Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Повышаем финансовую грамотность: подборка для тех, кто считает деньги». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Актуальность финансовой грамотности сложно переоценить, особенно в наше неспокойное время. Пандемия ощутимо повлияла на все сферы жизни. Только по данным Росстата 680 тысяч россиян остались без работы из-за коронавируса. Миллионы людей потеряли значительную часть доходов и были к этому не готовы. Обеспечивать привычный уровень жизни стало экономически трудно, кто-то даже успел влезть в кредиты.
Что такое финансовая грамотность
Не будем вдаваться в экономические термины, усложняющие суть финансовой грамотности, лучше рассмотрим пример:
Есть 2 человека — Андрей и Сергей. Оба работают программистами в фирме и имеют примерно одинаковую зарплату. Получив деньги, Андрей распределяет их по потребностям: часть на сбережения, часть на коммуналку и повседневные траты, часть на долгосрочные инвестиции. У Андрея нет кредитов и долгов, кроме ипотеки, которую он планирует закрыть досрочно. В сложных жизненных ситуациях Андрей может обратиться к финансовой подушке, которую сформировал заранее. А при болезни возмещает затраты на врачей и медикаменты через полис накопительного страхования жизни.
Сергей же считает, что «живем лишь раз», поэтому контроль финансов — не для него. Едва получив зарплату — он решает купить ноутбук последней модели, который рекламируют блогеры. Но в кредит, так как стоимость ноутбука сильно превышает доходы Сергея. Часть зарплаты уходит на погашение кредитов за телевизор и телефон, а другая — на оплату съемной квартиры, коммуналки и продуктов питания. А тот небольшой остаток свободных денег Сергей решает потратить на развлечения, чтобы вознаградить себя за хорошую работу. В результате, через пару недель ему приходится занимать деньги у коллег и друзей, чтобы протянуть до аванса.
Что такое финансовая грамотность?
Финансовая грамотность – это уровень познаний и навыков, достаточный для того, чтобы адекватно оценивать сложившуюся экономическую ситуацию и принимать взвешенные решения. Знание ключевых понятий и умение правильно применять их в практической жизни позволяет человеку разумно управлять денежными средствами: планировать свой бюджет, вести учёт доходов и расходов, ориентироваться в имеющихся на рынке финансовых продуктах и правильно пользоваться ссудными, накопительными и страховыми инструментами.
Существует чёткая взаимосвязь между общим уровнем финграмотности населения и экономическим развитием страны. Низкий уровень знаний негативно сказывается как на потребителях финансовых услуг, так и на жизни всего общества. Повышение финансовой грамотности позволяет снизить риски закредитованности граждан по потребительским займам, сокращает случаи мошенничества со стороны недобросовестных участников рынка. Именно поэтому разработка программ, направленных на повышение финграмотности, является одним из важнейших трендов социальной политики государства.
Финансово образованные потребители способствуют эффективному функционированию усложняющихся финансовых рынков. Обладая более развитой способностью сопоставления рисков и доходности различных финансовых продуктов, предлагаемых разными посредниками, финансово грамотные потребители способствуют развитию конкуренции. Кроме того, запрашивая продукты, более полно удовлетворяющие их потребности, они стимулируют поставщиков к разработке новых продуктов и услуг, к более активному внедрению инноваций и повышению качества продукции. Финансово образованные граждане более склонны к накоплению сбережений, что должно оказать положительное воздействие на инвестиции и экономический рост.
ФО также способствовать укреплению защиты прав потребителей. Финансово образованные потребители лучше подготовлены к тому, чтобы самим защищать свои интересы и сообщать органам власти о возможных неправомерных действиях финансовых посредников, что делает их менее уязвимыми в случае мошенничества и злоупотреблений. Они могут создавать меньшую нагрузку на государственные финансы либо за счет снижения бремени нормативного регулирования, либо за счет сокращения объема условных обязательств в случае потерь или банкротства. Более того, потребители с хорошим финансовым образованием могут смягчить резкие колебания на финансовых рынках, поскольку они менее склонны к проявлению преждевременной или слишком бурной реакции в случае изменения внешних факторов.
Опасность, которую отмечают все, практикующие контроль за бюджетом – впасть в нищебродство, начав ограничивать себя до упора. На самом деле, цель состоит не в доведении до полного ограничения только жизненно необходимым, а в оптимизации собственной жизни.
Если вы хотите укрепить уверенность в себе, то должны урегулировать свою финансовую ситуацию. Ваши деньги должны стать доказательством того, что Вы можете добиться в жизни большего.
Бодо Шефер. Путь к финансовой независимости
Регулирование своих затрат – это решение текущих проблем. Да, успешное их решение приносит удовлетворение. Однако не изменяет ситуацию в целом. Чтобы изменить ее, нужно делать больше, чем вы делаете обычно и чем привыкли. Увидеть, куда вы движетесь, помогут ответы на вопросы:
Зачем вы экономите? Во что вкладываете сэкономленные деньги?
Умение не только регулировать расходы, но и увеличивать свой доход тоже относится к навыкам финансовой грамотности.
Уровни финансовой грамотности
Официально установленной классификации уровней финансовой грамотности нет. Но наиболее распространенной является градация на уровни с нулевого по третий. Каждый из этих уровней обладает уникальными особенностями.
Уровень |
Характеристика |
---|---|
Нулевой |
Нулевой уровень финансовой грамотности присущ людям, которые совершенно не знакомы с экономическими понятиями. Таким людям придется учиться финансовой грамотности с нуля. |
Первый |
Разница между первым и нулевым не так уж серьезна. Люди с первым уровнем финансовой грамотности понимают экономическую терминологию, но не способны инвестировать свои средства. |
Второй |
Второй уровень грамотности позволяет использовать базовые инструменты инвестиций. К сожалению, люди, обладающие таким уровнем подготовки, могут совершать серьезные ошибки. |
Третий |
Третий уровень свойственен тем, кто свободно ориентируется в нормах инвестирования. Дело в том, что без умения делать правильные вклады невозможно приумножить свой капитал. |
В чем заключается рациональность финансовых решений?
В первую очередь в понимании того, что финансами надо заниматься. В России у людей нет культуры планирования и развития своего бюджета. Так, согласно опросу, у 70% россиян нет сбережений, отмечают участники выпуска. Это в том числе обусловлено негативным опытом прошлых десятилетий, нестабильной экономической ситуацией в стране и низкими доходами населения. Но постепенно запрос на повышение финансовой грамотности среди россиян растет.
Также очень важно уметь распоряжаться деньгами. Наше финансовое поведение и отношение к деньгам подвергается социальному давлению со стороны общества и маркетологов. По этой причине человек, например, может купить в кредит новую модель телефона. Однако те деньги, которые он отдает в качестве процента по кредиту, можно было бы отложить.
Если появились свободные деньги, надо знать, сколько их, когда они могут понадобиться, а также изучить инструменты, с помощью которых средства можно вложить. Они могут быть относительно надежными (облигации, банковские вклады) или менее надежными (акции на финансовом рынке). Первое, что нужно запомнить: инвестирование — это занятие, которое подходит только тем, у кого есть свободные деньги. Любые инвестиции — это риск.
Основы финансовой грамотности
Перечислим несколько правил, которые помогут повысить уровень финансовой грамотности:
- Записывайте или забивайте в приложение все доходы и расходы. Это позволит взглянуть на ведение бюджета со стороны. Вы увидите, сколько средств тратите на бесполезные вещи, и научитесь избегать спонтанных покупок.
- Откладывайте часть зарплаты в инвестиционную копилку. Если не разбираетесь в правилах торговли на фондовом рынке, выберите самый простой инструмент — накопительный счет с капитализацией. Для оформления даже не нужно идти в офис банка, откройте вклад через мобильное приложение.
- Старайтесь не брать кредиты и займы в МФО. Обращайтесь за ссудами лишь в крайних случаях. При необходимости пользуйтесь рассрочкой с грейс-периодом — это поможет сэкономить на переплате. Предварительно изучайте текст договора на предмет дополнительных платных услуг (страховки или пластиковой карты с дорогим обслуживанием).
- Читайте новости экономики и аналитические статьи экспертов. Не разбираетесь в сложных терминах? Тогда отдайте предпочтение тем сайтам, где материалы поданы доступным языком (в сети много таких ресурсов).
Для лучшего восприятия проходите бесплатные тесты и выполняйте задания на специальных вебинарах в интернете. Хорошая привычка — ставить конкретные цели. Подумайте, что хотели бы приобрести через несколько лет. Определитесь и начинайте копить на мечту: применяйте полученные знания на практике.
В современном мире финансовая грамотность имеет огромное значение. Однако многие до сих пор не понимают, что это такое. Поэтому изучение вопроса следует начинать именно с определения.
Финансовая грамотность – это умение управлять финансовыми потоками (доходами и расходами), грамотно распределять деньги, то есть жить по средствам и правильно приумножать имеющийся капитал.
Обладание финансовой грамотностью помогает добиться финансового благополучия и сохранить его на протяжении всей жизни. При наличии подобных знаний человек не существует от зарплаты до зарплаты, а займы оформляет только тогда, когда уверен, что в будущем такое действие принесёт ему доход.
Финансово грамотные люди не паникуют даже при наступлении кризисов, так как у них всегда имеется финансовая подушка безопасности, которая позволяет справиться с форс-мажорными ситуациями.
Несмотря на огромную важность финансовой грамотности, в России похвастаться ею могут очень немногие. Большая часть населения воспитывалась в централизованной экономике. Такие граждане не привыкли постоянно думать о финансовом благополучии, а также планировать доходы и расходы на длительный период.
Выходцы из Советского Союза не только не обладают необходимыми финансовыми знаниями, но и не могут обеспечить ими подрастающее поколение.
Централизованная экономика в СССР не позволяла существования на территории страны финансовых рынков, хранение денежных средств осуществлялось только в одном банке. При этом единственным возможным законным способом получения дохода являлась заработная плата.
Во многих развитых странах повышение финансовой грамотности является элементом государственной политики. Высокий интерес к теме личных финансов и ФГ отражен в ряде государственных программ [24] . Решением задач в этом направлении занимаются специальные государственные ведомства или организации, финансируемые государством:
• в США – Комиссия по финансовой грамотности и образованию (FLЕС);
• в Австралии – Служба финансовой информации (FIS);
• в Канаде – Служба защиты потребителей финансовых услуг (FСАС);
• в Великобритании – Управление по финансовым услугам (FSА).
В этих странах проводятся регулярные исследования, направленные, с одной стороны, на оценку уровня ФГ индивидов (их способности использовать доступные финансовые инструменты, осуществлять планирование собственного бюджета и т. п.), с другой стороны, на определение наиболее приоритетных задач развития ФГ, каналов распространения информации, ее характеристик и реципиентов.
В международной практике на государство возлагается ключевая роль координатора процесса. На основании мнений экспертов можно выделить те функции, которые должны быть возложены на государство в программе повышения ФГ населения [25] .
Координационно-консолидирующая функция. Государство должно вырабатывать цели программы и способы их достижения – быть единым координационным центром, организатором публичной дискуссии по этой теме, определить единые стандарты, помочь игрокам рынка договориться между собой и преодолеть «проблему безбилетника», которая заключается в том, что если кто-то из участников рынка начинает тратить свои ресурсы на повышение ФГ населения, то тем самым создается общественное благо, которым пользуются все, а не только те, кто его создал.
Государство также должно следить за тем, чтобы обеспечить реализацию программы на всей территории страны, даже в тех регионах, где в повышении грамотности населения в данный момент участники рынка не заинтересованы. Цель государства – не допустить того, чтобы программы повышения ФГ свелись к рекламным и маркетинговым действиям по продвижению продуктов и привлечению клиентов.
Мониторинговая и аналитическая функции. Именно государство способно аккумулировать информацию о проблемных зонах рынка финансовых услуг для населения. Так, например, государственные контролирующие и регулирующие органы, занимающиеся рынками финансовых услуг, могли бы иметь в штате структурные подразделения, которые собирали бы и анализировали информацию, например, по тем жалобам, которые к ним поступают. В случае появления на рынке проблемных зон государственные органы должны публиковать на своих сайтах разбор наиболее типичных случаев и размещать материалы, которые могут быть полезны для людей, оказавшихся в конфликтных ситуациях (например, образцы писем и обращений в соответствующие органы, алгоритмы действий).
Контролирующая и регулирующая функции. Государство как регулятор рынков обеспечивает лицензирование, мониторинг и защиту, следит за тем, чтобы недобросовестные участники не имели возможности предоставлять услуги населению, проводит политику повышения прозрачности работы финансовых институтов: раскрытие информации, унификация договоров, своевременное обеспечение законодательной базы.
Эта функция государства чрезвычайно важна, поскольку одна ФГ не защитит людей от мошенничества, если регулирующие и законодательные органы не создадут условий для добросовестной конкуренции и защиты прав потребителей.
Образовательная функция . Государство имеет в своем ведении образовательные учреждения и способно оказать влияние на то, какие знания будут доноситься до школьников и студентов в их стенах. Только в рамках средней школы можно достичь максимального охвата различных слоев населения. Поэтому если в школьной программе удастся найти место знаниям о финансовых институтах и услугах, то велика вероятность того, что молодежь, выходя во взрослую жизнь, будет лучше осведомлена о финансовом рынке, при этом родители школьников также будут отчасти вовлечены в этот процесс.
Целесообразность осуществления государственной политики в области ФГ определяется существованием ряда проблем, самостоятельное решение которых рынком ассоциируется с запретительно-высокими издержками:
1) необходимость агрегирования интересов. Структура стимулов потенциальных субъектов, формирующих и распространяющих информационно-образовательные программы повышения уровня ФГ, различна и не всегда отвечает интересам всех релевантных групп (государство, потребители финансовых услуг, частные организации, представляющие рынок финансовых услуг). Например, при отсутствии вмешательства государства из целевых аудиторий могут быть исключены наименее защищенные слои населения – пенсионеры, индивиды с низким доходом, отсутствием опыта потребления финансовых услуг и Т.Д.;
2) необходимость координации действий при осуществлении программ (координация усилий частных, некоммерческих и иных организаций, производящих соответствующую информацию для потребителей финансовых услуг). В рамках реализации данных функций происходит экономия издержек как потребителей, так и производителей соответствующей информации посредством минимизации дублирования усилий ее производства, ее агрегирования из защищенных от недобросовестного манипулирования ИСТОЧНИКОВ;
3) необходимость контроля качества информации. Некачественная информация, приводящая к потерям для потребителей, может дискредитировать не только ее непосредственного производителя, но и идею образовательных программ в области ФГ. Стимулы производителей финансовых услуг ориентированы, прежде всего, на извлечение наибольшей прибыли, а не на повышение уровня образования своих клиентов. Именно поэтому роль государства должна включать контроль как информации, являющейся основой информационно-образовательных программ, так и информации, раскрываемой производителями финансовых услуг при осуществлении сделки.
Опыт развитых стран в области повышения уровня ФГ населения демонстрирует различные по своему характеру формы участия государства при разрешении этой проблемы. Государство может:
1) выступать «центральным агентом», координируя деятельность субъектов, реализующих информационно-образовательные программы, обеспечивая функционирование единых информационных баз и каналов распространения информации;
2) финансировать (полностью или частично) реализацию информационно-образовательных программ;
3) обеспечивать формирование стандартов распространяемой производителями финансовых услуг информации, характера процедур ее раскрытия;
4) полностью реализовывать всю технологическую цепочку действий по развитию ФГ.
