Обращение взыскания на денежные средства и иное имущество

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Обращение взыскания на денежные средства и иное имущество». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Вот отличия инкассового поручения и платежного требования: для осуществления платежа по платежному требованию должник его согласовывает или дает акцепт на оплату. Если он согласен оплатить требование-поручение, ставится подпись уполномоченного лица и печать и происходит оплата за счет денег на расчетном счете. Если не согласен, платежное требование возвращается кредитору со всеми документами. А исполнение ИП происходит без согласия плательщика.

Комментарии к ст. 60 НК РФ

Согласно статье 60 НК РФ банки обязаны исполнять:

1) платежное поручение налогоплательщика или налогового агента на перечисление налога в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды);

2) решение налогового органа о взыскании налога за счет денежных средств налогоплательщика или налогового агента в порядке очередности, установленной гражданским законодательством.

Президиум ВАС РФ в Постановлении от 02.10.2007 N 1176/07 отметил, что ни НК РФ, ни Законом РФ «О налоговых органах в Российской Федерации» налоговым органам не предоставлено право проверять исполнение банками обязанностей, предусмотренных статьями 46, 60, 76, 86 НК РФ, путем проведения выездных налоговых проверок, поскольку в силу статей 87 — 89 НК РФ налоговые проверки проводятся только в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов.

При применении пункта 4 статьи 60 НК РФ необходимо исходить из того, что под соответствующими пенями в данном случае следует понимать пени, начисленные на налогоплательщика по правилам статьи 75 НК РФ до того момента, когда в соответствии с пунктом 3 статьи 45 НК РФ его обязанность по уплате налога должна считаться исполненной (Постановление Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).

При применении статьи 60 НК РФ следует учитывать письмо ЦБ РФ N 169-Т, ФНС России N ММ-22-1/944@ от 15.12.2009 «Об усилении взаимодействия Банка России и ФНС России по вопросу поступления платежей в бюджетную систему Российской Федерации».

Поговорим об инкассовых поручениях налоговых органов

Инкассовое поручение налогового органа не может быть принято к исполнению банком до окончания срока добровольного погашения выявленной задолженности. Для добровольного погашения выявленной задолженности налоговые инспектора в адрес налогоплательщика предварительно направляют требование об уплате налога.

Согласно п. 1 ст. 70НК РФ Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с НК РФ. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, не превышает у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, 500 рублей, у организации или индивидуального предпринимателя — 3 000 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи 70 НК РФ.

Согласно ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Если же в течение 8 дней недоимка не уплачена, налоговые инспектора в срок до 2 месяцев со дня истечения срока требования взыскивают недоимку со счёта посредством инкассовых поручений. Одновременно с этим, налоговая Вам направит решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика. Если на р/счете не окажется требуемой суммы, счета заблокируют и будут снимать средства по мере их поступления.

Если недоимка не будет погашена в течение 1 года после даты, указанной для исполнения требования об уплате недоимки, налоговые инспектора обратятся к судебным приставам о взыскании недоимки за счет имущества.

При невозможности исполнения поручения налогоплательщика в срок, установленный настоящим Кодексом, в связи с отсутствием (недостаточностью) денежных средств на корреспондентском счете банка, открытом в учреждении Центрального банка Российской Федерации, или поручения налогового органа в срок, установленный настоящим Кодексом, в связи с отсутствием (недостаточностью) денежных средств (драгоценных металлов) на счете налогоплательщика или на корреспондентском счете банка, открытом в учреждении Центрального банка Российской Федерации, банк обязан в течение дня, следующего за днем истечения установленного настоящим Кодексом срока исполнения поручения, сообщить о неисполнении (частичном исполнении) поручения налогоплательщика в налоговый орган по месту нахождения банка и налогоплательщику, а о неисполнении (частичном исполнении) поручения налогового органа — в налоговый орган, который направил это поручение, и в налоговый орган по месту нахождения банка (его обособленного подразделения). (В редакции федеральных законов от 23.07.2013 № 248-ФЗ; от 27.11.2017 № 343-ФЗ)

Форма и форматы сообщения банка о неисполнении (частичном исполнении) поручения налогоплательщика или поручения налогового органа и порядок его передачи в электронной форме устанавливаются Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. (Абзац введен — Федеральный закон от 02.11.2013 № 306-ФЗ)

(Пункт введен — Федеральный закон от 27.07.2006 № 137-ФЗ)

За неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных настоящей статьей обязанностей банки несут ответственность, установленную настоящим Кодексом.

Применение мер ответственности не освобождает банк от обязанности перечислить в бюджетную систему Российской Федерации сумму налога. В случае неисполнения банком указанной обязанности в установленный срок к этому банку применяются меры по взысканию неперечисленных сумм налога (сбора) за счет денежных средств в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному статьей 46 настоящего Кодекса, а за счет иного имущества — в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному статьей 47 настоящего Кодекса. (Абзац введен — Федеральный закон от 09.07.1999 № 154-ФЗ; в редакции федеральных законов от 04.11.2005 № 137-ФЗ; от 27.07.2006 № 137-ФЗ; от 27.11.2017 № 343-ФЗ)

Читайте также:  Как провести межевание земли под многоквартирным домом

Правомерен ли отказ ИФНС в отзыве инкассового поручения?

Цитата (Положение о правилах осуществления перевода денежных средств (утв. ЦБ РФ 19.06.2012 N 383-П)):Глава 2. Процедуры приема к исполнению, отзыва, возврата (аннулирования) распоряжений и порядок их выполнения Отзыв распоряжения осуществляется до наступления безотзывности перевода денежных средств. Отзыв распоряжения, переданного в целях осуществления перевода денежных средств по банковскому счету, осуществляется на основании заявления об отзыве в электронном виде или на бумажном носителе, представленного отправителем распоряжения в банк. Составление заявления об отзыве и процедуры его приема к исполнению осуществляются банком в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному для заявления об акцепте (отказе от акцепта) плательщика подпунктом 2.9.2 пункта 2.9 настоящего Положения. Банк не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления заявления об отзыве, направляет отправителю распоряжения уведомление в электронном виде или на бумажном носителе об отзыве с указанием даты, возможности (невозможности в связи с наступлением безотзывности перевода денежных средств) отзыва распоряжения и проставлением на распоряжении на бумажном носителе штампа банка и подписи уполномоченного лица банка. Заявление об отзыве служит основанием для возврата (аннулирования) банком распоряжения. Отзыв распоряжения получателя средств, предъявленного в банк плательщика через банк получателя средств, осуществляется через банк получателя средств. Банк получателя средств осуществляет отзыв распоряжения получателя средств путем направления в банк плательщика заявления об отзыве, составленного на основании заявления об отзыве получателя средств в электронном виде или заявления получателя средств на бумажном носителе, с проставлением даты поступления заявления получателя средств, штампа банка получателя средств и подписи уполномоченного лица банка получателя средств. Отзыв распоряжения, переданного с использованием электронного средства платежа, осуществляется клиентом посредством отмены операции с использованием электронного средства платежа.

Что делать, если в платежке допущены ошибки?

Как уже говорилось ранее, платежное поручение о списании и перечислении средств чаще всего оформляется владельцем банковского счета либо для погашения актуальных обязательств перед бюджетом, либо для совершения каких-либо выплат в пользу контрагентов.

Безусловно, платежный документ, исполняемый обслуживающим банком, должен составляться корректно и содержать все нужные реквизиты. Как правильно заполнить платежное поручение?

Если же в платежном поручении допускаются какие-либо неточности, перечисляемые средства могут не поступить назначенному получателю.

К типичным ошибкам, часто допускаемым при оформлении платежных поручений, относятся: переплаты, подразумевающие возможность частичного возврата уплаченных средств, и недоплаты, при которых практикуется либо внесение дополнительных сумм, либо зачет ранее сделанной переплаты.

Если заявленный платеж пока еще не исполнен и находится в обработке у банка, плательщик вправе подготовить уточняющий документ и направить его в операционный отдел обслуживающего финансового учреждения.

Как показывает практика, наиболее часто составителями платежных поручений допускаются следующие ошибки:

  • Указывается неправильный код ИНН. Если остальные сведения соответствуют действительности, платежное поручение будет исполнено, уточнять реквизиты не потребуется.
  • Указывается некорректное основание для проведения платежа. Данная ошибка не является существенной. Деньги все равно поступят адресату. Рекомендуется установить связь с получателем средств – его ответ дополняется уточнением основания платежа.
  • Для получателя денег, пребывающего на особом налоговом режиме (например, УСН), в платежном поручении выделяется сумма НДС. Если контрагент не платит НДС, данную ошибку нужно исправить путем отправки уточняющего письма банку, обслуживающему плательщика. Банк плательщика направляет банку получателя соответствующее уведомление.
  • Некорректное указание цели совершаемого платежа. Об этой неточности следует уведомить обслуживающий банк.
  • Указание неверных данных о контрагенте – получателе денег. К примеру, реквизиты адресата уже изменились, а в платежном поручении приведены устаревшие сведения. В этом случае перечисленные средства удерживаются обслуживающим банком до надлежащего уточнения данных. Первый вариант решения проблемы – направить уточняющее письмо банку. Второй вариант – дождаться возврата уплаченных средств (на шестой день) и оформить новый платежный документ с корректными данными.

Порядок направления инкассового поручения

После того как налоговый орган принял решение о взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов за счет средств, находящихся на счетах вашей организации в банках, он должен направить в банк соответствующее инкассовое поручение . Оно должно быть направлено в банк в течение 1 месяца со дня принятия решения о взыскании .

Как вы знаете, решение о взыскании налогов, сборов, пеней и штрафов за счет денежных средств может быть принято только после истечения срока на добровольную уплату налога, установленного в требовании, но не позднее 2 месяцев после окончания этого срока .

Предположим, срок для добровольного исполнения требования об уплате налога истек 21 сентября 2009 г. Значит, решение о взыскании налога за счет денег налоговый орган может принять в период с 22 сентября по 23 ноября 2009 г. . Если решение о взыскании было принято в последний день срока (23 ноября 2009 г.), то последний день, когда можно направить инкассовое поручение в банк, — 23 декабря 2009 г.

Пункты 2, 3 ст. 46 НК РФ.
Пункт 4 ст. 46 НК РФ.
Пункт 3 ст. 46 НК РФ.
Пункт 7 ст. 6.1, п. 3 ст. 46 НК РФ; п. 24 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25.

Статья 60. Обязанности банков по исполнению поручений на перечисление налогов, сборов, страховых взносов

1. Банки обязаны исполнять поручение налогоплательщика на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства (далее в настоящей статье — поручение налогоплательщика), а также поручение налогового органа на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации (далее в настоящей статье — поручение налогового органа) за счет денежных средств (электронных денежных средств) налогоплательщика или налогового агента в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.

Читайте также:  Авансы по транспортному налогу за 1 квартал 2023 в 1С (28.04.2023)

2. Поручение налогоплательщика или поручение налогового органа исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. При этом плата за обслуживание по указанным операциям не взимается.

При предъявлении физическим лицом поручения на перечисление налога в обособленное подразделение банка, не имеющее корреспондентского счета (субсчета), срок, установленный абзацем первым настоящего пункта для исполнения банком поручения налогоплательщика, продлевается в установленном порядке на время доставки такого поручения организацией федеральной почтовой связи в обособленное подразделение банка, имеющее корреспондентский счет (субсчет), но не более чем на пять операционных дней.

3. При наличии денежных средств на счете налогоплательщика или остатка его электронных денежных средств банки не вправе задерживать исполнение поручения налогоплательщика и поручения налогового органа.

3.1. При невозможности исполнения поручения налогоплательщика в срок, установленный настоящим Кодексом, в связи с отсутствием (недостаточностью) денежных средств на корреспондентском счете банка, открытом в учреждении Центрального банка Российской Федерации, или поручения налогового органа в срок, установленный настоящим Кодексом, в связи с отсутствием (недостаточностью) денежных средств на счете налогоплательщика или на корреспондентском счете банка, открытом в учреждении Центрального банка Российской Федерации, банк обязан в течение дня, следующего за днем истечения установленного настоящим Кодексом срока исполнения поручения, сообщить о неисполнении (частичном исполнении) поручения налогоплательщика в налоговый орган по месту нахождения банка и налогоплательщику, а о неисполнении (частичном исполнении) поручения налогового органа — в налоговый орган, который направил это поручение, и в налоговый орган по месту нахождения банка (его обособленного подразделения).

Форма и форматы сообщения банка о неисполнении (частичном исполнении) поручения налогоплательщика или поручения налогового органа и порядок его передачи в электронной форме устанавливаются Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

4. За неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотренных настоящей статьей обязанностей банки несут ответственность, установленную настоящим Кодексом.

Применение мер ответственности не освобождает банк от обязанности перечислить в бюджетную систему Российской Федерации сумму налога. В случае неисполнения банком указанной обязанности в установленный срок к этому банку применяются меры по взысканию неперечисленных сумм налога (сбора) за счет денежных средств в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному статьей 46 настоящего Кодекса, а за счет иного имущества — в порядке, предусмотренном статьей 47 настоящего Кодекса.

4.1. Неоднократное нарушение указанных обязанностей в течение одного календарного года является основанием для обращения налогового органа в Центральный банк Российской Федерации с ходатайством об отзыве лицензии на осуществление банковских операций.

4.2. Требование о перечислении налога в бюджетную систему Российской Федерации (далее в настоящей статье — требование о перечислении налога) должно быть направлено в банк в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи не позднее трех месяцев со дня выявления не перечисленной в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога и составления налоговым органом документа о выявлении не перечисленной банком в бюджетную систему Российской Федерации суммы налога.

Требованием о перечислении налога признается уведомление банка о неперечисленной сумме налога, а также об обязанности перечислить эту сумму налога в установленный срок.

Форматы требования о перечислении налога, а также порядок направления этого требования в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

5. Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении обязанности банков по исполнению поручений налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и распространяются на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации сборов, страховых взносов, пеней и штрафов.

6. Правила, установленные настоящей статьей, также применяются при исполнении банком поручений местных администраций и организаций федеральной почтовой связи на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств, принятых от физических лиц — налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов).

7. При исполнении банками поручений по возврату налогоплательщикам, налоговым агентам, плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов плата за обслуживание по указанным операциям не взимается.

Очередность платежей в платежном поручении в 2021 году

При недостаточности средств на счете налогоплательщика для выполнения поручения банк может допустить неисполнение поручения. Допустить не исполнение поручения банк может по причине недостаточности средств на корреспондирующем счету банку. Эти две ситуации регулируются по-разному, поскольку отличаются друг от друга.

В обоих случаях банк обязан уведомить налогоплательщика и налоговый орган о невозможности исполнить поручение. Форму такого уведомления устанавливает Центробанк.

Формальное списание средств со счета плательщика, при котором соответствующая сумма не поступает в бюджет из-за отсутствия средств на счета не допустимо.

Банк, который допустил нарушение правил проведения расчетных операций на своей вине обязан:

  • вернуть клиенту денежную сумму по невыполненному банковскому поручению;
  • возместить все убытки, связанные с данным нарушением;
  • уплатить проценты, которые будут начислены на сумму невыполненного поручения.

Ответственность за нарушение обязательств, взятых на себя банком, предусматривает гл 25 ГК РФ. Приняв платежное поручение у своего клиента, банк фактически выступает должником по обязательству, которое возникает из этого поручения, и закон обязывает его возместить клиенту все убытки, вызванные не своевременным исполнением обязательства. Убытки определяются по правилам ст. 15, 393 ГК РФ.

Если неисполнение (ненадлежащее исполнение) произошло по вине банка, обслуживающего получателя средств, в результате несвоевременного их зачисления на банковский счет клиента, он также будет нести ответственность, и обязан будет погасить возникшие убытки (ст. 866 ГК РФ).

Читайте также:  О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую

В этом случае ответственность банка, который принял платежное поручение, будет ограничиваться моментом поступления денег на счет обслуживающего банка (ст. 302 ГК РФ).

Инкассовые поручения налоговых органов

Если банк имеет право безакцептно списать денежные средства на основе договоренностей с плательщиком. Чаще всего это происходит, если стороны договора договариваются и передают в банк условия на безакцептное списание со стороны плательщика при условии выполнения определенных условий договора.

Пример

Примером служит оплата коммунальных услуг.

– это закрепленная в Гражданском Кодексе РФ последовательность списания банком денежных средств со счетов клиентов по полученным распоряжениям (расчетным документам), срок оплаты которых уже наступил или наступает в день их получения банком.

Очередь платежа не зависит от видов поступивших в банк распоряжений (платёжных поручений, платёжных требований, инкассовых поручений, …) к счёту клиента, но зависит от наличия средств на этом счёте и их достаточности для оплаты всех поступивших расчётных (платёжных) документов.

Инспекция имеет право выставлять инкассовые поручения к счету компании, если компания не исполняет свою обязанность по уплате налогов добровольно (ст. 46 НК РФ). Решение о взыскании задолженности инспекторы должны вынести в течение двух месяцев с даты окончания срока на добровольную уплату налога по требованию.

Одновременно с решением о взыскании инспекция выставляет инкассовое поручение на всю сумму недоимки и чаще всего блокирует счета. Далее возможны три варианта развития событий.

Компания имеет право оплатить задолженность добровольно даже после того, как налоговики отправили в банк инкассо. В этом случае компании нужно быстрее сообщить инспекции об уплате и показать платежки с выпиской банка. Тогда инспекция отзывает из банка инкассо.

Если компания не собирается платить добровольно, то банк просто списывает долги по инкассо. Причем банк обязан это сделать не позднее следующего операционного дня после его получения.

Очерёдность платежа указывается во всех видах распоряжений клиентов. Так, согласно Положению Банка России от 19 июня 2012 года N 383-П “О правилах осуществления перевода денежных средств” очерёдность платежа (21 номер реквизита) указывается в следующих видах распоряжений клиентов:

  • В платёжном поручении (См. бланк в Приложениях № 2 и № 3 Положения)
  • В инкассовом поручении (См. бланк в Приложениях № 4 и № 5 Положения)
  • В платёжном требовании (См. бланк в Приложениях № 6 и № 7 Положения)
  • В платёжном ордере (См. бланк в Приложениях № 9 и № 10 Положения)

(номер поля 21), отражающий “очерёдность платежа” – обозначается в платёжном документе только одной цифрой в соответствии с федеральным законом (ГК РФ) или не указывается в случаях, установленных Банком России.

С 14 декабря 2013 года очерёдностей платежей установлено – 5 (от первой до пятой), и в платёжном документе всегда ставится одна из этих пяти очередей – изменение в Гражданский Кодекс РФ внесено Федеральным законом от 2 декабря 2013 г. N 345-ФЗ. Этим же Федеральным законом произошла отмена 6 очередности платежа.

Платёжные документы принимаются банками к исполнению при обязательном заполнении всех реквизитов, в которые входит и заполнение 21 реквизита, поэтому платёжный документ без этого реквизита от клиента банком к исполнению практически не принимается.

Неисполнение решения о взыскании налога, сбора, пени

Объектом данного налогового правонарушения являются отношения, складывающиеся при формировании финансовых ресурсов государства.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 135 НК РФ, отличается от объективной стороны правонарушения, предусмотренного п. 2 той же статьи.

В первом случае объективная сторона выражается в неправомерном неисполнении банком в установленный Кодексом срок решения налогового органа о взыскании налога или сбора, а также пени. Объективная сторона правонарушения, установленного п. 2 ст. 135 НК РФ, выражается в совершении банком действий по созданию ситуации отсутствия денежных средств на счете налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, в отношении которых в соответствии со ст. 46 НК РФ в банке находится инкассовое поручение налогового органа.

Согласно ст. 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках. Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика или налогового агента, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика или налогового агента.

Инкассовое поручение (распоряжение) на перечисление налога в соответствующий бюджет и (или) внебюджетный фонд направляется в банк, где открыты счета налогоплательщика, плательщика сборов или налогового агента, и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.

Инкассовое поручение (распоряжение) налогового органа на перечисление налога исполняется банком не позднее одного операционного дня, следующего за днем получения им указанного поручения (распоряжения), если взыскание налога производится с рублевых счетов, и не позднее двух операционных дней, если взыскание налога производится с валютных счетов, поскольку это не нарушает порядка очередности платежей, установленных гражданским законодательством Российской Федерации.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или налогового агента в день получения банком поручения (распоряжения) налогового органа на перечисление налога поручение исполняется по мере поступления денежных средств на эти счета не позднее одного операционного дня со дня, следующего за днем каждого такого поступления на рублевые счета, и не позднее двух операционных дней со дня, следующего за днем каждого такого поступления на валютные счета, поскольку это не нарушает порядок очередности платежей, установленный гражданским законодательством Российской Федерации.

Субъектом данного правонарушения является банк.

Субъективная сторона — это совершение данного правонарушения по неосторожности или умышленно.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *