;

    ■ разработку необходимой методической документации по воспитательной работе в классе;

    ■ осуществление систематического контроля уровня воспитанности обучающихся;

    Классный руководитель имеет право в пределах своей компетенции:

    4.1. Выбирать формы и методы воспитания учащихся.

    4.2. Давать обязательные распоряжения учащимся во время проведения воспитательных мероприятий.

    4.3. Привлекать к дисциплинарной ответственности обучающихся за проступки, дезорганизующие учебно-воспитательный процесс, в порядке, установленном Правилами о поощрениях и взысканиях.

    4.4. Принимать участие:

    ■ в разработке воспитательной программы школы;

    ■ в работе педагогического совета.

    4.5. Вносить предложения:

    ■ о начале, прекращении или приостановлении конкретных воспитательных проектов;

    ■ по совершенствованию воспитательной работы.

    4.6. Запрашивать у руководства, получать и использовать информационные материалы и нормативно-правовые документы, необходимые для исполнения своих должностных обязанностей.

    4.7. Приглашать от имени школы родителей (законных представителей) для информирования об успехах и нарушениях их детей.

    4.8. Требовать от учащихся соблюдения Правил поведения для учащихся, выполнения Устава школы.

    4.9. Повышать свою квалификацию.

    5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и заместителя директора по воспитательной работе и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, в том числе за неиспользование прав, предоставленных настоящей Инструкцией, повлекшее дезорганизацию образовательного процесса, классный руководитель несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.

    5.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, классный руководитель может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом Российской Федерации «Об образовании».

    5.3. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса классный руководитель привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.

    5.4. За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба (в том числе морального) в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей, а также неиспользование прав, предоставленных настоящей Инструкцией, классный руководитель несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

    Классный руководитель:

    6.1. Работает в режиме ненормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из расчета не менее 5 часов в неделю и утвержденному директором школы.

    6.2. Свою работу на каждый учебный год и каждый учебный модуль планирует под руководством заместителя директора (воспитательная работа). План работы представляется на утверждение директору школы не позднее 5 дней с начала планируемого периода.

    6.3. Представляет заместителю директора (воспитательная работа) письменный отчет о своей деятельности объемом не более двух машинописных страниц в течение 10 дней по окончании каждого учебного модуля.

    6.4. Получает от директора школы и непосредственного руководителя информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.

    6.5. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию, с педагогическими работниками и заместителями директора школы.

    6.6. Передает своему непосредственному руководителю информацию, полученную на совещаниях и семинарах, непосредственно после ее получения.

    Для всех должностей, которые есть в штатном расписании школы, разрабатываются должностные инструкции. При этом структура у всех должностных инструкций унифицированная. За основу можно взять следующий вариант, когда инструкция состоит из разделов, посвященных:

    • общим положениям,
    • должностным обязанностям,
    • правам,
    • ответственности.

    При разработке должностной инструкции классного руководителя такая структура документа вполне допустима. Далее в статье расскажем, какую информацию стоит помещать в каждый раздел.

    Этот раздел должностной инструкции может содержать в себе следующие должностные обязанности, возлагаемые на классного руководителя:

    • вести журнал успеваемости;
    • оформлять личные дела учеников;
    • организовывать классный коллектив, что проявляется в выдаче поручений, работе с активом класса, формировании обязанностей дежурных, организации творческих мероприятий;
    • организовывать дежурства;
    • организовывать порядок питания учеников;
    • формировать денежный фонд для обеспечения классных нужд и распоряжаться средствами из него;
    • контролировать посещаемость, выяснять причины пропусков;
    • работать с дневниками учеников;
    • создавать условия для расширения кругозора учеников, круга их интересов;
    • способствовать формированию благоприятного климата в коллективе, укреплению дружественных отношений;
    • помогать адаптироваться ученикам в начале учебного процесса;
    • проводить классные часы;
    • обеспечивать защиту прав учеников, их интересов;
    • проводить профориентационную работу с учениками старших классов;
    • проводить классные собрания с родителями.

    Уставом школы или другими документами на классного руководителя могут возлагаться и другие обязанности, тогда этот раздел инструкции корректируется.

    Раздел, где вкратце перечисляются виды ответственности, к которым может быть привлечен классный руководитель, и основания для этого. Стандартно здесь прописывают, что классного руководителя могут:

    • за несоблюдение должностной инструкции, нарушение школьных правил, невыполнение распоряжения директора школы и другие нарушения – привлечь к дисциплинарной ответственности;
    • за применение физического или морального насилия к ученикам – освободить от должности, что не считается мерой дисциплинарной ответственности;
    • за причинение ущерба имуществу школы – привлечь к материальной ответственности по правилам гражданского или трудового законодательства.
    • Аттестация педагогических кадров
    • Документы, приложения, рекомендации
    • Курсовая подготовка
    • Экспериментальная деятельность
    • Наставничество
    • Школьный уполномоченный по правам ребёнка
    • Школьные методические объединения
      • МО естественно-математического цикла
      • МО гуманитарного цикла
      • МО классных руководителей
      • МО учителей начального образования
      • МО учителей иностранного языка
      • МО учителей ОБЖ, физической культуры, технологии
    • Библиотека
      • Документы
      • О библиотеке
      • Рекомендуем прочитать
    • Начальная школа

      Должностная инструкция классного руководителя

      2.1. Цель деятельности классного руководителя – формирование и развитие гармонично развитой и социально ответственной личности на основе семейных, социокультурных и духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
      2.2. Задачи деятельности классного руководителя:

      • создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
      • создание благоприятных психолого-педагогических условий в классе путем гуманизации межличностных отношений, формирования навыков общения, детско-взрослого общения, основанного на принципах взаимного уважения и взаимопомощи, ответственности, коллективизма и социальной солидарности, недопустимости любых форм и видов травли, насилия, проявления жестокости;
      • формирование у обучающихся высокого уровня духовно-нравственного развития, основанного на принятии общечеловеческих и российских традиционных духовных ценностей и практической готовности им следовать;
      • формирование внутренней позиции личности обучающегося по отношению к негативным явлениям окружающей социальной действительности, в частности, по отношению к кибербуллингу, деструктивным сетевым сообществам, употреблению различных веществ, способных нанести вред здоровью человека; культу насилия, жестокости и агрессии; обесцениванию жизни человека и др.;
      • формирование у обучающихся активной гражданской позиции, чувства ответственности за свою страну, причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, включая неприятие попыток пересмотра исторических фактов, в частности, событий и итогов второй мировой войны;
      • формирование способности обучающихся реализовать свой потенциал в условиях современного общества за счёт активной жизненной и социальной позиции, использования возможностей волонтёрского движения, детских общественных движений и объединений, ученического самоуправления, творческих и научных сообществ;
      • формирование здорового образа жизни;
      • обеспечение защиты прав и соблюдение законных интересов каждого ребенка;
      • организация внеурочной работы с обучающимися в классе;
      • содействие развитию инклюзивных форм образования, в том числе в интересах обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

      2.3. Основными функциями классного руководителя являются:

      • личностно ориентированная деятельность по воспитанию и социализации обучающихся в классе;
      • деятельность по воспитанию и социализации обучающихся, осуществляемой с классом как социальной группой;
      • воспитательная деятельность во взаимодействии с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся;
      • воспитательная деятельность во взаимодействии с педагогическим коллективом;
      • участие в осуществлении воспитательной деятельности во взаимодействии с социальными партнерами.
      • ведение и составление документации классного руководителя.

      Инвариантная часть деятельности классного руководителя
      3.1. В рамках личностно ориентированной деятельности по воспитанию и социализации обучающихся в классе:

      • содействует повышению дисциплинированности и академической успешности каждого обучающегося, в том числе путём осуществления контроля посещаемости и успеваемости;
      • обеспечивает соблюдение обучающимися класса расписания учебных занятий, организационных требований в период начала и окончания учебного периода, выявляет факты перегрузки обучающихся, содействует организации деятельности класса на каникулах;
      • обеспечивает включённость всех обучающихся в воспитательные мероприятия по приоритетным направлениям деятельности по воспитанию и социализации;
      • содействует успешной социализации обучающихся путём организации мероприятий и видов деятельности, обеспечивающих формирование у них опыта социально и личностно значимой деятельности, в том числе с использованием возможностей волонтёрского движения, детских общественных движений, творческих и научных сообществ;
      • оказывает индивидуальную поддержку каждому обучающемуся класса на основе изучения его психофизиологических особенностей, социально-бытовых условий жизни и семейного воспитания, социокультурной ситуации развития ребёнка в семье;
      • выявляет и осуществляет поддержку обучающихся, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, оказывает помощь в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных;
      • выявляет и осуществляет педагогическую поддержку обучающимся, нуждающихся в психологической помощи;
      • проводит профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения, употребления вредных для здоровья веществ;
      • формирует навыки информационной безопасности;
      • организует изучение школьниками правил охраны труда, дорожного движения, поведения в школе и быту, на каникулах, во время экскурсий, на воде, в лесу и т.д., проводит инструктажи с обучающимися;
      • содействует формированию у детей с устойчиво низкими образовательными результатами мотивации к обучению, развитию у них познавательных интересов;
      • способствует созданию оптимальных условий организации промежуточной и итоговой аттестации обучающихся класса по предметам;
      • оказывает поддержку талантливым обучающимся, в том числе содействие развитию их способностей;
      • обеспечивает защиту прав и соблюдения законных интересов обучающихся, в том числе гарантий доступности ресурсов системы образования.

      3.2. В рамках деятельности по воспитанию и социализации обучающихся, осуществляемой с классом как социальной группой:

      • изучает и анализирует характеристики класса как малой социальной группы;
      • осуществляет регулирование и гуманизацию межличностных отношений в классе, формирование благоприятного психологического климата, толерантности и навыков общения в полиэтнической и поликультурной среде;
      • формирует ценностно-ориентационное единство в классе по отношению к национальным, общечеловеческим, семейным ценностям, здоровому образу жизни, активной гражданской позиции, патриотизму, чувству ответственности за будущее страны; признанию ценности достижений и самореализации в учебной, спортивной, исследовательской, творческой и иной деятельности;
      • ведет активную пропаганду здорового образа жизни, участвует вместе с классом в физкультурно-массовых, спортивных и других мероприятиях, способствующих укреплению здоровья обучающихся в классе;
      • посещает совместно с классом общешкольные мероприятия, обеспечивает соблюдение детьми дисциплины, правил охраны труда и пожарной безопасности;
      • осуществляет организацию и оказывает поддержку всех форм и видов конструктивного взаимодействия обучающихся, в том числе их включённости в волонтерскую деятельность и в реализацию социальных и образовательных проектов;
      • в соответствии с возрастными интересами обучающихся организует их коллективно- творческую деятельность (стенгазеты, плакаты, оформление к праздникам), создает благоприятные условия, позволяющие детям проявлять гражданскую и нравственную позицию, реализовывать свои интересы и потребности, интересно и с пользой для их развития проводить свободное время;
      • сопровождает и обеспечивает безопасность обучающихся во время выездных мероприятий внеурочного цикла деятельности общеобразовательной организации;
      • выявляет и своевременно корректирует деструктивные отношения, создающие угрозы физическому и психическому здоровью обучающихся;
      • проводит профилактику девиантного и асоциального поведения обучающихся, в том числе всех форм проявления жестокости, насилия, травли в детском коллективе.

      3.3. В рамках воспитательной деятельности во взаимодействии с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся:

      5.1. В предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке классный руководитель несет ответственность:

      • за соблюдение требований к ведению и своевременное оформление классного журнала (электронного журнала) и журнала инструктажей обучающихся, выполнение плана работы классного руководителя.
      • за соблюдение финансовой дисциплины;
      • за поддержание порядка в классном кабинете, целостность используемого оборудования;
      • за выбор воспитательных приемов и их соответствие возрастным особенностям обучающимся;
      • за своевременное информирование и подготовку организационных вопросов проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся класса;
      • за соблюдение прав, свобод и достоинства личности обучающихся, родителей обучающихся и лиц, их заменяющих;
      • за соблюдение плана воспитательной работы школы в рамках своих функциональных обязанностей;
      • за создание обстановки, приведшей к уменьшению контингента обучающихся по вине классного руководителя;
      • за жизнь и здоровье обучающихся класса во время проводимых им мероприятий;
      • за ненадлежащее исполнение требований антитеррористической безопасности в школе в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
      • за несвоевременное принятие мер по оказанию первой помощи пострадавшему, скрытие от администрации несчастного случая;
      • за недостаточный контроль или его отсутствие за соблюдением правил и инструкций по охране труда и пожарной безопасности.

      5.2. За неисполнение или нарушение без уважительных причин своих обязанностей, установленных настоящей должностной инструкцией классного руководителя, Устава и Правил внутреннего трудового распорядка, трудового договора, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, классный руководитель подвергается дисциплинарному взысканию согласно статье 192 Трудового Кодекса Российской Федерации.
      5.3. За применение, в том числе однократно, методов воспитания, включающих физическое и (или) психологическое насилие над личностью обучающегося, а также за совершение иного аморального проступка педагог может быть освобожден от занимаемой должности согласно Трудовому Кодексу Российской Федерации. Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.
      5.4. За несоблюдение правил и требований охраны труда и пожарной безопасности, санитарно-гигиенических правил и норм классный руководитель образовательной организации привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством Российской Федерации.
      5.5. За умышленное причинение общеобразовательной организации или участникам образовательных отношений материального ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих обязанностей классный руководитель несет материальную ответственность в порядке и в пределах, предусмотренных трудовым и (или) гражданским законодательством РФ.
      5.6. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления образовательной и воспитательной деятельности несет ответственность в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

      Бизнес: • Банки • Богатство и благосостояние • Коррупция • (Преступность) • Маркетинг • Менеджмент • Инвестиции • Ценные бумаги: • Управление • Открытые акционерные общества • Проекты • Документы • Ценные бумаги — контроль • Ценные бумаги — оценки • Облигации • Долги • Валюта • Недвижимость • (Аренда) • Профессии • Работа • Торговля • Услуги • Финансы • Страхование • Бюджет • Финансовые услуги • Кредиты • Компании • Государственные предприятия • Экономика • Макроэкономика • Микроэкономика • Налоги • Аудит
      Промышленность: • Металлургия • Нефть • Сельское хозяйство • Энергетика
      Строительство • Архитектура • Интерьер • Полы и перекрытия • Процесс строительства • Строительные материалы • Теплоизоляция • Экстерьер • Организация и управление производством


      Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *