Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Переход права собственности по договору купли-продажи». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Пошлина — это законодательно установленный сбор, который уплачивается за юридически значимые действия госучреждений. Пошлину за регистрацию права собственности (при купле-продаже, ипотеке, дарении недвижимости) должны платить и юридические, и физические лица. Как правило, пошлину оплачивает покупатель. Если покупателей несколько, они могут разделить расходы.
Госпошлина за регистрацию права собственности для физических лиц составляет 2 тыс. руб. (в соответствии со ст. 333.33 Налогового кодекса РФ).
Размеры госпошлины за регистрацию права собственности зависят от вида регистрационных действий, объекта недвижимости и от того, кто платит пошлину — физическое или юридическое лицо. Для последних ставки выше. При приобретении права в общей долевой собственности пошлину платит каждый владелец в зависимости от размера своей доли.
Государственная пошлина за регистрацию права собственности недвижимого имущества по договору купли-продажи, дарения или мены составляет:
- для физических лиц— 2 тыс. руб.;
- для юридических лиц — 22 тыс. руб.
Государственная регистрация ипотеки, включая внесение записи в Единый государственный реестр недвижимости:
- для физических лиц — 1 тыс. руб.;
- для юридических лиц — 4 тыс. руб.
Государственная регистрация договора участия в долевом строительстве:
- для физических лиц — 350 руб.;
- для юридических лиц — 6 тыс. руб.
Право граждан — землепользователей и землевладельцев на приобретение в собственность земельного участка в юридической литературе, правоприменительной практике и в быту часто называют «приватизацией земельного участка». На наш взгляд, правильнее говорить о «переоформлении прав на земельный участок» в собственность граждан, поскольку имеет место передача имущества (земельного участка), принадлежащего гражданину или юридическому лицу на ограниченном вещном праве и находящегося в государственной или муниципальной собственности. В соответствии со ст. 217 ГК РФ приватизация — это передача имущества в соответствии с законами о приватизации государственного или муниципального имущества.
Федеральным законом от 30 июня 2006 г. № 93-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества», известным больше как «Закон о дачной амнистии», был изменен существовавший ранее порядок переоформления прав на земельный участок. Главная особенность этой реформы заключается в изъятии из процедуры переоформления прав на земельные участки одного звена. Если ранее граждане-землепользователи для приобретения в собственность земельного участка должны были пройти процедуру межевания, поставить участок на кадастровый учет, собрать иные необходимые документы, обратиться к главе муниципального образования с заявлением о приватизации и лишь при положительном решении вопроса передать документы на государственную регистрацию права собственности, то теперь стадию решения органа местного самоуправления законодатель изъял. Однако нерешенной осталась главная проблема, с которой сталкиваются граждане в ходе приватизации своих участков. Она заключается в высокой стоимости работ по формированию границ (межеванию) земельного участка.
В свете указанного Закона процедура приватизации (перерегистрации) земельного участка выглядит сейчас следующим образом.
Если земельный участок предоставлен гражданину до введения в действие ЗК РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, этот гражданин вправе зарегистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность.
В случае если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на земельный участок, предоставленный ему до введения в действие ЗК РФ, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, такой участок считается предоставленным указанному гражданину на праве собственности, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предоставляться в частную собственность (п. 9.1 ст. 3 Вводного закона).
Для приватизации (переоформления) такого участка гражданину необходимо напрямую обратиться в орган по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, приложив к своему заявлению документы, указанные в ст. 25.2 Закона о регистрации прав на недвижимость.
Государственная регистрация прав на земельные участки и иное недвижимое имущество осуществляется в месячный срок с выдачей новому собственнику свидетельства о государственной регистрации права собственности.
Указанные правила о приватизации (переоформлении) земельных участков распространяются не только на граждан, имеющих все необходимые документы о праве землепользования, но и на граждан Российской Федерации, имеющих в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, которые были ими приобретены до вступления в силу Закона CCCI от 6 марта 1990 г. № 1305-1 «О собственности в СССР», но не были надлежаще оформлены и зарегистрированы (п. 4 ст. 3 вводного закона).
Итак, процедура переоформления прав на земельный участок применяется в случае, когда граждане уже имеют его на праве постоянного бессрочного пользования, пожизненного наследуемого владения (или в фактическом пользовании) и желают приобрести» такой участок в собственность. Переоформление прав на земельный участок осуществляется гражданами добровольно и никаким периодом времени не ограничивается.
Значительные проблемы и массовые судебные споры вызывает определение размера приватизируемого (переоформляемого); земельного участка гражданином. Правоприменительные органы нередко склонны считать, что размер участка ограничен установленными предельными (максимальными) размерами ст. 33 ЗК РФ. Между тем указанная статья Кодекса устанавливает предельные размеры земельных участков при их предоставлении впервые. Следовательно, при перерегистрации земельных участков граждан находящихся в их пожизненном наследуемом владении (постоянном бессрочном пользовании), право собственности должно приобретаться на весь участок независимо от его размера. Данная норма и такое ее толкование вытекают из правовой позиции Конституционного Суда РФ по следующему делу.
Гражданка Т. В. Близинская, проживая в пос. Косино г. Москвы в жилом доме, расположенном на принадлежащем ей на праве землепользования участке площадью 0,2291 га, обратилась в префектуру с заявлением о переоформлении прав на землю. В результате проведения данной процедуры решением префектуры Восточного административного округа г. Москвы от 6 июня 1996 г. за Т. В. Близинской было закреплено право пожизненного наследуемого владения на 0,06 га, в отношении остальной части участка ей было предложено оформить договор аренды сроком на 49 лет. Преображенский межмуниципальный суд г. Москвы, куда Т. В. Близинская обратилась с иском о признании права пожизненного наследуемого владения на земельный участок в полном размере, решением от 9 сентября 1997 г. в удовлетворении ее требований отказал, сославшись и том числе на Закон г. Москвы «Об основах платного землепользования в городе Москве».
В своей жалобе в Конституционный Суд РФ Т. В. Близинская оспаривала конституционность ч. 2ст. 163аконаг. Москвы от 16июля 1799 г. «Об основах платного землепользования в городе Москве».На основании содержащейся в ней нормы, как утверждалось в жалобе, была «реквизирована» часть принадлежащего заявительнице земельного участка, что противоречит требованиям ч. 3 ст. 36 Конституции РФ, согласно которой условия и порядок пользования землей определяются федеральным законом, и ч. 2 и 3 ст. 55 Конституции РФ, исключающей умаление прав и свобод человека 111 гражданина и допускающей их ограничение только в конституционно одобряемых целях на основании федерального закона.
Как отметил Конституционный Суд РФ, ч. 2 ст. 16 Закона г. Москвы «Об основах платного землепользования в городе Москве» не отвечает обращенному к законодателю конституционному требованию определенности правовой нормы: она допускает распространение понятия «предоставление земельного участка» как на случаи первичного получения земли, так и на случаи перерегистрации права владения и пользования земельными участками для граждан, проживающих в принадлежащих им на праве собственности домах, которые расположены на этих земельных участках. Отсутствие разграничения институтов предоставления земли и изменения титула прав на земельные участки для уже реально владеющих ими граждан на практике приводит к тому, что вопрос о размерах землевладения решается произвольно. Неопределенность нормы позволяет органам исполнительной власти квалифицировать переоформление прав на земельный участок как первичное его предоставление и в результате по собственному усмотрению определять, в каком размере он подлежит передаче в пожизненное наследуемое владение (в деле заявительницы это привело к значительному его уменьшению), что создает возможность для злоупотреблений, порождает противоречивую правоприменительную практику и не отвечает принципу равенства граждан перед законом и судом (ч. 1 и 2 ст. 19 Конституции РФ).
В результате, рассмотрения жалобы Конституционный Суд РФ признал положение ч. 2 ст. 16 Закона г. Москвы «Об основах платного землепользования в городе Москве» не соответствующим Конституции РФ, ее ч. 1 и 2 ст. 19, ч. 2 и 3 ст. 35 и ч. 1—3 ст. 55, чем создал уникальный прецедент.
Сразу же стоит отметить, что обязанность переоформления права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком не касается физических лиц, поскольку возможность предоставления в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, установленная п. 3 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее — Вводный закон), конкретным сроком не ограничивается.
Граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, имеют право приобрести их в собственность. Каждый гражданин вправе однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении земельный участок.
Что же касается юридических лиц, у которых земельные участки находятся на праве постоянного (бессрочного) пользования, то их условно поделили на две категории.
Первая категория — государственные и муниципальные учреждения, федеральные казенные предприятия, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, которым в силу п. 2 ст. 3 Вводного закона переоформлять ничего не нужно.
Вторая категория — все остальные юридические лица, для которых ст. 3 Вводного закона (в ред. от 29.12.2004) установлено, что они обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность; религиозные организации, кроме того, — переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 01.01.2008 в соответствии с правилами ст. 36 ЗК РФ.
Процедура переоформления права постоянного (бессрочного) пользования должна включать в себя как минимум два этапа: отказ правообладателя от принадлежащего ему права и приобретение (возникновение) нового права на землю — аренды либо права собственности. При этом как прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, так и вновь возникшее право на землю в соответствии со ст. 131 ГК РФ и Федеральным законом от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»[23] подлежат государственной регистрации. Согласно п. 2 ст. 8 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента такой регистрации. В связи с этим моментом исполнения требований ст. 3 Вводного закона следует считать дату внесения записи о новом праве на землю в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество.
Статьей 421 ГК РФ определено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом РФ, законом или добровольно принятым обязательством. При этом понуждение заключить договор подчинено порядку, установленному нормами ст. 445 ГК РФ, согласно которым, если сторона, для которой в соответствии с Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. В ситуации по переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком обязанность по заключению договора законодательством прямо не установлена.
Кроме того, Земельным кодексом РФ (ст. 45) в качестве оснований прекращения права постоянного (бессрочного) пользования не предусмотрено невыполнение требования о переоформлении названного права.
Точку в обсуждаемом вопросе поставил Конституционный Суд РФ в Определении от 25.12.2003 № 512-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Законодательного Собрания Нижегородской области о проверке конституционности положения абзаца первого пункта 2 статьи 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», указав следующее. Положение абз. 1 п. 2 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», предусматривая возможность изменения титулов прав на землю, не содержит какого-либо основания для изъятия соответствующих земельных участков, а потому не может рассматриваться как допускающее внесудебный порядок лишения имущества. В равной мере оно не может рассматриваться как допускающее национализацию, поскольку не предполагает обращения в государственную собственность имущества, находящегося в собственности юридических лиц, а, напротив, предоставляет возможность приватизации земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Устанавливая предельный срок переоформления, законодатель был вправе определить сферу действия новой нормы во времени и по кругу лиц, что согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 02.10.2003 № 346-О[25], не может рассматриваться как нарушение конституционных прав.
Ранее схожая правовая ситуация в части требования о перерегистрации юридическими лицами права пользования землей была закреплена в ст. 7 Закона РСФСР от 23.11.90 «О земельной реформе»[26], предусматривавшей для юридических лиц срок переоформления права пользования земельным участком до 01.02.93. Президиум ВАС РФ в Информационном письме от 27.02.2001 № 61 «Обзор практики применения арбитражными судами земельного законодательства» сделал вывод, что непереоформление прав пользования земельным участком в соответствии с Законом РСФСР «О земельной реформе» не является основанием для изъятия и перераспределения такого участка соответствующими государственными органами.
В обоснование своей позиции Президиум ВАС РФ привел следующее суждение. Непереоформление прав пользования земельным участком в соответствии с упомянутым Законом не является основанием для изъятия и перераспределения такого участка. Устанавливая сроки переоформления прав пользования земельными участками, законодатель не определил порядок прекращения прав на них в связи с невыполнением юридическими лицами требований указанной нормы.
Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод, что непереоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в установленный законом срок либо его пропуск не влекут прекращения данного вещного права и не являются основанием для его отмены. Более того, п. 3 ст. 20 ЗК РФ установлено, что ранее возникшее право постоянного (бессрочного) пользования землей у граждан и юридических лиц сохраняется.
Исходя из норм ст. 216 ГК РФ, постоянное (бессрочное) пользование земельным участком как вещное право не может прекратиться по воле должностных лиц органов государственной власти, оно защищено нормами ст. 305 ГК РФ: может быть ограничено на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 1 ГК РФ). Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком определены ст. 45 ЗК РФ.
Итак, следует признать очевидным тот факт, что переоформление права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, за исключением оснований, указанных в ст. 45 ЗК РФ, может осуществляться сугубо добровольно, по желанию самих правообладателей. Приведенные доводы находят свое подтверждение в судебной практике.
ФАС Поволжского округа постановлением от 27.05.2005 по делу № А55-16036/04-44[29] оставил без изменения решение Арбитражного суда Самарской области, которым было признано недействительным предоставление в аренду земельного участка, принадлежащего заявителю на праве бессрочного пользования, поскольку право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком может быть прекращено принудительно в определенных законом случаях по решению суда либо при отказе от данного права, заявитель же согласия на изъятие земельного участка не давал, соответствующее судебное решение не выносилось.
Вид разрешенного использования земельного участка, категория помещения (жилое или нежилое) также обязательно отражаются в ЕГРН.
И если что-то в этих данных меняется, соответствующие корректировки должны произойти и в ЕГРН — а значит, и в выписке из него.
Например, собственник земельного участка «Для индивидуального жилищного строительства» занялся на нем разведением кур.
Однако такое использование противоречит целевому назначению земли и грозит собственнику высоким штрафом (от 10 000 рублей — ст. 8.8 КоАП РФ).
Если только он не выберет другой вид разрешенного использования участка из местных правил землепользования и не подаст соответствующее заявление в МФЦ для изменения данных ЕГРН (подробнее — здесь).
Выписка из ЕГРН, где будет указано целевое назначение участка «Для ведения личного подсобного хозяйства», позволит разводить кур и другую домашнюю птицу, а также скот на своем участке без угрозы штрафа.
Нужно ли менять документы на недвижимость, если у собственника изменилась фамилия или паспортные данные?
Как отмечает Росреестр, это делать необязательно. Но в случае сделки с недвижимостью необходимость уточнения фамилии собственника по каналам межведомственного взаимодействия может затянуть процедуру регистрации.
Поэтому можно заранее подать заявление об изменении в ЕГРН фамилии собственника, приложив подтверждающие документы.
Что же касается паспортных данных собственника, то в случае их изменения МВД обязано сообщить об этом Росреестру — и он сам внесет необходимые коррективы в ЕГРН.
Может ли одаряемый отказаться от договора?
Да, одаряемый в любой момент может отказаться от подарка до подписания договора, то никаких последствий не возникнет.
Если право собственности на дом уже было зарегистрировано, или договор был подписан, то даритель может потребовать с одаряемого оплаты понесенных расходов.
От сделки до ее регистрации
Данная особенность касательно передачи права собственности актуальна только для сделок, по которым регистрация в ЕГРН является обязательной. Это сделки с недвижимостью, включая земельные участки, частные дома, квартиры в многоквартирных зданиях, коммерческую и промышленную недвижимость, а также доли в соответствующих объектах недвижимости.
Общий порядок перехода прав выглядит следующим образом:
- Оформляется договор купли-продажи, предусматривающий соответствующую передачу права собственности. Обратите внимание: по законодательству многие сделки могут быть оформлены в простой письменной форме, что как раз и создает сложности при регистрации.
- После оформления договора документы передаются в Росреестр—орган, вносящий информацию в ЕГРН. Для проведения регистрации необходимо предоставить полный пакет документов, позволяющий проверить законность заключения сделки.
- Спустя установленное время данные вносятся в реестр. С того момента, как была проведена регистрация, и изменяется право собственности. А именно: право собственности продавца прекращается, а покупателя – начинается.
Соответственно, во всех вопросах, связанных с налогообложением, и прочих ситуациях, когда возникновение права собственности необходимо отсчитать с точностью до одного дня, точкой отсчета будет дата внесения информации в ЕГРН. Проверить это очень просто: если вы запросите выписку из реестра, в нем будет указана именно дата регистрации, а не дата заключения сделки.
Сроки регистрации прав собственности: длительность «переходного» периода
Еще один важный аспект, связанный с переходом права собственности – продолжительность особого правового статуса объекта, когда ни продавец, ни покупатель не имеют права им распоряжаться. Длится он с момента подписания договора и до внесения информации в реестр. В зависимости от того, как оформлялась сделка, он может составлять от 1 до 9 рабочих дней.
- 1 день – при подаче заявления в электронном виде, когда сделка заверена нотариусом. Если вы предпочли услугу передачи информации в Росреестр нотариусом – именно такой срок вы получите.
- 3 дня – если заявление подается в бумажном виде напрямую в регистрационный орган, а сама сделка нотариально заверена.
- 5 дней – если сделка была нотариально заверена, но гражданин решил подавать документы самостоятельно и воспользовался услугами МФЦ вместо подачи регистратору напрямую.
- 7 дней – при подаче документов напрямую в регистрационный орган, однако без нотариального удостоверения. Так как предполагается правовая экспертиза, срок заметно увеличивается.
- 9 дней – если сделка не была удостоверена нотариально, гражданин сам подает документы, при этом он решил подать их через МФЦ, а не напрямую. Как и в случае с увеличением срока с 3 дней до 5 для нотариально заверенных сделок, использование МФЦ увеличивает срок обработки на 2 рабочих дня.
Таким образом, получать имущественные права можно в разные сроки, и всё зависит от того, какой вариант вы выберите для оформления сделки. Практически свести на нет период «переходного» правового статуса объекта можно, выбрав нотариальное удостоверение сделки с нотариальной же подачей данных в Росреестр по электронным каналам.
Какие необходимы документы для переоформления дома
Перед тем как начать подготовку к переоформлению дома, необходимо знать какие именно документы для этого вам потребуются.
Подробный список документов для переоформления дома:
- паспорта всех собственников данной недвижимости;
- документы-основания на которых этот дом принадлежит именно вам;
- технический паспорт на дом;
- кадастровые документы. С 2017 года кадастровый паспорт объединился с выпиской из ЕГРП, и стал один единй документ – ЕГРН;
- оплаченная квитанция государственной пошлины;
- ксерокопии всех вышеназванных документов;
- написанное заявление на изготовление свидетельства.
Процедура оформления участка земли на иное лицо
Наиболее распространенный вариант — переоформление земли на родственное лицо. В таком случае выявляются аспекты, касающиеся межевания и кадастровой оценки объекта. В итоге меняется цена переоформления.
Важно ! Каким бы ни был договор (купчая или дарственная), он должен содержать точные параметры объекта, условия передачи прав и будущего пользования.
Законодатель позаботился об охране прав владельца земельного участка. Согласно ст. 40 ЗК РФ, лицо, владеющее землей, вправе осуществлять с ней любые сделки.
Если же переоформить земельный участок на другое лицо, то это повлечет изменение типа права.
Нюансы оформления участков земли с постройками
Предложенный алгоритм действий не предусматривает наличия строений на участке. Если же в пределах земельного надела располагаются жилые, либо хозяйственные постройки, то порядок действий будет иным.
Сперва необходимо зарегистрировать право собственника, узаконив тем самым объекты, построенные на участке. Только после узаконивания построек можно регистрировать сделку с землей.
Пример: на участке расположен незарегистрированный гараж. Владельцу следует обратиться в МФЦ или Росреестр. При этом комплект документов будет примерно таким же: общегражданский паспорт, свидетельство о праве собственника, кадастровый паспорт. К составленному по форме заявлению прилагается квиток об уплате госпошлины.
После получения выписки из ЕГРН разрешается переоформлять землю в установленном порядке.
Как выгоднее переоформить земельный участок между родственниками
Таковыми лицами считаются родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители,дети, дедушки, бабушки и внуки), полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры.
Если же вы хотите переоформить дачный участок на кого-то из других своих близких, им в любом случае придется заплатить налог, в размере 13 % от рыночной стоимости приобретенного дачного участка.
Как переоформить дачный участок – что вам понадобится Ну, во-первых, чтобы вы могли переоформить дачный участок на любого другого человека, вам, в первую очередь, необходимо самому быть его собственником.
К сожалению, у многих владельцев, а фактически, пользователей дачных участков, отсутствуют основные правоустанавливающие документы на предмет сделки. Поэтому, прежде, чем вы сможете начинать процесс переоформления, убедитесь в том, что они у вас имеются.
Порядок оформления и стоимость
Инструкция по перерегистрации земельного участка состоит из следующих этапов:
- Обращение в государственную инстанцию (МФЦ).
- Написание заявление и сбор документации.
- Оплата государственной пошлины.
- Ожидание результата.
- Получение заключительного акта.
Обратиться за оформлением можно в следующие инстанции:
- МФЦ — место отделения для обращения не зависит от расположения объекта недвижимости, так как документация по нему принимается согласно экстерриториальному принципу;
- почтовое отделение — здесь можно оформить заказным письмом пакет документов, в котором уже должны быть заявление и квитанция об оплате госпошлины, письмо направляют на адрес Росреестра;
- электронно — заявление и сканированные документы загружаются для переоформления на официальном сайте Росреестра.
Окончание этапа данной процедуры производится выдачей выписки из ЕГРН, где с момента государственной регистрации права на собственность гражданина по земельному участку его право постоянного (бессрочного) пользования прекращается.
Переоформление прав собственности на землю, соблюдая установленный порядок, требует подготовить заранее следующие документы, независимо от варианта получения объекта недвижимости:
Наименование документов | Примечание |
---|---|
Заявление нового владельца | Заполняется на месте подачи документов |
Личный паспорт заявителя, идентификационный код | Заранее нужны будут копии |
Документы, подтверждающие наличие прав собственности у заявителя | Договор купли-продажи, обмена, ренты, дарения, завещание, свидетельство о вступлении в наследство, акт предоставления земли государственным учреждением, справка из похозяйственной книги, прочие |
Кадастровый паспорт и план | Если земельный участок не поставлен на кадастровый учёт и не имеет индивидуального номера, сначала необходимо заняться этим вопросом |
Документы о чётких границах территории | Предварительно заказывается услуга межевания земельного участка |
Письменное согласие на переоформление квартиры от имени супруга или иных совладельцев | Обязательно составляется в нотариальной конторе. При этом если имеются недееспособные или несовершеннолетние совладельцы, понадобится согласие социальной службы или органов опеки соответственно |
Переоформление участка на родственника: порядок и особенности
Самым выгодным для обеих сторон вариантом будет смена собственника через дарение. Можно оформить и купчую, но потребуется уплата налогов и сборов. Основные отличительные моменты передачи ЗУ родственнику:
- несовершеннолетние родственники могут принять землю только в дар;
- при продаже земли физическому лицу, состоящему в родственных связях, налог 13% не возвращается;
- процедура продажи облагается налогом, если надел в собственности менее 3 лет;
- заключение договора дарения освобождает от налогов;
- участвовать в дарении могут только официальные супруги — в отношении сожительствующих людей действуют общие правила;
- в случае совместного владения ЗУ обоими супругами для сделки необходимо нотариально заверенное согласие каждого.
Для успешного проведения передачи необходимо документальное подтверждение родства.