Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Чем грозит неиспользование земельного участка ?!». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Изъятие земельных участков — редкая мера, которую применяют лишь по решению суда, если собственник не исполнил предписание об устранении нарушения. Принудительное изъятие проводится при отказе устранить выявленное нарушение и после привлечения собственника к административной ответственности.
Основания, по которым Росреестр может запустить процедуру изъятия земельного участка у собственника или расторгнуть с ним договор аренды, указаны в Гражданском и Земельном кодексах. Среди них:
- неиспользование участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества в течение трех лет;
- использование земельного участка не в соответствии с установленными для него целевым назначением и (или) видом разрешенного использования.
Ответственность за неиспользование земли сельскохозяйственного назначения
Неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельхозпроизводством деятельности в течение трех лет влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных и юридических лиц в размере от 0,3 до 10 % кадастровой стоимости земли, но не менее трех тысяч рублей.
За неиспользование земли сельскохозяйственного назначения может также применяться принудительное изъятие участка. Земельный участок может быть изъят в судебном порядке, если собственник или владелец земли в течение трех и более лет подряд с момента выявления факта неиспользования не выполнили требование (предписание) уполномоченных органов о прекращении нарушения.
Неиспользование участка
Если земля долгое время простаивает и становится «бесхозной», то по закону это расценивается как снижение ее качества — статья 8.8 КоАП. Ведь каждой территории отведена определенная цель — строительство дома, посадка с/х культур или возведение промышленного объекта.
Заброшенная территория со временем может превратиться в место повышенной опасности, например, в свалку с угрозой экологического загрязнения или в заросшее сорняками поле, где может произойти пожар и т. д.
Штрафы за неиспользование с/х земельных участков:
- Для физических лиц — от 0,3 до 0,5% кадастровой стоимости, но не меньше 3 тысяч рублей.
- Для должностных лиц — от 0,5 до 1,5%, но не меньше 50 тысяч рублей.
- Для юридических лиц — от 2 до 10%, но не меньше 200 тысяч рублей.
За неиспользование участка, предназначенного для строительства жилья, посадки сада или огорода:
- Для физических лиц — от 1 до 1,5% кадастровой стоимости, но не меньше 20 000 рублей.
- Для должностных — от 1,5 до 2%, но не меньше 50 тысяч рублей.
- Для юридических — от 3 до 5%, но не меньше 400 тысяч рублей.
- Если кадастровая цена не определена, то гражданам — 20—50 тысяч рублей, должностным лицам — 50—100 тысяч рублей, юридическим — 400—700 тысяч рублей.
Могут ли изъять бесхозный или неиспользуемый участок
За бесхозное имущество отвечают власти муниципалитета, на территории которого оно находится. В случае обнаружения такого земельного владения муниципалитет обращается в Росреестр, где участок ставят на учет в качестве «бесхозного». Если через год владельца не нашли, по решению суда он переходит в муниципальную собственность. В дальнейшем его могут продать на торгах или сдать в аренду заинтересованным лицам.
Участок, не используемый в течение 3 лет или используемый с нарушением закона, можно принудительно изъять у владельца, но до такого доходит крайне редко. Кроме того, отобрать собственность не всегда возможно – к примеру, участки с видом разрешенного использования «для ИЖС» не подлежат изъятию из-за неиспользования, так как сейчас законодательством не установлен обязательный срок, в течение которого должен быть построен дом.
Старый сад КоАП не рад
– Прежде земля принадлежала совхозу, потом рыбколхозу, в ходе земельной реформы работники получили паи: по 3,9 га пашни и 0,8 га – сады, – рассказал «Крестьянину» специалист сельской администрации Виктор Кондратенко. – Когда объявили о строительстве игорной зоны «Азов-сити», некоторые участки попали в зону строительства и их выкупило министерство имущества Ростовской области. А невыкупленные участки собственники использовали кто как может: часть садов была раскорчёвана и теперь используется как пашня.
Но остались и нераскорчёванные участки.
Именно такой участок – заброшенный сад – обнаружили инспекторы Россельхознадзора. Помимо старых садовых деревьев на нём нашли ещё и тополя, вязы, ясени, белую акацию – по шесть метров высотой. Установили, что сад находится в долевой собственности двух физических лиц, их привлекли к ответственности по ч. 2 ст. 8.7 КРФ об АП на суммы 10 и 20 тысяч рублей.
– Вообще, ч. 2 ст. 8.7 кодекса предусматривает наказание для физических лиц в виде штрафа от 20 до 50 тысяч рублей. Однако
ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ предусматривает возможность назначить сумму штрафа ниже установленного минимума. Это может быть в том случае, если человек заявляет ходатайство и предъявляет доказательства, например, своего тяжёлого материального положения. Вот почему для одного из собственников сумма штрафа была снижена до 10 тысяч рублей, – пояснил Илья Пушков, начальник отдела земельного надзора управления Россельхознадзора.
Затраты на раскорчёвку одного гектара опрошенные газетой фермеры оценивают в 70-100 тысяч рублей. Неиспользуемые сады в долевой собственности есть почти в каждом районе. Владельцы долей, как правило, пенсионеры, у них нет денег на раскорчёвку садов, а сдать такие участки в аренду довольно трудно.
– Во-первых, это должен быть большой и компактный участок, то есть несколько дольщиков должны прийти к согласию распорядиться своими земельными долями. Во-вторых, речь может идти не об аренде, а о продаже земли, – выразил мнение один из сельхозпроизводителей Ростовской области, который имеет опыт рекультивации старых садов. – Ведь расходы на рекультивацию будут окупаться до 10 лет. И нет уверенности, что на раскорчёванном участке можно будет получать стабильный урожай – годами на нём придётся бороться с сорняками. Договор аренды – даже долгосрочной – ставит арендатора в уязвимое положение, когда собственник может требовать повышения арендной платы или расторжения договора. Вот почему такие участки нужно только выкупать.
По мнению агрария, то, что Россельхознадзор активно взялся за контроль использования земли в общедолевой собственности, должно сыграть положительную роль в развитии сельского хозяйства. Это будет стимулировать дольщиков распоряжаться землёй, «сдвинет недвижимое». Но у проблемы есть и другая сторона…
Основания для принудительного изъятия земельного участка
Прекращение права собственности на землю помимо воли собственника представляет собой совокупность юридических и фактических действий, с которыми законодатель связывает принудительное (по инициативе компетентного органа) изъятие участка.
Лишение собственности в России возможно только на основании решения суда (ч. 3 ст.35 ЗК РФ).
Собственник, чьи интересы ущемлены, вправе претендовать на соразмерную компенсацию.
Перечень оснований для принудительного прекращения права собственности на участки:
- обращение взыскания на имущества по обязательствам владельца участка;
- национализация, выкуп для публичных нужд (ст. 49, 55 ЗК РФ, ст. 279 — 282 ГК РФ);
- реквизиция (временное возмездное изъятие) для защиты жизненно важных интересов общества (ст. 51 ЗК РФ, ст. 242 ГК РФ);
- конфискация (безвозмездное изъятие) в качестве санкции за совершенное правонарушение (ст. 50 ЗК РФ, ст. 243 ГК РФ);
- отчуждение участка, который согласно Федеральному закону РФ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не может принадлежать иностранцу, иностранной компании;
- выплаты владельцу малозначимой доли денежной компенсации взамен выдела в натуре (п. 4 ст. 252 ГК РФ)
- признания права собственности третьего лица на недвижимость, расположенную на участке.
Изъятие участка при ненадлежащем использовании возможно в случае:
- нерационального и нецелевого землепользования, использования участка способом, снижающим плодородность земель или ухудшающим экологическую обстановку (ст. 285 ГК РФ);
- неиспользование на протяжении трех лет участка, предназначенного для сельхозпроизводства, индивидуального жилищного строительства или иного строительства если более длительный срок не оговорен специальными предписаниями (ст. 284 ЗК РФ).
Названный трехлетний период не включает время, необходимое для освоения участка. Правило не касается земель сельскохозяйственного назначения, подпадающих под действие Закона РФ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Ответственность за неиспользование земель сельскохозяйственного назначения
Действующее законодательство устанавливает обязанность для правообладателей своевременно приступать к использованию земли сельскохозяйственного назначения.
При нарушении этой обязанности государство применяет санкции согласно следующим правовым актам:
- Кодексу об административных правонарушениях;
- Земельному кодексу;
- Гражданскому кодексу;
- ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Такая обязанность устанавливается в пункте 3 статьи 6 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Законодатель устанавливает срок, в течение которого владелец должен приступить к использованию земли. Он составляет три года с момента получения права на участок. При этом в этот срок включается и время, необходимое для освоения земли под сельскохозяйственные нужды.
Функция контроля за соблюдением такого требования лежит на плечах инспекторов Россельхознадзора.
Выявление нарушений, связанных с неиспользованием земель сельскохозяйственного назначения, осуществляется посредством следующих процедур:
- надзорные проверки;
- административные обследования;
- предварительные проверки информации обращений и писем органов власти.
В рамках проведения указанных проверочных процедур инспектора выезжают на земельный участок, осуществляются необходимые мероприятия, комплекс которых в обязательном порядке должен быть указан в распоряжении о проведении проверки, после чего оформляют мероприятие соответствующим актом и при выявлении нарушения привлекают лиц к ответственности.
Владельцу земельного участка сельскохозяйственного назначения, который несвоевременно приступил к использованию земли, грозят негативные последствия.
- Штрафные санкции, которые предусмотрены частью 2 статьи 8.8 КоАП РФ. Их величина зависит от кадастровой стоимости земли, а также наличия отягчающих обстоятельств. Следует обратить внимание на часть 2.1 этой же статьи, которая добавляет отдельный состав правонарушения. Если земля сельскохозяйственного назначения уже была изъята у собственника и передана для использования иным лицам, которые аналогично не принимают меры к эксплуатации, то новый собственник понесет также ответственность за это.
- Предписание, которое будет находиться на постоянном контроле государственного органа. Предписание содержит в себе требование об устранении нарушения, в нем установлены соответствующие сроки.
МО Конаковский район Тверской области
Кроме того, ст. 284 Гражданского Кодекса Российской Федерации установлено, что земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для ведения сельского хозяйства либо жилищного или иного строительства и не используется по целевому назначению в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом.
17 ноября 2022 года — Земельные участки, являющиеся объектами недвижимого имущества, порой рассматриваются как средство инвестиций. Приобретая земельный участок, участники рынка недвижимости рассчитывают в будущем либо продать его дороже, либо использовать под строительство объектов недвижимости. При этом правообладатели зачастую не учитывают то, что с момента приобретения земельного участка появляются не только права, но и обязанности.
Изъятие Земель Сельхозназначения При Неиспользовании 2021
Напомним, что в ч. 1.1 ст. 8.8 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в течение срока, определенного в Федеральном законе от 24.07.2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Согласно п. 4 ст.
6 названного Федерального закона земельный участок может быть изъят у собственника, если он не использует земельный участок для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности подряд три года и более. Указанный срок исчисляется со дня возникновения права собственности на земельный участок.
Признакинеиспользования земельного участка определены Правительством РФ.
В первом из них предусматривается изменение многих составов административных правонарушений в области земельных отношений.
Правительство рассмотрит законопроект, предусматривающий новый подход к установлению административных штрафов за неиспользование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства: исчисление административного штрафа в процентах от кадастровой стоимости земельного участка, на котором допущено правонарушение.
Так, размер административного штрафа за указанное правонарушение для граждан составит от 0,3 до 0,5% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 3 тыс. руб.; для должностных лиц – от 0,5 до 1,5% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 50 тыс. руб.; для юридических лиц – от 2 до 10% кадастровой стоимости земельного участка, но не менее 200 тыс. руб.
Кадастровая стоимость земель сельскохозяйственного назначения для сельхозпроизводства в среднем по Новгородской области составляет 18100 рублей за один гектар. Самая высокая средняя кадастровая стоимость в Старорусском, Солецком, Холмском, Шимском районах: 24-27 тысяч рублей за гектар.
15 февраля 2014 года вступили в силу изменения в Кодекс РФ об административных правонарушениях в части использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства, принятые Федеральным законом от 03.02.2014 г. №6-ФЗ, — поясняют в новгородском Управлении Росреестра.
Основания прекращения права собственности на земельный участок: общие правила
Право собственности в России гарантировано государством. Способы прекращения права собственности подразделены на такие группы:
- отчуждение активов;
- отказ от права собственности;
- гибель/уничтожение имущества (к земельным участкам редко применимо, к примеру, в случае обвала берега из-за подмывания рекой);
- прекращение права на иных основаниях.
В силу ст. 44 ЗК РФ право собственности на участок прекращается:
- вследствие отчуждения;
- при отказе от права собственности;
- в результате принудительного изъятия.
Особенности принудительного изъятия земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения
Указанные особенности регламентированы преимущественно ст. 6 Закона РФ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Земли рассматриваемой категории находятся в постоянном поле зрения контролирующих структур.
Они обладают такой характеристикой как плодородные гумусосодержащие почвы. Поэтому политика государства направлена на предотвращение истощения, загрязнения земель, пригодных к ведению сельского хозяйства.
Земли сельскохозяйственного назначения могут быть изъяты как в связи с нецелевым использованием, так и в связи с нерациональным целевым использованием (п. 2 ст. 6 вышеназванного Закона). Изъятие по первому признаку проводится по общим правилам Гражданского и Земельного кодексов. Для изъятия участков, которые используются по целевому назначению, контролирующему органу необходимо доказать суду:
- факт нарушения санитарно-гигиенических, природоохранных или иных норм землепользования;
- с использованием методик, разработанных согласно Федеральному закону РФ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», подтвердить значимое снижение плодородия почв;
- доказать наличие причинной связи между действиями/бездеятельностью землепользователя и ухудшением качества почв.
Как и земли под строительство, сельскохозяйственные земли могут быть изъяты за неиспользование. Причина кроется не только в заинтересованности государства в развитии агропромышленного комплекса, но и в том, что неиспользование, равно как и неправильное использование земель, может нанести непоправимый вред почвам.
Виды ответственности за нарушения земельного законодательства
В статье рассматриваются виды ответственности за нарушения земельного законодательства — административная, гражданско-правовая, уголовная, дисциплинарная, земельно-правовая
Регулирование правоотношений, касающихся пользования земель, осуществляется на основании земельного законодательства. Оно разрабатывается и принимается с целью обеспечения потребностей государства и граждан в землепользовании, защите и рациональном использовании земли, ее недр и природных ресурсов. Земельным кодексом РФ, принятым 25 октября 2001 г. №136-ФЗ (далее – ЗК РФ), предусмотрен не только государственный земельный надзор, особенности организации проверок соблюдения требований земельного законодательства (Гл.XII), но и определена ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель (Гл. XIII).
Например, в ст. 74 ЗК РФ предусмотрено, что за определенные земельные нарушения устанавливается уголовная и административная ответственность, в ст.76 – ответственность за причинение убытков и вреда, связанного с нарушением земельного законодательства, а в ст.75 данного нормативного акта определены условия наступления дисциплинарной ответственности. (К слову, в ранее действующем ЗК РФ этот вид ответственности не упоминался). Так, в земельном законодательстве предусмотрены все виды ответственности с отсылкой к соответствующему законодательству, которым они конкретизируются. Кроме традиционных видов ответственности (уголовной, административной, гражданско-правовой, дисциплинарной) предусмотрен и ряд специальных мер за земельные правонарушения, прямо закрепленных в земельном законодательстве. Она называется земельно-правовой.
Комментарий к статье 284 ГК РФ
Комментируемая статья предусматривает наступление отрицательных последствий для собственника в случаях неиспользования им земельного участка для сельскохозяйственного производства, жилищного и иного строительства в течение трех лет. Таким образом, эта норма не позволяет собственнику земельного участка оставлять его без использования, и тем самым его право пользования земельным участком становится одновременно и его обязанностью. Это одна из важных мер предотвращения спекуляции земельными участками, ибо, приобретая земельный участок, собственник обязан его использовать, а не дожидаться изменений рыночной конъюнктуры.
Изъятие земельного участка в связи с неиспользованием его в течение определенного срока не является конфискационной мерой, поскольку в данном случае земельный участок подлежит продаже с публичных торгов (см. коммент. к ст. 286).
Другой комментарий к статье 284 Гражданского Кодекса РФ
1. В связи с ограничительным количеством земельных участков как объектов гражданского оборота, а также с их особой важностью и ценностью для жизни общества особое значение имеет вопрос их эффективного использования.
В частности, поскольку земельный участок является специфическим, особо ценным объектом имущественных отношений, у участников гражданского оборота зачастую возникает интерес в приобретении прав на земельные участки не в целях их использования по назначению, а для инвестирования своих денежных средств с учетом возможности последующей перепродажи таких участков по более высокой цене. В определенных случаях это приводит к ухудшению состояния земли, например к зарастанию сорняками или кустарником, ухудшает качество земель сельскохозяйственного назначения, и в последующем могут потребоваться дополнительные серьезные усилия, чтобы привести земельный участок в состояние, пригодное для использования по назначению.