Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Вопрос 3. Колеса и шины автомобилей должны отвечать требованиям :». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Напомню, что процедура восстановления протектора заключается в том, что на изношенную покрышку с помощью специальной технологии устанавливается новый протектор. То есть, грубо говоря, на рабочую поверхность изношенного колеса наклеивается полоса резины. Цель такой операции — продлить срок службы покрышки бюджетным способом.
Использование шин разных моделей на одной оси
5.5. На одну ось транспортного средства установлены шины различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), моделей, с различными рисунками протектора, морозостойкие и неморозостойкие, новые и восстановленные, новые и с углубленным рисунком протектора. На транспортном средстве установлены ошипованные и неошипованные шины.
5.8. На одну ось транспортного средства установлены шины разной размерности, конструкции (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), с разными категориями скорости, индексами несущей способности, рисунками протектора, зимних и незимних, новых и восстановленных, новых и с углубленным рисунком протектора.
Во-первых, из данного пункта исключается упоминание моделей покрышек. То есть теоретически на одну ось автомобиля можно установить шины разных моделей.
Однако на практике шины разных моделей должны обладать множеством совпадающих характеристик, в том числе и новыми:
- категория скорости;
- индекс несущей способности;
- рисунок проектора.
То есть просто купить 2 шины разных производителей и поставить их на одну ось не получится, т.к. полное совпадение по всем характеристикам крайне маловероятно.
Однако данное нововведение позволит решить следующую проблему. Довольно часто бывает, что при смене модельного года покрышек производитель меняет название их модели. Например, в прошлом году шины назывались «Lipucka 19», а в этом году стали носить название «Lipucka 20». При этом сами шины остаются точно такими же по всем характеритстикам.
Запрет на использование шин не по сезону
В первую очередь рассмотрим новый пункт 5.2:
5.2. Транспортные средства укомплектованы шинами с шипами противоскольжения в летний период (июнь, июль, август).
Транспортные средства категорий M1 и N1, не укомплектованы зимними шинами в зимний период (декабрь, январь, февраль).
Примечание. По решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации сроки, определяющие летний и зимний период, могут быть изменены в сторону увеличения.
Данный пункт говорит о том, что:
- шипованные шины не должны использоваться летом (июнь — август) — для всех транспортных средств;
- летние шины не должны использоваться зимой (декабрь — февраль) — только для ТС категории В.
Штраф за шины с нарушением глубины протектора, штраф за разные шины, порезы и «шишки»
Штраф за нарушение вышеуказанных требований к автомобильным шинам накладывается по ст. 12.5 КоАП РФ.
Статья 12.5. КоАП РФ: Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена, или транспортным средством, на котором незаконно установлен опознавательный знак «Инвалид»
1. Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена, за исключением неисправностей и условий, указанных в частях 2 — 7 настоящей статьи, —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
Правила дорожного движения о разных шинах
Законодательные требования к эксплуатации колес и шин на автомобилях всех категорий прописаны в двух документах:
- Правилах дорожного движения РФ с дополнением, Перечнем неисправностей
- Техническом регламенте «О безопасности колесных транспортных средств».
Правила эксплуатации колес с разными характеристиками описаны в пункте 5 «Перечень неисправностей», где изложены правила установки разных покрышек на оси:
- недопустимо устанавливать на одном автомобиле шины других моделей транспортных средств по размеру или допустимой нагрузке.
- шины различных размеров, конструкций (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной),
- с различными рисунками протектора,
- морозостойкие и неморозостойкие,
- новые и восстановленные, новые и с углубленным рисунком протектора
- ошипованные и неошипованные шины устанавливаются на разных осях.
Воздействие внешних сил, сопротивление шины и технические показатели резины
Поведение колеса на дорожном покрытии зависит как от стечения внешних обстоятельств (это климатические условия, состояние покрытия, стиль вождения, трафик, весовая нагрузка), так и от свойств материала шины и технических характеристик. Шина подвержена разнонаправленным силовым нагрузкам и воздействиям:
- тяговых, тормозных, боковых взаимных сил со стороны поверхности дороги и автомобиля;
- реагентов и химикатов, находящихся на дорожном покрытии и в его составе;
- низких температур, снижающих эластичность резины, или высоких температур, увеличивающих ее нагрев;
- кислорода, проникающего через микротрещины резины, солнечных лучей, вызывающих затвердение и рассыхание резины;
- деформаций в ходе движения, вызывающих напряжение в каркасе шины;
- твердых посторонних предметов на дороге, ударов на неровностях дорожного покрытия;
- силы инерции от вращения колес;
- давления воздуха внутри покрышки, вызывающей напряжения в каркасе,
Как связаны конструкция шины и ее эксплуатационные свойства
Чтобы три основных показателя создали лучшее сочетание скорости, комфорта и безопасности, проектируется конструкция составных частей шины, свойства материалов, моделируется рисунок протектора, оптимальные типоразмеры
Каким путем шинные бренды приобретают уверенность в эксплуатационных свойствах своих продуктов? На чем основаны гарантии 10-летней пригодности с сохранением отличных рабочих качеств покрышек?
Можно ли рассчитать, какой комплект шин лучше всего подходит по техническим показателям для конкретной модели автомобиля, дорожного покрытия и климатических условий? Да! Решение задачи оптимального использования шины в работе на конкретном автомобиле не только возможно, но и обязательно. Чудес не бывает – уверенность появляется не вдруг, гарантии базируются на сотнях пройденных тестов резины, испытаний шин на стендах и полигонах, сравнении с продуктами конкурентов, мнениях экспертов и практическим опытом водителей.
Во-первых, уже существуют готовые решения, и, немного разобравшись в свойствах, вы сможете самостоятельно найти варианты надежных покрышек для предстоящей поездки или наступающего сезона.
Во-вторых, шинные бренды размещают на боковине шины ее характеристики. Погрузившись в технические детали, с которыми на практике знакомы все автовладельцы, через неполных полдня вы смело можете сделать сознательный выбор и заказать комплект шин с доставкой через интернет.
Главные эксплуатационные параметры шин всех моделей:
- максимальная скорость;
- максимальная нагрузка на шину;
- рекомендуемое давление воздуха.
Устанавливаемая стандартами различных стран маркировка шин наносится на их боковины и включает следующие обозначения, надписи и знаки:
- обозначение шины и ее модели;
- наименование страны – изготовителя на английском языке;
- обозначение стандарта, которому соответствует шина;
- индекс скорости;
- индекс нагрузки (индекс несущей способности (ИНС) или индекс грузоподъемности) – для автомобильных шин или норму слойности – для шин для тракторов и прицепов к ним;
- товарный знак и (или) наименование предприятия – изготовителя;
- дату изготовления;
- порядковый номер шины;
- надпись «Radial» или буквенный индекс «R» для радиальных шин;
- знак «Е» в кружочке и число (условный номер европейской страны, выдавшей сертификат), и номер после кружочка – номер сертификата официального утверждения шины на соответствие Правилам № 30 ЕЭК ООН или знак «DOT» (знак соответствия шины американским стандартам безопасности);
- знак «⇒» направления вращения или надпись «Rotation» – для шин с направленным рисунком протектора;
- надписи «Tubeless» или «TL» – для бескамерных шин. Для камерных шин могут быть нанесены надписи «Tube Type» или «TT»;
- надпись «WINTER» – для зимних шин;
- надпись «Reinforced» (Усиленная) – для шин повышенной грузоподъемности;
- надпись «Regroovable» – для шин, у которых возможно углубление рисунка протектора методом нарезки;
- надпись «Retread» – для восстановленных шин;
- показатели максимальной нагрузки (Max Load) в фунтах (LBS) и килограммах (кг) и соответствующего этой нагрузке внутреннего давления воздуха в шине (Max Press) в фунтах на квадратный дюйм (PSI) и килопаскалях (кПа) для шины в «холодном» состоянии (1 LBS = 0,4536 кгс; 1 PSI = 6,94 кПа). Как правило, эксплуатационная нагрузка и внутреннее давление в шине несколько меньше, чем ее максимальные возможности, то есть шина подбирается на автомобиль как бы с «запасом»;
- количество слоев и тип корда каркаса и брекера;
- обозначения «M+S» (Mud+Snow — грязь+снег) или «M+S-Е» – для зимних шин без шипов или с шипами;
- обозначения «AS» (All-Seasons) или «AW» (Any Weather) – для всесезонных или всепогодных шин;
- обозначение «R+W» (Road + Winter) – для универсальных шин;
- надписи «Side Facing Inwards» или «INSIDE» и «Side Facing Outwards» или «OUTSIDE» – для шин с асимметричным рисунком протектора, которые обозначают, соответственно, внутреннюю и наружную стороны шины при её монтаже на обод колеса;
- надпись «Steel» указывает на использование металлокорда в брекере радиальных шин;
- надписи «АТ» («All-Terrain») или «МТ» («Mud-Terrain»), которые встречаются на шинах для внедорожных автомобилей. Первые называют вседорожными, вторые – грязевыми. Такие шины имеют более глубокий протектор, они более тяжелые, шумные и менее быстроходные;
- надпись «Север» – для морозостойких шин;
- знаки «TWI» (Tread Wear Indication) – места расположения индикаторов износа протектора (для шин, снабженных индикаторами износа). Это выступы, которые размещаются на дне канавок протектора равномерно по окружности шины в 6…8-ми местах. Как только такой выступ появляется на наружной поверхности беговой дорожки шины, протектор считается изношенным, и шина подлежит замене;
- балансировочную метку.
Обозначения тороидных радиальных и диагональных шин состоят из числовых показателей в дюймах ширины профиля покрышки В и посадочного диаметра обода d. Между числами у радиальных шин ставится буквенный индекс «R», а у диагональных – черточка «-», например: 12.00R20; 12R22,5 или 12.00-20.
Широкопрофильные шины (в том числе, низкопрофильные и сверхнизкопрофильные) имеют обозначение с числовым индексом серии. Это отношение Н/В в процентах, например: 215/70R15С, 200/60R365, 11/70R22,5, где первые числа – ширина профиля в миллиметрах или дюймах, вторые – индекс серии, третьи – посадочный диаметр обода в дюймах или миллиметрах; буква «С» («Commercial») – указывает на повышенную слойность каркаса шины (шина для легких грузовых автомобилей). Если в обозначении нет буквенного индекса «R», то шина диагональной конструкции, например: 500/70-20 (прежнее обозначение шины 1200х500-508, где числа условно соответствовали наружному диаметру D, ширине профиля B и посадочному диаметру обода d в миллиметрах).
Лето и зима – в чем разница?
Для каждого типа сезонности установлены свои правила.
Высота рисунка новой летней составляет 7,5-8,5 мм. Если владелец приобретает скоростные шины, то в таком случае значение может колебаться в пределах 5-6 мм.
Для гоночных авто – в пределах 4,5 мм.
Для зимнего варианта – цифра 10-11 мм.
Для зимнего варианта контроль нормы более важен. Это значительно влияет на безопасность вождения. Здесь воздействие сильнее, чем в случае с летними изделиями, потому что они должны придавливать снег и слякоть, очищать их от грязи.
Неглубокий рисунок повышает риск прилипания снега, что заметно снижает сцепление с дорогой и увеличивает тормозной путь. Эта взаимосвязь подтверждена многочисленными полевыми исследованиями.
Например, испытания, проведенные немецким автомобильным клубом ADAC, показали, что эффективность передачи мощности на заснеженные поверхности резко снижается при стирании. Так называемая тяга, которая влияет на сцепление при старте. При цифре 7,5 мм — составляла всего 60%, а при 4 мм — только 48% тягового усилия по отношению к поверхности только что приобретенного образца.
Испытания, проведенные Continental в 2019 году, подтверждают рекомендации производителей о замене на новые до того, как глубина протектора достигнет критической отметки 1,6 мм.
Согласно исследованию, тормозной путь на скорости 80 км / ч для колес с высотой рисунка 3 мм составляет 51,8 метра. При параметрах высоты блока 1,6 мм, он увеличивается почти на пятую часть до 60,9 метра.
Конечно, может показаться, что частая перебортировка колес отвечает интересам промышленности. Но результаты испытаний показывают, что рекомендации заводов мудрее законодательства.
Профиль внедорожника – стандарты и рекомендации
Для внедорожников и кроссоверов – свои стандарты. Здесь – а не менее 17-18 мм. Эту цифры в основном формируют выступающие зубцы и чашечки, что обеспечивают лучшее схватывание с дорожным покрытием.
Данная разновидность выпускается в основном с шипами. Это обусловлено условиями эксплуатации. Кроме самого профиля здесь, конечно, большую роль будет иметь сама геометрия протектора, уровень схватывания и площадь дорожного пятна.
Но есть и общие рекомендации – не менее 17-18 мм. И если в условиях езды в городе по хорошему асфальту можно еще пренебречь стандартами, то для внедорожников – они жесткие.
Также существуют стандарты стирания резины, ниже которых опускаться нельзя.
Для каждого типа транспорта – они свои.
Так, для легковых авто категории M1, N1, O1, O2 – минимально допустимый параметр – 1,6 мм. Это регламентируется законодательством, поэтому владельцы обязаны строго следить за соблюдением. Эти нормы относятся к автотранспорту весом до 3,5 тонн и не менее 750 кг.
Каковы требования к шинам и колесам?
Согласно действующим правилам, запрещается установка на одну ось транспортного средства шин разной размерности, конструкции (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), с разными категориями скорости, индексами несущей способности, рисунками протектора, зимних и незимних, новых и восстановленных, новых и с углубленным рисунком протектора.
С 11 ноября 2018 года в этот список требований добавлена и модель шин. То есть, даже если все параметры шин совпадают, но на них указана разное наименование модели, то применять их на одной оси автомобиля будет запрещено.
Требования, предъявляемые к шинам с избыточным внутренним давлением воздуха.
- Общие требования:
- безопасность (в отношении самой шины и в отношении движения автомобиля);
- легкость и прочность конструкции;
- экономичность: низкая стоимость; малое сопротивление качению (низкие гистерезисные потери); высокая износостойкость; достаточная глубина рисунка протектора; длительный срок службы (ресурс); возможность восстановления протектора шины;
- технологичность изготовления;
- экологичность эксплуатации.
- Специальные требования:
- хорошее сцепление с твердой опорной поверхностью, позволяющее снизить буксование и юз колес при передаче тяговых, тормозных и боковых сил (обеспечение устойчивости движения колесной машины);
- надежная посадка бортов шины на полки обода и обеспечение нераскрытия стыков между бортами шины и закраинами обода;
- низкая температура разогрева, определяемая конструкцией каркаса и типом материала каркаса и брекера;
- возможность продолжительного движения с максимальной скоростью, соответствующей индексу скорости (скоростная прочность);
- восприятие усилий, возникающих при криволинейном движении колесной машины (обеспечение хороших показателей управляемости);
- малое сопротивление повороту колеса;
- стойкость к механическим повреждениям;
- сопротивляемость повреждению боковин радиальных шин;
- легкость монтажа и демонтажа;
- возможность длительной работы с цепями противоскольжения.
- Дополнительные требования к шинам для легковых автомобилей:
- малая склонность к аквапланированию;
- пригодность к эксплуатации в зимний период;
- хорошие амортизирующие свойства, способствующие повышению плавности хода автомобиля;
- низкий уровень шума, особенно при высоких скоростях движения;
- отсутствие «визга» при разгонах, торможениях и поворотах автомобиля.
- Дополнительные требования к шинам с рисунком протектора повышенной проходимости:
- высокие тягово-сцепные свойства;
- низкое удельное давление на опорную поверхность, что обусловливает высокую проходимость колесной машины;
- хорошая самоочищаемость протектора при движении по размокшим связным и липким грунтам (глина, суглинок, чернозем).
- Дополнительные требования к шинам для Военной автомобильной техники:
- должны быть обеспечены: работоспособность шин в неповрежденном состоянии при изменении внутреннего давления воздуха от номинального до минимально допустимого; заданный уровень проходимости автомобиля по всем видам дорог и местности; высокая скорость (до 100 км/ч) на дорогах с твердым покрытием;
- приведенная удельная нагруженность шин регулируемого давления по объему, являющаяся качественным показателем уровня опорной проходимости колесной машины, не должна превышать 8,0 и 7,0 т/м3 для радиальных и диагональных шин, соответственно;
- шины должны оставаться работоспособными в движении при их механических (проколах) и других видах сквозных повреждений при обеспечении соответствующего соотношения между величиной внутреннего давления воздуха в них и скоростью движения автомобиля;
- шины должны обеспечивать сохранение подвижности автомобиля (пробег не менее 50 км со скоростью не менее 50 км/ч) при движении без избыточного внутреннего давления воздуха;
- шины должны изготавливаться из резиновых смесей, приспособленных к работе в диапазоне температур окружающего воздуха от минус 50С до плюс 50С;
- шины должны обеспечивать скрытность автомобиля от тепловой или ИК- заметности, которая определяется контрастом (по разнице температур) внешних элементов автомобиля и окружающей среды.
По назначению:
- шины для легковых автомобилей, прицепов к ним, легких грузовых автомобилей и автобусов особо малой вместимости;
- шины для грузовых автомобилей, прицепов к ним, автобусов и троллейбусов;
- шины для тракторов и прицепов к ним;
- специальные шины.
Ассортимент, технические условия, основные параметры и размеры шин для автомобилей регламентируются государственными стандартами:
- шины для легковых автомобилей, прицепов к ним, легких грузовых автомобилей и автобусов особо малой вместимости – ГОСТ 4754, 20993;
- шины для грузовых автомобилей, прицепов к ним, автобусов и троллейбусов – ГОСТ 5513, 12715, 8430;
- шины с регулируемым давлением – ГОСТ 13298, 24985;
- шины с регулируемым давлением для военной техники – ГОСТ РВ 52395.
По типу рисунка протектора (рисунок 1).
Тип рисунка протектора шин колесных машин в значительной степени зависит от их назначения и условий эксплуатации, а также климатических условий (времени года) и других факторов. В настоящее время не всегда возможно однозначно определить тип рисунка протектора определенной шины, так как в нем могут сочетаться несколько типов рисунков, например, зимняя шина с универсальным ненаправленным рисунком.
Устанавливаемая стандартами различных стран маркировка шин наносится на их боковины и включает следующие обозначения, надписи и знаки:
- обозначение шины и ее модели;
- наименование страны – изготовителя на английском языке;
- обозначение стандарта, которому соответствует шина;
- индекс скорости;
- индекс нагрузки (индекс несущей способности (ИНС) или индекс грузоподъемности) – для автомобильных шин или норму слойности – для шин для тракторов и прицепов к ним;
- товарный знак и (или) наименование предприятия – изготовителя;
- дату изготовления;
- порядковый номер шины;
- надпись «Radial» или буквенный индекс «R» для радиальных шин;
- знак «Е» в кружочке и число (условный номер европейской страны, выдавшей сертификат), и номер после кружочка – номер сертификата официального утверждения шины на соответствие Правилам № 30 ЕЭК ООН или знак «DOT» (знак соответствия шины американским стандартам безопасности);
- знак «⇒» направления вращения или надпись «Rotation» – для шин с направленным рисунком протектора;
- надписи «Tubeless» или «TL» – для бескамерных шин. Для камерных шин могут быть нанесены надписи «Tube Type» или «TT»;
- надпись «WINTER» – для зимних шин;
- надпись «Reinforced» (Усиленная) – для шин повышенной грузоподъемности;
- надпись «Regroovable» – для шин, у которых возможно углубление рисунка протектора методом нарезки;
- надпись «Retread» – для восстановленных шин;
- показатели максимальной нагрузки (Max Load) в фунтах (LBS) и килограммах (кг) и соответствующего этой нагрузке внутреннего давления воздуха в шине (Max Press) в фунтах на квадратный дюйм (PSI) и килопаскалях (кПа) для шины в «холодном» состоянии (1 LBS = 0,4536 кгс; 1 PSI = 6,94 кПа). Как правило, эксплуатационная нагрузка и внутреннее давление в шине несколько меньше, чем ее максимальные возможности, то есть шина подбирается на автомобиль как бы с «запасом»;
- количество слоев и тип корда каркаса и брекера;
- обозначения «M+S» (Mud+Snow — грязь+снег) или «M+S-Е» – для зимних шин без шипов или с шипами;
- обозначения «AS» (All-Seasons) или «AW» (Any Weather) – для всесезонных или всепогодных шин;
- обозначение «R+W» (Road + Winter) – для универсальных шин;
- надписи «Side Facing Inwards» или «INSIDE» и «Side Facing Outwards» или «OUTSIDE» – для шин с асимметричным рисунком протектора, которые обозначают, соответственно, внутреннюю и наружную стороны шины при её монтаже на обод колеса;
- надпись «Steel» указывает на использование металлокорда в брекере радиальных шин;
- надписи «АТ» («All-Terrain») или «МТ» («Mud-Terrain»), которые встречаются на шинах для внедорожных автомобилей. Первые называют вседорожными, вторые – грязевыми. Такие шины имеют более глубокий протектор, они более тяжелые, шумные и менее быстроходные;
- надпись «Север» – для морозостойких шин;
- знаки «TWI» (Tread Wear Indication) – места расположения индикаторов износа протектора (для шин, снабженных индикаторами износа). Это выступы, которые размещаются на дне канавок протектора равномерно по окружности шины в 6…8-ми местах. Как только такой выступ появляется на наружной поверхности беговой дорожки шины, протектор считается изношенным, и шина подлежит замене;
- балансировочную метку.
Обозначения тороидных радиальных и диагональных шин состоят из числовых показателей в дюймах ширины профиля покрышки В и посадочного диаметра обода d. Между числами у радиальных шин ставится буквенный индекс «R», а у диагональных – черточка «-», например: 12.00R20; 12R22,5 или 12.00-20.
Широкопрофильные шины (в том числе, низкопрофильные и сверхнизкопрофильные) имеют обозначение с числовым индексом серии. Это отношение Н/В в процентах, например: 215/70R15С, 200/60R365, 11/70R22,5, где первые числа – ширина профиля в миллиметрах или дюймах, вторые – индекс серии, третьи – посадочный диаметр обода в дюймах или миллиметрах; буква «С» («Commercial») – указывает на повышенную слойность каркаса шины (шина для легких грузовых автомобилей). Если в обозначении нет буквенного индекса «R», то шина диагональной конструкции, например: 500/70-20 (прежнее обозначение шины 1200х500-508, где числа условно соответствовали наружному диаметру D, ширине профиля B и посадочному диаметру обода d в миллиметрах).
Диагональные и радиальные шины различаются построением каркаса, а именно, расположением нитей слоев корда в каркасе.
У диагональных шин нити в смежных слоях корда и брекера располагаются перекрестно под углом наклона 35…38 к экватору покрышки (рисунок 7, а). Каркас является несущим элементом шины, и поэтому воспринимает все силы (радиальные, боковые и продольные) и моменты, действующие на колесо. Чем меньше угол наклона нитей в смежных слоях корда (30…34 для спортивных шин), тем лучше передаются боковые силы, действующие на колесо.
Основным недостатком диагональных шин является то, что в процессе их контакта с опорной поверхностью изменяются направления перекрестных слоев, в результате чего в каркасе происходит повышенное выделение теплоты, а в плоскости контакта – относительное смещение слоев корда, приводящие к высоким гистерезисным потерям и износу протектора.
У радиальных шин нити в слоях корда не пересекаются. Они располагаются по радиусу покрышки под углом наклона 85…90 к экватору (рисунок 7, б), что делает каркас весьма эластичным и, как следствие, излишне податливым под действием боковых и продольных сил. При таком расположении нити каркаса способны воспринимать только вертикальные нагрузки, что значительно снижает возникающие в них напряжения и позволяет при одной и той же вертикальной нагрузке с диагональной шиной уменьшить число слоев корда в каркасе и, следовательно, толщину каркаса. Например, радиальные шины с металлокордом в каркасе и брекере для грузовых автомобилей большой грузоподъемности имеют всего 2…4 слоя корда в каркасе вместо 8…14. Вследствие этого у радиальных шин меньше нагрев, ниже потери при качении, больше толщина протектора, что увеличивает срок их службы (ресурс) в 1,5…2,0 раза.
Продольные и боковые силы, действующие на колесо, воспринимаются в радиальной шине наложенным на каркас практически нерастяжимым брекерным поясом, имеющим диагональную конструкцию нитей корда (рисунок 7, в). Для брекерного пояса используется металлокорд или его сочетание с нейлоновым или вискозным кордом. Это связано с тем, что металлокорд, обладая высокой прочностью, теплопроводностью и теплостойкостью, способствует уменьшению напряжений и более равномерному распределению температуры в теле покрышки. Брекерный пояс амортизирует ударные нагрузки, возникающие при качении колеса по неровной дороге, распределяет их по каркасу, защищает последний от механических повреждений. Кроме того, жесткий брекерный пояс не позволяет протектору радиальной шины ощутимо деформироваться при воздействии боковых и продольных сил, поэтому пятно контакта шины с дорогой остается практически неизменным. Это заметно повышает курсовую устойчивость колесной машины при высоких скоростях движения, улучшает её маневренность, а значит и безопасность движения.
Арочные шины (рисунок 11) предназначены для специальных (сочлененных) колесных машин, а также неполноприводных (типа 4х2) грузовых автомобилей путем их установки на колеса ведущих мостов вместо обычных сдвоенных тороидных шин.
Особенностью конструкции арочных шин по сравнению с тороидными является большая в 2,5…3,5 раза ширина профиля при практически одинаковых наружном диаметре и посадочном диаметре обода, а также уменьшенная кривизна протектора. Последнее свойство обеспечивает работу грунтозацепов по всей ширине беговой дорожки шины. Отношение ширины обода к ширине профиля шины примерно 1,0.
Пневматические шины для Военной автомобильной техники (ВАТ) должны быть:
- по конструкции – радиальными с целиком металлокордным каркасом и брекером и бескамерными;
- по конфигурации профиля поперечного сечения – обычного профиля или широкопрофильными;
- по обеспечению требований по работоспособности при повреждениях – с регулируемым давлением воздуха и внутренним ограничителем деформации;
- по типу рисунка протектора и обеспечению требований опорной проходимости – с рисунком протектора повышенной проходимости и необходимым радиальным прогибом;
- по обеспечению герметичности и надежности посадки шины на обод – обод должен быть разъемным и герметичным и обеспечивать установку резинокордного распорного кольца или внутреннего ограничителя деформации шины.
Шины с регулируемым давлением воздуха по сравнению с обычными тороидными шинами имеют увеличенную на 25…40 % ширину профиля, бóльшую эластичность и допускают возможность в широких пределах изменять отношение Н/В. Они способны работать как при номинальном (0,30…0,42 МПа у диагональных и 0,45…0,50 МПа – у радиальных шин), так и минимально- допустимом внутреннем давлении (0,05…0,10 МПа – у диагональных и 0,08…0,10 МПа – у радиальных шин). Шины имеют рисунок протектора повышенной проходимости с широко расставленными грунтозацепами глубиной до 30 мм, угол наклона к экватору шины которых составляет 45…50 без загибов в плечевой зоне в сторону увеличения. Коэффициент насыщенности рисунка протектора составляет 0,35…0,40. Плотная посадка покрышки на ободе достигается жесткими бортами, имеющими по 2…3 кольца из проволоки в каждом борте. Для увеличения срока службы нагрузка на такие шины на 30…50 % ниже, чем на обычные тороидные шины при одинаковом наружном диаметре.
Требования к шинам при техосмотре
В соответствии с пунктом 5.7 Приложения № 8 к Техническому регламенту не допускаются:
- отсутствие хотя бы одного болта или гайки крепления дисков и ободьев колес;
- наличие трещин на дисках и ободьях колес, следов их устранения сваркой;
- видимые нарушения формы и размеров крепежных отверстий в дисках колес;
- установка на одну ось транспортного средства шин разной размерности, конструкции (радиальной, диагональной, камерной, бескамерной), с разными категориями скорости, индексами несущей способности, рисунками протектора, зимних и незимних, новых и восстановленных, новых и с углубленным рисунком протектора.
Требования к колесам и шинам
Колеса автомобиля (колесного трактора), оснащенные эластичными шинами, по назначению подразделяют на ведущие, ведомые и управляемые. Ведущие колеса являются конструктивными элементами, замыкающими силовую систему «двигатель — трансмиссия — ведущее колесо». Они воспринимают от трансмиссии трансформированный крутящий момент, полученный ей от двигателя, и за счет взаимодействия с опорной поверхностью превращают его в тяговую силу, движущую транспортное средство в необходимом направлении. Кроме того, колеса передают усилия, действующие на автомобиль в поперечном и вертикальном направлении, обеспечивая воспринятие весовой нагрузки и направляющих его движение реакций дороги.
Основные требования к колесам и шинам современных автомобилей:
- 1. Высокая надежность, особенно для колес и шин пассажирских автомобилей, поскольку скорость движения многих из них превышает 100 км/ч и у некоторых достигает 250 км/ч.
- 2. Низкая чувствительность шины к проколу, исключающая быструю потерю давления воздуха в ней и повышающая таким образом безопасность движения автомобиля.
- 3. Достаточная износостойкость протектора (пробег шин до замены не менее 50 тыс. км).
- 4. Хорошие сцепные свойства шины с дорожными покрытиями разных типов и в различных условиях (мокрая дорога, заснеженная дорога и т. п.).
- 5. Низкий коэффициент сопротивления качению колеса.
- 6. Малая шумность качения, малый боковой увод, отсутствие колебаний колес на эластичных шинах.
При каких условиях и неисправностях шин и колес запрещена эксплуатация ТС
Условия и неисправности, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств, в том числе шин и колес, перечислены в требованиях к шинам и колесам (п. 5.6 и 5.7 Приложения № 8 к Техническому регламенту) и в п. 5 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация ТС, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 1090 от 23 октября 1993 г.:
- Если на шине появился хоты бы один индикатор износа;
- Если индикаторы износа не предусмотрены, измеряется остаточная глубина рисунка протектора шины. Если она меньше или равна величинам, указанным в предыдущем пункте (в зависимости от категории ТС), шина считается непригодной;
- Для шин, предназначенных для эксплуатации на заснеженных и обледеневших участках дороги и промаркированных знаком в виде трех горных вершин со снежинкой остаточная высота протектора меньше или равна 4 мм;
- При замене золотников на иные нештатные приспособления (пробки, заглушки и т.п.);
- При повреждениях шины (сквозных и несквозных порезах, пробоях и т.п.);
- При отсутствии положенных по конструкции гаек и болтов на колесах ТС;
- При трещинах и повреждениях на дисках колес, в том числе, если повреждения устранены сваркой;
- Если размеры и форма отверстий для крепления на колесных дисках имеют видимые отличия;
- Если на одну ось автомобиля установлены разные шины (с разными размерами, разными категориями скорости, разными индексами несущей способности, разной конструкции, в том числе бескамерные, камерные, радиальные, диагональные, зимние и незимние, с разным рисунком протектора, новые и восстановленные). Единственное исключение – допускается временная установка запасной шины;
Случаи, при которых допускается использование восстановленных шин, указаны в п. 5.8 Приложения № 8 к Техническому регламенту.
Требования к высоте рисунка протектора
Протектор шины обеспечивает надёжное сцепление, курсовую устойчивость и управляемость автомобиля на разных дорожных покрытиях. Эффективность протектора напрямую зависит от его глубины, то есть чем остаточная высота меньше, тем хуже ходовые качества резины. Соответственно и для высоты протектора существуют обязательные требования в зависимости от категории транспортного средства:
№ | Категория ТС | Описание категории | Минимальная глубина протектора, мм |
---|---|---|---|
1 | А | Мототранспортные средства | 0,8 |
2 | В, В1 | Легковые ТС, автомобили для перевозки пассажиров с количеством мест для сидения менее 8, грузовые ТС массой до 3,5 т | 1,6 |
3 | С | Грузовые ТС массой от 3,5 до 12 т и более 12 т, прицепы и полуприцепы массой от 0,57 до 3,5 т | 1 |
4 | D | ТС для перевозки пассажиров с количеством мест для сидения более 8 | 2 |
Следует учитывать то, что при оснащении транспортного средства прицепом или полуприцепом, глубина рисунка протектора на шинах прицепа или полуприцепа не должна отличаться от глубины протектора на колёсах буксирующего автомобиля. Очень важно строго соблюдать данные требования, делая периодические замеры глубины центральных рёбер колёс. В противном случае, при нарушении данных требований повышается риск возникновения ДТП.
В каких случаях запрещена эксплуатация автомобильных шин
Во время эксплуатации автомобильных шин, следует учитывать условия, при которых эксплуатация резины запрещена, ведь неисправная резина также влечёт за собой опасность для водителя и других участников движения. В приложении к техническому, содержится перечень неисправностей и условий, при которых эксплуатация такой резины является нарушением, а именно:
- При появлении на резине одного индикатора износа;
- При высоте рисунка протектора, ниже допустимой, в зависимости от категории транспортного средства;
- При использовании вместо золотников ниппелей нештатных заглушек и т.п.;
- При любых повреждениях резины;
- При поврежденых дисках колёс;
- В случае, когда заметно отличаются размеры отверстий крепления дисков колёс.