Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Табель (примерный) боевого расчета пожарных автомобилей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
После чего командир проверяет личный состав на предмет полной боевой готовности. Далее производится погрузка в автомобили. Командир садится в первый из них. Начинается выезд на пожар и движение по намеченному маршруту.
Работа с механизированным оборудованием:
- Командир. Руководитель отделения координирует аварийно-спасательные работы, соблюдение требований техники безопасности. Командир взаимодействует с другими отрядами и службами, работающими на пожаре. Собирает информацию и передает ее на ПСЧ.
- №1. Отвечает за своевременную подачу инструмента в рабочую зону и приведение его в готовность. По приказу руководства может действовать вместе со старшим расчета.
- №2. По приказу руководства работает инструментом один или вместе со вторым. Контролирует безопасное выполнение работ. При необходимости использует средства пожаротушения.
- №3. Собирает сведения на месте возгорания. Информация должна оперативно предаваться командиру.
- №4. Занимается обеспечением технической стороны при выполнении оперативных работ. По мере возможностей участвует в оперативных мероприятиях или выполняет приказы руководства. Если рабочая зона затемнена, помогает водителю автоцистерны освещать его.
- Водитель. Контролирует безопасность автомобиля. При необходимости, вместе с четвертым пожарным освещает рабочую зону.
Боевой расчет на пожарном автомобиле
Реформы касаются профилактики и всех сфер противодействия возникновения огня. Свод правил противопожарного режима № 1479 01.01.2021 г. относится к основным документам, которые регламентируют деятельность субъектов, спецслужб, органов власти, учреждений. Новые утверждения Постановления Правительства РФ направлены на то, чтобы снизить возможную опасность на массовых мероприятиях, а также, чтобы на вверенном объекте упростить ведение документооборота.
В новых правилах противопожарного режима в РФ в обязанности руководящего звена уже не входит назначение ответственных граждан за ПБ. Работодатель обязан распределить на категории все хранилища и склады, обозначая их табличками. После того как были утверждены новые правила противопожарного режима, дежурный персонал предприятий должен быть оснащен аппаратами индивидуальной защиты и СИЗ. Также в новой редакции закона отсутствует понятие о программе ПТМ, его заменили на программу доп. профобразования.
Сравнение правил ППР в Постановлении Правительства РФ 2021 года включает направления:
- внесение новых параграфов;
- ведение документации, журналов, подготовка курса обучения;
- проведение работ с огнем;
- использование построек для проведения концертов, спортивных мероприятий;
- обеспечение материалами для тушения пожара, тех. обеспечение.
Согласно постановлению № 1479 о противопожарном режиме, было утверждено, что открытый огонь можно:
- разжигать только в специальных местах;
- находиться в 50 м от постройки, 30 м – от лиственных деревьев, 100 м – от хвойных деревьев;
- яма должна быть 1 м в диаметре или в виде площадки с металлическим мангалом из негорючего металла;
- местность вокруг костра должна быть расчищена от сухой травы и древесины в радиусе 10 м;
- бак для сжигания материала должен закрываться сверху металлическим листом.
Согласно новым требованиям правил противопожарного режима, от начала горения костра до его затухания необходим надзор за нераспространением огня за пределы зоны из расчета два субъекта на каждый очаг возгорания.
- Профессиональная переподготовка специалистов по противопожарной профилактике (256 часов)
- Программа обучения лиц пожарно-техническому минимуму (ПТМ) — курс 28 часов
- Пожарно-технический минимум для рабочих организаций осуществляющих пожароопасные работы — курс обучения 16 часов
- Обучение пожарно-техническому минимуму для руководителей и ответственных за пожарную безопасность организаций бытового обслуживания (16 часов)
- Пожарно-технический минимум для воспитателей дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) курс 16 часов
- Постановление правительства № 1445 о лицензировании технического обслуживания медицинской техники от 15.09.2020
- Новые правила по охране труда на высоте в 2021 году, приказ № 782н
- Проверка дипломов на подлинность в госреестре ФИС ФРДО
- Внеочередная проверка знаний по охране труда в 2021 году
- Налоговый вычет за обучение в 2021 году: список документов для возврата НДФЛ за обучение
- ГОСТ Р 56069-2018
Табель основных обязанностей личного состава на пожарной автоцистерне
- Командир. Табель обязанностей боевого расчета пожарной охраны предписывает ему принять фонари, мобильную рацию, справочник расположения источников воды, планшет, СМЗОД, веревку, баллоны резерва, журнал, инструмент и другое снаряжение по регламенту конкретной части противопожарной охраны.
