Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Постановка на учет в качестве нуждающегося». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В каждом регионе этот вопрос урегулирован специальным региональным законом. Регионом был Санкт-Петербург, поэтому применению подлежал Закон Санкт-Петербурга от 19.07.2005 № 407-65 «О порядке ведения учёта граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге». На этот закон ссылалась и администрация района, рассмотревшая заявление моего доверителя.
Постановка на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях
В отказе заявителю в постановке на учёт нуждающихся администрация района указала единственную причину отказа, было написано так: «не представлены документы, подтверждающие Ваше проживание и членов Вашей семьи в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет». В этом же письме заявителю разъяснялось, что такими документами являются справка о регистрации (Ф-9) или судебное решение, устанавливающее факт проживания гражданина в Санкт-Петербурге в общей сложности не менее 10 лет.
Казалось бы, сама администрация района указывает на способ решения проблемы — если нет регистрации по месту жительства, то можно заменить его решением суда.
Установление юридических фактов для частных лиц
Гражданин может воспользоваться своим правом на судебную защиту и обратиться с заявлением в суд для установления фактов:
- родственных отношений (например, если подтверждение такого факта необходимо заявителю для вступления в наследство, оформления права на пенсию по случаю потери кормильца);
- факта нахождения на иждивении (имеет значение для получения наследства, назначения пенсии или возмещения вреда, если для нетрудоспособного заявителя оказываемая помощь являлась постоянным и основным источником средств к существованию);
- факта регистрации рождения, усыновления (удочерения), брака, расторжения брака, смерти (например, при потере свидетельства и отказе органов загс выдать дубликат в связи с утратой архива по причине стихийного бедствия или пожара);
- факта признания отцовства (для подтверждения родства в случае смерти предполагаемого отца ребенка и при отсутствии спора об отцовстве между заинтересованными лицами);
- факта принадлежности правоустанавливающих документов (например, если имя, отчество или фамилия заявителя неверно указаны в завещании, трудовой книжке, документах об образовании и т.д.);
- факта владения и пользования недвижимым имуществом (например, для получения правоустанавливающих документов на это имущество или для подтверждения ранее возникшего права собственности на объекты недвижимости);
- факта несчастного случая (имеет юридическое значение тогда, когда он повлек за собой увечье, в результате которого может быть установлена инвалидность и взысканы пособие по временной нетрудоспособности, страховая выплата и моральный вред);
- факта смерти в определенное время и при определенных обстоятельствах (в случае отказа органов ЗАГС в регистрации смерти);
- факта принятия наследства и места открытия наследства (когда заявителем пропущен установленный законом срок принятия наследства или в иных случаях, когда нотариус не может оформить свидетельство о праве на наследство);
- других имеющих юридическое значение фактов (например, факта получения заработной платы, необходимого для перерасчета назначенной пенсии по старости, факта владения впоследствии утраченной квартирой, требуемого для постановки на учет для получения жилья; факта участия гражданина в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, получения в связи с этим увечья, факта применения политической репрессии, нахождения в местах с ограничением свободы, утраты имущества в результате политической репрессии).
Порядок установления юридических фактов
Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением об установлении фактов, имеющих юридическое значение, только если заявитель не может получить или восстановить необходимые документы, удостоверяющие эти факты. Заявление об установлении фактов, имеющих юридическое значение, подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства заявителя или по месту нахождения недвижимого имущества, если необходимо установить факт владения и пользования недвижимостью. В заявлении должен быть указан юридический факт, который необходимо установить, а также письменный доказательства, которые подтверждают этот факт. Решение арбитражного суда об установлении факта, имеющего юридическое значение, является основанием для регистрации такого факта или оформления прав, которые возникают в связи с установленным фактом.
Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях
Законодательством установлен закрытый перечень случаев, когда местные власти могут отказать гражданам в постановке на квартирный учет.
К примеру, основанием для отказа может стать не предоставление гражданами документов, которые они обязаны были предоставить вместе с заявлением о постановке на учет. Следует обратиться внимания, что административные регламенты предоставления данной муниципальной услуги содержат перечень документов, обязанность предоставить которые ложится на заявителя.
Кроме того, регламент перечисляет и документы, которые могут потребоваться для оценки права граждан на квартирный учет. Нужно помнить, что властный орган не может просить больше документов, чем устанавливает административный регламент. В случае, если отказ в постановке на учет связан с непредставлением заявителем документа, который он не обязан был предоставить, такой отказ необходимо обжаловать.
Кроме того, основанием для отказа может стать и отсутствие документов или информации, получаемой в порядке межведомственного взаимодействия. Дело в том, что властный орган, оценивая право гражданина на квартирный учет, при недостаточности документов, предоставленных заявителем, может сделать запрос информации (документов) другим органам власти.
Если дополнительная информация необходима, но не может быть получена от других государственных органов, муниципальные власти могут отказать. Поэтому следует внимательно следить за процессом рассмотрения заявления, предоставлять необходимые документы по своей инициативе. Отказ в постановке учет по указанному основанию может быть обжалован в случае, если предоставленных документов было достаточно.
Любое обращение в орган правосудия всегда должно сопровождаться уплатой госпошлины. Её размеры определяются нормами Налогового кодекса РФ. Если речь идёт о заявлении на выдачу судебного приказа, то число стартует с двухсот рублей, а для искового заявления – с четырёхсот. Эта сумма увеличивается пропорционально увеличению заявляемых исковых требований. Если цена иска превышает 10 000 рублей, для корректного исчисления подлежащей к уплате суммы потребуется воспользоваться калькулятором госпошлины, который можно найти на официальном сайте любого суда.
Госпошлина для обращения с заявлением об установлении факта, имеющего юридическое значение, составит 300 рублей. Копия платёжного поручения (квитанция об оплате), на котором видно реквизиты плательщика и получателя, прикладывается к заявлению, передаётся в суд вместе с ним.
Любой судебный процессуальный документ имеет определённую форму, выполняется с её полным соблюдением. Так, заявление об установлении факта состоит из трёх частей: преамбула, описательно-мотивировочная часть и просительная часть. Заявителю потребуется уделить должное внимание каждой из них, ведь в противном случае его вопрос не будет рассмотрен вовсе.
Преамбула представляет собой реквизиты получателя и отправителя. В качестве реквизитов суда прописывается его полное наименование (например, Ижевский городской суд) и его адрес, а для заявителя – ФИО, место регистрации, серия и номер паспорта. Не лишним будет указать здесь же размер уплаченной госпошлины, чтобы работникам канцелярии суда было проще систематизировать бумаги.
Описательно-мотивировочная часть по своей сути представляет собой рассказ от первого лица. Заявитель должен ёмко описать, что послужило причиной обращения в суд с таким заявлением, для каких целей ему необходимо установить тот или иной факт, какие обстоятельства могут доказать его позицию. Эти моменты обязательны для обозначения. Если что-то из этого упустить, заявление будет возвращено. В завершение данного блока следует кратко подвести к просительной части, сделав плавный переход.
Требовательная часть – это то место, где заявитель и будет просить суд установить тот или иной юридический факт. В качестве дополнительного требования можно попросить привлечь лиц в качестве свидетелей. В некоторых случаях без этого попросту не удастся обойтись.
Установление других имеющих юридическое значение фактов по статье 264 ГПК РФ
Перечень фактов, содержащийся в статье 264 ГПК РФ, не является исчерпывающим. Суды вправе рассматривать дела об установлении, например:
страхового стажа периода работы;
факта получения заработной платы;
факта применения в отношении гражданина политических репрессий;
факта постоянного проживания на территории Российской Федерации;
факта призыва и прохождения военной службы;
факта непринятия мер по исполнению решения суда, признавшего противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельные положения закона субъекта Российской Федерации;
других юридических фактов.
При решении вопроса о возможности установления судом того или иного факта важно помнить, что установлению подлежит только тот факт, с которым связано возникновение, изменение, прекращение личных и имущественных прав граждан, организаций; установление факта не связано с наличием спора о праве; у заявителя отсутствует иная возможность для установления данного юридического факта.
Применение норм права
Применение норм права — это деятельность властных органов, состоящая в реализации правовых предписаний в отношении конкретных жизненных обстоятельств и индивидуально определенных субъектов.
Применение права необходимо в тех случаях, когда:
- закон должен действовать с учетом тех или иных конкретных обстоятельств, требующих установления и контроля (например, при назначении пенсии, выдаче паспорта);
- есть спор о праве, правах и обязанностях;
- не исполняются обязанности, имеются препятствия в осуществлении права и при иных правонарушениях, в особенности уголовно наказуемого деяния.
Во всех этих случаях требуются установление и анализ конкретных обстоятельств и такое понимание и применение закона, при котором нередко приходится рассматривать и решать сложные юридические вопросы.
Конкретный жизненный случай, в отношении которого осуществляется применение закона, именуется юридическим делом (с юридической стороны «делом» называется также совокупность документов, комплектуемая «в одной папке» в ходе применения закона к данному случаю).
Стадии правоприменительного процесса:
- Установление фактических обстоятельств, на которые рассчитана правовая норма.
- Выбор (отыскание) правовой нормы, подлежащей применению к данным фактическим обстоятельствам.
- Проверка подлинности текста статьи нормативного правового акта и ее анализ с точки зрения законности.
- Проверка действия норм права во времени, в пространстве и по кругу лиц.
- Разрешение возможных коллизий между нормами права и преодоление пробелов в праве.
- Издание акта применения нормы права (вынесение решения) и доведение его до исполнителей.
Правоприменительный акт
Правоприменительный акт — это официальное предписание (веление), представляющее собой решение по юридическому делу на основе норм права в отношении конкретных обстоятельств и персонально определенного круга лиц.
Правоприменительный акт обладает следующими признаками:
- не является нормативным актом, т.е. не создает, не изменяет и не отменяет норм права;
- содержит властное предписание (веление);
- имеет разовое значение.
Применение права как особая форма реализации отличается от соблюдения, исполнения и использования рядом характерных черт.
По своей сущности применение права выступает как организующая властная деятельность государства, посредством которой упорядочивается общественная жизнь путем установления четких организационных начал взаимоотношений между различными субъектами общественных отношений, сосредоточения решения определенных вопросов в руках компетентных органов.
Эта деятельность связана с особыми примерами разрешения жизненных ситуаций путем профессиональных знаний, навыков. Государство определяет специальных субъектов, наделяя их властными полномочиями для осуществления подобной деятельности: государственные органы (суд, прокуратура и т.д.); должностные лица (Президент РФ, глава администрации и т.д.); некоторые общественные организации (товарищеские суды, профсоюзы).
Применение права осуществляется всегда в рамках конкретных правовых отношений, получивших в специальной литературе название правоприменительных отношений. Правовое положение участников в подобных отношениях различно. Активная и определяющая роль принадлежит субъекту, обладающему в конкретном отношении властными полномочиями.
Правоприменительная деятельность осуществляется в особых, установленных процессуальным законом формах. Это способствует укреплению законности и правопорядка в обществе, обеспечению защиты интересов личности.
Применение права — это не одноактное действие, а определенный процесс, имеющий начало и окончание. Он состоит из ряда последовательных стадий реализации права (установление фактических обстоятельств дела, юридической основы дела и т.д.).
Применение права всегда сопряжено с вынесением индивидуального правового акта (акта применения права), исходящего от субъекта правоприменения.
Решение юридического дела — это завершающая фаза, итог применения права. С формально-логической стороны оно представляет собой умозаключение, в котором конкретные факты (фактические обстоятельства) подводятся под норму права. При этом правоприменительный орган в силу властно-государственных правомочий распространяет общие правила, содержащиеся в законе, на своеобразные жизненные обстоятельства, осуществляет «привязку» юридических норм к данным обстоятельствам и говорит на основе всего этого свое «властное слово».
Результат решения юридического дела — индивидуальное государственно-властное веление, предписание, облекаемое в документальную форму, в форму акта-документа — приговора, решения, определения, заключения и т.д.
Государственно-властное веление является результатом решения юридического дела. Оно может иметь двоякую правовую функцию:
Юридическая констатация, т.е. в признании существования определенных фактов, их правомерности или неправомерности. В том числе в признании того или иного права за данным лицом, или, напротив, в констатации по данному событию факта правонарушения;
Юридическое обременение — налагать наказание, устанавливать обязанность совершить определенные действия в установленный срок, передавать имущество, уплатить сумму долга и др.
Во втором случае после вынесения решения необходима дополнительная деятельность компетентных органов по исполнению решения — приговора суда.
Среди актов применения права различают: основной акт, в котором выражено решение юридического дела в целом; вспомогательные (промежуточные, сопутствующие, дополнительные и др.) акты, совершаемые при установлении фактических обстоятельств дела, в ходе судебного процесса, на иных стадиях.
Акты применения как государственно-властные веления обеспечивают действие закона, его претворение в жизнь. Они представляют собой необходимый и важный элемент правовой системы государства.
Каждый акт применения права является актом-документом. В нем (как и в нормативном юридическом акте) есть текст, который составляется в соответствии с требованиями использования юридической терминологии, четких юридических конструкций.
Со временем вырабатываются и получают закрепление в нормативных актах и в обыкновениях практики типизированные, стандартные формуляры актов-документов, которые упорядочивают юридическую работу, вносят в нее необходимую определенность, юридическую и документальную строгость. Особенности правоприменительных актов, требования к ним изучаются в специальных юридических науках процессуального права — уголовного, гражданского, административного.
Существуют многообразные средства обеспечения эффективности правоприменительных актов. Основными из них являются:
1. Материально-техническое обеспечение
Это фактические условия для реализации закона. Отсутствие соответствующих материальных предпосылок — свидетельство преждевременности принятия закона. (Закон о статусе военнослужащего; . затяжки с зарплатой; кредитование и обеспечение ГСМ и запчастями фермеров. )
2. Организационное обеспечение
Изучение проблемы показывает, что эффективное организационное обеспечение действия закона в нынешних условиях возможно лишь при коренном реформировании государственных структур (штаты, зарплату госслужащих целесообразно поставить в прямую зависимость от качества обслуживания интересов предприятий и организаций).
Реализуя закон о земле, необходимо иметь землеустроителей, почвоведов, знающих фермеров, крестьян.
3. Идеологическое обеспечение
4. Специально-юридические механизмы (средства) обеспечения реализации закона
- Нормотворческая деятельность (конкретизация законодательных предписаний. )
- Средства индивидуальной правовой регуляции (они включают акты распорядительного и правоприменительного характера. )
- Социально-правовой контроль (меры принудительного и поощрительного характера. )
В правоприменительном процессе нередко применяется такая форма, как делегированное законодательство или делегирование полномочий на определенных условиях. В некоторых случаях государство делегирует часть своих полномочий органам местного самоуправления или распределяет их по различным уровням органов государственной власти. Например, Московская городская Дума в сентябре 2005 г. приняла Закон «О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве полномочиями города Москвы по образованию и организации деятельности районных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав».
Необходимость в этом объясняется сложившейся в Москве практикой формирования и организации работы комиссий. Ранее эти функции выполнялись на уровне местного самоуправления, а затем с изменением законодательства о разграничении полномочий они перешли к органам исполнительной власти города. В то же время органы опеки и попечительства по-прежнему остались в ведении органов местного самоуправления. Принятие этого Закона направлено на оптимальное объединение деятельности двух взаимодействующих структур — районных комиссий по делам несовершеннолетних, а также органов опеки и попечительства.
Уровни обеспечения закона:
- парламент;
- президент;
- правительство;
- субъекты федерации.
Особенности судебной процедуры
Дела, имеющие отношение к установлению юридической значимости фактов, относят к особому производству. Их особенность в отсутствии исковых требований и спорящих сторон. Чаще с заявлениями в судебные инстанции обращаются граждане, которые лично заинтересованы в разрешении ситуации. Причин и поводов может быть много. Выделим самые распространенные факты:
- наличие либо отсутствие родственных отношений;
- права владения имуществом;
- признание произошедшего несчастного случая;
- регистрация заключения брака;
- регистрация рождения и смерти;
- удочерение и усыновление;
- признание отцовства;
- наследование;
- нахождение на иждивении;
- принадлежность удостоверяющих документов т. д.
В судебные инстанции обращаются в случаях, когда исчерпаны все возможности получения правоустанавливающих документов в других компетентных органах. Если предоставлены официальные отказы, судья вправе признавать причины и степень дееспособности человека, прохождение воинской службы, группу инвалидности, участие в ликвидации последствий аварии в Чернобыле и множество других фактов.
Комментарий к статье 264 ГПК РФ
1. Юридические факты, как правило, подтверждаются различными документами. Например, факт рождения подтверждается свидетельством о рождении, факт регистрации брака — свидетельством о браке. Однако не исключено, что гражданин не может получить или утратил документ, подтверждающий существование факта. Для этих случаев предусмотрена процедура установления фактов, имеющих юридическое значение.
Глава 28 ГПК посвящена одной из категорий дел особого производства — установлению фактов, имеющих юридическое значение. Суд устанавливает юридические факты, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение либо прекращение личных или имущественных правоотношений, субъектами которых могут быть и граждане, и организации .
———————————
См., например: Определение Верховного Суда РФ от 27 июня 2006 г. N 81-В06-15 // БВС РФ. 2007. N 2. С. 12 — 14.
Суды принимают заявление об установлении юридических фактов в случаях, когда:
1) эти факты порождают юридические последствия (возникновение, изменение, прекращение личных либо имущественных прав граждан или организаций). Например, установление факта нахождения лица на иждивении в судебном порядке позволяет этому лицу обратиться в органы социальной защиты для реализации своего права на получение пенсии в связи со смертью кормильца. Установление юридических фактов в судебном порядке в дальнейшем позволяет реализовывать свои права и обязанности. Данный признак юридических фактов, устанавливаемых в рамках особого производства, предопределил специальное требование, предъявляемое к заявлению об установлении факта — указание на цель его установления. Если факт, установить который просит заявитель, не имеет юридического значения, судья отказывает в принятии заявления;
2) установление факта не связано с последующим разрешением спора о праве. В порядке особого производства рассматривается установление юридических фактов, которые порождают, изменяют или прекращают определенные правоотношения. Однако, если заявлено требование об установлении родственных отношений для разрешения спора о наследстве, оно не подлежит рассмотрению в рамках особого производства. В таком случае следует подать иск о разделе наследства и в рамках искового производства установить факты, необходимые для разрешения дела;
3) нет другой возможности, кроме судебной, получить либо восстановить надлежащие документы, удостоверяющие юридический факт. Для того чтобы соответствующие органы осуществили необходимые действия, требуется решение суда об установлении юридического факта. Например, суд устанавливает факт регистрации брака, а органы загса на основе судебного решения производят необходимые действия;
4) законодательством не предусмотрен иной (внесудебный) порядок их установления. В некоторых случаях может быть оговорен административный порядок установления юридических фактов. Так, во внесудебном порядке устанавливаются: причины и степень утраты трудоспособности, группа и время наступления инвалидности (устанавливаются врачебно-консультационной комиссией); факты пребывания в Вооруженных Силах РФ, получения ранений (устанавливаются органами военного ведомства); факты окончания вузов (устанавливаются органами Минобразования); трудовой стаж для назначения пенсии (определяется органами социального обеспечения); трудовой стаж для назначения пособий по временной нетрудоспособности (устанавливается администрацией предприятия).
Все вышеназванные признаки юридических фактов должны существовать в единстве, отсутствие хотя бы одного из них исключает подведомственность дела суду общей юрисдикции.
2. Часть 2 комментируемой статьи приводит лишь некоторые из устанавливаемых судом юридических фактов. Согласно комментируемой статье, суд устанавливает родственные отношения. Эти отношения должны иметь юридическое значение. В качестве юридических последствий установления факта родственных отношений могут выступать наследование (оформление наследственных прав в нотариате), оформление права на пенсию по случаю смерти кормильца и др.
Юридическая значимость устанавливаемого факта определяется материальным правом (жилищным, пенсионным, гражданским и др.).
Суд устанавливает факт нахождения лица на иждивении. Этот факт имеет юридическое значение для получения наследства, назначения пенсии по случаю смерти кормильца, возмещения вреда. В общем порядке факт нахождения на иждивении умершего подтверждается справкой жилищно-эксплуатационной организации, и лишь при отсутствии такого документа или невозможности восстановления факта нахождения на иждивении названный факт подлежит установлению в судебном порядке. При установлении факта нахождения на иждивении для наступления определенного юридического последствия необходимо установить различные обстоятельства, предусмотренные материальным правом.
Факты регистрации рождения, усыновления, брака, расторжения брака и смерти, устанавливаемые судом, следует отличать от установления этих фактов, поскольку в первом случае речь идет не об установлении событий, а об их регистрации, которая осуществляется в обычном порядке через органы загса (ст. 3 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» ). В судебном порядке данные факты устанавливаются, если: в органах загса не сохранилась соответствующая запись и в восстановлении такой записи органами загса отказано (например, это касается церковных браков, заключенных до 1917 г., и браков, заключенных во время оккупации, либо может быть связано с утратой архива загса во время военных или стихийных бедствий и проч.); факт регистрации рождения, усыновления, брака, расторжения брака, смерти может быть восстановлен только на основании решения суда.
———————————
СЗ РФ. 1997. N 47. Ст. 5340.
Если органы загса выдали справку об отсутствии записи в актовых книгах, суд отказывает в принятии заявления об установлении факта регистрации акта гражданского состояния.
Суд устанавливает также факт признания отцовства.
Необходимость в установлении факта принадлежности гражданину правоустанавливающих документов возникает из-за ошибки в написании его имени, отчества или фамилии в одном из правоустанавливающих документов, в результате чего эти сведения не соответствуют тому, что указано в паспорте или свидетельстве о рождении, и данная ошибка уже не может быть исправлена органом, выдавшим документ. Например, если в трудовой книжке допущена ошибка и человек продолжает работать на предприятии, где она выдана, то там и следует добиваться исправления ошибки. Но если ошибка допущена в завещательном распоряжении в лицевом счете в банке и лицо, сделавшее распоряжение, умерло, то необходимо судебное разбирательство, иначе гражданин не сможет получить деньги, завещанные ему.
При установлении перечисленных фактов необходимо учитывать, что:
1) факт принадлежности документа не может рассматриваться как синоним установления факта тождества лица;
2) устанавливается факт принадлежности лицу трудовой книжки, диплома, аттестата, а не факт работы или окончания вуза;
3) устанавливается принадлежность только правоустанавливающих, а не личных документов. По этому обстоятельству не устанавливается принадлежность партийных и военных билетов, удостоверения личности военнослужащего, паспорта и свидетельства, выдаваемого загсом.
Нередко встает вопрос о возможности установления в судебном порядке факта принадлежности удостоверения к медали лицу, имя, отчество или фамилия которого, указанные в удостоверении, не совпадают с именем, отчеством или фамилией этого лица, указанными в паспорте. Возможность установления в порядке особого производства названного факта зависит от возникновения, изменения, прекращения личных или имущественных прав, а также от наличия условий, определенных ст. 265, ч. 3 ст. 263 ГПК . Не относятся к документам, удостоверяющим личность: справки о ранениях, нахождении в госпитале в связи с ранением, извещения воинских частей, военкоматов и других органов военного управления о гибели или пропаже без вести граждан в связи с обстоятельствами военного времени. Если в документе, выданном органом загса, содержатся ошибки, заявитель должен обращаться в суд не в порядке установления юридического факта, а в порядке установления неправильностей записей актов гражданского состояния.
Основания установления факта
Среди которых:
- оплата коммунального бремени;
- оплата налогов;
- оплата иных долговых обязательств наследодателя (кроме тех, что неразрывно связаны с личностью, так как они не могут быть включены в объем наследственной массы);
- принятие денежных средств, причитавшихся наследодателю;
- дальнейшее проживание на жилплощади, ранее занимаемой наследодателем и наследником;
- проведение за свой счет улучшений наследственной доли, увеличивающих ее стоимость или функциональность;
- извлечение плодов и доходов из наследственного имущества (сдача в аренду и прочее);
- обеспечение состояния имущества в должном виде;
- принятие мер по охране наследственной массы от посягательств третьих лиц, в том числе и неправомерных;
- участие в управлении причитающимися акциями наследодателя.
Юридически значимые факты: что это
Важно! Под юридически значимыми фактами понимаются обстоятельства, влекущие возникновение определенных юридических последствий.
К примеру, в качестве юридически значимого факта можно рассматривать устройство на работу, поскольку оно влечет за собой возникновение конкретных прав и обязанностей у нанимателя и работника.
Большая часть таких фактов может быть без лишних сложностей подтверждена с помощью документов. В такой ситуации обращение в судебные органы для их установления абсолютно не требуется.
Однако встречаются ситуации, когда документация, которая подтверждает наличие факта, отсутствует, а получение ее в организациях или учреждениях не представляется возможным.
Например, гражданином была утеряна трудовая книжка и ее восстановление невозможно, так как учреждение, где он работал, было ликвидировано, документация уничтожена и т. п.
В такой ситуации восстановление рабочего стажа возможно, только если судебный орган примет акт, который подтвердит, что между гражданином и нанимателем существовали трудовые отношения.
Особо следует отметить случай, когда устанавливается принадлежность правоустанавливающей документации гражданину, если фамилия, имя или отчество, записанные в паспорте и иной документации, не совпадают.
К примеру, свидетельство о праве собственности содержит ошибочное имя, с помощью обращения с просьбой установить юридический факт, возможно признание его действительности по судебному решению.