Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ТОП-12 курсов по налогам и налогообложению в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Российское налоговое законодательство подвержено постоянным изменениям и уточнениям. В отечественные нормативные документы регулярно вносятся поправки, как уточняющие отдельные методы расчета налоговой базы, так и кардинально меняющие принципы организации учета или начисления и уплаты определенных налогов.
Опасные способы «оптимизации» НДС для бизнеса
А вот «серые» схемы, которые заметно уменьшают сумму налоговых отчислений, но далеки от законности, применять в работе предприятия не стоит.
«Бухгалтер готовит декларацию, в которой все авансы, покупки и продажи выверены до копейки, ― рассказывает эксперт по налогообложению и бухгалтерскому учету Алла Семенова. ― Уверенность в безошибочности расчета — 100%, ура! Но директор, рассмотрев ее, замечает: многовато будет, не пойдет, нужно уменьшать, что-нибудь придумайте…»
В такие моменты, когда доводы об экономической целесообразности, о сопоставимости контрольных значений и возможном возмещении в следующем квартале, не находят у руководства понимания, и возникают «идеи» уменьшить сумму налога. А для этого, как правило, прибегают к таким схемам:
-
оприходование «левых» товаров, материалов, услуг;
-
привлечение «фирм-однодневок»;
-
использование услуг «левых» компаний, которые предлагают разрыв НДС за «символичную» плату;
-
банальное сокращение сумм в декларации ― не записать, «случайно забыть» про полученные авансы.
Насколько это опасно?
Совершение предприятием вышеперечисленных действий — гарантия повышенного внимания со стороны ФНС. Бывает, что проверяющие видят схемы ухода от налогов даже там, где она даже в теории не задумана.
Обусловлено это несколькими причинами. Во-первых, работа налоговиков сейчас заточена под показатели эффективности — во многом, плановые. Если рядовой работник ФНС не выполнил план (по суммам доначислений в бюджет, по суммам доначислений по конкретным налогам и взносам) — будут претензии со стороны начальства.
Нет оснований считать, что и рядовые налоговики, и их руководители на разных уровнях в ближайшее время будут отличаться лояльностью в отношении бизнеса. В мире и в стране кризис, обусловленный ситуацией с коронавирусом и другими факторами. В карантин экономика сильно «сжалась», налоговые поступления сократились, а бюджетные расходы выросли, и этот тренд сохранится еще долго. ФНС будет предельно внимательной, а в силах бизнеса — не допустить приведенных выше очевидных поводов для повышения активности со стороны проверяющих.
Стратегическое и текущее налоговое планирование
На практике осуществляется стратегическое и текущее налоговое планирование.
Стратегическое налоговое планирование в реальной практике хозяйствующих субъектов может выглядеть следующим образом:
-
обязательный обзор проектов нормативных правовых актов и прогноз возможного развития событий;
-
обзор и прогноз обычаев делового оборота и судебной практики;
-
составление прогнозов налоговых обязательств фирмы;
-
нужно продумать варианты схем управления финансовыми, документарными, информационными и товарными потоками;
-
составление сетевого графика соответствия исполнения налоговых и финансовых обязательств организации;
-
обязательная оценка риска различных инструментов, проработка вариантов возможных причин резких отклонений от расчетных показателей деятельности организации;
-
составление прогноза эффективности применяемых инструментов налоговой оптимизации.
Текущее налоговое планирование может включать в себя следующие мероприятия:
-
еженедельный мониторинг нормативных правовых актов;
-
составление прогнозов налоговых обязательств организации и последствий планируемых сделок;
-
составление графика соответствия исполнения налоговых обязательств и изменения активов фирмы;
-
прогноз и исследование возможных причин резких отклонений от среднестатистических показателей деятельности организации и налоговых последствий инноваций или проводимой сделки.
Разработка налоговой схемы
При осуществлении налогового планирования вырабатывается схема, в соответствии с которой предприятие планирует осуществлять свою деятельность.
При этом организация должна верно применить выбранные инструменты налогового планирования для реализации задачи налогового планирования эффективным и оптимальным образом.
При осуществлении налогового планирования следует учитывать возможные изменения налогового законодательства, которые могут быть связаны с установлением новых форм и режимов налогообложения, изменением налоговых ставок, отменой налоговых льгот или вводом новых налоговых льгот.
