Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила перевозки детей в автомобиле в 2023 году по правилам ПДД». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Перевозка детей в автомобиле – серьезное и ответственное дело, и нарушение правил может привести к большим штрафам. В 2023 году правила и требования для перевозки детей ужесточатся, поэтому родители должны знать, как обезопасить своих малышей.
Можно ли сажать ребенка вперед
В российских правилах дорожного движения нет запрета на перевозку детей в автокреслах и бустерах на переднем пассажирском сиденье. Если водитель хочет посадить ребенка рядом с собой, ему придется установить детское удерживающее устройство, а также внимательно прочитать инструкцию в графе рекомендаций по работе подушек безопасности. Некоторые производители автокресел и автолюлек рекомендуют отключать переднюю пассажирскую подушку безопасности, потому что она в случае аварии может травмировать ребенка. Чаще всего такое требование встречается в инструкциях автолюлек для грудных детей, которые устанавливаются против хода автомобиля.
Некоторые автомобили даже оснащаются креплениями системы ISOFIX на переднем сиденье (например, почти все модели Skoda), что значительно упрощает установку детского кресла, лучше его фиксирует, тем самым повышая безопасность ребенка спереди. Все остальные методы перевозки детей на переднем кресле, будь то люлька от коляски, различные переноски и конверты, недопустимы и могут привести не только к штрафу для водителя, но и к серьезным травмам ребенка.
На какое сиденье можно посадить ребенка?
На этот вопрос ПДД отвечает следующим образом:
- до 7 лет ребенок может ехать как на переднем, так и на заднем сиденье в специальном удерживающем устройстве;
- ребенок от 7 до 11 лет может ехать на переднем сиденье в специальном удерживающем устройстве, на заднем ряду — пристегнутым штатным ремнем безопасности.
Требования к детским удерживающим устройствам описаны Европейским стандартом ЕСЕ 44. При выборе автокресла родителям достаточно уточнить наличие у продавца сертификата соответствия.
ВАЖНО! Нельзя заменять полноценные автокресла разного рода “фиксаторами” или “удерживающими лямками”. Помимо того, что это не соответствует законодательству, при аварийной ситуации они скорее навредят маленькому пассажиру, чем защитят его.
Следует отметить, что в ПДД нет конкретных указаний на то, какое именно устройство следует выбирать в зависимости от роста или веса ребенка. Этот вопрос родители решают самостоятельно.
Существует 5 категорий удерживающих устройств в зависимости от массы пассажира:
- группа “0” — так называемая “автолюлька”, вес до 10 кг;
- группа “0+”, вес до 13 кг;
- группа I, вес от 9 до 18 кг;
- группа II, вес от 15 до 25 кг;
- группа III, вес от 25 до 36 кг.
Какое автокресло использовать?
Для перевозки детей в автомобиле по ПДД 2023 года может использоваться ряд специализированных устройств, предполагающих усиленную фиксацию тела в правильном положении.
Это может быть стандартное автомобильное кресло или же автолюлька. Конструкции крепятся внутри салона при помощи ремешков или скоб. Крепежи всегда должны размещаться перпендикулярно направлению перемещения авто.
Крепежи выбираются по росту, возрасту и весу пассажира. Автолюльки традиционно принято использовать до 6 месяцев. Люльки гарантируют комфорт и безопасность младенца, надежно поддерживая голову и при этом не деформируя позвоночник. Крепится устройство при помощи прочных ремешков к сидению на заднем ряду. В качестве основного недостатка автолюлек принято выделять габаритность решения.
В возрасте от 6 месяцев до 7 лет обязательным элементом будет традиционное детское автомобильное кресло. С 7 до 11 лет безопасность обеспечивается тем же автокреслом или специализированной фиксирующей системой.
Автокресло может устанавливаться на заднем или на переднем ряду кресел. Во втором случае обязательно стоит позаботиться об отключении соответствующих подушек безопасности, так как в случае их срабатывания высок риск ударить малыша. На пассажиров старше 12 лет ростом более 150 см это правило не распространяется. Для них активированная подушка безопасности при перемещении на переднем сидении является одним из условий.
Изменения в 2022 году в перевозке детей в автомобиле
Основные требования уже очень давно прописаны в ПДД. Но в 2017 году нормы были подвержены некоторым изменениям в рамках общих поправок.