Данные формы участия государства в повышении уровня ФГ, как правило, комбинируются и не выступают как чистые формы. Самостоятельная реализация всех мероприятий в технологической цепочке является наиболее централизованной формой участия государства, однако не используется на практике в рассматриваемых странах, которые, как правило, привлекают негосударственные организации для расширения охвата реализуемых программ. В идеале вмешательство государства должно иметь место в тех случаях, когда оно является необходимым условием осуществления мероприятия или же ведет к значительной экономии издержек и повышению эффективности реализации проекта. Поэтому на разной стадии реализации информационно-образовательных программ (от разработки до распространения среди адресатов) характер и степень участия государства варьируются.
Программы финансовой грамотности на рабочем месте становятся все более распространенными. Финансовое образование полезно как для сотрудников компаний, так и для работодателей. Исследования показывают, что данные программы:
• снижают абсентеизм работников, поскольку сотрудники, которые испытывают стресс из-за финансовых проблем, имеют большую вероятность заболеть и отсутствовать на рабочем месте;
• снижают уровень текучки кадров, повышают лояльность сотрудников;
• увеличивают продуктивность труда, удовлетворенность работой сотрудников.
Роль работодателей в реализации указанных программ:
• организация семинаров на рабочем месте;
• распространение брошюр, листовок;
• информация в Интернете;
• организация информационной кампании на предприятии.
Роль профсоюзов, отраслевых и бизнес-ассоциаций:
• распространение информации;
• мотивация работодателей;
• обмен опытом, проведение конференций;
• подготовка тренеров;
• включение материалов по финансовой грамотности в свои журналы и публикации;
• поддержка веб-порталов.
Один из наиболее успешных примеров – программа FSА «Управляй деньгами с наибольшей пользой». Программа представляет целостный подход к некоммерческому ФО сотрудников компаний на их рабочем месте через доступные ресурсы и семинары, которые проводят опытные профессионалы в области управления личными финансами. Она является частью более широкой национальной стратегии финансовой грамотности, которую реализуют совместно заинтересованные организации из финансового сектора, потребительские и волонтерские организации, регуляторы, правительства и СМИ. Программа FSА представляет сотрудникам информацию и обучение: бесплатные печатные материалы, СD, буклеты, необходимые контакты, а также семинары по тематике от каждодневного управления финансами до планирования пенсионных сбережений и др.
На пилотном этапе в ней приняли участие восемь компаний и было выпущено 20 тыс. буклетов, к концу первого года в программе приняли участие 220 тыс. сотрудников по всей Великобритании.
Характеристики образовательных семинаров на рабочем месте:
• проводятся опытными инструкторами-волонтерами (сотрудниками FSА), носят строго образовательный характер, их качество строго отслеживается, все учебно-методические материалы и слайды презентаций подготовлены и одобрены FSА. Также регулярно проводится повышение квалификации инструкторов и наблюдение за занятиями;
• продолжительность семинара – в среднем 1 час (45-минутная презентация и 15 минут для вопросов и ответов). Более эффективно проводить семинары в рабочее время, чем в свободное время после работы или в перерыв;
• содержат темы, интересные большинству участников: каждодневный менеджмент финансов, пенсионное планирование, бюджет, кредитование, страхование, сбережения и инвестиции. На семинаре также могут рассматриваться вопросы бонусов и других программ, предоставляемых работодателем.
Типичные финансовые ошибки
Основы финансовой грамотности помогут избежать типичных ошибок, которые совершают люди. Вы не будете мучиться от непосильных кредитов и думать, как вернуть долги. Ниже мы собрали популярные ошибки, которые совершают люди с личными финансами:
Трачу все! |
Вы тратите все, что зарабатываете. Резервы не формируются. Решение жилищных проблем происходит с привлечением максимального кредита, что увеличивает расходы на проценты и снижает уровень жизни. |
Хочу – куплю! |
Вы часто покупаете на эмоциях и затем не пользуетесь купленными вещами. Многие покупки совершаются с привлечением кредитов, в том числе – потребительских с самым высоким процентом. Вы работаете не на себя, а на банки. |
Хочу лучшее, а другого не надо |
Вы принципиально хотите купить иномарку, не рассматривая покупку отечественной машины. Вам нужна сразу 3-комнатная квартира, а 1-комнатная не устраивает. Вы всегда хотите купить то, что в настоящий момент не доступно, и не покупаете то, что реально можете себе позволить. Дальнейшие события могут идти по двум вариантам:
|
До пенсии не доживу |
Вы не формируете резервы, поскольку считаете, что до пенсии далеко или до пенсии Вы все равно не доживете. Проблема приводит к тому, что человек перемещается на крайне низкий уровень жизни в старости. |
Как стать финансово грамотным человеком
Чтобы обрести финансовую грамотность не нужно получать специальное образование. Хотя основы общения с деньгами, которые даются во время обучения в любом учебном заведении, могут пригодиться. Обучение финансовой грамотности всегда начинается в детском возрасте в семье. Ребёнок видит, как обращаются с деньгами его родители. Он задаёт вопросы и получает на них ответы, делает выводы, получает карманные деньги и учится их тратить.
Со временем растут его желания и сумма денег, которыми можно пользоваться. Появляется ответственность, умение экономить и планировать личные финансы. Но полученных знаний обычно недостаточно. А потому стоит продолжать учиться финансовой грамотности в любом возрасте, использовать для этого все возможные инструменты.
Как повысить финансовую грамотность?
Наверняка, первое, что приходит в голову, это сложные графики с динамикой акций мировых компаний. Однако начать можно с простых и понятных материалов.
Изучение финансовых понятий и принципов: читайте книги и статьи о финансах и инвестициях, а также участвуйте в онлайн-курсах и вебинарах. Здесь вы найдете рекомендации лучших книг, фильмов и сериалов о деньгах за 2022 год.
Практика финансового планирования: определите свои финансовые цели и составьте план действий для их достижения. При этом важно учесть все свои доходы и расходы, задолженности, возможности и финансовые риски.
Улучшение финансовых навыков: ведите учет финансов, узнавайте об инвестировании и рефинансировании долгов. В нашем материале вы найдете 5 популярных приложений по учету финансов.
Консультации финансовых экспертов: опирайтесь на мнение экспертов при принятии финансовых решений и анализируйте несколько разносторонних точек зрения.
Практика самоконтроля и самоанализа: следите за своими финансами, ведите учет своих расходов и доходов, а также регулярно анализируйте свои финансовые установки и привычки, чтобы определить, какие из них работают лучше всего для вас.
Думаю, уже понятно, что такой тип бюджета предполагает, что каждый член семьи отвечает за свои доходы и расходы. Чаще всего такой тип можно встретить среди семей, где оба супруга имеют достаточно высокий доход. Не торопитесь полностью отметать этот тип ведения домашней бухгалтерии. В нем можно найти положительные стороны. Например, отсутствие надобности отчитываться за свои покупки, возможность помогать родственникам, которых не любит ваш муж. Вы со спокойной душой можете потратить кругленькую сумму на свое самообразование или любимое хобби. Однако психологи отмечают, что при таком типе планирования денежных доходов и расходов теряется ощущение общего пространства семьи, супруги могут отдаляться друг от друга, ведь у них уже нет такой привязанности и ответственности друг перед другом. Но это происходит не со всеми семьями!
Чаще всего тип семейного бюджета складывается стихийно, то есть мы не имели выбора (по незнанию, неопытности или по другим причинам). Сейчас у нас такой выбор есть! Рассмотрите все типы семейного бюджета и определитесь, какой подходит именно вашей семье. Безусловно, вам понадобится помощь мужа и других родных, которые проживают с вами или вносят ощутимый вклад в ваш семейный кошелек. Нет правильного или неправильного типа семейного бюджета, есть тот, который подходит или не подходит вам!
Что нужно знать, чтобы быть финансово грамотным
Мы поговорили о финансовой грамотности с Ботагоз Жумановой – финансовым обозревателем и основателем проекта для повышения инвестиционной грамотности и мониторинга деятельности пенсионной системы «Единый пенсионный информатор».
Ботагоз Жуманова объяснила, что есть несколько вещей, которые составляют минимальную финансовую грамотность:
«В первую очередь нужно контролировать свои расходы и доходы. Если вы считаете доходом зарплату в 200 тысяч, то это не совсем так. Основной ресурс – время. Нужно смотреть, как рынок оценивает ваше время. Посчитайте, сколько стоит час вашей работы. Это поможет сделать следующий шаг: повысить доход за каждый час работы. Это зависит от специфики работы: можно повысить эффективность, использовать время рациональнее и делать больше, если доход зависит от этого. Или взять дополнительные обязанности, приобрести дополнительные навыки. Так же, исходя из стоимости часа работы, оценивайте расходы. Это поможет здраво смотреть, можете ли вы себе позволить какие-то вещи или нет. Контролировать расходы важно, иначе попадёте в долговую яму, вылезти из которой не так просто. Во-вторых, нужно приучить себя читать все договоры и разбираться в сути финансовых услуг. Если речь о кредитах, то для начинающих рекомендую сравнивать предложения исходя из того, сколько вы заплатите сверх суммы кредита. Потому что помимо процентных ставок есть ещё комиссии за выдачу и другие условия».
Как стать финансово грамотным простыми словами
Как достичь финансовой грамотности? Это несложно. Постараемся рассказать простым языком, что нужно делать, чтобы научиться управлять своими финансами.
- Управление личным бюджетом. Первый шаг к финансовой грамотности — умение управлять своим бюджетом. Начните планировать свои доходы и расходы, контролируйте свои траты. Существует множество бесплатных шаблонов бюджетов, которые вы можете найти в поисковых системах, таких как Google. Кроме того, не забывайте о целях, как краткосрочных (на год) и долгосрочных (более года).
- Оценка вашего кредитного рейтинга и изучение кредитных продуктов. Если вы уже знакомы с кредитами, то можете изучить свой кредитный рейтинг, который имеет большое значение при оформлении кредитов. Вы можете запросить свой кредитный рейтинг через государственный сервис или банк. Обычно это бесплатно. Если ваш рейтинг высок, то это означает, что вы являетесь надежным заемщиком, который всегда выплачивает долги вовремя. Низкий рейтинг, напротив, указывает на несостоятельность. В отчете вы также можете увидеть текущее состояние своих финансов, который будет полезен для кредитных организаций и других проверяющих органов.
- Откройте сберегательный счет, чтобы начать инвестировать. Этот шаг легко выполнить, открыв счет в приложении банка. Хотя ставка на сберегательном счете ниже, чем на вкладе, вы можете снять свои деньги в любое время. Изучите предложения банков по сберегательным счетам и выберите наиболее безопасный вариант для вас. Не бойтесь начинать с малого, просто поймите, что инвестирование — это не страшно и может принести прибыль.
- Создайте финансовую подушку на случай неожиданностей. Жить без накоплений гораздо страшнее, чем иметь их. Ваша финансовая подушка должна быть всегда готова к непредвиденным ситуациям: потеря работы, кризис, пандемия или другие непредвиденные обстоятельства. Откладывайте небольшие суммы денег с каждой зарплаты, даже если это не более 5-10% от вашего дохода. Сокращайте свои расходы, если понимаете, что тратите деньги на вещи, которые вам не нужны. Ищите альтернативы, рассмотрите возможность приобретения б/у вещей. Это нормально и поможет сократить ваши расходы.