Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Автобусная полоса по ПДД и штраф за езду и остановку на ней в вопросах и ответах». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Иногда штрафы за нарушение выписываются ошибочно, так как камера или инспектор могли ошибиться. Это случается тогда, когда камера неправильно распознала номер — а уже этот номер инспектор сверил с маркой или моделью авто. Также ошибочный штраф может прийти в результате неясной погоды, из-за чего знак или разметку было не видно, а также из-за избежание водителем препятствия, например, когда он хотел объехать упавшее дерево по запрещенной полосе.
Как выглядит камера на выделенную полосу?
Дорожные фото- и видеокамеры обладают функционалом по распознаванию нарушений, совершаемых при пересечении, выезде и движении по выделенной полосе. За соблюдение ПДД следят:
- комплексы «Автоураган» и «Автодория» – в зависимости от поколения могут одновременно осуществлять контроль за несколькими полосами (до 4-х штук), отмечают выезд на выделенку и превышение скоростного режима;
- камеры с видеофиксацией «Автоураган-МС» – гибридная система, которую монтируют на автомобили полиции, при движении в транспортном потоке способны отследить многие нарушения ПДД;
- «Астра-Лаб» – комплексы, замечающие нарушение разметки и скоростного режима, способны контролировать несколько полос попутного направления;
- комплексы «Паркнет» и «Паркрайт» – отслеживают случаи неправильного движения по полосам, а также нарушение правил парковки (обычной, в платных зонах, на тротуарах).
ДТП на автобусной полосе – кто виноват?
Здесь отметим самое главное правило при определении виновности. Виноват бывает тот, чьё нарушение ПДД находится в причинно-следственной связи с дорожным происшествием. Если у всех участников ДТП прослеживается такая связь из-за их нарушений, то вина признаётся обоюдной.
Ключ кроется именно в нарушении. В этом и заключается главная тонкость. Если вы перестроились на автобусную полосу, где ехал, например, автобус или троллейбус либо автомобиль такси – любое транспортное средство, движение которого разрешено по ней, то вина очевидна – она будет ваша (при прочих равных). Потому что вы не уступили дорогу при перестроении.
Однако, если по ней ехал другой автомобиль в нарушение ПДД, а вы перестроились через прерывистую, то не всё так просто. Дело в том, что судебная практика 2023 года именно в такой ситуации вполне может «завиноватить» того, кто проехал по ней с нарушением.
Объясним подробнее в логической последовательности терминов в Правилах.
Как узнать, можно ли сегодня ездить по автобусной полосе?
Чтобы понять, какие дни считаются выходными, необходимо обратиться к Трудовому кодексу. Здесь, а именно в статье 112, указано, что к нерабочим относятся следующие дни:
Необходимо отметить, что каждый год на Новогодние праздники приходится два выходных. Они переносятся на другие даты. Поэтому ежегодно выходит Постановление правительства РФ, в котором указаны числа, считающиеся нерабочими. Например, в 2019 году это 2 и 3 мая. А 23 февраля, пришедшееся на субботу, было перенесено на 10 мая. Таким образом, рабочие дни могут становиться нерабочими, и наоборот.
Даты праздничных дней меняются из года в год. Чтобы не получить штраф, водителям рекомендуется своевременно находить информацию об этом.
Страшный сон водителей: какие штрафы хотят ввести в 2022 году
Движение по автобусной полосе для обычных автомобилистов допускается только в особенных случаях. Если такого исключения нет, а водитель оказывается на описываемом участке дороги, его ожидают взыскания.
Штраф за езду по автобусной полосе назначается в соответствии с главой 12 КоАП «Административные нарушения в области правил дорожного движения». Передвижение по данному участку при условии отсутствия оснований к такому действию рассматривается статьей 12.17 указанного документа. В ней речь идет об определении меры наказания тем участникам ДД, которые не предоставили преимущество маршрутному ТС или авто, на котором включен звуковой или световой спецсигнал.
-
Часть 1.1. Рассматривает нарушение, которое заключается в движении (или остановке) авто по полосе, предназначенной для маршрутных транспортных средств. Мера наказания, которая будет применяться к нарушителю, заключается в выплате штрафа величиной 1500 рублей.
-
Часть 1.2. Рассматривает то же нарушение ПДД, но совершенное в определенных регионах, к которым относятся Москва и СПб. В такой ситуации величина взыскания будет выше, штраф составит 3 тыс. рублей.
Стоит отметить, что параллельно с описанной мерой наказания при определенной ситуации может использоваться и другая статья КоАП.
Если автомобилист совершил выезд на выделенную полосу, которая определяет движение в обратном направлении, наказание назначается исходя из статьи 12.15 КоАП (если при нарушении не была пересечена сплошная линия). Штраф составит от 1 до 1,5 тыс. рублей.
Взыскание в указанном размере будет иметь место только в том случае, если была необходимость объехать препятствие. Если же ее не было, то наказание определяется частью 4 этой же статьи и заключается в наложении штрафа размером 5 тыс. рублей или лишении права управлять транспортным средством на протяжении от 4 до 6 месяцев. Зафиксировать факт нарушения может и инспектор ГИБДД, и камера.
Другие штрафы, с которыми может столкнуться водитель, выезжая на автобусную полосу:
-
непредставление преимущества в движении общественному транспорту – 500 руб. (ст. 12.17 ч. 1 КоАП РФ);
-
помеха движению транспорта при остановки у края полосы (нарушение правил остановки) – 2000 руб. (ст. 12.19 ч. 4), в Петербурге и Москве – 3000 руб. (ст. 12.19 ч. 6).
По полосе общественного транспорта, согласно действующей редакции ПДД, имеют право ездить такие ТС:
-
маршрутные транспортные средства, относящиеся к коммерческому типу;
-
такси. Стоит учитывать, что наличия одной только лицензии на такой вид деятельности будет недостаточно. Транспортное средство должно обязательно иметь специальную окраску, утвержденную в том регионе, где машина используется, световой фонарь на крыше, а также быть оборудованным таксометром. При условии, что такси функционирует в пределах Москвы, номера должны быть выполнены в желтом цвете;
-
школьные автобусы;
-
велосипедисты. Следует понимать, что проезд допускается только в случае, если такая автобусная полоса является крайней справа.
Можно ли ездить по полосе, предназначенной для автобусов
По ширине выделенка обычно не отличается от стандартных автомобильных рядов (исключением являются проулки, где двухстороннее движение затруднено). В длину она может достигать от нескольких сотен метров до 2-3 кварталов, в зависимости от протяженности и направления маршрута. По каким дням разрешено ездить по выделенной полосе в Москве в 2023 году, и что грозит водителям за нарушение данных требований, рассмотрим ниже.
- Безосновательное перестроение в ряд, обозначенный аббревиатурой «А»;
- Пересечение непрерывной линии разметки при въезде на полосу для общественного транспорта;
- Длительное движение по выделенке.
- Непрерывная разметка сменяется на штрих-пунктир (чаще всего прерывчатую полосу можно встретить на перекрестках и поворотах, где автобусный ряд расположен у правой обочины);
- Водитель совершил маневр с целью посадки или высадки пассажира (данное правило распространяется не только на такси, но и на обычные авто);
- Выезд со двора на дорогу лежит через выделенку;
- Пересечению сплошной разметки автобусного ряда поспособствовала весомая причина (объезд препятствия, резкое ухудшение состояния здоровья водителя или пассажира).
Кроме того, если выезд на полосу для общественного транспорта был совершен под знак 3.1 или с предварительным перестроением на встречный ряд, то размер материального взыскания автоматически увеличится до 5000 рублей. Да и период лишения прав за подобные нарушения вырастает до 12 месяцев, что в 4 раза превышает максимальную меру наказания по ст. 12.17 КоАП.
Наказание за езду по выделенной автобусной полосе в Москве, Петербурге и регионах
Движение по автобусной полосе для обычных автомобилистов допускается только в особенных случаях. Если такого исключения нет, а водитель оказывается на описываемом участке дороги, его ожидают взыскания.
Штраф за езду по автобусной полосе назначается в соответствии с главой 12 КоАП «Административные нарушения в области правил дорожного движения». Передвижение по данному участку при условии отсутствия оснований к такому действию рассматривается статьей 12.17 указанного документа. В ней речь идет об определении меры наказания тем участникам ДД, которые не предоставили преимущество маршрутному ТС или авто, на котором включен звуковой или световой спецсигнал.
-
Часть 1.1. Рассматривает нарушение, которое заключается в движении (или остановке) авто по полосе, предназначенной для маршрутных транспортных средств. Мера наказания, которая будет применяться к нарушителю, заключается в выплате штрафа величиной 1500 рублей.
-
Часть 1.2. Рассматривает то же нарушение ПДД, но совершенное в определенных регионах, к которым относятся Москва и СПб. В такой ситуации величина взыскания будет выше, штраф составит 3 тыс. рублей.
Стоит отметить, что параллельно с описанной мерой наказания при определенной ситуации может использоваться и другая статья КоАП.
Если автомобилист совершил выезд на выделенную полосу, которая определяет движение в обратном направлении, наказание назначается исходя из статьи 12.15 КоАП (если при нарушении не была пересечена сплошная линия). Штраф составит от 1 до 1,5 тыс. рублей.
Взыскание в указанном размере будет иметь место только в том случае, если была необходимость объехать препятствие. Если же ее не было, то наказание определяется частью 4 этой же статьи и заключается в наложении штрафа размером 5 тыс. рублей или лишении права управлять транспортным средством на протяжении от 4 до 6 месяцев. Зафиксировать факт нарушения может и инспектор ГИБДД, и камера.
Другие штрафы, с которыми может столкнуться водитель, выезжая на автобусную полосу:
-
непредставление преимущества в движении общественному транспорту – 500 руб. (ст. 12.17 ч. 1 КоАП РФ);
-
помеха движению транспорта при остановки у края полосы (нарушение правил остановки) – 2000 руб. (ст. 12.19 ч. 4), в Петербурге и Москве – 3000 руб. (ст. 12.19 ч. 6).
Если человек проживает в субъекте России со специальными дорогами, он обязан учитывать специальную разметку и знаки.
Законодательством разработано несколько уникальных знаков яркого цвета, обращающих внимание на полосу, свободную только для коммерческих перевозок пассажиров:
11.1 и 5.12.1 | указаны первый и последний отрезок дороги, на которой действует выделенная полоса, если она остальные машины идут ей на встречу |
13.1 и 5.13.2 | граждан уведомляют о ситуации, когда разрешается пересечь полосу для поворота или других действий |
14 и 5.14.1 | предписаны начальный и финальный части выделенной полосы (а не части дорожного покрытия, как в первом случае) |
Можно ли ездить по субботам
Водители должны знать, что по закону пробка не считается препятствием к движению машин, даже если фактически все водители вынуждены часами стоять на одном месте. Поэтому оправдать маневр на выделенную полосу пробкой нельзя, за это полагается штраф.
Законом установлен ряд исключений, когда водитель законно сможет выехать на выделенную полосу и не понести наказания.
В правилам движения сказано, что проезд по специальным полосам открыт, если разделение с другими полосами отмечено пунктирной, а не сплошной линией.
Эта разметка появляется около перекрестков, позволяя водителям разворачиваться в любую сторону. Однако если водитель перестроился на специальную полосу для осуществления поворота направо, это будет административным нарушением.
Автобусной полосой разрешено воспользоваться, чтобы не создавать аварийных ситуаций и препятствий на дорогах. Стандартными исключениями их правил являются:
- необходимость высадить пассажиров с правой стороны;
- выехать из двора на дорогу.
Как быть с автобусной полосой при повороте направо
В этом случае пересекать общественную полосу разрешено, и даже необходимо. Например, вы подъехали к перекрестку и собираетесь двигаться направо. Впереди пунктирная линия разметки, которая разделяет полосу общественного транспорта от остальной дороги. Как поступить в этом случае?
Правила дорожного движения разрешают перестраиваться на данную полосу при повороте направо. Причем штрафа за это не будет. Вам нужно включить сигнал поворота и перестроиться на правую полосу через пунктирную линию. Тогда никаких нарушений не будет. В случае претензий от сотрудника ДПС напомните ему о Правилах дорожного движения.
Нарушением окажется другая ситуация, когда вы на перекрестке будете поворачивать направо со своей полосы, не перестроившись на автобусную. За это вам грозит штраф от 1 до 1.5 тысяч рублей. Также нельзя перестраиваться по сплошной разметке. Поэтому совершайте перестроения заранее. Если не успели, то лучше езжайте прямо. Такие случаи бывают, когда нужно съехать на прилегающую территорию дома, но прерывистой разметки нигде нет.
Общая информация о выделенных полосах
Городскими службами выделяются специальные линии, которые рассчитаны именно для организации движения общественного транспорта. Перемещаться по ним свободно могут автобусы всех видов и маршрутные такси, а также и троллейбусы. Обязательным условием для водителя является наличие лицензии на перевозку пассажиров. Как правило, такие полосы находятся в крайнем правом к обочине ряду.
Между прочим, первую отдельно стоящую полосу для общественного транспорта открыли в Германии, и в 70-х годах минувшего века они получили широкое распространение в европейских странах. Обозначаются они по-разному, но чаще можно встретить букву «А» или извилистую зигзагообразную линию. Всё это предназначено для того, чтобы сделать информацию читаемой для всех водителей, а также снизить процент нарушений ПДД. В ряде государств муниципальные власти дополнительно разграничивают «выделенку» от смежных полос бордюрами или прочими возвышениями.
Интересно, что для других транспортных средств существуют строгие ограничения на пересечение. Сами же автобусы имеют право перестраиваться и двигаться в других смежных линиях. То есть водители этих ТС могут использовать их для перестроения и движения, а впоследствии возвращаться обратно, в зависимости и загруженности городских улиц.
Штраф ГИБДД за езду по выделенной (автобусной) полосе в 2021 году
Существует несколько способов обжалования штрафов, пришедших с камер, за движение по выделенной полосе или за выезд на нее.
- Самостоятельное обращение в центр видеофиксации данных нарушений.
- Обращение в службу ГИБДД, если этот штраф выписала она.
- Обращение в мировой суд в том случае, когда все остальные способы добиться справедливости людям уже не помогают.
Естественно, обжалование штрафов получается далеко не всегда, но в отдельных случаях установленных технических сбоев или каких-либо явных ошибок государственных служб по установке данных камер и фиксации данного вида нарушений, штраф за езду по выделенной полосе оспорить можно. И даже были случаи его обжалования через интернет, хотя так сегодня везет далеко не всегда и не каждому, к сожалению.
Людям в основном приходится тратить их время на посещение судов, ГИБДД, добиваться справедливости и решать свои проблемы со штрафами гораздо более длительное время и далеко не всегда это получается.
Водителю, нарушившему ПДД, нужно вовремя оплачивать штрафы за езду по автобусной полосе. Сделать это можно по номеру автомобиля или по данным из водительского удостоверения на государственном портале «Госуслуг». Этот метод удобен тем, что оплатить штраф можно не выходя из дома. Прямо из компьютерного кресла.
Это участок дорожного полотна, предназначенный для движения муниципальных, частных автобусов, троллейбусов, маршруток, другого общественного транспорта.
Выделяют два типа таких зон:
- Попутная. Располагается с правой стороны дороги ближе к обочине.
- Встречная. Отделена от другого транспорта белой чертой разметки.
Обычно используют первый вариант организации дорожного движения. Для общественного транспорта могут отвести одну и более полос.
Цель выделения зоны для маршруток, автобусов и т.д. – обеспечение быстрого, безопасного проезда автомобилей, перевозящих пассажиров, минуя пробки, другие препятствия.
В пункте 18.2 указано, что езда по участку, выделенному для движения маршруток и т.д., разрешается следующим видам транспорта:
- школьным автобусам;
- легковому такси при наличии соответствующих опознавательных знаков;
- машинам, используемым для перевозки от 8 пассажиров, – перечень таковых утверждается местными властями Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя;
- велосипедам, если область расположена справа.
В некоторых регионах движение по выделенной полосе разрешено в выходные. В этом случае на участке устанавливают табличку «Рабочие дни». Следовательно, водителя не привлекут к ответственности за езду по этой зоне в субботу, воскресенье при условии, если выезд совершается через прерывистую линию.
Движение по автобусной полосе для обычных автомобилистов допускается только в особенных случаях. Если такого исключения нет, а водитель оказывается на описываемом участке дороги, его ожидают взыскания.
Штраф за езду по автобусной полосе назначается в соответствии с главой 12 КоАП «Административные нарушения в области правил дорожного движения». Передвижение по данному участку при условии отсутствия оснований к такому действию рассматривается статьей 12.17 указанного документа. В ней речь идет об определении меры наказания тем участникам ДД, которые не предоставили преимущество маршрутному ТС или авто, на котором включен звуковой или световой спецсигнал.
-
Часть 1.1. Рассматривает нарушение, которое заключается в движении (или остановке) авто по полосе, предназначенной для маршрутных транспортных средств. Мера наказания, которая будет применяться к нарушителю, заключается в выплате штрафа величиной 1500 рублей.
-
Часть 1.2. Рассматривает то же нарушение ПДД, но совершенное в определенных регионах, к которым относятся Москва и СПб. В такой ситуации величина взыскания будет выше, штраф составит 3 тыс. рублей.
Стоит отметить, что параллельно с описанной мерой наказания при определенной ситуации может использоваться и другая статья КоАП.