Прежде всего, правки коснулись максимального возраста, при котором использование фиксирующего оборудования является обязательным. Причем под подобным оборудованием понимается не только стандартное кресло, но также бустер, автолюлька и другие аналогичные конструкции.
Ранее людей до 12 лет нужно было возить в авто исключительно в особых креслах. Новые правила перевозки детей в автомобиле в 2022 году предполагают сокращение максимального возраста до 7 лет. Впрочем, для категории от 7 до 12 лет было решено предусмотреть особенные правила.
Нормы перемещения пассажиров младше 7 лет не изменились. Все также требуется применение фиксирующих устройств на сидениях переднего и заднего ряда. Пассажиров до 12 лет перевозят на заднем ряду, ограничиваясь стандартным ремнем безопасности. Движение на переднем ряду потребует специализированного оборудования для фиксации.
Люди старше 12 лет могут свободно ездить в авто, пристегиваясь стандартным ремнем. Как и для взрослых, этого хватает для обеспечения безопасности.
В ПДД старого образца были упомянуты некие «иные устройства», заменяющие автокресла. Сейчас подобной классификации нет, поскольку применяется общий термин «детские удерживающие устройства».
В старой версии правил не предусматривались требования по установке устройства в салоне машины. Теперь же появилась обязанность пристегивать ребенка и располагать кресло исключительно в соответствии с инструкцией к конкретному оборудованию. Только так можно гарантировать полную безопасность и комфорт.
Требования ПДД к перевозке детей на переднем сиденье автомобиля
Нормы транспортировки несовершеннолетних закреплены на законодательном уровне. В 2021-2022 годах действует актуальная редакция ПДД. В части перевозки детей на переднем сиденье требования не менялись с 2017 года, они определены пунктом 22.9 ППД РФ.
Согласно этим требованиям, важно учитывать возраст маленьких пассажиров.
- До 7 лет. Согласно ПДД, при организации перевозки малышей необходимо использовать специальные удерживающие устройства, которые отвечают росту маленького пассажира и его весу. Такие приспособления фиксируются ремнями безопасности, которыми должен быть оборудован как легковой, так и грузовой автомобиль. В большинстве современных авто для этой цели используется система ISOFIX: с ее помощью фиксация осуществляется быстро и надежно.
- 7 – 11 лет. Для этой группы пассажиров предусмотрены иные требования. Для их безопасной перевозки также могут использоваться удерживающие устройства, которые подходят им по возрастной и весовой категории. Но родители имеют полное право отказаться от автокресла и использовать ремни безопасности, которыми оборудовано авто. Однако с одной важной оговоркой: это правило распространяется лишь на задний ряд кресел.
- Старше 12 лет. Подростки отнесены ПДД к взрослым пассажирам. Перевозить их разрешено с соблюдением тех же правил, что и взрослых: обязательно пристегнуть ремнем в дороге, даже если она занимает совсем немного времени. Причем не важно, на каком именно ряду сидений едет пассажир.
Выбор и правила установки ДУУ
При выборе автокресла необходимо руководствоваться определенными правилами. Ранее отмечалось, что на этот процесс влияют рост, вес и возраст ребенка. Но это еще не все нюансы.
При покупке ДУУ необходимо обратить внимание на присутствие маркировки со значком ЕСЕ 44 или ЕСЕ 129. Такая метка является главным доказательством того, что изделие прошло все этапы испытаний по европейским стандартам и полностью удовлетворяет всем требованиям Европейского стандарта безопасности.
Выбирая ДУУ для младенца, следует исходить из того, сколько времени ему предстоит провести в нем:
- Для коротких поездок подойдут автолюльки из группы 0+.
- Если же предполагается, что малыш будет принимать участие в долгих путешествиях, в таком случае можно обратить внимание на ДУУ группы 0.
Но здесь есть один нюанс: такие кресла зарекомендовали себя не очень хорошо при проведении краш-тестов. Поэтому не рекомендуется брать в долгую поездку ребенка младше 6 месяцев, используя это изделие.
На заметку. На детском кресле должны быть предусмотрены отдельные положения для сна и бодрствования. Это важно прежде всего для малышей, поскольку во время поездки они часто засыпают.
Можно ли использовать адаптеры?
Нет, запрещено!
Адаптеры ФЭСТ и другие не отвечают требованиям безопасности ЕЭК, поскольку на них не выдаются соответствующие сертификаты. Если вы встретите новости о том, что можно перевозить детей в машине посредством адаптера, без штрафа ГИБДД – то это ложь! Любой остановивший вас инспектор сразу обнаружит нарушение, и обязательно выпишет штраф за несоблюдение пункта 22.9 ПДД.
Вообще, адаптеры ФЭСТ запрещены для использования на территории РФ. Однако в некоторых магазинах всё еще продаются такие «направляющие лямки». Если вы увидите такие – ни в коем случае не покупайте. Лучше чуть переплатить, но приобрести качественное и сертифицированное автокресло, чем рисковать жизнью и здоровьем ребёнка, который пристёгнут с помощью слабого в плане защиты адаптера ФЭСТ.
Дополнительные правила
Изначально правила перевозки детей в автомобиле были недостаточно проработаны. Например, все дети до 12 лет должны были находиться в специальном удерживающем устройстве вне зависимости от их веса и роста. Это создавало массу неудобств и разночтений в ПДД. На данный момент появилось множество уточнений, которые стоит знать любому водителю:
-
Теперь правила размещения детей зависят от их возраста и роста, а также места, на которое вы планируете посадить несовершеннолетнего. Если по каким-то причинам подобрать подходящее кресло или бустер невозможно, ребенка старше 7 лет можно сажать на заднее сиденье и пристегивать обычным ремнем.
-
Появилось слово «включительно». Если ребенку уже исполнилось 12 лет, вам не требуется детское автокресло на переднем сиденье автомобиля для перевозки.
-
Если ребенка планируется перевозить на грузовом автомобиле, где предусмотрены только передние сиденья, в салоне необязательно размещать бустер или автокресло. Ребенка от 7 до 11 лет здесь можно пристегивать только ремнями. Для пассажиров младше придется покупать специальное удерживающее устройство.
-
В автомобилях, где не предусмотрено ни ремней, ни детских автокресел, ребенка можно перевозить так же, как и взрослых. Однако риск для его здоровья и жизни будет выше.
-
На заднем сиденье мотоцикла детей младше 12 лет перевозить нельзя вообще, даже в шлеме. Маленький ребенок не может держаться достаточно крепко.
-
Мопеды, трактора и другие транспортные средства, кроме легковых и грузовых автомобилей, оснащать детскими автокреслами не нужно.
-
В первой редакции правил, касающихся перевозки детей в автомобилях, использовать в салоне дозволялось только те устройства, которые можно пристегнуть с помощью ремней безопасности. Однако современные кресла, автолюльки и бустеры имеют систему ISOFIX, которая надежно удерживает устройство на месте. Система ISOFIX жестко сцепляет детские удерживающие устройства со стационарным сидением автомобиля. Такую конструкцию не нужно дополнительно пристегивать ремнем.
Правила перевозок детей в салоне автомобилей стали гораздо яснее, а их неукоснительное выполнение теперь не требует массы дополнительных расходов. Ознакомившись с ними внимательно, вы сможете перевозить детей с комфортом и безопасно, не опасаясь штрафов.
Можно ли пристегивать ребенка треугольником
Перевозка детей до 12-летнего возраста в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием специальных детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, а на переднем сиденье легкового автомобиля — только с использованием специальных детских удерживающих устройств.
Постой пример, если автомобиль ударяется о препятствие со скоростью 50 км/ч, то вес ребенка возрастает в 30 раз, т.е. ребенок весом в 10 килограмм, в момент удара будет весить все 300 килограмм. Такой вес не возможно удержать на весу в руках. Ребенок может ударится о переднее сиденье или полетит в сторону лобового стекла. В случаях, когда скорость при аварии невелика, родитель может придавить ребенка своим собственным весом.
Бескаркасное кресло разрешено ли гибдд 2021
Бескаркасное детское автокресло – это изделие, которое принципиально отличается от каркасных устройств. Даже само наименование говорит о том, что у него нет жесткого основания.
Автомобильное кресло данного вида представляет собой изделие, имеющее:
- основной материал – это приятная, дышащая ткань, которая создает комфорт ребенку во время поездки;
- широкие внутренние ремни безопасности, с помощью которых ребенок фиксируется на сидении;
- петлю в области живота, чтобы в нее можно было продеть штатный ремень безопасности.
Бустеры – это тоже устройства для перевозки детей в автомобиле. Законодатель говорит о том, что на заднем видении машины после 7 лет можно не использовать удерживающие устройства, если по весу и габаритам ребенок готов к таким поездкам. Максимальный возрастной предел – 12 лет. На переднем сидении до этого возраста нужно находиться только в автокресле.
Для того, чтобы ребенку было комфортно и безопасно ездить на машине можно использовать бустер. Он приподнимает ребенка над сидением авто и не дает возможности штатным ремням давить на шею ребенка.
Если у родителей встает вопрос, что лучше бустер или бескаркасное автокресло, то стоит разобраться немного подробнее. Оценка для правильного выбора:
Краш-тесты – это испытания, которые проводятся для оценки безопасности изделий при авариях. Бескаркасные автокресла многих известных производителей принимали участие в них перед тем, как попасть в руки обычному покупателю.
Так, по правилам эксперты оценивают изделия по таким критериям:
- эргономичность;
- функциональность;
- экологичность;
- безопасность.
О специальных устройствах, которые применяют в автомобиле для защиты детей, знает каждый родитель. Мы привыкли, что если в машине ездит ребенок, то к сидению пристегивают специальную громадную конструкцию, напоминающую домашнее кресло. Благодаря каркасу и множеству ремешков, она защищает малыша в любых аварийных ситуациях и при резком маневрировании.
При всех своих преимуществах, бескаркасное кресло обладает и недостатками. Касаются они больше безопасности малыша, чем конструктивных особенностей.
В каркасном кресле ребенок абсолютно защищен. Тут есть специальная опора, которая поддерживает позвоночник. Она берет на себя всю нагрузку при аварии и резком торможении. Если каркаса нет, то ребенок может повредить позвоночник или внутренние органы.
Относительно детского бескаркасного автокресла следует уточнить, что это удерживающее устройство, по форме напоминающее кресло, но не имеющее жесткого каркаса.
Оно присоединяется к штатному сиденью авто посредством ремней.
Имеется:
- подголовник;
- мягкая спинка;
- и сиденье.
Впереди находятся пятиточечные ремни, предназначенные для фиксации маленького пассажира. Также используется штатный ремень безопасности – его протягивают через переднюю часть автокресла, пристегивая ребенка.
Тем автомобилистам, которым приходятся по душе бескаркасные кресла, аргументируют свой положительный выбор такими положениями:
- Мобильность и компактность бескаркасного автокресла для детей. Так, существуют легковые транспортные средства небольшие по размеру, в которые классическая каркасная конструкция может занять очень много места на заднем сидении. А в некоторых случаях, просто не сместиться в салон. Единственный выход – это использовать детское бескаркасное автокресло. Также, при перевозке ребенка на переднем сидении, например, полуторного грузовика, кресла с жестким основанием могут помешать водителю переключать скорости или же покидать салон другому пассажиру. С бескаркасным устройством можно избежать такие неудобства.
- Подтвержденная универсальность кресла без каркаса, так как уходит необходимость покупки нескольких каркасных автокресел, соответствующих возрасту, например, в диапазоне от одного года и до 7 лет. Родители могут почувствовать существенную экономию денежных средств.
- Бескаркасные автокресла для детей легко регулируются под размеры пассажира в зависимости от выбранной сезонной одежды. Так, в зимний период времени объемные комбинезоны и куртки могут стать проблемой при посадке ребенка в каркасное удерживающее устройство. Но с бескаркасным автокреслом такой проблемы можно избежать, так как лямки его легко регулируются, а по бокам нет ограничений.
- Легкость установки и снятия, когда нужно быстро извлечь изделие из салона авто. Например, эта ситуация может возникнуть при поездках в такси, если у водителя нет в салоне детского кресла, принадлежащего перевозчику.
Да и стоимость хорошего и добротного бескаркасного изделия ниже даже самого бюджетного каркасного собрата.
Чтобы разобраться, разрешено ли в ГИБДД детское бескаркасное автокресло, нужно обратиться к законодательству.
- Согласно п. 22.9 ПДД, для маленьких пассажиров до 12 лет требуется устанавливать удерживающие устройства, подобранные под вес и рост.
- Бескаркасные автокресла являются такими, что подтверждено ГОСТом 41.44—2005 (утвержден приказом Ростехрегулирования № 318 от 20.12.2005 г.).
Классификация детских автокресел
Различают шесть групп удерживающих систем, каждая из которых предназначена для разного веса и возрастов юных пассажиров. При выборе детского автокресла следует отталкиваться именно от параметров роста и веса – поскольку это наиболее точный показатель того, подойдёт оно вашему ребёнку или нет.
Сравнительная таблица детских удерживающих систем (автокресел):
Группа автокресел | Возраст | Вес/рост ребёнка | Особенности удерживающего устройства |
---|---|---|---|
0 | с рождения | не более 10 кг, до 75 см | предназначение – для новорожденных, наклон спинки 30-45 градусов, располагается против хода движения машины |
0+ | с рождения до 15 месяцев | до 13 кг, до 75 см | обычно это автолюлька, ребёнка пристёгивают внутренними ремнями, положение – полулёжа, против хода движения ТС |
Категория I | 1 – 4 года | от 9 до 18 кг, до 98 см | дети уже сидят, направление – лицом по ходу движения машины, поддержка либо ремнями безопасности, либо «столиком» |
Категория II | 3 – 6 лет | 15 – 25 кг, до 120 см | аналогично предыдущему |
Категория III | 6 – 12 лет | 25 – 36 кг, до 135 см | бескаркасные удерживающие устройства – бустеры, фиксация ремнём безопасности |
Универсальные | любой (до 12 лет) | любой из вышеперечисленных | регулируется в зависимости от веса и роста ребёнка, подходит как для новорожденных, так и для детей до 11 лет (включительно), |
И ниже мы подробнее рассмотрим каждую группу автокресел.
С применением никаких проблем возникнуть не должно. В развернутом виде оно напоминает трапециевидную накладку с пуговицами. С помощью этих пуговиц можно отрегулировать размер непосредственно под параметры сына или дочери.
Ещё одно важное требование к любому ДУУ
Помните, выше мы перечисляли в числе нужных нам нормативных актов Техрегламент? Именно он содержит главное условие для возможности перевозки детей в любом удерживающем устройстве, без соблюдения которого ДУУ равносильно отсутствию.
Итак, согласно регламенту детская система должна быть сертифицирована по ГОСТу или Правилам ЕЭК ООН. Это значит, что на этикетке кресла или бустера должно быть одно (любое) из обязательных обозначений:
- ЕЭК ООН №44-04 либо ГОСТ Р 41.44-2005 – для отечественных автокресел и бустеров,
- ECE R44/04 – европейский стандарт для импортных ДУУ.
Что нужно знать о правилах перевозки детей в других странах
Родители, которые планируют путешествовать с детьми на автомобиле по Белоруссии, Абхазии, странам ЕС, США, должны знать, что в разных странах могут быть существенные отличия в правилах перевозки несовершеннолетних пассажиров. Например, в США они отличаются даже в зависимости от штата, где действуют свои законы. Но даже здесь есть общие требования:
- дети до 8 лет ездят только с применением автокресла, при этом оно должно быть сертифицировано и одобрено на федеральном уровне;
- дети с 8 лет до 18-ти должны быть пристегнуты штатным ремнем;
- детей до 4-х летнего возраста перевозить можно исключительно на заднем кресле.
За нарушение этих правил предусмотрены достаточно высокие штрафы, сумма которых может достигать 500$.
Путешествуя с детьми по Европе, нужно знать такие особенности ПДД, которые действуют на территории большинства стран ЕС:
- дети до 12-ти лет, ниже 135 см, должны быть в автомобиле только в подходящем автокресле или на бустере;
- несовершеннолетние дети старше 12-ти лет обязательно пристегиваются ремнем безопасности, даже если их рост меньше 135 см;
- дети выше 135 см, которым не исполнилось 12 лет, также могут ездить в автомобиле без ДУУ, только пристегнувшись ремнем.
Дети, пока им не исполнилось 3 года должны во время движения автомобиля находиться только на заднем кресле. В некоторых европейских государствах, таких как Литва, Эстония, Хорватия, Дания, Португалия, Швеция разрешается размещать маленьких детей на месте переднего пассажира (спиной вперед), с неактивной подушкой безопасности. Сумма штрафа в большинстве европейских стран (Нидерланды, на Кипре, Италии, Франции, Испании, Португалии, Словении) примерно составляет 100 — 400 евро.
В Беларуси дети до 5 лет могут ездить с использованием подходящих ДУУ, пассажиры до 12 лет с использованием автокресла или бустера. Если рост ребенка превышает 150 см, то перевозить его можно без удерживающих устройств, но с обязательным применением ремней безопасности.
Штраф за перевозку детей без кресла
Действующая Конституция РФ и правила дорожного движения делают основной упор на приоритетности здоровья, жизни, прав и законных интересов граждан. На практике такой подход предполагает пропорциональное и соразмерное ограничение прав и свобод граждан государства.
В рамках вопроса транспортировки малышей в машинах описанные выше приоритеты выражаются в использовании разнообразных административных мер ответственность для физических лиц и организаций.
Перевозка малышей в машине без специальных кресел предполагает меры ответственности. Наиболее распространенной мерой представляется штраф 3000 рублей (для физических лиц).
Отдельно стоит отметить ответственность за оставление малыша в авто. За такое деяние также накладывается штраф в соответствии с действующим законодательством.
Отсутствие автокресла является признаком состава преступления, квалифицирующим применение ч. 1 ст. 238 УК РФ. Это касается водителей такси, перевозящих малышей без специализированного оборудования. В эту же группу нарушений относят транспортировку пассажиров на транспортных средствах, имеющих неисправности тормозной или рулевой системы.
Особенности установки
Пользоваться бескаркасным автокреслом можно только после того, как оно будет правильно размещено в салоне автомобиля. Делается это так:
- первоначально нужно немного наклонить сидение в том месте, где будет ехать маленький пассажир;
- после этого берутся самые длинные ремни (2 штуки) кресла и помещаются путем протягивания между сидением машины, начиная спереди, заканчивая задней частью;
- при помощи специальных креплений верхние ремни и нижние соединяются между собой;
- необходимо проверить, чтобы кресло плотно прилегало к сидению авто м было надежно зафиксировано;
- только после данных манипуляций можно усаживать детей на бескаркасное автокресло;
- после посадки регулируется длина всех ремней, они застегиваются специальными замками;
- паховая область, бедра и плечи – это те места, по которым должно осуществиться крепление ремнями.
В 2023 году размер штрафа не изменился и составляет 3000 рублей. Сумма редко изменяется, но сколько именно придется заплатить можете узнать у инспектора ГИБДД. Когда постановление вынесено, то оплатить лучше всего в первые десять дней. Тогда есть возможность получить скидку в 50% от первоначально указанной суммы. При повторном нарушении такой льготой вы не сможете воспользоваться.
Многие автолюбители не согласны с вынесенным решением. Тогда есть возможность подать жалобу. Без нее дается два месяца на оплату санкций. Однако отменить штраф за отсутствие детского кресла в 2023 году не так просто. Необходимо доказать ошибку инспектора. Например, инспектор в обосновании написал, что нет кресла, в то время как крепящие устройства установлены.
Краш-тест бескаркасных детских автокресел
Перед запуском удерживающих устройств в массовое производство изготовители проводят краш-тесты. Это позволяет выявить недостатки и устранить их, повысив качество и безопасность детских бескаркасных кресел.
Одна из авторитетных организаций, проводящих такие испытания, – автоклуб ADAC. На его официальном сайте регулярно выкладываются результаты краш-тестов, с которыми может ознакомиться любой желающий.
В ходе испытаний проверяются несколько параметров:
- практичность;
- экологичность;
- эргономичность;
- функциональность;
- и безопасность.
На данный момент все модели бескаркасных автокресел проигрывают по этим параметрам каркасным моделям. Все же они справляются со своими задачами, что подтверждает и тот факт, что такие удерживающие устройства официально не запретили.