Правила проезда перекрёстков: регулируемых и без светофоров

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила проезда перекрёстков: регулируемых и без светофоров». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Раздел 13 Правил устанавливает правила и требования, касающиеся безопасного проезда перекрестков, которые являются одними из самых сложных участков дороги, требующих особого внимания и взаимодействия участников движения.

Проезд перекрестка с круговым движением

Круговые перекрестки обозначаются знаком «Пересечение с круговым движением». Ехать по такой дороге можно исключительно против часовой стрелки.

Водитель, въезжающий на круговой перекресток, должен уступить дорогу тем транспортным средствам, которые выезжают с круга. Это правило должно снизить количество заторов на дорогах с круговым движением.

Перед въездом необходимо включать правый поворотник. Уже на кольце поворотник надо выключить. Въезжать на перекресток с круговым движением можно с любой полосы. Но если вы въезжаете с правой полосы, то должны попасть также в правую. Если с левой, соответственно, в левую. Если перед перекрестком одна полоса, а на круге — две, то въезжать надо в правую, а затем перестраиваться при необходимости. При перестроении нужно включить левый поворотник.

Выезжать с кольца можно только с правой стороны. Здесь уже обязательно включить правый указатель поворота.

Новый комментарий и пояснения к Разделу 13 ПДД России

Водители должны соблюдать следующие правила при проезде перекрестков:

  • Уступать дорогу транспортным средствам, приближающимся справа. Это означает, что водитель, приближающийся к перекрестку, должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по перпендикулярной дороге или справа от него.
  • При встрече на перекрестке водителей, которые имеют одинаковые права проезда (например, оба имеют зеленый сигнал светофора), необходимо уступить дорогу транспортным средствам, движущимся прямо или направо. При этом водители, желающие повернуть налево, должны уступить дорогу транспортным средствам, движущимся прямо или направо.
  • Водитель, приближающийся к перекрестку, должен уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу на регулируемых или нерегулируемых пешеходных переходах.
  • Запрещено проезжать перекресток при невозможности продолжить движение без остановки на нем. Это значит, что водитель должен выбирать такую скорость движения и расстояние до перекрестка, чтобы быть уверенным в том, что сможет безопасно проехать его без остановки.
  • Водители должны соблюдать правила проезда перекрестков с развязками или кольцевыми движениями, уступая дорогу транспортным средствам, движущимся внутри кольца.

Соблюдение правил проезда перекрестков является фундаментальным аспектом безопасности на дороге. Нарушение этих правил может привести к авариям и созданию опасной ситуации для всех участников движения.

Важно помнить, что при проезде перекрестков все водители должны быть внимательными, предупредительными и уважительно относиться к другим участникам дорожного движения. Своевременное уступление дороги и правильное взаимодействие на перекрестках существенно способствуют безопасности и плавности движения.

Уступая дорогу транспортным средствам, движущимся справа, водители должны аккуратно оценивать ситуацию и уступать дорогу в соответствии с требованиями Правил. Это важно для предотвращения столкновений и конфликтов на перекрестках.

Можно ли поворачивать налево с правой полосы

О том, можно ли машине поворачивать налево с правой полосы, легко понять по п.8.5 ПДД:

Перед поворотом … налево … водитель обязан заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части, предназначенной для движения в данном направлении, кроме случаев, когда совершается поворот при въезде на перекресток, где организовано круговое движение.

То есть для безопасного осуществления маневра следует обязательно занимать левую полосу. Только так можно снизить риск столкновения еще и с попутным автомобилем. Ведь поворот с крайней правой полосы налево неизбежно приведет к тому, что выполняющая его машина окажется на пути транспорта, едущего прямо.

Светофор на регулируемых перекрёстках

Что бы ни предписывали знаки и разметка, — сигнал светофора является определяющим на регулируемом перекрёстке. На таком стыке проезжих частей нет понятия главная и второстепенная дорога, так как зелёный свет даже при выезде из двора делает на это время его приоритетным.

Читайте также:  В России с 1 апреля проиндексируют социальные пенсии

Важно! Бывают ситуации, когда в крайнем правом ряду стоит авто, ожидающее разрешающего сигнала светофора для движения прямо, а сзади сигналит водитель, желающий повернуть по «стрелке». Здесь нет преимущества проезда — если ряд свободен, можно поворачивать, а если занят, то нужно подождать.

В определённых конфигурациях перекрёстков на светофоре может быть зелёная стрелка по направлению вправо — горящая или в виде картинки. Такой поворот возможен и при горящем красном свете. При этом необходимо уступить дорогу транспорту, движущемуся на прямой зелёный свет.

Штраф за поворот из неправильной полосы

Нарушение правил безопасного движения на дорогах приводит к привлечению ответственности водителей в соответствии с положениями КоАП РФ. Например, поворот со второго ряда предусматривает штраф от одной до полутора тысяч рублей, а санкция закреплена частью второй статьи 12.16 Кодекса.

Ниже представленная таблица дает возможность ознакомиться с размерами штрафов за совершение автомобилистами конкретных правонарушений:

Статья Часть Нарушение Санкции, руб.
12.3 1-2 Порядок пересечения перекрестков , поворотов направо , движения прямо и налево , не уступая преимущественному для проезда транспорту. 1 000
12.4 1-3 Поворот не с той полосы, игнорирование информирования поворотником о маневре, а также движение задним ходом на участках, где это запрещено . Предупреждение или взыскание 500
12.5 1-2 Использование для проезда велосипедных и пешеходных дорожек, не пропуск крупногабаритными автомобилями попутно следующий транспорт на малой скорости 1 000 — 2 000
12.15 1 Наказание за использование для проезда обочин или «вклинивание» в пешеходную или транспортную колонну 1500
12.16 1-3 Невыполнение требований знаков и разметки, пересечение сплошной ограничивающей линии. Неправильный выбор ряда для совершения маневра на светофоре и при работающей информирующей стрелке , выявленных камерой автоматизированной съемки или визуально. Повторное совершение правонарушения. Предупреждение, взыскание от 500 – 5 000, лишение прав до одного года

Совет! Штрафы за поворот не с той полосы или другие подобные нарушения рекомендуют оплатить сразу после получения. В противном случае водителя ожидает усиление не только финансового, но и правового давления.

Правила пересечения регулируемых перекрестков

Приближаясь к пересечению двух и более дорог, определяем тип перекрестка: регулируемый или нерегулируемый. От этого зависит порядок наших последующих действий на дороге. Регулируемым считается тот перекресток, на котором есть светофор или работает сотрудник ГИБДД в качестве регулировщика. Для таких перекрестков в ПДД существуют правила их проезда:

  • Работающий трехцветный светофор отменяет действующие знаки «Главная дорога» и «Уступите дорогу».
  • Двигаться можно только на зеленый (разрешающий) сигнал. Соблюдать при движении рядность, а соответствующую полосу занимать заранее.
  • При загорании разрешающего сигнала светофора, следует уступить дорогу всем ТС и пешеходам, завершающим свой маневр на перекрестке.
  • У светофора с дополнительной секцией со стрелкой движение разрешается только в направлении, указываемом стрелкой и при ее включении.
  • Зеленая стрелка включается одновременно с красным сигналом. Это означает, что проезд в этом направлении разрешается, но при этом потребуется уступить дорогу всем ТС, движущимся в других направлениях.
  • Действия регулировщика обладают самым высоким приоритетом, даже если они противоречат дорожной разметке и сигналу светофора.

Общие правила проезда перекрестков по ПДД

  • Всегда пропускайте пешеходов и велосипедистов, пересекающих ту дорогу, на которую вы намерены совершать поворот. Это правило работает вне зависимости от того, регулируется ли перекресток или нет. Штрафы за то, что вы не пропустили пешехода, составляют на данный момент 1500 рублей.
  • Запрещается выезжать на перекресток, если на проезжей части перед ним образовался затор. Нарушение этого правила приведет к тому, что вы не только присоединитесь к пробке, но и перегородите дорогу машинам, движущимся через перекресток слева или справа. В результате вместо одного затора получаются три, и резко возрастает риск аварии или конфликта на дороге.

С какой полосы поворачивать

В условиях города часто перекрестки оснащены соответствующими знаками, определяющими полосное движение. Сложность представляют участки без таких сигналов, которые тоже встречаются. Несоблюдение знаков безопасности, таких как запрет на проезд, запрет на въезд и остановку, будет считаться нарушением правил дорожного движения.

Водитель должен следовать в этом случае регламенту, описанному в пункте 8.5 ПДД. Правило гласит: водитель перед совершением поворота или разворота должен занять на полотне автомобильной дороги крайнее положение. Этот пункт ПДД распространяется на все перекрестки, кроме круговых.

Это значит, что движение налево при преодолении перекрестка разрешено только с левой крайней полосы, а авто должно располагаться в максимальной близости от разметки, которой отделяется встречное направление. Важно помнить, что поворот налево с перестройкой из правого ряда запрещен, и за нарушение этого правила предусмотрен штраф в размере от 1000 до 1500 рублей.

Читайте также:  Правила перевозки детей в автомобиле

Распространенные ошибки

Автовладельцы зачастую совершают ряд ошибок, которых можно было бы избежать. Наиболее встречающиеся из них выглядят следующим образом. Водитель ошибается, если:

  • Увеличивает скорость, пытаясь проехать на горящий желтый сигнал. Повышаются риски столкнуться с автомобилем, который поворачивает со встречной полосы налево.
  • Перестраивается недалеко от пересечения дорог. Лучше менять полосу заранее, не доезжая до этого места.
  • Выезжает за стоп-линию или на границы пешеходного перехода. Это создаст препятствие для идущих машин во встречном направлении или пешеходов.
  • Выезжает вперед во время затора. Это усложняет ситуацию на дороге и мешает остальным участникам дорожной ситуации.

Проезд перекрестков, как регулируемых, так и нерегулируемых – представляет собой опасный маневр. Важно при этом замедлить ход, внимательно наблюдать за поведением остальных участников дорожного движения, а также быть предельно аккуратными. Спешить недопустимо! Вы можете не заметить других участников дорожного движения, совершить необдуманное действие и создать аварийную ситуацию на дороге.

Главная дорога – всегда приоритет

Опасный поворот — любой поворот обозначенный знаком 1.11.1 «Опасный поворот» а именно — постепенное закругление дороги. Чем меньше радиус, тем он круче и опаснее.

В таких местах запрещен обгон, независимо от условий, разметки видимости и так далее. Предупреждающий знак устанавливается заранее, на расстоянии 150-300 метров вне населенных пунктов, и 50-100 в населенных, соответственно, обгон запрещен через данное количество метров и разрешается при преодолении крутого участка дороги.

Дорожные знаки 1.12.1 и 1.12.2 указывают количество опасных поворотов и их крутизну.

Все эти повороты являются потенциально опасными для участников дорожного движения, и запрещают обгоны. На данных участках следует быть предельно аккуратным и внимательным, и следить за своим движением, а также за движением встречных машин. Такие повороты особенно опасны в режиме плохой видимости (туман, дождь), или к примеру в лесной зоне, когда обзор дороги скрыт деревьями.

Штрафы за неправильные развороты

  • Выбрав неправильную траекторию разворота на перекрёстке и выехав на встречную полосу, можно получить штраф — 5000 рублей или лишиться прав на срок от 4 до 6 месяцев.
  • Штраф за разворот в неположенном месте, например при пересечении двойной сплошной или с полосы, с которой запрещено это делать — от 1000 до 1500 рублей.
  • Штраф за движение задним ходом при развороте на перекрёстке — 500 рублей.
  • За разворот без включения поворотника — 500 рублей.
  • За выполнение разворота на красный свет светофора грозит штраф в 1000 рублей.
  • За разворот через технический разрыв оштрафуют на 2500 рублей.

Знак «движение прямо» используется для установки определённого разрешённого маршрута. Водителям нужно внимательно отнестись к нему, так как он установлен для достижения максимальной безопасности на определённом участке пути

При этом рекомендуется обратить внимание на ряд нюансов:

  • Многие сравнивают его с односторонним движением, но знаки имеют совершенно разный смысл. Встречное движение будет разрешено, однако, нельзя будет перестраиваться на него (разворачиваться). Чаще всего 4.1.1 устанавливается как раз на участках с двусторонним движением.
  • Закон разрешает поворачивать на право, во двор, потому, что это не затрудняет и не тормозит движение. Водителю не придётся перекрывать встречную полосу.
  • Если установлен до перекрёстка, то действует до первого пересечения с дорогой.
  • Поворот в левую сторону категорически запрещён, наравне с разворотом.
  • Не запрещает движение задним ходом, если это не мешает иным участникам движения.
  • Знак 4.1.1 не распространяется на маршрутный транспорт, который вправе ехать, игнорируя его, но ориентируясь на остальные знаки и ограничения.

При передвижении нужно учитывать прочие обозначения, разметку, а также сигналы светофора.

Общие правила проезда перекрёстков

Очередность движения через перекресток зависит от того, к какому виду он относится. Однако есть и общие правила, которые действуют на любых перекрестках.