Поэтому в некоторых случаях надо внести необходимые изменения в учетную политику организации для целей налогообложения.
В заключение отметим, что способы законного (легального) уменьшения налогов всегда были и будут.
Во-первых, из-за законодательно установленных различных видов налоговых режимов и льгот.
Нестандартное применение различных налоговых режимов и льгот бывает полезным с точки зрения минимизации налогообложения.
Во-вторых, по причинам системного характера.
В современной динамичной и сложной экономике заранее просчитать все налоговые последствия самых разнообразных экономических действий налогоплательщика принципиально не представляется возможным, а значит, всегда будут существовать возможности таких действий, которые более выгодны налогоплательщику.
Таким образом, возможности применения различных налоговых схем позволяют вносить свои коррективы в процесс налогового планирования, минимизировать налоговые риски и, следовательно, повышать уровень экономической безопасности хозяйствующего субъекта.
Виды налогового планирования
Как показывает практика, налоговое планирование на предприятии может быть текущим и стратегическим. Стратегическое планирование – это совокупность таких действий, как:
- Обзор проектов нормативных документов и прогноз возможного сценария развития событий в области налогообложения.
- Изучение и прогноз делового оборота и судебных практик.
- Прогноз налоговых обязательств предприятия.
- Составление графика исполнения обязательств компании.
- Оценка риска работы с различными инструментами, поиск возможных причин отклонений от расчетных показателей деятельности организации.
- Прогноз эффективности используемых для оптимизации инструментов.
Текущая система налогового планирования в организации представляет собой ряд определенных мероприятий:
- Мониторинг нормативно-правовых актов.
- Прогнозы налоговых обязательств компании.
- Последствия запланированных сделок.
- Составление графика соответствия исполнения налоговых обязательств и изменения активов компании.
Кроме того, есть еще несколько видов налогового планирования:
- Классическое. Организация и контроль погашения обязательств на основании законодательства, прогнозирование.
- Оптимизационное. Максимальное использование пробелов в законах в пользу компании.
- Противозаконное. Уклонение налогоплательщика от обязательств, что влечет за собой уголовную ответственность.
- Долгосрочное. Составление стратегии развития компании, минимизация нагрузки на несколько лет вперед.
Эффективное налоговое планирование и оптимизация налогообложения для компаний на ОСНО
Сложность планирования налогов для предприятий на ОСНО состоит в том, что необходимо планировать сразу несколько налогов (налог на прибыль и НДС). Для расчета налога на прибыль используется метод начисления, основой которого является движение товаров или документов, а не движение денежных средств. Кроме того, необходимо осуществлять корректировку на величину запасов (несмотря на то, что денежные средства, например, за материалы, уплачены, пока они не переданы в производство, их нельзя учитывать при определении размера налога на прибыль). Возникает также множество нюансов при учете расходов на аренду, представительских расходов, заработной платы и так далее. Поэтому предприятиям, применяющим ОСНО, самостоятельно спрогнозировать налоги очень сложно, они часто прибегают к помощи профессиональных бухгалтеров.
Стратегическое и текущее налоговое планирование
В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач различают стратегическое (долговременный курс организации и решение крупномасштабных задач) и текущее (повседневного характера) планирование налоговых платежей.
Стратегическое планирование налогов включает в себя:
- обзор и прогноз обычаев делового оборота и судебной практики, нормативно-правовой базы и ее изменения на планируемый период;
- составление прогнозов налоговых обязательств организации, в том числе при наступлении форс-мажорных обстоятельств;
- варианты схем финансовых, документарных и товарно-материальных потоков;
- составление сетевого графика соответствия исполнения налоговых, финансовых и коммерческих обязательств организации;
- обязательную оценку риска различных инструментов, проработку вариантов возможных причин резких отклонений от расчетных показателей деятельности организации;
- письменное обоснование применяемых схем с указанием налоговых последствий;
- обязательная оценка риска различных инструментов, проработка вариантов причин резких отклонений от расчетных показателей деятельности компании;
- составление прогноза эффективности применяемых инструментов налоговой оптимизации.
Сущность стратегического планирования налогов – анализ различных схем налогообложения и выбор такого варианта, который лучше всего отвечает деятельности предприятия и позволяет достичь наибольшего сокращения налоговых платежей.
Текущее или оперативное планирование – действия, предпринимаемые в ходе деятельности компании, которая направлена на то, чтобы снизить уровень налоговой нагрузки. В отличие от стратегического, оперативное планирование имеет более краткосрочный характер.
Текущее налоговое планирование подразумевает такие мероприятия:
- регулярный мониторинг нормативных правовых актов и комментариев специалистов по налоговой тематике;
- составление прогнозов налоговых обязательств организации и последствий планируемых сделок;
- составление графика соответствия исполнения налоговых обязательств и изменения активов организации;
- прогноз и исследование возможных причин резких отклонений от среднестатистических показателей деятельности организации и налоговых последствий инноваций или проводимой сделки.
Компания VALEN предлагает вам следующие услуги:
- Анализ первичной документации, договоров, налогового и бухгалтерского учета организации с целью выявления ошибок и предложение способов их устранения (при необходимости). На данном этапе также формируется безопасная деятельность фирмы в пределах отчетного периода.
- Выбор оптимальной схемы налогообложения, направленной на уменьшение налоговой нагрузки. Нередко под этим понимается функциональное распределение между структурами бизнеса.
- Оптимизация работы организации путем сокращения затрат на платежи в бюджет.
- Выявление льготных условий и использование других законных способов, которые позволят держать расходы организации на налоговые выплаты на нужном уровне.
- Формирование механизма автономного контроля внутри организации с последующей разработкой/усовершенствованием договорной базы.
- Создание календаря выплат, содержащего график внесения налогов.
Главный вывод, в целом, является достаточно неприятным для налогоплательщиков, практикующих международную оптимизацию.
С реализацией мероприятий, которые были предусмотрены Планом BEPS, множество распространенных схем, которые были использованы в целях уменьшения налогового бремени в международной коммерции (реальной или притворной) и которые стали уже традиционными, из законных скоро перевоплотятся в незаконные.
А с повышением всемирной информационной прозрачности, наступающей неуклонно и неотвратимо, возможности налоговых органов по раскрытию незаконных схем радикально расширяются.
Другое дело, какое время все это займет.
Введенное в действие в 2015 году антиофшорное законодательство уже сделало почти бессмысленным использование офшорных компаний. Во всяком случае, — для целей правомерной налоговой оптимизации.
А состоявшееся присоединение России к международной системе автоматического обмена информацией предоставит российским налоговым органам возможность без особого труда выявлять нарушения этого законодательства.
Но опять же, в течении какого времени это произойдет.
В связи с указанным российским предпринимателям следует срочно ревизовать структуру своих зарубежных активов. При этом большую часть существующих офшорных компаний имеет смысл либо ликвидировать, либо, тщательно взвесив, задекларировать их по закону о КИК с последующей уплатой налога на доходы (прибыль).
Во многих случаях разумными действиями могут стать:
- полный (или почти) отказ от использования офшорных холдинговых структур с заменой офшоров на другие юрисдикции с умеренно пониженными ставками налогообложения или иными преференциями в уплате налогов;
- в отдельных случаях — целесообразно оформление активов непосредственно на российского бенефициара или контролируемые им российские компании. Внутрироссийские возможности по оптимизации, как известно, — также немалые.
Однако все происходящее далеко не означает, что иностранные компании совсем не будут использоваться в международной коммерции. Но в условиях новых правил игры устанавливаются значительно более жесткие требования, которые необходимо обязательно выполнять для того, чтобы схема взаимодействия компаний международного холдинга не оказалась незаконной.
В частности, необходимо учитывать, что:
- Льготы по соглашению об избежании двойного налогообложения в части уплаты налога у источника выплат предоставляются только «лицу, имеющему фактическое право на доход». Следовательно, для использования преимуществ соглашения иностранная компания, получающая, в частности, роялти из России, должна вести правдоподобную коммерческую деятельность. Соответствующие документальные подтверждения этого должны быть заранее подготовлены для возможного представления российским налоговым органам.
- При получении займов из-за рубежа необходимо полностью исключить даже отдаленную аффилированность займодавца с иностранной материнской компанией российского налогоплательщика. В противном случае проценты по займу с высокой вероятностью могут быть переквалифицированы в дивиденды с соответствующими налоговыми последствиями.
- Налоговые последствия операций с зарубежными аффилированными лицами могут быть пересмотрены налоговым органом, на следующих основаниях:
- законодательства о трансфертном ценообразовании,
- некодифицированного принципа «необоснованной налоговой выгоды» (установлен Постановлением Пленума ВАС РФ от 10.12.2006г. № 53).
