Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новые правила тюнинга автомобилей в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Автором документа выступило правительство. В пояснительной записке к закону уточняется, что повышение пошлин обеспечит федеральный бюджет дополнительным доходом. Власти оценивают эту сумму в 700 млн руб. ежегодно.
В каких случаях и на какие ТС нужно оформление
СБКТС в обязательном порядке оформляют для получения регистрации любого авто, которое импортировали в Россию или другую страну ЕАЭС. Причем, если машина уже зарегистрирована, а владелец хочет изменить ее конструкцию, то документ тоже нужен.
Отметим, в каких еще случаях получение СБКТС является обязательным:
- Если вам нужно продать авто или кустарную технику в какую-либо из стран Таможенного союза.
- Если вы хотите перегнать иномарку в Россию.
Мы перечислили стандартные ситуации, которые требуют оформления СБКТС. Но, помимо этого, свидетельство нужно получать владельцам определенной категории ТС. Сюда входят:
- автобусы и прочий общественный транспорт (М2-М3);
- грузовые автомобили весом от 3,5 до 12 тонн (N1- N3);
- легковые машины (М1);
- мотоциклы и квадроциклы (L)
- прицепы и схожие с ними устройства (О1-О4).
Необходимые документы
Чтобы получить разрешение на регистрацию измененного автомобиля нужно принести в ГИБДД документы:
- Заявление на получение разрешения;
- Паспорт собственника или любой другой документ-удостоверение личности;
- Лабораторное заключение о возможности и безопасности внесенных изменений в транспортное средство.
После получения государственным органом всех нужных документов, ГИБДД выдает либо разрешение на внесенные изменения, либо отказ. Далее проводится тюнинг и автомобиль привозят еще раз в ГИБДД, уже в измененном виде, для полного осмотра сотрудниками.
Для этого нужно подать документы:
- Паспорт собственника или любой другой документ-удостоверение личности;
- Лабораторное заключение о внесенных изменениях в транспортное средство;
- Если было произведено изменение питания автомобиля и переключение его на газовое оборудование, то нужно предоставить декларацию о данном процессе.
- Чеки об оплате госпошлины, обязательно нужно сделать копии.
- Разрешение от ГИБДД на изменения.
Какие законодательные акты нужно учитывать
Процесс переоборудования происходит с учетом нормативных актов, описанных в приказе МВД РФ, выпущенном 7 декабря 2000 года. В настоящее время приказ дополнен изменениями, которые также следует принимать во внимание. Суть документа сводится к описанию процесса узаконивания внесения изменений в конструкции автомобилей различных категорий. Также существует Технический регламент, где описываются два этапа проверки. Первый из них включает теоретическую возможность смены конструкции, второй подразумевает соблюдение регламентов ПДД после процедуры.
В пункте 77 указано, что сотрудники службы не имеют права организовывать предварительную проверку, если на автомобиль устанавливается сертифицированное оборудование от завода-изготовителя. Если внесение изменений является серийным и указано в конструкторских документах, для этого также не потребуется проверка. В этом случае речь может идти о штатных дополнительных фарах, ГБО или других деталях. Если автомобилист доверяет замену оборудования специальной фирме, ему необязательно изучать законодательные акты, поскольку весь процесс будет контролироваться юристами.
Как проходит переоборудование
При наличии разрешения на переоборудование водитель имеет право внести нужные изменения в конструкцию своей машины. Перед проведением работ понадобится согласовать процедуру в специальной организации, этот вопрос решается в ГИБДД, сотрудники которого также могут разрешить автовладельцу поменять конструкцию самостоятельно. Специалисты, занимающиеся проведением работ, заполняют специальную декларацию, образец которой можно посмотреть в Письме МВД РФ.
Также им понадобится предоставить копии на сертификаты соответствия, подтверждающие подлинность запчастей и деталей, требуемых для переоборудования машины. После проведения работ машину дополнительно проверяют на соответствие правилам безопасности и при отсутствии проблем выдают диагностическую карту. Затем владелец авто должен получить протокол о прохождении технической экспертизы, предоставив все нужные для проверки документы.
Нужна ли регистрация контрактного двигателя в ГИБДД?
А вот это уже зависит от того, что вы ставите взамен стокового агрегата. И здесь играют роль два основополагающих фактора:
- вы производите замену контрактного двигателя, устанавливая взамен родного точь-в-точь такой мотор – с теми же параметрами и той же модели,
- вы решили поменять технические характеристики силового агрегата (ставите мотор большего объёма, мощности, с другими механизмами или даже с малейшими отличающимися деталями).
Всё дело здесь в вопросе – будет ли в процессе замены формально внесение изменений в конструкцию автомобиля или нет.
Определение такого изменения также есть в Техрегламенте:
исключение предусмотренных или установка не предусмотренных конструкцией конкретного транспортного средства составных частей и предметов оборудования, выполненные после выпуска транспортного средства в обращение и влияющие на безопасность дорожного движения.
Влияет ли замена двигателя на безопасность? Да, и не будем об этом рассуждать – просто укажем, что в судебной практике любой судья при попытке оспорить этот вопрос вами укажет, что будет влиять. Просто потому что вы, к примеру, не привели коробку передач, подвеску и тормозную систему в соответствие с изменёнными параметрами мотора.
То есть получаем два варианта:
- если вы ставите ровно такой же стоковый мотор, который был установлен заводом-изготовителем, то это не является изменением конструкции,
- если же этот двигатель хоть одной деталью отличается (например, он усовершенствован, и в нём установлен дополнительно всего один датчик, ни на что не влияющий), то это уже является внесением изменений в конструкцию.
Как зарегистрировать ДВС с другими параметрами или другой моделью?
Перечислим основные этапы такой проверки.
- Сначала вам необходимо обратиться в ГИБДД и получить разрешение на внесение изменений – это формальность, и разрешение дают почти всегда (кроме случаев, когда определённые компоненты менять запрещено законом – например, катализатор).
- Далее вы обращаетесь в сертифицированную лабораторию для прохождения предварительной экспертизы на возможность внесения изменений. Проще говоря, вам укажут, можете ли вы установить указанный вами контрактный двигатель на вашу модель автомобиля.
- По результатам предварительной экспертизы вы обращаетесь в сертифицированный сервисный центр для произведения замены. По окончании работ вам должны выдать определённый набор документов, который включает: декларацию о проведённых работах, акты и прочие.
- Затем вы снова едете в лабораторию и проходите ещё одну экспертизу для проверки соответствия внесённых изменений.
- Затем вам нужно пройти техосмотр.
- Оплатить госпошлины за внесение изменений в ГИБДД.
- И, наконец, вы обращаетесь в Госавтоинспекцию со свидетельством о соответствии контрактного мотора вашему автомобилю, выданным лабораторией, и вам вносят изменения в ПТС и выдают новое свидетельство о регистрации, где делают пометку о заменённом моторе.
Более подробно эту процедуру мы описали в нашей специальной статье об изменении конструкции.
Есть, однако, 2 ситуации, когда вы можете пройти упрощённую процедуру оформления (пункт 77 Техрегламента):
- если контрактный двигатель прошёл испытания в составе вашего автомобиля и имеет сертификат об этом (например, мотор устанавливался на вашу модель, но в другой модификации или комплектации),
- если мотор предусмотрен изготовителем в эксплуатационной документации (это маловероятно – в документации к машинам почти никогда не указывают, что можно поменять ДВС на какой-то другой).
Замена на подобный вариант
Если владелец машины меняет силовой агрегат на подобный, то вопрос, как оформить замену двигателя в ГИБДД, не должен его беспокоить. С 2019 года нет необходимости срочно сообщать о его замене в МРЭО. Это относится как к случаям установки нового агрегата, так и если произошла замена двигателя на контрактный.
Главное, чтобы совпадала модель, мощность и объём. Однако необходимо всё-таки иметь основные документы на новый двигатель. Это – Грузовая таможенная декларация (ГТД) и договор купли-продажи.
На сегодня предоставлять в ГИБДД их не требуется. Но никто не может гарантировать, что требования закона не будут меняться со временем, и не будут вновь запрашивать ГТД и договор купли–продажи. Эти документы можно передать новому владельца машины.
Лучше при постановке на учёт сразу внести новые сведения о двигателе. Процедура будет выглядеть следующим образом:
- новый владелец машины приезжает в МРЭО, чтобы поставить автомобиль на учёт;
- проходит площадку досмотра;
- инспектор сверяет номер двигателя, и видит несоответствие с номером, указанном в ПТС.
- инспектор проверяет документы на двигатель и вписывает новый номер двигателя в акт осмотра
- новый владелец машины получает ПТС уже с другим номером двигателя (указывается в Особых отметках).
На этом процедура регистрации нового силового агрегата считается оконченной. Ничего сложного в ней нет, при этом ещё и дополнительных усилий не требуется.
Сколько стоит регистрация замены двигателя в ГИБДД в 2022 году для нового владельца машины? Фактически она будет бесплатной. Нужно только оплатить государственную пошлину за постановку на учёт. А именно, пошлину за внесение изменений в выданные ранее ПТС (в 2020 году – 350 рублей.
Описание закона о тюнинге авто
Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» утвержден в 2011 году. Изменения, коснувшиеся переоборудования авто, были внесены в 2020.
Основное назначение Техрегламента – безопасность автомобилей. Она рассматривается в рамках дорожного движения, а также влияния, оказываемого на окружающую среду и граждан – уровень выхлопов, шумовое воздействие.
Регулируемые вопросы рассматриваются Техрегламентом по следующим разделам:
- общие положения документа;
- основные определения, используемые законом;
- правила обращения на рынке и ввода ТС в эксплуатацию;
- требования к безопасности;
- оценка соответствия предписанным нормам;
- маркировка единым знаком.
В документ включен ряд приложений, подробно рассматривающий следующие нормативы:
- перечень объектов технического регулирования;
- требования к выпускаемым транспортным средствам и их маркировке;
- ограничения по габаритам и весу;
- требования к автомобилям, уже находящимся в эксплуатации;
- требования к переоборудованию авто и типам компонентов;
- классификация колесных транспортных средств по типам и модификациям;
- перечень документов для оценки соответствия;
- формы и схемы документации.
Закон об изменении конструкции автомобиля не является отдельным правовым актом. Он рассматривается как часть общих требований, предъявляемых к эксплуатации автомобилей. Последние изменения условно можно разделить на две категории – какое переоборудование авто допускается законом и какое запрещается.
Транспортные средства. Внесение изменений в конструкцию транспортных средств, находящихся в эксплуатации. Технические требования, технический контроль и методы испытаний
Обозначение: | ГОСТ Р 59889-2021 |
---|---|
Статус: | действующий |
Тип: | ГОСТ Р |
Название русское: | Транспортные средства. Внесение изменений в конструкцию транспортных средств, находящихся в эксплуатации. Технические требования, технический контроль и методы испытаний |
Название английское: | Road vehicles. Modification of the design of vehicles in use. Technical requirements, technical control and test methods |
Дата актуализации текста: | 01.06.2022 |
Дата актуализации описания: | 01.01.2023 |
Дата регистрации: | 00.00.0000 |
Дата издания: | 28.12.2021 |
Дата введения в действие: | 01.01.2023 |
Область и условия применения: | Настоящий стандарт распространяется на колесные транспортные средства (ТС) категорий L, М, N, О (см. [1]), находящиеся в эксплуатации, и устанавливает требования к ТС и методы проведения проверки соответствия этим требованиям ТС при внесении изменений в их конструкцию |
Расположен в: | Общероссийский классификатор стандартов → Дорожно-транспортная техника → Дорожно-транспортные средства в целом |
Как оформить внесение изменений в конструкцию транспортного средства
У владельца автомобиля существуют определенные права и обязанности. Внесение изменений в конструкцию транспортного средства в 2018 году невозможно провести без согласования с компетентными структурами и ведомствами. Игнорирование этих требований влечет административную ответственность по КоАП.
Каждый автомобилист должен выполнять правила дорожного движения. Согласно п. 7.18 ПДД эксплуатация ТС будет незаконной, если в конструкцию вносились изменения без разрешения уполномоченных лиц.
Переоборудование может нарушить комплектацию и технические характеристики машины, предусмотренные заводом-изготовителем, а это, в свою очередь, повлиять на безопасность транспортного средства, стать причиной возникновения аварийной ситуации при его эксплуатации, и даже человеческих жертв.
Владелец машины (водитель) должен позаботиться о том, чтобы его движимое имущество отвечало установленным стандартам и параметрам, было юридически оформлено и технически безопасно. Если же внесение изменений в конструкцию транспортного средства уже проведено, следует выяснить, как провести его оформление.
Касается ли это оригинальных аксессуаров?
Сайт Лада.Онлайн обратился на АВТОВАЗ с вопросом «При установке оригинальных аксессуаров LADA будут ли у владельца проблемы с ГИБДД?». Нам ответили так:
Установка дополнительного оборудования, в том числе аксессуаров, на автомобиль является изменением конструкции, так как они не входят в штатную (стандартную) комплектацию автомобиля и подлежат регистрации в органах ГИБДД.
Оригинальный аксессуар или нет, значения не имеет, все равно его придется регистрировать в органах ГИБДД. В первом случае это будет сделать проще, т.к. оригинальные аксессуары соответствуют высоким требованиям марки и всем стандартам безопасности.
Однако в комплекте с оригинальным аксессуаром нет никаких сертификатов или подобных документов, подтверждающих его оригинальность. Поэтому, как вы будете доказывать инспектору, что на вашей машине установлен именно оригинальный аксессуар — неизвестно.
Какие изменения не требуют оформления разрешен ГИБДД
На замену любых элементов, которые предусмотрены в эксплуатационной документации, соответствуют модели автомобиля и имеют маркировку изготовителя, разрешения не требуется. Автовладелец может менять старые запчасти на новые, но с соблюдением правил установки. Независимо от того, где переоборудуется машина, согласовывать свои действия с уполномоченными инстанциями необязательно.
Чтобы разобраться, что нужно регистрировать, а когда можно обойтись без одобрительных документов, необходимо различать понятия «конструктивные изменения» и «дополнения».
Изменения – это все, что связано с заменой функционала на новый: кенгурятник, ГБО, ксеноновые лампы и др. На эксплуатацию авто с внесенными изменения нужно оформить разрешение.
К дополнениям относят навигаторы, видеорегистраторы, радары, детекторы и другое оборудование, не требующее демонтажа элементов, установленных производителем. Дополнения, внесенные в конструкцию автомобиля, не регистрируются.
Автовладельцев привлекают к ответственности только при управлении самодельным автомобилем без регистрации и необходимых разрешений. Штраф составляет 500 руб. Предусмотрены и более серьёзные виды наказания. Машина автоматически снимается с учета в случаях, когда после вынесенного предписания об административном нарушении, транспортному средству в течение 10 дней не будет возвращен первоначальный вид и состояние.
Как узаконить изменения в конструкцию транспортного средства?
Если автовладелец хочет узаконить изменения конструкции транспортного средства, то ему нужно выполнить следующие шаги:
1. Предварительная техническая экспертиза. Экспертизу нужно пройти до установки соответствующего оборудования. Если дополнительное оборудование уже установлено, то его придется предварительно снять. Иного порядка узаконить изменения конструкции в 2021 году нет.
2. Установка оборудования — внесение изменений в конструкцию. Установку следует провести в специализированной организации, которая выдаст Вам соответствующий комплект документов (копии сертификатов на установленное оборудование).
3. Проверка безопасности конструкции проводится в той же организации, где Вы проходили проверку по пункту 1. Однако на этот раз организация проверяет, что безопасность транспортного средства соответствует требованиям Технического регламента Таможенного союза.
В целом процедура не такая сложная, как это кажется на первый взгляд. Однако стоимость ее может быть довольно значительной. В разных регионах за проверки требуют от 5 000 до 20 000 рублей. Высокая стоимость узаконивания заставляет многих автовладельцев отказываться от подобного тюнинга.
Таким образом, в настоящее время нет четкой грани между изменениями, которые не требуют обязательной регистрации в ГИБДД и изменениями влекущими штраф в размере 500 рублей. Если по данному вопросу появится дополнительная информация, статья будет дополнена.