- Пожарный 1. Старший команды обязан принять стволы, средства защиты от электрического тока: перчатки, ножницы, обувь, коврик, устройства заземления.
- Пожарный 2.
Пожарник с личным номером отвечает за рукава, крепежи и задержки, которые должен осмотреть и проверить перед дежурством.
- Пожарный 3. Этот сотрудник пожарной охраны принимает обувь, отражающую тепло одежду, ручной инструмент: от пил до топоров.
- Пожарный 4. Четвертый в расчете принимает снаряжение для обращения с противопожарными сетями, подающими огнетушащие вещества: от головок до гидратных ключей.
- Водитель автомобиля.
Водитель при приемке машины проверяет работоспособность мотора, бортовой электрики, наличие смазочных материалов, заполнение топливного бака и другие системы и устройства, включая механизмы управления. Также он должен проверить инструмент, аптечку, радиостанцию, огнетушитель, наличие в машине огнетушащего состава и его объем.
На заметку! Каждый пожарный из расчета принимает только часть ПТВ, которую он будет использовать во время оперативных действий.
Например, что принимает пожарный номер 1 предназначено для всей команды, так при ликвидации пожара он будет контролировать использование защитных средств всеми членами боевой единицы.
Приказ МЧС России от 12.12.2007 г. № 645 об утверждении НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности…» под действие «регуляторной гильотины» не попал. Он действует до 1 сентября 2021 года (ПП от 31.12.2020 г. № 2467).
Департамент надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России разъяснил в письмах от 13.02.2020 г. № 19-16-260, от 24.02.2021 № ИГ-19-533, как применять приказ № 645:
-
В связи с выходом ППР № 1479 НПБ действуют в части регулирования порядка, видов, сроков обучения мерам пожарной безопасности.
-
Подготовку по программам ДПО обязательно проходят категории работников из п. 36 приказа № 645. Это лица, которые изначально осваивали ПТМ во внешних образовательных организациях.
-
Руководитель организации приказом определяет порядок и сроки обучения персонала требованиям пожарной безопасности. В связи с выходом ППР № 1479 организация должна провести внеплановый инструктаж в соответствии с п. 27 НПБ № 645.
МЧС России не разъяснило, как обучать работников, которые ранее проходили ПТМ без отрыва от производства:
-
начальники структурных подразделений и лица, ответственные за ПБ в структурных подразделениях;
-
педагоги ДОУ;
-
сотрудники круглосуточной охраны;
-
главные специалисты взрывопожароопасных производств;
-
участники добровольных противопожарных формирований.
Мы считаем, что работодатель имеет право направлять указанных лиц на подготовку по программам ДПО, с учетом ст. 196 ТК РФ.
Что изменится в типовых программах
Законодатели обратили внимание на досадный промах в пункте 2.10 типовой программы № 4 для инструктирующих. Про нестыковки говорят и в учебных центрах. Например, для изучения требований к жилым помещениям нужно изучить требования к пожарным депо.
В пункте 6.3 программы № 5 (профпереподготовка) также устранено несоответствие в разделе «Документы предварительного планирования».
До 1 марта 2023 года | С 1 марта 2023 года |
---|---|
Тема 2.10. Требования пожарной безопасности к жилым помещениям
Типы зданий пожарных депо. Объемно-планировочные и конструктивные решения зданий пожарных депо. Инженерное оборудование. Требования пожарной безопасности к пожарным депо. Размещение пожарных депо на территории производственного объекта. Обязанности руководителя пожарного депо. |
Тема 2.10. Требования пожарной безопасности к жилым помещениям
Характерные пожары в жилых домах и их краткий анализ. Меры пожарной безопасности в жилых домах и при эксплуатации печей, каминов, газовых отопительных и нагревательных приборов, керосиновых приборов, электропроводки и электрооборудования, при хранении препаратов бытовой химии. Требования к установке и работоспособности дымовых пожарных извещателей в жилых помещениях. |
Тема 6.3. Документы предварительного планирования действий по тушению пожаров
Методика расчета количества, типа и ранга огнетушителей, необходимых для защиты объектов защиты организации, требования нормативных документов, определяющих номенклатуру и тактико-технические характеристики огнетушителей. Схемы действий персонала организации при пожарах. |
Тема 6.3. Документы предварительного планирования действий по тушению пожаров
Расписание выездов подразделений гарнизонов для тушения пожаров, план привлечения сил и средств гарнизонов для тушения пожаров, планы тушения пожаров, карточки тушения пожаров. Сведения для разработки документов предварительного планирования действий по тушению пожаров (тактико-технические характеристики техники, находящейся на вооружении подразделения, оперативно-тактические характеристики района выезда подразделения). Номер (ранг) пожара. |
Приказ МЧС России от 16 октября 2017 г. № 444 «Об утверждении Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ»
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
от 16 октября 2017 г. N 444
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ БОЕВОГО УСТАВА
ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩЕГО ПОРЯДОК
ОРГАНИЗАЦИИ ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ И ПРОВЕДЕНИЯ
В соответствии с федеральными законами от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» «1», от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» «2», от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» «3», подпунктом 2 пункта 8 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 «4», пунктом 36 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 «1», подпунктом 17 пункта 6 Положения о федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2005 г. N 385 «2», приказываю:
«1» Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649; 1995, N 35, ст. 3503; 1996, N 17, ст. 1911; 1998, N 4, ст. 430; 2000, N 46, ст. 4537; 2001, N 1, ст. 2, N 33, ст. 3413; 2002, N 1, ст. 2, N 30, ст. 3033; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 27, ст. 2711, N 35, ст. 3607; 2005, N 14, ст. 1212, N 19, ст. 1752; 2006, N 6, ст. 636, N 44, ст. 4537, N 50, ст. 5279, N 52, ст. 5498; 2007, N 18, ст. 2117, N 43, ст. 5084; 2008, N 30, ст. 3593; 2009, N 11, ст. 1261, N 29, ст. 3635, N 45, ст. 5265, N 48, ст. 5717; 2010, N 30, ст. 4004, N 40, ст. 4969; 2011, N 1, ст. 54, N 30, ст. 4590, ст. 4591, ст. 4596, N 46, ст. 6407, N 49, ст. 7023; 2012, N 53, ст. 7608; 2013, N 7, ст. 610, N 27, ст. 3477; 2014, N 11, ст. 1092; 2015, N 1, ст. 88, N 10, ст. 1407, N 18, ст. 2621, N 27, ст. 3951, N 29, ст. 4359, ст. 4360, N 48, ст. 6723; 2016, N 1, ст. 68, N 15, ст. 2066, N 22, ст. 3089, N 26, ст. 3887; 2017, N 22, ст. 3069, N 27, ст. 3938, N 31, ст. 4765.
«2» Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648; 2002, N 44, ст. 4294; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 50, ст. 5284, N 52, ст. 5498; 2007, N 45, ст. 5418; 2009, N 1, ст. 17, N 19, ст. 2274, N 48, ст. 5717; 2010, N 21, ст. 2529, N 31, ст. 4192; 2011, N 1, ст. 24, ст. 54; 2012, N 14, ст. 1549; 2013, N 7, ст. 610, N 27, ст. 3450, ст. 3477, N 52, ст. 6969; 2014, N 30, ст. 4272, N 42, ст. 5615; 2015, N 10, ст. 1408, N 18, ст. 2622, N 48, ст. 6723; 2016, N 1, ст. 68, N 7, ст. 919, N 26, ст. 3887.
«3» Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 35, ст. 3503; 2000, N 32, ст. 3341, N 33, ст. 3348, N 46, ст. 4537; 2003, N 46, ст. 4435; 2004, N 35, ст. 3607, N 45, ст. 4377, N 49, ст. 4840; 2005, N 1, ст. 15, N 19, ст. 1752; 2008, N 18, ст. 1938; 2009, N 19, ст. 2274, N 48, ст. 5717; 2012, N 41, ст. 5525; 2013, N 27, ст. 3477; 2017, N 30, ст. 4447.
«4» Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2882; 2005, N 43, ст. 4376; 2008, N 17, ст. 1814, N 43, ст. 4921, N 47, ст. 5431; 2009, N 22, ст. 2697, N 51, ст. 6285; 2010, N 19, ст. 2301, N 20, ст. 2435, N 51, ст. 6903; 2011, N 1, ст. 193, ст. 194, N 2, ст. 267, N 40, ст. 5532; 2012, N 2, ст. 243, N 6, ст. 643, N 19, ст. 2329, N 47, ст. 6455; 2013, N 26, ст. 3314, N 52, ст. 7137; 2014, N 11, ст. 1131, N 27, ст. 3754; 2015, N 4, ст. 641, N 11, ст. 1588; 2016, N 1, ст. 211, N 31, ст. 4987, N 39, ст. 5626; 2017, N 13, ст. 1913.
«1» Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121; 2005, N 23, ст. 2269; 2006, N 41, ст. 4256; 2008, N 47, ст. 5481; 2009, N 12, ст. 1429; N 29, ст. 3688; 2010, N 37, ст. 4675; N 38, ст. 4825; 2011, N 7, ст. 979, 981; N 14, ст. 1950; 2012, N 17, ст. 2009; N 37, ст. 5002; N 44, ст. 6026; N 46, ст. 6339; 2013, N 24, ст. 2999; N 30, ст. 4114; 2015, N 16, ст. 2389; 2016, N 43, ст. 6042; N 49, ст. 6929; 2017, N 6, ст. 928, N 21, ст. 3024.
«2» Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 26, ст. 2649; 2010, N 1, ст. 116; 2011, N 26, ст. 3807; 2013, N 23, ст. 2910; 2014, N 21, ст. 2694; 2015, N 1, ст. 262; 2016, N 27, ст. 4500.
Табель боевого расчета на пожарные автомобили
- Командир. Табель обязанностей боевого расчета пожарной охраны предписывает ему принять фонари, мобильную рацию, справочник расположения источников воды, планшет, СМЗОД, веревку, баллоны резерва, журнал, инструмент и другое снаряжение по регламенту конкретной части противопожарной охраны.
- Пожарный 1. Старший команды обязан принять стволы, средства защиты от электрического тока: перчатки, ножницы, обувь, коврик, устройства заземления.
- Пожарный 2. Пожарник с личным номером отвечает за рукава, крепежи и задержки, которые должен осмотреть и проверить перед дежурством.
- Пожарный 3. Этот сотрудник пожарной охраны принимает обувь, отражающую тепло одежду, ручной инструмент: от пил до топоров.
- Пожарный 4. Четвертый в расчете принимает снаряжение для обращения с противопожарными сетями, подающими огнетушащие вещества: от головок до гидратных ключей.
- Водитель автомобиля. Водитель при приемке машины проверяет работоспособность мотора, бортовой электрики, наличие смазочных материалов, заполнение топливного бака и другие системы и устройства, включая механизмы управления. Также он должен проверить инструмент, аптечку, радиостанцию, огнетушитель, наличие в машине огнетушащего состава и его объем.
Законодательное регулирование создания пожарных расчетов
Создание пожарного расчёта регулирует закон Российской Федерации от 6 мая 2011 года под номером 100. Именно согласно ему формируется объединение людей, состоящее из рядовых бойцов и командира. Директор предприятия имеет право организовать комплекс мер для обеспечения безопасности производства, к которым и относится создание пожарного расчета. После соответствующего решения администрации допускается формирование подобного подразделения из сотрудников организации. Такое решение основывается на нормативном документе “Об аварийно-спасательных службах” от 22 января 1995 года под номером 151-Ф3.
Вопрос, нужен или нет в конкретной организации пожарный расчет, решается просто. Главное основание для его создания — специфика работы организации. Наличие подобной группы является обязательным условием для ряда предприятий, связанных со следующей деятельностью и объектами:
эксплуатацией объектов от первого до третьего класса опасности;
использованием радиоактивного сырья, либо производстве, основанном на ядерных технологиях (атомные электростанции);
промышленными гидротехническими сооружениями повышенной опасности;
организацией мобилизации поселков, городов, административных областей.
В соответствии с приказом №999 Министерства чрезвычайных ситуаций Российской Федерации формируется процесс субординации в пожарном расчете. Так первоначальная единица должна состоять из начальника расчета, начальника караула, а также непосредственно из рядовых бойцов пожарной команды. Впоследствии осуществляется общее управление организованной структуры.
Приказ МЧС России от 16 октября 2017 г. № 444 «Об утверждении Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ»
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
от 16 октября 2017 г. N 444
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ БОЕВОГО УСТАВА
ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩЕГО ПОРЯДОК
ОРГАНИЗАЦИИ ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ И ПРОВЕДЕНИЯ
В соответствии с федеральными законами от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» «1», от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» «2», от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» «3», подпунктом 2 пункта 8 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 «4», пунктом 36 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 «1», подпунктом 17 пункта 6 Положения о федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2005 г. N 385 «2», приказываю:
«1» Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3649; 1995, N 35, ст. 3503; 1996, N 17, ст. 1911; 1998, N 4, ст. 430; 2000, N 46, ст. 4537; 2001, N 1, ст. 2, N 33, ст. 3413; 2002, N 1, ст. 2, N 30, ст. 3033; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 27, ст. 2711, N 35, ст. 3607; 2005, N 14, ст. 1212, N 19, ст. 1752; 2006, N 6, ст. 636, N 44, ст. 4537, N 50, ст. 5279, N 52, ст. 5498; 2007, N 18, ст. 2117, N 43, ст. 5084; 2008, N 30, ст. 3593; 2009, N 11, ст. 1261, N 29, ст. 3635, N 45, ст. 5265, N 48, ст. 5717; 2010, N 30, ст. 4004, N 40, ст. 4969; 2011, N 1, ст. 54, N 30, ст. 4590, ст. 4591, ст. 4596, N 46, ст. 6407, N 49, ст. 7023; 2012, N 53, ст. 7608; 2013, N 7, ст. 610, N 27, ст. 3477; 2014, N 11, ст. 1092; 2015, N 1, ст. 88, N 10, ст. 1407, N 18, ст. 2621, N 27, ст. 3951, N 29, ст. 4359, ст. 4360, N 48, ст. 6723; 2016, N 1, ст. 68, N 15, ст. 2066, N 22, ст. 3089, N 26, ст. 3887; 2017, N 22, ст. 3069, N 27, ст. 3938, N 31, ст. 4765.
«2» Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 35, ст. 3648; 2002, N 44, ст. 4294; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 50, ст. 5284, N 52, ст. 5498; 2007, N 45, ст. 5418; 2009, N 1, ст. 17, N 19, ст. 2274, N 48, ст. 5717; 2010, N 21, ст. 2529, N 31, ст. 4192; 2011, N 1, ст. 24, ст. 54; 2012, N 14, ст. 1549; 2013, N 7, ст. 610, N 27, ст. 3450, ст. 3477, N 52, ст. 6969; 2014, N 30, ст. 4272, N 42, ст. 5615; 2015, N 10, ст. 1408, N 18, ст. 2622, N 48, ст. 6723; 2016, N 1, ст. 68, N 7, ст. 919, N 26, ст. 3887.
«3» Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 35, ст. 3503; 2000, N 32, ст. 3341, N 33, ст. 3348, N 46, ст. 4537; 2003, N 46, ст. 4435; 2004, N 35, ст. 3607, N 45, ст. 4377, N 49, ст. 4840; 2005, N 1, ст. 15, N 19, ст. 1752; 2008, N 18, ст. 1938; 2009, N 19, ст. 2274, N 48, ст. 5717; 2012, N 41, ст. 5525; 2013, N 27, ст. 3477; 2017, N 30, ст. 4447.
«4» Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст. 2882; 2005, N 43, ст. 4376; 2008, N 17, ст. 1814, N 43, ст. 4921, N 47, ст. 5431; 2009, N 22, ст. 2697, N 51, ст. 6285; 2010, N 19, ст. 2301, N 20, ст. 2435, N 51, ст. 6903; 2011, N 1, ст. 193, ст. 194, N 2, ст. 267, N 40, ст. 5532; 2012, N 2, ст. 243, N 6, ст. 643, N 19, ст. 2329, N 47, ст. 6455; 2013, N 26, ст. 3314, N 52, ст. 7137; 2014, N 11, ст. 1131, N 27, ст. 3754; 2015, N 4, ст. 641, N 11, ст. 1588; 2016, N 1, ст. 211, N 31, ст. 4987, N 39, ст. 5626; 2017, N 13, ст. 1913.
«1» Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 2, ст. 121; 2005, N 23, ст. 2269; 2006, N 41, ст. 4256; 2008, N 47, ст. 5481; 2009, N 12, ст. 1429; N 29, ст. 3688; 2010, N 37, ст. 4675; N 38, ст. 4825; 2011, N 7, ст. 979, 981; N 14, ст. 1950; 2012, N 17, ст. 2009; N 37, ст. 5002; N 44, ст. 6026; N 46, ст. 6339; 2013, N 24, ст. 2999; N 30, ст. 4114; 2015, N 16, ст. 2389; 2016, N 43, ст. 6042; N 49, ст. 6929; 2017, N 6, ст. 928, N 21, ст. 3024.
«2» Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 26, ст. 2649; 2010, N 1, ст. 116; 2011, N 26, ст. 3807; 2013, N 23, ст. 2910; 2014, N 21, ст. 2694; 2015, N 1, ст. 262; 2016, N 27, ст. 4500.
2. Признать утратившим силу приказ МЧС России от 31.03.2011 N 156 «Об утверждении Порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 9 июня 2011 г., регистрационный N 20970).
- Командир. Табель обязанностей боевого расчета пожарной охраны предписывает ему принять фонари, мобильную рацию, справочник расположения источников воды, планшет, СМЗОД, веревку, баллоны резерва, журнал, инструмент и другое снаряжение по регламенту конкретной части противопожарной охраны.
- Пожарный 1. Старший команды обязан принять стволы, средства защиты от электрического тока: перчатки, ножницы, обувь, коврик, устройства заземления.
- Пожарный 2. Пожарник с личным номером отвечает за рукава, крепежи и задержки, которые должен осмотреть и проверить перед дежурством.
- Пожарный 3. Этот сотрудник пожарной охраны принимает обувь, отражающую тепло одежду, ручной инструмент: от пил до топоров.
- Пожарный 4. Четвертый в расчете принимает снаряжение для обращения с противопожарными сетями, подающими огнетушащие вещества: от головок до гидратных ключей.
- Водитель автомобиля. Водитель при приемке машины проверяет работоспособность мотора, бортовой электрики, наличие смазочных материалов, заполнение топливного бака и другие системы и устройства, включая механизмы управления. Также он должен проверить инструмент, аптечку, радиостанцию, огнетушитель, наличие в машине огнетушащего состава и его объем.
На заметку! Каждый пожарный из расчета принимает только часть ПТВ, которую он будет использовать во время оперативных действий. Например, что принимает пожарный номер 1 предназначено для всей команды, так при ликвидации пожара он будет контролировать использование защитных средств всеми членами боевой единицы.
Табель основных обязанностей личного состава на пожарной автоцистерне
- Командир. Табель обязанностей боевого расчета пожарной охраны предписывает ему принять фонари, мобильную рацию, справочник расположения источников воды, планшет, СМЗОД, веревку, баллоны резерва, журнал, инструмент и другое снаряжение по регламенту конкретной части противопожарной охраны.
- Пожарный 1. Старший команды обязан принять стволы, средства защиты от электрического тока: перчатки, ножницы, обувь, коврик, устройства заземления.
- Пожарный 2.
Пожарник с личным номером отвечает за рукава, крепежи и задержки, которые должен осмотреть и проверить перед дежурством.
- Пожарный 3. Этот сотрудник пожарной охраны принимает обувь, отражающую тепло одежду, ручной инструмент: от пил до топоров.
- Пожарный 4. Четвертый в расчете принимает снаряжение для обращения с противопожарными сетями, подающими огнетушащие вещества: от головок до гидратных ключей.
- Водитель автомобиля.
Водитель при приемке машины проверяет работоспособность мотора, бортовой электрики, наличие смазочных материалов, заполнение топливного бака и другие системы и устройства, включая механизмы управления. Также он должен проверить инструмент, аптечку, радиостанцию, огнетушитель, наличие в машине огнетушащего состава и его объем.
На заметку! Каждый пожарный из расчета принимает только часть ПТВ, которую он будет использовать во время оперативных действий.
Например, что принимает пожарный номер 1 предназначено для всей команды, так при ликвидации пожара он будет контролировать использование защитных средств всеми членами боевой единицы.
Приказ МЧС России от 12.12.2007 г. № 645 об утверждении НПБ «Обучение мерам пожарной безопасности…» под действие «регуляторной гильотины» не попал. Он действует до 1 сентября 2021 года (ПП от 31.12.2020 г. № 2467).
Департамент надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России разъяснил в письмах от 13.02.2020 г. № 19-16-260, от 24.02.2021 № ИГ-19-533, как применять приказ № 645:
-
В связи с выходом ППР № 1479 НПБ действуют в части регулирования порядка, видов, сроков обучения мерам пожарной безопасности.
-
Подготовку по программам ДПО обязательно проходят категории работников из п. 36 приказа № 645. Это лица, которые изначально осваивали ПТМ во внешних образовательных организациях.
-
Руководитель организации приказом определяет порядок и сроки обучения персонала требованиям пожарной безопасности. В связи с выходом ППР № 1479 организация должна провести внеплановый инструктаж в соответствии с п. 27 НПБ № 645.
МЧС России не разъяснило, как обучать работников, которые ранее проходили ПТМ без отрыва от производства:
-
начальники структурных подразделений и лица, ответственные за ПБ в структурных подразделениях;
-
педагоги ДОУ;
-
сотрудники круглосуточной охраны;
-
главные специалисты взрывопожароопасных производств;
-
участники добровольных противопожарных формирований.
Мы считаем, что работодатель имеет право направлять указанных лиц на подготовку по программам ДПО, с учетом ст. 196 ТК РФ.
Приказ МЧС России от 14.08.2019 N 425 «Об организации управления МЧС России при реагировании на чрезвычайные ситуации» (вместе с «Положением о порядке организации реагирования на чрезвычайные ситуации», «Положением о порядке организации оповещения при реагировании на чрезвычайные ситуации», «Схемой организации управления при реагировании на чрезвычайные ситуации»)
МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ
ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ
ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
ПРИКАЗ
от 14 августа 2019 г. N 425
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ
УПРАВЛЕНИЯ МЧС РОССИИ ПРИ РЕАГИРОВАНИИ
НА ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ
В целях обеспечения готовности органов управления и сил МЧС России к действиям по предназначению и организации оперативного реагирования структурных подразделений центрального аппарата МЧС России, территориальных органов МЧС России, подразделений федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, Государственной инспекции по маломерным судам, аварийно-спасательных и поисково-спасательных формирований, военизированных горноспасательных частей, образовательных, научных, медицинских, санаторно-курортных и иных учреждений и организаций, находящихся в ведении МЧС России, на угрозы и факты возникновения чрезвычайных ситуаций, приказываю:
Положение о порядке организации реагирования на чрезвычайные ситуации (приложение N 1);
Положение о порядке организации оповещения при реагировании на чрезвычайные ситуации (приложение N 2);
Схему организации управления при реагировании на чрезвычайные ситуации (приложение N 3).
3. Начальнику Главного управления пожарной охраны обеспечить внесение изменений в приказ МЧС России от 16.10.2017 N 444 «Об утверждении Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ» в соответствии с положениями настоящего приказа.
4. Признать утратившими силу приказы МЧС России:
от 26.10.2012 N 640 «О мероприятиях по организации оперативного управления МЧС России при реагировании на чрезвычайные ситуации»;
от 25.02.2013 N 123 «О внесении изменений в приказ МЧС России от 26.10.2012 N 640»;
от 11.09.2014 N 504 «О внесении изменений в приказ МЧС России от 26.10.2012 N 640»;
от 27.07.2015 N 400 «О внесении изменений в приказ МЧС России от 26.10.2012 N 640».
5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра В.Н. Яцуценко.
Утверждено
приказом МЧС России
от 14.08.2019 N 425
ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ РЕАГИРОВАНИЯ НА ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ
Департамент оперативного управления совместно со структурными подразделениями ЦА организует управление силами и средствами МЧС России.
Решением председателя Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности руководителем РГПК назначается один из заместителей Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Предложения о сборе РГПК и ОШ РГПК представляются Министру, заместителю Министра, являющемуся руководителем РГПК, старшим оперативным дежурным МЧС России исходя из оценки обстановки, по согласованию с заместителем Министра, организующим экстренное реагирование, не позднее 20 минут с момента получения информации о ЧС.
1.4. Оповещение ОШ РГПК осуществляется одновременно с оповещением РГПК.
1.5. Руководители структурных подразделений ЦА, учреждений и организаций МЧС России центрального подчинения ежемесячно до 25 числа направляют в НЦУКС уточненные списки личного состава (по занимаемой должности не ниже начальника отдела), привлекаемого для работы в составе ОШ РГПК в зоне ЧС, пожара, а в случае изменения этих списков немедленно сообщают об этом старшему оперативному дежурному МЧС России с последующим письменным подтверждением в течение суток.
ЦППР развертываются в соответствии с направлениями своей деятельности.
Руководителями ЦППР являются:
Для работы в составе ЦППР решением руководителя ЦППР могут привлекаться представители (эксперты) научных и образовательных организаций, а также общественных объединений, в зависимости от прогноза развития обстановки.
2. Основные задачи и функции структурных подразделений ЦА,
учреждений и организаций МЧС России центрального подчинения
по организации работы при ликвидации ЧС
в Российской Федерации
2.1. При организации работы по ликвидации ЧС в Российской Федерации, координации действий сил функциональных и территориальных подсистем РСЧС структурными подразделениями ЦА, учреждениями и организациями МЧС России центрального подчинения, в соответствии с направлениями деятельности решаются задачи по:
организации взаимодействия с органами управления функциональных и территориальных подсистем РСЧС;
координации действий сил функциональных и территориальных подсистем РСЧС, участвующих в проведении работ по ликвидации ЧС;
организации в установленном порядке информирования населения.
2.2. При организации работы по ликвидации ЧС структурные подразделения ЦА, учреждения и организации МЧС России центрального подчинения осуществляют следующие функции:
2.2.1. Аппарат Министра:
осуществляет организационное обеспечение, в том числе документирование (протоколирование) мероприятий (в том числе выездных), проводимых Министром;
осуществляет подготовку проектов выступлений Министра, а также необходимых информационно-аналитических и справочных материалов.
2.2.2. Главное управление пожарной охраны:
организует применение подразделений ФПС ГПС для ликвидации ЧС федерального и межрегионального характера;
координирует деятельность общественных объединений пожарной охраны, подразделений всех видов пожарной охраны, участвующих в ликвидации ЧС и тушении пожаров;
участвует в организации работ по ликвидации ЧС межрегионального и федерального характера, спасению людей при этих ЧС.
2.2.3. Департамент оперативного управления:
осуществляет координацию деятельности структурных подразделений ЦА, территориальных органов МЧС России при реагировании на ЧС федерального и межрегионального характера;
совместно с НЦУКС готовит предложения для руководства МЧС России по введению для органов управления и сил МЧС России режимов повышенной готовности и чрезвычайной ситуации;
совместно с Департаментом спасательных формирований готовит предложения о привлечении в установленном порядке к ликвидации ЧС Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований;
по поручению Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организациями разрабатывает проекты решений Правительства Российской Федерации по вопросу выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации ЧС и последствий стихийных бедствий в целях оказания помощи гражданам, пострадавшим в результате ЧС, террористических актов и (или) мероприятий по пресечению террористических актов правомерными действиями.
Действия сотрудников боевой единицы на ликвидации возгорания:
- Командир. Он возглавляет ГДЗС, осуществляет работой отделения в целом: ликвидация огня, эвакуация людей, спасение имущества и другие необходимые оперативные действия.
- №1. Обязанности пожарного номер 1 или старшего расчета – это определение рабочей или магистральной линии. Его основная задача – работа с пожарным стволом. По мере возможности – принимает участие в демонтаже конструкций и спасении людей.
- №2. Второй пожарник помогает старшему в прокладке лини и работе со стволом. В его компетенции лестница, так же он должен работать с инструментом по электрической проводке. По мере возможности – помогает вскрывать конструкции и спасать людей.
- №3. Помогает старшему и первому расчета прокладывать линию, если требуется разветвление – занимается этим. Помогает второму устанавливать лестницу, контролирует безопасность действий, помогает демонтировать конструкции и эвакуировать людей.
- №4. Сначала работает с шофером. Они вместе устанавливают машину на источник воды. Затем присоединяется к команде: помогает в прокладке линий и разветвлений, спасает людей, демонтирует конструкции, контролирует безопасность, устанавливает мостики.
- Водитель. По табелю пожарного расчета водитель при помощи четвертого номера устанавливает машину на источник воды. Включает насосную станцию, обеспечивает подачу огнетушащего вещества в рукав.
Обратите внимание! В табеле боевого расчета пожарной охраны четко указано кто из боевого расчета и кому помогает, а так же последовательность действий. Так четвертый номер сначала работает вместе с водителем, затем присоединяется к команде. Разводку магистральной линии осуществляет третий номер, тогда, когда первый и второй продолжают прокладывать основное направление.
Работа с механизированным оборудованием:
- Командир. Руководитель отделения координирует аварийно-спасательные работы, соблюдение требований техники безопасности. Командир взаимодействует с другими отрядами и службами, работающими на пожаре. Собирает информацию и передает ее на ПСЧ.
- №1. Отвечает за своевременную подачу инструмента в рабочую зону и приведение его в готовность. По приказу руководства может действовать вместе со старшим расчета.
- №2. По приказу руководства работает инструментом один или вместе со вторым. Контролирует безопасное выполнение работ. При необходимости использует средства пожаротушения.
- №3. Собирает сведения на месте возгорания. Информация должна оперативно предаваться командиру.
- №4. Занимается обеспечением технической стороны при выполнении оперативных работ. По мере возможностей участвует в оперативных мероприятиях или выполняет приказы руководства. Если рабочая зона затемнена, помогает водителю автоцистерны освещать его.
- Водитель. Контролирует безопасность автомобиля. При необходимости, вместе с четвертым пожарным освещает рабочую зону.