Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Международные водительские права: для чего нужны и где действуют». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Международные права могут потребоваться не только в странах Женевской, но и Венской конвенции. В частности, при аренде транспортных средств. Так, многие компании по прокату ТС выдвигают условия и обязательного стажа, возраста водителя, внесения залога, и наличия МВУ. Это не является нарушением законодательства: арендодатель предъявляет к арендаторам такие требования, какие считает нужным. Но как правило, подобный порядок устанавливают лишь крупные прокатные сети. Мелкие фирмы, хоть и имеют меньший автопарк, международные водительские права не требуют.
МВУ для проката автомобилей
Например, в Швейцарии, Норвегии и Бельгии найти прокатные сервисы без требований МВУ крайне сложно.
Более того, некоторые страны, где признаются национальные права, обязывают арендаторов автомобилей иметь МВУ даже на законодательном уровне. Яркий пример – Греция, где вступивший в силу в марте 2023 года новый транспортный закон 4530/2018 позволяет накладывать на водителей без МВУ, если они арендовали авто, штраф в 200 евро. На практике местные полицейские трактуют норму так, что штраф вырастает до 1 тысячи евро и при повторном нарушении удваивается. И хотя туристы из РФ утверждают, что в 2023 году условия аренды авто в Греции не поменялись, местная полиция может быть иного мнения.
- Российские права бывают двух видов: национальные и интернациональные. Выдаются они в наших привычных МРЭО.
- Национальное удостоверение образца 2011 года разработано с учётом требований Венской конвенции и действует во всех государствах, которые эту конвенцию ратифицировали.
- Национальное удостоверение, полученное до 2011 года, также действует за границей, но только с нотариально заверенным переводом.
- Международный документ на вождение необходим для самостоятельного передвижения на автомобиле в государствах, где действует Женевская конвенция и не ратифицировано Венское соглашение.
- Если ни одна из конвенций не действует, нужно получить водительское удостоверение страны пребывания.
- Российские права подлежат замене на иностранные, если вы планируете проживать за границей на постоянной основе. Через какой срок после прибытия в иностранное государство удостоверение подлежит замене, зависит от местных законов.
Можно ли гражданам РФ ездить с иностранными «правами»?
Рассмотрим одно мнение — да, гражданам РФ можно управлять автомобилем на основании иностранного водительского удостоверения, привёдем личный опыт:
Возможно будет кому интересна информация, по поводу ЗАМЕНЫ Укр.водительского удостоверения на российское, после получения гражданства. И нужно ли вообще его менять ? Можно ли с ним ездить на личном авто ?
Так вот, слышала не раз, что ДПС останавливает Вас на машине с российскими номерами и Вы предъявляете укр. ВУ и они начинают говорить, что Вы не имеете права передвигаться с укр. Правами ❌ и что это штраф 5000₽‼
И я решила лично съездить в МРЕО и узнать как вообще быть ????????♀
И мне, в окошке, человек в погонах сказал так — Вы можете ездить по своим укр. Правам ТОЛЬКО используя авто в ЛИЧНЫХ ЦЕЛЯХ!!! НО, обязательно нужно сделать нотариально заверенный перевод этих прав‼
Если же Вы планируете работать на авто на территории РФ, то тогда уже нужно сдавать экзамен или учиться снова в автошколе и потом только сдавать экзамен (это зависит от года выпуска вашего украинского ВУ).
ПРИМЕЧАНИЕ: ещё очень советовали распечатать ФЗ 196 Статья 25 п.12 и возить всегда его с собой !!!!
Поэтому, если Вас останавливают и начинают запугивать или требовать взятку сотрудники ДПС, знаете, что они чисто берут на понт людей, не знающих закона
Взято здесь
Казалось бы, вопрос закрыт. Если есть иностранное водительское удостоверение, то гражданам РФ можно управлять транспортным средством на основании иностранного ВУ (но только в личных целях). Но давайте детально разбираться.
Если хорошо подумать, то в законе всё же идёт речь идёт об иностранцах, хотя это прямо не указано в законе, но используемые термины применяются именно для иностранцев, давайте посмотрим статью 2 федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»:
- временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, находящееся в Российской Федерации на основании визы или прибывшее в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации, либо временное удостоверение личности лица без гражданства в Российской Федерации, либо свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу, либо удостоверение беженца, либо свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание;
- временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, получившее разрешение на временное проживание;
- постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, получившее вид на жительство;
Аналогичная позиция изложена в постановлении Верховного Суда РФ от 09.12.2020 N 31-АД20-6.
Кому лень читать — там как раз идёт разбор дела гражданина РФ с иностранными «правами» и которого оштрафовали за управление машиной без действительного водительского удостоверения. Причём вначале ему присудили штраф 15000 рублей, он обжаловал это решение, и в итоге штраф сначала снизили, а затем и вовсе отменили в суде как раз на основании привёднной выше статьи.
Но начальник ОГИБДД не согласился с этим решением и верховный суд с ним согласился и признал, что гражданин РФ не может управлять транспортным средством в России на основании иностранного водительского удостовения.
Новые основания для аннулирование водительского удостоверения: с 1 марта 2023 года
Основания, когда у водителей могут аннулировать их действующие много лет права также прописаны в новом постановлении. Для этого в пункт 35 действующих правил уже внесли изменения и дополнения. Так, водительские права в ГИБДД аннулируют в следующих случаях:
- если водительское удостоверение выдано на основании документов, которые признали подложными (поддельными), либо было доказано, что их выдавали с нарушением правил (пункт «г»);
- если подтверждено наличие у водителя транспортного средства медицинских противопоказаний либо ранее не выявлявшихся медицинских показаний или медицинских ограничений к управлению транспортным средством (пункт «ж»);
- при поступлении сведений об аннулировании медицинского заключения – в случае неявки водителя транспортного средства на внеочередное обязательное медицинское освидетельствование (пункт «и»).
Страны, в которых действительны российские водительские права
Согласно Венской Конвенции (п. 1, ст. 41) от 8 ноября 1968 года, страны, ее подписавшие, принимают иностранные водительские права, как документ, имеющий юридическую силу. Естественно, распространяется это и на национальные права РФ. Они действительны в странах, принявших конвенцию (присоединившихся, участвующих согласно правопреемству).
То есть, имея их, беспрепятственно можно управлять транспортным средством на территории:
- Австрийской Республики,
- Бахрейнского королевства,
- Бельгии,
- Беларуси,
- Болгарии,
- Боснии и Герцеговины,
- Великобритании,
- Венгрии,
- Греции,
- государства Израиль,
- закавказских республик: Грузии, Азербайджана, Армении,
- Иранской Исламской Республики,
- Италии,
- княжества Монако,
- Кувейта,
- Кубы,
- Люксембургского герцогства,
- Македонии,
- Монголии,
- Нидерландского королевства (европейской части),
- Пакистана,
- Польши,
- Португалии,
- Молдовы,
- Албании,
- Румынии,
- Скандинавского полуострова: Норвегии (кроме острова Ян-Майен и Шпицбергена), Датского королевства (исключая Фареры и Гренландию), Швеции,
- Сан-Марино,
- Сейшельских островов,
- Сербии,
- Словении,
- Словакии,
- Содружества Багамских Островов,
- стран Балтии: Эстонии, Литвы и Латвии,
- государств Аравийского полуострова: Катарского эмирата, ОАЭ, Саудовской Аравии,
- центрально-азиатских республик: Казахстана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана, Киргизии,
- африканских стран: Зимбабве и ЦАР, Демократической Республики Конго, Кении, Кот-д’Ивуара, Либерии, Марокко и Туниса, Нигера и Сенегала, Южно-Африканской Республики,
- государств Южной Америки: Кооперативной Республики Гайаны, Перу, Уругвая, Федеративной Республики Бразилии,
- Турецкой республики,
- Украины,
- ФРГ,
- Филиппин,
- Финляндии,
- Франции,
- Хорватии,
- Черногории,
- Чешской республики,
- Швейцарской Конфедерации.
Государства, которые подписали Конвенцию, не ратифицировав ее:
- Боливарианская Республика (Венесуэла),
- Ватикан,
- Индонезия,
- Гана,
- Испания,
- Мексика,
- Коста-Рика,
- Республики Корея,
- Таиланд,
- Чили,
- Эквадор.
Национальные и международные водительские права: важные отличия
Как мы увидели, различия между двумя различными видами водительских прав, довольно значительны.
Отметим семь критериев, по которым следует оценивать различия между документами:
- Типовые различия.
- Прохождение медицинской комиссии.
- Комплект необходимых документов.
- Порядок получения.
- Обучение.
- Размер наказаний за нарушения.
- Стоимость.
Рассмотрим детальнее каждый из критериев.
Типовые различия между удостоверениями оформим в виде специальной таблицы:
Тип отличия | Национальные права России | Международные права |
Функциональность и задачи документа | Позволяют управлять транспортом на территории РФ | Позволяют водить транспорт за пределами РФ |
Внешний вид | Два типа: · пластик (карточка 5,4х6,6 см.); · книжка (2 листа формата А6). |
Книжка, изготовленная на плотной бумаге, формат – А6. |
Цветность | Белый с розовыми оттенками, наличие водяных знаков. | Обложка – серая, внутренний блок – белый. |
Уровень защиты | · голограммы; · особые глубокие градиенты цветов; · штамп «ГИБДД» и код системы, охраняемый законодательством; · штрих-код. |
Наличие печатей круглой и овальной форм. |
Заполнение данными | Компьютерная печать | Компьютерная печать или ручной ввод. |
Срок действия | 10 лет | 3 года |
Государственная пошлина при оформлении | · пластиковая карточка – 2000 рублей; · бумажный формат – 500 рублей. |
1600 рублей. |
Наличие страховки | Через специальный полис. | Через специальный иностранный полис. |
Каков порядок их получения
Стать владельцем документа на управление машиной по России сложнее. Автомобилистам, оформляющим документ впервые или на новую категорию, требуется пройти полный курс обучения, освидетельствование в медицинской организации.
Выдается он органами дорожной полиции при предъявлении следующих бумаг:
- заявления;
- паспорта или иного удостоверяющего личность документа;
- справки из мед. учреждения;
- подтверждение прохождения обучения и сдачи экзамена;
- квитанция об оплате госпошлины;
- фотография (как правило делается прямо в отделении).
Пошлина для получения возможности водить машину в России составляет на сегодня 2 тыс. руб.
При оформлении заявки на права через портал госуслуг можно получить 30-процентную скидку. В итоге будущему водителю придется заплатить всего 1400 рублей. Правда получать бумаги все равно придется в соответствующем отделении Госавтоинспекции.
Поскольку заграничный образец выдается на основании национального, то процедура его получения проще. Автолюбителям не понадобится сдавать никаких экзаменов, проходить врачей. Для его получения нужно предъявить в ГИБДД :
- заявление;
- паспорт или иной подобный документ;
- российское водительское удостоверение;
- квитанция о госпошлине;
- фотография.
Пошлина за получение документа составляет 1600 рублей и может быть оплачена наличными или через интернет-банкинг. Если подать бумаги через госуслуги, то заплатить понадобится всего 1120 рублей. Выдается автоудостоверение водителю в подразделении ГИБДД.
Для каких стран нужно еще и международное ВУ
Кроме Венской конвенции, многие страны подписали еще Женевскую, согласно которой также можно беспрепятственно передвигаться на территории государств-подписантов.При этом, кроме российских прав, нужно иметь приложение к ним – международное водительское удостоверение (МВУ).
Этих стран немного меньше, так как многие из них пересмотрели решение и подписали Венскую конвенцию.
Чтобы узнать, какое количество стран-участников Женевской конвенции по состоянию на 2022 год, прочитайте список, приведенный ниже:
- Австралия,
- Алжир,
- Новая Гвинея,
- Андорра,
- Нигерия,
- Папуа,
- Аргентина,
- Парагвай,
- Республика Корея,
- Гана,
- Венесуэла,
- Гаити,
- Доминиканская Республика,
- Мали,
- Новая Зеландия,
- Намибия,
- Ирландия,
- Малайзия,
- Мальта,
- Бенин,
- Исландия,
- Сингапур,
- Бангладеш,
- Сирия,
- США,
- Руанда,
- Сьерра-Леоне,
- Египет,
- Индия,
- Ботсвана,
- Буркина-Фасо,
- Гватемала,
- Ватикан,
- Иордания,
- Барбадос,
- Великобритания,
- Испания,
- Камбоджа,
- Канада,
- Кипр,
- Лаос,
- Эквадор,
- Ливан,
- Мадагаскар,
- Малави,
- Таиланд,
- Того,
- Тринидад и Тобаго,
- Уганда,
- Фиджи,
- Чили,
- Лесото,
- Шри-Ланка,
- Конго,
- Ямайка,
- Япония.
Действуют ли российские права за границей
Чтобы посещать другие страны на своем автомобиле, или арендовать там машину, не обязательно иметь специальное водительское удостоверение для выезда за границу. На территории многих стран действительны права, выданные в России. Действие водительских удостоверений за рубежом регламентируют два официальных документа, две конвенции: Женевская и Венская.
Подписанты Венской конвенции о дорожном движении от 1968 года разрешают использовать в своих границах российские (национальные) права.
Государства, подписавшие Женевскую конвенцию в 1949 году, признают на своих территориях международные водительские удостоверения (МВУ). Необходимо учитывать, что конвенция должна быть не только подписана государством, но и ратифицирована им.
В случае, если государство подписало оба документа, на его территории признаются права, соответствующие требованиям любого из них. В странах, не присоединившихся ни к одной из этих конвенций, с российским водительским удостоверением управлять авто нельзя. В этих государствах необходимо сдавать экзамены и получать местные права.
Без подписи конвенций
Далее рассмотрим все возможные варианты развития событий. Какие права за границей необходимы шоферу, если он едет в страну, не подписавшую ни одной из перечисленных конвенций?
В этом случае придется столкнуться с серьезными затруднениями. Дело все в том, что шоферу нужно будет получить национальное в/у того государства, в котором он планирует управлять автомобилем. Страны, которые относят к третьей категории признают только «свои» национальные права.
Соответствующие государства иногда предусматривают исключение — они позволяют пользоваться национальной «водительской карточкой» с переводом на язык государства, в котором планируется управление авто.
Это значит, что российские права за границей в некоторых странах будут действовать лишь при наличии официального перевода документации. Без него в/у не позволит сесть за руль ТС на законных основаниях.
Описание международных прав
Далее рассмотрим порядок оформления международной «водительской карточки». Эта бумага может пригодиться при путешествии на автомобиле за пределами РФ. Ранее было подчеркнуто, что ее отсутствие доставит немало проблем. Например, если человек поедет в страны, подписавшие Женевскую конвенцию, или захочет арендовать транспорт за пределами РФ.
Международные права — это небольшая книжка с несколькими разворотами. Они представляют собой приложение к национальной «водительской карточке».В этом документе можно увидеть:
- навыки шофера по управлению ТС;
- информацию о гражданстве;
- фотографию водителя;
- данные о месте и дате вручения документации.
Получение водительских прав международного образца возможно только при наличии национальных. Без второго типа «водительских карточек» в уполномоченных органах откажут в обслуживании.
Страны, которые признают Международные права (в соответствии с Женевской конвенцией)
- Австралия
- Албания
- Алжир
- Андорра
- Аргентина
- Бангладеш
- Белиз
- Бенин
- Ботсвана
- Ватикан
- Гаити
- Гамбия
- Гватемала
- Гибралтар
- Гонконг
- Гренада
- Доминиканская Республика
- Египет
- Западное Самоа
- Индия
- Иордания
- Ирландия
- Исландия
- Камбоджа
- Канада
- Кипр
- Киргизия
- Конго
- Лаос
- Лесото
- Ливан
- Мавритания
- Мадагаскар
- Малави
- Малайзия
- Мали
- Мальта
- Намибия
- Нидерланды
- Новая Зеландия
- Новая Каледония
- Папуа—Новая Гвинея
- Парагвай
- Перу
- Руанда
- Свазиленд
- Сингапур
- Сирия
- Сент-Винсент и Гренадины
- Сан-Люция
- США
- Сьерра-Леоне
- Тайвань
- Танзания
- Того
- Тринидад и Тобаго
- Тунис
- Турция
- Уганда
- Фиджи
- Французская Полинезия
- Ямайка
- Япония
Тут надо оговориться, что и внутри приведённых списков бывает путаница. Скажем, в США (которые подписали только Женевскую конвенцию и по идее должны принимать исключительно международные права) ни в прокатной конторе, ни у полицейского не бывает вопросов к российским документам.
Все прочие страны, по умолчанию, принимают лишь собственные документы. Но прочие страны — это Тувалу и другие островные государства, то есть один случай из ста.
Несколько основных выводов, о которых всегда стоит помнить читателям:
- большинство стран Европы и ближнего зарубежья — члены Венской конвенции о дорожном движении, поэтому в них признаются национальные водительские права, в том числе выданные в России;
- международные права все равно могут потребоваться – для аренды автомобиля или на случай ДТП для получения страховых выплат;
- страны, которые не являются членами Венской конвенции, требуют МВУ даже при движении на собственном автомобиле;
- в любом случае, в какую бы страну вы ни отправлялись на автомобиле, рекомендуем оформить права международного образца и всегда возить их с собой.
Страны, которые требуют права международного образца
Несмотря на то, что обе конвенции направлены на повышение безопасности дорожного движения, некоторые страны отнеслись к подобной идеевесьма скептично, отказавшись от подписания обоих договоров. А выглядит список этих территориальных подразделений следующим образом:
- Австралия;
- Алжир;
- Бангладеш;
- Бенин;
- Ботсвана;
- Ватикан;
- Гаити;
- Гватемала;
- Египет;
- Индия;
- Ирландия;
- Киргизия;
- Мальта;
- Новая Зеландия;
- Парагвай;
- Перу;
- Сингапур;
- Сирия;
- Тайвань;
- Тунис;
- Фиджи;
- Ямайка.
Согласно действующему законодательству, пересекать вышеперечисленные территориальные части на машине разрешено лишь при наличии прав международного образца. А вот въезд с документов РФ будет караться штрафными санкциями (от 150 до 400 евро).
Использование автомобиля сегодня должно осуществляться обязательно в рамках специальных нормативов.
Международные конвенции о дорожном движении — группы стран
Вид водительского удостоверения, которое нужно взять за границу, зависит от нескольких условий: в какую страну едите, какие условия предъявляет конкретная прокатная контора.
Существует три группы стран, в которых действуют разные международные правовые положения о дорожном движении. В них предъявляют разные требования к водительскому удостоверению.
1 группа — присоединились к Венской конвенции о дорожном движении от 8 ноября 1968 года.
2 группа — присоединились к Женевской конвенции о дорожном движении от 19 сентября 1949 года.
3 группа — не подписали ни Венскую, ни Женевскую конвенции и признают только свои национальные права. Некоторые страны Евросоюза ратифицировали обе конвенции. А с 2013 года в Европе выдают единые водительские права. Начнем по порядку.
Страны, которые признают Международные права (в соответствии с Женевской конвенцией)
-
- Австралия
- Албания
- Алжир
- Андорра
- Аргентина
- Бангладеш
- Белиз
- Бенин
- Ботсвана
- Гаити
- Гамбия
- Гватемала
- Гибралтар
- Гонконг
- Гренада
- Доминиканская Республика
- Египет
- Западное Самоа
- Индия
- Иордания
- Ирландия
- Исландия
- Камбоджа
- Канада
- Кипр
- Китай
- Конго
- Лаос
- Лесото
- Ливан
- Мавритания
- Мадагаскар
- Малави
- Малайзия
- Мали
- Мальта
- Намибия
- Нидерланды
- Новая Зеландия
- Новая Каледония
- Папуа-Новая Гвинея
- Парагвай
- Перу
- Руанда
- Сан-Люция
- Свазиленд
- Сент-Винсент и Гренадины
- Сингапур
- Сирия
- США
- Сьерра-Леоне
- Тайвань
- Танзания
- Того
- Тринидад и Тобаго
- Тунис
- Турция
- Уганда
- Фиджи
- Французская Полинезия
- Ямайка
- Япония
Тут надо оговориться, что и внутри приведённых списков бывает путаница. Скажем, в США (которые подписали Женевскую конвенцию и по идее должны принимать лишь Международные права) ни в прокатной конторе, ни у полицейского не бывает вопросов к российским документам.
Все прочие страны, по умолчанию, принимают лишь собственные документы. Но прочие страны — это Тувалу и другие островные государства, то есть случай один из ста.