Вот эти правила:

  1. Поворачивая на перекрестке направо или налево, водитель обязан пропустить пешеходов, идущих через ту дорогу, на которую он поворачивает, а также велосипедистов, продолжающих движение в прямом направлении по велосипедной дорожке или по краю проезжей части. Исключение составляют случаи, когда движение пешеходов регулируется отдельным светофором. Если во время поворота транспортного средства пешеходам горит запрещающий сигнал, то уступать им дорогу не следует.
  2. Запрещается въезжать на перекресток, если на нем или за ним образовался затор, который вынудит водителя остановиться на пересечении проезжих частей, создав препятствие для движения других транспортных средств в поперечном направлении. В таком случае въехать на перекресток можно только для того, чтобы тут же выехать с него в свободном направлении (например, выполнив поворот или разворот). Если же вам необходимо двигаться именно в том направлении, в котором образовался затор, то нужно остановиться перед въездом на пересечение проезжих частей и возобновить движение только после того как за перекрестком появится свободное место для вашего транспортного средства.
  3. На любых перекрестках ТС с включенными проблесковыми маячками синего (синего и красного) цвета и специальным звуковым сигналом (сиреной) имеют преимущество независимо от имеющихся на перекрестке дорожных знаков, разметки, а также сигналов светофора. Остальные водители обязаны уступить дорогу специальному транспортному средству и тем, кого оно сопровождает.
Читайте также:  Пенсия по потере кормильца в 2023 году: размер, кому назначают и как оформить

Проезд нерегулируемых перекрестков главных и второстепенных дорог

При наличии на нерегулируемом перекрестке главной дороги, транспортные средства, движущиеся по ней, имеют преимущество перед теми, кто движется по второстепенной дороге.

При этом не имеет значения, на какой дороге ваше ТС окажется после проезда перекрестка — очередность движения определяется тем, по какой дороге вы подъехали к нему.

Так, водитель, поворачивающий с главной дороги на второстепенную, все равно имеет преимущество перед водителем, который поворачивает со второстепенной дороги на главную.

Важно знать!
В любом случае, водитель, находящийся на второстепенной дороге, не имеет права въехать на перекресток до тех пор, пока главная дорога не освободится от всех ТС, которые либо уже находятся на перекрестке, либо приближаются к нему.

При наличии на главной или второстепенной дороге трамвайного движения въезд на перекресток осуществляется в четыре очереди:

  • первую очередь составляют трамваи, подъехавшие по главной дороге;
  • вторую очередь составляют безрельсовые ТС, подъехавшие по главной дороге;
  • третью очередь составляют трамваи, подъехавшие по второстепенной дороге;
  • четвертую очередь составляют безрельсовые ТС, подъехавшие по второстепенной дороге.

Таким образом, ваша очередь на таком перекрестке может оказаться второй или четвертой — в зависимости от того, по какой дороге вы подъехали.

Если главная дорога на перекрестке поворачивает, то возможна ситуация, когда траектории транспортных средств, оказавшихся на главной дороге, пересекаются друг с другом.

Такая же ситуация возможна и между ТС, находящимися на второстепенных дорогах.

Определяем, на какой дороге находимся

При проезде перекрестков водителю крайне важно знать, на главном или второстепенном пути он находится. Однако бывает так, что никаких знаков по этому вопросу вроде бы нет. В таком случае нужно сбавить скорость и осмотреться: иногда знаки приоритета дублируются слева или подвешиваются над проезжей частью, и заметить их сразу невозможно. Если они найдены с какой-либо стороны, то в дальнейшем нужно учитывать их предписания или запреты.

Что делать, если знаки все-таки не удалось обнаружить? Разумеется, в первую очередь предельно снизить скорость и подъехать почти «впритык» к пересечению проезжей части. И снова поискать дорожные знаки. При их обнаружении следует действовать быстро, иначе можно создать помеху. Когда никаких предупреждений нет – а это бывает очень редко – нужно считать, что перекресток равнозначный. А на нем, как известно, действует правило «помеха справа».

У трасс с кольцевым движением есть гарантированное преимущество, когда автомобиль уже выехал на проезжую часть. То есть, при движении на круге не соблюдается даже правило «помехи справа», в любом случае водители, находящиеся за пределами кольцевой части, должны уступать дорогу. Однако в случае, когда речь идет о неравнозначном кольцевом перекрестке 4.3, ориентироваться нужно на знаки, определяющие приоритетность проезда. Вдобавок относительно недавно такие знаки стали дополнительно оборудоваться табличками, которые являются сигнализаторами конкретного направления проезда по главной. Именно благодаря им водителям становится понятным, какая именно полоса считается приоритетной.

Базовых правил проезда перекрестков с кольцевым движением всего лишь несколько: во-первых, при движении по второстепенной дороге следует уступать транспорту, едущему по главной; во-вторых, при пересечении траекторий на главной полосе уступает автомобиль, движущийся с правой стороны.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *