Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Врач-психотерапевт дала советы, как реагировать на угрозы в Сети». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Другая уловка, применяющую мошенник – заявление о типа наличии сразу нескольких разрешений. Так, FXamo уверяет, что управляется Регулятором по экономическому управлению и надзору (FSA), но требующую документацию не предъявляет. Помимо всего, работа конторы типа «одобряет» Британское регулирование официальной этики в области экономики (FCA), но на портале самой конторы упоминание о Fxamo отсутствует.
С развитием у правоохранительных органов навыков работы с социальными сетями увеличилось и количество уголовных и административных дел «за лайки и репосты».
Достаточно посмотреть заголовки в СМИ и интернет-публикациях: «На пользователя социальной сети возбуждено дело за комментарий с критикой атеистов»; «за лайки уничтожат ноутбук и мышь»; «российский блогер пожаловался в ЕСПЧ на приговор за репост в социальной сети»; «жителя Твери приговорили к двум годам колонии за репосты»; «пенсионера приговорили к двум годам условно за репост».
Причины интереса правоохранительных органов к таким делам просты:
- размытые формулировки действующего законодательства;
- сотрудникам правоохранительных органов того рода дела проще расследовать («кабинетная» работа вместо выезда на осмотр места происшествия, допросов большого количества свидетелей и т.п.), а также выполнять плановые показатели по «противодействию экстремизму»;
- без квалифицированной адвокатской помощи суды полагаются на экспертизу и другие доказательства, представляемые правоохранительными органами;
- пользователи Интернета часто просто не знают о «токсичности» темы, возможной уголовной ответственности или о том, что материал из репоста включён в перечень экстремистских.
Например, есть ответственность за распространение экстремистских материалов (ст.20.29 КоАП РФ, ст.280 УК РФ). Экстремистскими считаются материалы, которые таковыми признал суд.
Постоянно обновляющийся список этих материалов опубликован на сайте Министерства юстиции РФ.
Если пользователь сделал репост материала, о включении которого в этот список он не знал, в его действиях может быть усмотрен состав правонарушения или преступления.
При этом количество «френдов» не имеет значения. Например, за репост ролика, признанного экстремистским, по ст.20.29 КоАП РФ оштрафовали пользователя всего с 36 «френдами». Суд посчитал, что в его действиях есть «массовое распространение экстремистских материалов».
Наиболее «токсичные» темы:
- те, что связаны с национальным вопросом;
- те, что связаны с религиозной принадлежностью или атеизмом;
- Украина, Крым, ДНР и ЛНР;
- Великая Отечественная война и история фашизма;
- материалы, которые могут быть признаны или уже являются экстремистскими по решению суда;
- личная и семейная тайна других лиц.
Уголовные дела «за лайки и репосты» чаще всего возбуждаются по статьям 148, 280, 282, 205.2 УК РФ.
Наиболее часто по так называемым «антиэкстремистским» делам используется ст.282 УК РФ.
Она предусматривает ответственность за «действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенные публично или с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет»». Например, с использованием ст.282 УК РФ по признаку «принадлежность к социальной группе» пытаются привлечь к уголовной ответственности тех, кто некомплиментарно высказывается в адрес чиновников, сотрудников правоохранительных органов, депутатов и т.п.
Для большей надежности представитель Fxamo вспомогательно намеревался обмануть о наличии разрешения VFSC (Комиссия по экономическим услугам Вануату). Этот регулятор не считается надёжным, но даже его разрешение у брокера отсутствует, что тоже просто верифицирует.
Фальсификацию разрешительных документов и адресов лохотрон Fxamo «компенсирует» красочными описаниями достоинств. Такой приём используется многими мошенниками, такой проект – не исключение.
Приведённые конторой преимущества считаются обычной «водой». Так, не установлен размер спредов, а даже если кредитное плечо 1:500 реально предоставляется – в случае с аферистами это грозит ещё более скорого лишения средств при малейшем колебании котировок, регулирующие самим посредником.
Сведения о 12 годах на рынке и управление британским закон – сплошной обман. В действительности посредник не имеет никакого отношения к английским управлениям, что было подтверждено, а обычная верификация возраста домена показывает следующее.
Следует указать: практически 4 года на рынке – довольно большой срок для мошенников, но о 12 годах всё равно не говорится. Помимо всего, судя по датам откликов, первое время посредник не работал, хотя имя было зарегистрировано – отклики в интернете почти все «свежие».
Как мошенничает Fxamo: обзор схемы развода
Суть обман заключается, что представители псевдо-посредника втираются в доверие к наивным пользователям и обещают им большие деньги с Fxamo. Цель шарлатанов – убедить трейдеров открыть один из торговых счетов. Беря во внимание, что для торговли применяется своя площадка, аферисты смогут без проблем нарисовать результаты, чтобы создать иллюзию успешной деятельности. Сложности начинаются, когда лицо пытается снять деньги. Тогда его профиль просто блокируют.
В откликах пользователи компании описывают, что им не давали снимать заработанные средства под разными предлогами. Так мошенникам удаётся вытянуть ещё какую-то сумму. Если у клиента отсутствуют деньги для пополнения счёта, ему рекомендуют взять займ. В результате он попадает в долговую яму, из которой трудно выкарабкаться. Судя по откликам, представитель FXamo смогут угрожать судебными приставами и судопроизводствами, доводя граждан до депрессии.
В первую очередь – фиксировать все новые угрозы, делать скриншоты переписок и, конечно же, блокировать пользователя. Также стоит пожаловаться в службу поддержки социальной сети. В данный момент Инстаграм и многие другие социальные сети довольно оперативно реагируют на нарушения правил и могут заблокировать человека навсегда.
«Представили правоохранительных органов в личной беседе говорят что подобные ситуации не особо кто-то расследует. Я считаю, что угрозы в адрес детей, детали убийства моего ребенка с его фото – незаконные и жестокие действия, психологическое насилие»,
— считает Ольга и подчеркивает: в правовом государстве такие вещи должны пресекаться и контролироваться, а также – иметь огласку.
С точки зрения закона, любая угроза является преступлением, и за нее положено наказание. Однако поскольку в Интернете в принципе достаточно легко встретиться с проявлениями грубости и ненависти, в том числе от анонимных недоброжелателей, то главными проблемами с привлечением к ответственности агрессора могут быть подтверждение обоснованности исходящих от преступника угроз, а также идентификация его личности.
Нужно доказать, что агрессор, запугивая жертву и демонстрируя свои намерения причинить вред ее жизни и здоровью, делал всё возможное, чтобы его действия воспринимались как реальная опасность. Больше о том, что такое запугивание и какое наказание за него предусмотрено, мы рассказывали в этом материале.
В качестве подтверждения противоправных действий необходимо сделать скриншот записи злоумышленника в социальной сети, поскольку впоследствии он может её удалить. Настоятельно рекомендуется заверить скриншот с записью, содержащей угрозу, в нотариальной конторе. Нотариус должен составить «Акт осмотра страницы в сети “Интернет”».
Кроме того, если помимо запугиваний в Сети пострадавший получает очные угрозы либо непосредственно от злоумышленника, либо по телефону, либо в виде письма, их также целесообразно зафиксировать: найти свидетелей и записать телефонный разговор (подробно о том, как быть, если поступают угрозы по телефону читайте тут).
Особенности и группа риска
У больного с данным невротическим нарушением затронуты лишь некоторые стороны психической деятельности, при этом его личность не страдает. Мышление у такого человека вполне нормальное, отсутствуют галлюцинации, бредовые идеи, психозы. Он четко осознает свою патологию, при этом ничего поделать не может: постоянно нервничает, беспокоится, не чувствует себя в безопасности.
Этот дискомфорт значительно влияет на всю жизнь индивида, не давая ему нормально существовать в обществе, работать, учится, отдыхать, реализовывать себя творчески.
Тревожно-фобическому расстройству подвержены люди с неврозами, холерическим типом характера, неспособные преодолеть стресс. Большая доля женщин в статистике обусловлена тем, что подтолкнуть к нему могут гормональные всплески во время беременности и послеродовой период. Гормональные изменения могут таким же образом повлиять и на детей в пубертатном периоде.
Еще один вариант – влияние родителей. К примеру, ребенок женщины, панически боявшейся тараканов и при каждой «встрече» с ними это демонстрировавшей, тоже будет так относиться к этим насекомым.
В группе риска находятся и люди мнительные, раздражительные, зависимые от чужого мнения.
Краткий обзор первоначальных реакций психотерапевта
На первом приеме терапевт обычно использует несколько простых форм реагирования, которые наиболее эффективны для установления терапевтических отношений. Их цель — показать, что вы слушаете и принимаете сказанное клиентом, вызвать его доверие и получить от него как можно больше информации. Более сложные виды терапевтического воздействия, ведущие к осознанию клиентом важных, трудных или опасных для него моментов, следует, вероятно, отложить на более позднее время. Использование этих простых форм реагирования полезно для вас тем, что дает вам время разобраться в происходящем, обдумать полученную информацию, прежде чем вы приметесь за активную работу с клиентом.
Первоначальные терапевтические реакции состоят в следующем: (а) минимальное поощрение; (б) обобщение сказанного клиентом или его пересказ; (в) отражение чувств клиента. Все они являются средствами поддержания общения в процессе слушания, а также позволяют выяснить, что является причиной беспокойства клиента. Эти реакции ненавязчивы, не отвлекают клиента от его мыслей и чувств и не содержат оценок (Knippen, Green, 1994).
Минимальное поощрение — это то, что используется чаще всего. Можно кивнуть, пробормотать «ага» или спросить: «Вы можете рассказать еще что-то?», или «Что вы при этом чувствовали?», либо сказать: «Пожалуйста, продолжайте». Заметьте, что тут есть два аспекта. Первый состоит в том, что клиенту нужен от вас какой-то знак, что он может продолжать; второй же — минимальная выраженность вашей реакции; она не мешает клиенту и не прерывает ход его мыслей. В профессиональной практике каждого бывают случаи, когда в ходе всей консультации мы используем только реакции минимального поощрения, пока клиент изливает нам душу, а в конце приема вздыхает и говорит: «Вы не представляете себе, как мне помог разговор с вами». Возможен и такой вариант: на одной из следующих встреч клиент скажет: «Вы сказали…» или «Вы говорили мне…», хотя ничего такого вы не говорили; на самом деле клиент сам сказал себе то, что хотел услышать. Минимальное поощрение — очень мощное средство общения, особенно во время первой консультации.
Вторая форма реагирования — обобщение сказанного. Она включает в себя внутреннюю систематизацию сообщенного вам набора фактов и событий, суммирование всего материала и пересказ его клиенту своими словами, чтобы он мог подтвердить или скорректировать сформировавшееся у вас впечатление: «Значит, ваша жена потеряла работу и потому стала раздражительной, и она вымещает раздражение на вас и детях». Отметьте, если клиент скажет «да». Это означает, что он продолжит свой рассказ, снабдит вас дополнительной, важной для вас информацией. Суммирование представляет собой естественную реакцию, когда мы пытаемся понять сказанное нам нашим собеседником и затем уточняем, правильно ли мы его расслышали. Именно в силу ее естественности это очень полезная терапевтическая реакция. Кроме того, она не уводит клиента из-под вашего контроля, а просто фиксирует заинтересованность каждого из вас в продолжении разговора.
Но иногда ваше резюме оказывается неправильным. Тогда клиент скажет: «Я не это имел в виду» или «Это не совсем так». (Не волнуйтесь, он не рассердится.) Психотерапевт должен в ответ поблагодарить: «Спасибо, что поправили меня», или «Теперь я понял», или «Я рад, что вы мне это разъяснили». Бывает, что вы все-таки чего-то недопоняли, и тогда нужно попросить уточнить: «Пожалуйста, расскажите подробнее» или «Я хочу, чтобы вы рассказали мне об этом более подробно». Важно не становиться в оборонительную позицию, когда клиент не согласен с вашей трактовкой; скорее всего, он положительно воспримет ваше стремление понять его правильно.
Обобщение — это очень полезная реакция в процессе терапии, когда мы пытаемся понять то, что рассказывает нам другой человек, и хотим удостовериться в том, что мы верно восприняли информацию. Кроме того, она не лишает клиента вашего контроля, а просто ведет вас обоих в одном направлении.
Третья форма реакции — отражение чувств клиента по поводу его ситуации, независимо от того, выражает ли он их явно или же они вам просто становятся понятны из контекста. На данном этапе это самая сильная реакция. Клиент часто будет демонстрировать признаки гнева, хотя и не признается в этом, но вы это чувствуете или ощущаете: «Это наверняка вас рассердило», или «Похоже, вы здорово разозлились, когда это произошло», или «Вы сейчас на меня очень сердитесь». Этими ответами вы преподали клиенту несколько важных уроков. Во-первых, что сердиться можно. Во-вторых, что вы, психотерапевт, не боитесь гнева клиента; и, в-третьих, что назвать гнев своим именем — значит сделать первый шаг к овладению этим состоянием.
Точно так же обстоит дело с чувствами горя, одиночества, фрустрации, амбивалентности и множеством других сильных переживаний, которые побудили клиента проходить терапию. Поскольку ваши реакции сообразно отражают эти чувства, клиент часто будет говорить «да». За этим может последовать глубокий вздох, выражающий облегчение оттого, что его услышали, поняли и приняли.
Очень важно, что вы предпримете дальше. По мере возможности вашей следующей реакцией должно быть заинтересованное молчание. Клиенту нужно время на обдумывание ваших комментариев по поводу того, что он вам рассказал. После такого заинтересованного молчания клиент часто говорит что-то самое важное из сказанного им до сих пор:
Клиент: Каждый раз, когда мать звонит мне, она только и делает, что жалуется, жалуется, бесконечно жалуется на папу. Господи, они ведь уже семь лет в разводе! Могла бы уже и успокоиться.
Психотерапевт: Значит, когда ваша мать жалуется на папу, вы чувствуете, что начинаете сердиться. Должно быть, вы сердитесь уже при самой мысли о том, что позвоните ей. Стоит вам только подумать…
Клиент: Это так. (Молчание). Но знаете, когда я сержусь на мать, я чувствую себя виноватым. Все-таки она мне мать. Я чувствую себя менее виноватым, если вместо этого начинаю злиться за что-нибудь на свою жену.
В первую очередь – фиксировать все новые угрозы, делать скриншоты переписок и, конечно же, блокировать пользователя. Также стоит пожаловаться в службу поддержки социальной сети. В данный момент Инстаграм и многие другие социальные сети довольно оперативно реагируют на нарушения правил и могут заблокировать человека навсегда.
«Представили правоохранительных органов в личной беседе говорят что подобные ситуации не особо кто-то расследует. Я считаю, что угрозы в адрес детей, детали убийства моего ребенка с его фото – незаконные и жестокие действия, психологическое насилие»,
— считает Ольга и подчеркивает: в правовом государстве такие вещи должны пресекаться и контролироваться, а также – иметь огласку.
Что закон говорит о принудительной госпитализации
«Лицо, страдающее психическим расстройством, может быть госпитализировано в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, без его согласия либо без согласия одного из родителей или иного законного представителя до постановления судьи, если его психиатрическое обследование или лечение возможны только в стационарных условиях, а психическое расстройство является тяжелым и обусловливает:
а) его непосредственную опасность для себя или окружающих, или
б) его беспомощность, то есть неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности, или
в) существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если лицо будет оставлено без психиатрической помощи».
Примеры провокационных действий
Приведем несколько примеров, как провокатор может действовать, чтобы вызвать нужную ему реакцию оппонента.
Самыми распространенными способами провокаций являются:
- «Слабо». Этот детский способ до сих пор действенный и многие на него ведутся, даже осознавая, что это абсолютно «неприкрытая» прямая манипуляция. Доказать манипулятору, что он не отличается от других, — именно то поведение, которое и ждет провокатор.
- Лесть. Лесть может быть явной или завуалированной. Таким способом провокатор «втирается в доверие», вызывает к себе расположение и побуждает человека вести себя определенным образом. Вы даже можете не заметить «злую игру» и провокации собеседника.
- Ссора. Создать открытый конфликт, поссорить вас с кем-нибудь другим и выступить впоследствии «миротворцем» — стратегия истинного манипулятора.
- Сочувствие. Часто под видом сочувствия провокатор говорит гадости и неприятные вещи.
- Тайна. Действенный способ, чтобы узнать у собеседника какие-то сокровенные данные. Психологическое побуждение рассказать секрет на ответный секрет.
- Соблазнение. Дело может касаться как провокаций в интимном плане (например, жена может специально проверить мужа на верность), так и нет.
- Жалость и вина. Вызвать эти негативные чувства — тоже распространенная «техника» манипулятора. Часто это женские провокации, но и мужчины могут ими пользоваться.
Прием у психотерапевта, что говорить
У людей часто возникают вопросы, как вести себя на приеме у психотерапевта? Как проходит прием и какие вопросы задает психотерапевт на приеме?
Не нужно переживать на приеме за то, что психотерапевт не поймет пациента. При правильном подборе врача, он поймет в любом случае, на то он и специалист. Но это произойдет только тогда, когда установится взаимопонимание и доверие между пациентом и врачом. Человек должен полностью довериться специалисту и точно выполнять все его указания, а также рекомендации, поскольку без этого лечение будет бесполезным.
Что делает психотерапевт на приеме? Врач-психотерапевт полностью оценивает ситуацию, выясняет особенности развития высшей нервной системы, а также причины проявления тех симптомов, на которые у пациента есть жалобы. На это примерно требуется около одного часа. От врача нельзя скрывать что-либо или искажать истину, поскольку специалист может принять неверное решение, что скажется на качестве лечения.
Первый прием у психотерапевта включает знакомство с пациентом. На первой консультации врач большую часть времени расходует на то, чтобы оценить эмоциональное состояние пациента и сориентироваться в его жизненной ситуации (настоящее, прошлое, планы на будущее). Происходит своеобразная «проверка на совместимость» между пациентом и врачом, формируется психоэмоциональный контакт и задачей врача-психотерапевта выступает умение правильно «подстроиться» к пациенту.
На приеме у врача-психотерапевта выясняются все аспекты течения и формирования заболевания, индивидуальные параметры развития организма, особенности адаптации и социального функционирования.
Во время первого приема психотерапевт пытается установить истинные психические реакции, а также возможные нарушения в мыслительных процессах и поведении пациента.
Заканчивая первую консультацию, специалист определяет состояние высшей нервной деятельности человека и уже по результатам направляет его домой с рекомендациями о нормализации режима дня, при необходимости направляет на подробное обследование к смежным специалистам.
Если на приеме психотерапевт обнаруживает по своей специализации какие-либо нарушения, то он принимает решение о начале терапии, при этом он подробно оповещает пациента о предполагаемом плане лечения и применении в случае необходимости медикаментозных средств, получая на это у него письменное согласие.
Примерная схема лечения у врача психотерапевта выглядит так:
- медикаментозная терапия;
- назначение диеты;
- установка режима дня;
- психотерапия.
Врач-психотерапевт может выполнять все функции самостоятельно либо вместе с клиническим психологом или обычным психологом, но при обязательном условии – наличии у последнего высшего психологического образования.
Ели врач назначил медикаментозную терапию после первой консультации, то пациенту назначается день следующего визита. Это делается с целью прохождения более детального обследования, а также для подготовки к сеансам психотерапии. Для этого потребуется еще 2-3 посещения, которые назначаются обычно через 2-3 дня. В эти дни посещений, психотерапевт ведет активное обследование с применением лечебных технологий. Также он контролирует действие медицинских препаратов, в случае необходимости проводит коррекцию медикаментозной терапии и готовится непосредственно к психотерапии.
Пациенту следует понимать, что если специалист принимает решение о проведении медикаментозной терапии, то он руководствуется конкретными основаниями. А ввиду того, что лечение подбирается индивидуально, то невозможно узнать сразу реакцию организма на препараты, поэтому необходимо время, для отслеживания их действия, чтобы пациенту не навредить. С другой стороны, если требуется медикаментозная терапия, то, это значит, что организм человека еще не готов принять психотерапевтическое лечение, и необходимо время для начала позитивного действия препаратов.
Психотерапия может помочь пациенту тогда, когда она осуществляется на фоне улучшения состояния, а это достигается медикаментозно и не всегда быстро. Параллельно психотерапевт отслеживает и корректирует четкость и правильность выполнения его рекомендаций по диете и режиму дня.
Неэффективные реакции
Чтобы лучше понять различия между общением в процессе терапии и тем, как мы общаемся в других ситуациях, когда играем другие социальные роли — родителей и детей, преподавателей и студентов, друзей и любовников, коллег и просто случайных знакомых, — рассмотрим такие типичные реакции, которые обычно оказываются неэффективными, и постараемся понять, почему они неэффективны.
НЕИСКРЕННЕЕ ПОДБАДРИВАНИЕ. Слова «Уверен, что вы найдете другую работу» воспринимаются клиентом как ложь. Для того чтобы что-то изменилось, клиент должен верить, что это возможно. Клиент часто приходит на терапию с ощущением безнадежности. Несмотря на наше желание обнадежить его, неискреннее подбадривание имеет противоположный эффект; оно только еще больше его расстроит. Если сказать ему, что другие в аналогичной ситуации добивались успеха, это не поднимет его дух, а наоборот, может породить уныние. Из жизненного опыта мы знаем: если умерла надежда, то бессмысленно ожидать какого-то прогресса. Вы не сможете помочь клиенту обрести надежду, если будете пытаться неискренне ободрять его, говорить банальности или приводить в пример других. Надежда приходит изнутри, а не в результате выслушивания чужих советов и сентенций. Консультант, который уподобляется родителям, пусть даже хорошим, стремящимся приободрить своего ребенка, лишь дискредитирует себя в глазах клиента.
ОТРИЦАНИЕ — это самая заманчивая из ответных реакций. Когда мы слышим то, что нам не нравится, или то, что мы не одобряем, когда мы видим страдающего человека или когда его боль напоминает нам о собственной боли, тогда возникает сильное желание сказать клиенту, что на самом деле его негативные убеждения или чувства — ошибочны: «Конечно же, ваши родители вас любят», или «На самом деле вы любите свою жену», или «Разговоры о самоубийстве — чепуха. Вам есть ради чего жить». В этом случае у клиента есть только два варианта поведения: притвориться, что он согласен с вами, чтобы не разонравиться вам, либо спорить, приводя все больше примеров для объяснения, почему он испытывает эти чувства, и надеясь, что вы наконец его поймете. Ни то, ни другое не поможет самому клиенту; и то, и другое в конце концов выведет вас из себя.
ВИНИТЬ КЛИЕНТА можно как явно, так и косвенно, причем последнее особенно опасно для наиболее уязвимых клиентов: «Чем вы так рассердили начальницу, что она вас уволила?» Теперь клиент уверен, что не только начальница, но и психотерапевт считает его виновным.
СВЕТСКИЕ РЕПЛИКИ. Они так легко сходят с языка, что мы часто поддаемся соблазну сказать что-то бесполезное или даже вредное. Реакции, уместные в ситуации светского общения, обычно неприемлемы для психотерапии. Например, своему знакомому вы можете сказать: «Вот увидишь, завтра все будет хорошо». И ему действительно станет легче. Но клиента это только расстроит. Он знает, что завтра ничего не изменится. Другой пример. Вы говорите: «Я вас понимаю. Со мной было то же самое. Помню, как-то раз…» Клиент в полной растерянности: кому нужна помощь — ему или вам?
СОВЕТЫ порождают чувство фрустрации; обычно люди не следуют советам, особенно таким, как: взять себя в руки, смотреть на жизнь более оптимистично, вспомнить, в чем в жизни повезло. Давая совет, вы попадаете в ловушку. Человек может сказать «да», вроде бы считая совет ценным. А потом добавит «но…» и объяснит, почему совет не годится. Начинается обмен репликами: «Почему бы вам не…» — «Да, но…» Иногда от совета трудно удержаться, особенно если вы действительно знаете, что надо делать клиенту. Но помните: то, что человек говорит себе сам, гораздо ценнее того, что можете сказать ему вы, даже если ваши слова правильнее. Ваша задача — помочь ему сказать себе все полезное для изменения его взглядов и поведения, а не говорить это за него.
Иногда мы должны сказать то, что похоже на совет, но, по сути, им не является. Например, сообщить необходимую клиенту информацию: «По соседству с вами есть агентство, там работают хорошие люди, которые могут помочь в уходе за пожилым человеком». Дающий совет заинтересован в нем, а получающий его предположительно должен ему последовать. При этом нам часто хочется проверить, был ли наш совет «выполнен». Когда же мы даем информацию, то клиент волен делать с ней то, что считает нужным. Совет принадлежит тому, кто его дает, а информация — тому, кто ее получает.
Итак, суммируем: в процессе первичной консультативной встречи можно ограничиться тремя описанными выше основными формами реакций, пока вы не совладали со своей собственной тревожностью, пока не появилась уверенность, что вы действительно слушаете клиента, и пока у вас еще не появилось ощущение, что вы достигли такого уровня понимания клиента, что можете переходить к более глубокому вмешательству.
Признаки компьютерной зависимости у детей
- Ребенок теряет интерес к другим занятиям.
- Все свое свободное время ребенок стремится провести за компьютером или ТВ.
- Общение с другими детьми начинает сводиться только к компьютерным играм.
- Происходит постепенная утрата контакта с родителями.
- Ребенок все меньше стремится к общению с другими, общение становиться поверхностным.
- Формально отвечает на вопросы, избегает доверительных разговоров.
- Ребенок начинает обманывать, стремится любыми способами заполучить желаемое.
- Ребенок скрывает, сколько на самом деле времени провел за компьютером или телевизором.
- На любые ограничения, связанные с компьютером, ТВ, планшетом или телефоном реагирует нервно, сильно переживает, злится, грубит, может плакать.
- Теряет контроль над временем, проведенным за экраном.
- Ребенок начинает есть возле компьютера.
- Ребенок уже с утра начинает просить мультики или компьютер.
- Ребенок приходит из школы и первым делом садиться перед ТЗ или включает компьютер.
- Непонятный эмоциональный подъем, который резко сменяется дурным настроением. Присмотревшись, вы поймете, что все это связано с виртуальными успехами и неудачами в игре.
- Завзятого компьютерщика можно отличить сразу. Он обращен внутрь себя, не замечает или игнорирует внешние события, плохо адаптируется к реальной жизни. Даже красоты природы — и те воспринимаются с меньшим восторгом, поскольку возможности компьютерной графики безграничны, и на экране монитора появляются дивные, фантастически прекрасные пейзажи, которые не существуют в действительности.
Причины компьютерной зависимости
- Отсутствие или недостаток общения и теплых эмоциональных отношений в семье. Когда родители (или иные близкие родственники) не уделяют ребенку времени, необходимого для ежедневного выражения искреннего участия в жизни ребенка, не интересуются состоянием душевного мира, мало спрашивают о его мыслях и чувствах, о том, что действительно волнует и тревожит ребенка, не слышат его. Конечно, по указанной причине может развиваться не только зависимость от компьютерных игр и развлечений, но и другие виды зависимости, а также различные формы отклонений в поведении.
- Отсутствие у ребенка серьезных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером. Например, жил-был 13-летний подросток. Ничем особо не увлекался, читать не любил, гулять тоже не очень, по дому помогать особо не стремился, да и к учебе мало рвения проявлял — так, телевизор бы ему все смотреть да «в потолок плевать». И вот, появляется у этого юного лентяя компьютер! Подросток понимает, что можно сидя дома, не утруждая себя излишним напряжением, стать крутым бандитом (в игре), найти себе собеседника, с которым в любой момент не трудно прекратить общаться, достать (скачать) реферат, ради которого раньше пришлось бы идти в библиотеку. Столь радужная перспектива «пригвождает» ребенка к экрану монитора. Опять же не факт, что обязательно возникнет компьютерная зависимость, но… предпосылка весомая.
- Неумение ребенка налаживать желательные контакты с окружающими, отсутствие друзей. Допустим, ребенок (подросток) слишком застенчив и не может свою застенчивость побороть. Или наличие видимого физического недостатка, внешняя некрасивость отталкивает сверстников от общения с ним, или у ребенка развились черты характера, препятствующие установлению дружеских привязанностей: замкнутость, злобность, чрезмерная жадность, мстительность, обидчивость, агрессивность.
- Общая неудачливость ребенка. Эта причина схожа с предыдущей. Например, ребенок и в школе учится неважно, и в компании ребят не заводила, и с родителями отношения не блещут. Если такое положение вещей не устраивает ребенка, он вполне может впасть в зависимость от компьютерных игр, где он — главный герой, он на вершине успеха, он победитель, властитель, первый разрушитель (или созидатель). В сети Интернет такой ребенок может создать себе образ, противоположный реальному: другое имя, другая внешность, другая, более «выгодная» самопрезентация.
- Склонность подростков к быстрому «впитыванию» всего нового, интересного.
- Желание ребенка быть «как все» его сверстники, следовать за их увлечениями, не отставать.