При этом опять следует обращать особое внимание на наличие доказательств экономической целесообразности таких сделок и обоснованности соответствующих цен.
- Налоговые последствия сделок подразделений транснациональных компаний, ведущих деятельность в России (филиалы или дочерние компании), с другими компаниями группы могут пересматриваться налоговым органом, если сделки представляют собой элементы притворной схемы по выводу прибыли из-под российского налогообложения. Таковыми сделками могут, например, являться:
- по оплате услуг,
- выплате лицензионных отчислений,
- приобретению нематериальных активов.
- С присоединением России к всемирному обмену получаемая информация станет хорошей основой для внесения соответствующих изменений и дополнений в налоговое законодательство в установленном порядке. Как следствие, транснациональным компаниям также придется ревизовать используемые ими схемы в целях соответствия новым законоположениям. Возникает вопрос — не означает ли все указанное полный запрет на Международное НП? Ответ — нет. Международные холдинги также сохранят свободу распределения функций и обеспечения взаимодействия между своими подразделениями в различных странах, в том числе — и с учетом налоговых факторов.
Оптимизация налогов: где проходит его граница?
Немалый интерес в этой теме вызывает вопрос о пределах такой оптимизации (планирования налогов). Здесь следует иметь ввиду, что в сегодняшней правоприменительной практике запрещается искусственная оптимизация налогов, использующая исключительно возможности (и/или пробелы, недостатки) налогового законодательства РФ, применяющаяся вне целей хозяйственной деятельности и имеющая под собой целью исключительно получение налоговой выгоды. То есть, попросту говоря, запрещаются схемы.
И если в случае с планированием налогов налогоплательщик оценивает налоговые последствия выбора им способов хозяйственной деятельности, то во втором хозяйственная деятельность никакой роли не играет, схема на нее влияние не оказывает (при этом зачастую, собственно, деятельность только усложняется), а единственной целью является получение налоговой выгоды.
Как видим, указанные различия весьма неустойчивы, на практике правомерность или неправомерность оптимизации налогов во многом зависит от субъективной оценки обстоятельств конкретным инспектором ИФНС РФ или судьей.
Однако наибольший интерес представляют собой ситуации, когда выбор налогоплательщиком того ли иного абсолютно легального способа правового оформления отношений при совершении сделки влечет различные налоговые последствия: например, продажа недвижимости или продажа доли/акций в компании, которой принадлежит эта недвижимость, или выбор осуществления инвестиций — через создание российской организации или через создание иностранной организации.
И в этих ситуациях возникает вопрос: нет ли в этих случаях признаков незаконной оптимизации налогообложения?
Ведь экономические последствия для налогоплательщика трактовки его деятельности как содержащей признаки легального налогового планирования, либо незаконной оптимизации огромны. Как правило, это признание/непризнание правомерности примененных расходов по налогу на прибыль и вычетов по НДС, т.е. порядка 40% оборота, плюс пени и штрафы.
На деле такие претензии налоговых органов могут выливаться в просто гигантские суммы, ставящие под вопрос само существование налогоплательщиков, а также влекущие возможность предъявления претензий правоохранительными органами к должностным лицам налогоплательщика.
А судьба указанных сумм, как мы уже отметили, зачастую зависит от таких обстоятельств для проверяющих, как правильное оформление документов, их внутренняя непротиворечивость, прозрачность и т.д.
Это означает, что налоговое планирование требует учета всей совокупности указанных обстоятельств и разумного и взвешенного подхода, исходя из необходимости с одной стороны решения задач планирования налогов, а с другой стороны устранения или минимизации риска возникновения налоговых споров.
Услуги по международному налоговому планированию
Международное налоговое планирование является необходимым в тех ситуациях, когда компания или производственная структура активно взаимодействует с зарубежными партнерами или же поставляет свои услуги и товары на рынки других стран.
Компания «МИП» оказывает свои услуги всем пользователям, которые ведут деятельность в нашей стране. Помимо отечественных реалией, специалисты фирмы также готовы помочь разобраться в международных налоговых отчислениях, если компания активно сотрудничает с зарубежными партнерами или поставляет свои товары или услуги за границу.
Налоговые юристы компании «МИП» изучат ключевые особенности деятельности и помогут на абсолютно законных основаниях уменьшить налоговую нагрузку, что приведет снижение обязательных отчислений в бюджет. За годы деятельности были разработаны и успешно внедрены самые разнообразные механизмы, позволяющие в итоге максимально эффективно модернизировать налоговую систему на предприятии и уменьшить расходы.
Главная цель государственного управления в сфере налогов и налогообложения – пополнение бюджета за счет взимания различных налогов (налоговое бремя). Основная цель организаций — минимизация налогов и поиск способов уменьшения размера налогов, налоговой нагрузки и налогообложения на предприятие, чтобы увеличить прибыль.
Налоговая оптимизация — уменьшение налогов и налогообложения, которые оплачивает организация. Налоговая реструктуризация (уменьшение налогов) служит одной цели – увеличить прибыль организации, что достигается путем уменьшения размера уплачиваемых налогов. Налоговая политика не должна сопровождаться нарушением законов налогообложения, так как штрафные санкции налоговой инспекции могут свести на «нет» все достигнутые результаты и уменьшить общую прибыль.
Виды налогового планирования
Как показывает практика, налоговое планирование на предприятии может быть текущим и стратегическим. Стратегическое планирование – это совокупность таких действий, как:
- Обзор проектов нормативных документов и прогноз возможного сценария развития событий в области налогообложения.
- Изучение и прогноз делового оборота и судебных практик.
- Прогноз налоговых обязательств предприятия.
- Составление графика исполнения обязательств компании.
- Оценка риска работы с различными инструментами, поиск возможных причин отклонений от расчетных показателей деятельности организации.
- Прогноз эффективности используемых для оптимизации инструментов.
Текущая система налогового планирования в организации представляет собой ряд определенных мероприятий:
- Мониторинг нормативно-правовых актов.
- Прогнозы налоговых обязательств компании.
- Последствия запланированных сделок.
- Составление графика соответствия исполнения налоговых обязательств и изменения активов компании.
Кроме того, есть еще несколько видов налогового планирования:
- Классическое. Организация и контроль погашения обязательств на основании законодательства, прогнозирование.
- Оптимизационное. Максимальное использование пробелов в законах в пользу компании.
- Противозаконное. Уклонение налогоплательщика от обязательств, что влечет за собой уголовную ответственность.
- Долгосрочное. Составление стратегии развития компании, минимизация нагрузки на несколько лет вперед.
Что такое планирование?
Планирование — это самая основная управленческая работа, в основном потому, что вы должны хорошо управлять собой, прежде чем управлять другими, и это влечет за собой выбор заранее, что нужно сделать, когда это нужно сделать, как это должно быть сделано и кто это будет делать. .
Это интеллектуальный процесс, который устанавливает цели человека или организации и определяет возможные направления действий для достижения этих целей. Он закладывает стратегические пошаговые инструкции для достижения определенной цели.
Мы должны планировать, поскольку будущее чрезвычайно неопределенно, и никто не может точно предвидеть будущее, потому что условия могут измениться в любое время. В результате планирование является фундаментальной предпосылкой существования, развития и успеха каждой организации.
Что такое оптимизация налогообложения предприятия?
В общем понимании оптимизация налоговой нагрузки – это планирование экономико-хозяйственной деятельности фирмы, при котором организация рационально выплачивает все налоги, предусмотренные законодательством. Налоговое планирование подразумевает выбор между существующими методами ведения деятельности и размещения активов, направленный на максимальное снижение уровня возникающих налоговых обязательств.
Грамотное налоговое планирование опирается на следующие факторы:
- планирование доходов и расходов фирмы;
- использование отсрочек и рассрочек по выплате налоговых платежей;
- оформление инвестиционного займа;
- применение резервов;
- использование доступных льгот и освобождений;
- применение способов признания доходов и расходов.
Осуществляя налоговое планирование для целей минимизации расходов на обязательные платежи в пользу государственного бюджета, предпринимателю важно получить ответ на три основных вопроса:
- в каком объеме, и в какие сроки необходимо производить перечисление налоговых выплат;
- можно ли снизить налоговую нагрузку и как это сделать;
- как предусмотреть и снизить налоговые риски.
Рационально построенная оптимизация налогообложения организации будет учитывать не только будущую экономию на выплате фискальных платежей, но и затраты на ее осуществление. Таким образом, эффективность налогового планирования всегда требует сравнения экономии в соотношении с понесенными расходами.