Пенсия пострадавшим и ликвидаторам-чернобыльцам в 2023 году в России

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пенсия пострадавшим и ликвидаторам-чернобыльцам в 2023 году в России». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Вся местность, подвергшаяся радиоактивному заражению, зонируется на несколько участков, в зависимости от радиационной обстановки в них. Подобный порядок установлен ФЗ №1244-1, принятым правительством РФ.

Размер компенсационных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС, с 1 февраля 2023 г.*

Ежемесячные компенсационные выплаты

  • Ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь, другие заболевания, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и проживающим с ними детям, не достигшим 14-летнего возраста
    • 1234,75 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 13 части первой статьи 14 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров участникам ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС
    • 823,11 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 3 части первой статьи 15 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация в зависимости от времени проживания на территории зоны проживания с правом на отселение:
    • с 26 апреля 1986 года — 164,64 руб.
    • со 2 декабря 1995 года — 82,33 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 1 части первой статьи 18 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация работающим в организациях зоны проживания с правом на отселение в зависимости от времени проживания, работы:
    • с 26 апреля 1986 года — 823,11 руб.
    • со 2 декабря 1995 года — 205,78 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 3 части первой статьи 18 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация при условии постоянного проживания до 2 декабря 1995 г. на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом
    • 82,33 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 1 части второй статьи 19 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация работающим в организациях зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом при условии постоянного проживания (работы) до 2 декабря 1995 г.
    • 329,29 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 2 части второй статьи 19 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация в зависимости от времени проживания в зоне отселения до переселения в другие районы:
    • с 26 апреля 1986 года — 246,97 руб.
    • со 2 декабря 1995 года — 164,64 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 1 части второй статьи 20 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация работающим в организациях зоны отселения до их переселения в другие районы в зависимости от времени проживания (работы):
    • с 26 апреля 1986 года — 1646,36 руб.
    • со 2 декабря 1995 года — 823,11 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 3 части второй статьи 20 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС:
    • инвалидам I группы — 25817,24 руб.
    • инвалидам II группы — 12908,63 руб.
    • инвалидам III группы — 5163,42 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 15 части первой статьи 14 Закона РФ N 1244-I
  • Ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы и повлекшего утрату трудоспособности (без установления инвалидности)
    • 1290,89 руб.

    Основание для назначения:

    • Пункт 4 части первой статьи 15 Закона РФ N 1244-I
    • Ежемесячная денежная компенсация на питание ребенка в детских дошкольных учреждениях, специализированных детских учреждениях лечебного и санаторного типа
      • 303,37 руб.

      Основание для назначения:

      • Пункт 12 части первой статьи 14 Закона РФ N 1244-I
    • Ежемесячная компенсация на питание с молочной кухни для детей до 3 лет, постоянно проживающих на территории зоны проживания с правом на отселение:
      • детям первого года жизни — 775,29 руб.
      • детям второго и третьего года жизни — 674,16 руб.

      Основание для назначения:

      • Пункт 8 части первой статьи 18 Закона РФ N 1244-I
    • Ежемесячная денежная компенсация на питание детей в детских дошкольных учреждениях, а также в случае, если ребенок с 3-летнего возраста не посещает детское дошкольное учреждение по медицинским показаниям
      • 606,78 руб.

      Основание для назначения:

      • Пункт 9 части первой статьи 18 Закона РФ N 1244-I
    • Ежемесячная компенсация на питание лиц, обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в период учебного процесса
      • 235,95 руб.

      Основание для назначения:

      • Пункт 10 части первой статьи 18 Закона РФ N 1244-I
    • Ежемесячная компенсация на питание с молочной кухни для детей до 3 лет, постоянно проживающих на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом:
      • детям первого года жизни — 775,29 руб.
      • детям второго и третьего года жизни — 674,16 руб.

      Основание для назначения:

      • Пункт 6 части второй статьи 19 Закона РФ N 1244-I
    • Ежемесячная компенсация на питание детей в детских дошкольных учреждениях
      • 606,78 руб.

      Основание для назначения:

      • Пункт 7 части второй статьи 19 Закона РФ N 1244-I
    • Ежемесячная компенсация на питание школьников, если они не посещают школу в период учебного процесса по медицинским показаниям
      • 117,99 руб.

      Основание для назначения:

      • Пункт 3 части первой статьи 25 Закона РФ N 1244-I
    • Ежемесячная компенсация на питание дошкольников, если они не посещают дошкольное учреждение по медицинским показаниям
      • 606,78 руб.

      Основание для назначения:

      • Пункт 3 части первой статьи 25 Закона РФ N 1244-I
    • Ежемесячная компенсация за потерю кормильца — участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на каждого нетрудоспособного члена семьи независимо от размера пенсии
      • 312,32 руб.

      Основание для назначения:

      • Часть вторая статьи 41 Закона РФ N 1244-I

    Ежегодные компенсационные выплаты

    • Ежегодная компенсация на оздоровление граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных (переселяемых) из зоны отселения
      • 411,60 руб.

      Основание для назначения:

      • Пункт 13 статьи 17 Закона РФ N 1244-I
    • Ежегодная компенсация за вред здоровью инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы:
      • инвалидам I и II групп — 2057,91 руб.
      • инвалидам III группы и лицам (в том числе детям и подросткам), перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания вследствие чернобыльской катастрофы — 1646,36 руб.

      Основание для назначения:

      • Часть первая статьи 39 Закона РФ N 1244-I
    • Ежегодная компенсация на оздоровление:
      • гражданам, указанным в пункте 3 части первой статьи 13 Закона РФ N 1244-I — 1234,75 руб.
      • гражданам, указанным в пункте 4 части первой статьи 13 Закона РФ N 1244-I, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1988 году — 823,11 руб.
      • гражданам, указанным в пункте 4 части первой статьи 13 Закона РФ N 1244-I, принимавшим участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1989 — 1990 годах — 411,60 руб.

      Основание для назначения:

      • Статья 40 Закона РФ N 1244-I
    • Ежегодная компенсация детям, потерявшим кормильца
      • 411,60 руб.

      Основание для назначения:

      • Часть третья статьи 41 Закона РФ N 1244-I
    Читайте также:  Разъяснения Роскомнадзора по порядку защиты персональных данных

    Ежединовременные компенсационные выплаты

    • Единовременная компенсация за вред здоровью вследствие чернобыльской катастрофы**:
      • инвалидам I группы — 41157,92 руб.
      • инвалидам II группы — 28810,58 руб.
      • инвалидам III группы — 20579,03 руб.

      Основание для назначения:

      • Часть вторая статьи 39 Закона РФ N 1244-I
    • Единовременная компенсация при потере кормильца вследствие чернобыльской катастрофы:
      • семьям, потерявшим кормильца — 41157,92 руб.
      • родителям погибшего — 20579,03 руб.

      Основание для назначения:

      • Часть 4 статьи 39 Закона РФ N 1244-I

    *) С 1 февраля 2023 года компенсационные выплаты чернобыльцам проиндексированы исходя из фактического роста инфляции за 2022 год. Коэффициент индексации установлен Постановлением Правительства РФ от 30 января 2023 г. N 119 “Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2023 году” в размере 1,119.

    **) В случае усиления инвалидности при переосвидетельствовании в федеральных учреждениях медико-социальной экспертизы единовременная компенсация выплачивается по вновь назначенной группе инвалидности с зачетом ранее выплаченной суммы единовременной компенсации.

    Чернобыльские зоны заражения

    Нумерация Уровень опасности Описание зоны
    №1 Зона отчуждения Запрет на постоянное нахождение
    №2 Зона отселения Зона, опасная для проживания
    №3 Зона, разрешённая для проживания Незначительное радиационное загрязнение
    №5 Зона льготного социального статуса Не подлежащая отселению

    Елена Кошерева
    Пенсионный юрист, готова ответить на ваши вопросы.

    Статус «чернобылец»: категории лиц, которым положены льготы

    К категории «чернобылец» согласно Разделу II Закона 1 относится широкий спектр лиц – не только непосредственные ликвидаторы аварии, но также те, кто проживал близко к ЧАЭС, и другие работники станции.

    Территория, которая претерпела воздействие радиации, на законодательном уровне условно разделена на 4 зоны:

    • Отчуждения. Непригодные для жизни земли, которые получили наибольшую степень радиации.
    • Отселения. Площади, с которых выселялись люди из-за превышения радиационного фона, но на которые можно вернуться в случае его нормализации.
    • Проживания с правами на отселение. Территории, также получившие радиацию, однако жители которых имели право самостоятельно принять решение – уезжать или остаться.
    • Проживания с льготным социально-экономическим статусом.

    Независимо от того, в какой зоне проживал или работал человек, он наделен правом возмещения вреда, который причинила катастрофа 1986 г., а также получения социальной и материальной помощи.

    Всего есть 4 категории чернобыльцев:

    1. Первая. К ней относятся ликвидаторы, которые стали инвалидами из-за пребывания в очаге катастрофы или получили лучевое заболевание.
    2. Вторая. В нее входят ликвидаторы, которые находились определенное время в зоне отчуждения:
      • с момента происшествия и до 01.07.1986 года — вне зависимости от длительности пребывания;
      • с 01.07.1986 г. по 31.12.1986 года — от 5-ти суток;
      • в течение 1987 года — от 14 суток;
      • те, кто эвакуировался из зоны отчуждения (в том числе – в утробе матери) и обязательного выселения;
    3. Третья. Не ликвидаторы, но те, кто:
      • находился в области отчуждения с 1 июля по 31 декабря 1986 года — до 5 суток;
      • пребывал в ней на протяжении 1987 года — до 14 суток;
      • был там с 1988 по 1990 годы – от 1 месяца;
      • работал в пунктах санобработки граждан в течение 1986 года — от 14 суток;
      • жил в зонах обязательного и добровольного переселения, но не вошел в предыдущую категорию.
    4. Четвертая. Это постоянно проживающие в зоне радиологического контроля усиленного режима, если до 1993 года они прожили там от 4 и более лет.

    Налоговые льготы ликвидаторам аварии на чернобыльской АЭС и тем, кто пострадал от радиационного влияния, можно разделить на виды по типу налога:

    • Земельный налог. Им предоставляется возможность снижения налоговой базы на сумму, которая налогом не облагается, то есть на 10 тыс. руб. Такой возможностью чернобыльцы наделяются только в отношении земли, которая им принадлежит или находится в бессрочном использовании или пожизненном владении наследуемого типа. На местах могут вводиться дополнительные «бонусы» — информацию о них нужно уточнять в местном фискальном органе.
    • Транспортный налог. Определяется местными властями, на федеральном уровне – не предусмотрен. Например, в Москве чернобыльцы не платят налог на 1 ТС, которое зарегистрировано на них, если его мощность не более 200 лошадиных сил. Но к таким ТС не относятся моторизированные сани, снегоходы, воздушный и водный транспорт.
    • Имущественный сбор. В 2019 году были введены новые льготы в отношении уплаты имущественного сбора. До этого момента чернобыльцы вообще не вносили в казну налог на имущество, но теперь они освобождаются от его уплаты только за один объект по выбору налогоплательщика.
    • НДФЛ. Ст. 218 НК РФ предусмотрено предоставление налоговых вычетов в размере 500 или 3000 рублей в зависимости от чернобыльской категории.

    К этой группе можно отнести те, которые наделяют чернобыльцев определенными преимуществами в социуме из-за того, что им пришлось устранять последствия либо находиться в тот момент рядом с ЧАЭС, переняв весь мощный удар радиации на себя.

    К списку социальных льгот относятся:

    • приобретение лекарств в аптеках и получение медицинских услуг в поликлиниках вне очереди;
    • покупка медикаментов по льготным рецептам;
    • предоставление мест в домах престарелых во внеочередном порядке;
    • обслуживание пенсионеров-чернобыльцев в тех поликлиниках, к которым они были прикреплены до выхода на пенсию;
    • зачисление детей в детсады, специализированных детских учреждениях лечебного и санаторного типа без очереди с выплатой компенсации в размере 90 рублей на питание;
    • обеспечение местами в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме в первую очередь.

    Мы имеем удостоверение Зона проживания с правом на отселения

    Граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения и переселенные (переселяемые), в том числе выехавшие добровольно из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились в состоянии внутриутробного развития, имеют право на получение одноразовой беспроцентной ссуды на хозяйственное обзаведение и на строительство индивидуального жилого дома с надворными постройками. При этом допускается погашение ссуды за счет средств организаций (независимо от организационно-правовой формы и вида собственности), в которых работают члены семей переселенцев, либо за счет иных источников финансирования. Данная льгота распространяется также на граждан, выехавших добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы.

    Читайте также:  трудовая деятельность это определение в обществознании

    Желающие получить удостоверение чернобыльца должны воспользоваться этими правами. Эта процедура является добровольной, а не автоматической. Необходимо собрать документы и обратиться в конкретное учреждение.

    • Министерство по чрезвычайным ситуациям или военные ведомства — сюда могут обращаться только военнослужащие, участвовавшие в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС;
    • Министерство местного самоуправления или Жилищная комиссия;
    • МФЦ «Мои документы» — услуги «одного окна», которые принимают заявления от граждан и направляют их в соответствующий орган;
    • Портал государственных услуг — если услуга доступна в вашем регионе.

    Обратите внимание на дату регистрации. Если вы хотите получить сертификат в следующем году, вы должны подать заявление не позднее 1 июля текущего года. Ранее, предпочтительно с 1 января. Лист ожидания создается не сразу, а с течением времени. Поэтому рекомендуется подавать заявку заблаговременно.

    Пенсии чернобыльцам в России в 2022 году

    Сегодня в продаже:

    • Судебная защита права российских граждан на социальное обеспечениеИздательство: Проспект. Год: 2021.

      Монографическим исследованием определено, что право на социальное обеспечение является конституционным правом гражданина, дано определение этого понятия, рассмотрены вопросы защиты права российских граждан в сфере социального обеспечения, исследованы формы и способы такой защиты, определена роль Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Европейского суда по правам человека, судов общей юрисдикции в вопросах защиты права граждан на социальное обеспечение…

    • Право социального обеспечения в вопросах и ответах. Учебное пособиеИздательство: Проспект. Год: 2022.

      Данное издание представляет в сжатой и лаконичной форме основную информацию по учебной дисциплине «Право социального обеспечения» с учетом действующего законодательства в сфере социального обеспечения, в том числе новых пенсионных законов. Излагаются самые необходимые термины, определения, классификации, включенные в экзаменационные…

    К категории «чернобылец» согласно Разделу II Закона 1 относится широкий спектр лиц – не только непосредственные ликвидаторы аварии, но также те, кто проживал близко к ЧАЭС, и другие работники станции.

    Территория, которая претерпела воздействие радиации, на законодательном уровне условно разделена на 4 зоны:

    • Отчуждения. Непригодные для жизни земли, которые получили наибольшую степень радиации.
    • Отселения. Площади, с которых выселялись люди из-за превышения радиационного фона, но на которые можно вернуться в случае его нормализации.
    • Проживания с правами на отселение. Территории, также получившие радиацию, однако жители которых имели право самостоятельно принять решение – уезжать или остаться.
    • Проживания с льготным социально-экономическим статусом.

    Независимо от того, в какой зоне проживал или работал человек, он наделен правом возмещения вреда, который причинила катастрофа 1986 г., а также получения социальной и материальной помощи.

    Всего есть 4 категории чернобыльцев:

    1. Первая. К ней относятся ликвидаторы, которые стали инвалидами из-за пребывания в очаге катастрофы или получили лучевое заболевание.
    2. Вторая. В нее входят ликвидаторы, которые находились определенное время в зоне отчуждения:
      • с момента происшествия и до 01.07.1986 года — вне зависимости от длительности пребывания;
      • с 01.07.1986 г. по 31.12.1986 года — от 5-ти суток;
      • в течение 1987 года — от 14 суток;
      • те, кто эвакуировался из зоны отчуждения (в том числе – в утробе матери) и обязательного выселения;
    3. Третья. Не ликвидаторы, но те, кто:
      • находился в области отчуждения с 1 июля по 31 декабря 1986 года — до 5 суток;
      • пребывал в ней на протяжении 1987 года — до 14 суток;
      • был там с 1988 по 1990 годы – от 1 месяца;
      • работал в пунктах санобработки граждан в течение 1986 года — от 14 суток;
      • жил в зонах обязательного и добровольного переселения, но не вошел в предыдущую категорию.
    4. Четвертая. Это постоянно проживающие в зоне радиологического контроля усиленного режима, если до 1993 года они прожили там от 4 и более лет.

    То есть независимо от того, был ли человек фактическим ликвидатором или просто проживал на то время в Чернобыле и окрестностях, за ним закрепляется соответствующий статус с возможностью воспользоваться целым рядом льгот.

    Как такового понятия «чернобыльской пенсии» не существует. Чернобыльцы получают свою пенсию в повышенном по сравнению с обычной пенсией размером либо как инвалиды, либо по старости лет. Пенсионный возраст чернобыльцев наступает раньше, чем у других категорий работников. На сколько именно – зависит от льготной категории и стажа.

    При этом возраст, в который чернобылец может выйти на пенсию, не должен быть менее 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (то есть максимально уменьшить пенсионный возраст можно на 10 лет).

    Также чернобыльская, как ее обычно называют, пенсия выплачивается вдовам ликвидаторов.

    Размер льготной пенсии чернобыльцев-инвалидов указан в таблице ниже.

    Инвалидность Ежемесячный размер*
    1 группа 23 845,45
    2 группа 11 922,73
    3 группа 5 961,36

    ЕДВ инвалидам в 2023 году

    Запланированное повышение ЕДВ на 12,4% с 1 февраля 2023 года коснется и всех категорий инвалидов. Выплаты по инвалидности будут установлены в следующих размерах:

    • 4980,11 руб. — инвалидам 1 группы;
    • 3556,58 руб. — детям-инвалидам и инвалидам 2 гр.;
    • 2847,09 руб. — инвалидам 3 гр.

    Для тех, кто сохранил право на НСУ, из указанных сумм будет удерживаться денежный эквивалент предоставляемых льгот. Каким в таком случае будет размер ЕДВ по инвалидности в 2023 г., можно определить по следующей таблице:

    Размер ЕДВ по инвалидности с 01.02.2023 г. в зависимости от льгот, предоставляемых в натуральном виде
    1 гр. 2 гр. и дети-инвалиды 3 гр.
    полный НСУ (лекарства + санаторий + проезд)
    3503,80 2080,27 1370,78
    лекарства + санаторий
    3667,12 2243,59 1534,10
    лекарства + проезд
    3679,71 2256,18 1546,69
    лекарства
    3843,03 2419,50 1710,01
    проезд + санаторий
    4640,88 3217,35 2507,86
    санаторий
    4804,20 3380,67 2671,18
    проезд
    4816,79 3393,26 2683,77

    ЕДВ ветеранам боевых действий в 2023 году

    Выплаты для ВБД тоже проиндексируют с 1 февраля 2023 года (предварительно на 12,4%). После индексации ветеранам боевых действий будут ежемесячно выплачивать:

    • по 3913,60 руб. в случае отказа от НСУ;
    • по 2437,29 руб. при сохранении соцпакета полностью.

    При частичном отказе от набора соцуслуг будут выплачиваться следующие суммы:

    Читайте также:  Права и обязанности медицинских работников
    Какие льготы сохранены ЕДВ ВБД с 01.02.2023 г.
    Лекарства + санаторий 2600,61
    Лекарства + проезд 2613,20
    Лекарства 2776,52
    Проезд + санаторий 3574,37
    Санаторий 3737,69
    Проезд 3750,28

    Стоит также рассказать о законопроекте, который в начале 2022 года внесли на рассмотрение в Госдуму. В нем были предложены новые льготы и меры социальной поддержки ветеранов боевых действий, а также изменение порядка индексации ЕДВ для ВБД начиная с 2023 года. Депутаты предложили определять процент повышения выплат по схеме «инфляция + 1%», то есть применительно к февралю 2023 года это была бы индексация на 13,4%.

    Повышение пенсий и социальных выплат будет происходить поэтапно.

    Кто оплачивает дополнительный отпуск чернобыльцам

    В соответствии с нормами постановления Правительства РФ от 03.03.2007 № 136 оплата отпуска осуществляется за счет бюджетных средств. Чтобы получить оплату, гражданину необходимо обратиться в социальные органы с заявлением.

    Также необходимо иметь при себе паспорт, удостоверение, дающее право на льготы, справку о размере заработка, сведения об открытии банковского счета.

    Таким образом, чернобыльцам гарантируется множество льгот и выплат. Получить льготы и денежные компенсации могут не только жители и работники пострадавших от радиации зон, но и лица, направленные на территорию катастрофы с целью ликвидации ее последствий.

    ***

    Больше полезной информации — в рубрике «Чернобыльцы».

    Какая пенсия будет у вдовы чернобыльца ликвидатора инв 2 гр в 2021 г

    Индексация социальной пенсии, назначенной в связи с потерей кормильца, пройдет 1 апреля 2022 года. Ее повышение произведут в соответствии с индексом роста прожиточного минимума пенсионера за предшествующий год. По предварительным расчетам Правительства повышение социальной пенсии составит 7,7%..

    Напомним, что такой вид пенсионного обеспечения получают граждане, потерявшие кормильца, не имеющего страхового стажа, в том числе дети, чьи родители неизвестны.

    Размер социальной пенсии по потере кормильца представляет собой фиксированную сумму, а с 1 апреля 2022 г. ее увеличат на 7,7%.

    Законом предусмотрено, что размер пенсии неработающего пенсионера не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленного в регионе его проживания. Если же пенсионеру назначено обеспечение в меньшем размере, он имеет право на доплату до «минималки». Фактически региональный ПМП считается величиной минимальной пенсии для граждан, проживающих в этом субъекте РФ. Поэтому минимальный размер обеспечения по потере кормильца тоже определяется величиной прожиточного минимума в регионе.

    Значения ПМП в регионах ежегодно пересматриваются с 1 января (см. таблицу утвержденных на 2022 год значений прожиточного минимума). В связи с этим с 1 января пересматривается размер пенсии граждан, получающих доплаты до «минималки».

    Таким образом:

    • Для получателей страхового обеспечения все изменения в выплатах происходят только с 1 января 2022 г. Одновременно осуществляется и индексация, и корректировка социальной доплаты в связи с изменением ПМП.
    • Для получателей социальной пенсии выплаты сначала корректируются с 1 января в связи с изменением ПМП в регионе, а затем индексируются с 1 апреля.

    Повышение ее происходит одновременно с ростом страховых пенсий с 1 января. В 2021 году прибавка составила 6,3%. Плановые параметры индексации 2022 года тоже известны. В частности, в проекте бюджета Пенсионного фонда России на 2022 год и плановый период 2023 и 2024 годов указано, что страховые пенсии с 1 января 2022 года подрастут на 5,9%.

    Величина социальной пенсии в результате устанавливается государством в виде фиксированной суммы и увеличится следующим образом:

    Вид пенсии до апреля 2022 г., руб. с апреля 2022 г., руб.
    Потерявшим одного кормильца 5 796 6 242
    • Потерявшим обоих кормильцев

    • Детям умершей одинокой матери

    • Детям, чьи родители неизвестны

    11 593 12 486

    Для граждан, проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, данные суммы увеличиваются на соответствующий районный коэффициент.

    Льготы ликвидаторам и гражданам, пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЭС

    1. Постановка на учет на улучшение жилищных условий и выделение помещений.
    2. Предоставление вне очереди мест:
        в дошкольных образовательных учреждениях;
    3. в домах для престарелых.
    4. Выделение оздоровительных путевок и другое.

    Внимание: чернобыльцу необходимо принести копию удостоверения работодателю при трудоустройстве. Кроме того, документ следует прикрепить к карточке в поликлинике.

    • люди, проживавшие на пораженных территориях и получившие критические дозы облучения в период аварии;
    • специалисты и рабочие, принимавшие участие в ликвидации;
    • граждане, заболевание у которых выявили впоследствии по прошествии определенного времени с момента аварии;
    • получившие инвалидность, связанную с лучевой болезнью;
    • доноры костного мозга для пораженных (независимо от места проведения операции);
    • проживающие в период с 1996 года по настоящее время в особых зонах на постоянной основе.

    Набор социальных услуг (НСУ) в 2022году

    Если вы являетесь получателем ЕДВ, можно получить не только денежную компенсацию, но и некоторые социальные услуги в натуральной форме. Например, полагается не только ежемесячная денежная выплата, но возможность получить лекарства на бесплатных основаниях, отдохнуть в санатории или ездить в общественном транспорте на льготных основаниях.

    Если НСУ по каким-то причинам не нужно, от набора социальных услуг можно отказаться и увеличить ежемесячный платеж. Просто потребуется оформить официальный отказ. Для этого придется обратиться в местные органы ПФР, составив специальное заявление.

    А вот чтобы получать НСУ, не нужно составлять отдельное заявление, поскольку набор социальных услуг и так является частью ежемесячной денежной выплаты. Поэтому получение помощи в натуральном виде само по себе разумеющееся. Правда это не касается лиц, которые подвергались радиационному воздействию. Если пострадавшие хотят получить помощь в натуральной форме, нужно сначала написать заявление и заявить о своем праве.

    Логика Конституционного Суда

    Конституционный Суд в определении указывает, что военнообязанные, призванные на специальные сборы, выполнявшие работы по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и при этом исполнявшие обязанности военной службы, ставшие инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, были приравнены в сфере пенсионного обеспечения к инвалидам вследствие военной травмы, имеющим право на льготное пенсионное обеспечение. Причем критерием такого приравнивания выступает получение ими приведшего к инвалидности заболевания именно при исполнении обязанностей военной службы.

    Соответственно, такое уравнивание двух категорий граждан, изначально имеющих формально разный правовой статус, но в равной мере исполнявших обязанности военной службы, основано на равенстве их фактического положения, обусловленного тем, что ставший причиной инвалидности вред их здоровью был причинен при исполнении обязанностей военной службы, предполагавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *