Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Может ли дефектолог работать психологом в школе». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Специалисты этого профиля оказывают комплексную помощь людям с ОВЗ: глухим и слабослышащим, слепым и слабовидящим, людям с нарушениями эмоциональной сферы и интеллектуального развития, с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и пр.
Дефектолог: кто это и чем занимается
У этой профессии есть несколько узких направлений. Коротко рассмотрим несколько видов профессиональной деятельности дефектологов :
- Ортопедагоги помогают людям с ДЦП, с патологиями опорно-двигательной системы, серьезными нарушениями осанки.
- Тифлопедагог работает с людьми с патологиями зрения. В частности, он учит пользоваться остаточным зрением, безопасно передвигаться по городу.
- Сурдопедагог специализируется на работе с людьми с нарушениями слуха. В том числе он занимается реабилитацией пациентов после кохлеарной имплантации.
- Логопед корректирует речевые нарушения.
- Олигофренопедагог помогает детям с умственной отсталостью и задержкой психического развития.
Но специалисты любого из этих профилей должны разбираться в смежных направлениях, ведь одни нарушения и патологии ведут к другим. В частности, у пациентов с глухотой, ДЦП, нарушениями в развитии интеллекта нередко возникают сложности в освоении речи.
Есть много случаев, когда нужно обращаться к дефектологу . Мы перечислим основные:
- Ребенок заикается, не выговаривает часть звуков, его речь невнятна, либо он не разговаривает совсем.
- Есть задержки в развитии: ребенок не может освоить речь и элементарные навыки, у него слабая память, нарушена эмоционально-волевая сфера, мыслительный процесс протекает очень медленно.
- Серьезно нарушено зрение или слух.
- Ребенок гиперактивен, не может сосредоточиться на одном занятии дольше пары минут. У него бывают вспышки агрессии, частые перепады настроения. Его поведение трудно или вообще невозможно контролировать.
- Ребенок не взаимодействует с окружающими, не реагирует или слабо реагирует на других людей, часто повторяет одни и те же действия.
Диагностика и лечение
Работа специалиста начинается с консультации.
От родителей требуется рассказать, как проходила беременность, были ли осложнения во время родов. Важно знать заболевания ребенка, особенно по части неврологии. Также родители описывают поведение малыша дома, в саду, в гостях, на улице. Рассказывают об особенностях поведения, имеющихся отклонениях.
На втором этапе специалист приступает к диагностике пациента.
Оцениваются интеллектуальные способности, речь, способность к восприятию новой информации. Психолог смотрит, как ребенок реагирует на раздражители, как справляется с эмоциями. Общение происходит с родителями и без них, что позволяет увидеть или исключить одну из причин задержки развития — страх.
Затем составляется индивидуальная программа коррекции.
Она включает работу с дефектологом и обучение в домашних условиях. По необходимости, ребенка направляют на дополнительное обследование и консультацию с врачами.
Психолог-дефектолог не имеет медицинского образования, поэтому не может назначать медикаменты и физиотерапевтическое лечение. Специалист занимается компенсированием недостатков. Занятия проводятся в игровой форме в непринужденной обстановке, чтобы заинтересовать ребенка.
Есть несколько педагогических методик, позволяющих развивать способности детей. К ним относится песочная терапия, томатис-терапия, упражнения с карточками, пазлами, конструкторами.
Примеры методов работы дефектолога с детьми с ЗПР в ДОУ
У значительного числа ребят дошкольного возраста имеются те или иные проблемы в развитии. Это повышает вероятность дезадаптации и неуспеваемости в школе. Согласно статистическим данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков в последние годы количество здоровых дошкольников сократилось в 5 раз, только 10 % первоклассников не имеет никаких отклонений. Существенно возросло число детей с ЗПР (задержкой психического развития).
Плюсы и минусы профессии педагога-дефектолога
Дефектологи работают в узкой нише, связанной со здоровьем и благополучием детей, поэтому профессия остается востребованной, а специалист с высокой квалификацией никогда не останется без работы.
Работа логопеда в детском саду и школе
«С каждым годом процент детей, которые нуждаются в логопедической помощи, растет, — отмечает эксперт. — А чем позже будет обнаружен дефект, тем более серьезные негативные последствия для развития ребенка он может повлечь. Поэтому задача специалиста, работающего в детском саду, — своевременно выявлять и предупреждать речевые нарушения у детей старшего дошкольного возраста».
В детских садах специалисты отвечают за развитие навыков связной речи у малышей и полное формирование ее звуковой стороны. Другими словами, учат детей правильно слышать и воспринимать звуки, а затем правильно их воспроизводить. Работают с малышами индивидуально и в группах.
В обычных садах уделяют внимание лишь тем детям, которым требуется помощь профессионала. А в специализированных учреждениях и группах с логопедическим уклоном отвечают за весь образовательный процесс, строят его так, чтобы помочь детям избавиться от речевых проблем как можно раньше.
Обязательно привлекают к работе родителей, консультируют, рекомендуют техники коррекции, которые можно использовать дома. Если логопед считает, что причиной дефекта стало заболевание, порекомендует родителям показать малыша врачу — профильному специалисту. Такой подход помогает устранить нарушение в раннем возрасте или максимально сгладить его негативное воздействие на развитие и речь ребенка.
Особенности профессии
Специалист выполняет обязанности психолога и дефектолога. Важно не просто скорректировать интеллектуальные способности ребенка, но и найти причину их возникновения, которые условно делятся на два вида.
Физические: врожденные патологии мозга, нервной системы, слуха, зрения.
Психологические: проблемы, связанные с воспитанием, психологическими травмами.
Особенностью дефектологии является то, что коррекции подлежат все дети, независимо от причины имеющихся нарушений. При грубых патологиях, не подлежащих лечению, проводится поддерживающая терапия.
В своей работе дефектолог тесно контактирует с психологом. Для повышения эффективности занятий и привлекательности своей кандидатуры на рынке труда педагоги получают дополнительную специальность психолога. Это позволяет им лучше понимать детей, составлять индивидуальные программы в зависимости от потребностей и особенностей развития ребенка.
Работать психологом-дефектологом может только стрессоустойчивый человек, умеющий разграничивать работу и личную жизнь. Часто пациентами становятся дети из неблагополучных семей, имеющие серьезные психологические проблемы. Такой ребенок трудно поддается лечению, требует особого внимания и заботы.
Какое образование должно быть у логопеда?
Для начала обозначим, что входит в обязанности логопеда.
Согласно приказу Минздрава РФ, логопед проводит диагностическое обследование больных с нарушениями речи и психических функций, составляет индивидуальные программы реабилитации, консультируясь при этом с врачами, дает рекомендации родственникам своих пациентов, участвует в ведении медицинской документации. Кроме того, специалист имеет право принимать участие в тематических конференциях, совещаниях врачей и педагогов.
Как правило, на одного пациента логопед тратит от 5 месяцев до 1 года (в запущенных случаях дольше).
Какое образование у логопеда котируется на рынке труда? Ответ однозначен: педагогическое. Логопед на базе педагогического образования имеет право работать как с детьми, так и со взрослыми.
Среднее образование по направлению «Логопедия» в России не дают, так что колледжи и училища, куда идут уже после девятого класса, отпадают.
Можно получить образование в вузе (на соответствующей кафедре факультета дефектологии или специальной педагогики) очно, либо заочно. Это займет от двух до четырех лет.
Пройти программу профессиональной переподготовки по логопедии. Окончив ее у нас в АНО «НИИДПО», вы получите диплом установленного образца от организации с государственной лицензией (законом предусмотрен именно такой формат — дипломов о переподготовке государственного образца не существует). В документе будет указана ваша новая квалификация. Диплом даст вам право работать логопедом — но только если у вас уже есть высшее образование. Если вы окончили колледж, техникум или училище, рекомендуем повысить уровень образования.
Если у вас высшее образование по профилю дефектологии, коррекционной педагогики, специальной психологии, вы можете выбрать короткие программы длительностью 5-7 месяцев. Проходя их, вы не будете заново углубленно изучать возрастную психологию, анатомию, специальную педагогику, невропатологию и пр., ведь у вас уже есть теоретическая подготовка.
Логопедия в здравоохранении. Логопедическая помощь больным с нарушениями речи и других высших психических функций
620 часов (6 мес.)
Квалификация: Медицинский логопед (Логопед-афазиолог)
Профпереподготовка на дефектолога. Есть вопросы к логопедам/дефектологам
- Программа предназначена для педагогических работников, осуществляющих свою профессиональную деятельность в организациях как инклюзивной, так и специальной (коррекционной) направленности, а также для психологов, врачей, бакалавров и магистров специальной психологии и педагогики, дефектологии
- Практические занятия проходят на базах специальных (коррекционных) образовательных организаций (школах-интернатах), инклюзивных общеобразовательных школах (СОШ № 1998 «Лукоморье», СОШ № 1883, Психиатрическая клиническая больница № 4 им. П.Б. Ганнушкина, Клиническая наркологическая больница № 17 Департамента здравоохранения г. Москвы, Центр реабилитации инвалидов детства «Наш Солнечный Мир» и др.
Для чего нужна профессиональная переподготовка?
Многие люди, имеющие высшее или среднее профессиональное образование, по разным причинам не хотят или не могут работать по своему профилю. Пройдя переподготовку, они получают все теоретические знания для новой сферы, частично закрепляют эти знания на практике и приступают к профессиональной деятельности через непродолжительное (по сравнению со сроком получения второго высшего образования) время.
В большинстве случаев профессиональная переподготовка обязательна, если у человека нет профильного образования для работы на желаемой должности. Например, для занятия должности «психолог» высшего образования по направлению «Педагогика» или «Социальная работа» будет недостаточно. Чтобы человек с таким образованием мог строить карьеру психолога, ему нужна переподготовка по программе «Психология».
Если знания и навыки сотрудника, долгое время находящегося на той или иной должности, стали неактуальными или устарели, ему тоже нужно доучиться или переучиться по утвержденной программе, чтобы продолжать трудовую деятельность.
Внутрипроизводственная текучка, связанная с поиском сотрудниками лучших условий работы в других компаниях, и стремление руководства к взаимозаменяемости работников также являются причинами для прохождения дополнительного образования.
Примеры методов работы дефектолога
Во время диагностики специалист может использовать:
- Метод беседы для уточнения привычек ребенка, его представления о себе и окружающих, его эмоциях и уровне социализации.
- Метод наблюдения. При его использовании специалист смотрит, как ребенок ведет себя со взрослыми и со сверстниками, как он играет, и делает выводы.
- Метод эксперимента. Он состоит из тестирования, анкетирования и пр.
В списке эффективных методик коррекционной работы дефектологов :
- песочная терапия;
- общение при помощи карточек (используется при работе с пациентами с расстройствами аутистического спектра);
- АВА-терапия;
- логические блоки Дьенеша и пр.
Дефектолог-логопед не устраняет причину дефектов, а занимается коррекцией нарушений произношения. К этому специалисту обращаются при:
- Дислалии – нарушении произношения звуков, которое наблюдается у детей с нормальным слухом и нормальной иннервацией артикуляционного аппарата. Ребенок может не выговаривать звук/звуки одной группы (простая дислалия) или несколько звуков из разных групп (сложная дислалия). По происхождению это нарушение может быть физиологическим, функциональным и органическим.
- Дизартрии — нарушенном произношении звуков, которое провоцирует ограничение подвижности речевого аппарата (наблюдается при поражениях нервной системы). У взрослых такое нарушение не вызывает распада речевой системы, но у детей может спровоцировать общее недоразвитие речи.
- Заикании – нарушенной ритмичности речи, которая проявляется в частом повторении или растягивании единиц речи (звуки, слоги, слова), а также нерешительностью и частыми остановками в процессе речевой деятельности. Выделяют невротическую и неврозоподобную форму, при которой нарушена моторика в целом. Речевые судороги проявляются или усиливаются при стрессе.
- Расстройствах речи, которые спровоцированы нарушением слуха. У детей с проблемами слуха недоразвиты все аспекты речи (произношение звуков, запас слов, грамматический строй), так как отсутствует полноценное восприятие речи окружающих на слух.
- Алалии – недоразвитии или отсутствии речи у детей, которые не страдают нарушениями слуха и имеют первично сохранный интеллект. Связана с повреждением областей больших полушарий мозга, которые отвечают за речь. Повреждения происходят при родах, травмах или инфекционных заболеваниях.
- Афазии – частичном отсутствии или нарушении уже сформировавшейся речи. Развивается при опухолях, кровоизлияниях и других органических поражениях речевых отделов коры головного мозга. Вид речевых нарушений зависит от области поражения (может наблюдаться сенсорная, динамическая, амнестическая и другие виды афазий).
- Неправильном прикусе – стоматологическом заболевании, которое влияет на правильность произношения некоторых звуков (шипящие, л, р и др.). Для коррекции прикуса и произношения используют специальные пластинки и логопедические упражнения.
- Ринолалии – нарушении звукопроизношения, которое проявляется изменением тембра голоса (гнусавость) и развивается при различных дефектах носоглотки. Может быть открытой, закрытой и смешанной.
- Задержке речевого развития (ЗРР). Проявляется более медленным освоением языковых норм и негативно влияет на развитие психических процессов. Может быть связана с минимальной мозговой дисфункцией, тугоухостью или социальными факторами (педагогическая запущенность или гиперопека).
- Задержке психоречевого развития (ЗПРР) — комплексном нарушении мышления, речи, памяти, навыков поведения, двигательных функций и эмоций. При таком нарушении любые новые навыки осваиваются с трудом, мыслительный процесс протекает медленно.
Деятельность дефектолога: основные этапы
Все начинается с диагностики. Притом дефектолог не только работает с ребенком (проверяет концентрацию внимания, уровень интеллекта, речевые навыки, память и пр.), но также изучает информацию о течении беременности и родов. Обследование должно быть комплексным: например, некоторые задачи и упражнения нужны не столько для проверки интеллекта, сколько для изучения эмоциональной реакции.
На этом этапе дефектолог изучает результаты обследований, проведенных врачами, и объясняет родителям, к каким специалистам стоит обратиться (это может быть психолог, невропатолог, узкий специалист в конкретной области дефектологии и пр.)
После окончания диагностики нужно составить индивидуальный план занятий, подобрать комплекс упражнений. Важный пункт — рекомендации дефектолога родителям . Во многом от поведения взрослых и их способности обеспечить ребенку подходящие условия для развития зависит результат работы специалиста.
Последний этап — проведение занятий. Дефектолог внимательно наблюдает за ребенком, отслеживает прогресс и корректирует план, чтобы добиться нужного результата. При необходимости он меняет длительность и частоту занятий.
Также дефектологи консультируют участников коррекционно-образовательного процесса (родителей, педагогов и других специалистов) и просвещают население.
Если у вас уже есть высшее или среднее профессиональное образование, вам не обязательно снова тратить несколько лет на обучение — вместо этого можно пройти курсы профпереподготовки по дефектологии . Можно пройти как общий курс, так и программу по выбранному вами направлению:
Тифлопедагогика . Есть более короткая программа для педагогов , которые хотят работать с детьми с нарушениями зрения.
Ознакомьтесь с полным списком курсов, чтобы выбрать подходящий.
После окончания профпереподготовки вы можете глубже изучить конкретные методики на курсах повышения квалификации .
Практикующие специалисты: психологи, врачи, дефектологи. Они не только преподают, но и сами работают по профилю. У большинства экспертов академии стаж — 10-20 лет.
Консультация дефектолога включает:
- Изучение анамнеза и уточнение информации о течении беременности и родов.
- Проведение комплексной диагностики с целью изучения психических функций (возможно привлечение к процессу диагностики психолога или психотерапевта). Оценивается понимание речи, способность вступать в социальный контакт, привычки и поведение, уровень интеллекта, речевые навыки, соответствие письма и чтения возрасту. Также проверяют концентрацию внимания, память и эмоционально-волевую сферу, изучается тип семейного воспитания.
- Формирование индивидуального коррекционного плана занятий с учетом результатов диагностики. Также даются рекомендации родителям по поводу развивающих занятий в домашних условиях.
Поскольку на прием к дефектологу обычно направляют другие узкие специалисты после установления диагноза, на первый прием рекомендуется взять медицинскую карту ребенка и результаты всех имеющихся обследований.
При необходимости дефектолог направляет ребенка на дополнительные обследования — ЭЭГ, УЗИ головного мозга, нейросонографию, допплерографию и др.
Карьера дефектолога обычно начинается с рядовой должности в бюджетном заведении специализированного типа. Обычно за ним закрепляется куратор, контролирующий действия новичка. На этом этапе заработная плата работника составляет 15-20 тыс. рублей. Через 2-3 года практики сотрудник может приступать к самостоятельному приему посетителей. Его заработок увеличивается до 30-45 тыс. рублей. Со временем практик может перейти на руководящую должность с увеличением дохода до 50-70 тыс. рублей.
Дефектолог-логопед не устраняет причину дефектов, а занимается коррекцией нарушений произношения. К этому специалисту обращаются при:
- Дислалии – нарушении произношения звуков, которое наблюдается у детей с нормальным слухом и нормальной иннервацией артикуляционного аппарата. Ребенок может не выговаривать звук/звуки одной группы (простая дислалия) или несколько звуков из разных групп (сложная дислалия). По происхождению это нарушение может быть физиологическим, функциональным и органическим.
- Дизартрии — нарушенном произношении звуков, которое провоцирует ограничение подвижности речевого аппарата (наблюдается при поражениях нервной системы). У взрослых такое нарушение не вызывает распада речевой системы, но у детей может спровоцировать общее недоразвитие речи.
- Заикании – нарушенной ритмичности речи, которая проявляется в частом повторении или растягивании единиц речи (звуки, слоги, слова), а также нерешительностью и частыми остановками в процессе речевой деятельности. Выделяют невротическую и неврозоподобную форму, при которой нарушена моторика в целом. Речевые судороги проявляются или усиливаются при стрессе.
- Расстройствах речи, которые спровоцированы нарушением слуха. У детей с проблемами слуха недоразвиты все аспекты речи (произношение звуков, запас слов, грамматический строй), так как отсутствует полноценное восприятие речи окружающих на слух.
- Алалии – недоразвитии или отсутствии речи у детей, которые не страдают нарушениями слуха и имеют первично сохранный интеллект. Связана с повреждением областей больших полушарий мозга, которые отвечают за речь. Повреждения происходят при родах, травмах или инфекционных заболеваниях.
- Афазии – частичном отсутствии или нарушении уже сформировавшейся речи. Развивается при опухолях, кровоизлияниях и других органических поражениях речевых отделов коры головного мозга. Вид речевых нарушений зависит от области поражения (может наблюдаться сенсорная, динамическая, амнестическая и другие виды афазий).
- Неправильном прикусе – стоматологическом заболевании, которое влияет на правильность произношения некоторых звуков (шипящие, л, р и др.). Для коррекции прикуса и произношения используют специальные пластинки и логопедические упражнения.
- Ринолалии – нарушении звукопроизношения, которое проявляется изменением тембра голоса (гнусавость) и развивается при различных дефектах носоглотки. Может быть открытой, закрытой и смешанной.
- Задержке речевого развития (ЗРР). Проявляется более медленным освоением языковых норм и негативно влияет на развитие психических процессов. Может быть связана с минимальной мозговой дисфункцией, тугоухостью или социальными факторами (педагогическая запущенность или гиперопека).
- Задержке психоречевого развития (ЗПРР) — комплексном нарушении мышления, речи, памяти, навыков поведения, двигательных функций и эмоций. При таком нарушении любые новые навыки осваиваются с трудом, мыслительный процесс протекает медленно.
Когда нужно обращаться к дефектологу
Консультация дефектолога необходима, если ребенок:
- в семимесячном возрасте не реагирует на обращенную к нему речь;
- в год не произносит «лепетные» слова;
- в 2 года не разговаривает при помощи простых слов;
- в 2,5 года не способен построить простые предложения;
- в 3 года испытывает трудности с артикуляцией, не глотает слюну;
- в 5 лет не использует в речи грамматически согласованные предложения;
- заикается;
- не произносит звуки в соответствии с возрастной нормой;
- отстает в умственном развитии;
- страдает нарушениями центральной нервной системы;
- страдает патологиями органов слуха;
- имеет заболевания органов зрения;
- страдает психическими нарушениями.
Психолог-дефектолог: кто это, какую работу выполняет
Да. Согласно требованиям профстандарта «Специалист в области воспитания», тьютором может работать специалист с высшим или средним профессиональным образованием либо в области педагогики, либо по любому профилю при условии прохождения профпереподготовки. Длительность переподготовки, согласно 273-ФЗ — от 250 часов. Наша программа обучения тьюторов соответствует законодательству, а диплом о ее окончании дает право работать в новой профессии.
Ваш вопрос отправлен! Спасибо!
Внимание! Отдел по организации приема работает дистанционно без выходных!
- Короткий рабочий день – большинство дефектологов, работающих в бюджетных учреждениях, освобождаются уже через четыре часа, что позволяет с легкостью совмещать несколько профессиональных интересов или уделять больше времени себе и семье.
- Большой отпуск: дефектологи могут позволить себе отдыхать почти все лето, ведь их отпуск длится целых 56 дней (это опять же касается бюджетных образовательных учреждений).
- Социальная значимость профессии: педагоги помогают детям даже с самыми тяжелыми нарушениями встать на ноги и стать если не полноценным, то все же самостоятельным членом общества.
- Огромное пространство для самореализации: существует великое множество самых разных методик преподавания, которые можно освоить с помощью семинаров и курсов. Особо креативные могут даже разработать свой собственный метод и пользоваться им.
- Возможность вести частную практику: многие родители готовы отдавать немаленькие деньги за индивидуальные занятия с их ребенком. Достаточно набрать клиентуру, и тогда можно забыть о финансовом неблагополучии, ведь довольные результатом родители обязательно посоветуют знакомым хорошего специалиста.
- Зачастую приходится работать с очень сложными детьми – в дефектологе нуждаются ребята с крайне тяжелыми отклонениями. К этому нужно быть готовым, иначе увиденное может повергнуть в шок.
- К сожалению, в детских садах услуги логопеда-дефектолога не слишком хорошо оплачиваются – средняя заработная плата варьируется от 15000 до 35000. Однако если помнить о коротком рабочем дне, это кажется довольно справедливым.
- Конкуренция довольно большая, ведь опытные специалисты могут оставаться таковыми до весьма преклонного возраста, а молодым кадрам нужно постараться, чтобы найти свое место под солнцем.
- Очень часто оказывается так, что занятия не влекут за собой совершенно никакого эффекта. Это может подорвать профессиональную уверенность в себе. Нужно понять, что все дети абсолютно разные, и то, что одному удается с легкостью, другой может так и не усвоить. Разумеется, задача дефектолога – сделать все возможное, чтобы ребенок смог говорить, читать и писать, но успеха можно добиваться годами.
Несмотря на все минусы, в педагогических вузах данная специальность пользуется популярностью, что всё же говорит о ее востребованности. Работу в детском саду или коррекционной школе молодой специалист найдет в любом случае, но вот еще несколько вариантов трудоустройства:
- Проблемы с речью есть не только у детей. К логопеду-дефектологу могут обратиться люди с нарушениями дикции, пережившие инсульт и другие повреждения.
- С образованием дефектолога также можно работать сиделкой, няней для детей с ограниченными возможностями здоровья.
- Многие педагоги на лето устраиваются вожатыми в детские лагеря. Это отличная возможность заработать, при этом не увольняясь со своей основной работы.
Дефектолог – не самая легкая и беспроблемная профессия, однако она может стать истинным призванием для тех, кто любит детей, хочет сделать мир немного лучше и не боится трудностей. На данный момент все больше молодых людей выбирают именно эту специальность для изучения в университете, что не может не радовать, ведь детей с нарушениями развития все еще много, и только дефектологи могут действительно им помочь.
С помощью специально подобранных упражнений, массажа и других приёмов логопед учит говорить людей правильно артикулировать, т.е. произносить слова не картавя, не шепелявя, не заикаясь и т.д. Логопед помогает придать правильное положение языка и губ при произношении звуков. Для закрепления навыка задает подопечному читать тексты и скороговорки. Хороший логопед может работать с большинством речевых нарушений, но лучшие результаты можно получить, если специализироваться на чём-то одном. Например, на лечении заикания или на устранении проблем чтения и письма (дислексии и дисграфии). Лечение занимает минимум пять месяцев. Иногда, со сложными пациентами, процесс затягивается на год и даже больше.
Логопед может заниматься не только с детьми. Нерешённые в детстве проблемы с дикцией человек переносит во взрослую жизнь. И он тоже может обратиться к логопеду. Иногда проблемы с речью возникают в результате инсульта или травмы головы. В этом случае требуется помощь логопеда, владеющего специальными методиками.