Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Споры при местоположении границ земельных участков». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Как определить границы земельного участка, чтобы точно подсчитать его площадь? Они
указываются в документах, подтверждающих право владельца на спорный участок. В
соответствии с законом и правилами землеустройства, установление границ на
местности осуществляется на основании данных кадастрового учета. Если такие
документы отсутствуют, то это могут быть сведения, содержащиеся в генеральных
планах и фактические границы, искусственно закрепленные или естественные,
существующие более 15 лет. В отсутствие документов доказать свои права достаточно
сложно.
Определение границ земельного участка
Межевание – это определение границы между земельными участками с описанием и
установкой межевых знаков. По заявлению заинтересованного лица такие работы
проводит кадастровый инженер местных административных органов. Межевой план
является основанием для внесения сведений в государственный кадастр. Он в
обязательном порядке согласовывается с владельцами смежных участков земли.
Законный порядок согласования границ земельного участка предусматривает следующие
действия:
- Проводится общее собрание собственников соседних участков. Дата его
проведения публикуется или под расписку всем вручаются уведомления, они могут
быть отправлены по почте. - После межевания составляется акт согласования. Если все были извещены, но не
представили письменного возражения, и не подписали документ, то план
считается согласованным. К нему прилагаются копии извещений. - Если акт не подписан в силу имеющихся письменных возражений, вопрос может
быть решен только в судебном порядке. При регистрации участка решение суда
прикладывается к межевому плану.
В связи с «дачной амнистией» государственная регистрация права допускается без
проведения межевания при наличии документов старого образца. Но в этом случае не
исключены проблемы в будущем: нарушение границ, споры, злоупотребления,
самовольный захват земли.
Зачем нужны отступы от границ земельного участка
Нарушение границ земельного участка приводит к следующим последствиям:
- дискомфорт в связи с тем, что окно соседа находится слишком близко;
- из-за слишком маленького расстояния между постройками, велик риск возникновения пожара;
- соседи могут затопить сточными водами;
- близко расположенный к соседям дом создает тень, что препятствует выращиванию растений;
- тень от соседнего дома препятствует проникновению в дом солнечного света;
- если дома расположены слишком близко, возникают проблемы с установкой ограждений — если один сосед сможет соблюсти отступы, то другой нет (возникнет проблема с передвижением по территории).
В соответствии с судебной практикой для решения большей части конфликтов, касающихся земельных споров, следует подать:
- Акт, подтверждающий право собственности на участок земли (оригинал или копия);
- Паспорт (копия);
- Идентификационный код.
Если стороне, подающей иск, необходимо решить спорный вопрос, касающийся переоформления государственного акта права собственности на землю или внесения изменений в акт в части смены владельца участка, потребуется подача дополнительного пакета документов:
- Договор о передаче праве (дарения, купли/продажи, мены);
- Справку, подтверждающую получения земли в наследство;
- Прочие документы, удостоверяющие передачу права собственности.
В каких случаях можно строить, не соблюдая отступ
Законодательно установленные нормы по строительству объектов вблизи границ смежных участков должны соблюдаться обеими сторонами. Однако при достижении согласия между собственниками земельных участков минимальные нормы могут не соблюдаться.
Такое согласие надлежит оформить в письменном виде. Такой документ позволит в дальнейшем избежать судебной тяжбы, если сосед изменит свое решение, или новый собственник начнет выдвигать претензии по поводу несоблюдения норм.
Если ограничиться только устной договоренностью, то при судебном разбирательстве решение будет вынесено в пользу истца. А ответчику придется сносить здание или его часть, которые возведены на участке без соблюдения законодательно установленных норм.
Соседи построили дом на меже не по нормам.
Можно ли запретить соседу заходить на участок, читайте тут.
§ 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАДАСТР НЕДВИЖИМОСТИ, КАДАСТРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И КАДАСТРОВЫЙ УЧЕТ
Государственный кадастр недвижимости, в системе современного земельного законодательства, пришел на смену государственному земельному кадастру. Теперь в кадастр вносятся сведения не только об уникальных характеристиках земельных участков, но и о других объектах недвижимого имущества.
Что касается именно земельного кадастра, то он существовал в стране долгое время и постепенно совершенствовался.
Так, в Основах земельного законодательства Союза ССР и союзных республик 1968 года государственному земельному кадастру был посвящен раздел VIII, который состоял всего из одной статьи, содержавшей несколько общих положений.
С появлением частной собственности на землю возникла необходимость в более детальной проработке положений о государственном земельном кадастре.
В результате на свет появился Федеральный закон от 2 января 2000 года N 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре», утративший силу в 2008 году.
В настоящее время действует Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее — Закон о кадастре недвижимости).
В статье 1 упомянутого Закона определяется его предмет регулирования. Из толкования этой нормы следует, что Закон о кадастре недвижимости регулирует ведение государственного кадастра недвижимости, осуществление государственного кадастрового учета, кадастровой деятельности, а также устанавливает орган, уполномоченный вести кадастр недвижимости, уточняет, в отношении какого недвижимого имущества ведется кадастр.
Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 1 Закона о кадастре недвижимости государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с Законом о кадастре недвижимости недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных Законом о кадастре недвижимости сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется федеральным органом исполнительной власти — Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). Это следует из системного толкования пункта 1 статьи 3 Закона о кадастре недвижимости, пункта 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (утв. Постановлением Правительства РФ от 1 июня 2009 г. N 457).
Ведение государственного кадастра недвижимости неразрывно связано с кадастровой деятельностью и кадастровым учетом.
§ 2. ТЕХНИЧЕСКИЕ И КАДАСТРОВЫЕ ОШИБКИ
Закон допускает, что государственный кадастр недвижимости может содержать ошибки. При этом в зависимости от причин возникновения законодатель разделил их на технические и кадастровые. Так, ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости, именуется, согласно пункту 1 части 1 статьи 28 Закона о кадастре недвижимости, технической (техническая ошибка в сведениях). Она устраняется на основании решения органа кадастрового учета, в случае обнаружения данным органом такой ошибки или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке в форме, установленной органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (части 2 и 3 статьи 28 Закона о кадастре недвижимости).
Другими словами, сотрудники органа кадастрового учета при учете уникальных характеристик объекта недвижимого имущества могут допустить опечатку, описку, грамматическую или арифметическую ошибку, которая будет устранена при ее обнаружении самим же органом кадастрового учета. Также Закон допускает устранение технической ошибки в сведениях по заявлению любого лица. И только в случае, когда Кадастровая палата по каким-то причинам отказывается корректировать обнаруженную ошибку, последняя может быть устранена в судебном порядке.
Как правило, такого рода ошибки не вызывают серьезных препятствий к осуществлению правообладателями объектов недвижимого имущества своих прав.
Гораздо сложнее обстоит дело с кадастровой ошибкой, которая, согласно пункту 2 части 1 статьи 28 Закона о кадастре недвижимости, представляет собой воспроизведенную в государственном кадастре недвижимости ошибку в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (кадастровая ошибка в сведениях).
Устраняется она в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости, если первоначальным источником ошибки является межевой план, или в порядке информационного взаимодействия, или на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (часть 4 статьи 28 Закона о кадастре недвижимости).
Самой проблематичной ошибкой с точки зрения возникающих последствий для правообладателя участка, а также процедуры устранения является наложение границ земельных участков.
На практике это выглядит примерно следующим образом. Некий гражданин, желающий осуществить кадастровый учет своего земельного участка либо уточнить местоположение границ участка, обращается к кадастровому инженеру с просьбой изготовить межевой план. В процессе выполнения кадастровых работ кадастровый инженер выявляет пересечение (наложение) границ вновь образованного или уточняемого участка с границами смежных участков, сведения об уникальных характеристиках которых уже содержатся в ГКН. То есть на месте земельного участка гражданина, согласно сведениям ГКН, находится, частично или полностью, земельный участок другого правообладателя.
