Штраф за нарушение перехода дороги в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за нарушение перехода дороги в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В российских городах все дороги оборудованы пешеходными переходами либо светофорами. Обычно они стоят в самых проходимых местах. Но многие пешеходы не желают подождать пару минут или пройти несколько лишних метров, чтобы, не подвергая себя опасности, перейти дорогу в специально отведенном месте. Такое поведение на дороге может закончиться плачевными последствиями.

Комментарии к ст. 12.29 КОАП РФ

1. Объектами рассматриваемого административного правонарушения являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

2. Правила дорожного движения Российской Федерации, утвержденные Постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 (с изм. и доп.), устанавливают обязанности как водителей транспортных средств, так и пешеходов, пассажиров, лиц, управляющих мопедом, велосипедом, и других лиц, непосредственно участвующих в процессе дорожного движения.

3. С объективной стороны правонарушение, предусмотренное ч. 1 данной статьи, выражается в нарушении Правил дорожного движения Российской Федерации пешеходами и пассажирами.

Перечень правил, регламентирующих поведение пешеходов, содержится в п. 4 указанных Правил. Пешеходы должны: двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а вне населенных пунктов при движении по проезжей части — навстречу движению транспортных средств, пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, выполнять сигналы регулировщика, светофора, при пересечении проезжей части вне пешеходного перехода не создавать помех для движения транспортных средств и др.

Пункт 5 Правил дорожного движения устанавливает нормы поведения для пассажиров. К ним, в частности, относятся обязанность быть пристегнутым ремнем безопасности (при наличии таковых на транспортном средстве), при поездке на мотоцикле быть в застегнутом мотошлеме и т.д.

4. Часть 2 данной статьи устанавливает ответственность за нарушение Правил дорожного движения лиц, управляющих мопедами, велосипедами, возчиков и иных лиц, участвующих в процессе дорожного движения. Пункт 24 Правил устанавливает дополнительные требования к данной категории участников дорожного движения. Так, управлять мопедом разрешается лицам не моложе 16 лет, а велосипедом, гужевой повозкой (санями), быть погонщиком вьючных, верховых животных или стада при движении по дорогам — лицам не моложе 14 лет. В субъектах РФ этот возраст может быть снижен, но не более чем на два года.

Водителям велосипедов и мопедов запрещается ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой, перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до 7 лет, на дополнительном сиденье, оборудованном надежными подножками, перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению (п. 24.3 Правил) и др.

5. Часть 3 данной статьи устанавливает ответственность указанных в ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи лиц за нарушение Правил дорожного движения, совершенное в состоянии опьянения. Для наличия состава данного административного правонарушения необходимо установить: а) нарушение пешеходом, возчиком, пассажиром, погонщиком, лицами, управляющими велосипедом или мопедом, и другими лицами, непосредственно участвующими в процессе дорожного движения, любого из относящихся к ним требований; б) нахождение в момент совершения правонарушения соответствующего участника дорожного движения в состоянии опьянения.

6. С субъективной стороны рассматриваемые административные правонарушения характеризуются умышленной формой вины.

7. Субъектами административного правонарушения могут быть различные участники дорожного движения (кроме водителей транспортных средств), достигшие 16-летнего возраста. По ч. 1 данной статьи предусмотрена ответственность пешеходов и пассажиров; по ч. 2 несут ответственность лица, управляющие велосипедами и мопедами, возчики и другие лица, непосредственно участвующие в процессе дорожного движения, по ч. 3 комментируемой статьи — все названные выше субъекты.

8. Дела об административных правонарушениях рассматривают начальник ГИБДД, его заместитель, командир полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместитель, а по ч. ч. 1 и 2 данной статьи также сотрудники ГИБДД, имеющие специальное звание, старшие участковые уполномоченные полиции, участковые уполномоченные полиции (ст. 23.3).

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3).

Законность штрафа за неправильный переход

Теперь перейдём к самому главному.

Итак, ПДД не запрещают переходить дорогу вне пешеходного перехода, если речь идёт не о красном сигнале светофора. Как мы уже описали выше, нарушение будет, только если в зоне видимости есть переход (в том числе подземный или надземный) либо создана помеха автомобилям (вы как пешеход обязаны при неположенном переходе уступать машинам).

Если критериев правонарушения не было, то и штраф незаконен. Но главный вопрос тут заключается в том, сможете ли вы доказать, что нарушения Правил не было по этим указанным причинам. Увы, но презумпция невиновности у нас работает только формально.

Читайте также:  Декларация по налогу на имущество за 2022 в 1С (27.03.2023)

Для доказательств вашей невиновности идеально подошла бы видеозапись вашего перехода. Вот только редкий пешеход будет идти и снимать видео – это, к тому же, небезопасно при итак опасном движении вне перехода. Но даже если такое видео есть у инспектора, предоставлять его вам он не обязан.

Конечно, самый разумный вывод из всего этого – просто избегать перехода вне «зебры». И 250 рублей штрафа со скидкой за это – не такая большая сумма сравнительно с другими размерами санкций.

Тем не менее, попытаться обжаловать незаконное постановление можно и нужно. Благо, это почти бесплатно и занимает мало времени (ниже мы ещё объясним формальный порядок оспаривания штрафов пешеходу).

Обжалование постановления.

Пешеходы имеют право обжаловать вынесенное в их адрес постановление в следующей последовательности:

1. Написать и направить заявление от своего лица руководителю отделения ГИБДД, принявшего постановление, с требованием его отмены;

2. Если по заявлению получен отказ или оно оставлено без внимания, то подается иск в судебную инстанцию по месту нахождения инспекции;

3. Дело рассматривается в судебном порядке с учетом всех представленных доказательств.

4. Принимается решение в пользу истца или ответчика. Если иск удовлетворен, то выписку по решению суд направляет в отделение ГИБДД. Вместе с тем, заявитель вправе самостоятельно передать ее по адресу назначения.

5. Формируется постановление, отменяющее предыдущее.

Стоит отметить, что постановление может обжаловаться, минуя подачу заявления в ГИБДД.

Пешие участники движения должны соблюдать действующие ПДД. Пешеходы должны запомнить и знать следующее:

  • пересечение проезжей части допускается только в предусмотренном месте, где есть знак «Пешеходный переход» или разметка дороги — зебра;
  • при переходе через дорогу на перекрестке нужно руководствоваться сигналами светофора;
  • если нет специального знака и зебры, переходить дорогу нужно только вдоль тротуара или обочины (так безопаснее, по диагонали идти не нужно);
  • не допускается выбегать на дорогу перед движущимся транспортом;
  • переходить проезжую часть даже по зебре и при наличии знаков «Пешеходный переход» нужно только после того, как водитель снизит скорость или остановиться, чтобы пропустить пешехода;
  • в ночное время при пересечении проезжей части человек должен быть одет в одежду со светоотражающими элементами;
  • не нужно переходить дорогу в то время, когда едет автомобиль с включенным спец. сигналом.

При соблюдении данных правил пешие участники движения никогда не станут жертвами ДТП. Более того, это позволит им избежать штрафов за переход в неположенном месте.

Практически во всех авариях неправым оказывается тот человек, который находится за рулем. Особенно это касается тех случаев, когда водитель сбивает человека на дороге. Но действительно ли это так? Всегда ли виноват водитель в том, что произошла авария, в которой сильно пострадал или погиб человек, который переходил проезжую часть? Ответ здесь будет неоднозначным. С одной стороны, если водитель превысил скоростной режим и сбил человека, который переходил дорогу по пешеходному переходу, то он будет виноват. Более того, если последний получил тяжелые травмы или даже скончался на месте аварии, то человека, который находился за рулем, ждет уголовное наказание и лишение прав. Это нужно запомнить.

В том случае, если человек выбежал на проезжую часть вне зоны пешеходного перехода, и у водителя не было технической возможности остановить свой автомобиль, то он не будет виновен в произошедшей аварии. Ведь автомобиль — это источник повышенной опасности и остановить его за несколько секунд и даже минут просто невозможно. Пешие участники дорожного движения должны это понимать.

Как и когда нужно пропускать пешеходов и какое наказание грозит за нарушение

Какими бывают пешеходные переходы?

Для начала, как всегда, напомним основные понятия. По поводу пешеходов все ясно: это все, кто находится на дороге вне транспортного средства, включая тех, кто движется на роликах, самокате или скейте, катит инвалидную коляску или движется в ней, а также ведет рядом с собой велосипед или мотоцикл. А вот с пешеходным переходом есть нюансы, которые помнят не все. Во-первых, на переходе может не быть горизонтальной разметки («зебры») – переход может быть обозначен исключительно знаками 5.19.1 и 5.19.2. А во-вторых, при отсутствии разметки переходом считается весь участок дороги на расстоянии между этими знаками: знак 5.19.1 устанавливается справа на ближней границе перехода, а знак 5.19.2 – на левой стороне дороги в конце перехода.

Правила нерегулируемого перекрестка

На перекрестках и переходах, которые не регулируются, пешеходы имеют право выходить на проезжую часть только после оценки общего расстояния до рядом проезжающих автомобилей, их скоростного режима и будут полностью убеждены в своей безопасности.
Если человек переходит дорогу вне пешехода, он не должен создавать помех для перемещения транспортных средств.

Категорически запрещено выходить из-за автомобиля или иного препятствия, которое ограничивает обзорность, не удостоверившись предварительно в полном отсутствии приближающихся машин.

Правила перехода нерегулируемого пешеходного перехода достаточно строгие, но очень справедливые. Каждый пешеход должен самостоятельно заботиться о безопасности своего передвижения.

Существуют определенные правила, которые касаются перехода дороги вне перехода. Вот самые основные из них:

  • категорически запрещено начинать переход дороги из-за припаркованных машин;
  • нельзя создавать проблемы и мешать движению автомобилей;
  • вне перехода пересекать дорогу можно только на серьезном расстоянии от проезжающих транспортных средств.
Читайте также:  Как рассчитать земельный налог в 2023 году

В каких местах можно пересекать дорогу?

Пешеходы должны переходить дорогу строго по пешеходным переходам. Подобные участки найти несложно, они помечены специальной дорожной разметкой и обозначены характерными знаками.
Переходы могут быть надземными, подземными, а также особыми участками, расположенными на перекрестках.

В большинстве случаев все виды переходов, кроме подземных, регулируются светофорами. Здесь все ясно, переход можно осуществлять переход на специальный разрешающий знак регулировщика или зеленый свет установленного светофора.

Это надежно, безопасно и достаточно быстро, чего нельзя сказать о переходе дорожного полотна вне пешехода. Мало того, что это более затратно по времени, так как приходится долго ждать подходящего случая, но также крайне опасно.

Стоит всегда пользоваться установленными переходами и не рисковать своим здоровьем и жизнью в целом.

Все участники дорожного движения обязаны выполнять ПДД, и не важно на чем они передвигаются: на машине, велосипеде, мотоцикле или на своих двоих. Особенно это актуально для пешеходов, так как они осуществляют переход улицы без средств защиты.

Наказание за переход дороги в неположенном месте определен в КоАП. Если нарушение привело к возникновению ДТП, в котором пострадали иные люди, то пешеход может привлекаться еще и к гражданской, и к уголовной ответственности.

Правила дорожного движения определяют, что участниками ДД являются не только водители ТС, но и пешеходы. Одним из основных требований, которые к ним предъявляются — это соблюдение правил перехода дороги в установленном месте с учетом сторонних факторов, указателей и сигналов технических устройств (светофора). Штраф за переход дороги в неположенном месте — это предусмотренная мера наказания, которая должна применяться ко всем лицам, чьи действия будут идти вразрез с требованиями ПДД.

Размер штрафа за переход в неположенном месте

Штрафные санкции для пешеходов, нарушивших правила перехода дороги прописаны в двух статьях КоАП РФ.

В статье 12.29 сказано, что за неправомерное пересечение дорожного покрытия, пешеход может быть:

  1. Предупрежден в устной форме.
  2. Оштрафован на пятьсот рублей.

Пункт КоАП РФ 12.30 разъясняет, что если пешеход осуществляя переход в неположенном месте создал аварийную ситуации или мог послужить основанием для ДТП, то просто разговором дело не ограничится, а санкция будет равна тысяче рублей.

Водители, которые не выполнили свои обязанности в отношении пешеходов, осуществляющих переход через дорогу, рискуют:

  1. Быть оштрафованными на тысячу рублей.
  2. Стать причиной аварии, в которой может пострадать человек.
  3. Лишиться прав на управление ТС.
  4. Лишиться свободы, если при не остановке перед переходом, под колеса авто попал человек и погиб вследствие случившегося ДТП.

Разъяснения как правильно пропускать пешехода на пешеходном переходе

По большому счету, главная сложность в возможности доказать, что пешеход не изменял скорости и направления. Что зебра была им пересечена в запланированном темпе. Сделать это без видеофиксации довольно сложно.

Мы говорим о правилах и законах, но практическую сторону будем рассматривать в категориях наиболее частых случаев, что не означает однозначных трактовок во всех 100%, а только в большинстве вариантов.

Дополнительной неразберихи добавляют и системы автоматической фиксации. Кроме того, что технология их работы не до конца понятна, еще и существует несколько разных комплексов, работающих по отличающимся правилам.

  • «Автоураган». Уверяется, что данная система умеет сопоставлять множество факторов, в том числе и скорости пешехода и ТС, расчет их траекторий и точки пересечения зебры каждым из них. В результате устанавливается факт изменения скорости и направления пешехода по вине водителя.
  • «Оливия» и др. Это более простые системы, но, к сожалению, об их работе известно еще меньше.

Существует мнение, что на практике все работает гораздо проще. Системы оценивают расстояние от машины до пешехода в полосах движения. Если этот интервал достаточен (одна и более свободных полос), нарушение не фиксируется. Небольшая дистанция станет основанием для штрафа.

Еще раз подчеркнем, это лишь одно из мнений, а не официальная информация. Но эти сведения (в совокупности с остальными) помогут создать рекомендации, как не получить штраф за непредоставление преимущества пешеходу:

  1. В любом случае снизьте скорость перед переходом.
  2. Если есть возможность пропустить пешехода без опасности столкновения с идущим следом транспортом, пропустите его.
  3. На узкой дороге началом перехода пешехода можно считать факт его вступления на зебру.
  4. На многополосном шоссе оценивайте ситуацию по дистанции до места, где потенциально пересекутся направления движения ТС и пешехода. Если расстояние друг от друга будет более чем ширина одной полосы, правило не нарушено.

За что штрафуют пешеходов

Важно знать! Участники движения несут ответственность за любые нарушения. Если человек был уличен в несоблюдении ПДД, сумма взыскания составляет до 500 рублей.

Это актуально для незначительных отклонений от нормы, в том числе не создающих прямой угрозы ПДД. К веским основаниям для материального наказания относятся:

  • Переход на красный сигнал светофора;
  • Перемещение непосредственно по проезжей части;
  • Пребывание в зоне, находящейся под знаком «движение пешеходов запрещено»;
  • Переход перед автомобилем экстренной службы (при условии, что у машины работают световые или звуковые сигналы);
  • Создание препятствий для полноценного передвижения автомобилей либо других пешеходов.
Читайте также:  Заявление на выдачу повторного свидетельства об усыновлении (удочерении)

К сожалению, привлечь виновника к ответственности бывает очень сложно, даже если его действия были зафиксированы регистратором или другими спецсредствами. К тому же, штрафы для пешеходов невысокие, поэтому большинство повторяет правонарушение после оплаты.

Что говорят ПДД для пешеходов

Законодательными нормами РФ установлена административная ответственность автомобилистов и пешего населения за несоблюдение ПДД. В большинстве вариантов наказание выражается в финансовом взыскании, однако, в ряде обстоятельств предусматриваются и более жесткие наказания.
К наиболее частым нарушениям пешеходов можно отнести переход улицы в запрещенном участке, которое наказывается в форме предупреждения или наложением финансового взыскания. При этом, вид наказания определяется работником ГИБДД, который субъективно оценивает дорожную обстановку.

Основные правила для пешеходов отображены в гл. 4 ПДД, где изложены следующие обязанности пешего гражданина:

  1. Пересекать улицу допускается лишь в местах, выделенных для осуществления этого действия (по наземным или подземным переходам).
  2. При отсутствии выделенных мест, переходить можно по линии тротуаров, а при отсутствии тротуара – по линии обочины.
  3. На регулируемых перекрестках разрешается передвижение на светофор лишь с зеленым сигналом или по разрешению регулировщика.
  4. При отсутствии нанесенных пешеходных полос («зебры»), передвижение должно осуществляться в прямоугольном направлении к противоположной стороне улицы, а не «по диагонали».
  5. Приступить к пересечению улицы человек должен после оценивания дорожной обстановки и убеждения в безопасности перехода с достаточным просмотром дорожного участка с обеих сторон автомобилистами передвигающихся ТС, отсутствия стоящих автомашин, спецтехники и построек, загораживающих видимость.
  6. Приступать к переходу проезжего полотна можно лишь после того, как определена дистанция между пешим лицом и приближающимся ТС.
  7. Не допускается создание помех для прочих участников передвижения на дорогах и провоцирование аварийных обстоятельств.
  8. Пересекая улицу, человек должен идти, а не бежать, не останавливаться по средине проезжего полотна без причины.

Нередко можно столкнуться с такой обстановкой, когда пешеход никак не решиться переходить, стоя на обочине, что вынуждает автомобилиста к выполнению неправильных действий:

  • Например, непонятно, намерен ли пешеход переходить по пешеходному переходу, если сделал наклон корпусом тела, затем остановился. В такой обстановке, автомобилист не может понять, будет ли пешеход переходить улицу или нет, пропускать его – или продолжать движение автомобиля. ПДД не допускают такое поведение пешехода, так как из-за этого автомобилисты не знают, как себя вести, что может привести к аварийной обстановке.
  • В темное время суток, пересекая дорогу вне населенного пункта, пешему человеку необходимо иметь соответствующие светоотражающие устройства или предметы со светящими эффектами.
  • Особое внимание предусматривается для пешеходов, увидевших приближение автомобиля со специальными звуковыми или световыми сигналами. В этом варианте пешеход обязан прекратить пересечение улицы или дороги и вернуться назад на обочину.

Подводя итоги, можно отметить, что предписаний для пешехода, изложенных в ПДД, достаточное число. В то же время, требуется отметить, что нередко приходиться сталкиваться с обстоятельствами, когда пешеход не знает, как себя вести в сложившейся ситуации, так как знания ПДД среди населения находятся на низком уровне. Такое положение нередко приводит к аварийным ситуациям, создаваемым по вине пешеходов.

Напротив нашего дома автодорога с очень интенсивным движением. Переходить ее в часы пик не только опасно, но и просто невозможно из-за того, что машины идут сплошным потоком. Ближайший светофор находится в трехстах метрах от того места, где жильцы дома переходят эту дорогу. Можно ли нам установить на этом участке светофор или обозначить переход? Если да, то куда обращаться и что делать?

Ответ: Да, вы можете требовать установки пешеходного перехода или светофора на рассмотренном участке. Для этого необходимо написать заявление в местное подразделение дорожной полиции. К нему прилагаются копии паспортов обратившихся лиц и фотографии участка дороги с указанием координат на местности. ГИБДД будет рассматривать обращение в течение 10 рабочих дней. После чего вы получите ответ. При положительном исходе уполномоченный орган разъяснит порядок своих дальнейших действий и срок установки светофора или перехода. Если ответ будет отрицательный, то заявители имеют право обжаловать его в прокуратуре или суде.

Движение пешехода в ночное время

Основная цель ПДД – установление таких правил, которые бы обеспечили максимальную безопасность для каждого участника. Движение в ночное время – особый вопрос, так как в условиях пониженной видимости вероятность происшествий возрастает в разы.

При хорошем уличном освещении данная проблема не стоит так остро. Но далеко не всегда оно имеется даже в пределах населённых пунктов, не говоря уже про иные территории.

В пункте 4.1 ПДД имеются особые установки на счёт стороны дороги и требований к людям, которые выходят на проезжую часть ночью:

  • на территории населённых пунктов людям рекомендуется иметься при себе светоотражатели, если они двигаются по проезжей части, в том числе – переходят дорогу;
  • за пределами населённых пунктов граждане и вовсе обязаны иметь светоотражатели.
  • в случае отсутствия обочины и тротуара, пешеход должен идти по стороне дороги навстречу движения транспорта.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *