Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Определение и виды страховых пенсий в Российской Федерации». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Пенсионная система призвана решить две основные задачи: предотвращать бедность среди пенсионеров и нивелировать разницу в уровне благосостояния в период активной трудовой деятельности и после выхода на пенсию. Указанные цели дополняют друг друга, а приоритет какой-либо из них определяет государственную политику и модель пенсионной системы (см. таблицу 1).
Задача долгосрочного бюджетного планирования: зачем нужны пенсии?
Пенсия (от лат. pensio – платеж) – это выплаты физическим лицам, заменяющие заработок после прекращения трудовой деятельности по достижению пенсионного возраста либо по социальным показателям.
Благосостояние общества во многом зависит от эффективности функционирования системы пенсионного обеспечения, а ее нестабильность является главным рисковым фактором для развития экономики в долгосрочной перспективе.
Главная цель долгосрочного бюджетного планирования состоит в предотвращении разбалансированности доходов и расходов на пенсионное обеспечение и обнищания пенсионеров из-за снижения среднего размера пенсии в стране ниже прожиточного уровня.
Долгосрочное бюджетное планирование позволяет сформулировать приоритетные задачи пенсионной системы, определить необходимые ресурсы для их реализации и возможные источники этих ресурсов, оценить потребность в структурных реформах.
Одна из ключевых задач, которую решает долгосрочное бюджетное планирование, состоит в поддержании финансовой устойчивости пенсионной системы. Для этого необходимо сохранять соответствие между пенсионными обязательствами государства и финансовыми ресурсами пенсионной системы, гарантирующей безусловное исполнение всех обязательств. Чтобы обеспечить долгосрочную устойчивость пенсионной системы, необходимо определить надежные источники финансирования пенсий и пределы их финансирования за счет бюджетных доходов.
Актуальность долгосрочного бюджетного планирования повышается в условиях ухудшения экономической и демографической ситуации, которые угрожают бюджетной устойчивости. Старение населения в большинстве развитых стран ведет к росту расходов на пенсионное обеспечение, а замедление роста экономики снижает бюджетные доходы. Горизонт долгосрочного планирования составляет от 10 лет в Канаде до 75 лет в США.
Роль СМИ в обеспечении успешного внедрения изменений в работе отечественной пенсионной системы и повышении личной ответственности гражданина за будущее пенсионное обеспечение
На протяжении всей пенсионной реформы средства массовой информации разъясняли, как меняется система пенсионного обеспечения. СМИ сообщали об изменениях в законодательстве, наглядно показывали на примерах и схемах новые способы исчисления пенсии, публиковали сообщения и разъяснения представителей Пенсионного фонда РФ.
Первой массовой кампанией по освещению пенсионной реформы стали публикации, посвященные формированию накопительной части пенсии и ее инвестированию через управляющие компании и НПФ, начиная с 2002 года. СМИ распространяли информацию о том, для чего предназначена накопительная часть пенсии, и каким образом можно передать свои накопления для инвестирования. С этого момента населению начали внушать мысль о том, что уровень благосостояния в старости зависит от предприимчивости будущего пенсионера.
Позже СМИ начали регулярно сообщать о результатах инвестирования через УК и НПФ, разъяснять, как отслеживать размер полученного дохода по извещениям ПФР о размере пенсионного капитала, накопленного за истекший год. Также с тех пор и до настоящего времени регулярно публикуются разъяснения, как перевести свои пенсионные накопления в другую УК или НПФ, если владелец накоплений считает, что его средствами управляют недостаточно эффективно.
Отдельная кампания в СМИ была посвящена популяризации программы софинансирования пенсий, в ходе которой в общественное сознание начали внедрять мысль о том, что о своем уровне дохода в старости нужно начинать заботиться заранее и откладывать для этого собственные деньги. Также в 2013-2019 годах в СМИ прошли кампании по информированию населения о введении новой формулы расчета размера трудовой пенсии по старости – на основе пенсионных баллов, по увеличению пенсионного возраста, и по различным подходам к реформе пенсионной сисемы страны.
Пенсия за выслугу лет
Право на пенсию за выслугу лет имеют лица, указанные в ст. 1 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее – Закон № 4468-1), например, лица, проходившие военную службу в качестве офицеров в Вооруженных Силах Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации и т. д., при наличии следующих условий:
— если они имеют на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовноисполнительной системы 20 лет и более;
— если они были уволены со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
Федеральные гражданские служащие также имеют право на получение пенсии за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 15 лет и замещении должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев при увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным законодательством. Гражданским служащим субъектов РФ и муниципальным гражданским служащим пенсия за выслугу лет выплачивается в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Условия назначения пенсии за выслугу лет
Пенсия за выслугу лет не выплачивается в период прохождения государственной службы Российской Федерации, при замещении государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации, муниципальной должности, замещаемой на постоянной основе, должности муниципальной службы, а также в период работы в межгосударственных (межправительственных) органах, созданных с участием Российской Федерации, на должностях, по которым в соответствии с международными договорами Российской Федерации осуществляются назначение и выплата пенсий за выслугу лет в порядке и на условиях, которые установлены для федеральных государственных (гражданских) служащих. При последующем увольнении с государственной службы Российской Федерации или освобождении от указанных должностей выплата пенсии за выслугу лет возобновляется со дня, следующего за днем увольнения с указанной службы или освобождения от указанных должностей гражданина, обратившегося с заявлением о ее возобновлении.
При определении права на пенсию за выслугу лет учитываются, в частности, следующие периоды (п. «а» ст. 1 Закона № 4468-1):
– военная служба в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военная служба по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах РФ и Объединенных Вооруженных Силах СНГ, Федеральной пограничной службы и органов пограничной службы РФ, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки) и пограничных войсках, органах внешней разведки, органах государственной охраны, других воинских формированиях РФ, созданных в соответствии с законодательством РФ;
— военная служба в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов в Вооруженных Силах РФ, войсках и органах Комитета государственной безопасности, внутренних и железнодорожных войсках, других воинских формированиях бывшего СССР.
При определении права на пенсию за выслугу лет в связи с достижением 45-летнего возраста в общий трудовой стаж включаются (ст. 13 Закона № 4468-1):
— трудовой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий до дня вступления в силу Закона о трудовых пенсиях;
— страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчета трудовых пенсий Законом «О трудовых пенсиях» до дня вступления в силу Закона «О страховых пенсиях»;
— страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчета страховых пенсий Законом «О страховых пенсиях».
Для исчисления выслуги лет также стоит пользоваться и подзаконными нормативными правовыми актами ведомственного характера. Так, например, постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. № 942 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации и их семьям» определены особенности исчисления пенсии работникам органов прокуратуры, а постановлением Правительства РФ от 2 февраля 1998 г. № 103 «О порядке исчисления выслуги лет для назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу (работавшим) в таможенных органах Российской Федерации, и их семьям» регулируются вопросы исчисления пенсии сотрудникам таможенных органов и т. д.
Глава 2: Понятие и виды страховых пенсий и порядок их назначения
2.1 Страховая пенсия по старости и порядок её назначения
Пенсия в обязательной системе страхования (ОПС) [5]назначается при наступлении страхового случая, а именно пенсионного возраста, установления инвалидности или утере кормильца.
Все застрахованные в системе ОПС получают свидетельство с указанием номера индивидуального лицевого счета — СНИЛС.[6]
Пенсии, предусмотренные ОПС формируются за счет страховых взносов, уплачиваемых работодателями (страхователями) за своих работников и за себя в ПФР. Существует несколько видов таких пенсий:
· страховая пенсия по старости;
· страховая пенсия по инвалидности;
· страховая пенсия по потере кормильца.
Страховая пенсия является основным видом пенсии в России. Все граждане, вступившие в систему ОПС, а значит получившие СНИЛС, являются застрахованными лицами. В роли страховщика таких пенсий выступает Пенсионный фонд РФ.
Страховая пенсия по старости устанавливается при наличии определенных условий:
1. Достижение пенсионного возраста либо права на досрочное назначение;
2. Наличие минимального страхового стажа;
3. Необходимое количество пенсионных баллов.
Возраст выхода на пенсию остался неизменным: 60 лет для мужчин, 55 лет для женщин. Требование к минимальному страховому стажу составляет 15 лет. Такое условие будет выполняться постепенно с требуемых 6 лет в 2015 году до 15 лет к 2025 году. Также ежегодно будет увеличиваться и минимальное количество баллов от 6,6 в 2015 году до требуемых 30 к 2025 году.
После вступления в силу реформы пенсионной системы и Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», выражению «трудовая пенсия» часто приходит на смену понятие «страховой пенсии». Исходя из данного документа, страховая пенсия — это один из видов ежемесячной выплаты гражданам, которые потеряли возможность получать доход вследствие потери трудоспособности из-за старости, по причине в связи с инвалидностью или утраты дохода кормильца, связанного с его смертью.
До 2015 года трудовая пенсия была совокупностью двух частей: накопительной и страховой. Трудовая пенсия реформой 2015 года была разделена на две пенсии: страховую и накопительную. Теперь это две разные пенсии, которые граждане будут получать отдельно друг от друга данная выплата является самым распространенным видом пенсий в Российской федерации.[7]
По большому счету, пенсионная реформа практически не коснулась порядка оформления, назначения и требований к будущему пенсионеру и, если гражданин был знаком с процедурой раньше, многие моменты покажутся знакомыми.
Страховая пенсия по старости — вид страховой выплаты, назначающийся гражданам при следующих условиях, описанных в статье 8 Федерального закона «О страховых пенсиях»:[8]
1. Продолжительность страхового стажа (периода, когда в Пенсионный фонд России отчислялись страховые взносы от работодателя) не менее 7 лет в 2016 году.
2. Достижение пенсионного возраста. Для мужчин он составляет 60 лет, для женщин — 55 лет.
3. Сумма пенсионных баллов или ИПК (индивидуального пенсионного коэффициента) должна составлять в 2016 году не менее 9.0.
В соответствии со статьей 35 Федерального закона «О страховых пенсиях»[9], условия относительно страхового стажа и требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента вводятся постепенно в течение установленного переходного периода.
Значение пенсионного балла, необходимое для назначения данной выплаты, определяется на день достижения пенсионного возраста, в случае же досрочного выхода — на день установления такой пенсии. Определение необходимого стажа идет также на день установления выплаты.
Если все вышеуказанные условия соблюдены, страховая пенсия по старости назначается бессрочно.
2.2 Страховая пенсия по инвалидности и порядок её назначения
Одним из видов трудовой пенсии (страховой) является пенсия по инвалидности. Как и трудовая пенсия по старости, ее выплата направлена на компенсацию утраченного заработка и иных доходов, которые лицо получало, будучи трудоспособным. Есть пенсия по инвалидности как вид социальной пенсии, которая предусматривает несколько иные условия назначения. Выбор пенсии – трудовая по инвалидности или социальная – зависит от личного мнения лица, который в установленном законом порядке признан инвалидом.
Условия назначения пенсии по инвалидности
Такой вид пенсии назначается инвалидам 1,2 и 3 групп независимо от причин инвалидности и при наличии страхового стажа. Инвалидность и ее степень (группа) определяются государственными бюро медико-социальной экспертизы. Заключение врачей о присвоении гражданину инвалидности направляется учреждением, где проводилось обследование, в ПФР, но для назначения пенсии этого недостаточно.
Назначение пенсии носит заявительный характер, поэтому человек, которому присвоена инвалидность, должен самостоятельно обратиться в ПФР по месту жительства и представить документы для назначения пенсии по инвалидности.
Наличие страхового стажа – необходимое условие назначения данного вида пенсии по инвалидности. При этом не имеет значение, работает ли гражданин в данный момент, работал ли непосредственно перед или после назначения инвалидности. Продолжительность стажа абсолютно не важна. Главное, чтоб он был, и чтобы лицо являлось застрахованным (Закон от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации») [10] и хотя бы 1 день работал (при условии оплаты за это время работодателем страховых взносов)
Обратиться за назначением пенсии по инвалидности можно в любой момент после присвоения группы инвалидности, однако назначается она до следующего медицинского освидетельствования. Поэтому для продления возможности получать пенсию по инвалидности необходимо регулярно проходить медицинское освидетельствование для подтверждения факта инвалидности.
Причины наступления инвалидности, время ее наступления, факты работы не влияют на право получения пенсии по инвалидности.
Документы, необходимые для назначения пенсии по инвалидности
Гражданин, признанный инвалидом, должен обратиться в ПФР по месту жительства с заявлением о назначении пенсии. Документы могут быть поданы лично или через представителя (при условии наличия нотариально удостоверенной доверенности). Можно подать документы и через МФЦ.
Перечень документов для рассмотрения вопроса о назначении пенсии по инвалидности:
— непосредственно заявление – его бланк установлен приказом Минтруда и социальной защиты РФ от 28.03.2014 № 157н;
— удостоверяющий личность документ (паспорт), а для иностранных граждан – вид на жительство, и СНИЛС;
— подтверждение страхового стажа: до 2001 г. это могут быть справки работодателя с точным указанием периода работы, установочных данных лица, которому она выдана.
— выписка из заключения МСЭ[11] о факте присвоения инвалидности и ее группы.
Специалисты ПФР могут просить предоставить и иные документы, перечень которых должен быть ими точно обозначен. При этом, такая просьба должна быть обоснована, кроме того, заявитель имеет право донести недостающие документы, а днем обращения за пенсией должен быть день подачи документов в первоначальном составе.
Период, в течение которого пенсия по инвалидности выплачивается, напрямую зависит от страхового стажа и индивидуального коэффициента. Если первый составляет более 15 лет, а индивидуальный коэффициент не менее 30 (с учетом того, что в 2016 г. он должен составлять 9 и в дальнейшем увеличиваться на 2,6 ежегодно), то пенсия будет выплачиваться при условии подтверждения инвалидности в соответствии с рекомендациями МСЭ до достижения 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. А после этого назначается трудовая пенсия по старости.
Если недостаточно страхового стажа или индивидуального коэффициента, пенсия выплачивается до 65 и 60 лет соответственно, а впоследствии – социальная.
Как получить накопительную пенсию
Для этого обратитесь в ближайший ПФР по месту жительства (или НПФ, если речь идет о накопительной пенсии), предоставьте им СНИЛС, паспорт и справку, где указано, что вы имеете право на ежемесячные выплаты.
Выйдя на пенсию, вы можете получить ее как в виде разовой выплаты, так и ежемесячно до конца жизни.
Как получить накопительную пенсию целиком
Борис – сын советских интеллигентов, поэтому всегда обладал обостренным чувством ответственности. С тех пор, как он закончил университет и отслужил в армии, не проходило и месяца, прежде чем он находил новую работу. Также он воспитал троих прекрасных детей и последние годы ухаживал за больной матерью.
Получается, за свою жизнь он накопил достаточно баллов для хорошей пенсии. Может ли он, к примеру, забрать разом накопительную часть, чтобы переехать в деревню, где жизнь более размеренная и спокойная?
Как изменился размер пенсии с января 2021 года
Величина пособия изменяется ежегодно путем индексации. Очередное повышение прошло с 1 января 2021 года.
Общие параметры повышения пенсии по старости в 2021 году давно известны. Пособие вырасло на 6,3 процента. При этом размер фиксированной выплаты после индексации 1 января составил 6044,48 руб. (ч. 8 ст. 10 закона № 350-ФЗ), а стоимость одного пенсионного коэффициента — 98,86 руб.
Соответственно формула расчета пенсии на 2021 год выглядит следующим образом:
СПст = ИПК х 98,86 + 6044,48
где: ИПК – число накопленных именно вами за годы работы пенсионных коэффициентов.
Но есть и более простой способ посчитать, как изменился размер выплат с января. Для этого надо ее прежний размер умножить на 1,063.
Мы тоже посчитали и составили таблицу. По ней можно в общих чертах узнать, как изменился размер пенсии по старости после индексации 2021 года.
Размер пенсии в 2021 году, руб. | Прибавка с 1 января 2021 года, руб. | Величина пенсии в 2021 г., руб. |
8 000 | 504 | 8 504 |
9 000 | 567 | 9 567 |
10 000 | 630 | 10630 |
11 000 | 693 | 11693 |
12 000 | 756 | 12756 |
13 000 | 819 | 13819 |
14 000 | 882 | 14882 |
15 000 | 945 | 15945 |
16 000 | 1008 | 17008 |
17 000 | 1071 | 18071 |
18 000 | 1134 | 19134 |
19 000 | 1197 | 20197 |
20 000 | 1260 | 21260 |
Максимально полно функции пенсий по старости рассмотрел Шайхатдинов В. Ш. Она призвана исполнять функции, посредством которых воздействует на экономику, социальную область, идеологию и политику, демографию, человеческое поведение. Данное воздействие имеет комплексный характер, поэтому выделение отдельных функций можно считать условным.
В первую очередь важно обратить внимание на экономическую функцию пенсии, которая включает обеспечительный и производственный аспекты.
Обеспечительный аспект заключается в том, что пенсия представляет собой основной (один из основных) источников средств для существования пожилого человека. Ее можно считать средством для удовлетворения определенных потребностей и поддержания жизни.
Производственный аспект экономической функции состоит в положительном воздействии пенсионного обеспечения на экономику. По причине многоплановости этого аспекта, его разделяют еще на несколько подфункций.
Стимулирующая подфункция состоит в механизме мотивации, которая побуждает человека выполнять работу с особыми условиями труда, получать более высокие заработки. В связи с этим, в будущем человек получает право на досрочное пенсионное обеспечение, получение пенсии в более высоком размере.
Еще одна подфункция заключается в смене трудовых поколений, что характеризуется выявлением значения пенсий в выводе из процесса производства пожилых работников и замещением их на более молодых. Данная подфункция основана на правовых нормах, касающихся общих условий назначения пенсии, назначения льготных пенсий, досрочных пенсий безработным гражданам. С помощью данной подфункции происходит движение персонала на предприятиях с сохранением определенной преемственности.
Производственная функция пенсии также рассматривается с позиции ее значения как средства перераспределения трудовых ресурсов, которое происходит между отраслями экономики и внутри них. Здесь речь идет о переходе сотрудников, для которых назначена пенсия, из отраслей с тяжелыми, опасными и вредными условиями труда в те отрасли, для которых характерны более легкие и безопасные условия труда.
Социальная функция предназначена для предупреждения, смягчения или устранения негативных последствий, которые связаны с достижением человеком пенсионного возраста. В ее составе отдельно рассматриваются защитная и компенсационная подфункция. Первая из них заключается в защите пожилых работников от угрозы безработицы, бедности, заболеваний, инвалидности и др.
Посредством пенсии пожилые люди могут оставлять работу, достойно существовать, удовлетворять базовые потребности, включая те, которые связаны с охраной здоровья (например, приобретение лекарственных препаратов, рациональное питание и др.).
Компенсационная подфункция состоит во взаимосвязи суммы пенсии и размера заработка работника до момента назначения пенсии, а также суммы пенсии и снижения ее реальной стоимости по причине роста цен на потребительскую продукцию и услуги.
В первой ситуации рассматривается компенсация утраченного заработка через механизм исчисления пенсии. Во второй имеют в виду индексацию пенсий.
Особо выделяется компенсирующая роль пенсий по старости на работах, которые связаны с особыми условиями труда (например, работа на Крайнем Севере, работа граждан, которые подверглись воздействию радиации.
Политическая функция рассматривает пенсию в качестве важного инструмента государственной социальной политики. С ее помощью предотвращается дальнейшее снижение уровня жизни населения, улучшается материальное положение различных групп и слоев общества, снижается рост социальной напряженности в нем.
Социально-психологическая функция отражает значение пенсионного обеспечения в рамках появления у пожилых людей уверенности в завтрашнем дне, включая чувство социальной защищенности. Особенную роль эта функция начала играть в период проведения в нашей стране экономической реформы, предполагающей негативные последствия, которые касаются пожилых людей.
Демографическая функция заключается в воздействии данной категории на смену поколений. Посредством пенсий осуществляется относительно безболезненный переход граждан среднего поколения в категорию старшего поколения. Функция направлена на замещение пожилых сотрудников более молодыми, что существенно минимизирует противоречия поколений и гармонизирует взаимоотношения поколений в семьях.
Могут ли отказать в пенсии по старости
Закон предусматривает выход на отдых, если у гражданина есть достаточное количество баллов. Они формируются за счет отчислений в ПФР от зарплаты. То есть, работодатель переводит часть денег в Пенсионный фонд за своих сотрудников, а специалисты этого фонда начисляют баллы. При этом выплаты, которые получает ПФР, идут на выполнение социальных обязательств перед действующими пенсионерами.
Сегодня многие успевают накопить необходимый трудовой стаж (20 для мужчин и 15 для женщин). Однако мало кто может успеть накопить баллы. Если получать зарплату, эквивалентную МРОТ, то их не хватит. Таким образом, требуется самостоятельно дополнительно производить взносы или приобрести недостающее количество баллов при выходе на пенсию. Это законно, надо только узнать, сколько их не хватает.
Понятие пенсии по старости, ее функции и виды
Пенсия по старости — один из главных видов пенсионного обеспечения, на выплату которого расходуется значительная часть средств ПФР. Данный вид социального обеспечения является основным или одним из основных источников средств существования лиц пожилого возраста, что обусловливает особую важность правового регулирования пенсионного обеспечения по старости. До недавнего времени в нраве социального обеспечения использовался термин «пенсии по возрасту», который был более корректен, поскольку Конституция РФ гарантирует социальное обеспечение «по возрасту», а не «по старости».
Термин «старость» имеет ряд аспектов и его определение можно дать с нескольких точек зрения:
- 1) с медицинской — это состояние организма пожилого человека, характеризующееся утратой способности к продолжению рода, полноценной трудовой деятельности, ухудшением здоровья;
- 2) с юридической — достижение возраста, указанного в законе.
С какого года накопительная пенсия получается гражданами РФ
Установлено, что в 2011 году появилась категория пенсионеров, которым с 2011 года обязаны выплачивать накопительную пенсию. Напоминаем о том, что родившиеся с 1952 по 1967 гг. пенсионеры временно исключались из пенсионной реформы, проведенной в 2005 году. К ним также добавились пенсионеры, обладающие правом оформления досрочной пенсии.
С 1.07.2012 года в силу вступил закон «О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений». Согласно его положениям, граждане, которые делали ранее отчисления на накопительную часть пенсии, могут выбрать, как получать ее после непосредственного выхода на заслуженный отдых. С какого года накопительная пенсия может быть получена по новым правилам? Это возможно с июля 2012 года, причем, гражданин РФ сможет выбрать один из способов получения пенсионных накоплений.
Фиксированная выплата к страховой пенсии
С 2015 г. помимо страховой пенсии в страховую часть пенсии входит и фиксированная выплата. Фиксированная выплата к страховой пенсии устанавливается одновременно с назначением страховой пенсии
Фиксированная выплата выплачивается к страховой пенсии по старости, к страховой пенсии по инвалидности (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности инвалидам III группы). Фиксированная выплата к страховой пенсии по инвалидности инвалидам III группы, а также к страховой пенсии по случаю потери кормильца устанавливается в сумме, равной 50 процентам установленного размера.
Не положена дополнительная выплата к пенсии лицам, которые получают военную пенсию и пенсию по выслуге лет в правоохранительных органах, то есть лицам, получающим одновременно две пенсии.
Размер фиксированной выплаты к пенсии
Размер доплаты ежегодно индексируется.
Так, на 1 января 2015 г. сумма фиксированной выплаты к пенсии составляла 3 935 рублей в месяц.
Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости с 01.02.2016 составляла 4 558,93 руб.
С 2019 года законом определены следующие размеры фиксированной выплаты (см. таблицу):
Размер фиксированной выплаты к страховой пенсии |
Размер (в рублях) |
С 01.01.2019 |
5334,19 |
С 01.01.2020 |
5686,25 |
С 01.01.2021 |
6044,48 |
С 01.01.2022 |
6401,10 |
С 01.01.2023 |
6759,56 |
С 01.01.2024 |
7131,34 |
Страховая пенсия по старости в 2021 году
Пенсия данного вида назначается не только гражданам РФ, но и иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории РФ. Но при этом для назначения пенсии должно быть выполнено три основных условия:
- достижение установленного пенсионного возраста ;
- требуемая продолжительность страхового стажа (то есть минимального стажа уплаты страховых взносов). В 2021 году минимальный страховой стаж составляет 12 лет;
- наличие индивидуального пенсионного коэффициента, величина которого – не меньше законодательно установленной величины для года, в котором гражданин выходит на пенсию. В 2021 году минимальная величина индивидуального пенсионного коэффициента составляет 21.
Фактически это и есть условия назначения пенсии по старости
.
Законом о страховых пенсиях введена так называемая балльная система исчисления пенсии. Пенсионные баллы начисляются работнику ежегодно. Каждый год государство путем индексирования устанавливает стоимость балла.
Назначение и начисление страховой пенсии по старости производится с учетом этих пенсионных баллов (индивидуальных коэффициентов)
исходя из размера заработной платы (точнее, уплаченных с нее страховых взносов), стажа гражданина и возраста выхода на пенсию.
Дадим несколько комментариев, связанных с пенсионным возрастом для назначения страховой пенсии по старости.
Осенью 2021 года был принят закон, в соответствии с которым пенсионный возраст повышается на пять лет. Повышение пенсионного возраста происходит постепенно, в течение 10 лет. В 2028 году мужчины станут выходить на пенсию в 65 лет, а женщины — в 60.
Основные положения нового закона вступили в силу с 2021 года. Кроме постепенного повышения пенсионного возраста, для некоторых категорий граждан предусмотрены льготы. Так граждане, которые по правилам до принятия закона должны были выйти на пенсию в 2021 — 2021 годах, получают льготу, суть которой состоит в том, что стать пенсионерами они могут на шесть месяцев раньше того пенсионного возраста, который предусмотрен для указанных годов.
По общему правилу в 2021 году с учетом упомянутой выше льготы выйти на пенсию могут следующие граждане:
- мужчины и женщины, не относящиеся к госслужащим, которым в I полугодии 2021 года исполнилось соответственно 60 и 55 лет;
- госслужащие: мужчины и женщины, которым во II полугодии 2019 года исполнилось соответственно 60 и 55 лет.
Указанным категориям лиц пенсия может быть назначена по достижении возраста 61,5 и 56,5 лет, соответственно. При этом не госслужащим — не ранее II полугодия 2021 года, а госслужащим — не ранее I полугодия 2021 года.
Также полезно иметь в виду, что лицам, в том числе госслужащим, достигшим возраста 60 или 55 лет (для мужчин и женщин, соответственно) и имеющим страховой стаж соответственно не менее 42 или 37 лет, пенсия может назначаться на 24 месяца раньше достижения установленного пенсионного возраста.
Вопрос 1. Понятие инвалидности и ее причины
Инвалидность – социальная недостаточность человека вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящая к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты
«Ограничение жизнедеятельности» — м.б. в сочетании или одному признаку:
-
Полная или частичная утрата лицом способности или возможности: осуществлять самообслуживание; самостоятельно передвигаться; ориентироваться; общаться; контролировать свое поведение; обучаться; заниматься трудовой деятельностью
Федеральные государственные учреждения, проводящие МСЭ:
-
Бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах (являются филиалами главных бюро)
-
Главное бюро медико-социальной экспертизы
-
Федеральное бюро медико-социальной экспертизы
Направление на МСЭ осуществляют:
-
Организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь – после проведения необходимых диагностических и др. мероприятий
-
Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение либо орган социальной защиты населения – пи наличии у лица медицинских документов, подтверждающих нарушения функций организма вследствие заболеваний, последствий травм или дефектов
-
В случае отказа гражданину выдается справка, на основании которой он имеет право обраться в бюро самостоятельно
Группы инвалидности:
-
1 – лицам, неспособным самостоятельно осуществлять самообслуживание, передвигаться, общаться и т.д. и нуждающимися в постоянной помощи других лиц
-
2 – лицам, способным самостоятельно осуществлять самообслуживание, передвигаться, общаться. И нуждающимся в частичной помощи других лиц или использовании технических средств
-
3 — лицам, способным самостоятельно осуществлять самообслуживание, передвигаться, общаться при больших затратах времени, дробности выполнения, снижения темпа передачи информации и т.д.
Для получения группы инвалидности необходимо болеть как минимум 10 лет (если возможность выздоровления 13).
Срок инвалидности:
-
1 группа – на 2 года
-
2,3 группа – на 1 год
-
Бессрочно – при отсутствии положительных результатов реабилитационных мероприятий.
Причины инвалидности: Постановление Минтруда от 15 апреля 2003 г. № 17 (с изм. и доп.)
Причина инвалидности не влияет на размер пенсионного обеспечения. Исключение: касается военнослужащих и сотрудников ПО.
-
Трудовое увечье – если несчастный случай, вызвавший инвалидность, связан с работой
-
Профессиональное заболевание – инвалидность вызвана воздействием на организм человека вредных факторов производственной среды
-
Военная травма – если инвалидность явилась следствием ранения, контузии, увечья при исполнении служебных или иных обязанностей военной службы
-
Заболевание, полученное в период прохождения военной службы – если инвалидность явилась следствием увечья в результате несчастного случая, не связанного с исполнением служебных обязанностей, либо заболевания при прохождении военной службы
-
И др.
На получение денежной страховой помощи имеет право гражданин РФ, потерявший возможность работать из-за какого-либо заболевания или травмы, препятствующей полноценному существованию в обществе. В зависимости от степени болезни и ограничения возможностей человека, выделяют три группы инвалидности:
- Первая – присваивается людям, которые полностью зависят от родственников/опекунов и не имеют возможности самостоятельно совершать элементарных действий. Таким гражданам нужна помощь третьих лиц.
- Вторая – назначается тем, кто не требует такой серьезной опеки, как при первой группе, но в связи с ограничениями возможностей найти подходящую работу людям сложно. Инвалиды могут обслуживать себя самостоятельно, за редким исключением требуется дополнительная помощь.
- Третья – присваивается в случае необходимости использования человеком разных приспособлений для нормального существования (очки, слуховые аппараты и т.д.). Данные условия значительно сужают ряд профессий, доступных инвалиду.
Как рассчитывается страховая пенсия
Размер страховой пенсии формируется на базе правил, прописанных в Законе о страховых премиях (статьи 15-17). Его расчет производится по следующей формуле.
СПинв = (ИПК*СПК), где:
СПинв — размер страховой пенсии по инвалидности;
- ИПК — это индивидуальный пенсионный коэффициент;
- СПК — стоимость пенсионного коэффициента на день назначения страховой пенсии.
Чтобы определить ИПК нужно воспользоваться следующей формулой.
ИПК = ИПКс + ИПКн:
- ИПКс — это ИПК за все периоды до 01.01.2015;
- ИПКн — это ИПК за все периоды после 01.01.2015 на момент назначения страховой пенсии по инвалидности.
Для расчета ИПКс применяется формула ИПКс = (П /64,1 руб.) + Σ НПi / К. Используемые в ней обозначения, это:
- П — размер трудовой пенсии, назначаемой по инвалидности (в котором не учитывается фиксированный базовый размер трудовой пенсии по инвалидности), который исчисляется согласно Закону о трудовых пенсиях на 31.12.2014 года;
- 64,1 рубля — стоимость одного ПК по состоянию на 01.01.2015 года;
- Σ НПi — сумма коэффициентов, которые определяются за каждый календарный год по прочим периодам до 01.01.2015 года (не учитываются при подсчете Пi);
- К — отношение продолжительности в месяцах страхового стажа (согласно нормам) на момент назначения страховой пенсии по инвалидности к 180 месяцам.
К можно определить по рис. 1.1.
Стандартно НПi равняется 1,8, кроме следующих случаев-исключений:
- 1,8 — относительно периода ухода за 1-м ребенком до возраста 1,5 лет (для одного из родителей);
- 3,6 — относительно периода ухода за 2-м ребенком до возраста 1,5 лет (для одного из родителей);
- 5,4 — относительно периода ухода за 3-м и 4-м ребенком до возраста 1,5 лет (для одного из родителей).