Межевой план с заключением кадастрового инженера о выявленном пересечении границ отправляется в кадастровую палату, которая принимает решение о приостановлении кадастрового учета в отношении уточняемого земельного участка.
При этом орган кадастрового учета не может знать, в результате чего возникло пересечение границ. Поэтому в качестве возможных причин указывает на ошибку кадастрового инженера, выполнявшего кадастровые работы в отношении учтенного участка, либо другого кадастрового инженера, который подготовил межевой план для вновь образованного или уточняемого земельного участка.
Что делать в этом случае гражданину?
Рассмотрим подробнее.
Первый вариант, самый простой, предусмотрен законом — устранять пересечение границ в порядке, установленном для учета изменений земельного участка.
Чтобы им воспользоваться, гражданин должен пойти к правообладателю смежного земельного участка, допустим к своему соседу, и предложить провести заново межевание его, соседа, земельного участка, а затем обратиться в кадастровую палату с заявлением об учете изменений границ этого участка.
Естественно, далеко не каждый сосед согласится на подобного рода мероприятие.
В таком случае гражданин имеет право обратиться за защитой права в суд.
При этом следует обратить внимание на следующие обстоятельства.
Обращение к правообладателю ранее сформированного земельного участка, с границами которого пересекаются границы вновь формируемого участка, с просьбой провести повторное межевание, в ряде случаев признается досудебным порядком урегулирования спора. Несоблюдение такого порядка до обращения в суд является причиной для отказа в судебной защите.
Истец обратился в суд к ответчикам с исковым заявлением о защите прав собственника, не связанных с лишением владения, и о признании недействительными результатов межевания земельного участка.
В отзыве на исковое заявление ответчик указал, что с учетом письма Минэкономразвития N 4448-ИМ/Д23 от 27.03.2009 следует, что для устранения кадастровой ошибки необходимо заявление собственника смежного земельного участка — ответчика. В данном случае собственник о необходимости проведения повторных кадастровых работ извещен не был, следовательно, истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования спора. Внесение изменений в государственный кадастр может повлечь фактическое уменьшение площади земельного участка ответчика. Кроме того, ответчиком права и законные интересы истца не нарушались.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителя истца по иску, который подтвердил тот факт, что с заявлением к собственнику земельного участка — ответчику для устранения кадастровой ошибки никто не обращался, суд пришел к выводу, что гражданское дело подлежит оставлению без рассмотрения, поскольку истцом не соблюден установленный федеральным законом для данной категории дел досудебный порядок урегулирования спора (Определение Советского районного суда Ставропольского края от 15 декабря 2011 года N 2-958).
Упомянутое в Определении суда письмо Минэкономразвития N 4448-ИМ/Д23 от 27.03.2009 содержит следующие рекомендации по устранению пересечения границ смежных участков.
В случае выявления пересечения границ, связанного с наличием ошибки в местоположении границы ранее учтенного земельного участка, органом кадастрового учета должно приниматься решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета, в которое включаются рекомендации органа кадастрового учета о доработке представленного для осуществления государственного кадастрового учета межевого плана. При этом орган кадастрового учета сообщает соответствующему заявителю о возможности внесения в межевой план, предназначенный для осуществления государственного кадастрового учета, дополнительных сведений, необходимых для исправления ошибки в местоположении границы ранее учтенного земельного участка (дополнительные сведения).
В указанном случае, по мнению Минэкономразвития России, допускается оформлять межевой план в виде одного документа, содержащего сведения в отношении образуемого либо уточняемого земельного участка, и сведения в отношении ранее учтенного земельного участка, в местоположении границы которого выявлена ошибка. При этом сведения о таком ранее учтенном земельном участке включаются в межевой план в составе раздела «Сведения об уточняемых земельных участках и их частях».
Основные понятия и нормативное регулирование
Согласно пункту 3 статьи 6 Земельного кодекса России (далее — ЗК РФ), части 7 статьи 38 Федерального закона РФ от 24.07.
2017 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее — Закон № 221-ФЗ), участок земли определён частью земельной поверхности, имеющей определённые индивидуальные характеристики.
Законодательством установлено, что в качестве главного идентифицирующего признака земельный надел должен иметь точные границы, определяемые в процессе межевания.
Земельными границами называют линии или края, которые определяют территориальное расположение участка. Границы бывают:
- Фактическими ― имеющимися в настоящий период (заборы, овраги, ограждения, другие искусственные преграды).
- Кадастровыми — учитываемыми при кадастровом учёте.
- Юридическими ― определенными в результате проведения процедуры межевания, но до постановки участка на учёт.
- Историческими ― определяемыми при начальном расположении надела.
- Декоративными ― учитываемыми государством до межевания.
В соответствии с вышеуказанными законами межевание — это обязательная процедура, проводимая при согласовании точных границ между прилегающими земельными наделами. В статье 39.
3 Закона № 221-ФЗ прописывается, что собственник соседского участка земли не вправе возражать против межевания и препятствовать установлению четких территориальных границ объекта.
Причины возникновения споров о границах земельных участков между соседями
Причин возникновения споров о границах земельных участков множество. Чаще всего конфликт возникает между хозяевами двух соседних домов. Как показывает практика, подобные споры являются поводом обращения в суд.
Споры по поводу расположения границ земельных участков – это наиболее частый конфликт, который зачастую разрешается только с привлечением судебного органа. Причин недовольства масса.
Внимание! При проведении процедуры межевания земель произошло наложение границ соседних участков. В таком случае виновную сторону определить нет возможности. Неправильная работа кадастрового инженера может стать причиной споров между несговорчивыми соседями.
Кадастровый инженер не может провести работы по межеванию земель. Для этого требуется участие третьих лиц. Зачастую при определении границ присутствуют собственники земельных участков и работники кадастровой палаты.
Если кадастровая служба, проводившая межевание земель, утратила лицензию, придется повторно провести работы по определению границ, даже если собственник соседнего участка не имеет претензий:
- если собственник одного из участков собирается расширить границы земли. Такое случается тогда, когда дачник приобретает смежный земельный участок;
- если собственник одного из земельных участков решил самовольно перенести границы. Например, он построил забор, захватив соседскую территорию.
- наследники не могут определиться с причитающейся каждому из дольщиков землей. В этом случае понадобится провести сравнение территории. На суде принимается решение о присвоении права собственности для каждого конкретного лица;
- геодезист неправильно провел работы по межеванию земель. Таким образом, в документации отражена неверная информация.
Судебная практика по земельным спорам о вынесении решения в пользу заявителя
Отдельный учет по делам, связанным с рассмотрением споров об определении границ земельных участков судами первой инстанции не ведется, однако можно выделить некоторые основания, по которым решение как правило выносится в пользу истца:
- самовольный захват части земельного объекта владельцами смежных участков путем произвольного переноса ограждения;
- вынужденное уточнение границ участка вследствие неправильного определения его рубежей при первоначальном межевании и регистрации;
- понуждение владельцев смежных участков к подписанию акта межевания;
- обнаружение ошибки в кадастровом учете земельного объекта, которую регистрационный орган отказывается устранить в добровольном порядке;
- исправление неточностей в определение границ участка вследствие недостаточной компетентности кадастрового инженера.
Рассмотрение споров о границах земельного участка в суде
Урегулирование споров, возникающих вследствие несогласия с проведенными границами земельных участков возможно, как в судебном, так и досудебном порядке. Для этого оформите свои претензии в письменном виде и направьте противоположной стороне конфликта.
В случае получения отказа обращайтесь в суд:
- Споры между отдельными гражданами разрешаются местными судами общей юрисдикции;
- Если сторонами конфликта являются юридические лица, то урегулировать такой конфликт уполномочен арбитражный суд;
- При наличии соглашения, заключенного хозяйствующими субъектами, спор рассматривается третейским судом.
Кроме того, при местных администрациях работают комиссии, занимающиеся разрешением споров, связанных с земельными объектами. В полномочия таких подразделений входит предоставление земельных участков с согласованием их границ, выделение земельных паев в натуральном виде из общей массы земельных угодий сельхозназначения. Поэтому зачастую участникам конфликта удобнее и целесообразнее обратиться именно туда.
Рассмотрим порядок действий при разрешении спора в судебном порядке.
1 этап — подача искового заявления.
Сроки давности по спорам о границах земли
Если возникла необходимость в установлении границ участка, то срок давности по таким спорам, т.е. когда лицо может обратиться в защиту своих прав в суд, составляет 3 года. А как же считается такой срок? Отсчет срока начинается с момента, когда лицо узнало, что нарушаются его права.
А если лицо пропустило срок давности, тогда что? В этом случае, по общему правилу, лицо утрачивает возможность защитить свои права в судебном порядке, поскольку суд откажет в удовлетворении иска по причине истечения срока давности. Однако, суд применит правило, касающееся срока исковой давности, только если об этом заявит другая сторона, т.е. ответчик.
Также не стоит забывать, что в статье 202 Гражданского кодекса РФ предусмотрены случаи, когда срок давности приостанавливается, т.е. определенный период не засчитывается в срок давности.
Споры о границе с регистрирующим органом
Регистрирующим органом могут быть допущены, например, какие-то ошибки в реестре, которые влекут за собой наложение границ земельных участков, не соответствие площадей и так далее. Если орган регистрации не устраняет добровольно ошибку, в этом случае, возникший спор разрешит суд.
Споры о границе с регистрирующим органом могут быть связаны:
- с тем, что на кадастровый учет был поставлен земельный участок, и в результате произошло наложение границ с соседним земельным участком
- в связи с не регистрацией права собственности из-за пересечения (наложения) границ двух смежных участков
- с внесением в реестр сведений о земельном участке с ошибками
Земельный спор по границе участка
- документальная ошибка, внесенная в единый федеральный реестр (ЕГРН). Чаще всего она возникает из-за несовершенства техники и методов, связанных с кадастровыми работами. Если план территории одного надела составили лет 10–15 назад, а соседнего недавно, то возможно их наложение друг на друга;
- неверные расчеты кадастрового инженера при определении границ одного из наделов. В таком случае придется доказывать их необоснованность;
- самозахват чужой территории. Речь идет о случаях самовольного передвижения соседями забора, что повлекло за собой изменение в меньшую сторону площади соседнего надела. Это может быть сделано умышленно, или границы сами сместились в процессе использования земли.
Спор об установлении границ земельного участка (об установлении местоположения границ земельного участка) (на основании судебной практики Московского областного суда)
Установление месторасположения границ участка осуществляется судом путем сравнения его фактической площади с площадью, указанной в правоустанавливающих (первичных землеотводных) документах, с помощью существующих на местности природных или искусственных ориентиров (многолетних насаждений, жилого дома, хозяйственных и бытовых построек и др.) при условии, что они зафиксированы в планах обмеров органов технической инвентаризации, отражающих ранее существовавшие фактические границы. Суд обратил внимание, что Министерство ЖКХ РСФСР в Письме N 20-15-1-4/Е9808 за 1987 г. разъясняло: при отсутствии землеотводных документов следует руководствоваться данными первичной инвентаризации, которые в дальнейшем определяют границы и размеры земельного участка индивидуального землепользования. Изъятие излишков из указанных участков может производиться на основании закона и в соответствии с проектами перепланировки застроенных кварталов в зоне индивидуальной застройки.
Примечание. Предельные размеры участков для ИЖС устанавливаются законодательством городов и районов Московской области (например, Решение Совета депутатов г. Дубны МО от 23.10.2003 N РС-12(58)-88/33 «О предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам на территории г. Дубны Московской области для индивидуального жилищного строительства»).